Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические факторы формирования коммуникативных компетенций у студентов высших учебных заведений юридического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из того, что процесс формирования коммуникативных компетенций в образовательном процессе зависит от ряда педагогических факторов, в выполненном исследовании рассмотрены определенные классификации педагогических факторов, которые позволили систематизировать результаты констатирующего эксперимента и повлияли на ход формирующего эксперимента. В ходе констатирующего эксперимента педагогические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 1. 1. Модернизация высшего профессионального образования в свете общемировых тенденций развития образования
    • 1. 2. Взаимообусловленность подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и процесса реформирования уголовно-исполнительной системы
    • 1. 3. Теоретическое обоснование необходимости формирования коммуникативных компетенций в системе высшего профессионального юридического образования
    • 1. 4. Различные подходы к классификации педагогических факторов, способных оказать влияние на процесс формирования коммуникативных компетенций
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
    • 2. 1. Определение факторов успешности и риска при анализе стартовых условий процесса формирования коммуникативных компетенций
    • 2. 2. Описание формирующего этапа эксперимента в процессе развития и формирования коммуникативных компетенций у курсантов Псковского юридического института ФСИН России
  • Выводы по 2 главе

Педагогические факторы формирования коммуникативных компетенций у студентов высших учебных заведений юридического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование обращено к проблеме формирования коммуникативных компетенций у студентов высших учебных заведений юридического профиля, в частности — у курсантов, получающих высшее юридическое образование в системе Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России). Актуальность проблемы обоснована необходимостью повышения у сотрудников пенитенциарной системы уровня коммуникативной компетентности, что связано с новыми профессиональными требованиями. Основанием для этого послужила координация уголовной и уголовно-исполнительной политики, средств и методов обращения с лицами, подвергнутыми уголовному наказанию в нашей стране в духе международно-признанных гуманистических принципов, так как репрессивные меры часто не оправдывают себя. Цель лишения свободы человека связывается теперь прежде всего не с наказанием, а с исправлением личности. Поэтому для осуществления воспитательного процесса в учреждениях исполнения наказаний применяются методы, которые соответствуют требованиям реформирования уголовно-исполнительной системы и часто носят ярко выраженный коммуникативный характер. Низкий уровень коммуникативной компетентности сотрудников ФСИН России влечет за собой повышение конфликтности межличностного общения и взаимодействия между ними и лицами, отбывающими наказание, что негативно влияет на обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы. Это возлагает большую ответственность на высшие учебные заведения Федеральной службы исполнения наказаний, готовящих новое поколение сотрудников, у которых коммуникативная компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности.

На сегодняшний день в системе ФСИН России существует ряд противоречий: между требованиями международных стандартов обращения с осужденными и недостаточной информированностью об этом курсантов ФСИН Россиимежду требованием к курсантам учебных заведений и сотрудникам ФСИН России быть носителями гуманистических ценностей и несформирован-ностью этих ценностей в их сознаниимежду несоответствием содержания гуманитарных дисциплин содержанию специальных дисциплинмежду потребностью в специалистах, способных осуществлять широкий круг профессиональных коммуникативных задач, и недостаточным вниманием к этой проблеме в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России.

В современной науке имеется ряд фундаментальных работ, посвященных проблеме формирования коммуникативных компетенций, в которых исследуются различные аспекты данного вопроса: рассмотрена организация эффективной речевой коммуникации (Н.Д. Арутюнова, A.JI. Блинов, J1. A Введенская, Е.В. Клюев) — определены возможные пути формирования языковой компетентности (Е.Д. Божович, Т. Г. Винокур, Ю.Н. Караулов) — представлено развитие коммуникативной компетентности через решение коммуникативных задач общения (В.А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, Н.В. Никандров) — определены роль и место информационных технологий в процессе развития и формирования коммуникативных компетенций (М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, Е. С. Полат,) — вскрыты проблемы формирования коммуникативных компетенций в методике преподавания иностранных языков (И.Л. Бим, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, И.И. Халеева) — рассмотрена методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации (О.А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р.П. Мильруд) — освещены вопросы в области профессиональной коммуникации (И.И. Аминов, С. А. Беличева, Л. И. Беляева, А. В. Буданов, В. Я. Кикоть, И. Ф. Колонтаевская,.

А.В. Конотоп, И. Б. Лебедев, В. М. Литвишков, В. В. Мельник, А. В. Митькина, A.M. Столяренко, В.Л. Цветков) и т. д.

Несмотря на то, что в педагогической науке имеется широкий спектр работ, посвященных проблеме формирования коммуникативных компетенций, в них не исследованными остаются вопросы, связанные: с обоснованием зависимости эффективности осуществления будущей профессиональной деятельности курсантами высших учебных заведений ФСИН России от их коммуникативной компетентности (в единстве информационного, социально-поведенческого, этического и мировоззренческого компонентов личности);

— с определением факторов, которые могут оказать влияние на развитие и формирование коммуникативных компетенций у курсантов высших учебных заведений ФСИН России на современном этапе модернизации профессионального юридического образования.

Таким образом, необходимость разрешения вышеуказанных противоречий и проблем обусловила выбор темы исследования «Педагогические факторы формирования коммуникативных компетенций у студентов высших учебных заведений юридического профиля».

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических факторов, оказывающих влияние на процесс формирования коммуникативных компетенций в юридическом вузе Федеральной службы исполнения наказаний.

Объект исследования: образовательный процесс в высших учебных заведениях юридического профиля.

Предмет исследования: педагогические факторы, оказывающие влияние на формирование коммуникативных компетенций у курсантов высших учебных заведений ФСИН России.

В соответствии с поставленной целью сформулирована гипотеза исследования: формирование коммуникативных компетенций у курсантов высших учебных заведений ФСИН России будет эффективным, если:

1) определение и учет педагогических факторов осуществлять в тесной связи с изучением процессов, происходящих на различных уровнях системы высшего образования: высшее профессиональное образование — высшее юридическое образование — высшее юридическое образование в ведомственных учебных заведениях — конкретная учебная дисциплина;

2) опосредованно развивать профессионально важные качества личности курсантов;

3) учитывать, что педагогические факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс формирования коммуникативных компетенций.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) выделить основные тенденции, определяющие процесс развития высшего профессионального образования в современной России;

2) проанализировать новые требования, предъявляемые к сотрудникам учреждений ФСИН России с позиции соблюдения прав человека, и определить основные пути совершенствования подготовки специалистов в процессе обучения в высших учебных заведениях данного ведомства;

3) конкретизировать сущность коммуникативных компетенций и обосновать зависимость эффективности подготовки курсантов высших учебных заведений ФСИН России от их коммуникативной компетентности;

4) рассмотреть различные подходы к классификации педагогических факторов;

5) определить педагогические факторы, оказывающие влияние на процесс формирования коммуникативных компетенций у курсантов высших учебных заведений ФСИН России.

Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечь и использовать следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ и синтез философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияизучение и анализ нормативных документов в области профессионального высшего образованияобщенаучные методы и приемы познания: сравнение, сопоставление, обобщениепедагогический экспериментанкетированиетестированиеанализ документации (учебные журналы) — количественный и качественный анализ данных эксперимента и результатов педагогической диагностикиметод оценки и самооценки уровня коммуникативной компетентности «Европейский языковой портфель».

Экспериментальной базой исследования стало федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФГОУ ВПО «ПЮИ ФСИН России»), В эксперименте приняли участие 112 курсантов.

Логика и этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2007 гг.

I этап (2002;2003 гг.): изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, выделение основных направлений исследования, составление плана исследовательской работы;

IIэтап (2003;2004 гг.): проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, направленного на определение факторов успешности и риска при анализе стартовых условий формирования коммуникативных компетенцийразработка программы формирующего эксперимента на основе результатов констатирующего эксперимента;

III этап (2004;2005 гг.): проведение формирующего эксперимента, который представлял собой организацию и осуществление процесса формирования коммуникативных компетенций у курсантов ФГОУ ВПО «Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» с учетом педагогических факторов успешности и риска, соотносимых со структурными компонентами учебной деятельности.

IVэтап (2005;2007 гг.): обработка и оформление результатов исследования.

Методологической основой исследования являются: аксиологический подход (Т.К. Ахаян, Е. О. Галицких, Б. С. Гершунский,.

A.В. Кирьякова, Э. Койл, М. П. Концевой, В. Н. Руднев, В. А. Рыбин, М.П. Стурова) — компетентностный подход (В.А. Болотов, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, Г. А. Ларионова, Д. А. Махотин, В. В. Сериков, Ю. В. Фролов, С. Е. Шишов, З.И. Янсуфина) — синергетический подход (А.Г. Асмолов, С. К. Бондырева, И.П. Смирнов).

Теоретическую основу исследования составили: концепция создания общеевропейского образовательного пространства (В.И. Байденко, J1.A. Вербицкая, А. Я. Савельев, В. М. Филиппов, А. В. Шишлов, и др.) — теория информации (P.M. Алгулиев, И. М. Алиев, В. В. Годин, Р. И. Голицын, Е. С. Полат, С. В. Симонович, М. Г. Шарифов, В. А. Якунин, и др.) — концепция модернизации юридического образования (А.Б. Гутников, М. Н. Марченко, В. Н. Руднев, A.M. Столяренко и др.) — исследования в области образовательной политики уголовно-исполнительной системы (О.Г. Ковалев, В. М. Морозов, М. П. Стурова,.

