Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аккомодация. 
Современный русский язык. 
Фонетика. 
Орфография. 
Лексикология. 
Словообразование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такого рода продвижение в результате аккомодации с соседними мягкими согласными обозначается в транскрипции точками сверху над значком ударного гласного. Если мягкий согласный предшествует гласному, то точка ставится слева; если мягкий согласный идет следом — то справа; если же ударный гласный стоит между двумя мягкими согласными, ставится две точки. Правда, касается это не всех гласных звуков… Читать ещё >

Аккомодация. Современный русский язык. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аккомодация гласных (лат. accommodatio — ‘приспособление') — это их приспособление к соседним согласным. Наиболее значимо для русского языка приспособление гласных к соседним мягким (палатальным и палатализованным согласным), которое проявляется как иод ударением, так и в безударных слогах. Выше уже отмечалось, что в безударных слогах происходит редукция, причем при качественной редукции после мягких согласных оказываются гласные лишь переднего ряда (за исключением [ъ] и [а], последний — передне-среднего ряда), а после твердых — непереднего. Что касается гласных, не подвергающихся качественной редукции, то [и] возможен лишь после мягких согласных и в неприкрытом слоге, [ы] — исключительно после твердых согласных, и только [у] может стоять как после твердых, так и после мягких согласных.

Аккомодационное воздействие мягких согласных, что видно уже из правил редукции, состоит в том, что стоящие рядом с ними гласные продвигаются вперед и вверх — в сторону места образования звука [и], поскольку палатальные и палатализованные согласные также образуются в этой области (см. рис. 1.4).

Наиболее заметно аккомодация гласных проявляется в ударных слогах. Ее механизм выглядит следующим образом. Если мягкий согласный стоит перед ударным гласным, то в первой стадии артикуляции этого гласного — экскурсии — появляется [и (-образный призвук и язык, возвращаясь к необходимой для артикуляции ударного гласного ряда и подъема (например, в случае с гласным [а] — к нижнему подъему и среднему ряду), задерживается в более верхней и более передней зоне ротовой полости:

мат [мат] — чистая артикуляция [а], звук на всем своем протяжении артикулируется в нижнем подъеме и среднем ряду;

мят [м'иат] — здесь под влиянием палатализованного [м'] (его мягкость специально обозначена йотовым индексом) звук (а] начинается с [и]-образной фазы, так как [j] и [и] артикулируются фактически в одном месте.

То же самое, но в обратном порядке происходит в конечной стадии артикуляции ударного гласного — рекурсии, если мягкий согласный стоит после него:

мать [маит>] — под влиянием палатализованного [т'] звук [а] завершается (и)-образной фазой.

Если мягкие согласные стоят с двух сторон от ударного гласного, то последнему уже довольно сложно артикулироваться в своем основном месте и он оказывается продвинутым вперед и вверх на всем протяжении артикуляции:

мять [м)иаит)] — под влиянием палатализованных [м'| и [т] звук [а] начинается и завершается [и]-образной фазой.

Такого рода продвижение в результате аккомодации с соседними мягкими согласными обозначается в транскрипции точками сверху над значком ударного гласного. Если мягкий согласный предшествует гласному, то точка ставится слева; если мягкий согласный идет следом — то справа; если же ударный гласный стоит между двумя мягкими согласными, ставится две точки. Правда, касается это не всех гласных звуков, а лишь тех, которые могут соседствовать с мягкими согласными и которым есть куда продвигаться:

[а] (например, [ч'ас]) — ударный гласный [а] продвинут вперед и вверх в экскурсии под влиянием предшествующего мягкого согласного;

[а] (например, [цар']) — ударный гласный [а] продвинут вперед и вверх в рекурсии под влиянием последующего мягкого согласного;

[а] (например, [ч'асУ]) — ударный гласный [а] продвинут вперед и вверх на всем протяжении артикуляции, находясь между мягкими согласными (в результате гласный [а] артикулируется в передне-среднем ряду средненижнего подъема, фактически это чуть отодвинутый назад [э]);

[б] (например, [л'бк]) — ударный гласный [о] продвинут вперед и вверх в экскурсии под влиянием предшествующего мягкого согласного;

[б] (например, [кон']) — ударный гласный [о] продвинут вперед и вверх в рекурсии под влиянием последующего мягкого согласного;

[б] (например, [т'от'ъ]) — ударный гласный [о] продвинут вперед и вверх на всем протяжении артикуляции, находясь между мягкими согласными (в результате гласный 161 артикулируется в среднем ряду верхне-среднего подъема; фактически это долгий и лабиализованный [ъ]);

[у] (например, [ч'удъ]) — ударный гласный [у] продвинут вперед (поскольку он верхнего подъема и вверх ему продвигаться нельзя) в экскурсии под влиянием предшествующего мягкого согласного;

[у] (например, [пут']) — ударный гласный [у] продвинут вперед в рекурсии иод влиянием последующего мягкого согласного;

[у] (например, [ч'ут'|) — ударный гласный [у] продвинут вперед на всем протяжении артикуляции, находясь между мягкими согласными (в результате гласный [у] артикулируется в передне-среднем ряду верхнего подъема; фактически это лабиализованный [и]);

[5] (например, [эт'и |) — ударный гласный [э] продвинут вверх (поскольку он переднего ряда и продвигаться вперед ему некуда) в рекурсии под влиянием последующего мягкого согласного (если перед [э] стоит мягкий согласный, то мы изображаем его уже как [е]);

[ы](например, [выт']) — ударный гласный [ы] продвинут вперед (поскольку он верхнего подъема и вверх ему продвигаться некуда) в рекурсии под влиянием последующего мягкого согласного (если перед [ы] стоит мягкий согласный, то это уже звук [и]).

Что происходит между двумя мягкими согласными с ударными [е] и [й], если им нельзя продвигаться ни вперед, ни вверх? Они приобретают закрытую и напряженную артикуляцию, которая обозначается крышечкой сверху:

[й] (например, [и' йт'] или [йм'ъ]) — ударный гласный [и] закрытой и напряженной артикуляции иод влиянием последующего мягкого согласного;

[с] (например, [п'ст']) — ударный гласный [с] закрытой и напряженной артикуляции под влиянием предшествующего и последующего мягких согласных.

Из всех этих продвинутых гласных в безударных позициях встречаются только [а] (см. выше — при конечном продлении после мягкого и в редчайших случаях в нервом предударном) и [у]. Последний обозначать в транскрипции не обязательно, особенно в тех случаях, когда он представляет собой слившийся в один звук слабый йог («и неслоговое») и последующий [у]. Например, транскрипции для плюёт [пл'у)бт] и [пл'эдбт], для ходючи [ход'уч'и] и [хбд'уч'и] в целом равнозначны, но для играют лучше изображать «и неслоговое», т. е. транскрипция [играиут] предпочтительнее, чем [играут], поскольку в первой лучше видна морфемная структура слова, а значит, в дальнейшем, при фонемном разборе, не будет потеряна фонема .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой