Организация складского хозяйства и направления его совершенствования
С этой целью были внесены предложения, включающие в том числе ввод специального налога, которым облагались бы компании, допускающие чрезмерное колебание уровня своих запасов. На сегодня большинство предложении осталось нереализованным, поскольку трудно определить, какое же именно колебание уровня запасов допустимо для каждой отдельной фирмы. Более того, некоторые специалисты-практики высказывали… Читать ещё >
Организация складского хозяйства и направления его совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Анализ современного состояния работы складов на ОАО «Балаковорезинотехника»
1.1. Технико — экономическая характеристика ОАО «БРТ»
1.2. Технико — экономический анализ состояния складского хозяйства ОАО «БРТ»
1.2.1.Структурные показатели
1.2.2. Площади складских помещений
1.2.3.Структура поступающих заказов
1.2.4. Количество работников в складском хозяйстве
1.2.5.Средства механизации складских помещений
1.2.6.Показатели производительности
1.2.7.Показатели экономичности
1.2.8.Показатели качества
2.Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности работы складов, на основе принципов логистики
2.1. Организационно — экономические мероприятия, направленные на улучшение технико — экономических показателей работы складского хозяйства ОАО «БРТ»
2.1.1.Мероприятие 1
2.1.2Мероприятие 2
2.1.3Мероприятие 3
2.Экономическое обоснование эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Схема структуры управления
Действующая система управления запасами
Предлагаемая система управления запасами
Цель работы — совершенствование работы складского хозяйства ОАО «Балаковорезинотехника», разработка мероприятий, повышающих эффективность работы предприятия.
В ходе дипломной работы осуществляется технико — экономический анализ хозяйственной деятельности складского хозяйства за 2008 — 2010 гг. на примере склада № 4.
Разрабатываются мероприятия по внедрению логистической системы управления запасами, по внедрению ЭВМ на склады, по увеличению коэффициентов загрузки складских механизмов.
Логистика складирования является составной частью логистической системы, её подсистемой, поэтому эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности промышленного и транспортного производства, но и складского хозяйства. Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определённых местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Складское хозяйство способствует: сохранению качества продукции, материалов, сырья; повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта; улучшению использования территорий предприятий; снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; высвобождению работников от непроизводительных погрузочно — разгрузочных работ и складских работ для использования их в основном производстве. Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и её потребления.
Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются ещё и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т. д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройство для хранения грузов, а как транспортно — складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов носит динамический, стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов.
Целью данной дипломной работы является повышение эффективности работы ОАО «БРТ» за счет предлагаемых мероприятий в складском хозяйстве предприятия.
Тема является актуальной, поскольку складские затраты относятся к косвенным затратам предприятия и хорошо спроектированная система складирования позволяет значительно их сократить, в отличие от прямых, которые только растут: заработная плата, затраты на материалы. Решению этой задачи и посвящена данная дипломная работа.
1. Анализ современного состояния работы складов на ОАО" БРТ"
1.1.Технико — экономическая характеристика ОАО «Балаковорезинотехника»
ОАО «Балаковорезинотехника» является ведущим специализированным предприятием в отрасли по производству комплектующих изделий для автомобилестроения и товаров народного потребления. Предприятие основано в 1971 г. как производственное объединение, включающее два завода по производству резинотехнических изделий для конвейеров ВАЗа и КАМАЗа и несколько вспомогательных производственных подразделений. В соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в Акционерные Общества» № 721 от 01.07.92 года реорганизовано в открытое акционерное общество.
Предприятие работает с применением современных технологий на оборудовании известных фирм «Дюпон», «Байер», «Денко», что позволяет выпускать конкурентноспособную, надёжную и долговечную продукцию высокого качества, неоднократно отмеченную международными наградами.
В 2005 году на предприятии внедрена и активно используется система качества, прошедшая сертификацию МС ИСО 9001. ОАО «БРТ» имеет большой технический и интеллектуальный потенциал, что позволяет в кратчайшие сроки осваивать и выпускать любой вид продукции, по своей технической характеристике полностью удовлетворяющей требованиям заказчика и соответствующей международным стандартам.
Состав номенклатуры включает в себя 2500 наименований. Укрупненная номенклатура:
ремни вентиляторные;
ремни плоскозубчатые;
рукава;
формовые;
сальники;
неформовые;
моноблоки;
автоковры;
резина товарная;
кольца викельные;
мембраны;
клей резиновый;
битумные изолированные прокладки;
герметики;
крошка резиновая;
обувь ПВХ;
герлист;
шланг поливочный;
пленка п/этиленовая;
трубы п/этиленовые.
Структура управления предприятием представлена на рисунке № 1.Структура управления относится к линейнофункциональным и включает генерального директора и четырех заместителей, осуществляющих руководство.
ОАО «БРТ» является постоянным партнером 20 стран мира. Поставка резинотехнических деталей, запасных частей к автомобилям марки ВАЗ и других резиновых изделий, пользующихся спросом, осуществляется в Германию, США, Великобританию, Францию, Венгрию. Осваивается рынок сбыта Австрии, Бельгии, Новой Зеландии, Египта.
