Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование рекламы

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Указанное решение должно быть мотивировано. Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия решения, содержащего основания для исключения сведений о туроператоре из реестра, не позднее дня, следующего… Читать ещё >

Правовое регулирование рекламы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовое регулирование рекламы

Активное развитие современного рекламного рынка России началось в начале девяностых годов, и практически одновременно стали появляться правовые акты, регулирующие рекламную деятельность. Одними из первых документов, касающихся рекламной деятельности, стали принятые в период 1991;1995 гг. Законы РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О средствах массовой информации», «О защите прав потребителей», «О сертификации работ и услуг», «Об основах туристской деятельности», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «О рекламе».

Со временем, с изменением форм собственности и другими объективными причинами в законы были внесены изменения, поправки.

Закон РФ «О рекламе»

Федеральный Закон РФ «О рекламе» (№ 38-ФЗ) был принят 13 марта 2006 года, изменения и поправки были внесены в 2006, 2012, 2008 гг.

Закон, прежде всего, дает определение основных понятий, связанных с рекламным процессом: реклама, объект рекламирования, товар, ненадлежащая реклама, рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель, потребители рекламы и др.

Закон состоит из 6 глав, 40 статей.

В 1 главе «Общие положения» дается определение целей настоящего закона, сферы его применения, основных понятий, используемых в законе, общие требования, предъявляемые к рекламе.

В 1 статье Закона «О рекламе» дается определение цели закона — как развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а так же пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Сферой применения настоящего закона (статья 2) является сфера рекламы независимо от места ее производства. Закон не распространяется на: политическую рекламу, справочно-информационные и аналитические материалы, сообщения органов государственной власти, информацию о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, вывески и указатели, не содержащие рекламного характера.

В статье 3 закона используются следующие основные понятия:

1. реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2. объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3.товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4. ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5. рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6. рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7. рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8.потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9.спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции телеили радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10. спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11. социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение

благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12. антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

В статье 5 закона «О рекламе» говорится об общих требованиях к рекламе, которая разъясняет, что:

1.Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2.Недобросовестной признается реклама, которая:

— содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

— порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

— представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

— является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

— о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

— о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

— об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

— о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

— об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

— о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

— об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

— о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

— об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

— о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

— о результатах исследований и испытаний;

— о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

— о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

— об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

— о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

— о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

— об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

— о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

— об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Защищены в статье 6 закона интересы несовершеннолетних в рекламе, где не допускается дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним. В статье 7 дается перечень товаров, реклама которых не допускается, производство и реализация которых запрещена в Российской Федерации.

В статье 10 дается определение социальной рекламы, рекламодателем которой могут выступать физические, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

В статьях 11−13 оговариваются сроки действия рекламы, хранения рекламных материалов, представлении информации рекламодателям.

Во 2 главе «Особенности отдельных способов распространения рекламы» оговаривается реклама в телепередачах и телепрограммах (статья 14), при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом реклама не должна занимать более чем 7% площади кадра и др.

В Законе «О рекламе» предусмотрены особенности рекламы в радиои телепрограммах (статья 15), в периодических печатных изданиях (статья 16), кинои видеообслуживании (статья 17), наружной рекламе и установке рекламных конструкций (статья 19), в которой указывается, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

В 3 главе «Особенности рекламы отдельных видов товаров» оговаривается реклама алкогольной продукции, пива и напитков, табака и курительных принадлежностей (статьи 21−23), указывается, что:

— спиртные напитки нельзя рекламировать на первой и последней страницах газет и журналов и на всех видах транспортных средств общего пользования;

— не разрешается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления алкогольных напитков;

— запрещена реклама пива в телепрограммах с 7.00 до 22.00, и на радио — с 9.00 до полуночи;

— запрещено использовать образы детей в рекламе алкоголя, табака, азартных игр.

В статье 24 закона говорится о рекламе лекарственных средств, что запрещен показ людей в белых халатах в рекламе фармацевтических препаратов; реклама лекарственных средств может размещаться только в специализированных изданиях или в местах проведения медицинских мероприятий; реклама биологически активных добавок (статья 25), реклама продукции военного назначения и оружия (статья 26).

В 4 главе «Саморегулирование в сфере рекламы», в статья 31 определяет права органов саморегулирования в области рекламы. Органом саморегулирования в области рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц. Они привлекаются к разработке правил всей профессиональной деятельности в сфере рекламы, участвуют в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства РФ о рекламе (статья 32).

В 5 главе «Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе», в статье 33, закон определяет органы, осуществляющие государственный контроль в области рекламы. Таким органом является федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения, который имеет следующие полномочия:

— предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

— возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

— выдает рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

— предъявляет в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

— предъявляет в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона;

— применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

— обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 настоящего Федерального закона;

— выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции (п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2012 N193-ФЗ).

В 6 главе «Заключительные положения» Закон «О рекламе» определяет также ответственность за нарушение рекламного законодательства (статья 38). В пп. 6, 7, 8 статьи 38 определяется ответственность рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя за нарушение требований данного закона, определяется сумма штрафов.

Как показывает практика, после выхода Закона «О рекламе» наиболее распространенными нарушениями в области рекламного законодательства, которые допускали туристские фирмы, были отсутствие в рекламе ссылки на лицензию и наименование органа её выдавшего, а так же отсутствие в рекламе информации об обязательной сертификации.

Также введены следующие запреты:

реклама финансовых услуг должна содержать название компании или лица, оказывающего эти услуги; в ней не должно быть гарантий или обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом; если речь идет о рекламе кредита и указана хотя бы одна из составляющих его стоимости, то должны быть указаны и все остальные составляющие;

реклама, связанная с привлечением средств в долевое строительство, не допускается до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома;

в рекламе ценных бумаг нужно указывать лиц, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам; такая реклама не должна содержать прогноза роста курсовой стоимости ценных бумаг;

реклама в дни национального траура;

распространение рекламы посредством передвижения конструкций, установленных на автомобилях, а также совмещение рекламы с дорожными знаками;

реклама наркотических средств, психотропных веществ, а также взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

реклама органов и тканей человека в качестве объекта купли-продажи.

Основные изменения коснулись рекламы на телевидении. Многие производители крепких напитков в настоящее время обходят запрет на рекламу алкоголя, продвигая маринованные перцы, питьевую воду, одежду, книги под тем же брендом, что и водку, т. е. используют «зонтичный» бренд. Например, консервированный перец, который рекламируется под маркой Nemiroff, можно встретить в магазинах редко, потому что эта компания производит в основном водку и через рекламу другого продукта провоцирует ее покупать. То же самое с брендом «Флагман», под которым рекламируются конфеты и слабоалкогольная продукция, а на самом деле в магазинах продается в основном водка с таким же названием.

С июля 2006 г. телеканалам пришлось сократить количество рекламы до 12 минут в час (20% эфирного времени), с 2012 г. — до 9 минут (15%). Раньше разрешалось отдавать под рекламу 20% всего суточного вещания. Телеканалы этим пользовались, предоставляя меньше рекламы утром и днем, и больше — в дорогое вечернее время. С введением в силу закона рекламные блоки будут распределены более равномерно, при этом каждый из них не может длиться свыше 4 минут.

Цены на рекламу постепенно снижаются, так в 2006 г. — затраты составили 30%, в 2006 г. — 26%, а в 2012 г. — 25,1%.

По оценке экспертов, с введением в действие нового Федерального закона «О рекламе», объем рекламы на федеральных каналах будет увеличиваться медленнее, так как в целом цены на ТВ-рекламу станут выше и часть рекламодателей уйдет полностью или передаст часть бюджетов на региональное ТВ и в альтернативные телевидению виды медиа.

Новый импульс развития получат реклама в прессе, на радио, в Internet, наружная реклама. Особые надежды аналитики возлагают на рынок BTL (от англ. below the line - под чертой) — акции в магазинах, рассылки информационных материалов, подарки за покупку и пр.

Позитивным последствием Закона станет также более равномерное распределение рекламных средств. В настоящее время рекламный рынок развивается однобоко: деньги сосредоточены в Москве и на телевидении. Новый Закон ускорит рост рынка региональной ТВ-рекламы, а также рекламы в других средствах распространения.

Другое позитивное следствие нового закона — реклама стала более эффективной и адресной, так как с удорожанием ее стоимости многим компаниям пришлось полностью или частично уйти с федеральных телеканалов в региональные и профильные медиа, поэтому приходится более вдумчиво подходить к вопросам определения целевой аудитории.

Можно с уверенностью сказать о том, что повысилось качество самих рекламных роликов, так как каждый контакт со зрителем стал существенно дороже, и это заставило рекламодателей внимательнее относиться к своему рекламному продукту.

Ранее были приняты Федеральный закон от 07.03.2005 «Об ограничении розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (№ 11-ФЗ), по которому с 1 апреля 2005 г. запрещается употребление пива на улицах и в общественных местах, за исключением баров и магазинов, и Федеральный закон от 10.07.2001 «Об ограничении курения», по которому запрещается курение на рабочих местах, в транспорте, больницах, учреждениях культуры и образовательных организациях, за исключением специально отведенных для этого мест.

Закон «О защите прав потребителей»

Закон «О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 года № 2300−1, в последующем изменения и дополнения были внесены 25 октября 2012 года № 234-ФЗ.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на: регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т. д.

Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов. Субъекты административной и уголовной ответственности — это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Формулировка понятия «потребитель» приведена в соответствии с текстом ст. 492 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), определяющей договор розничной купли-продажи. Данное определение «потребителя» указывает на то, что гражданин — это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства, согласно ст. 2 ГК РФ. Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц, а также и на потребителей — физических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения своих нужд.

Контрагентом потребителя могут выступать изготовитель, исполнитель, продавец. Они могут быть: коммерческими, некоммерческими организациями, иностранными юридическими лицами.

Все организации, для занятия определенным видом деятельности, должны иметь лицензию (ст. 49, 52 ГК и ст. 24 Закона РФ «О некоммерческих организациях»).

Изготовителем признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. В данном случае, опираясь на ст. 50 ГК РФ юридические лица, реализующие товар (работу, услугу) потребителю, могут быть коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) или некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации).

Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1, ст. 23. ГК РФ). Таким образом, изготовителем признается лишь то лицо, которое производит товары для их реализации потребителям. Однако сам изготовитель реализует произведенный им товар торгующим организациям, но не самому потребителю. Изготовитель, самостоятельно реализующий изготовленные им товары потребителю, в таком случае будет считаться продавцом.

Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Юридическим основанием возникновения каких-либо отношений потребителя и исполнителя являются в данном случае заключенные между ними договоры, например договор — подряда, перевозки, аренды, заказа и т. д. Признак возмездности выполненной работы, оказанной услуги является основным условием выдвижения на основании Закона требований к организации любой формы собственности.

Продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Говоря о договоре купли-продажи товара, работы, услуги потребителю, прежде всего следует иметь в виду одну из его разновидностей — договор розничной купли-продажи, где одной из сторон, осуществляющей розничную торговлю, выступает предприятие или индивидуальный предприниматель. Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В преамбуле к Закону дается понятие " недостатка товара (работы, услуги)" . Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение «недостаток» делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя.

Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Выше указанное понятие «недостаток» приведено в соответствии с критерием качества товара, предусмотренного ст. 469 ГК РФ.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Главное отличие существенного недостатка от недостатка, состоит в том, что он не может быть устранен по тем или иным причинам, указанным в законе.

Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью.

Безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Требования к обеспечению безопасности товара, а также к безопасности процесса выполнения работы, оказанию услуги для жизни и здоровья потребителя являются обязательными и устанавливаются в государственных стандартах. К технически сложным товарам устанавливаются требования по безопасности, а для продуктов питания утверждаются специальные предельно допустимые нормы содержания в них вредных для здоровья добавок, концентратов и других веществ. Ст. 238 Уголовного кодекса РФ «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» имеет целью обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, приобретающих для личного потребления продовольственные и промышленные товары либо пользующихся работами, услугами. Официальным документом, удостоверяющим соответствие товаров (работ, услуг) требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей является сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации. Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям производится маркировка продукции знаком соответствия (глава 4 Закона № 184-ФЗ РФ «О техническом регулировании»).

Импортер — организация независимо от организационной формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

В Законе «О защите прав потребителей» дается четкая формулировка качеству товара (работы, услуги) (статья 4), право потребителя на безопасность товара (статья 7) в течение установленного срока службы или срока годности товара.

Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) включают:

— фирменное наименование своей организации;

— место нахождения (адрес);

— режим работы;

— информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

В законе (статья 18) оговариваются права потребителя при обнаружении в товаре недостатка, и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатка (статья 19).

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Закон № 132 — ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был принят 24 ноября 1996 года с дополнениями и изменениями в 2003, 2004, 2012гг. В нем регулируются правовые отношения, связанные с созданием и функционированием единого туристского рынка в РФ.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный — туризм выездной или въездной;

туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее — туроператор);

турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);

заказчик туристского продукта — турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

формирование туристского продукта — деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта — деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

экскурсант — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

экскурсовод (гид) — профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

гид-переводчик — профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

инструктор-проводник — профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

туристская путевка — документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также — финансовое обеспечение).

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Финансовое обеспечение не требуется для:

— организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;

— государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

На территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (далее — иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Требования, предъявляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.

В статье 4.1. перечисляются Условия осуществления туроператорской деятельности, дается определение Единому федеральному реестру туроператоров, куда вносятся сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение.

В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

— полное и сокращенное наименования на русском языке если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке — также наименование туроператора на этом языке;

— адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

— сведения об учредителях туроператора;

— серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

— серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

— фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее — руководитель туроператора);

— размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

— сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

— адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма. Сведения о туроператоре вносятся в реестр на основании:

— заявления туроператора, представляемого в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и содержащего сведения, подлежащие внесению в реестр. Указанное заявление составляется в письменной форме и удостоверяется подписью руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного представлять туроператора. При этом руководитель туроператора или иное лицо, уполномоченное представлять туроператора, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии — иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с заявлением туроператора о внесении сведений о нем в реестр представляются документы, подтверждающие сведения о туроператоре, подлежащие внесению в реестр, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее пяти дней со дня поступления заявления туроператора с приложением всех необходимых документов принимает решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр таких сведений. Указанные решения оформляются соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. За рассмотрение заявления туроператора о внесении сведений о нем в реестр и за внесение этих сведений в реестр плата не взимается.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, туроператор обязан не позднее 10 дней со дня изменения сведений уведомить об этом в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и представить документы, подтверждающие достоверность этих изменений, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.

В случае принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в реестр это решение должно быть мотивировано. Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия указанного решения, содержащего основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора.

Основаниями для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр являются:

— представление недостоверных сведений о туроператоре;

— несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма публикует не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре:

— полное и сокращенное наименование;

— адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

— идентификационный номер налогоплательщика;

— размер финансового обеспечения,

— номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

— адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

При изменении указанных в части четырнадцатой настоящей статьи сведений о туроператоре, внесенных в реестр, такие сведения размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в сети Интернет не позднее трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

Иные сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, представляются по письменным запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма может быть выдано свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр. Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре из реестра в случаях:

— ликвидации туроператора — со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о внесении в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что туроператор находится в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем публикации в соответствии с указанным Федеральным законом решения о предстоящем исключении туроператора из единого государственного реестра юридических лиц;

— прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования, — со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о завершении в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизации туроператора;

— непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок — со дня, следующего за днем истечения установленного статьей 17.3 настоящего Федерального закона срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Указанное решение должно быть мотивировано. Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия решения, содержащего основания для исключения сведений о туроператоре из реестра, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра вступает в силу со дня его принятия. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее трех дней со дня принятия указанного решения размещает его на своем сайте в сети Интернет.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра может быть обжаловано в суд.

Нарушения рекламного законодательства Российской Федерации

В 2012 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассмотрела около 17,5 тыс. фактов, указывающих на нарушения законодательства о рекламе, что на 1500 фактов превышает показатель 2006 г. По итогам их рассмотрения возбуждено около 2600 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано более 1000 предписаний о прекращении нарушений и 69 решений об осуществлении контррекламы.

На приведенном рисунке представлена структура рекламного законодательства в 2012 г.

1 — 52,4% — нарушения общих требований к рекламе (ст. 5 ФЗ);

2 — 16,9% — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама (ст. 6−10 ФЗ);

3 — 8,3% — нарушение порядка установки наружной рекламы (ст. 14 ФЗ);

4 — 5% — нарушения в отношении алкогольной и табачной продукции;

5 — 6,5% — производства и оборота этилового спирта;

6 — 3,4% — нарушения в области рекламы в периодических изданиях;

7 — 2,5% — нарушения охраняемых интересов несовершеннолетних;

8 — 1,4% — нарушения, допущенные в рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг;

9 — 0,8% — нарушение порядка размещения рекламы на ТВ;

10 — 7,8% — другое.

С 27 января 2008 г. максимальный штраф за нарушение рекламного законодательства увеличился с 500 до 5000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). По данным ФАС, из примерно 4 тыс. дел, ежегодно им возбуждаемых, административное наказание в виде штрафа назначается в 1,5—2 тыс. случаев.

реклама закон потребитель туристский

1. Интернет-маркетинг на 100%;под ред. С. Сухова.- СПб.: Питер, 2009; 240с.

2. История рекламы: Учебник для вузов по спец. «Реклама», МО РФ, УМО.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 495 с.-Библиогр.:с.442−443. Персоналии: с.428−431. — Понятия

3. Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец.; под ред. д-ра экон. наук, проф., академика МАН высшей школы В. М. Семенова, МО РФ.-СПб.: Питер, 2008. — 416 с.-(Учебник для вузов)

4. Книга руководителя отдела PR: Практические рекомендации.-СПб.: Питер, 2008. — 336 с.-(Совет директоров)

5. Рекламное дело: Учебное пособие для вузов .-М.: Дашков и К, 2008. — 368 с.-Библиогр.: с. 364−367.-Список терминов: с. 344−363

6. Реклама: язык, речь, общение: Учебное пособие для вузов по спец. «Социально-культурный сервис и туризм» ;под ред. О. Я. Гойхмана, В. М. Лейчика, УМО по образованию в.-М.: ИНФРА-М, 2008. — 288 с.-Библиогр.: с. 257−260.-Глоссарий: с. 261−269.-Прил

7. Основы рекламы: Учебное пособие для вузов по спец. «Реклама», УМО по образованию в.- М.: Академический Проект, 2008. — 330 с.- Библиогр. с.: 325−328. Прил.: с. 290−297. Глоссари

8. Маркетинг: Учебник для вузов по спец. «Экономика и управление», МО РФ.- М.: Дашков и К, 2008. — 200 с.-Библиография: с. 198−199

9. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение.- М.: Вершина, 2008. — 480 с.-Библиография: с. 370−384.-Прил.: с. 385−478

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой