Основные задачи и функции логистики
С точки зрения производственной логистики процесс движения сырья также обладает спецификой, так как, для своевременного и полноценного снабжения производства необходима кормовая база, как вспомогательное производство, кроме того на заключительной стадии процесса производства он распадается на два подпроцесса: выпуск мясопродукции и выпуск шкур, которые в дальнейшем различаются, мясопродукция… Читать ещё >
Основные задачи и функции логистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Глава 1. Теоретические основы логистики
- 1.1 Основные задачи и функции логистики
- 1.2 Классификация видов логистики
- 1.3 Особенности сбытовой логистики
- Глава 2. Краткая характеристика ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
- 2.1 Общая характеристика и показатели работы предприятия
- 2.2 Взаимодействие функциональных подсистем логистики
- Глава 3. Логистика в ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
- 3.1 Модель управления процессом товародвижения в ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
- 3.2 Экспресс-диагностика состояния логистики в ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
- Глава 4. Выводы и рекомендации
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы логистики
1.1 Основные задачи и функции логистики
Логистика — часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Первоначально логистику определяли как:
новое направление в организации движения грузов;
теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
интеграция процессов производства и транспортировки;
процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
производственная инфраструктура;
форма управления физическим распределением продукта;
эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
наука о рациональной организации производства и распределения;
новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.
В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т. е. как:
· многостадийный хозяйственный процесс, включающий:
· складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;
· перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;
· складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
· разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;
· систему управления, объединяющую:
· управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);
· управляемую систему, т. е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;
· экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.
На рисунке 1.1 показаны элементы логистики:
Рис. 1.1 Элементы логистики
Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.
Логистика — наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Главная цель логистики — вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Выделяют три функции логистики:
· интегрирующая — формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
· организующая — обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
· управляющая — поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Предметом логистики как науки является изучение организационно-экономических отношений в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем. Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками. Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.
1.2 Классификация видов логистики
Классификация логистики осуществляется в зависимости от пространственного (предприятие, регион, страна), временного, функционального, организационно-хозяйственного и объектообразующего признаков (табл.1).
Таблица 1
Классификация логистики
Фактор декомпозиции | Область логистики | |
Пространственный | Микрологистика Макрологистика Металогистика | |
Временной | Анализ, планирование и организация логистических систем и процессов Регулирование, реализация и контроль логистических установок Расчет мощности и производительности логистической системы | |
Функциональный | Заготовительная логистика Производственная логистика Сбытова (распределительная) логистика Транспортная логистика Информационная логистика | |
Организационно-хозяйственный | Логистика предприятия Строительная логистика Военно-промышленная логистика Предпринимательская логистика | |
Объектообразующий | Единичная логистика Массовая логистика Логистика запасных, комплектующих товаров Логистика персонала | |
По производственному признаку различают следующие виды логистики.
Микрологистика охватывает границы одного предприятия.
Макрологистика распространяется на народное хозяйство или на экономический район страны.
Металогистика — на отдельные регионы, их системы снабжения и каналы распределения.
Наиболее представительной является классификация по функциональному признаку.
На каждом участке прохождения материального потока наблюдается некоторая специфика, в связи с этим в логистике выделяют пять функциональных областей:
Закупочная логистика. При логистическом подходе к управлению материальными потоками деятельность по изучению и выбору поставщиков, заключению договоров и контролю за их исполнением, принятию мер в случае нарушений условий поставки должна быть не обособленной, а подчиняться стратегии управления сквозным материальным потоком. Границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения в микрологистической системе.
логистика товародвижение управление сбытовая
Производственная логистика. Основные задачи в этой области — управление материальными потоками в процессе осуществления производства.
Она включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов (от сырья до готового изделия) непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.
Сбытовая (распределительная логистика). Реализация функции распределения на производственном предприятии называется сбытом продукции. Задачи распределительной логистики решаются как на микро — так и на макроуровне. Так от решения задач по организации распределения продовольственных товаров в области, регионе будет зависеть обеспечение населения региона необходимыми продуктами питания. Это логистика, специализирующаяся на реализации продукции, включая ее доставку «точно вовремя» от «двери» производителя до «двери» потребителя и послепродажное обслуживание.
Транспортная логистика. Иногда специалисты, чтобы подчеркнуть важность и сложность процессов транспортировки материальных ресурсов, объединяют эти процессы и их изучение в особый раздел, называемый транспортная логистика. Движение материального потока обеспечивается транспортом общего пользования (принадлежит специальным транспортным организациям) и собственным транспортом. Приоритетным объектом изучения и управления в логистике является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.
Информационная логистика. В условиях развития информационных систем возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила решать задачу сквозного управления потоками материальными Объектом исследования в этой области логистики являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии.
Указанные виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде.
1.3 Особенности сбытовой логистики
С каждым годом требования заказчиков к качеству поставок становятся все более высокими. Для предприятия очень важно удовлетворить их, ведь для него важно не потерять канал сбыта продукции — источник дохода. Следовательно, работа компании должна быть ориентирована на потребителя.
При этом неизбежно возникают вопросы: как максимально удовлетворить запросы потребителей и при этом получить наибольшую прибыль? как оптимально загрузить производственные мощности заказами? как вести себя в динамично изменяющихся условиях рынка? Грамотный ответ на них дает сбытовая логистика.
Основная ее цель звучит просто — сбыт готовой продукции предприятия, но ставит ряд трудных задач:
1. Доставить потребителю продукцию своевременно.
2. Доставить потребителю продукцию в нужном количестве.
3. Доставить потребителю продукцию без ущерба для ее качества.
4. Доставить потребителю продукцию с минимальными затратами.
В отличие от маркетинга, который ищет пути увеличения объемов продаж в освоении новых сегментов рынка или расширении имеющихся (путем изменения ассортимента продукции, способов продвижения товаров и т. д.), сбытовая логистика работает в установившейся сети каналов сбыта, использует имеющиеся хозяйственные связи по продаже товаров.
Сбытовая логистика планирует и обеспечивает доставку продукции от производителя к потребителям, то есть осуществляет: постоянное изучение потребительского спроса; изучение товаров, создаваемых конкурентами; сбор полной информации о товарах собственного производства; поиск реальных и потенциальных заказчиков, создание, поддержание и развитие связей с ними; выдвижение предложений о путях приспособления собственного производства к нуждам потребителей в целях их максимального удовлетворения; отбор каналов сбыта продукции, посредников; организация поставок и их контроль; участие в формировании стратегии и тактики предприятия при планировании производства и затрат.
Сбытовая логистика ищет пути и средства оптимизации каналов сбыта. Существование же многочисленных способов организации сбыта позволяет наиболее полно использовать потенциал логистики.
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Таким образом, объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.
В научно-методической литературе наряду с термином «сбыт» имеют место также термины «физическое распределение» и «дистрибьюция» Причем все они как характеристики заключительной части комплексного процесса «жизненного» цикла изделия трактуются разными авторами (как отечественными, так и зарубежными) очень широко.
Уяснение сути и осмысление разграничения понятий «сбыт», «физическое распределение» и «дистрибьюция» — первый шаг к пониманию понятийно-терминологической сущности сбытовой логистики.
За рубежом до сих пор продолжается дискуссия о содержании физического распределения как комплексной логистической функции. Некоторые зарубежные исследователи считают физическое распределение синонимом логистики, другие подменяют им понятие дистрибьюции (распределения).
Следует согласиться с мнением большинства ученых, которые объясняют такие разночтения эволюцией логистической концепции на Западе, когда в период с 1950;х до середины 1970;х гг. термин «физическое распределение» по существу использовался вместо термина «логистика», но в понятийном плане представлял собой менеджмент готовой продукции в товаропроводящих структурах сбыта фирм — производителей продукции и торговых посредников.
Используя первоначальный смысл, вложенный в это понятие зарубежными исследователями, В. И. Сергеев дает следующее определение: «Физическое распределение — это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников». Такая семантика физического распределения противоречит пониманию данного термина Д. Бауэрсоксом, который пишет, что «физическое распределение сводится к обработке и исполнению заказов потребителей вплоть до непосредственной поставки товаров» Далее там же: «Физическое распределение является неотъемлемым элементом маркетинга и продаж, своевременно и экономично обеспечивая доступность товаров.» По нашему мнению, нужно принять концепцию В. И. Сергеева о понимании физического распределения лишь как части сбыта, связанной с материализацией его процесса.
В свою очередь, дистрибьюция определяется В. И. Сергеевым как «компактная логистическая активность», заключающаяся в продвижении готовой продукции от производителей к конечным (или промежуточным) потребителям, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса. Как видим, термин «дистрибьюция» является полным синонимом распределения и употребление того или другого определяется степенью оригинальности перевода с английского языка. Примечательно то, что автор расширяет трактовку сбыта добавлением функций организации продаж, а также предпродажного и послепродажного сервиса. Однако в определении отсутствует упоминание о функциях транспортирования и хранения готовой продукции.
Сформулируем промежуточный вывод, вытекающий из анализа понятийно-терминологического аппарата сбытовой логистики:
1. сбыт, распределение, физическое распределение и дистрибьюция являются синонимами и означают одно и то же понятие, которое в настоящее время трактуется разными авторами по-разному. Различия в звучании объясняются особенностями перевода;
2. методически более адекватным, на наш взгляд, является термин «сбыт», и в дальнейшем именно его мы будем использовать для описания многогранного процесса реализации готовой продукции.
Особенно важным с теоретико-методологической точки зрения является анализ сущности понятия «сбыт» и сопутствующего ему определения сбытовой логистики.
Говоря о термине «сбыт» в увязке с логистикой, необходимо понять, а чем же отличие сбыта от логистики сбыта, или сбытовой логистики.
Большинство склоняются к тому, что главное отличие логистической концепции сбыта от традиционной сбытовой стратегии во многом обусловлено логистическим подходом к организации сбыта продукции, который проявляется в том, что:
1. процесс управления материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками подчиняется целям и задачам логистики;
2. существует системная взаимосвязь процесса сбыта с процессами производства и снабжения;
3. осуществляется интеграция всех функций внутри самого сбыта.
Суммируя вышесказанное, представляется наиболее полным следующее определение сбытовой логистики. Это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, т. е. в процессе реализации товаров, основной целью которой является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Глава 2. Краткая характеристика ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
2.1 Общая характеристика и показатели работы предприятия
ОАО «Зверохозяйство Мелковское», действует на основании Устава, Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного применимого законодательства.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Зверохозяйство Мелковское», на английском языке: «MELKOVO» Ltd.
Сокращенное: на русском языке: ОАО «Зверохозяйство Мелковское», на английском языке: MELKOVO.
Место нахождения Общества: 171 265, Россия, Тверская область, Конаковский район, деревня Старое Мелково, ул. Центральная, дом 6.
ОАО «Зверохозяйство Мелковское» расположено вблизи трассы Москва Санкт-Петербург на 127 километре. Предприятие находится в незначительном удалении от районного и областного центров (порядка 40 км). Состояние районных и внутрихозяйственных дорог вполне приемлемое.
Целью деятельности ОАО «Зверохозяйство Мелковское» является получение прибыли путем производства сельскохозяйственной продукции.
Высшим органом управления является Общее собрание акционеров. Один раз в год ОАО «Зверохозяйство Мелковское» проводит годовое Общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным единоличным органом — генеральным директором.
ОАО «Зверохозяйство Мелковское» является юридическим лицом по российскому законодательству: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные правка, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основными видами деятельности Общества являются:
· организация клеточного пушного звероводства: производство, заготовка, обработка, хранение, реализация, оценка качества пушно-мехового сырья;
· разработка прогрессивных технологий в звероводстве, ведение племенной работы, разведение животных улучшенных и новых (гибридных) пород;
· производство товаров народного потребления из пушно-мехового сырья, оказание услуг по пошиву пушно-меховых изделий;
· производство и реализация сельскохозяйственной продукции, животноводства, биопродукции, растениеводства и первичной переработки произведенной продукции, выпуск кормов;
Предприятию представлено в собственность и бессрочное пользование 1065га земли под пашню, сенокосы, пастбища и прочие земли. Производственная база занимает участок площадью 44га. Среднегодовая численность работников — 223 человека.
Основным видом деятельности предприятия является клеточное пушное звероводство (норки), а также молочное скотоводство и свиноводство. В хозяйстве имеется своя котельная, АЗС для хранения ГСМ, РММ, цех по пошиву меховых изделий (головных уборов, шуб, воротников, шарфов и др.), деревобрабатывающий цех, строительный цех кормокухня для приготовления кормосмеси для зверей, холодильник для хранения мясных и рыбных кормов, цех первичной обработки пушнины.
Для организационно-экономической характеристики ОАО «Зверохозяйство Мелковское» необходимо проанализировать его размер, специализацию, основные экономические показатели. Основные производственные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность ОАО «Зверохозяйство Мелковское» представлены в таблице 2.
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что основным видом деятельности предприятия является клеточное звероводство. Наибольший доход организация получает от реализации продукции звероводства (шубы, шапки, шкуры и прочие мех изделия). Наряду с ростом прибыли в хозяйстве растет и себестоимость так, например с 2005 по 2009 год себестоимость возросла. Связано это, прежде всего с удорожание цен на электроэнергию, ГСМ, корма, а также в 2008 году на предприятии произвели повышение заработной платы, что сильно отражается на расходах организации.
Таблица 2 — Показатели, характеризующие размеры ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
Экономические показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. в % к 2005 г. | 2009 г. В % к 2008 г. | |
Валовая продукция, тыс. руб. | 153,1 | 99,13 | ||||||
Товарная продукция тыс. р. | 145,05 | 82,2 | ||||||
Среднегодовая численность работников, чел Из них занято в с. — х. производстве | 73,7 126,14 | 104,13 106,04 | ||||||
Общая земельная площадь, га: Из нее площадь с. — х. угодий В т. ч. площадь пашни | 98,99 98,75 98,66 | 98,99 98,75 98.66 | ||||||
Среднегодовое поголовье животных: КРС Из них коровы Лошади Свиньи Норки и песцы всего | 46,5 100,0 263,6 102,23 | 49,75 100,0 100,0 96,96 | ||||||
Среднегодовая стоимость основных средств тыс. руб. | 199,66 | 119,6 | ||||||
Наличие тракторов, физ. ед. | 400,0 | 100,0 | ||||||
Энергетические мощности, л. с. | 101,35 | 87,4 | ||||||
Меняется динамика показателей товарной продукции по сравнению с 2005 годом рост составил 45,05%, по сравнению с 2008 годом происходит снижение продукции в фактических ценах реализации на 17,8%. Показатель среднегодовой численности работников хозяйства по сравнению с 2005 годом снизился на 26,7%, по сравнению с 2008 годом относительно стабилен, связано это, прежде всего со стабильной оплатой труда, хотя и не высокой. Общая земельная площадь уменьшилась за счет ее продажи.
Наблюдаются темпы роста поголовья отдельных животных. Поголовье КРС снизилось по сравнению с 2005 годом на 53,5%, а поголовье свиней выросло на 163,6%.
Наряду с темпами роста можно отметить темпы снижения поголовья зверей на 3,4% по сравнению с 2008 годом. Это связано, прежде всего, с высоким уровнем падежа зверей.
Основные средства увеличиваются на 99,6% к базовому 2005 году и на 19,6% к прошлому 2008 году, за счет приобретения нового оборудования для цеха пошива меховых изделий, оборудования для кормокухни и легкового автомобиля.
2.2 Взаимодействие функциональных подсистем логистики
Для выполнения необходимых функций в ОАО «Зверохозяйство Мелковское», на рисунке 1 представлена структура управления предприятия.
На данном предприятии применяется линейно-функциональная структура управления производством, то есть применяется четырехступенчатая организационная структура и структура управления. Существуют промежуточные подразделения — производственные, через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями: Генеральный директор — зам. генерального — производственное отделение — бригада. Соответственно структура управления строится по отраслевому принципу.
Рис. 1. Структура управления ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.
Эта структура обеспечивает: единство и четкость распорядительства; согласность действий исполнителей; четкую систему взаимных связей между руководителем и подчиненными; быстроту реакции в ответ на прямые указания; получение исполнителями указанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами; личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Высшим органом управления является собрание акционеров. Оно собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Исполнительным органом ОАО «Зверохозяйство Мелковское» является генеральный директор. Он осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия и подотчетен общему собранию учредителей.
Процесс управления производством начинается с постановки цели (планирования) и заканчивается учетом и анализом ее выполнения.
К сожалению, при постановке цели ОАО «Зверохозяйство Мелковское», т. е. планировании, отсутствует конкретность, не ведется изучение внешней среды предприятия, поэтому нет возможности определить угрозы для производства. Не проводится оценка сильных и слабых сторон хозяйства, не разрабатывается стратегия. Планирование в основном сводится к составлению производственно-финансового плана для отчета.
В частности производится расчет:
1. Количества изделий, необходимых для производства;
2. Промежутка времени, в течение которого будет произведена продукция;
3. Обеспечением сырья и оборудования для производства нужного количества изделий в рамках запланированного периода времени.
На предприятии существует отдел маркетинга и сбыта, который занимается сбытом пушной и меховой продукции, а также экономический отдел под руководством главного экономиста и бухгалтерия — под руководством главного бухгалтера.
Отдел маркетинга и сбыта отвечает за:
1. Физическую обработку сырья, поступающего как от подразделений зверохозяйства (пушнина, шкурки), так и от внешних поставщиков — (подкладочный материал, фурнитура);
2. Идентификацию сырья;
3. Уточнение количества;
4. Перемещение сырья в подразделение занимающееся производством меховых изделий (цех пошива) или для хранения на склад.
В ОАО «Зверохозяйство Мелковское» бригадир или заведующий фермой получает свои полномочия от главного специалиста (руководителя цеха), а тот — от генерального директора.
Согласно принципу единоначалия, работник получает полномочия только от одного начальника и отвечает только перед ним. Все коммуникации направляются по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться «через голову» своего непосредственного руководителя к начальнику высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель не может дать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. В ОАО «Зверохозяйство Мелковское» генеральный директор отдает распоряжения руководителям цехов, которые в свою очередь приказывают бригадирам (заведующим фермами) первичных коллективов, а они дают задания работникам своих коллективов.
Для достижения непрерывности и ритмичности производственных процессов, согласованного и четкого действия работников, приходится прибегать к даче указаний, распоряжений, отдавать приказы, принимать постановления, направленные на устранение возникших диспропорций и других неполадок. Эти мероприятия оперативно-распорядительного действия обеспечивают выполнение плана и графика работ.
Оперативное управление в ОАО «Зверохозяйство Мелковское» осуществляется в основном за счет издания приказов, доведения различных заданий до исполнителей, контроля за выполнением заданий.
Каждый понедельник директор собирает руководителей подразделений (отделов) для проведения оперативки, где заслушивает отчеты о проделанной работе за неделю, утверждает планы работ на предстоящую неделю и выдает задания при выявлении отклонений, а также при возникновении непредвиденных сложностей.
Руководитель отдела в свою очередь проводит совещание с бригадирами, заведующими фермами, где также составляется план работы на неделю, анализируется выполнение ранее намеченных работ.
Бригадиры и заведующие фермами ставят в известность свои трудовые коллективы о заданиях, полученных от вышестоящих руководителей, выявляют проблемы, возникшие в процессе работы.
Глава 3. Логистика в ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
3.1 Модель управления процессом товародвижения в ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
Рассматривая логистическую систему ОАО «Зверохозяйство Мелковское», можно сказать, что она обладает определенной спецификой (рис. 2.).
Рис. 2. Логистическая система ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
Прежде всего, специфика заключается в достаточно низкой значимости закупочной логистики, так как основное сырье (мех, шкурки) производится самим предприятием, закупки у внешних поставщиков только по подкладочным тканям и фурнитуре.
С точки зрения производственной логистики процесс движения сырья также обладает спецификой, так как, для своевременного и полноценного снабжения производства необходима кормовая база, как вспомогательное производство, кроме того на заключительной стадии процесса производства он распадается на два подпроцесса: выпуск мясопродукции и выпуск шкур, которые в дальнейшем различаются, мясопродукция поступает на склад готовой продукции, а шкуры поступают во вспомогательное производство — цех выделки. Затем обработанное сырье поступает на склад сырья собственного производства, далее в соответствии с планом производства меховых изделий (или под конкретный заказ) сырье поступает в цех пошива, в завершении данной стадии, готовая продукция поступает на склад готовой продукции, затем осуществляется транспортировка.
Особенности транспортной логистики на предприятии в том, что готовая продукция перевозится либо в собственные магазины, либо (редко) розничным посредникам. Оптовые покупатели в основном осуществляют транспортировку самостоятельно.
Главные цели процесса товародвижения формулируются в области обеспечения, требуемого уровня удовлетворения запросов потребителей при минимизации затрат на организацию и осуществление данного процесса, то есть в сфере сбытовой логистики. От процесса товародвижения потребители ожидают эффективной системы заказов, выполнение заказа в ассортиментном ряде, возможность осуществления срочных поставок, гарантированное качество продукции.
Физическое распределение продукции включает организацию складского хозяйства, работу с заказами, обработку груза (физическое формирование заказа), обработку товаросопроводительных документов и транспортировку груза.
Планирование сбыта ОАО «Зверохозяйство Мелковское» осуществляет по направлениям:
1) на известном рынке;
2) на свободном рынке.
Под известным рынком подразумевается поставка меховых изделий по долгосрочным контрактам розничным салонам Москвы.
Главным в планировании сбыта на известном рынке является разработка портфеля заказов предприятия.
Портфель заказов предприятия — это количество продукции, которое должно быть произведено за определенный период времени и поставлено покупателям в соответствии с заказами или заключенными контрактами. При формировании портфеля заказов отдел маркетинга и сбыта ОАО «Зверохозяйство Мелковское» координирует поступающие заказы с возможностями предприятия: с имеющимися производственными мощностями, обеспеченностью финансовыми, материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом, опытом кадров. Эту работу отдел маркетинга и сбыта проводит совместно с производственным отделом, и планово-экономическим.
Обобщая исследование модели управления процессом товародвижения в ОАО «Зверохозяйство Мелковское», можно сказать, что главенствующим видом логистики на предприятии является даже не производственная, а именно сбытовая логистика, так как специфика конечной продукции предполагает ориентацию на потребителя и объем заказов, то есть система относится к типу «тянущая», которая предполагает, что предметы труда подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, а ставит задачу лишь перед конечным звеном технологической цепи — цехом пошива меховых изделий.
Проведем экспресс — диагностику состояния логистики на предприятии, делая основной акцент на сбытовой логистике.
3.2 Экспресс-диагностика состояния логистики в ОАО «Зверохозяйство Мелковское»
В соотвествии с производственной структурой (рис.1) на предприятии ОАО «Зверохозяйство Мелковское» сформирован отдел маркетинга и сбыта, который ответственен за выполнение функций маркетинга.
Данный отдел подчиняется заместителю генерального директора по экономике. В его состав входят:
· менеджеры (5 человек);
· менеджер-экономист;
· маркетолог.
Целью работы маркетингового отдела является реализация продукции ОАО «Зверохозяйство Мелковское» (в основном продукции звероводства и готовой продукции цеха пошива готовых изделий).
Зверохозяйство имеет 3 собственных магазина по сбыту продукции.1-н из них расположен на территории поселка, 1-н на территории хозяйства, а 3-й в городе Москва. В магазинах представлен широкий ассортимент готовых изделий различных размеров, моделей и цветов производством которых занимается как собственный пошивочный цех, так и известные дизайн бюро. Шкурье, предназначенное для реализации и пошива мех изделий в невыделанном виде и выделанное виде находится на пушно-меховом складе.
Становление цены на производимую продукцию происходит при оценке рыночной цены. В первую очередь анализируются цены на внутреннем рынке (в Москве, Твери и области), далее анализируются цены в целом по стране.
Продукция предприятия соответствует самым высоким требованиям качества, а также направлениям современной моды. На сегодняшний день ОАО «Зверохозяйство Мелковское» сталкивается с проблемами, которые характерны для всех звероводческих хозяйств России.
Во-первых, это сложности формирования спроса на продукцию фирмы и реализации программ интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Во-вторых, это налаживание эффективных связей с фирмами-посредниками, которые реализуют продукцию зверохозяйства через розничную сеть меховых салонов — магазинов страны и стран СНГ.
Возникающие в процессе функционирования зверохозяйтсва проблемы необходимо решать внедрением в деятельность современных маркетинговых мероприятий по оптимизации сбытовой логистики.
Для более полного представления о преимуществах и недостатках сбытовой логистики ОАО «Зверохозяйство Мелковское» проведем экспресс оценку ее состояния.
Для анализа состояния сбытовой логистики используется модель пяти сил Портера.
1 сила: производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция). ОАО «Зверохозяйство Мелковское» находится на этапе зрелости. Сбыт продукции растет, но растет и число конкурентов.
Основными конкурентами ОАО «Зверохозяйство Мелковское», выпускающими аналогичную продукцию (изделия из меха), являются зверохозяйства занимающиеся разведением норки и хоря Тверской, Московской, Лениградской и Новгородской областей, а именно:
Тверская область:
· «Вышне-Волоцкое» зверохозяйство
· «Знаменское LTD» ТОО
Ленинградская область:
· «Авангард» зверосовхоз
· «Пионер» зверокомплекс
Московская область
· «Голубая норка» ЗАО агрофирма
· «Крестовский пушно-меховой комплекс» ОАО
· «Пушкинский» племзверосовхоз
· «Салтыковский» племзверосовхоз
Новгородская область
" Боровическое зверохозяйство" ООО
Все фирмы — конкуренты пользуются хорошей репутацией, качество продукции высокое. ОАО «Зверохозяйство Мелковское» и её конкуренты выпускают продукты только из собственного высококачественного сырья.
На основе собранной информации проведем оценку предприятий — конкурентов (таблица 2).
Таблица 2
Сводная таблица показателей конкурентов
Фирма | Ассортимент | Доля | Целевой сегмент | Цены | Отличительные особенности | |
ОАО «Зверохозяйство Мелковское» | Меховые изделия и шкуркное сырье в широком ассортименте | 10% | Оптовые и розничные посредники | Низкие | Широкий выбор, высокое качество, стильный внешний вид моделей, функциональность изделий, цена. Два вида каналов сбыта. | |
Знаменское LTD" ТОО | Шкурки и меховые изделия в широком ассортименте | 6% | Госзакупки | Средние | Объем проведения НИР, высокий уровень подготовки персонала. Специфические каналы сбыта. | |
Агрофирма ЗАО «Голубая норка» | Эксклюзивные меховые изделия в широком ассортименте | 13% | Оптовые посредники, эксклюзивные розничные точки | Выше средних | Изделия изготавливаются и под заказ, небольшие партии отпускаются со склада. Аналогичные каналы распределения. | |
ООО «Боровическое зверохозяйство» | Более 1100 наименований изделий из льна | 9% | Оптовые и розничные посредники, собственные розничные точки | Выше средних | Собственная производственная база. Весь спектр каналов сбыта. | |
Преимущества ОАО «Зверохозяйство Мелковское»: низкий уровень цен, широкий спектр каналов сбыта, высокий уровень подготовки персонала.
Далее рассмотрим возможности и угрозы в области сбыта ОАО «Зверохозяйство Мелковское» по отношению к ведущим конкурентам в отрасли таблице 3.
Таблица 3
Возможности и угрозы по отношению к производителям в отрасли.
Возможности | Угрозы | |
1. Достижение уровня цен на продукцию, на который не могут выйти наши конкуренты; | 1. Некоторые конкуренты начали техническое перевооружение для перехода на новые технологии | |
2. Использование современных технологий (улучшение племенного стада, технологии выделки меха) | 2. Активность конкурентов в сфере новых технологий | |
3. Использование широкого сегмента рынка | 3. Попытки конкурентов расширить сегмент рынка | |
2 сила: конкурентная сила покупателей продукции.
Продукция ОАО «Зверохозяйство Мелковское» занимает необходимую нишу на меховом рынке. Основные показатели хозяйственной деятельности по основным каналам сбыта представлены в таблице 4.
Анализируя данные таблицы 4 можно сделать вывод о том, что основные каналы реализации продукции животноводства — это перерабатывающие предприятия по КРС и свиноводству, то есть реализация продукции собственного производства работникам предприятия незначительна — всего 14,78%.
Наибольший удельный вес в объеме реализации занимает продукция звероводства, так звери на продажу 10,36%, непереработанная продукция звероводства (шкуры, побочная) — 18,86%, продукция переработки, то есть меха и меховые изделия 60,72%, удельный вес реализации молока — всего 2,17%, скота на мясо 7,89%, столь высокий процент получен, только за счет полной продажи стада КРС и забоя животных, так как на конец года на предприятии не числится КРС.
Таблица 4
Каналы реализации продукции животноводства ОАО «Зверохозяйство Мелковское» за 2010 г.
Показатели | Всего по хозяйству | в том числе | ||||||||
Перерабатывающие предприятия | Работникам предприятия | |||||||||
молоко | скот на мясо | звери на продажу | продукция звероводства непереработанная | продукция звероводства переработанная (меховые изделия) | молоко | скот на мясо | молоко | скот на мясо | ||
Объём реализации, ц., ед | ; | ; | ; | |||||||
Удельный вес в общем объёме, % | 2,17 | 7,89 | 10,36 | 18,86 | 60,72 | 85,22 | ; | 14,78 | ||
Цена реализации, руб. /ц | 1557,7 | ; | ; | 1557,7 | ; | |||||
Выручено от реализации, тыс. руб. | 5903,4 | ; | 1023,6 | |||||||
Полная себестоимость ц, руб. | 7151,7 | ; | 1240,3 | |||||||
Прибыль (-уб-к) от реализации, руб. / ц | — 619 | — 1465 | — 4395 | — 619 | — 1248,3 | ; | — 216,7 | |||
Уровень рентабельности (-убыт-ости),% | — 36,3 | — 21,2 | 79,96 | — 26,55 | 30,61 | — 36,3 | — 21,15 | ; | — 21,17 | |
Анализируя данные по прибыльности (убыточности) отдельных видов продукции, можно сказать, что прибыльными являются только два направления — реализация живых зверей (7268 тыс. руб. прибыли), уровень рентабельности 79,96%, и реализация готовых изделий из меха норки и песца — 30,61% рентабельности (прибыль от реализации — 19 196 тыс. руб.).
В ОАО «Зверохозяйство Мелковское» условия поставки сырья и готовой продукции покупателям и заказчикам определяет владелец. Готовая продукция должна быть отправлена на склады в последний день месяца.
Товарная марка ОАО «Зверохозяйство Мелковское» пользуется предпочтениями потребителей. Постоянные клиенты дорожат налаженными связями и являются лучшими рекламистами продукции.
