Особенности создания стоматологической деятельности
Именно такой порядок действий позволяет реализовать задуманный владельцем клиники проект, сделать его устойчивым, приземленным, а не витающим в воздухе. Кто наши заказчики? Чаще всего к нам часто обращаются предприниматели, обеспокоенные снижением рентабельности собственного бизнеса, далекого от стоматологии. Они хотят подыскать с нашей помощью, куда переложить капиталы. Деньги выводятся… Читать ещё >
Особенности создания стоматологической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- ВВЕДЕНИЕ 4
- 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
- 1.1.Особенности развития стоматологической деятельности в РФ 7
- 1.2. Специфика создания нового предприятия в данном виде деятельности 7
- 1.3. Особенности спроса 10
- 1.4. Характеристика материальной базы данного вида деятельности 13
- 1.5. Специфика организации работы нового предприятия в данном виде деятельности 14
- 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
- 2.1. Анализ факторов развития отрасли за 3 -5 последних лет 20
- 2.2.Анализ внешних факторов развития нового предприятия 21
- 2.2.1. Выбор места расположения нового предприятия 21
- 2.3.Маркетинговое исследование рынка и услуг в выбранном районе 27
- 2.3.1.Разработка анкеты и организация потенциальных потребителей данных услуг 27
- 2.3.2.Расчет производственной программы открытия стоматологии 29
- 2.4.Аналитическая оценка деятельности конкурентов 34
- 2.5.Анализ поставщиков 36
- 2.6.Выводы по аналитической части 40
- 3. ПРОЭКТНАЯ ЧАСТЬ 42
- 3.1.Мероприятия по созданию нового предприятия 42
- 3.1.1.Формирование материальной базы 42
- 3.1.2.Формирование уставных документов 42
- 3.1.3.Регистрация нового предприятия 42
- 3.1.4.Оформление лицензии 44
- 3.2.1.Выбор организационной структуры и структуры управления нового предприятия 47
- 3.2.3.Оснащение офиса 49
- 3.2.4. Разработка продукта 51
- 3.2.5. Организация продажной деятельности и ответственности 53
- 3.2.6. Участие в выставках 54
- 3.2.7. Организация рекламной деятельности 54
- 3.3. Информационное обеспечение проекта 56
- 3.4. Правовое обеспечение проекта 57
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Бытует ошибочное мнение, что для того, чтобы открыть клинику нужно быть стоматологом и разбираться в медицинских аспектах лечебного процесса. Практика показывает, что наоборот — из дантистов редко выходят хорошие руководители клиники, и уж совершенно точно им при этом приходится оставлять практику, переквалифицируясь в управленца. Самые известные и достаточно успешные стоматологические клиники, теперь уже ставшие сетевыми — такие как Мастердент, Дента-Вита, Денто Эль и другие, создавались отнюдь не медиками. Хотя, конечно, лечебным процессом управляют в них именно стоматологи. Но ведь лечебным процессом, а не бизнесом.
В последние годы стоматологический бизнес переживает бурное развитие. В 2003 года почти на 40−60% увеличились расценки на стоматологические услуги, меньшими темпами, но продолжали они расти и в 2004;2005 годах. Каждый год в Москве открываются десятки новых стоматологических клиник. Казалось бы, свободных ниш для предпринимательства в этой области становится все меньше и меньше, однако инвестиции в этот бизнес по-прежнему считаются одним из наиболее перспективных видов вложения денег. Конечно, стоматологический бизнес — один из самых закрытых видов бизнеса. Потенциальному инвестору приходится собирать информацию о нем буквально по крупицам. Мы постараемся приоткрыть завесу тайны, познакомив вас с экономическими показателями, текущим состоянием рынка стоматологических услуг и тенденциями его развития.
В построении частного стоматологического бизнеса есть несколько самых трудных и ответственных этапов — выбор бизнес-модели стоматологической клиники, нахождение «изюминок» в видах услуг, в построении клиентского сервиса, в разработке программы продвижения. Огромный выбор стоматологического оборудования и материалов также создает для владельца клиники определенные трудности — довериться ли советам практикующих стоматологов или послушать мнение специалистов-технологов? Серьезные требования надзорных органов накладывают на проектирование стоматологической клиники особую ответственность — в здравый смысл и экономический расчет, требующие чтобы каждый квадратный метр приносил возможно большую выручку, вмешиваются требования СЭС, заставляющие выделять вспомогательные площадям, не приносящие дохода — стерилизационную комнату, комнату отдыха персонала, дополнительные санузлы и т. п.
Процесс создания и раскрутки стоматологической клиники — самый трудный и ответственный период, который часто становится не только радостным событием для владельца, но и сопровождается огромным количеством вопросов и проблем. Именно на первой стадии совершается большинство ошибок, больно ударяющих в последствии по кошельку инвестора. Как правильно выбрать помещение, как спроектировать клинику так, чтобы каждый метр площади давал доход, как выбрать те услуги, которые востребованы пациентами, и цены, приносящие максимальную прибыль, как подобрать профессиональный коллектив, как пройти жернова получения разрешительной документации, как раскрутить клинику — с этими и многими другими вопросами сталкивается каждый новичок при создании стоматологического бизнеса.
Жизнь показывает, что рентабельное стоматологическое учреждение можно создать только при условии предварительной детальной и профессиональной разработки его проекта, с расчетом бизнес-плана, нахождением изюминок в ассортименте услуг, при грамотном подборе оборудования, при построении бизнес-модели, максимально независимой от персонала, при создании особой эмоциональной атмосферы клиенто-ориентированного сервиса, которую нельзя было бы скопировать.
Мы собрали здесь много информации о том, как создать стоматологическую клинику и как ее раскрутить. Знакомство с предлагаемыми материалами дает ответы на общие вопросы создания стоматологического бизнеса. Но при этом не следует рассматривать прочитанное, как самоучитель по созданию своей частной стоматологии — рынок медицинских услуг изменчив, он быстро развивается. Часть информации устаревает — с разной скоростью для каждого региона. Меняются условия, растет число клиник, созданных талантливыми предпринимателями и новичками, привносящими в этот бизнес что-то новое. Появляются все новые «изюминки» — в видах услуг, в подаче их клиентам, появляются новые виды материалов и оборудования, совершенствуются процедуры управления, растут требования к организации клиентского сервиса. Мало кто рассказывает о своих находках, новых решениях и ходах, пуская информацию в открытый доступ. Поэтому отдавайте себе трезвый отчет, что, читая сегодня информацию о стоматологическом бизнесе, вы знакомитесь со вчерашним днем этого бизнеса, а сегодняшний и главное — завтрашний день всегда остается за кадром. Создавать свою клинику по модели вчерашнего дня — все равно, что на полшага отстать на старте в стометровке. Догнать можно, но только если вы будете бежать быстрее других, а главное — в нужном направлении.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Особенности развития стоматологической деятельности в РФ
Стоматологическая практика — исторически одно из самых старых направлений медицинского бизнеса. Базируется стоматологический бизнес на весьма устойчивом спросе — у человека много зубов, и когда хоть один из них болит, за избавление от напасти любой готов отдать все, что у него есть. Зато после излечения, любой из нас забывает ухаживать за зубами, и история с зубной болью повторяется вновь и вновь. Причем — парадокс! Чем дольше человек терпит боль и откладывает поход к стоматологу, тем дороже ему обходится лечение. Цинично, но факт: страусиная политика, а именно боязнь пойти лечиться, пока не все запущено, обогатила не одно поколение дантистов [2, стр. 54].
Выгоден ли стоматологический бизнес? За ответом на этот вопрос не поленитесь сходить на выставку «Дентал Экспо», или «Дентал Салон», посмотрите на роскошные двухэтажные павильоны экспонентов, на припаркованные на стоянке автомобили экстра-класса — вы убедитесь, что уровень доходов участников стоматологического рынка куда выше, чем у других представителей российского бизнеса. К слову, на Западе стоматологический бизнес также далеко не на последнем месте по привлекательности. Первичных инвестиций он требует, по правде сказать, больше, чем ресторанный и салонный. Зато он не подвержен моде, устойчивый, стабильный и всесезонный.
1.2 Специфика создания нового предприятия в данном виде деятельности
В создании каждой клиники учитывается лучший отечественный и зарубежный опыт построения медицинского бизнеса, с использованием так называемой «технологии успеха». Имеется в виду не только оснащение клиники зарекомендовавшим себя оборудованием, методиками и кадрами, но и использование эффективных приемов управления, маркетинга и обеспечения качества (имеется в виду в виду не только соблюдение врачом технологии, но и качество общения с пациентом в клинике, а также весь комплекс сервисных услуг, которыми должен быть окружен каждый посетитель), иными словами построение стоматологической клиники не только как оздоровительного учреждения, а прежде всего, как успешного клиенто-ориентированного бизнеса в сфере медицины.
Концепция любого стоматологического бизнеса строится на базе следующей цепочки действий [15 стр. 187]:
1. Исследуется клиентская база и конкурентное окружение в районе расположения нашей клиники. Делаются выводы об уровне будущей клиники и отличном от конкурентов и скорректированном под местные потребности наборе и соотношении различных услуг — востребованных и способных принести коммерческий успех в данном районе.
2. Формулируется позиционирование и формируется восприятие клиники пациентами.
3. Разрабатывается легенда, фирменный стиль и дизайн клиники.
4. Определяются конкурентные отличия и преимущества по услугам.
5. Определяются конкурентные отличия и преимущества по клиентскому сервису.
6. Под выбранный уровень клиники и набор услуг разрабатывается планировка помещения и подбираются технологии исполнения услуг, а также рекомендуемые цены, с которыми можно войти в рынок. Формируется конкурентное отличие по применяемым технологиям и ценам.
7. Под технологии подбирается оборудование и расходные материалы, обладающие необходимыми и достаточными параметрами обеспечить нужный уровень качества лечения. Делаются расчеты экономических показателей.
8. Под выбранный уровень и комплектацию стоматологической клиники разрабатывается дизайн, требования к квалификации персонала, внутренняя документация.
9. Разрабатывается программа раскрутки новой клиники.
Именно такой порядок действий позволяет реализовать задуманный владельцем клиники проект, сделать его устойчивым, приземленным, а не витающим в воздухе. Кто наши заказчики? Чаще всего к нам часто обращаются предприниматели, обеспокоенные снижением рентабельности собственного бизнеса, далекого от стоматологии. Они хотят подыскать с нашей помощью, куда переложить капиталы. Деньги выводятся из отраслей, где особенно высока конкуренция, снижается прибыль. Обычно это происходит волнами. Три года назад прошла целая группа предпринимателей — выходцев из полиграфического бизнеса, чуть позже — из торговли мобильными телефонами и бытовой техникой, недавно пошли бизнесмены из оптовой торговли и некоторых производств. Поиск быстрорастущего и выгодного бизнеса приводят многих из них в сферу услуг. Именно это направление особенно отставало в советские времена. С ростом уровня жизни населения именно здесь идет бурный рост числа вновь открывающихся предприятий. Заметно увеличивается число ресторанов, салонов красоты, разнообразных развлекательных центров. Медицинский бизнес пока отпугивает многих кажущейся сложностью, а совершенно напрасно. Здесь еще можно пока застолбить себе участок и мыть золото. Не столько, сколько раньше, но все-таки бизнес с рентабельностью около 30% -это сейчас большая редкость. Конкурентная среда весьма разнообразна в каждом районе города. Где-то открываться не стоит, а где-то еще очень даже можно. Впрочем, бороться в медицинском бизнесе приходится скорее не с конкурентами, а с государственными надзорными органами [8, стр. 35].
Увы, мы чаще всего видим, что предприниматели-новички подыскивают себе в помощники врача, которому полностью доверяют создание клиники, подбор оборудования, персонала, и самое ужасное — разработку прайс-листа. В результате, как ни хорош был бы врач, клиника изначально строится прежде всего как лечебное учреждение, а не как бизнес. Чтобы избежать такого перекоса, предпринимателю лучше самому наладить бизнес и управлять им, доверяя медикам только лечебный процесс.
Налогообложение. Имея форму собственности ООО или ИП, можно быть плательщиком по упрощенной системе налогообложения (УСН).
Получение лицензии — самый сложный этап при открытии стоматологического кабинета: необходимо безукоризненное выполнение всех требований СЭС. Нужно иметь сертификаты на установленное оборудование, личные медицинские книжки работников, копии документов об их образовании и квалификации. В кабинете все должно быть расставлено в соответствии с планом БТИ.
Лицензия разрешает заниматься определенным видом медицинской деятельности. Терапия, хирургия, ортодонтия и другие виды услуг декларируются отдельно. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления, и не в праве потребовать иных документов, кроме тех, которые указаны в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.
1.3 Особенности спроса
Только в Москве действует, по разным данным, от полутора до двух с половиной тысяч стоматологических клиник и кабинетов, хотя емкость рынка, по мнению специалистов почти вдвое больше. И дело даже не в том, что зубных проблем у населения стало больше ввиду плохой экологии, увеличению употребления сладкого и природной лености россиян, проявляющейся в нерегулярной чистке зубов. Скорее, с ростом среднего слоя россиян, приближающегося по уровню жизни к западным меркам, растут требования пациентов к качеству лечения и сервису. Традиционно поход к зубному врачу ассоциируется с ужасной болью, поэтому сегодняшние пациенты предпочитают заплатить дороже за то, чтобы его встретили дружелюбно, успокоили, дали в уютной обстановке выпить чашечку кофе или стаканчик сока, расспросили о жизни, и лишь потом приступили к делу. И уж конечно, для обезболивания применили не устаревшие анестетики новокаиновой группы, а полностью блокирующие боль современные артикаиновые препараты. Современный пациент более образован, часто задает врачу упреждающий вопрос: «а что вы, собственно, собираетесь делать у меня во рту?» Знает, что существуют современные «мягкие» слепочные материалы. Такой пациент при виде стоматолога, замешивающего гипс, запросто может развернуться и уйти. Многие пациенты уже знают даже, что такое визиограф, и не хотят, чтобы их по-старинке облучали рентгеновскими аппаратами дедовских времен. Также и с оборудованием — полежав однажды в комфортном кресле от Кастеллини, пациент вряд ли захочет иного.
Тут как Райкин подметил когда-то: «если итальянских туфель не видел, то и наши — во!». Босоногое детство закончилось, и те люди, что переехали из пятиэтажек в монолитные дома и коттеджи, стали разборчивей и требовательней. Хотя клиники с устаревшим оборудованием и отсутствием сервиса, берут меньше за лечение, но пациенты кошельком голосуют за более дорогое, но качественное обслуживание, поэтому средняя стоимость пломбы в Москве поднялась за последние пять лет почти вдвое. Росту числа стоматологических клиник и стоимости услуг способствует и то обстоятельство, что в обществе стало неприличным «носить» кривые зубы, иметь табачный или кофейный налет, и уж тем более демонстрировать зияющие пробелы в улыбке. Кроме того, россияне стараются теперь не удалять зубы, а лечить их, тем более что современные технологии и материалы позволяют побороться за сохранение зуба в самых запущенных случаях. Кроме того, пациенты понимают, что возможность отбеливания, например, зубов в домашних условиях по эффективности не идет ни в какое сравнение с клиническими процедурами.
От советских времен нам досталось множество муниципальных и ведомственных клиник, хотя частный сектор, представленный как большими клиниками, так и одиночными кабинетами уже занимает почти половину московского рынка и продолжает расширяться.
Похоже, государственный сектор пока еще держится на плаву лишь из-за того, что врачи подрабатывают в таких клиниках неофициально, себе «на карман». В таких клиниках работают на устаревшем, изношенном оборудовании, обновлять которое никто не собирается. Качество таких услуг могут вытерпеть лишь те, кто закален временами дефицита.
Частный сектор представлен тремя категориями [12, стр. 254]:
* Крупные клиники (порой с филиальной сетью), где, как ни прячь, все-таки проявляются издержки поточной системы, такие как процентовка, борьба врачей за пациентов, высокая сменяемость кадров. В результате обезличенности приема пациент порой даже не запоминает фамилии врача, зато последствия ошибок и огрехов в лечении или в сервисе легко распространяет на всю клинику.
* Мини и микроклиники, а точнее стоматологические кабинеты, где работает сам владелец. Сюда пациенты идут не на бренд, а на имя врача, который отвечает за все. Качество услуг здесь повыше, ведь стоить допустить ошибку и останешься без клиентуры. Но увы, такие мини-салоны с одной стороны весьма уязвимы (порой работают без надлежащей документации, которую собирать долго и дорого), и к тому же предлагают пациентам весьма ограниченный набор услуг — разнообразное оборудование таким кабинетам не по карману, да и поставить негде.
* Быстрее всего развивающаяся система небольших частных клиник на три-четыре кресла. Это, пожалуй, самое перспективное направление, поскольку в такой клинике с одной стороны царит индивидуальный подход к клиенту, а с другой — ассортимент услуг и рентабельность выше, чем у частных кабинетов. Не зря же, видимо, во всем цивилизованном мире главенствует именно система таких небольших стоматологических клиник.
1.4 Характеристика материальной базы данного вида деятельности
Возьмем для примера клинику среднего размера на три стоматологические установки. Такая клиника, как правило, требует площади около 100 кв. метров.
Таблица 1. Стоимость оснащения клиники
Архитектурное проектирование (50 долл. за кв. метр) | 5 тыс. $ | |
Ремонт (350 долл. за кв. метр) | 35 тыс. $ | |
Оборудование и стартовый набор расходных материалов | 80 тыс. $ | |
Мебель | 10 тыс. $ | |
Реклама стартового периода | 15 тыс. $ | |
Прочие расходы стартового периода | 30 тыс. $ | |
ИТОГО: | 175 тыс. $ | |
В зависимости от выбора уровня поставщиков суммарная стоимость затрат на оборудование может колебаться между 70 до 130 тысячами долларов. Точные суммы затрат определятся в ходе выбора технологического оборудования. Ремонт — еще один труднопредсказуемый параметр инвестиционных расходов. Тут все зависит от состояния помещения. В статью «прочие расходы стартового периода» входит, в основном, оплата труда персонала в период, когда выручка не будет покрывать текущие расходы. Если помещение в аренде, и не удалось договориться о «каникулах» на период проведения ремонтных работ, то плюсуйте сюда арендные платежи за несколько месяцев, пока стоматологическая клиника еще только будет создаваться [30, стр. 74]. Если при создании стоматологического бизнеса вам потребуются услуги профессиональных консультантов, прибавляйте еще 10% к смете. Впрочем, почти все расходы на помощь в создании клиники вернуться к вам скидками с оборудования, экономией времени и снижением рисков
1.5 Специфика организации работы нового предприятия в данном виде деятельности
Сегодня рынок стоматологических услуг находится в состоянии относительной стабильности. Повышение цен все предыдущие годы было обусловлено увеличением в стране наличной денежной массы и укреплением рубля. Рост издержек (в связи с ростом евро, т.к. основные поставщики расходных материалов — европейские компании) клиники перекладывали ценами на покупателей услуг. В итоге рост платежеспособного спроса был нивелирован ростом цен на стоматологические услуги, что привело к «фиксации» рынка на другой, более высокой ценовой отметке при неизменных объемах. В то же время рост цен изменил соотношение цена/качество стоматологических услуг. Будучи вынужденными платить за лечение выросшую цену, потребители стали обращать больше внимания на спектр (широту) предлагаемых услуг и уровень сервиса. Тот, кто решит сегодня две эти стратегические задачи при построении стоматологического бизнеса, тот и выиграет в конкурентном соревновании за потребителя. Это обстоятельство будет определять направление развития стоматологического рынка в ближайшее время, и именно оно накладывает на новичков задачу подойти к созданию стоматологического бизнеса нового поколения — отличного от большинства сегодняшних стоматологий. Одной лишь чистоты, опрятности, современного оборудования, наличия квалифицированного персонала для построения успешного стоматологического бизнеса становится недостаточно. Что толку, если вы «на пятерку» отладите лечебный процесс, если проголосовать кошельком за ваши труды придут только полтора землекопа? Вот почему, подходя к созданию клиники, мы прежде всего рассматриваем ее не как место, где помогают людям избавиться от зубных болезней, а как организационную структуру, призванную зарабатывать деньги. Такой циничный монетаристский подход способен вылечить любого новичка от наивных желаний вложить все без остатка в «лучшую в городе клинику, где работают лучшие в городе врачи». Есть в любой науке правило необходимого и достаточного условия. Построение достойного лечебного процесса — необходимое условие создания современного стоматологического бизнеса. Но не достаточное. Выполнение норм СЭС при проектировании — то же необходимое условие, но так же недостаточное. Достаточным мы называем только те условия, которые непосредственно связаны с генерированием финансовых потоков и получения прибыли [17, стр. 64].
Вот некоторые из основных условий финансового успеха при создании клиники:
1. Тщательный выбор места расположения клиники — есть ли в этом районе клиенты? Какие они, способны ли они оплатить наше лечение?
2. Анализ ближайших конкурентов — насколько они сильны? Сможем ли мы, войдя на рынок, оттянуть на себя одеяло, забрав у них часть сегодняшних пациентов, а значит часть их доходов?
3. Легенда, фирменный стиль, дизайн, программа маркетинга. Как мы будем позиционироваться на рынке, как будем формировать у будущих пациентов восприятие нашей клиники, рекламируя свои услуги, привлекая клиентов и превращая первичных пациентов в постоянных?
4. Учет, касса, управление. Как будет организован учет, управление, какие источники доходов будут пополнять нашу кассу?
5. Бизнес-план. Во что нам обойдется создание клиники, ее раскрутка, каковы будут текущие расходы и ожидаемые доходы.
Заметьте, в этом перечне достаточных условий нет ничего, связанного с лечебным процессом. Это не означает, что при создании клиники этому не уделяется внимание. Но мы нарочно отодвигаем построение обеспечивающих элементов (лечебного процесса, кадровой работы и т. п.) на второй план, а во главу угла ставим основные элементы, присущие бизнесу. Оставим врачам то, что они и без нас хорошо умеют — лечить людей. А сами задумаемся лучше о бренном — окупаемости, рентабельности, финансовом «выхлопе» с каждого метра площади. Но все-таки отметим, что в лечебном процессе существует восемь основных типов услуг, которые желательно все вместить под крышей клиники:
1. прием и консультации; функциональная диагностика;
2. терапевтическая стоматология (лечение кариеса, пульпита, периодонтита, заболеваний СОПР),
3. терапевтическая пародонтология и консервативное лечение пародонтита и пародонтоза при хроническом течении;
4. хирургическая стоматология (удаление зубов, лечение гнойно-воспалительных заболеваний полости рта, хирургические методы лечения заболеваний тканей пародонта, иссечение доброкачественных новообразований и т. д.); физиотерапия; анестезия;
5. отбеливание зубов, снятие зубного камня, налета курильщика и пр.
6. ортопедическое лечение дефектов зубного ряда, подготовка к протезированию, имплантология, подготовка пациента к имплантации;
7. ортодонтия (лечение зубочелюстных аномалий), лечение врожденных дефектов челюстно-лицевой области, в том числе дефектов, приобретенных вследствие травм или ранних заболеваний;
8. детская стоматология;
Сегодня лишь каждая пятая клиника оказывает своим клиентам все перечисленные виды стоматологических услуг. А тенденции развития рынка и маркетинговые опросы пациентов говорят о том, что хорошая клиника, это именно полный спектр услуг, и хороший клиентский сервис.
1.6 Законодательная база деятельности нового предприятия
При проверке стоматологической клиники требуется предъявить документы, подтверждающие правомерность оказания в данной клинике медицинских услуг, подлежащих медицинскому лицензированию, не только лицензию, но и многие другие документы — от права собственности на помещение или договора аренды, до дипломов полученного персоналом медицинского образования. При этом могут быть выявлены следующие нарушения, которые могут повлечь неприятные последствия для стоматологического бизнеса:
Отсутствие у стоматологической клиники принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании (например, аренды) соответствующих помещений Отсутствие соответствующих организационно — технических условий и материально — технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения РФ
Отсутствие либо неисправность средств противопожарной защиты [8, стр. 97]
Отсутствие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно — технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также отсутствие у руководителя предприятия и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) 5 и более лет Отсутствие у индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности 2 и более года Не выполнение требований по повышению квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя
Здесь перечислены лишь основные нарушения, на которые в первую очередь обращают внимание при проверке стоматологической клиники. Полный перечень нарушений составить не удается даже специалистам по консалтингу стоматологического бизнеса ввиду того, что чиновники надзорных органов весьма изобретательны при трактовке нормативных документов.
Нормативные документы по созданию стоматологических клиник:
1. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. СанПиН 2.6.1.1192−03
2. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.½.1.1.1278−03
3. Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля от 28 декабря 1983 г. N 2956а-83
4. Требования к размещению, организации работы и оборудованию рентгеновского кабинета
5. Обеспечение радиационной безопасности при рентгеностоматологических исследованиях
6. Требования, предъявляемые к рентгеновскому кабинету при приемке в эксплуатацию, приложение номер 7 к СанПиН 2.6.1.1192−03
7. ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (к СНиП 2.08.02−89) Раздел I — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
8. ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (к СНиП 2.08.02−89) Раздел II — СТАЦИОНАРЫ
9. ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (к СНиП 2.08.02−89) РАЗДЕЛ III — СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И СЛУЖЕБНО — БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
10. ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К СНиП 2.0802−89) Раздел IV — АМБУЛАТОРНО — ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
11. ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К СНИП 2.08.02−89) Раздел V — СТАНЦИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, СТАНЦИЯ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ С ВИВАРИЕМ, МОЛОЧНЫЕ КУХНИ, РАЗДАТОЧНЫЕ ПУНКТЫ, АПТЕКИ, КОНТРОЛЬНО — АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ
12. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Приказ Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312
13. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИСПОСАБЛИВАЕМЫХ ПОД ЛЕЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ СН 515−79 от 1 января 1980 г.
2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ факторов развития отрасли за 3 -5 последних лет
В последние годы стоматологический бизнес переживает бурное развитие.
В 2003 года почти на 40−60% увеличились расценки на стоматологические услуги, меньшими темпами, но продолжали они расти и в 2004;2005 годах.
Каждый год в Москве открываются десятки новых стоматологических клиник. Казалось бы, свободных ниш для предпринимательства в этой области становится все меньше и меньше, однако инвестиции в этот бизнес по-прежнему считаются одним из наиболее перспективных видов вложения денег. Конечно, стоматологический бизнес — один из самых закрытых видов бизнеса. Потенциальному инвестору приходится собирать информацию о нем буквально по крупицам.
За почти пятнадцатилетнюю историю развития рыночной экономики в России частный медицинский сектор не получил большого развития, в первую очередь из-за наличия большого числа государственных и ведомственных медицинских учреждений, которые выступают в качестве квазирыночных субъектов, то есть субъектов, которые предлагают платные услуги на рынке и одновременно дотируются государством или ведомствами. При этом часть услуг оказывается самими врачами, которые выступают самостоятельными участниками рынка, пользующимися созданной за счет государства инфраструктурой — помещением, оборудованием. Единственной отраслью медицины, в которой частный сектор занял значительную долю в объеме оказания услуг, является стоматология (см. Журнал Эксперт № 17, 2002 г., статья «Белые халаты»). Так, например, сегодня, в Москве действуют около 800 частных стоматологических клиник, особенностями которых являются [27, стр. 198]:
1. Небольшой размер (штат 95% фирм не превышает 25−30 человек, 4,5% - не более 120 человек).
2. В 95% фирм собственники сами осуществляют управление фирмами.
3. В 40% фирм собственники одновременно являются руководителями и лечащими врачами.
4. Большая часть фирм, за исключением 5−10% самых дорогих, а также ориентированных на предоставление услуг по договорам со страховыми компаниями, ориентируется на предоставление услуг клиентам, проживающем в районе местонахождения фирмы.
Ситуация на московском рынке стоматологических услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, показателем которой являются тенденция к снижению темпов прироста числа стоматологических фирм. Так, например, если в 1997 году число фирм выросло на 91%, по сравнению с предыдущим годом, то в 1999;2001 гг. ежегодный прирост числа клиник составил 7%, 6% и 5% соответственно. Ужесточение конкуренции заставляет менеджеров клиник уделять большее внимание вопросам эффективности управления. Показателем наличия этой тенденции является появление в 1998;1999 гг. двух узко специализированных консалтинговых компаний, которые специализируются на консультировании по вопросам управления стоматологическими фирмами.
2.2 Анализ внешних факторов развития нового предприятия
2.2.1. Выбор места расположения нового предприятия
Всю необходимую информацию о требованиях, предъявляемых надзорными органами, можно узнать в Роспотребнадзоре.
Не следует проявлять беспечность, если помещение сразу приглянулось. Во-первых, нужно обязательно снять все его размеры. Если высота потолков составляет менее трех метров, то, скорее всего, возникнут проблемы. Во-вторых, когда речь идет о жилом доме, нужно знать, кто живет сверху. Это очень существенно при наличии рентген-кабинета. Никто не разрешит, чтобы источник излучения находился под ванной комнатой. Естественно, излучение от радиовизиографа слабое, да и помещение, где располагается рентген-установка, обшивается свинцовыми листами: никакой опасности для жильцов нет. Однако если они начнут жаловаться, закон о потребителях будет на их стороне, и можно лишиться лицензии.
Также необходимо узнать о количестве электроэнергии, подаваемой на объект. Обычно для бытовых помещений этот показатель составляет 5−10 кВт, а для клиники даже на три кресла требуется 15 кВт, если, конечно, вы не планируете создать лабораторию протезирования. В любом случае электроэнергию придется докупать. Скажем, на клинику в 4−5 кресел с мощными ресиверами понадобится еще 10 кВт, а каждый дополнительный кВт стоит сейчас более 50 тысяч рублей. То есть может встать вопрос о суммах, весьма обременительных для бизнес-плана, и это нужно предвидеть [25, стр. 163].
Очень серьезный вопрос связан с вентиляцией. Клинику можно «обрушить», когда выяснится, что выводить вентиляционную шахту некуда — над вами 20−30 этажей жилого дома. Из-за подобной проблемы такие помещения часто просто не рассматривают. Может быть, и напрасно, так как и здесь можно найти элегантное решение. Например, мы для клиники в «Золотых ключах» использовали продукцию российской фирмы, которая производит биологические фильтры с очень высокой степенью очистки. В результате вместо полутора миллионов рублей, которые мы предполагали потратить на систему вентиляции, обошлись 400 тысячами.
Вообще нужно сказать, что, в принципе, непреодолимых препятствий нет. Есть, например, определенные нормативы по освещению, причем желательно, чтобы окна были расположены на солнечной стороне. Но вы рискнули отвести под клинику полуподвальное помещение. Оказывается, и такое возможно. Правда, нужно «перевести» его в первый этаж: самое главное для этого, чтобы пол был на одном уровне с землей. Один их наших клиентов выкупил полуподвальное помещение в собственность и хотел во что бы то ни стало сделать из него клинику. Для этого пришлось не только расширить оконные проемы, но и открыть экскаватором траншею вдоль всего дома, устроив красивый газон с отрицательным углом наклона. Народ на выдумки хитер.
Каждое помещение, где расположена стоматологическая установка, должно иметь площадь не менее 14 кв. м уже после того, как сделан ремонт, а не тогда, когда рисуется план. Потому что, как правило, после ремонта теряется 0,5−1 кв. м. Если кабинет смежный, то на вторую установку потребуется еще 10 кв. м. Рентген-установка займет 11 кв. м, а если она пленочная, то еще 5−6 кв. м отводится под проявочную комнату. Все эти нормативы не секретны, ими нужно руководствоваться. А еще правильнее сначала пригласить комиссию СЭС, которая бы дала разрешение на открытие в данном помещении стоматологической клиники, и только потом вести какие-то работы.
Конечно, кто-то скажет, что любое разрешение сейчас можно купить. Однако, не дай Бог, начнется какая-то тяжба с пациентом, и тогда любое отступление от регламента сыграет против вас. Потеря лицензии нанесет серьезный удар по вашему бизнесу. Стоматологическая клиника — не швейная фабрика, где для получения прибыли достаточно установить оборудование и начать выпуск продукции. Она начинает приносить доход через полтора-два года, когда будет сформирован клиентский поток. Когда вы слышите, что открыть стоматологическую клинику можно в любом месте, знайте — это говорит не совсем компетентный в этих делах человек. Поэтому мы так тщательно объясняем клиентам, что и как нужно делать при выборе помещения: закон для нас как путеводная звезда.
И все же, какой вариант был бы оптимальным? За десять лет практики я не встретил помещения с ремонтом, которое бы уже было пригодно для лечебного процесса. А вот избежать серьезной перепланировки при грамотном выборе вполне возможно. Не забывайте, что строительные работы — самая обременительная часть вашего бюджета.
Любое помещение с определенными несущими стенами в какой-то степени ущербно изначально. Из-за этого там нельзя воплотить все современные тенденции в строительстве медицинских учреждений. Если вы хотите сделать что-то стоящее, нужно строить с нуля. То есть получить в аренду монообъемное помещение без перекрытий. Тогда удастся воплотить в жизнь самый изящный проект.
Если говорить о размерах, то есть набор помещений, заданный технологией производства. Стерилизационная (требуется не в любой клинике) — если только клиника имеет три кресла и более. Вакуумное оборудование желательно установить в отдельной комнате со звукоизоляцией. Где-то должен размещаться бухгалтер, раздеваться врачи, ожидать пациенты. По самому минимуму потребуется 120 кв. м, идеальный вариант — 150−170. Да еще нужно заложить резерв на рост, когда через пару лет вы «раскрутитесь».
Приветствуется, если у вашего помещения есть запасной выход. В этом случае вы можете осуществить зонирование, и вам удастся разделить потоки пациентов и врачей. Они будут «пересекаться» только в кресле. Кажется, это не так принципиально. Но пациент готовится к не самой приятной процедуре, любая суета ему мешает. К тому же запасной выход необходим на случай экстренных ситуаций. Для детских клиник он просто обязателен [13, стр. 187].
Ответ на вопрос, где лучше всего расположить клинику, не так очевиден. У нас был клиент, который очень хотел открыть клинику в районе Поварской и Никитской улиц. Один из вариантов — дом на Хлебном переулке. Однако там в течение года пришлось пять раз докладывать асфальт. Дом так сильно проседал, что потребовалось заложить часть оконных проемов, чтобы подоконники не были вровень с землею. Естественно, от этого помещения пришлось отказаться сразу. Поэтому, когда вы задумали местом клиники сделать престижный и внешне привлекательный дом в старой Москве, смотрите в оба. Состояние коммуникаций ужасное, подвалы сырые, паркинг организовать нельзя. Не покупайте кота в мешке, ремонт такого помещения может стать золотым. А чего стоят деревянные перекрытия! Страховка выльется вам в копеечку: когда покупаешь недвижимость, то платишь страховой взнос, размер которого зависит от состояния здания. К тому же в таких домах очень сложные жильцы. Они не приемлют соседей в виде любых лечебных учреждений: «Ваш первый этаж я сам куплю и сделаю там гараж!». С такой публикой судиться-рядиться не стоит.
И в спальном районе можно обустроиться на самом лучшем уровне. Периферийные клиники куда больше, чем столичные, уделяют внимания благоустройству: покрасят дом, разобьют лужайку, установят скамейки или фонтанчик Есть ли шанс минимизировать затраты при выборе помещения? Да. Сэкономить можно на арендных платежах (при грамотной торговле) или увеличив себе срок арендных каникул (это позволит немного отсрочить ежемесячные выплаты). Торговаться нужно по любому поводу, и в итоге можно получить в аренду помещение не за полторы тысячи, а за тысячу у.е. за 1 кв. м. Также, будучи арендатором, не стоит покупать киловатты электроэнергии: если вы через три года уйдете, то просто подарите их арендодателю.
Вообще помещение лучше сразу приобрести в собственность. Ведь при аренде в течение пяти лет вы будете кормить чужих людей. К тому же арендные платежи имеют свойство расти, а продление контрактов случается в редких случаях. Для клиники убийственно, когда меняется ее место расположения: часть клиентов сразу «рассасывается». С другой стороны, когда у владельца клиники есть понимание, что стоматологическая клиника — дело его жизни, его не будет страшить ипотечный кредит на 10−15 лет (наша компания нашла такие варианты и доказала их состоятельность). Платежи в этом случае являются фиксированными, и никакие инфляционные процессы, никакие доплаты вам не будут страшны. Попробуйте, думаю, получится очень эффективно. К тому же вы перейдете в счастливый разряд собственников.
Итак, об основных этапах выбора помещения мы рассказали. Более тонкие нюансы знают, конечно, только специалисты. А вот на специалистах экономить не стоит. Идеально нанять группу менеджеров запуска проекта, которые будут заниматься подбором помещения, технологическим контролем строительных работ, подбором оборудования, рекламой. Нужно переварить столько информации, решить столько вопросов: заниматься всем этим практикующему врачу просто не хватит времени. Стоматолог же, который не теряет практики, получит за это время средства, которые с пользой инвестирует в самого себя.
Нормативные документы по созданию стоматологических клиник
— Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.½.1.1.1278−03;
— Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля от 28.12.1983 г. п. 2956а-83;
— Требования к размещению, организации работы и оборудованию рентгеновского кабинета;
— Обеспечение радиационной безопасности при рентгеностоматологических исследованиях;
— Требования, предъявляемые к рентгеновскому кабинету при приемке в эксплуатацию. Приложение № 7 к СанПиН 2.6.1.1192−03;
— Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02−89). Раздел I. Общие положения. Инженерное оборудование;
— Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02−89). Раздел II. Cтационары;
— Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02−89). Раздел III. Cпециализированные, вспомогательные подразделения и служебно-бытовые помещения;
— Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.0802−89). Раздел IV. Амбулаторно-поликлинические учреждения;
— Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02−89). Раздел V. Станция скорой и неотложной медицинской помощи, станция переливания крови с виварием, молочные кухни, раздаточные пункты, аптеки, контрольно-аналитические лаборатории;
— Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Приказ Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. п. 312;
— Инструкция по проектированию зданий и сооружений, приспосабливаемых под лечебные учреждения. Строительные нормы СН 515−79 от 1.01.1980 г
2.3 Маркетинговое исследование рынка и услуг в выбранном районе
2.3.1.Разработка анкеты и организация потенциальных потребителей данных услуг
Для понимания, что необходимо и приоритетно для потребителей стоматологических услуг, мы составили анкету:
1.Место расположения стоматологического учреждения:
А) Наличие в данном районе других стоматологических учреждений Б) Оживленность пешеходного движения возле стоматологического учреждения
В) Удобство парковки
Г) Наличие рядом жилого массива, крупных торговых центров и промышленных предприятий Д) Близость стоматологического учреждения к остановкам общественного транспорта Е) Наличие развитой воле стоматологического учреждения сети магистралей общественного транспорта
2. Ассортимент услуг А) Широкий выбор стоматологических услуг в соответствии с уровнем доходов обслуживаемого населения Б) Наличие новых рекламируемых материалов и технологий, сервисных услуг В) Сохранение традиционных технологий, пользующихся спросом у населения
3. Цена услуг А) Ценовая стратегия (доступные цены) Б) Общая политика ценообразования в сравнении со средними ценами на рынке стоматологических услуг В) Платежеспособность населения
4. Продвижение услуг А) Режим работы Б) Имидж стоматологического учреждения: вывеска, внешний и внутренний дизайн В) Организация предоставляемых услуг Г) Материально-техническая оснащенность стоматологического учреждения Д) Качество работы и гарантийные сроки Е) Медицинская этика и деонтология Ж) Установление целей З) Разработка фирменного товарного знака И) Создание рекламных объявлений К) Выбор средств рекламы Л) Выбор времени рекламы М) Выбор потребителя услуг
Н) Определение успеха / неудачи
2.3.2 Расчет производственной программы открытия стоматологии
Исходные данные работы предприятия необходимые для решения задания.
Таблица 2. Затраты на изготовление продукции в 1 квартале.
Наименование затрат | Значение | |
Объем производства, ед. | ||
Норма расхода | ||
Сырье, т/ед. | 0.25 | |
Вспомогательные материалы, т/ед. | 0.01 | |
Электроэнергия (кВт-час/ед.) | 2.39 | |
Сдельные расценки руб./ед. | ||
Рентабельность % | ||
Таблица 2. Цены на материальные ресурсы.
Наименование ресурсов | Цена приобретения | Цена реализации | |
Сырье | 1450 руб./т. | ||
Сырье | 1650 руб./т. | ||
Электроэнергия | 0.35 руб./кВт-час | ||
Подсобные материалы | 980 руб./т. | ||
Таблица 4 Основные фонды предприятия.
Элементы основных фондов. | Стоимость О.Ф. Млн.руб. | Нормы амортизации % | |
Здания | 2.5 | ||
Сооружения | |||
Рабочие машины | |||
Оборудование | |||
Транспортные средства | |||
Прочие | ; | ||
Таблица 5 Показатели работы предприятия.
Показатели | % | ||
1 Ставка НДС,% | |||
2 Прочие расходы включаемые в себестоимость | |||
3 Численность работающих, чел. | |||
4 Среднемесячная з./пл.одного работника, руб. | |||
5 Отчисления з./пл. в фонды соц. страхования ,% | 38.5 | ||
6 Доход от сдачи помещений в аренду (ежемесячно), руб. | |||
7 Дивиденды по ценным бумагам (ежеквартально), руб. | |||
8 Ставка налога на прибыль ,% | |||
9 Ставка налога на доход по ценным бумагам ,% | |||
10 Экономические санкции (штрафы, пени за квартал), руб. | |||
1. Составить смету затрат на производство и реализацию продукции.
Рассчитаем сумму затрат на сырье, вспомогательные материалы, электроэнергию.
Она равна произведению общего расхода сырья (вспомогательные материалы, электроэнергии) за квартал к стоимости 1 т сырья (Вспомогательные материалы) 1кВт электроэнергии соответственно.
Сумма затрат на сырье: 250*1450=362 500 руб.
Сумма затрат на вспомогательные материалы: 980*10=9800 руб.
Сумма затрат на электроэнергию: 2390*0.35=836.5
Затраты на з/пл. равны произведению количества работающих человек на среднемесячную з/пл. одного рабочего умноженное на 3 мес.(т.е. квартал)
170*1700*3=867 000 руб.
Отчисления во внебюджетные фонды равны 38.5% от затрат на з/пл.
867 000*38.5/100=333 795 руб.
Амортизация объектов осуществляется в зависимости от стоимости объекта нормы амортизации и кол-ва месяцев в расчетном периоде (3мес.)
Амортизация зданий равна:2 500 000*2*3/100=150 000 руб.
Амортизация сооружений равна:4 000 000*2*3/100=240 000 руб.
Амортизация машин равна :1 000 000*12*3/100=360 000 руб.
Амортизация оборудования равна :1 000 000*12*3/100=360 000 руб.
Амортизация транспортных средств равна:1 000 000*9*3/100=270 000 руб.
Прочие расходы составляют: 2200 руб.
Таблица 6.
Элементы затрат | Сумма затрат, руб. | |
1 Сырье | ||
2 Вспомогательные материалы | ||
3 Электроэнергия | 836.5 | |
4 Заработная плата | ||
5 отчисления во внебюджетные фонды | ||
6 амортизация: | ||
— зданий | ||
— сооружений | ||
— машин | ||
— оборудования | ||
— транспортных средств | ||
— прочих фондов | ; | |
Прочие расходы | ||
Итого затрат | 2 956 131.5 | |
2. Составим калькуляционную себестоимость продукции.
Первая, вторая и третья статьи калькуляции берутся из предыдущих расчетов. Зарплата производственных рабочих определяется как произведение сдельной расценки за единицу продукции к общему объему произведенной продукции: 80*1000=80 000 руб.
Отчисления от зарплаты равны 38.5% = 80 000*38.5/100=30 800 руб.
Переменные расходы равны сумме расходов пунктов 1,2,3,4,5 данной таблицы: 362 500+9800+836.5+80 000+30800=483 936.5 руб.
Условно-постоянные расходы равны разности между общей суммой затрат по смете затрат на производство и величиной переменных расходов:
2 956 131.5−483 936.5=2 472 195 руб.
Полная себестоимость равна: 483 936,5+2 472 195=2956131.5
Таблица 7
Статьи калькуляции | Затраты на объем, руб. | |
1. Сырье на технологические нужды | ||
2. Вспомогательные материалы | ||
3. Электроэнергия | 836.5 | |
4. Зарплата рабочих | ||
5. Отчисления от заработной платы | ||
Итого переменных расходов | 483 936.5 | |
Условно-постоянные расходы | ||
Полная себестоимость | 2 956 131.5 | |
3.1. Ценообразование на предприятии.
1 Определение оптовой цены предприятия (Цо):
Цо=(1+Р/100)*С (1)
где Р — рентабельность изделия, %,
С — себестоимость единицы продукции, руб./ед.
С=2 953 931.5/1000=2953.93
Р=30% (из табл.№ 1)
Цо=(1+30/100)*2953.93=3840.11 руб.
2 Определение отпускной цены предприятия
Цотп=(1+ ставка НДС/100)*Цо (2)
где ставка НДС — ставка налога на добавленную стоимость.
Цотп=(1+20/100)*3840.11=4608.13 руб.
3. Объем реализации в оптовых ценах (Ор):
Ор=Цо*Q (3)
где Q — объем реализации в натуральном выражении
Ор=3840.11*1000=3 840 110 руб.
4. Формирование прибыли предприятия
1 Расчет валовой прибыли Пв
Пв=Пр+Пврд (4)
где Прприыль от реализации ;
Пврдприбыль от внереализационной деятельности ;
2 Пр=Пп+Пк (5)
где Ппприбыль от основной производственной деятельности (реализация продукции)
Пкприбыль по коммерческой деятельности (реализация имущества)
3 Прибыль по основной деятельности (Пп)
Пп=Ор-Свып (6)
Где Свыпполная себестоимость производства (выпуска)
4 Прибыль по коммерческой деятельности (Пк)
Пк=(Цпрод-Цпок)/(1+ставкаНДС/100)*Qн (7)
Где Цпрод, Цпокцена продажи и цена покупки товара (сырья);
Qнобъем продажи в натуральном выражении.
5 Прибыль от внереализационной деятельности (Пврд);
Пврд=Па+Пд, (8)
Где Паприбыль от сданного в аренду имущества;
Пддивиденды по ценным бумагам.
Расчет формул:
Пк=(1650−1450)/(1+20/100)*1000=166 666.66 руб.
Пп=3 840 110−2 956 131.5=883 978.5 руб.
Пр=166 666.66+883 978.5=1 050 645.16 руб.
Пврд=35 000*3+65 000=170000 руб.
Пв=170 000+1050645.16=1 220 645.16 руб.
5 Распределение прибыли
1 Налогооблагаемая прибыль (Пн)
Пн=Пв-Нв (9)
Где Нвналоги получаемые из валовой прибыли (9000 дя всех вариантов) Пн=1 220 645.16−9000=1 211 645.16 руб.
2 Налог на доход по ценным бумагам (Нб)
Нб=Д*ставка налога/100 (10)
Где ставка налогасавка налога по ценным бумагам Ддоход по ценным бумагам Нб=65 000*10/100=6500 руб.
3 Наог на прибыль от основной деятельности и от сдачи имущества в аренду (Нпр);
Нпр=(Пн-Д)*28/100 (11)
Нпр=(1 211 645.16−65 000)*28/100=321 060.64
4 Прибыль остающаяся в распоряжении предприятии (Прасп)
Прасп=Пн-Нб-Нпр (12)
Прасп=1 211 645.16−6500−321 060.64=884 084.52 руб.
5 Чистая прибыль (Пч)
Пч= Праспэкономические санкции (55 000 руб.) (13)