ОАО «БРТ» сотрудничает с около 300 поставщиками сырья по России и странам СНГ. Вот некоторые из них:
ЗАО «Торговый дом ТАДЕМ» п. Агинское;
ООО «ОСПАЗ — СИАБ» г. Орел;
АОЗТ ГР ХИМЭКС;
Завод «РТИ» г. Саранск;
ОАО «Ярославльрезинотехник» г. Ярославль;
ООО «ТНД» г. Москва.
Некоторые из потребителей:
АО «Автоваз» г. Тольятти;
ОАО «ГАЗ» г. Нижний Новгород;
ОАО «Автоагрегатный завод» г. Димитровград;
АМО «ЗИЛ» г. Москва;
ОКФ «КАМАЗавтокомплект» г. Набережные Челны;
АО «Москвич» г. Москва.
Таблица 1. Производство готовой продукции на ОАО «БРТ»
Показатель | Едм. Изм. | 2008 г факт. | 2009г | 2010г | ||||
факт | В % к 2008г году | факт | В % к 2008 году | В % к 2009г году | ||||
Производство ГП | Тыс. руб. | 115,8 | 143,9 | 124,3 | ||||
Таблица 2. Реализация готовой продукции на ОАО «БРТ»
Показатель | Едм. Изм. | 2008факт. | ||||||
факт | В % к 2008 | Факт | В % к 2008 | В % к 2009 | ||||
Реализация ГП | Тыс. руб. | 156,0 | 246,5 | 158,0 | ||||
Таблица 3. Технико — экономические показатели на ОАО «БРТ» (тыс. руб.)
Показатели | 2008 факт | ||||||
факт | В % к 2008 | Факт | В % к 2008 | В % к 2009 | |||
Объем товарной продукции | 115,8 | 143,9 | 124,3 | ||||
Себестоимость товарной продукции | 572,004 | 647,515 | 113,2 | 826,530 | 144,5 | 127,6 | |
Объем реализованной продукции | 156,0 | 246,5 | 158,0 | ||||
Себестоимость реализованной продукции | 544,616 | 849,032 | 155,8 | 1328,145 | 243,9 | 156,4 | |
Балансовая прибыль | 178,8 | 305,9 | 171,1 | ||||
Затраты на 1 рубль товарной продукции | 99,75 | 97,42 | 97,7 | 89,8 | 90,1 | 92,2 | |
Численность всего ППП | 95,8 | 114,2 | 119,1 | ||||
100,1 | 121,0 | 120,8 | |||||
8. Фонд заработной платы всего в т. ч. ППП | 106,9 | 175,4 | 164,1 | ||||
109,1 | 182,0 | 166,8 | |||||
Средняя заработная плата в т. ч. ППП | 111,6 | 154,5 | 138,5 | ||||
109,1 | 150,5 | 137,9 | |||||
Рентабельность реализованной продукции, % | 6,2 | 7,2 | 116,1 | 7,8 | 125,8 | 108,3 | |
10. Фондоотдача | 0,82 | 1,58 | 192,7 | 2,49 | 303,7 | 157,6 | |
11. Рентабельность | 5,2 | 6,2 | 119,2 | 19,4 | 373,1 | 312,9 | |
Анализируя данные таблицы можно сказать, что ОАО «БРТ» является стабильно работающим предприятием, наращивающим объемы производства и реализации продукции, что влечет собой увеличение балансовой прибыли и повышение рентабельности производства.
1.2.Технико — экономический анализ состояния складского хозяйства ОАО «БРТ»
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями.
Несколько прошедших десятилетий главным резервом повышения эффективности производства было снижение прямых затрат на изготовление готовой продукции, размер которых прямо пропорционален количеству произведенных изделий. Для машиностроения это, в основном, заработная плата на механическую обработку и сборку, а также затраты на материалы.
Остальные затраты относились к косвенным и в течение длительного времени считались относительно постоянными затратами на ведение бизнеса. Исключение из этого правила делалось для кризисных ситуаций. К главным косвенным статьям относились затраты на:
содержание зданий и сооружений;
незавершенное производство;
транспортировку;
заказ;
приобретение материалов;
сбыт готовой продукции.
Все эти затраты связаны с организацией складского хозяйства и существенно зависят от его уровня.
В начале 80 — х годов в большом числе фирм сложилась такая ситуация: прямые затраты тут оказались сокращенными до такого уровня, при котором дальнейшее их сокращение стало очень сложным. Косвенные же затраты снижать оказалось проще. Тут и выявилось, что большая часть резервов снижения затрат связана с организацией хранения, перевозок и управления потоком товаров внутри предприятия.
Опыт развитых стран показал, что именно складское хозяйство на современном этапе является одной из немногих областей, где можно существенно сократить расходы, одновременно значительно увеличив эффективность деятельности предприятия.
Складское хозяйство играет для каждого предприятия большую роль. Склады готовой продукции выполняют несколько задач:
Сбор, накопление и распределение товаров, что сглаживает колебания между производством и потреблением, создает буфер для предохранения производственного процесса от внешних воздействий, защищает от колебаний и перерывов в поставках, от сезонных и циклических колебаний спроса, служит внутренним амортизатором между различными операциями в производственном процессе;
Являются средством отслеживания наличия материалов — определения того, что есть у предприятия, где это находится, когда можно продать;
Служат средством защиты материалов от порчи, потерь, хищений;
Являются базой для подборки, упаковки и подготовки к отправлению продукции по заказам клиентуры.
Среди целей склада выделяются основополагающие и особые.
Основополагающими целями склада являются:
рациональное складирование всех видов продукции;
хранение, контроль, приемка, отправка товаров;
учет законодательных требований;
учет видовых особенностей хранимой продукции;
учет экономических задач, в том числе снижение расходов на хранение.
Правовыми документами, регулирующими сбыт продукции, являются правила сбыта, которые установлены для каждого вида продукции и действующие на него стандарты. Кроме того, учитываются требования хозяйственного права и подзаконные документы по складированию и транспортировке товаров.
Особыми целями склада являются:
Справочная готовность выдать информацию по ассортименту складских товаров;
Инвентаризация хранимых товаров;
Пригодность для рациональной организации складских работ;
Обеспечение доступа ко всем видам продукции, хранимым на складе;
Возможность использования стандартизированных упаковок;
Возможность организации видов обработки товаров и т. д.
После определения целей решаются три следующих задачи:
обдумывается, каким методом рациональнее управлять запасами на складе и контролировать их;
выбирается оборудование для разгрузочно-погрузочных работ, обеспечивающее эффективную работу склада;
подбирается система транспортирования и хранения материалов на складе, которая физически обеспечивает эти процессы.
1.2.1. Структурные показатели.
Таблица № 4. Виды номенклатуры и объемы их хранения
Наименование | Ед. изм. | ||||
Ремни вентиляторные | Тыс. шт. | ||||
Ремни плоскозуб. | Тыс. шт. | ||||
Рукава всего | Тыс. п. м. | ||||
В т. ч. объединение Басаири | Тыс. п. м. | ||||
В т. ч. гидротормозн. | Тыс. п. м. | ||||
Формовые — всего | Тыс. п. м. | ||||
В т. ч. объединение | Тн. | ||||
Басаири | Тн. | ||||
Тадем | Тн. | ||||
Сальники — всего | Тн. | ||||
В т. ч. объединение | Тыс. шт. | ||||
Басаири | Тыс. шт. | ||||
Неформовые — всего | Тыс. шт. | ||||
В т. ч. объединение | Тн. | ||||
Басаири | Тн. | ||||
Моноблоки | Тн. | ||||
Ковры автомобильные | Тыс. ком. | ||||
Резина товарная | Тн. | ||||
Кольца викельные | Тн. | ||||
Мембраны | Тн. | ||||
Клей резиновый | Тыс. шт. | ||||
Битумные изол. Прокл. | Тн. | ||||
Герметики | Тн. | ||||
Изделия из кокос. очес. | Тн. | ||||
Кромка резиновая | Тыс. шт. | ||||
Обувь ПВХ | Тн. | ||||
Герлист | Тыс. пар | ||||
Шланг поливочный | Тн. | ||||
Шины а/м | Тн. | ||||
Пленка п/этил | Т. | ||||
Трубы п/этил | Тыс. п. м. | ||||
Таким образом, мы видим, сто если в 2007 году по сравнению с 2006 годом объемы хранения по наименованиям колеблются в сторону уменьшения и в сторону увеличения, то в 2008 году по сравнению с 2007 годом почти по всем позициям наблюдается уменьшение объемов хранения.
1.2.2. Площади складских помещений Так как, описать все площади складских помещений ОАО «БРТ» не представляется целесообразным ввиду их огромного количества, дадим описание площади склада № 4. (данные, приведенные ниже, взяты из нормативных документов, ОАО" БРТ")
Металлическое ограждение на площадке 965 м2
Площадка 1071 м2
Склад масел: Секция 1 — 72 м2
Секция 2 — 36 м2
Секция 3 — 144 м2
Склад масел (силиконовых) 65 м2
Итого мала: 317 м2
Склад кислоты 288 м2
Склад азотной кислоты 144 м2
Итого кислоты: 216 м2
Склад растворителей 432 м2
Общая площадь корпуса 965 м2
Общая площадь склада с учетом выгородки, открытой площадки и гаражей составляет: 1071 + 72 = 1143 м2
Емкости склада № 4
ГСМ — 1
Емкости для хранения технических масел 9 шт. х 75 м3 — 675 м3
Емкости для хранения растворителей 2 шт. х 25 м3 — 50 м3
5 шт. х 75 м3 — 375 м3
Емкости для хранения масел для оборудования
3 шт. х 75 м3 — 225 м3
3 шт. х 25 м3 — 75 м3
4 шт. х 7 м3 — 28 м3
2 шт. х 3 м3 — 6 м3
Всего по ГСМ — 1 1434 м3
ГСМ — 2
Емкости 12 шт. х 75 м3 — 900 м3
Всего — 2334 м3
3. Время нахождения продукции на складе.
За год через склад № 4 проходит 180 000 т. груза, причем часть грузов хранится разное число дней.
Таблица № 5
Дни хранения и массы хранимых грузов.
Дни | дни | дни | В % к 98году | дни | В % к 99году | Масса, т. | |
50 000 | |||||||
45 000 | |||||||
65 000 | |||||||
91,4 | 20 000 | ||||||
180 000 | |||||||
Средний срок хранения грузов:; (1)
Где — общее количество тонно-дней хранения за период;
— общее количество груза, прошедшего через склад, т.
Средний срок хранения грузов на складе практически не меняется. Самый большой разрыв между сроками нахождения за 3 года — 5 дней.
Найденная величина позволяет узнать оборот склада:
(2)
Где Т — период работы склада, дней.
оборота;
оборота;
оборота;
Данный расчет показывает, что чем меньше срок пролеживания грузов на складе, тем больше оборотов за год может быть, а больше оборотов — ниже удельные затраты на содержание грузов, больший эффект использования складских площадей, другими словами, выше процент использования склада в производственном процессе.
1.2.3. Структура поступающих заказов Структура поступающих заказов включает в себя:
получение заказа клиента (отборочный лист);
отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
подготовку товара к отправке (укладывание в тару, погрузка на транспорт);
документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
отгрузку грузов в транспортное средство.
Склад № 4 отпускает материалы цехам в соответствии со стандартом предприятия СТП 57.007−97 — Учет и контроль расхода материалов в производстве.
д. Учет отпуска материалов.
д. 1. Материалы должны отпускаться в цех по весу, объему или счету, в строгом соответствии с утвержденными нормами расхода и объемом производственной программы.
д. 2. Отпуск материалов складами ОМТС должен осуществляться только выделяемым для их получения работником цехов.
д. 3. Отпуск материалов должен осуществляться на основе установленных лимитов.
д. 4. Дополнительный отпуск материалов должен оформляться требованием по форме 1А с указанием причины. Требование должен выписывать ОМТС.
д. 5. Отпуск материалов цеху осуществляется по лимитно — заборным картам (ЛЗК) (приложение 2А), предназначенным для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.
Допускается отпуск полуфабрикатов собственной выработки — осуществлять по накладной на внутреннее перемещение материалов (приложение 3А).
д. 6. Отпуск материалов кладовщик склада ОМТС должен производить в присутствии представителя цеха. В обоих экземплярах ЛЗК кладовщик должен отметить дату и количество отпущенного материала и вывести остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала.
Оставшиеся в цехе неиспользованные материалы должны быть указанны в ЛЗК в графе «Остаток в цехе на __». Лимит на следующий месяц должен устанавливаться с учетом данного остатка.
д. 7. В последний день каждого месяца заведующий складом или кладовщик ОМТС совместно с кладовщиком цеха должен проводить выверку и закрытие ЛЗК и передачу их в бухгалтерию.
Результаты выверки подтверждаются подписями работника склада, цеха и штампом цеха.
д. 8. Отпуск материалов, потребность в которых возникает периодически, должен оформляться требованием.
д. 9. После оперативной обработки ЛЗК, накладных и требований, бухгалтерия должна передать информацию по отпуску материалов на магнитных носителях в отдел автоматизированных систем управления.
1.2.4. Количество работников в складском хозяйстве Таблица № 6
Количество работников характеризуется следующими данными :
Наименование профессии | Количество, чел. | |||||
В % к 98 | В % к 99 | |||||
1. Грузчик | ||||||
2. Кладовщик | 81,8 | |||||
3. Машинист крана | ||||||
4. Подсобный рабочий | 66,6 | 66,6 | ||||
5. Регенераторщик отработанного масла | ||||||
6. Сливщик — разливщик | 66,6 | |||||
7. Слесарь — ремонтник | ||||||
8. Слесарь — ремонтник по ремонту электро — оборудования | ||||||
9. Электрогазосварщик | ||||||
10. Заведующий складом | 87,5 | 114,3 | ||||
11. Старший мастер | ||||||
Всего, чел. | ||||||
В процентном отношении к 2008, % | 90,9 | |||||
Наименьшее количество работников приходится на 2009 год, это вызвано временным прекращением работы нескольких складов за не имением сырья.
1.2.5. Средства механизации складских помещений Для обслуживания складов используют различные виды подъемно — транспортных машин и механизмов. При этом высокий уровень механизации складских работ, а значит, использование высокопроизводительных технических средств целесообразно на крупных складах с однородным материальным потоком. Наиболее распространены на механизированных складах такие виды подъемно — транспортных средств, как электропогрузчики и электроштабелеры.
Средства механизации складских помещений ОАО «Балаковорезинотехника» представлены в таблице № 7
Таблица № 7
Средства механизации и их грузоподъемность
Оборудование | Грузоподъемность, кг. | |
1. Козловой кран | ||
2. Автопогрузчик «Тойота» | ||
3. Автопогрузчик «Тойота» | ||
4. Автопогрузчик «Тойота» | ||
5. Автопогрузчик «Тойота» | ||
6. Автопогрузчик «Рекорд» | ||
7. Автопогрузчик «Рекорд» | ||
8. Автопогрузчик «Рекорд» | ||
1.2.6. Показатели производительности.
1.2.6.1.Коэффициент использования складских помещений по площади Полезную площадь склада № 4 определяем способом нагрузки на 1 м2 площади пола:
(3)
где
— величина установленного запаса соответствующего материала на складе, т.
Q — нагрузка на 1 м2 площади пола, 4.0 т./м2.
(Q — величина взятая из нормативных докоментов ОАО" БРТ")
Запас — величина постоянная за все 3 года, коэффициент загрузки тоже не изменяется, соответственно:
Неизменность величины полезной площади склада обусловлена тем, что больше 180 000 т. груза за год склад пропустить не в состоянии, а специфика назначения склада (кислота, масла, растворители) не позволяет хранить грузы других видов, следовательно и нагрузка на 1 м2 площади пола остается постоянной.
1.2.6.2 Коэффициент загрузки складского оборудования Одним из направлений использования машин и механизмов на складах предприятия является интенсивное использование техники, обеспечивающее лучшее использование всех возможностей оборудования, машин и механизмов в процессе работы.
Определенную роль играет также экстенсивный фактор, т. е. время работы механизма: чем дольше работает механизм, тем выше коэффициент экстенсивной загрузки, и, следовательно, выше производительность используемой техники.
(4)
где Н1 — число машин и механизмов, которые находились в эксплуатации;
Н2 — списочное число машин и механизмов;
Тсм— продолжительность времени работы машин в течение суток, ч.
Таблица № 8
Исходные данные для расчета экстенсивной загрузки ПТО.
год | Н1 | Н2 | Тсм, ч. | |
Расчеты показывают, что экстенсивный фактор использования машины и механизмов незначительно возрастают с 2008 по 2010 год, но не работает даже в половинную мощность.
Под интенсивным использованием машин и механизмов понимают возможность повышения производительности машин и механизмов во время фактической работы.
Максимальная экономия времени интенсивного вида может быть достигнута, если затраты рабочего времени машин и механизмов на единицу работы будут сведены до минимальных устойчивых величин. К этим затратам следует отнести все элементы фактических затрат и потерь времени за сменное время работы машин.
Максимальное использование грузоподъемности механизма и скорости приведет к интенсификации работы машин путем лучшего использования их мощности.
(5)
где Тр — время полезной работы машины, ч.;
Тф — фактическое время работы машины, ч.;
nф — фактическое количество циклов, совершаемых машиной за час;
nр — расчетное количество циклов, совершаемых механизмом за час;
q — фактический вес подъема груза, механизмом за цикл, т.;
h — коэффициент использования грузоподъемности.
Таблица № 9
Исходные данные для расчета интенсивности загрузки ПТО. (Информация приведенная в таблице № 9 взята из нормативных документов ОАО" БРТ")
год | Тф, ч. | Тр, ч. | nр | nф | q, т. | h | |
0.6 | |||||||
6.6 | 0.5 | ||||||
0.5 | |||||||
Наибольший процент загрузки ПТО наблюдается в 2008 году, в основном за счет увеличения грузоподъемности механизмов, следовательно механизмы должны работать во всю мощность имеющейся грузоподъемности или хотя бы на 90%.
Чтобы охарактеризовать работу машин по интенсивности и продолжительности их использования, целесообразно применять коэффициент эффективности загрузки:
Кэф = Кэк * Кн; (6)
Кэф2008 = (0,25 * 0,263) * 100% = 6,6%;
Кэф2009 = (0,28 * 0,234) * 100% = 6,5%;
Кэф2010 = (0,30 * 0,233) * 100% = 7%;
Видим, что эффективность загрузки подъемно — транспортного оборудования очень низка и требует внедрения мероприятий, повышающих использование машин и механизмов как в экстенсивном, так и в интенсивном плане.
Необходимое количество подъемно — транспортных механизмов на смену 2009, 2010 года.
Количество подъемно — транспортного оборудования определяется по формуле:
(7)
где
Qс — суточный грузооборот, т.;
Тс — продолжительность смены, ч.
Таблица № 10
Исходные данные для расчета необходимого количества ПТО
(Данные приведенные в таблице № 10 взяты из нормотивных документов ОАО" БРТ")
Год | Qc | q, т. | nф | h | |
0.6 | |||||
0.5 | |||||
0.5 | |||||
Расчеты показали, что в каждом году требуется больше, чем одна единица ПТО, но не две полных, что ведет к простою второй единицы оборудования некоторое время, т. е. мы видим несовершенство экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования.
1.2.7. Показатель экономичности Издержки по содержанию запаса.
Издержки по содержанию запаса определяются затратами на складское хранение продукции в течении известного времени и непосредственно зависят от объема хранимой продукции. Сюда относятся складские издержки и арендные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты на содержание складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки.
К этой группе также относятся страховые и налоговые издержки.
К этой же группе издержек относятся потери от разрушения и порчи запасов.
В ОАО «БРТ» применяется система управления запасами с фиксированными интервалами времени между заказами.
Рассчитаем издержки по содержанию запаса на складе № 4 за 2008, 2009, 2010 года.
Таблица №-11
Исходные данные для расчета издержек по содержанию запаса на складе № 4 ОАО «БРТ»
(Данные из таблицы взяты из нормативных документов ОАО" БРТ")
2008 год | ||||
Показатели | Масло | Растворитель | Кислота | |
1. количество товара реализованного за год, S, т. | ||||
2. Размер запаса, q, кг. | ||||
3. Закупочная цена, Cн, руб./кг. | 3,7 | 4,4 | 0,6 | |
4. Издержки хранения, i, руб./кг. | 0,74 | 0,88 | 0,12 | |
2009 год | ||||
1. S, т. | 952,5 | |||
2. q, кг. | ||||
3. Cн, руб./кг | 3,7 | 4,4 | 0,6 | |
4. i, руб./кг. | 0,74 | 0,88 | 0,12 | |
2010 год | ||||
1. S, т. | 901,5 | |||
2. q, кг. | ||||
3. Cн, руб./кг | 3,7 | 4,4 | 0,6 | |
4. i, руб./кг. | 0,74 | 0,88 | 0,12 | |
Издержки по содержанию запаса на складе рассчитывается по формулам: (формула из учебного пособия, в списке № 10)
(8)
Таковы издержки содержания фиксированных запасовна складах. Определим издержки содержания всего объема запасов по годам :
Так как для хранения фиксированного запаса (575т) на складах за 2008 г было потрачено 4007,6руб/т, то на 8706 т которые проходят через склад за год будет истрачено:
2008 год: 4007.6 — 575 т.
Х — 8706 т.;
Х = 60.678,54руб/т.
По аналогии просчитаем 2009 г и 2010 г.
2009 год: 4658.1 — 594 т.
Х — 8621,5 т.;
Х = 67.609,1руб/т.;
2010 год: 5324,5 руб/т- 615,5 т.
Х — 8 567,5 т.;
Х = 72.722,8 руб/т.
Очевидно, что издержки содержания запасов возрастают, но это не показатель ухудшения работы склада, издержки зависят от объема заказа.
Выразим в процентном отношении издержки содержания запасов к закупочным ценам:
Определим на какую сумму в каждом году было закуплено материалов, Для этого воспользуемся данными из таблицы № 11.
В 2008 г было закуплено масла 5 156 000 кг по3,7руб, растворителя 1 000 000 кг по цене 4,4 кг, кислоты 2 550 000 кг по 0,6руб, таким образом получаем три произведения :
(5 156 000*3,7)+(1 000 000*4,4)+(2 550 000*0,6)=25.007.200 руб.
итак в 2008 г материалов закупили на сумму 25.007.200руб, а издержки на хранение этих материалов составили
25.007.200 руб. — 100%
60.678,54 руб. — Х;
Х = 0,24%;
По аналогии расчитаем как издержкина содержание материалов относятся к закупочным ценам в 2009 г и 2010 г.:
2009 год: 24 590 000 руб. — 100%
67.609,1 руб. — Х;
Х = 0,27%;
2010 год: 24 304 900 руб. — 100%
72.722,8 руб. — Х;
Х = 0,3%;
Расчеты показывают, что издержки содержания запасов в процентном отношении возрастают и в 2010 году составляют 0.3% от закупочной цены. Это слишком большие затраты, для их уменьшения требуется введение мероприятия, изменяющего систему управления запасами без причинения ущерба протеканию производственного процесса.
1.2.7. Показатель качества
Складские потери.
Таблица № 12
Процент технологических потерь сырья при хранении на складе № 4 ОАО «БРТ» (Данные для таблицы № 12 взяты из нормативных документов ОАО" БРТ")
Наименование | Процент потерь | |||||
К 98 | К 99 | |||||
1. Глет свинцовый м. Г-2 | 2.4 | 2.3 | 0.1 | 2.5 | — 0.2 | |
2. Гипохлорид натрия М. А | 1.9 | 2.0 | 0.1 | 2.0 | 0.0 | |
3. Дисперсия АК 215−23 | 2.0 | 1.9 | — 0.1 | 1.9 | 0.0 | |
4. Кислота олеиновая | 1.0 | 0.9 | 0.1 | 1.0 | — 0.1 | |
5. Кислота олеиновая технологическая | 1.0 | 0.9 | 0.1 | 1.0 | — 0.1 | |
6. Соляная кислота | 0.4 | 0.5 | — 0.1 | 0.5 | 0.0 | |
7. Кислота ортофосфорная | 0.4 | 0.4 | 0.0 | 0.5 | — 0.1 | |
8. Масло — мягчитель | 2.0 | 1.5 | 0.5 | 1.5 | 0.0 | |
9. Масло — мягчитель ПМ | 2.0 | 1.5 | 0.5 | 1.5 | 0.0 | |
10 Масло индустриальное | 1.5 | 1.5 | 0.0 | 2.0 | — 0.5 | |
11. Нефтяная основа пасты «Кальцийнафт» | 3.0 | 2.5 | 0.5 | 3.0 | — 0.5 | |
12. Масло касторовое | 2.0 | 1.5 | 0.5 | 2.0 | — 0.5 | |
13. Спирт нониловый | 4.0 | 3.5 | 0.5 | 3.6 | — 0.1 | |
14. Спирт этиловый | 3.5 | 3.5 | 0.0 | 4.0 | — 0.5 | |
15. Толуол нефтяной | 3.5 | 4.0 | — 0.5 | 3.7 | 0.3 | |
16. Фригит технологический | 2.0 | 1.7 | 0.3 | 1.9 | — 0.2 | |
17. Эмульсия КЭ 10/01 | 1.5 | 1.7 | 0.2 | 2.0 | — 0.3 | |
Процент потерь сырья за три года колеблются незначительно и не превышают нормативов.
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом" Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.
Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени возможно сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного акселератора» (J = kD, где J — уровень запасов, ед., D — спрос и k — коэффициент неравномерности спроса), они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управлению запасами.
Используя больший объем разнообразных данных за весьма длительный период и применяя модифицированный вариант указанного акселератора («гибкий акселератор»), зарубежные исследователи предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За двенадцатимесячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удавалось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основном совершенствованием системы управления запасами на основе использования компьютерной техники.
Ряд ученых США пришли к заключению, что если бы удалось поставить под контроль 75% колебаний уровня инвестиций в товарно-материальные запасы, экономика этой страны не испытала бы ни одной из послевоенных рецессии, во время которых цены, объем производства и прибыли падали, а безработица росла: Следствием такого вывода стали требования к правительству принять меры, чтобы приглушил, слишком резкие колебания уровня товарно-материальных запасов, уменьшить ущерб, который наносится ими?
С этой целью были внесены предложения, включающие в том числе ввод специального налога, которым облагались бы компании, допускающие чрезмерное колебание уровня своих запасов. На сегодня большинство предложении осталось нереализованным, поскольку трудно определить, какое же именно колебание уровня запасов допустимо для каждой отдельной фирмы. Более того, некоторые специалисты-практики высказывали предположение, что вмешательство правительства, выражающееся в манипулировании ставками процента, не сможет заметным образом повлиять на объем инвестиций в товарно-материальные запасы на уровне фирмы. Однако установление государственного норматива уровня запасов и взимание штрафов за его превышение в Швеции опровергают излишнюю осторожность их американских коллег и подтверждают эффективность мер, приведших к снижению товарно-материальных запасов и сокращению расходов на них.
Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой». Существует три вида товарно-материальных запасов: сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, находящиеся на стадии изготовления; готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:
а) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;
б) текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
в) резервные (страховые или «буферные»); иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).
Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
1) издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) — дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;
2) издержки в связи с потерей сбыта — в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
3) издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).
Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные м соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.
Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.
Технологические и переходные запасы. В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В тех же случаях материально-технического снабжения, когда перемещение запасов с одного уровня на другой занимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших промежутках времени между изготовлением товара и его прибытием в готовом виде на склад) общее количество технологических запасов окажется сравнительно большим. Точно так же при больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.
Для вычисления (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:
J=ST,
общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;
S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;
Т — среднее время транспортировки.
Запасы объемом в одну партию товара, или циклические запасы.
Особенность большинства предпринимательских систем заключается в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объемам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе; скидки, предоставляемые заказчикам при продаже им товаров крупными партиями; налогообложение торговых сделок с минимальным размером партий, делающее невыгодной отправку заказчику товаров н количествах меньше установленного размера, и некоторые другие.
При этом существуют определенные ограничения на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой — хранения товаров.
Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа — «economic order quantity» (EOQ), который вычисляется по формуле"
EOQ = (2AD)/vr
где, А — затраты на производство; D — средний уровень спроса; v — удельные затраты на производство; г — затраты на хранение.
Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов.
В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
1) возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
2) колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
3) осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания *заказчиков.
Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, — дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных колебаний и нестабильности означает что для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация.
Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложении и данной области и к определению приоритетности задач решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
Так, фирмы, выпускающие железнодорожный подвижной состав производят эту продукцию по заказам потребителя. Никто не станет просто так создавать запасы, например, дизельных двигателей. В швейной промышленности создаются лишь минимальные запасы готовой продукции, что объясняется непостоянством вкусовой моды. В последнем случае значительная часть средств вкладывается в незавершенное производство — полуфабрикаты, которые заготовляются для того, чтобы быстро отреагировать на изменение потребностей рынка изделий.
Прямо противоположна ситуация в фирмах, выпускающие шины. Успех здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовлетворяется спрос, и поэтому готовые изделия должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, так как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная продажа одному и тому же потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара. Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство в фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне.
Многие из фирм, функционирующих в различных отраслям экономики, относительно успешно осуществляют инвестиции в товарно-материальные запасы. В то же время в большом количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является сферой ответственности низшего уровня руководства — задачей чисто технического порядка. Вместе с тем американские специалисты, проводившие анализ политики по управлению запасами торговых фирм (розничных и оптовых), действующих в 17 различных отраслях экономики, пришли к выводу, что если бы типичная не преуспевающая фирма делала то же самое, что и преуспевающая, то ей бы удалось добиться ускорения оборачиваемости товарных запасов в два раза, т. е. при одном и том же товарообороте она смогла бы сократить запасы на 50%.
Коэффициенты оборачиваемости капитала характеризуются значительной изменчивостью и существенно отличаются не только у преуспевающих и не преуспевающих компании, но и у фирм различного типа: последнее объясняется в основном спецификой структуры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезонными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, принятыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций. Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов.
В настоящее время в промышленно развитых странах с рыночной экономикой проявляется весьма существенный разрыв между теорией и практикой принятия решений в рассматриваемой сфере, и возник он прежде всего по двум причинам. Во-первых, в недавнем прошлом высшее руководство фирм слишком много внимания уделяло быстрому росту объема продаж в ущерб эффективности управления товарно-материальными запасами и производством. Во-вторых, многие ученые и экономисты, занимавшиеся вопросами управления, излишне много внимания уделяли разработке математически «чистых» моделей принятия решений, имевших малую практическую ценность.
Указанные причины имели под собой определенные основания. Народное хозяйство большинства стран Запада пережило эру экономического роста, характеризовавшего их послевоенное развитие. Первоначально рост достигался за счет энергичного покрытия отложенного спроса, накопившегося за годы войны. Впоследствии расширение потребительского спроса также поддерживало высокие темпы роста, который обеспечивался, кроме того, формированием новых внутренних рынков и рынков в развивающихся странах. В такой экономической обстановке для руководства фирм было резонным направлять усилия на обеспечение быстрого роста объема продаж. Управление запасами и планирование производства в этот период стояли на втором плане.
В 60-е годы высшее руководство фирм получило возможность использовать достижения научно-технического прогресса. Управление деятельностью фирм стало осуществляться на основе применения вычислительных машин. В связи с этим возросли требования к получению информации относительно затрат на текущую производственную деятельность, в том числе на создание и хранение товарно-материальных запасов. Управление запасами и планирование производства стали играть более заметную роль в хозяйственной деятельности фирм.
В 70−80-е годы произошли еще более важные изменения в сфере производства, темпы экономического роста замедлились, и это привело к существенным переменам на рынке. Покупатель начал требовать максимально разнообразной продукции (или максимальной свободы выбора). Количество видов изделий, требуемого для насыщения рынка, становится все большим, соответственно жизненные циклы товаров — короче. Все это привело к расширению номенклатуры товаров и во многих случаях к повышению издержек производства. Поэтому среди прочих вопросов, которые встали перед руководством фирм, не последнее место занимает повышение эффективности распределения внутренних ресурсов, т. е. совершенствование управления товарно-материальными запасами.
1.2. Системы управления запасами на фирмах В условиях обострившейся конкуренции среди мер, с помощью которых можно обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать его технологию, следует выделить снижение времени на прохождение изделий и запасов в цехах и на складах. Применяемые сегодня для этого системы управления производством не всегда удовлетворяют требованиям рынка. К их основным недостаткам следует отнести:
— слишком большие отклонения сметного планирования от реального положения дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку данных и систему в целом;
— отсутствие возможностей эффективно влиять на производительность, сроки прохождения цикла и необходимый уровень запасов;
— недостаточная свобода действий планирующих структур и связанных с планированием сотрудников.
Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах эффективное время обработки детали составляет максимально 20% от времени прохождения цикла. Это свидетельствует о весьма длительном нахождении детали в производстве в полуготовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Исследования, проводимые в ряде западных стран, дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному росту оборота.
В настоящее время значительно возросли требования рынка к параметрам изделий, и прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие преобладания предложения пал спросом, наличия избыточных производственных мощностей и т. д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:
а) снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;
б) сокращения времени поставок;
в) более четкого соблюдения сроков поставки;
г) увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;
д) повышения качества изделий; е) увеличения производительности.
В последние годы произошло заметное усовершенствование методов производства, что позволило снизить производственные расходы. Дальнейшая экономия средств, как уже отмечалось выше, может быть достигнута, если будут реализованы резервы, заложенные в рационализации обеспечивающих процессов. Прежде всего это относится к оптимизации запасов. Решения, принимаемые руководством фирм в этой области, в конечном счете касаются каждого отдельного вида товара или предмета хранения, конкретная единица которых, подлежащая контролю, называется «единицей учета запасов» (е.у.з.). Е.у.з. определяется как предмет учета, на который составлена полная спецификация.
Изучение реально действующих систем управления запасами, состоящих из многих е.у.з., показало, что существует статистическая закономерность, определяющая размеры потребности в видах товаров, представленных в запасах. Типично положение, когда на примерно 20% е.у.з. приходится 80% объема спроса в денежном выражении. При этом для запасов товаров широкого потребления характерна меньшая концентрация е.у.з. высокой стоимости, чем для запасов товаров промышленного назначения. Отсюда следует, что все е.у.з., составляющие запасы фирмы, не должны контролироваться на одном уровне.
Данный вывод является одним из наиболее важных, и его необходимо учитывать при управлении множеством запасов при условии, что они рассматриваются изолированно друг от друга. Это помогает идентифицировать наиболее важные е.у.з., находящиеся в запасах. Они получают приоритет при распределении времени в процессе управления товарно-материальными запасами в любой рассматриваемой системе. Однако относительный приоритет, которым пользуется та или иная продукция, часто меняется, так как спрос на нее, как и ее стоимость, не остаются постоянными. Это значит, что распределение по стоимости единиц учета товаров представляет собой динамическое, а не статичное понятие.