Русская философия второй половины XIX — начала XX веков как педагогика: Историко-философский анализ
Диссертация
Связь русской педагогики и философии — большая малоисследованная проблема. И это делает ее всеобъемлюще актуальной. Она актуальна прежде всего как научная историко-философская проблема, поскольку обращает внимание на ту область отечественной мысли, которая не просто характеризует развитие только философии, или только педагогики, а указывает на их взаимосвязь, взаимообусловленность… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Русский антропологический материализм и педагогическая антропология
- Глава 2. Философия свободного воспитания (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель)
- Глава 3. Христианская философия и педагогика (П.Д. Юркевич, В.В. Зеньковский)
- Глава 4. Педагогика как прикладная философия С.И. Гессена
Список литературы
- Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования/ Тезисы докладов и выступлений Научного совета ИТП и МиО. М.: РАО, 1994. 280 с.
- Ан С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русский философско-педагогической мысли конца XIX начала XX в. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1993.112 с.
- Ан С. А. Современные тенденции в сближении научного и религиозного образования в школе. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1992. 230 с.
- Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX в. (Историко-философский анализ)/ Автореф. докт.дис. Екатеринбург, 1994. 31 с.
- Ананьев Б.Г. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского и ее современное значение// Вопросы психологии. 1969. № 2. С.3−14
- Андреевский И.С. Научные основы педагогики. Киев. Иогансон, 1903.135 с.
- Антология педагогической мысли России второй пол. XIX начала XX в.М.: Педагогика, 1990.603 с.
- Белинский В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов H.A. Педагогическое наследие. Сост. А. Ф. Смирнова. М.: Просвещение, 1988. 384с.
- Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогическойдеятельности. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1993.125 с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М.: РЭУ, 1994.36 с.
- Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России// Советская педагогика. 1990. № 9. С. 102−109.
- Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии// Советская педагогика. 1988. № 11. С.38−43.
- Блонский П.П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка). М.: Задруга, 1916.286 с.
- Блонский П. П. Место К.Д. Ушинского в истории русской педагогики// Педагогический листок. 1915. Кн.2. С.92−102.
- Богуславский М.В. Слово о Вентцеле// Свободное воспитание. 1992. № 1. С.12−15.
- Бухвалова Т.Б. Философские взгляды П.Д. Юркевича/ Автореф. канд.дис. М., 1995.21 с.
- Ванчугов В. Очерки истории философии «Самобытно-русской». М.: Пилигрим, 1994.402 с.
- Вентцель К.Н. Общий очерк учения о нравственности// Вестник воспитания. 1902. № 8. С. 1−34- № 9. С.73−95.
- Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания// Вестник воспитания. 1896. № 2. С. 1−47.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избранных произведений. М.: АПО, 1993.171 с.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности (Проблеманравственности и воспитания в свете теории свободного и гармонического развития жизни и сознания): В 2-х т. М.: Изд-во Тихомирова, 1911−1912. 664с.
- Виноградов Н.Д. Педагогика как наука и искусство// Вопросы философии и психологии. 1912. № 113. С.190−210.
- Волкович В.А. Друг человечества. H.H. Пирогов. Спб.- Б.и. 1910.159 с.
- Ганиев P.M., Арчегова О. Р. Ретроспекция педагогических инвариантов. Владикавказ: Изд-во ун-та, 1994. 366 с.
- Гессен С.И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем// Сб. статей, посвященных Павлу Николаевичу Милюкову. 1859−1929. Прага, 1929. С.57−86.
- Гессен С.И. Мировоззрение и образование// Русская школа. Прага, 1934. № 1. С.2−23.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Берлин: Слово, 1923.419 с.
- Гогоцкий С.С. О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена: Публичная лекция. Киев: Универс. изд-во, 1874. 24 с.
- Гололобова Т.А. Реалии и перспективы народной педагогики// Вопросы подготовки специалистов на факультете педагогики и методики начального обучения: Сб. научных трудов. Нижневартовск, 1995. С.59−70.
- Гололобова Т.А. В.В. Зеньковский: Задачи социальной педагогики// Православие, современное образование и культура: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (Барнаул. 4−6 ноября 1996 года). Барнаул, 1996. С.25−27.
- Гололобова Т.А. Концепции христианского воспитания в философской педагогической мысли России конца XIX начала XX века// Понятийный аппарат педагогики и образование: Сб. научных трудов. Екатеринбург, 1998. С.141−145. В соавторстве.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Учпедгиз, 1974. 272 с.
- Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вю М.: РАО, 1994.140 с.
- Егоров С.Ф. теория образования в педагогике России начала XX в.: историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987.150 с.
- Ельницкий К. Русская педагогика второй половины XIX столетия. 4-е изд. Пг.: Изд-во Гутзатца, Б.Г.184 с.
- Емельянов Б.В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995.284 с.
- Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, Нижневартовск: Изд-во УрГУ, 1995.224 с.
- Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Учпедгиз, 1978.160 с.
- Зеньковский В.В. Апологетика. М.: Православно-Благотворительное Братство, 1992. 262 с.
- Зеньковский В.В. Задачи религиозной психологии// Христианская мысль. 1917. № 1. С.24−45.
- Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л.: Эго. 1991.
- Зеньковский В.В. На пороге зрелости: Беседы с юношеством о вопросе пола. М.: РЭУ, 1992. 39 с.
- Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме// Русская школа за рубежом. Прага. 1929. № 4. С. 1−21.
- Зеньковский В.В. Предпосылки стороительства новой школы// Бюллетень
- Педагогического бюро. Прага, 1923. № 2. С.21−24.
- Зеиьковский В.В. Принципы православной антропологии// Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С. 115−148.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. 223 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы философской антропологии (Обзор новых книг) // Современные записки. 1938. Т.66. С.427−236.
- Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж: Религиозно-педагогический кабинет, 1960. 55 с.
- Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский// Зодчие русской культуры. Прага: Пламя, 1926. С.57−65.
- Исторические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики: Сб. научных трудов. М.: АПН, 1989. 216 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1982.704 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Спб.: Б.и., 1909. 540 е.- 2-е изд. Пг.:Б.и. 1915. 746 с.
- Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд.СПб.: Земля, 1914. 211 с.
- Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды//Педагогика. 1992. № 3. С.67−74.
- Каптерев П.Ф. Педагогика и политика// Свободная мысль. 1992. № 8. С.59−63.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Спб.: Б.и., 1905.138 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. М.: РАО. 1993.135 с.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению историко-педагогического процесса. М.: РАО. 1994. 265 с.
- Королев Ф.Ф. К.Н. Вентцель виднейший представитель теории свободного воспитания (1857−1947)// Советская педагогика. 1964. № 4. С.73−91.
- Костюк Г. С. Психологические основы педагогической антропологии К.Д. Ушинского// Вопросы психолгии. 1974. № 2. С. 19−32.
- Кошелева O.E. «Душвное строение» в Древней Руси// Свободное воспитание. Вып.1. М., 1992.
- Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук// Педагогика. 1994. № 3. С.80−84.
- Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М.: Красный пролетарий, 1993. 176 с.
- Кураев А. Человек перед иконой (размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция. М., 1992. С.241−250.
- Лапшин И.И. История педагогических теорий: Лекции. Спб. Авидон, 1909.224 с. литогр.
- Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. 496 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Учпедгиз, 1951−1952.
- Линицкий П. Образовательное значение философии: Речь// Труды Киевской духовной академии. 1872. № 11. С. 1−14.
- Лушников А.М. История педагогики: Учебн. пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-воУГПИ, 1994. 368 с.
- Мальцева В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности// Педагогика. 1994. № 4. С.96−98.
- Мальцева В.М. Учение о человеке в вольфдорской педагогики и его оценка В.В. Зеньковским// Образование и педагогика Российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М., 1995. С.69−77.
- Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. 3-е испр. и доп. изд. Пг.: Изд. Башмакова, 1916. 248 с.
- Менделеев Д.И. О народном просвещении. Спб.: Демаков, 1901. 67 с.
- Модзалевский Л.И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.: В 2 х ч. Спб.: Б.и., 1892−1899. Ч.1., 461 е.- 4.2. 605 с.
- Наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России/ Материалы межвузовской научно-практической конференции. Балашов: Изд-во БГПИ, 1994. 124 с.
- Никольская A.A. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. 331 с.
- Никольская A.A. Психолого-педагогические взгляды П.Д. Юркевича// Педагогика. 1993. № 3. С.58−61.
- Образование и педагогика Российского зарубежья: Сб. статей иматериалов. М.: ИНПО, 1995.158 с.
- Опыты православной педагогики//Лит. учеба. № 1993. Кн 5/6. С.3−239.
- Осовский Е.Г. С.И. Гессен: странности судьбы// Педагогика. 1993. № 6. С.57−59.
- Осовский Е.Г. Проблема ценности в философско-педагогической концепции С.И. Гессена// Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994. С.98−112.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в. М.: Учпедгиз, 1976. 600 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец XIX начала XX в.М.: Просвещение, 1991. 449 с.
- Памяти отца Василия Зеньковского: Сб. статей. Париж: РСХД, 1984. 124 с.
- Педагогическое наследие русского зарубежья 20-х гг. М.: Просвещение, 1993. 288 с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1985. 493 с.
- Российское образование: история и современность. М.: РАО, 1994. 253 с.
- Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд. М.: Задруга, 1920. 540 с.
- Сафаров P.A. Формирование и развитие либеральной и демократической концепции общественного воспитания в России (начало 19 начало 20 в.) / Автореф. канд. дис. Спб., 1992.18 с.
- Свободное воспитание: Хрестоматия. М.: РОУ, 1995.222 с.
- Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность: В помощь учителю. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993.128 с.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3-х т. М.: РАО, 1994.
- Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1992. 110 с.
- Соловьев В., Богуславский М. Долгая дорога к Вентцелю// Магистр, 1991. № 11. С.49−54.
- Стеклов М.Е. Подвижник свободного воспитания: К.Н. Вентцель// Стеклов М. Е. Четыре портрета. М., Смоленск: Вердикт, 1995. С.97−126.
- Стрижев А. Православная педагогика//Лит. учеба. 1993. № 5−6. С.3−4.
- Таинственнее, чем мир: Отрывки из произведений В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, В. Зеньковского о воспитании. М.: Б.и. 1991. 79 с.
- Творчество и личность/ Тезисы докл. международного симпозиума. Курск: ГТУ. 1995.192 с.
- Теоретико-методологические вопросы истории педагогики: Сб. научных трудов. М.: АПН, 1986.110 с.
- Толмачева Т.П. Педагогические взгляды К.Н. Вентцеля/ Автореф. канд. дис. М., 1992.16 с.
- К.Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994.193 с.
- Ушинский К.Д. Материалы для педагогической антропологии// Собр. соч. Т. 10. М.-Л., 1950.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Собр.соч. Т.2. М.- Л., 1948. С.425−288.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова// Собр. соч. Т.З. М.- Л., 1948. С.11−86.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Т. 1−2// Собр. соч. Т.8−9. М.- Л., 1950.
- Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи: Сб. статей. Свердловск: Изд-во СГПИ. 1988.111 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики России (До Великой Октябрьской социалистической революции). 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 431 с.
- Хуторский А. Педагогика русского космизма// Частная школа. 1993. № 2. С.11−22.
- Н.Г. Чернышевский. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. 335 с.
- Чернявская Г. К. Самосознание и самореализация личности. Методологические проблемы/ Автореф. докт. дис. Спб., 1994. 38 с.
- Чернявская Г. К. Трудный путь к самому себе. Очерки самосоразвития личности. Спб.: Изд-во СПБУ. 1994.120 с.
- Чистяков В.В. Системный подход в современной педагогической антропологии. Ярославль: ЯГПУ, 1995. 131 с.
- Шварцман К.А., Коновалова Л. В., Крутова О. Н. Воспитание: новыеподходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М.: Луч, 1993. 229 с.
- Школа России накануне и в период революции 1905−1907 гг.: Сб. научных трудов. М.: АПН, 1985. 219 с.
- Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М.: Греч, 1869. 404 с.
- Юркевич П.Д. Чтение о воспитании. М.: Универс. изд-во, 1865. 272 с.