B.М. Литвишков и др.) — современные подходы к трактовке понятий «компетентность», «компетенция», «коммуникативная компетентность», «коммуникативная компетенция» (В.И. Байденко, Е. М. Бастрикова, Д. А. Махотин, Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, Ю. В. Фролов и др.) работы отечественных и зарубежных педагогов по организации процесса обучения, направленного на развитие и формирование коммуникативных компетенций (И.Л. Бим, Е. М. Верещагин, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, М. Глабо-ниат, И. Л. Кашинцева, А. В. Конотоп, В. Г. Костомаров, В. И. Максимов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, И. Трим и др.) — научные труды, посвященные проблемам исследования педагогических факторов (Ю.К. Бабанский, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, И. П. Подласый, Д. В. Толпа, Я. С. Турбовский, И. Ф. Харламов, и др.).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены определенностью методологической позиции, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, опорой на теоретические положения, которые раскрыты в трудах по философии, психологии, педагогике и нормативных документах, а также личным участием автора исследования в разработке и проведении экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:

• выявлено влияние коммуникативной компетентности курсантов (а в дальнейшем сотрудников уголовно-исполнительной системы) на гуманизацию условий отбывания наказаний, направленную на восстановление осужденных в качестве социализированных членов общества;

• обнаружена зависимость успешности реализации принципа гуманизации условий отбывания наказаний от уровня интегрированное&tradeкоммуникативной компетентности и гражданской сознательности курсантов;

• раскрыты характеристики педагогических факторов успешности и риска в процессе формирования коммуникативных компетенций;

• установлена специфика взаимосвязи педагогических факторов успешности с основными структурными элементами учебной деятельности в вузах ФСИН России;

• выделены ключевые аспекты регламента коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе принципа гуманизации условий отбывания наказаний.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

• изучены аксиологические основы процесса формирования коммуникативных компетенций у курсантов вузов ФСИН России;

• представлена содержательная характеристика педагогического фактора как биполярного явления в процессе формирования коммуникативных компетенций;

• определена роль коммуникативной компетентности в системе ценностно-целевых приоритетов подготовки курсантов в вузах ФСИН России;

• актуализирована и доказана значимость гуманитарных дисциплин для формирования коммуникативных компетенций у курсантов вузов ФСИН России.

Практическая ценность исследования заключается в том, что:

• полученные результаты исследования могут служить основой научно-практических разработок по проблеме формирования коммуникативных компетенций с учетом педагогических факторов и быть использованы в процессе обучения различным дисциплинам в высших учебных заведениях ФСИН России и в других вузах;

• материалы исследования могут быть использованы для проектирования учебных курсов и семинаров повышения квалификации педагогов по вопросам формирования коммуникативных компетенций;

• использованный метод оценки и самооценки уровня коммуникативной компетентности «Европейский языковой портфель» может стать основой для организации непрерывного совершенствования коммуникативных компетенций.

Апробация результатов исследования осуществлялась на постоянно действующем аспирантском семинаре, на заседаниях кафедры педагогики и социальной работы, на студенческом научном обществе ГОУ ВПО ПГПУ им. С. М. Кирована заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, лингвистической методической секции ФГОУ ВПО ПЮИ ФСИН Россиина международных, межведомственных научно-практических и научно-методических конференциях, в публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. В процессе реформирования высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России важно сохранить эволюционные ценности цивилизации, доминантой среди которых является ценность каждого человека, в том числе находящегося в местах лишения свободы.

Поэтому ведущим принципом процесса подготовки курсантов становится принцип гуманизации условий отбывания наказания, который определяет также и стратегическую перспективу реформирования уголовно-исполнительной системы в целом.

Гуманизация условий отбывания наказания предполагает приоритет мер, основанных на соблюдении международных стандартов обращения с осужденными и направленных на их ресоциализацию.

Процесс ресоциализации способствует возвращению в общество законопослушных граждан через комплекс правовых, организационных, психолого-педагогических мер воздействия. Эффективность психолого-педагогических мер воздействия в большей степени обусловлена уровнем подготовки курсантов к общению с осужденными.

2. Успешность реализации принципа гуманизации условий отбывания наказания напрямую зависит от уровня интегрированное&tradeкоммуникативной компетентности и гражданской сознательности курсантов как будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Формирование коммуникативной компетентности и становление гражданской сознательности происходит в рамках гуманитарно-правовой подготовки курсантов.

Коммуникативная компетентность и гражданская сознательность курсантов базируются на соблюдении норм нравственности и права, которые усваиваются при изучении общегуманитарных и специальных дисциплин и проявляются через определенный регламент коммуникации.

Современный регламент коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы должен базироваться на развитии следующих коммуникативных компетенций: способность и готовность — вести переговоры, деловые беседы, споры, допросы на основе правил речевого этикета, техники и тактики аргументирования, не прибегать в общении с осужденными к угрозам применения насилия как способа достижения деловых целейпредоставлять возможность осужденным высказаться в свое оправдание, выступать в свою защитубыть толерантными в общении с осужденными вне зависимости от расовой принадлежности, языка, религиозных убеждений, имущественного и семейного положения.

3. Эффективность процесса формирования коммуникативных компетенций обусловлена рядом педагогических факторов, которые можно определить как существенные обстоятельства, влияющие на качество гуманитарно-правовой подготовки.

Факторы успешности базируются на структуре учебной деятельности, что позволяет идентифицировать их с ее структурными элементами: создание условий для развития внутренней мотивации к общению в процессе учебной деятельностиперсонификация учебных целейсовершенствование учебно-воспитательного процесса за счет включения курсантов в процесс активного обсуждения конкретных ситуаций из современной отечественной и зарубежной практики уголовно-исполнительной системыпривлечение курсантов к поиску, отбору и формированию банка учебных ситуаций, предполагающих выбор стилей общения в повседневной служебной деятельности и экстремальных ситуацияхактивизация процесса самооценки качества коммуникативных компетенций через сравнительный анализ роста собственных достижений курсантов на разных этапах обучения.

4. Педагогические факторы, влияющие на формирование коммуникативных компетенций, представляют собой комплексное, биполярное явление, которое характеризуется с одной стороны субъективными обстоятельствами, зависящими от профессиональной компетентности преподавателя, с другой стороны, объективными обстоятельствами, которые могут выступать факторами риска в процессе формирования коммуникативных компетенций. Такими факторами риска являются: формальное отношение курсантов к развитию собственных коммуникативных компетенций, которое основано на стереотипном восприятии профессиивоенизированный образ жизни в высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний, который накладывает отпечаток на сознание курсантов и находит свое проявление в общении с осужденнымирассогласованность ценностных ориентиров у преподавателей и курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказанийпреобладание технологической составляющей над ценностной в процессе развития коммуникативных компетенций в вузах ФСИН России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по 2 главе.

В настоящей главе мы провели исследование по выявлению и учету педагогических факторов, оказывающих влияние на развитие и формирование коммуникативных компетенций у курсантов Псковского юридического института ФСИН России. Использование классификаций, рассмотренных в первой главе (деление на факторы успешности и риска, выделение групп факторов в зависимости от того, к какому структурному компоненту учебной деятельности они относятся), позволило придать процессу формирования коммуникативных компетенций определенную системность.

В результате анализа констатирующего эксперимента, мы выделили две группы факторов.

1. Факторы успешности формирования коммуникативных компетенций.

Ими стали: осознание цели обучения иностранному языку через практическую деятельность, связанную с будущей профессиейразвитие внутренней мотивации к обучению иностранному языкуиспользование возможностей новых инфокоммуникационных технологий, включая интернетсовершенствование учебно-методических материалов и форм их представления с учетом аксиологического подходаразвитие творчества через использование активных методов обучения, основанных на компетентностном подходе.

2. Факторы риска, сопровождающие данный процесс.

К ним относятся: непонимание реальности цели обучения иноязычной речиразвитая внешняя мотивация при обучении иностранному языкунеразвитая информационная интернет — коммуникация в вузеобучение по учебно-методическим материалам, содержание которых не соответствует будущей профессии курсантовдоминирование репродуктивных методов обучения.

Выделенные группы факторов находятся в противоречии друг к другу, что позволило задать некоторые концептуальные и организационные рамки формирующего эксперимента.

На этапе формирующего эксперимента, мы учитывали педагогические факторы успешности с целью нейтрализации факторов риска, используя вектор движения от целеполагания к результату, что способствовало оптимизации процесса формирования коммуникативных компетенций. Рассмотрение факторов успешности и риска с позиции отношения их к тому или иному компоненту учебной деятельности, позволило нам комплексно подойти к процессу формирования коммуникативных компетенций.

Результаты формирующей части эксперимента показали устойчиво положительную динамику достижений в процессе формирования коммуникативных компетенций, усиление внутренней мотивации в данном процессе. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что представленный в настоящем диссертационном исследовании процесс формирования коммуникативных компетенций с учетом педагогических факторов успешности и нейтрализации факторов риска может рассматриваться в качестве эффективного дидактического подхода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование представляет собой результат осмысления и анализа процессов, которые происходят в системе высшего профессионального юридического образования и непосредственно связаны с ключевыми тенденциями развития общества на современном этапе. В связи с увеличением информационных потоков, развитием научно-технического прогресса, расширением границ межкультурного взаимодействия становится актуально необходимым владение способами взаимодействия с информацией, окружающим социумом, умения принимать решения в различных жизненных ситуациях. Вследствие чего, целью высшего профессионального образования в информационном обществе становится не получение знаний, а формирование компетенций, которые способствуют успешной адаптации выпускников высших учебных заведений к условиям современного мира. Жизненно значимыми являются коммуникативные компетенции, так как именно они обеспечивают эффективный обмен информацией, плодотворное общение и понимание в процессе профессиональной деятельности. Коммуникативную компетентность специалистов можно определить как меру овладения ими знаниями, умениями и способностями в области коммуникации на уровне, достаточном для их эффективного использования в процессе решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций и для дальнейшего профессионально-творческого саморазвития. Следовательно, при создании оптимальной системы профессионального образования процессу формирования коммуникативных компетенций необходимо уделять особое внимание.