Таблица 5
Возможности и угрозы со стороны покупателей
Возможности | Угрозы | |
1. Расширение сегмента рынка | 1. Переход потребителей на использование товаров конкурентов | |
2. Повышение спроса на меховые изделия (рост доходов населения) | 2. Превышение предложения над спросом | |
3 сила: сила влияния поставщика В производстве меховых изделий ОАО «Зверохозяйство Мелковское» использует высококачественное сырье собственного производства и подкладочные ткани широкой цветовой гаммы со специальными отделками.
Из Москвы в строго определенное время (15 число месяца) поступает подкладочная ткань и фурнитура для следующего месяца. Поставщиками сырья являются отечественные ткацкие производства. Анализ основных поставщиков представлен в следующей таблице.
Таблица 6
Выполнение поставщиками договоров в 2010 году
Поставщик | Заключено договоров на сумму, тыс. руб. | Поступило на сумму, тыс. руб. | Выполнение договоров, % | |
СП «Гретта», г. Иваново | 100,0 | |||
ООО «Пальмира», г. С. — Петербург | 100,0 | |||
ООО «Арахна», г. Москва | 89,0 | |||
ООО «Ролик», г. Тула | 100,0 | |||
ОАО «Псковтекстиль», г. Псков | 89,5 | |||
ООО «Текс», г. Москва | 100,0 | |||
Основными поставщиками сырья и материалов (фурнитуры, отделки) для ОАО «Зверохозяйство Мелковское» являются базы Москвы, Иваново, С. — Петербурга и т. д.
Таблица 7
Возможности и угрозы предприятию со стороны поставщиков
Возможности | Угрозы | |
1. Высокая репутация предприятия | 1. Увеличение цен на сырье, материалы и энергоносители | |
2. Устойчивые связи с поставщиками | 2. Утрата связи с поставщиками | |
Со всеми налажены партнерские отношения на протяжении последних лет, что снижает риск. Незначительный объем закупок у каждого поставщика также снижает финансовый риск для ОАО «Зверохозяйство Мелковское» .
4 сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции.
По данному параметру очень важны следующие положения: поддерживание на высоком уровне заинтересованности покупателей к продукции ОАО «Зверохозяйство Мелковское». Этого можно достичь при помощи рекламных кампаний. Используют несколько видов инструментов продвижения. Среди них: реклама, стимулирование сбыта, спонсоринг.
Следует отметить, что вход в отрасль требует от нового предприятия большого объема производства, то есть оно должно быть обеспечено сырьевыми ресурсами, высококвалифицированным персоналом, современным оборудованием. Все это требует от фирмы больших финансовых затрат, а слабо развитая система инвестирования, кредитования, отсутствие помощи со стороны государства не обеспечивает новые предприятия такими ресурсами. Таким образом, входной барьер в отрасль высокий.
Таблица 8
Возможности и угрозы предприятию со стороны потенциальных производителей аналогичной продукции
Возможности | Угрозы | |
1. Внедрение новых изделий | 1. Широкий ассортимент потенциальных производителей | |
2. Широкое использование инструментов продвижения продукции зверохозяйства | 2. Инвестиции в производство аналогичных производителей | |
3. Снижение себестоимости продукции ОАО «Зверохозяйство Мелковское» | 3. Кредитование производства аналогичных производителей | |
5 сила: сила производителей товаров-заменителей.
Вероятность переключения с данного товара на товар со сходным функциональным назначением возможна, вследствие того, что конкуренция заменяющих изделий высокая (дубленки, каракуль и т. д.). Аналогичные товары-заменители на рынке продукции меховой отрасли в большом выборе. Подобную продукцию, выпускают десятки фирм, названных ранее.
Таблица 9
Возможности и угрозы предприятию со стороны производителей товаров-заменителей
Возможности | Угрозы | |
1. Устойчивость налаженных связей | 1. Повышение спроса на конкурентные товары | |
2. Вложения в технологическую взаимозаменяемость продукции | 2. Расширение ассортимента изделий производителей товаров-заменителей | |
3. Репутация предприятия на рынке | ||
Обобщенные выводы по ситуационному положению в области сбытовой логистики исследуемого предприятия представлены в виде количественного SWOT — анализа (таблица 10). Для его проведения отберем по пять реально влияющих на сбытовою логистику (положительно и отрицательно) факторов из внешней и внутренней сред предприятия.
Таблица 10
Количественный SWOT — анализ11Удельный вес — от 0 до 1; Оценка — от 1 до 5.
Факторы внешней и внутренней среды предприятия | Удельный вес фактора А | Оценка В | Итоговая оценка С = А*В | |
Сильные стороны 1. Стабильная работа предприятия 2. Собственная база для организации производства 3. Устойчивая и хорошо организованная структура управления 4. Высокое качество продукции 5. Высокая квалификация персонала | 0,8 0,7 0,9 0,9 0,6 | 3,2 3,5 4,5 3,6 1,8 | ||
Итого | 16,6 | |||
Слабые стороны 1. Недостаточность маркетинговых исследований 2. Недостаточная работа служб сбыта и продвижения товара 3. Отсутствие источников дешёвого вспомогательного сырья 4. Цена продукции не ниже, чем у конкурентов 5. Отсутствие экспортных поставок | 0,9 0,8 0,6 0,3 0,8 | 3,6 3,2 2,4 0,6 2,4 | ||
Итого | 12,2 | |||
Продолжение таблицы 10 | ||||
Возможности 1. Снижение налогового бремени 2. Расширение ассортимента с целью удовлетворения потребителей 3. Расширение каналов сбыта 4. Повышение качества продукции путём внедрения новых технологических линий 5. Освоение новых сегментов | 0,8 0,8 0,9 | 3,2 2,4 3,6 | ||
Итого | 19,2 | |||
Угрозы 1. Повышение цен на сырьё 2. Конкуренция со стороны товаропроизводителей 3. Ожидание роста инфляции 4. Слабая маркетинговая служба 5. Нестабильность социально-экономической среды | 0,9 0,7 0,2 0,9 0,6 | 4,5 2,8 0,2 3,6 1,8 | ||
Итого | 12,9 | |||
Проведя количественный SWOT-анализ, можно сделать вывод, что ОАО «Зверохозяйство Мелковское» следует придерживаться стратегии сочетания роста выпуска востребованной продукции с сокращением выпуска моделей, не пользующихся спросом. Предприятие функционирует в динамичной отрасли с быстроменяющимся ассортиментом изделий (модные тенденции на определенный цвет, модель и т. д.).
Основным содержанием планирования сбыта на свободном рынке является прогнозирование сбыта продукции, разработка планов сбыта, выбор наиболее эффективных каналов сбыта, распределение объема сбыта товаров по собственным и сторонним розничным предприятиям ОАО «Зверохозяйство Мелковское» .
Можно сказать, что данное предприятие использует два вида каналов сбыта: ОАО «Зверохозяйство Мелковское» — Оптовый торговец — Розничный торговец — Потребитель, то есть двухуровневый канал сбыта по сбыту на известном рынке, и ОАО «Зверохозяйство Мелковское» — Розничный торговец — Потребитель, то есть одноуровневый канал сбыта по сбыту на свободном рынке.
При выборе канала распределения продукции учитывались следующие факторы:
возможность не заниматься распределением товара и не принимать на себя риск, связанный со сбытом и распределением;
наличие у персонала необходимых знаний, опыта и владение методами оптовой торговли;
потребительские свойства меховых изделий:
· неограниченные сроки реализации;
· условия хранения (относительная влажность 75 — 80%)
· отсутствие необходимости использования специально оборудованного транспорта.
По данным посредников, которые проводили исследование основных потребителей, были получены следующие данные.
Покупатели меховых изделий в городе Твери достаточно индифферентно (безразлично) относятся к выбору продукции конкретного — изготовителя. В достаточной степени этому вопросу уделяет внимание только половина всех покупателей. Исходя из данных по рейтингу мотиваций, среди покупателей меховых изделий на их окончательное решение о выборе, в большей степени, влияют эстетические качества и цена. Половина покупателей выстраивают свое решение о пристрастии в результате не единичного знакомства с конкретным видом продукции, а делают это на основании достаточно длительного по времени потребления. Тем не менее, примерно для одной пятой потребителей меховых изделий доминирующим критерием является цена. Однако определенно фиксируется и тот факт, что меховые изделия характеризуются высокой степенью эластичностью спроса от типа покупателя можно говорить о том, что покупатель является узкой и специфической группой лиц (с высоким уровнем дохода).
Относительно ассортимента меховых изделий мотивация потребителей достаточно консервативна, 90% покупателей останавливают свой выбор на продукции отечественных производителей (классика или эксклюзив). Данные два вида меховых изделий в равной степени активно приобретаются. Наличие же широкого ассортимента меховых изделий является лишь «внешнепривлекательным», но маловажным стимулом для покупателя. Богатый ассортимент меховых изделий привлекает покупателя к торговому прилавку, но покупает он все-таки, в большинстве, достаточно стандартную модель.
Прогноз сбыта продукции может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз охватывает от 5 до 25 лет, среднесрочный — от 1 до 5 лет, а краткосрочный — от 3 до 12 месяцев. Долгосрочное прогнозирование сбыта необходимо при разработке стратегического плана предприятия, а среднесрочное — для того чтобы проверить, правильно ли осуществляется развитие предприятия, предусмотренное долгосрочным прогнозом. Краткосрочный прогноз объема сбыта продукции приносит большую пользу при составлении планов сбыта, графиков производства продукции и управлении запасами готовой продукции.
В условиях неопределенности внешней среды ОАО «Зверохозяйство Мелковское» применятет уровневое прогнозирование объема сбыта.
Уровневое прогнозирование это предсказание уровня объема сбыта по трем точкам: максимальный, вероятный, минимальный. Уровневое прогнозирование имеет следующие достоинства. Во-первых, фирма может подготовиться к пессимистическому варианту объема продаж. Во-вторых, можно заблаговременно выявить факторы, ведущие к минимальному объему сбыта. В третьих, выявление таких факторов дает возможность разработать ситуационный план. Сущность разработки такого плана заключается в том, что для каждого вида выпускаемой продукции отбирается несколько ключевых допущений, иных, чем наиболее вероятная ситуация. В качестве допущений может быть принят не только наихудший, но и случайные варианты.
Любые прогнозы являются лишь рабочими гипотезами о тех или иных показателях развития в будущем, поэтому их достоверность полностью зависит от той информации, на которой они базируются. Обычно прогнозированием объема сбыта продукции занимается отдел снабжения и сбыта, а ответственность за подготовку прогноза — несет генеральный директор ОАО «Зверохозяйство Мелковское». Прогноз объема сбыта служит составной частью плана сбыта.