Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проза Расула Гамзатова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е годы XIX века характеризуются пристальным вниманием мировой общественности к истории и культуре малочисленных народов. В книге «Мой Дагестан» рассказывалось, о небольшой, но колоритной горской республике, о неповторимой культуре ее* многочисленных и малоизвестных народов, причем этот рассказ был осуществлен в> .неизвестной, нетрадиционной, в. мировой литературной практике художественной форме… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА КНИГИ «МОЙ ДАГЕСТАН»"
    • 1. 1. Литературоведческие споры о жанровой принадлежности книги «Мой Дагестан» (история изучения вопроса)
    • 1. 2. Тематика и проблематика книги
    • 1. 3. Идейное своеобразие книги «Мой Дагестан»
    • 1. 4. Жанровое многообразие книги «Мой Дагестан»
    • 1. 5. Композиция книги «Мой Дагестан»
    • 1. 6. Система образов книги
      • 1. 6. 1. Образ Абуталиба
      • 1. 6. 2. Образ Гамзата Цадасы
      • 1. 6. 3. Образ матери
      • 1. 6. 4. Образ Шамиля
    • I. 7. Стиль и язык книги «Мой Дагестан»
  • ГЛАВА II. «КОНСТИТУЦИЯ ГОРЦА» — ВОПЛОЩЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
  • ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА

Проза Расула Гамзатова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Гамзатова — целый этап в развитии дагестанской литературы, уникальное явление соединения полноты поэтического восприятия* мира и этнокультурных особенностей Дагестана. Его произведения несут отпечаток целостного взгляда на национальную действительность как неотъемлемую органическую часть всего человечества, глубину самопознания и, как следствие, приобщения к общечеловеческим ценностям и возвышения над узконациональнымирамками. С самого начала творческого пути Гамзатов активно включился в литературную жизнь Дагестана, России, мирового литературного процесса. Его творчество, принесшее поэту заслуженную всемирную известность и славу, является одной из ярких и самобытных страниц в литературе народов России второй половины XX века.

Ужесравнительно небольшая поэтическая книга студента третьего курса Литературного института имени М. Горького «Земля моя» (Махачкала, Даггиз, 1948) стала предметом обсуждения^ в. Союзе писателей СССР. В обсуждении приняли участие, высоко оценив книгу и талант молодого-поэта, такие известные мастера слова, какЯ. Смеляков, А*. Марков, С. Липкин. Книга была рекомендована для публикации в центральном издательстве «Молодая гвардия» с включением в нее произведений, написанных уже после выхода сборника в свет. Она была издана в следующем же 1949 году под названием «Песни гор». Издание книги в Москве в то время для национального поэта стало важным событием.

Поэма «Год моего рождения», представленная как выпускная, творческая работа, позже, в 1951 году, была отмечена высшей наградой страны за литературный труд — Сталинской премией. Двадцативосьмилетний поэт стал в огромной стране известной личностью, кумиром многомиллионной читательской аудитории. С этого времени началось восхождение поэта Расула Гамзатова на вершины творчества. В публикуемых все чаще статьях, рецензиях, откликах, посвященных его произведениям, стали настойчиво звучать слова «вершина», «высота», подчеркивая творческое движение и развитие поэтического дарования Гамзатова.

Художники, изучающие природу искусствасловапрославленные поэты, известные в своей стране и в мире, высоко оценили талант Гамзатова. При оценке его труда используются"эпитеты преимущественношревосходной^ степени, «незаурядный талант» (А. Фадеев), «очень талантливый поэт» (Я. Смеляков), «очень хорошийпоэт» (М!Светлов), «один из самых талантливых, самых умных наших поэтов» (М.Исаковский), «явление необычайно яркое» (А.Твардовский), «поэт мирового масштаба» (Э. Межелайтис). Следует отметить, что эта высокая оценка была единодушной.

Сам поэт, уже обладавший многочисленными наградами и премиями, в том числе и международными, неоднократно отмечал, чтоему приятно, когда оценивают его труд, хвалят за определенные достижения, но коробит, когда называют «великим», «гениальным», «классиком»: «Только оценка будущих поколений может действительно возвеличить или уничтожить все, что написано нами сегодня. В поэзии нет карьеры,.есть судьба» [Гамзатов 2003:307]:

Годы и время доказали и убедили в объективности и правоте данных Гамзатову высоких оценок. Он вошел в число известных писателей мирового значения, и тем настоятельнее сегодня диктуетсянеобходимость обращенияк его творческому наследию, космыслению, анализу, выявлению своеобразия, оригинальности^ неповторимости, самобытности таланта художника и преломлению в нем общих закономерностей литературного процесса.,.

Расул Гамзатов — поэт с ярко выраженным лирическим началом, в котором больше всего и проявляется суть его творчества, его художественный дар и потенциал. Но его творческое наследие не ограничивается поэзией. Гамзатов является также оригинальным прозаиком,. драматургом, киносценаристом, публицистом, историком и теоретиком литературы, критиком, переводчиком. Его деятельность, в этих областях заслуживает целостного анализа для создания системной картины его творчества и профессионального облика.

На разнообразном материале произведений, Гамзатова можно проследить такие значимые проблемы искусства словакак. природа таланта, национальное своеобразие литературы, сохранение традиций, преемственность в ее развитии, новаторские поиски художника, взаимосвязи, взаимовлияния, взаимообогащения культур, мастерство художественного перевода.

Исследователи творчества Расула Гамзатова едины в утверждении его поэзии как выросшей из национальных истоков, национального фольклора и литературы и приобретшей в дальнейшем индивидуальные, переросшие национальный, барьер приметы. Мировоззрение поэта формировалось в самобытной дагестанской среде, отличающейся приверженностью к образу мышления своих отцов и предков. Его' ценностные ориентации направлены на сохранение и укрепление лучших достиженийчеловеческого разума и нравственности, унаследованных от предыдущих поколений. Но личность поэта является в первую очередь индивидуальностью, возникшей на общественно-психологической подпочве своего народа, и духовное богатство нации Гамзатов, осмысливает как основной начальный этап движения к ' жизненно необходимому национальному самопознанию и самоутверждению, как обязательное условие расширения кругозора и* освоения культурных ценностей уже всего человечества.

Эти предпосылки обусловили интерес к творчеству Расула Гамзатова со стороны культурологов, философов, эстетиков, литературоведов, критиков, фольклористов, языковедов с самого начала формирования и становления его как поэта. С 1937 года и по сегодняшний день сложилась достаточно объемная литературная критика о творческом пути поэта, которую условно называют «расуловедением».

Актуальность исследования. Когда огромным тиражом вышла большая книга прозы поэта, она вызвала пристальный и вполне объяснимый интерес. За короткое время книга стала, настолько популярной, что была срочно переиздана в различных, местных и центральных издательствах и переведена на языки народов СССР." Все очевиднее становилосььсвоеобразие, неповторимость, нетрадиционность книги. В литературной' критике появились публикации о природе, жанровой принадлежности, структуре, художественном строе «Моего Дагестана». Ни одно ¦ поэтическое произведение Расула Гамзатова не вызывало такого интереса и оживленных споров, как книга «Мой Дагестан». Это объяснимо тем, что лирика сильна в первую очередь при непосредственном соприкосновении с внутренним миром читателя. После чтения крупного прозаического произведения, помимо первых впечатлений, в памяти сохраняются сюжет, события, образы. По длительности воздействия проза долговечнее-поэзии.

70-е годы XIX века характеризуются пристальным вниманием мировой общественности к истории и культуре малочисленных народов. В книге «Мой Дагестан» рассказывалось, о небольшой, но колоритной горской республике, о неповторимой культуре ее* многочисленных и малоизвестных народов, причем этот рассказ был осуществлен в> .неизвестной, нетрадиционной, в. мировой литературной практике художественной форме. Она заинтриговала читателей разных стран и народов. Книгу стали переводить на языки народов Европы, Азии, Америки. Из, тридцати одной книги Расула Гамзатова, переведенных за рубежом, 18 представляет «Мой Дагестан». Она переведена на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, польский, болгарский, венгерский, корейский, вьетнамский, пенджабский, персидский, урду, хинди, турецкий языки. В общей сложности книга выдержала 50 изданий массовыми тиражами на 39 языках народов. Читатель, владеющий одним из этих языков, получил возможность прочитать книгу и познакомиться с бытом, нравами, укладом неизвестной ему, но весьма примечательной стране, о которой автор повествует. Таким образом Дагестан «стал виден издалека». В том, что Гамзатов побывал в семидесяти восьми странах мира, немалая заслуга и его книги.

Сам поэт так определил познавательную силу художественной прозы: «Проза не тогда хороша, когда рассказывает о том, что мы знаем, — хотя то, что мы знали, но забыли, не грех напомнить .нам, — а тогда, когда раскрывает нам новое, заставляет задуматься над тем, над чем мы раньше не сосредотачивались» [Гамзатов 2003:357].

Книга «Мой Дагестан» во многом стала новаторской и по содержанию, и по форме его выражения, чем объясняется возрастающий интерес к ней аналитиков. В первую очередь о ней высоко отозвались такие писатели и профессионалы-прозаики, как Ч. Айтматов, Г. Абашидзе, С. Бабаевский, С.Дангулов. «Мой Дагестан» стал предметом^ специального анализа и размышлений специалистов-литературоведов Г. Ломидзе, Н. Гринберга, И. Михайлова, М. Пархоменко, Н. Абалкина, К. Абукова, К. Султанова, З. Казбековой, З. Тарланова, Р.ЮсуповаФ.Неуважного и др.

На сегодняшний день мы располагаем девятитомным собранием сочинений Расула Гамзатова на аварском языке, изданном с 1991 по 2003 годы. Издан в 2003 году к восьмидесятилетию со дня, рождения восьмитомник. После смерти поэта (4 ноября 2003 года) вышли еще два сборника Расула Гамзатова, в, которые были включены ранее не-вошедшие в восьмитомник произведения.

1* *.

Не включенными в эти издания остались драматические произведения, сценарии полнометражных, художественных и документальных фильмов, эпистолярное наследие поэта.

Это многогранное творчество следует проанализировать, исследовать усилиями группы специалистов, объединив их творческий потенциал. Недостаточно изучена и художественная проза Расула Гамзатова. Несмотря на наличие достаточно значительного количества работ о прозе Р. Гамзатова, существует разброс мнений и суждений исследователей, взгляды которых не систематизированы, не обобщены и не сведены к общему знаменателю. В сравнительно большей степени подверглась анализу книга «Мой Дагестан», однако практически не изучена эссеистика поэта, недостаточен разбор публицистики.

В" критической литературе основной* упор делается* на исследование поэзии Расула Гамзатова, поскольку она являлась определяющей и преобладающей в его творчестве. Прозе уделяли внимания меньше, считая ее менее значимой частью его наследия, своеобразным приложением к поэтическому творчеству.

Такое отношение к прозе Расула Гамзатова является, на, наш взгляд, предвзятым и необъективным. Из восьмитомного собрания сочинений поэта на русском языке три тома (шестой, седьмой и восьмой) занимает, проза. Из общего объема в 3903 страницы 1267 страницвосьмитомника, т. е. почти треть творческогонаследия, занимает проза, представленная самым разнообразным жанрово — видовым составом: книга «Мой, Дагестан», «Конституция горца», публицистика^ статьи, эссеинтервью, беседы, диалоги, литературно, — критические статьи.

К тому времени, когда в четырнадцатом номере журнала^ «Романгазета» в 1968 году, где печатались избранные произведения* советских писателейбыла-опубликована книга Расула. Гамзатова «Мой Дагестан», он являлся одним из известнейших поэтов страны, лауреатом Ленинской премии? Ничего не. указывало' на интерес поэта к прозе, поскольку им до этого не создавались и не печатались ни рассказы, ни повести, ни романы и т. д.

Степень изученности.

Степень разработанности темы данного исследования, на наш взгляд, не адекватна такому художественному феномену, как проза Р.Гамзатова. Узловые вопросы художественного и жанрового своеобразия книги «Мой Дагестан» освещены в работах, посвященных анализу творчества Расула Гамзатова в целом. Каждый, кто обращался к осмыслению литературного наследия поэта, отмечал и своеобразие прозы поэта. Этот вопрос поднимался в брошюрах и книгах о творческом пути Расула Гамзатова [Огнев 1961; Огнев 1964; Антопольский 1972; Султанов* 1973; Эфендиев 1981; Хайбуллаев 1983; Дементьев 1984; Абуков 1993; Абдулатипов 2003; Абуков 2003; Мансурова 2003; Исрапилова 2004; Ахмедов 2005].

Первая книга о творчестве поэта «Путешествие в поэзию» была написана известным литературным критиком Владимиром Огневым. В уже дополненном и расширенном виде эта книга под названием «Расул Гамзатов» вышла в Москве в 1964 году, после присуждения поэту в 1962 году Ленинской премии за книгу «Высокие звезды». Так как обе книги Владимира Огнева вышли до появления «Моего Дагестана», естественно, ни оценки, ни анализа данного произведения в них не было.

В книге Л. Антопольского «У очага поэзии» целый раздел «Не по книжным законам» [Антопольский 1972: 262−289] посвященанализу «Моего Дагестана». Само название «Не по книжным законам» стало отправным тезисом для тех, кто после выхода исследования Л. Антопольского обращался к анализу прозы Расула Гамзатова. Это определение часто повторялось в оценках книги. Автор отмечал, что попытка найти эквивалент жанру книги в литературной* практике безуспешна, ибоона написана не поканонам литературоведческой науки, а в свободной форме, потому и не стандартна: «Настойчивый интерес был проявлен к жанру книги. Что это? Очерк, очерковая» повесть, «книга-песня», проза, совершенно" тождественная лирике, — некий горский верлибр, заметки о жизни, автобиография-исповедь? Словосочетание «исповедальная проза» встречалось, пожалуй, чаще других" [Антопольский 1972:263].

Не стремясь определить жанровую разновидность книги, автор дает ее идейнотематический анализ как произведения художественной прозы.

Прозе Расула Гамзатова посвящены два раздела книги Камиля Султанова «Мысли вслух» [Султанов 1973: 135−137] и «Публицистика поэта» [Султанов 1973:157−169].

В книге С. Хайбуллаева «Наследие и открытия» произведения Гамзатова исследуются в ином, чем в творческом очерке, ракурсе: «Автор концентрирует внимание читателя на двух проблемах: творческое освоение поэтом традиций национальной художественной культуры и его новаторский вклад в дагестанскую литературу, позволившей ей' стать явлением общесоюзного и мирового значения» [Хайбуллаев 1983: 3].

Кроме авторских работ, посвященных отдельным аспектам творчества Гамзатова, есть и другие источники, в которых содержится анализ различных сторон его писательской деятельности. Это сборник материалов и исследований, изданных к юбилеям поэта: к пятидесятилетию, шестидесятилетию, семидесятилетию, восьмидесятилетию.

Также следует отметить достаточно острую проблему художественного перевода произведений Р. Гамзатова, так как за каждым переводимым поэтом стоит определенная литературная традиция, ментальность, языковая картина мира своего народа. Именно перевод, как справедливо' замечают исследователи, «.создает необходимые предпосылки для изложения' языковрй и концептуальной картины мира определенного народа, а также автора. Поэтому перевод обретает смысл своего^ существования» только тогда, когда сохраняет выработанные веками национально-культурные и духовно-нравственные ценности" [Габуниа 3., Гусман Р. 1997: 67].

До сих пор не установлена степень достоверности и адекватности переводов поэтических текстов, дагестанских классиков на русский язык, в том числе и поэзии Расула Гамзатова. Многие переводы гамзатовских стихов на русский язык являются авторизованными, и на этом факте строится спорная точка зрения: если перевод авторизованный, то он адекватный.

Объектом исследования является проза Расула Гамзатова, представленная книгами «Мой Дагестан» и «Конституция горца», публицистическими и литературно-критическими статьями и эссе.

Предметом исследования являются жанровые особенности прозы Расула Гамзатова.

Целью нашей работы является выявление и &bdquo-.осмысление жанровых особенностей прозы Р. Гамзатова и попытка провести их системный и целостный анализ, воссоздать картину ее развития, опираясь при этом на опыт и достижения предыдущих исследователей:

Для достижения этой цели вработе сформулированы следующие задачи:

— дать целостный, литературоведческий анализ художественной прозы Расула Гамзатова, прежде всего книги «Мой Дагестан» в, единстве его содержания и формы как новаторского явления-в литературе;

— исследовать тематику и проблематику, жанровую природу, особенности композиции, образную систему, своеобразие языка и стиля книги «Мой Дагестан»;

— определить особенности книги «Конституция^ горца» как квинтэссенции сжато и лаконично выраженных морально — нравственных и этических норм народа;

— рассмотреть идейное и художественное своеобразие публицистики Расула Гамзатова;

— обозначить, место, прозы Расула, Гамзатова в национальной художественной/ литературе и ее значение для дальнейшегоразвития дагестанской прозаической литературы.

Основным методом исследования^ является сравнительно-исторический. Исследуя прозу Расула Гамзатова, ее художественные особенности, мы опираемся и на сложившиеся традиции аналитического, типологического и описательного изучения литератур народов России.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются труды классиков эстетической мысли (Гегеля, В. Г. Белинского и др.), историков и теоретиков русской литературы (М.М.Бахтина, М. Храпченко, А. Бочарова), исследователей многонациональной дагестанской литературы (Г.Г.Гамзатова, Р. Юсуфова, А.М.ВагидоваЗ.Н.Акавова, С. Х. Ахмедова,.

К.И.Абукова, А-К.Ю.Абдуллатипова, Ч.С.Юсуповой* и др.), в работах которых освещаются вопросы становления и развития национальных литератур.

Научная новизна исследования. обусловлена тем, что в данной работе впервые проводится комплексный' анализ прозы Расула Гамзатова. В диссертации на основе достижений современного литературоведения проанализирована жанровая система его прозы, выявлено своеобразие композиционных приемов, исследованы образная система, язык и стиль прозы Р.Гамзатова.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Книга «Мой Дагестан» Расула Гамзатова — произведение новаторского, характера по содержанию и художественной форме, созданное на основе творческого' использования опыта национальной литературы и на сегодняшний день являющееся высшим достижением художественной прозы народов Дагестана.

2. Книга «Мой Дагестан» неповторима по жанру, по композиции, по сюжетостроению, системе образов, по изобразительно-выразительным средствам, языку, что в совокупности и составляет ее стилевую особенность.

3. По-жанровым особенностям" книга «Мой Дагестан» может быть определена как высоко художественная повесть о Дагестане.

4. Тема Дагестана и искусства — главный стержень содержания повести. Основными носителями национальной идеи являются образы Цадасы, Абуталиба, Шамиля и др.

5. Реализм, народность, гуманизм — основные принципы изображения жизни в прозе Р.Гамзатова.

6. В отличие от поэзии, в прозе Р. Гамзатова облику лирического героя присуща большая определенность и выразительность психологических характеристик, что значительно расширяет ее жанровые границы.

7. Расул Гамзатов — художник четких гражданских позиций, и это качество позволяет ему поднять актуальные проблемы современности. Его поэзия и проза насыщены публицистическим, открытым пафосом.

Теоретическая значимость диссертации связана с возможностями применения ее научных результатов при создании теоретической, истории литературы народов Северного Кавказа и Дагестана, а также при разработке проблем литературных жанров. Работа может представлять определенный вклад в проблему изучения не только особенностей прозы Расула Гамзатова, но и в разработку вопросов специфики прозы.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования материала исследования при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров. Положения-и выводы работы могут быть использованы в и в процессе преподавания ряда литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях, занятиях на1 филологических факультетах вузов Дагестана, создании учебных и методических пособий по литературе и-культуре Дагестана.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Драматизм и сложность современной эпохи вызвали в России и Дагестане духовно-нравственную и мировоззренческую эволюцию, повлиявшую, на художественное сознание писателей и поэтов. Предметом художественного осмысления выступают уже иные, новые или. по-новому увиденные прежние мировоззренческие понятия и категории, формируются новые идеи. К зрелости поэт находит собственную внутреннюю мотивацию творческого мироощущения — чувство Дагестана как чувство истока, корней. Ценность его творчества состоит и в том, что это осознание связи с родиной не замкнулось в национальный ограниченный патриотизм, но распространилось и поднялось до уровня общечеловеческого. Для поэта предметом мрачных размышлений служит и тот факт, что, отрицая прошлое, общество не создало новых высоких идеалова те, что сформировались, отличаются отсутствием глубоких духовных начал.

Творчество Гамзатова1 характеризуется непривязанностью к той или иной апробированной/жанровой, форме, свободой перехода от одной стилевой манеры к другой в поисках адекватного воплощения замысла. Гамзатов пишет в широком творческом диапазоне, продолжая, развивая, обновляя национальные традиции в области поэтических форм и наряду с этим используя достижения общелитературного мирового процесса для обогащения национальной поэтической культуры в целях расширения её художественного потенциала, для освоения средствами поэтического слова современной ему действительности.

Если говорить о прозе Расула Гамзатова и подразумевать под ней все, что написано в стихотворной форме, кроме драматических произведений, то она занимает существенное место в его творческом наследии. Его проза — не обычная беллетристика, как ее понимают и воспринимают в литературоведении. В творчестве Гамзатова нет ни очерков, ни рассказов, ни повестей, ни романов, написанных по каноническим традициям этих жанров и воспринимаемых нами как таковые по читательскому опыту и сложившейся практике.

В число прозаических произведений Р. Гамзатова входят: две книги «Моего Дагестана»,. «Конституция горца», публицистика, эссеистика,. литературно-критические статьи, интервью, беседы, вошедшие. в 6−7,8-ой тома собрания сочинений из восьми томов.

Эти произведения также носят на себе яркийотпечаток творческого самобытности Расула Гамзатова. Чтобы отличить его* прозаические произведения от обычной беллетристики, литературоведы и критики нашли определение, отражающее их суть и своеобразие: «Проза поэта"'или «Проза, перепаханная, плугом поэзии».

Если вникнуть в глубинный-смысл данного определения, то очевидно, что Гамзатов не является писателемв одинаковой степени удачно сочетающим способ мышления и поэта, и прозаика. Будет некорректно сказать, что он успешно и «равномерно» работал' в обеих областях художественной" литературы, что, кстати, в истории литературы удавалось не так* уж многим.

Поэтическое мышление является доминирующим в его — творческом сознаниии накладывает своеобразный отпечаток на все созданное им. Художественная, проза Гамзатова проникнута лирико-романтическим видением мира и отражает его мировосприятие в первую очередь, через призму лирической рефлексии. Об этом-Гамзатов" сказал однозначно: «Да, моя поэзия, сколько бы* я ни сравнивал ее с поднебесьем, была для меня моей нивоймоей пашней, моим тяжелым трудом. Прозы я не писал совсем» [Гамзатов 2003:13].

Но желание испытать свои творческие возможности, применить накопленный опыт, силы и умения в прозе как малознакомой ему области творчества не покидало поэта. Другой резонной причиной стала возможность выразить все то, «что увидел на земле, все, что я думаю и чувствую», то, что невозможно сказать в стихотворных рамках. Проза, ввиду большей раскованности и большей степени свободы от законов поэтического творчества, предоставляла художнику широкий выбор приемов и средств художественного выражения. Проза, ждала внимания поэта к себе: «Но теперь я понимаю, что где б я ни. скиталсякакие бы песни ни пел, все время* была скала, которая' ожидала, когда прилетит орел, все время было дерево, которое ожидало, когда на нем птицы совьют гнездо, все время был дом, который ожидал, когда постучатся в дверь, была проза, которая ждала, когда к ней придет поэт».

Поэт нашел достаточно веские аргументы, чтобы отвлечься от поэзии и приступить к написанию книги. Зародилась идея панорамно, глубоко, обстоятельно раскрыть тему родины, к которой в поэзии Гамзатов обращался систематически и последовательно. Если впоэзии эта тема раскрывалась несколько мозаично, то в прозе она мыслилась как воплощение в самостоятельную и завершенную картину: тема — любовь, тема — клятва, тема — мольба, тема — молитва. Она позволяла автору охватить и уделить внимание всем граням творческого, подхода к проблеме «маленького Дагестан и огромного мира», чувствовать себя и горцем из. маленького аула, и представителем всей человеческой цивилизации.

Найдено им и на первый взгляд аскетичное, но соответствующее замыслу название книги: «Мой Дагестан» как самого святого, предмета почитания и преклонения, основной темы" всего творчества. Содержание понятия «Дагестан» пронизано авторским пониманием родины, пропущено через сознание и душу, что объясняет дополнение-названия словом «Мой». Это его личностное восприятие Дагестана, но личное, опирающееся и исходящее из общего.

Расул Гамзатов обозначает достаточный материал, из которого должен сформироваться образ Дагестана: «Родной язык, опыт жизни, портреты людей, характеры людей, мелодии песен, чувство истории, чувство справедливости, любовь, родная природа, память о моем отце, прошлое и будущее моего народа.» Из этого множества писатель использует лишь то, что, на его взгляд, способствует выявлению не только внешнего колорита Дагестана, но и внутреннего содержания, особенностей национального характерасформировавшейся, в течение веков жизненной философии дагестанских народов-. Художественная задача, поставленная5 в начале книги, реализована вполне успешно: Содержание книги охватывает тысячелетия*.

I ' ' ' ' ¦ жизни Дагестанаего историческое прошлое настоящее.

Отобранный материал было необходимо-расположить в, определенной? последовательности: Автор и здесь отказывается" от известных в литературе трафаретов, схем и образцов. Он ищет и находит совершенно новую форму, в которой использованы известные фольклорные, литературные, житейские жанры, такие, как легенды, предания-.сказки, пословицы и поговорки, песни, рассказы, изреченияи высказывания известных людейвоспоминания, дневниковые записиЭти жанры, будучи самостоятельными формамив то же время служат конечной! цели — созданию монументального образа Дагестана.

В? результате: литературного" эксперимента Гамзатова быласоздана необычнаянеординарная^ по своей жанровой природе-. композиции, сюжетостроению^ стилю и языку книгаподобной! которой в литературной практике не было m аналогов которой нет и в настоящее время. Литературной критикой ш массовымчитателем книга была отмечена новаторская? роль книги. Ввиду своей" оригинальности— и неповторимости^ «Мой* Дагестан» получил в системе мировой литературы, высокую оценку и переведен на многие языки. Поэт отмечал: «Если жехудожник выпускает свою птицу на волюа она, смешивается со стаей других одинаковых, значит, он не художник».

По первоначальному замыслу Гамзатова, «Мой Дагестан» должен был состоять из пяти книг. После двух написанных за ними должны были последовать следующие книги: «Конституция Дагестана», «Календарь Дагестана». Последние две остались не написанными. Основные идеи третьей книги были изложены на конгрессе в апреле 1997 года, когда в.

Дагестане, как и во всей стране, наряду с экономическим и политическим кризисом, социальным хаосом разразился и нравственно-духовный кризис. Произнеся речь на форуме дагестанцев, оторванных по воле судьбы от своей исторической^ родины, Гамзатов подчеркнул их ответственность как представителей Дагестана во внешнем мире.

Гамзатов обозначает статьи конституции, утвержденные многовековым жизненным опытом дагестанцев, охраняемые и наследуемые обществом: «Мужчина», «Женщина», «Дети», «Память», «Дружба», «Гость, гостеприимство», «Сосед, добрососедство». Чтобы сохранить свое «дагестанство», поэт призывал земляков неуклонно следовать этим законам, проверенным, испытанным веками. В сущности своей «Конституция горца» является конспективным изложением норм общественного и личного поведения горца. В* указанном аспекте она является продолжением тех идей, мыслей, позиций, выраженных в книге «Мой» Дагестан" но выраженных в более лаконичной и тезисной* форме.

Р.Гамзатов намеревался каждую из статей обосновать, подкрепить жизненным материалом из опыта и истории дагестанских народов и изложить их в форме новелл. Но ему пришлось ограничиться общей лаконичной характеристикой статей без развертывания их содержания.

Тем не менее, речь, прозвучавшая на конгрессе, явилась не только изложением нравственных заповедей дагестанцев, но и вышладалеко за декларативные рамки конституции.

Поэт высказал свое опасение за судьбы малочисленных народов, забвение исторического прошлого, напомнил о необходимости беречь и ценить языки, культуру, уклад жизни, среду обитания, этническое лицо, коснулся и проблем создания правовых, нравственно-духовных и материальных условий.

На конгрессе Расул Гамзатов высказал однозначное мнение, что чувство родины емче и ценнее идеологических пристрастий и интересов. Это был новый, отличный от привычного подход к толкованию и пониманию важнейших глобальных проблем.

Конституция горца" по сути является выражением системы ценностных координат Гамзатова, которая в творческом наследии раскрывается через сюжет и содержание произведений:

Его прозаические произведения, и в особенности «Мой Дагестан», отличаются наличием множества лирических отступлений, в которых он открыто выражает свои идеи, мысли,-отношение* к тем событиямо которых идет речь. Эта особенность творчества определила его обращение к публицистике как к жанру литературы и способу отражения действительности.

Проза Расула Гамзатова говорит о нем. как о художнике четких гражданских позиций. Это качество таланта позволяет ему поднять актуальные проблемы современности и привлекать к ним внимание общественности. Особенность творческого мышления определила его обращение к публицистике как к жанру литературы и способу отражения действительности.

Публицистика стала, занимать все большее место в его творчестве с пятидесятых годов 20″ века. Седьмой том восьмитомного собрания сочинений, Гамзатова занимают публицистика, статьи, эссе. Поэту, как государственному и общественному деятелю, часто приходилось выступать в стране и за ее пределами, высказывая свое видение актуальных проблем внутренней и международной политики, искусства и литературы. Его яркие, образные выступления" пользовались успехом, а позже эти выступления и речи ложились в основу публицистических статей. Но его публицистика не ограничивается только ими, Гамзатов обращается ко всему разнообразию публицистических форм: посланиям, открытым письмам, политическим заметкам.

Участвуяв полемике и дискуссиях вокруг ключевых вопросов современной ему жизни, поэт поднимает актуальные проблемы политики, идеологии, международных отношений и сотрудничества. В этом проявляется и другая особенность публицистики Расула Гамзатова, характеризующаяся философичностью мыслей и нестандартными формами' художественного их выражения.

Публицистику порою связывают, прежде всего с прямотой, даже прямолинейностью выражения идей' и мыслей, но в публицистике Гамзатова присутствуют образные, эмоциональные, поэтичные картины.

К публицистике поэта близка и его эссеистика, в которой рассматриваются проблемы литературы. Но, в отличие от литературоведческих и критических статей, в них нет конкретного литературного анализа творчества писателей или их отдельных произведений, нет привлечения материала, научных ссылок. Эссе Гамзатова представляют собой общую характеристику, пониманиевидение и оценку литературного явления. Они эмоциональны и экспрессивны и, несмотря на свою сжатость и лаконичность, дают общее, нодостаточно развернутое представление о явлениях искусства.

Публицистика Расула Гамзатова — это раздумья поэта1 о судьбах человечества, народов и стран, о насущных проблемах современности. Формой для выражения своих позиций, суждений, своего мировосприятия и мироотражения он использует размышления о литературе как близкой и открытой ему области.

Мир идей, концепций, ценностей, образов, символов, окружающий поэта, налагает отпечаток на все его творчество. Основной темой публицистических и литературно-критических статей являются вопросы искусства и литературы. Поэт излагает свое видение природы таланта и искусства, национального своеобразия литературы, преемственности и других вопросов, связанных с эстетикой и этикой художественного творчества.

Поиск Р. Гамзатовым путей нравственной реализации находил свое отражение в специфическом мышлении лирического героя, в котором преломлялись сомнения и раздумья поэта. Уже в «Моем Дагестане» заметен этот поиск, выражающийся в опоре на «своеобразный авторитарный уровень — слово отцов, преднаходимое слово». Многомерное изображение человека в его связях с миром, типизация действительности происходит с помощью национальной образности, аналогии и т. д.

Его позднейшее творчество можно разделить на два цикла, первый из которых объединяется умиротворенными воспоминаниями о былой и настоящей любви, чувством тихой грусти и неистребимой надежды на победу человеческого разума над «жестокостью безумья" — вторая группа характеризуется философским восприятием действительности, которому становится присуще мрачное видение картины мира, порой доходящее до мизантропии, анализом прожитого, констатацией наступления антропологической катастрофы. Однако в последние годы он к прозе практически не обращался.

Проза Расула — не только значительная часть творчества писателя, но и самобытное явление в художественном процессе XX века, существенно обогатившее эпическое творчество и внесшее в него новые художественные формы и традиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов' Дагестана^ Х1Хв. -М.: Наука, 1968.
  2. Р. Г. Визитная карточка современного мира: (О Р. Гамзатове) // Дагестанская правда от 14 сентября 1993 г.
  3. Р. Философия творчества Расула Гамзатова. М., 2003.
  4. Абдулгамидова Н: Мы все учимся у Расула. (К 81-летию) // Дагестанская правда, 2004.
  5. М. Слово о поэте: (О Р: Гамзатове) // Дагестанская правда, 1993, от 8 сентября.
  6. К. И. Творческий мир поэта: (К 70-летию Р. Гамзатова) // Дагестанская правда, 1993, от 20 августа.
  7. К. Расул Гамзатов: 70 лет. Махачкала, 1999.
  8. К. У костра, зажженного М. Горьким. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.
  9. К.И. Раздумья на берегу реки. Послесловие. В кн.: Расул Гамзатов. Мой Дагестан. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.
  10. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992.
  11. К.И. Расул Гамзатов. Особенности философской лирики. -Махачкала, 2003.
  12. К.И. Ступени роста. — М.: Советская Россия, 1982.
  13. К.И. У костра, зажженного М.Горьким. К проблеме новаторства и стилевого многообразия дагестанской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.
  14. К. X. Лезгинская национальная проза Махачкала, 1998.
  15. М. Г. История в лицах: (О Р. Гамзатове) // Возрождение, 1995, № 2.
  16. М. Наш Расул: (К 70-летию Р. Гамзатова) // Дагестанская правда, 1993, от 10 сентября.
  17. Н. Расул на все времена. // Дагестанская правда, 2004, от 29 октября.
  18. A.A. Время и пространство в книге «Мой Дагестан». / Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. Махачкала, 1987.
  19. М. 3. Великий национальный поэт. (К 70-летию Р. Гамзатова) // Дагестанская правда, 1993, от 9 сентября.
  20. Антология дагестанской поэзии в четырех томах. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980−83.
  21. Л. У очага поэзии. М.: Советский писатель, 1972.
  22. В. А. Современная советская проза (60-е начало 70-х годов) — М.: Высшая школа, 1977.
  23. Ахмед Мурадов. Расул Гамзатов на рубеже двух веков. -Махачкала: Дагпресс-Медиа, 2005.
  24. С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала, 1990.
  25. С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала, 1998.
  26. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996.
  27. М. М. Эпос и роман/ С-П., 2000.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  29. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  30. . Адыгская этика. Нальчик, 1999.
  31. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. М., 1977.
  32. Вагидов-А. М. Дагестанская проза второй половины XX века. -Махачкала, 2006.
  33. A.M. Дерзостный талант открывателя: (К 70-летию Р. Г.) // Дагестанская правда, 1993, от 10 сентября.
  34. A.M. По пути традиций и поиска. — Махачкала, 1976.
  35. A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.
  36. A.M. С Гамзатовым в сердце // Дагестанская правда, 2004, 6 февраля.
  37. А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
  38. В. В. О теории художественной речи. М., 1971.
  39. В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.
  40. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. — М.: Искусство, 1978.
  41. H.H., Хитарова С. М. На новых рубежах: о многонациональной прозе наших дней. — М.: Сов. писатель, 1974
  42. П.С. Новаторство, традиции, мастерство. Л.: Сов. писатель, 1973.
  43. Г. Г. Преодоление. Становление. Обновление. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.
  44. Р. Г. Верность таланту. М.: Советская Россия, 1970.
  45. Р.Г. Мое завещание. // Дагестанская правда, № 263, от 2 ноября.2004г.-71. Гамзатов Р. Г. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: Советский писатель, 2003.
  46. Р.Г. Суди меня по кодексу любви.- М.: Новости, 1991.
  47. И.В. Об искусстве. М., 1985.
  48. М.М. Ритм художественной прозы: Монография. М.: Сов. писатель, 1982
  49. П.П. Всемирная история искусства. М., 1996.
  50. В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1974.
  51. .А. Психология писателя. М., 1989.
  52. А. Расул Гамзатов сказал.- Махачкала: Эпоха, 2003.
  53. В. Расул Гамзатов. М.: Советский писатель, 1984.
  54. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971.
  55. К. Мой путь к Расулу Гамзатову. Махачкала, 2004.
  56. Л.Г. Эффективность публицистического жанра. М.: Просвещение, 1989.
  57. А. Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966.
  58. В. А. Русский реализм начала XX века. — М., 1975.
  59. В. В. Происхождение романа. М., 1963.
  60. М.М. Душа и память народа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
  61. Магомед-Расул. Боль поэта мыслителя. (О Р. Гамзатове) // Возрождение, 1995, № 1.
  62. А. Предназначенье. М., 2003
  63. Мастерство Расула Гамзатова. // Сост. С. М. Хайбуллаев. -Махачкала, 1986.
  64. С.М. Слово и время. М.: Советский писатель, 1975.
  65. А. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
  66. В. Путешествие в поэзию. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1961.
  67. В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1973. г
  68. В. Горький публицист. — М.: МГУ, 1986.
  69. Писатели Дагестана XX век. / Сост. М.Ахмедов. — Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2004.
  70. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. — М.: Изд. МГУ, 1983.
  71. Поэт аула и планеты: Статьи, высказывания о Р. Гамзатове. Поздравления в связи с юбилеем / Сост. М. Зайнулабидов. — Махачкала: Юпитер, 2003.
  72. Е. Искусство публицистики. М.: Советский писатель, 1984.
  73. Е.Ю. О стилевом многообразии современной советской прозы. — М.: Знание, 1977.
  74. Словарь иностранных слов. М.: Советская энциклопедия,. 1964: 132: Слово о-Расуле Гамзатове. / Сост. С. М. Хайбуллаев. — Махачкала:1. Дагкнигоиздат, 1973.
  75. А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968.
  76. К. Расул Гамзатов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.
  77. К.Д. В поисках современности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.
  78. К.Д. По законам художественности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.
  79. К.Д. Поэт Расул Гамзатов. Очерк творчества.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.
  80. К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М., 1989.
  81. К.К. Достоинство слова. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.
  82. К.К. По законам художественности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.
  83. В. А. Публицистика и полемика. М.: Наука, 1979.
  84. С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.
  85. М.Б. Горизонты художественного образа. — М.: Худож. Лит., 1982.
  86. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. Изд. З-е. -М.: Сов. писатель, 1982.
  87. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. М.: Наука, 1964.
  88. A.M. Труд писателя. М.: Советский писатель, 1968.1. N «
  89. П.С. Философская и любовная лирика Расула Гамзатова (особенности мировосприятия лирического героя) / Автореф. канд.дисс. Махачкала, 2006.
  90. К.И. Высокое искусство: О принципах художественного перевода. М.: Искусство, 1964.
  91. Н. 3. О художественности. М., 1958.
  92. Шахтаманов О-Г. Советская поэзия Дагестана. М.: Знание, 1970.
  93. В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983.
  94. В.Б. Художественная проза. М.: Просвещение, 1961.
  95. .М. О прозе. Л., 1969.
  96. .М. О прозе. / Сборник статей. Л.: Худож. лит., 1969.
  97. Т. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. -Нальчик, 1981.
  98. Ч.С. Расул Гамзатов в расколотом мире. Махачкала, 2008.
Заполнить форму текущей работой