Минеральные воды
Все эксплуатируемые минеральные воды подлежат каптированию. Каптаж представляет собой водозаборное сооружение, посредством которого достигается рациональный способ захвата воды, выведение ее на поверхность земли и контроль за режимом подачи воды. При проведении анализа ассортимента реализуемых минеральных вод в ТЦ «ГИППО» выяснилось, что в наличии нет лечебно-столовых минеральных вод, имеется… Читать ещё >
Минеральные воды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образование
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»
Кафедра «Товароведение и организация торговли»
Контрольная работа № 1
По товароведению и основам технологии пищевых производств Могилев 2008
Анализ ассортимента выбранной группы продовольственных товаров, реализуемых в торговом объекте
Таблица 1 Анализ ассортимента реализуемых минеральных вод
№ пп | Наимено-вание продукта | Наименование и юридический адрес производителя | Информация о пищевой ценности (содержание белков, жиров, углеводов, энергетическая ценность) | Химический состав продукта, мг/л | Обозначение ТНПА (ТУ, ГОСТ, СТБ) | |
Дарида | СООО «Дарида» РБ, 2 223 028, Минский р-н, п. Ждановичи ул. Линейная, 1а Тел/факс (017) 509−90−92, 509−56−71 www.darida.by | ; | Катионы: (Na++K+) 990−1400 Ca2+ 30−65 Mg3+ 10−35 Анионы: SO42 - 340−500 CI - 1250−1700 HCO2 - 180−350 Минерализация 2,8−4,1 г/л | ТУ РБ 1 466 219,002 | ||
Минская 4 | ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» РБ, 220 014, г. Минск, ул. Макаенка, 19 тел. 263−13−42, факс: 263−88−38 www.mzbn.com | ; | Катионы: Na++K+ 1100−1700 Ca2+ <100 Mg3+ <100 Анионы: CR 1500−2100 SO42 - 350−500 HCO2 - 180−280 F 1.0−5.0 Минерализация 3,2−4,7г/л | СТБ ИСО 9001 | ||
Фрост | Совместное белоруско-россиийское предприятие «Фрост и К» ООО РБ, 225 620, Брестская обл. Дрогичинский р-н д. Хомск, ул. Советская, 52 тел/факс: (1 644) 7−74−44 www.frost.by | ; | Катионы: (Na++K+) 0,4−0,8 Ca2+ <0.05 Mg3+ <0.05 Анионы: SO42 - <0.1 CI - 0.4−0.8 HCO2 - 0.2−0.6 F <0.01 Минерализация 1,0−2,4 г/л | ТУ РБ 190 239 501.047−2003 | ||
Акватрайпл-3 | СП ООО «АКВАТРАЙПЛ» РБ, 220 109, г. Минск, ул. Павловского, 11 тел.: (017) 2 993 899 факс: (017) 2 993 899 www.triple.by | ; | Катионы: (Na++K+) 500−1000 Ca2+ 60−130 Mg3+ <50 Анионы: SO42 - 150−350 CI - 1000−1500 HCO2 - 110−180 Минерализация 1,9−3,2 г/л | ТУ РБ 14 517 304.005 | ||
Боржоми | Компания «GG & Co. N.V.» Грузия, 1200, г. Боржоми, ул. Торская, 39 тел.: (+99 532) 941 622 факс: (+99 532) 223 668 www.borjomi.com | ; | Катионы: Na+ 1000−2000 Ca2+ 20−150 Mg3+ 20−150 Анионы: SO42 - <10 CI - 250−500 HCO2 - 3500−5000 Минерализация 5,0 — 7,5 г/л | СТГ 50:2005 | ||
Ессентуки № 20 | ЗМВ ОАО «Минводыпище торг» Россия, 357 201, Ставропольский край, г. Минеральные воды, ул. Калинина, 113 тел.: (87 922) 58 787 факс: (87 922) 57 788 www.essentuky.com | ; | Катионы: (Na++K+) <200 Ca2+ 50−250 Анионы: SO42 - <250 CI - <200 HCO2 - 250−500 Минерализация 0,3−1,4 г/л | ТУ 9185−004−48 619 890−02 | ||
Нарзан | ОАО «Нарзан» 357 700, Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Кирова, 43 тел.: (87 937) 25 904 www.narzanwater.com | ; | Катионы: (Na++K+) 130−200 Ca2+ 300−400 Mg3+ 80−120 Анионы: SO42 - 300−500 CI - 100−150 Минерализация 2,0−3,0 г/л | ГОСТ 13 273–88 | ||
Минеральная вода по количеству содержащихся в ней минеральных и биологически активных веществ (степени минерализации) делится на столовую, лечебно-столовую, лечебную. Сгруппируем данные нам минеральные воды по видам (табл. 2).
Таблица 2
СТОЛОВАЯ (минерализация не более 1 г/л) | ЛЕЧЕБНО-СТОЛОВАЯ (минерализация 1−10 г./л) | ЛЕЧЕБНАЯ (минерализация 10−15 г./л) | |
Ессентуки № 20 | Фрост | ____ | |
Акватрайпл-3 | |||
Нарзан | |||
Дарида | |||
Минская 4 | |||
Боржоми | |||
При проведении анализа ассортимента реализуемых минеральных вод в ТЦ «ГИППО» выяснилось, что в наличии нет лечебно-столовых минеральных вод, имеется одна столовая — Ессентуки № 20, а все остальные относятся к лечебно-столовым минеральным водам.
Самая высокая степень минерализации среди данных минеральных вод у минеральной воды «Боржоми» (минерализация 5,0−7,5 г/л), на втором месте находится минеральная вода «Минская 4» (минерализация 3,2−4,7 г/л), за ней «Дарида» (минерализация 2,8−4,1 г/л), «Нарзан» (минерализация 2,0−3,0 г/л), «Акватрайпл-3» (минерализация 1,9−3,2 г/л), «Фрост» (минерализация 1,0−2,4 г/л) и самая низкая степень минерализации у минеральной воды «Ессентуки № 20» (минерализация 0,3−1,4 г/л). Следовательно минеральная вода «Боржоми» является наиболее полезной для организма человека.
Требования к органолептическим показателям в соответствии с ТНПА
Для анализа возьмем минеральную воду «Нарзан».
ГОСТ 13 273-88
Наименование: Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые. Технические условия.
Вид ТНПА: ГОСТ-межгосударственные стандарты.
Аннотация: Стандарт распространяется на природные минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые воды различного химического состава, используемые в курортной практике и предназначенные для промышленного розлива.
Дата введения: 01.01.1989
Организация — Разработчик: Государственный агропромышленный комитет СССР.
МКС: 67.160.20 Безалкогольные напитки.
По органолептическим показателям минеральные воды с ГОСТом 13 273−88 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые. Технические условия.» должны соответствовать требованиям:
Наименование показателя | Характеристика | |
Внешний вид | Прозрачная жидкость, без посторонних включений, с незначительным естественным осадком минеральных солей | |
Цвет | Бесцветная жидкость или с оттенками от желтого до зеленоватого | |
Вкус и запах | Характерные для комплекса растворенных в воде веществ | |
Фактические органолептические показатели минеральной воды «Нарзан» полностью соответствуют требованиям ТНПА
Технология производства минеральных вод
Технологический процесс, обеспечивающий выпуск минеральных вод бутылочного розлива, включает следующие основные этапы:
— подъем воды на поверхность земли и транспортировку ее от каптажного сооружения (источника) на завод (цех) розлива, резервирование воды, ее обработку (охлаждение, фильтрование, обеззараживание, стабилизацию состава, насыщение двуокисью углерода), мойку бутылок, розлив минеральной воды в бутылки, укупорку, бракераж, этикетирование, укладку бутылок в ящики, хранение готовой продукции и контроль качества природной воды и готовой продукции.
Минеральную воду поднимают на поверхность и подают на керамические или пластинчатые фильтры, затем на теплообменник и в промежуточный сборник. Затем воду подают на сатуратор (насыщение двуокисью углерода) и обеззараживающую установку и в резервуар разливочной машины. Затем розлив минеральной воды и ее оформление.
Все эксплуатируемые минеральные воды подлежат каптированию. Каптаж представляет собой водозаборное сооружение, посредством которого достигается рациональный способ захвата воды, выведение ее на поверхность земли и контроль за режимом подачи воды.
Каптаж состоит из подземной и поверхностной частей. Забор воды осуществляется двумя способами: самоизливом и откачкой насосами. Каптаж должен быть оборудован надкаптажным закрытым помещением с освещением и вентиляцией.
Подача воды от скважины до заводов розлива осуществляется одним из трех способов: трубопроводами, автоцистернами, железнодорожными цистернами.
Общие требования при всех способах доставки воды сводятся к сохранению физико-химических свойств и качества воды.
Сохранение физико-химических свойств и качества воды зависит от многих факторов, таких как выбор материала, используемого для изготовления трубопроводов и цистерн, соблюдения условий транспортирования, стабилизации химического состава воды, соблюдения санитарно-бактериологического состояния воды и оборудования.
На каждой технологической операции проводится контроль качества процесса и воды.
Результаты органолептического, химического и санитарно-бактериологического анализа разливаемых вод фиксируются в специальных лабораторных журналах.
Оформление продукции
На цилиндрическую часть бутылок на высоте 3±0,5 см от дна бутылок приклеиваются этикетки, утвержденного образца. Этикетка должна быть приклеена к бутылке прочно, ровно, без перекосов и деформаций. Бутылки с разлитой в них минеральной водой должны быть герметично укупорены.
Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе вкладыше. Дату изготовления и дату упаковывания наносят в виде двузначных чисел, обозначающих число, месяц и год (например, 22.05.06.), или отметок против чисел на кромках этикетки, или дают ссылку, где она указана.
Маркировка:
— наименование продукта;
— тип (газированная, негазированная);
— наименование группы воды, номер скважины или название источника;
— наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адреса производства) и организации в РБ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
— объем;
— товарный знак изготовителя (при наличии);
— назначение воды (столовая, лечебно-столовая, лечебная);
— минерализация, г/дм куб.;
— условия хранения;
— дата розлива;
— срок годности;
— обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
— химический состав воды;
— пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
— показания по лечебному применению (для лечебно-столовых и лечебных вод);
— информация о подтверждении соответствия;
Дополнительно могут быть нанесены другие надписи информационного и рекламного характера, относящиеся к данному продукту.
1. Микулович, Л. С. Товароведение продовольственных товаров: учеб. пособие / Л. С. Микулович, А. В. Локтев, И. Н. Фурс и др.; под ред. О. А. Брилевского. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 614 с.
2. Ржеусская, М. И. Товароведение продовольственных товаров: учеб. пособие / М. И. Ржеусская, Л. В. Анихимовская, Л. С. Микулович. — Мн.: БГЭУ, 2003. — 108 с.
3. Кругляков, Г. Н. Товароведение продовольственных товаров: учебник для вузов / Г. Н. Кругляков, Г. В. Круглякова. — Ростов н/Д.: МарТ, 2000. — 448 с.
4. Коробкина, З. В. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров / З. В. Коробкина, С. А. Страхова. — М.: Колосс, 2003. — 352 с.
5. http://www.tnpa.by