В связи с чем в настоящем исследовании обосновывается необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности курсантов юридического вуза, учитывая их специализацию. Как следствие, процесс формирования коммуникативных компетенций курсантов высшего учебного заведения Федеральной службы исполнения наказаний осуществлялся в контексте тенденций реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и зарубежных стран, что определило специфику интегративного подхода к разработке содержания коммуникативных компетенций. В работе также подчеркивается роль формирования коммуникативных компетенций в подготовке будущих сотрудников пенитенциарной системы как средство воспитания их личности. Воспитание толерантного, позитивного отношения к носителям иноязычной культуры, аналитический подход к социокультурным явлениям стран изучаемого языка, в том числе в профессиональной сфере могут быть трансформированы в профессиональное общение, в процесс выполнения профессиональных задач и способствовать пересмотру своих ценностных установок и смыслов, обусловливающих новый социальный опыт.

Исходя из того, что процесс формирования коммуникативных компетенций в образовательном процессе зависит от ряда педагогических факторов, в выполненном исследовании рассмотрены определенные классификации педагогических факторов, которые позволили систематизировать результаты констатирующего эксперимента и повлияли на ход формирующего эксперимента. В ходе констатирующего эксперимента педагогические факторы, оказывающие влияние на процесс формирования коммуникативных компетенций были выделены на основе общего анализа мотивационного компонента коммуникативной компетентности курсантов, выявления их склонностей к развитию коммуникативных компетенций и определения уровней сформированности у них коммуникативной компетентности. Это позволило сделать вывод о том, что у курсантов в большинстве своем с хорошими склонностями к развитию коммуникативных компетенций и низким уровнем коммуникативной компетентности, одна из главных проблем по дальнейшему формированию коммуникативных умений будет низкая мотивация, в связи с тем, что они не видят взаимосвязи иностранного языка как учебной дисциплины с дисциплинами общепрофессионального блока и блоком специальных дисциплин. Итак, нами были выделены две группы педагогических факторов, оказывающих влияние на процесс формирования коммуникативных компетенций: факторы успешности и факторы риска, где на первое место в этих группах мы поставили: осознание цели обучения иностранному языку через практическую деятельность, связанную с будущей профессией (фактор успешности) и непонимание реальности цели обучения иноязычной речи на фоне развитой внешней мотивации (фактор риска).

В связи с этим, началом формирующего эксперимента по реализации педагогических факторов успешности1 и нейтрализации факторов риска стало це-леполагание дальнейшего формирования коммуникативных компетенций, то есть факторов, связанных с постановкой целей и задач. После осмысления цели, определившей вектор движения формирующего эксперимента, были учтены в тесной взаимосвязи другие группы факторов успешности, которые были связаны с содержанием учебного материала, с организацией учебного процесса, с профессиональной компетентностью преподавателя, с субъектом педагогического процесса, с результатом деятельности. Опытно-экспериментальное исследование подтвердило гипотезу об эффективности формирования коммуникативных компетенций при действии факторов успешности таких как:

• осознание цели формирования коммуникативных компетенций через включение курсантов в ценностно-мотивационную деятельность юридического плана;

•расширение потенциальных возможностей подготовки сотрудников, способных более творчески выполнять свои служебные задачи за счет:

— интеграции профессиональных знаний в процесс формирования коммуникативных компетенций;

— оптимальной реализации возможностей инфокоммуникационных технологий;

— применения активных методов обучения, стимулирующих познавательную и социальную деятельность обучающихся, самообучение и творческую деятельность.

Формирующий этап эксперимента показал устойчивую положительную динамику формирования коммуникативных компетенций, развитие внутренней мотивации у курсантов юридического вуза, принимавших участие в исследовании.

Таким образом, результаты, полученные на формирующем этапе эксперимента, имеют научно-практическую значимость. Они позволяют на качественно новом уровне решать проблему совершенствования процесса формирования коммуникативных компетенций у курсантов юридического вуза, что играет важную роль в общем процессе профессиональной подготовки юриста, в развитии его личности, гуманистической направленности, что отвечает требованиям современного образования и правового государства. Это позволяет сделать вывод о своевременности и актуальности проведенного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M. Электронные издательские технологии: современное состояние и перспективы развития / P.M. Алгулиев, И. М. Алиев, М.Г. Ша-рифов // Информатика и образование. 2005. — № 6. — С. 53−59.
  2. И.И. Психология для юристов: учебник / И. И. Аминов, И.Ф. Ко-лонтаевская, И. Б. Лебедев, В. В. Мельник. М: Омега-Л, 2005. — 552 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев / под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230 с.
  4. О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд. — Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн. ун-та, 2005.- 160 с.
  5. О. Духовность как основа высшего образования / О. Ахвердо-ва // Высшее образование в России. 2006. — № 4. — С.81−84.
  6. А.С. Модернизация в России и конфликт ценностей / А.С. Ахие-зер, Н. Н. Козлова, С .Я. Матвеева и др.- Изд-во РАН. Ин-т философии. -М., 1994.-250 с.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  8. П. Практика коммуникативного тренинга / П. Бавина // Новые знания. 2004. — № 3. — С. 32−35.
  9. Ю.Байденко В. И. Болонский процесс: курс лекций / В. И. Байденко. М.: Логос, 2004. — 208 с.
  10. Н.Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы: экспериментальная учебная авторская программа / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 44 с.
  11. В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод, пособие /
  12. B.И. Байденко М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www/ uko.osu.ru.
  13. Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактиче-ский феномен: Электронный ресурс. / Е. М. Бастрикова. Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: http://www.ksu.ru.
  14. Н.Батаршев А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности: учеб. пособие для студ. школы практической психологии / А.В. Батар-шев. Таллинн: Центр информационных и социальных технологий «Ре-галис», 1998.- 108 с.
  15. С.А. Юридическая педагогика: учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности 21 100 «Юриспруденция» / С. А. Беличева, Л. И. Беляева, А. В. Буданов и др. / под ред. В. Я. Кикотя, A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 895 с.
  16. B.JT. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи / B.JT. Бернштейн // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7.1. C. 17.
  17. Бим И. Л. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования / И. Л. Бим, В. В. Сафонова, А. В. Щепилова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 5. — С. 2−12.
  18. Т.А. Организация процесса обучения иностранному языку в средних специальных учебных заведениях на основе изучения эпистем / Т. А. Бобро // Иностранные языки в школе. 2005. — № 6. — С. 41−48.
  19. Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку / Н. Н. Болдырев // Иностранные языки в школе. 1998. -№ 4. — С. 16−20.
  20. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 408 с.
  21. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8— 14.
  22. Болыиая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. A.M. Прохорова. -Т.23. М.: Советская энциклопедия, 1977. — 603 с.
  23. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1991.-Т. 2.-351 с.
  24. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. тр. / С. К. Бондырева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 352 с.
  25. С. Защита прав и законных интересов осужденных и сотрудников УИС важная функция уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / С. Борсученко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. — № 6. — С. 24—29.
  26. B.C. Основные тенденции государственной политики в сфере высшего образования в странах ОЭСР / B.C. Вахштайн, Б. В. Железов, Т. А. Мешкова // Вопросы образования. — 2005. № 2. — С. 32−47.
  27. И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей / И. Е. Видт // Педагогика. — 2003. № 3. — С. 36.
  28. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры: Электронный ресурс. Режим доступа: http://lexed.i-u/rnpravo/razdel2/7doc21.html,
  29. Всемирная декларация прав человека ООН: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.unesco.ru.
  30. Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. — М.: Академический проект, 2004. 240 с.
  31. Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3−8.
  32. Н.Д. Теория обучения иностранному языку: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.
  33. .С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  34. В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебник / В. В. Годин, И. К. Корнеев. М.: Мастерство- Высшая школа, 2001.-240 с.
  35. Р.И. Информационные технологии и открытое образование / Р. И. Голицын, Е. И Никифорова // ИТО-2002: Электронный ресурс. / Р.И.
  36. Голицын Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: http://www.ito.Su/2002/III/2/III-2−234.html.
  37. Е.А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Головко. Ставрополь, 2004.- 170 с.-Библиогр.: С. 150−170.
  38. ГОСТ высшего профессионального образования, специальность 21 100 -«Юриспруденция»: утв. 27 марта 2000 г.: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ejusto.ru/21 100.DQC.
  39. Ю.С. Болонский процесс и новые реформы Российского образования / Ю. С. Давыдов // Педагогика. 2005. — № 7. — С. 3−11.
  40. Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика. 2003. — № 1.-С. 65−73.
  41. М.Г. Уголовно-исполнительная система 125 лет / М. Г. Детков, С. Х. Шамсунов, Г. В. Алексушин, П. В. Ященко / под ред. Ю. Я. Чайки. -М.: «Объединенная редакция УИС Минюста России», 2004. 288 с.
  42. Ф.А. Избранные педагогические сочинения / Ф. А. Дистервег. -М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1956. 374 с.
  43. .С. Болонский процесс — стандартизация или свободный полет? / Б. С. Есенькин, Ю. Ф. Майсурадзе // Высшее образование сегодня. —2005. № 5. — С. 22−24.
  44. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  45. В.М. Болонский процесс и проблемы высшего экономического образования / В. М. Зуев // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 1. М.: НИИВО, 2005. — 56 с.
  46. Ионина A.A. Longman Grammar of Spoken and Written English (обзорно-критическая рецензия) / A.A. Ионина, A.C. Саакян // Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. — С. 104−108.
  47. С.А., Лебедева Н. Н., Штыкова Н. Н. Формирование толерантной среды в учебно-воспитательном процессе: учеб.-метод. пособие / С. А. Кабилова, Н. Н. Лебедева, Н. Н. Штыкова. Владимир: ОАО Владимирская офсетная типография, 2002. — 151 с.
  48. А.Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов / А.Ф. Киселев//Высшее образование сегодня: 2003. — № 2. — С. 3−8.
  49. В.З. Теория информационного взаимодействия: филос.-социологические очерки / В. З. Коган. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. -320 с.
  50. Койл Эндрю: Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека / Эндрю Койл. М.: Изд. Международного центра тюремных исследовании (МЦТИ), 2002. — 156 с.
  51. А.В. Профессионально-ориентированный иностранный язык при подготовке специалистов с: высшим военным образованием / А.В. Коно-топ // Мир образования образование в мире. — 2003. — № 2. — С. 120−129.
  52. Конституция Российской Федерации (с гимном России). — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 32.
  53. Концепция совершенствования образовательной политики уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004−2006 годы: Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. minjust.ru
  54. Концепция федеральной целевой программы, развития образования на 2006−2010 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 г. № 1340-р // Официальные документы в образовании. — 2005. — № 26: — сент. С. 3−31.
  55. Н.В. Проблема и эффективность профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка по становлению качеств личностистудента / Н. В. Копылова // Мир образования образование в мире. -2003.-№ 4. -С. 102−105.
  56. А.В. Информация как свобода человека / А. В. Кротов // Закон и право.-2005.-№ 4. с. 40−41.
  57. В.В. Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе / В. В. Купарева, А. Ю. Старикова // Иностранные языки в школе. 2003. — № 2. — С. 16−17.
  58. Н.А. Язык и менталитет / Н. А. Курчанова // Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков на рубеже веков: межвуз. сб. науч.-метод. ст. Вып. 2. Псков: ПГПИ, 2002.
  59. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  60. Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе: Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.muctr.edu.ru/actinf/tso/lissabon-97.htm.
  61. В.М. Пенитенциарная педагогика: курс лекций / В.М. Лит-вишков, А. В. Митькина. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004−400 с.
  62. А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Лобанов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  63. Л.Н. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов, Н. Е. Копытова, Л. А Пронина // Педагогика. 2004. — № 3. -С. 60−68.
  64. М.Н. Юридическое образование в современной России: состояние и перспективы развития / М. Н. Марченко // Правоведение. — 1999. -ХоЗ.- С. 222−232.
  65. Международные сравнительные исследования в образовании // Официальные документы в образовании. — 2005. — X" 8. — март. — С. 57—64.
  66. Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — Х° 7. — С. 30−36.
  67. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: Электронный ресурс. Режим доступа: http://zakon.kuban.ru/private/iTispoz.htm.
  68. Министерство образования и науки Российской Федерации. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. — Х° 1. — январь. — С. 6−18.
  69. A.M. Теория образования в течение жизни в зарубежной андра-гогике / A.M. Митина // Педагогика. 2005. — N° 5. — С. 100−106.
  70. В.Н. Валеология — междисциплинарная интегральная область знаний как средство формирования, сохранения и укрепления здоровья: Электронный ресурс. / В. Н. Мишакова. Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http//bank.orenipk.ru/Text/t20 7.htm.
  71. Модернизация в России и конфликт ценностей / под ред. С. Я. Матвеевой -М., 1993.-250 с.
  72. В.М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: монография. 2-е изд. / В.М. Морозов- Владимир: ВЮИ Минюста России, 2004. 364 с.
  73. А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А. В. Мудрик. М: Педагогическое общество России., 2001. — 320 с.
  74. М. Роль новых информационных технологий в управлении органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы / М. Нагимов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. — № 6. — С. 41— 43.
  75. М.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М. В. Невежина, Е. В. Шарохина, Е. Б. Михайлова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 351 с.
  76. Образование для инновационных обществ в XXI веке: Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www/ g8russia.ru.
  77. М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования / М. Ю. Олешков // Педагогика 2004. — № 6. — С. 31−39.
  78. А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
  79. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  80. Е.И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова и др. М.: Просвещение, 1993. -159 с.
  81. Педагогика: учеб. для студ. педагог, учеб. завед. / под ред. Ю.К. Бабан-ского. М.: Педагогика, 1988. — 479 с.
  82. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, JI.B. Трубайчук. — М.: Издательский дом «Восток», 2003. 274 с.
  83. А.П. Тюремные учреждения российского государства (1649 — октябрь 1917 гг.): историческая хроника / А. П. Печников. — М.: Издательство «Щит-М», 2004. 325 с.
  84. ЮО.Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук / И.Л. Плужник- Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2003. — 29 с.
  85. И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-368 с.
  86. И.П. Педагогика: учебник для студ. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2002. — 574 с.
  87. ЮЗ.Полат Е. С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2005. — № 2. — С. 26−33.
  88. Е.С. Интернет-технологии на уроках иностранного языка: Электронный ресурс. / Е. С. Полат Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://www.ioso.ru/ts/sO 10 608/polat.htm.
  89. Юб.Полищук JL, Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда / Л. Полищук, Э. Ливни // Вопросы образования.-2005.-№ i.c. 70−86.
  90. О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса / О. Г. Поляков // Иностранные языки в школе. — 2004. № 2. — С. 6−11.
  91. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. СПб., 2001 — 560 с.
  92. Программа развития юридического образования в Российской Федерации на 2006−2010 годы // Юридическое образование и наука. 2006. — № 2.-С. 3−9.
  93. ПО.Прокопчук Л. О. Стратегия развития высшего образования и обеспечение качества / Л. О. Прокопчук // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 4.-С. 14−16.111 .Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М.: Дело, 2001.-416 с.
  94. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. М.: Красная площадь, 1996. — 400 с.
  95. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. № 1192-р // Собрание законодательства Российской Федерации. -2005.-№ 33.-Ст. 3489.
  96. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография // под ред. А. В. Кирьяковой. М., 2000. — 240 с.
  97. Пб.Розина И. Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития: Электронный ресурс. /И.Н. Рози-на. Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: http://ifets.ieee.0rg/russian/peri0dical/V 62 2003EE.html
  98. М.Г. Организация педагогического процесса посредством коммуникативного вида педагогической деятельности / М. Г. Романцов, А. А. Крылова // Образование в современной школе. 2004. — № 5. -С. 41−45.
  99. В.Н. Подготовка юриста в свете российского образования / В. Н. Руднев // Рос.юстиция. 2006. — № 2. — С. 53−60.
  100. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова. М.: Гардарики, 2000. —413 с.
  101. В.А. Гуманизм: опыт философского осмысления / В. А. Рыбин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 10. — С. 34−41.
  102. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций /В.В. Сафонова Воронеж: ИСТОКИ, 1996.-237 с.
  103. Е. И. Гуманитарный механизм управления качеством подготовки специалистов для сферы образования / Е. И. Сахарчук // Вестник высшей школы. Alma mater 2003 — № 9. — С. 48−49 .
  104. С.В. Информатика для юристов и экономистов / С. В. Симонович и др СПб.: Питер, 2004. — 688 с.
  105. В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  106. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. — 608 с.
  107. В.И. Общая педагогика: учеб. пособие. 2-е изд. / В. И. Смирнов. -М.: Логос, 2002.-304 с.
  108. И.П. Синергетика открытого профессионального образования / И. П. Смирнов // Мир образования — образование в мире. 2002. — № 4. — С. 3−16.
  109. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студ. пед. вузов и учителей. 3-е изд. / Е.Н. Соловова-М.: Просвещение, 2005. -239 с.
  110. Е.Н. Языковое образование в России в контексте общего обновления системы образования / Е. Н. Соловова // Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 5. — С. 9 — 13.
  111. Социологический энциклопедический словарь: На рус., англ., нем., фр., чеш. яз. / под ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа ИНФРА- НОРМА, 1998.-488 с.
  112. A.M. Юридическая педагогика / A.M. Столяренко- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ" — Издательство «ЭКМОС», 2000. 496 с.
  113. М.П. Формирование гуманистической педагогической среды как оптимальное условие реализации цели наказания / М. П. Стурова // Мир образования образование в мире. -2005. — № 4. — С. 121−128.
  114. П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2004. — № 4. — С. 14−20.
  115. М.С. Формирование у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях: автореф. дис. канд. пед. наук / М.С.Тарасиков- Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2006. — 23 с.
  116. Д.В. К вопросу о классификации факторов успешности педагогического процесса: Электронный ресурс. / Д. В. Толпа. Электрон.ст. Режим доступа к ст.: http:// res.krasu.ru / paradigma/2/5.htm.
  117. Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н. М. Трофимова, Е. И. Еремина // Педагогика. -2003.-№ 2.-С. 42−48.
  118. ИО.Турбовской Я. С. Концепция высшего профессионального педагогического образования / Я. С. Турбовской // Мир образования образование в мире. — 2002. — № 4. — С. 47−58.
  119. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Официальный текст. М.: ТК Велби, 2005. — 96 с.
  120. У крепление механизмов партнерского взаимодействия // Бюл. Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. — № 7. — С. 6−9.
  121. Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
  122. JT.A. Индивидуализация проблемных ситуаций в учебном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / JT. A Чубарова- Тюм. гос. унт. — Тюмень, 2003. 21 с.
  123. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  124. Е.Д. Картинка как опора для развития устной речи на уроках французского языка / Е. Д. Шеховцова // Иностранные языки в школе. -2004. № 4. — С.52.
  125. С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
  126. Г. Д. Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранного языка / Г. Д. Юрченкова // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4. — С. 42−45.
  127. З.И. Проблемы педагогической инноватики. Компетентност-ный подход / З. И. Янсуфина // Материалы регион, науч.-практ. конф. (7−8 февраля 2003 г.). Тобольск: ТГПИ, 2003. — 211 с.
  128. Glaboniat М. Profile deutsch / М. Glaboniat, М. Mueller, Н. Schmitz, P. Rusch, L. Wertenschlag. Berlin: Langenscheidt, 2001. — 167 c.
  129. Trim J. Gemeinsamer Europaischer Referenzrahmen fuer Sprachen: lernen lehren, beurteilen / J. Trim, B. North, D. Coste, J. Sheils. Berlin: Langen-scheidt, 2001.-244 c.
Заполнить форму текущей работой