Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Старость как социально-философский феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Старость личности, наступая в определенный период времени, характеризуется тем, что происходит снижение социальной активности личности, изменение ценностных ориентиров в сознании человека и возникновение глубокой предрасположенности к многосторонней объективной рефлексии над содержанием важнейших аспектов социального бытия. Это ведет к снижению неоправданных издержек при достижении человеком… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАРОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Социальное время и его характеристики
    • 1. 2. Периоды жизни человека, социальная значимость старости
    • 1. 3. Старшее поколение в социальном бытии общества
    • 1. 4. Пожилые люди — диалектика традиций и новаций, стабильности и изменчивости общества как неравновесной системы
  • ГЛАВА 2. СТАРОСТЬ — ЕЕ НАЧАЛО, СОДЕРЖАНИЕ И
  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
    • 2. 1. Границы старости
    • 2. 2. Сущностные черты старости и ее социально-философское осмысление
    • 2. 3. Духовность в жизни старого человека
    • 2. 4. Старость и смерть
    • 2. 5. Концепции старости
  • ГЛАВА 3. СТАРОСТЬ ОБЩЕСТВА
    • 3. 1. Трансформация сущностных элементов социального бытия в старом обществе

Старость как социально-философский феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Представленное исследование посвящено рассмотрению одной из важных проблем социальной философии — изучению старости как одного из периодов жизнедеятельности человека и общества. Значительное увеличение пожилых людей в структуре населения развитых стран и возрастание продолжительности жизни отдельных индивидуумов являются особенностью современной эпохи. В связи с этим, изучение процессов, происходящих в старости отдельного индивидуума и общества носит актуальный характер. Старость является одним из основных состояний человека и общества, в котором наиболее значимо проявляется социальная сущность бытия личности и социума как системы. Только в человеческом обществе старость приобретает столь массовый характер и в отличии от других биологических сообществ является неким мерилом социальности в аспекте постоянного удлинения периода старости.

Указанная проблема в нашей стране особенно актуальна в связи с тем, что многие социальные потрясения последних двадцати лет можно было избежать, если бы в обществе в полной мере использовали творческий потенциал и социальный опыт присущий старикам. Ведь не секрет, что в России в период с 1985 г. по настоящее время принято столько непродуманных решений в социальной сфере жизнедеятельности общества, что этого бы вполне хватило для разрушения социальных структур крупного государства.

Невостребованность потенциала старшего поколения и игнорирование всего культурно-исторического наследия носителем которого, являются пожилые люди значительно обострило негативные явления во всех сторонах деятельности общества, привело к целой череде социальных потрясений и затормозило движение нашей великой страны к созданию подлинно гармоничной структуры социальной действительности.

Общество должно предоставить возможности старшему поколению для раскрытия присущего ему духовного потенциала. И тогда значительно возрастет количество лиц старшего поколения находящихся в состоянии подлинной старости, которые не являются обузой для социума, а наоборот гармонически проявляют себя в столь сложных аспектах социальной действительности сложившихся в России в настоящее время.

Однако, изучение вопроса о старшем поколении в нашей стране может быть темой отдельного, более детального и конкретного научного исследования в области социальной философии. Которое не возможно без проведения специального — социологического анализа базирующегося на массовом материале исследований социального среза общества и не является прямой задачей данной диссертации.

Старость как один из феноменов человеческого бытия была объектом изучения философов-мыслителей самых разных взглядов и направлений. Человек не может не задумываться о смысле старости, видя как время накладывает неизгладимый отпечаток на каждого из нас. Поток времени, объективно проявляясь в социальной действительности, постоянно ставил и ставит перед многими поколениями мыслителей вопросы: что такое старость, когда она наступает и каково ее значение для человека и общества?

Уже в древности философы и мыслители Востока и Запада Конфуций, JIao-Цзы, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпидокл, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель, Сенека, Плутарх и другие пытались выделить наиболее сущностные характеристики, онтологическую значимость старости индивидуума. Высказывая отдельные мысли, они заложили основу для дальнейшего развития философских концепций и методологических подходов к всестороннему осмыслению старости. Особо следует отметить вклад Марка Туллия Цицерона, который в своем философском трактате «Катон Старший о старости» проанализировал различные аспекты бытия f человека на финальном этапе его жизни. Его подход к пониманию старости,.

Проблемы старости рассматривались и такими мыслителями римского периода как Лукреций Кар и Вергилий. Они особое внимание обращали на соответствие жизненных идеалов человека, его высокому призванию и философскому осмыслению смерти как завершающего аккорда бытия каждого из нас. Философы древности последовательно развивали и углубляли идеи о взаимосвязи духовных и физических возможностей человека, при этом старость концептуализировалась в качестве этапа жизни человека, освещенного мудростью, опытом и приближенностью к Абсолюту. Старость в их воззрениях выступала в качестве важнейшего этапа жизнедеятельности человека и перехода его к подлинному бытию.

Философские мысли древних о старости в последующем, в ходе исторического развития человеческого общества и становления таких мировых религий, как христианство и ислам, трансформировались в духе преобладающей в средние века тенденции теологического понимания роли и предназначения человека как воплотителя воли Бога на земле. Философы Средневековья Августин Блаженный, Авиценна, Фома Аквинский, Р. Бэкон, выдвигали на первый план осмысление старости в качестве этапа бытия человека, в котором человек наиболее соответствует идеалам религиозных воззрений. Человек в старости, по их мысли, устремлен в своих деяниях к познанию божественной благодати. Старое поколение во взглядах указанных философов занимает особое положение. Ему отдается предпочтение перед деяниями более молодых лиц. Старики своей неспешностью и мудростью показывают человечеству его истинное предназначение.

С развитием общества и коренными преобразованиями в социальной действительности, философские подходы к осмыслению старости не могли не измениться. Эти подходы нашли свое выражение в трудах мыслителей Нового времени М. Монтеня, Ф. Бэкона, Ш. Монтескье, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Ж. А. Кондорсе. Они рассматривали старость не только как феномен, присущий бытию отдельного человека, но и в качестве одного из важнейших элементов бытия общества. Вышеназванные мыслители, оценивая роль старых людей в истории развития общества, пытались определить влияние их на различные аспекты функционирования общества и проанализировать наиболее важные сущностные характеристики, свойственные старшему поколению как одному из составляющих элементов структуры общества.

В XIX и в начале XX столетий философская мысль признавала и оценивала старость в качестве непременного атрибута социального бытия человека и общества. При этом осмысление старости все более и более происходило в рамках создаваемых социо-геронтологических теорий. Такой подход позволил философам выделить наиболее важные социальные стороны старости как явления, органически присущего социуму. В трудах JI. Фейербаха, Р. Оуэна, А. Шопенгауэра, Э. Дюркгейма, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Сепира, B.C. Соловьева, J1.H. Толстого, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского указанный подход получил свое дальнейшее углубление и детализацию.

В трудах Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, К. Н. Леонтьева старость рассматривалась в контексте исторического развития различных форм и типов общества. При этом они предлагали совершенно новые концептуальные положения, раскрывающие суть процессов, происходящих в периоды возникновения, становления, старости и завершения существования обществ как субъектов социального бытия человечества. Их идеи послужили фундаментом для более глубокого осмысления старости применительно к человеческому обществу в целом.

Начиная с первой четверти XX столетия проблематика старости, охватывая собой широкий круг проблем, привлекает к себе все более пристальное внимание представителей философской мысли. При этом феномен старости вызывает интерес не только у философов, но и у представителей других наук. Для осмысления старости становится характерным подход с использованием достижений в области социологии, культурологии, психологии, биологии и медицины. Значительное увеличение доли старых людей в обществе в современную эпоху и возрастание их влияния на все стороны социального бытия общества выводит на передний план демографические проблемы населения и тем самым требует нового подхода к проблеме старости в жизни человеческого общества. Свой вклад в разрешение данной философской проблемы для нынешнего этапа развития человеческого общества внесли многие ученые как в нашей стране, так и за рубежом. В их число входят философы Г. Зиммель, А. И. Уайтхед, М. Вебер, К. Б. Рассел, А. Швейцер, М. Бубер, О. Шпенглер, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс, Орте-га-и-Гассет Хосе, Ж. Маритен, М. Хайдеггер, 3. Бауман, Д. Фрэзер, Г. Г. Га-дамер, Ж. П. Сартр, Леви-Стросс, Р. Барт, Ю. Хабермас. Свой вклад в разработку проблем старости внесли русские философы Н. Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, П. Сорокин, М. Бахтин, Ю. Лотман, И. Т. Фролов. В настоящий период времени различные аспекты старости нашли свое отражение в работах К. С. Пигрова, Г. В. Карсаевской, Н. Э. Елютиной, В.Д. Альперови-ча.

Вопрос старения человека и интеграции знаний о старости в аспектах общебиологическом, физиологическом занимает значительное место в трудах отечественных ученых: А. В. Нагорного, В. П. Никитина, В.В. Фроль-кина, И. В. Давыдовского, Г. Д. Бердышева, В. М. Дильмана, Д. Ф. Чеботарева, Н. В. Маньковского, А. Ф. Минца. Сочетание философского осмысления старости, биологического, психологического и социального подходов к старению человека позволяет охватить изучение указанной проблемы во всей ее многогранности.

Заметное место в исследовании старости занимают труды ученых: К.А. Абульхановой-Славской, В. Г. Осеева, Б. Г. Ананьева, Л.И. Анцыферо-вой, Д. Бромлея, К. Кросса, Я. Врублевского, Л. А. Логиновой, Э. Эриксона, посвященные психологическому аспекту старости человека.

Философские исследования проблем старости в своей методологической основе опираются на сочетание разнообразных подходов и позиций к столь важной проблеме. Она не может быть однозначно решена только в одном строго определенном контексте. Важность философской рефлексии феномена старости обусловлено тем, что старость как один из составных периодов жизнедеятельности человека занимает особое место в социальном бытии. В современную эпоху актуальным представляется осмысление старости не только в качестве важнейшего аспекта бытия отдельного человека, но и общества. При этом, общество рассматривается нами в виде конкретных форм совместной жизнедеятельности людей, будьто общественная или экономическая формация, общественный институт или иные общественные формообразования. Последние когда-то исторически возникают, эволюционируют, дряхлеют и отмирают, уступая свое место новым конкретно-историческим формам совместного бытия людей, которое и обозначается термином — общество. Данную проблему мы пытаемся осветить и предложить свои подходы.

Следует отметить что, несмотря на значительное количество глубоких и интересных трудов, имеющих отношение к теме работы, она далеко не исчерпана. Здесь по существу пока еще остается до конца не осмысленным опыт и разносторонний материал различных научных дисциплин. Причины затруднений, которые испытывают разные науки, могут быть в том, что их представители рассматривают несколько односторонне данную проблему. До настоящего времени никто пока не исследовал старость как феномен, носящий сложный комплексный характер, органически присущий бытию отдельного человека и общества.

Цели и задачи исследования. Целями настоящего исследования являются:

1. философское определение социальной природы старости как одного из этапов жизнедеятельности человека и общества;

2. исследование феномена старости в контексте ее социальной сущности;

3. формулирование критериев определения границ старости;

4. выявление влияния и роли религии в жизни старого человека;

5. определение социально-философских концепций старости;

6. выявление сущности взаимодействия социальных феноменов старости и смерти;

7. осмысление понятий «возраст общества», «старость общества», «смерть общества»;

8. анализ трансформации элементов социального бытия общества, находящегося в периоде старости;

9. уточнение особенностей старости общества в России.

Объектом исследования является старость как сущностная стадия бытия человека и общества.

Предметом исследования является процесс трансформаций, происходящих с человеком и обществом на последнем этапе их жизнедеятельности.

Методологическая основа исследования. В основу методологии исследования положены сравнительно-исторический, логико-смысловой, социально-аналитический методы, которые базируются на принципах объективности, системности, последовательности, взаимосвязи и развития. В целом данная работа представляет собой попытку широкого синтеза методологических установок, концепций и материалов различных наук о человеке используемых для понимания старости, исходя из роли старшего поколения в социальном бытии общества это психология, история, культурология, геронтология, социология и комплекс философских наук.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Дано развернутое социально-философское определение старости, как одного из важных периодов жизни человека и общества.

2. Исследована социальная сущность старости в контексте проявления ее особенностей, исходя из различия характеристик бытия человека и общества в разные периоды времени.

3. Сформулированы критерии определения границ старости в соответствии с хронологическим, биологическим, социальным, психологическим подходами к оценке начала старости человека в онтогенезе.

4. Определено объективно возрастающее влияние духовности на мировоззренческие установки стариков.

5. Даны социально-философские концепции старости человека.

6. Раскрыта социальная необходимость старости как последнего этапа бытия человека и общества, заканчивающегося смертью.

7. Исследовано объективное влияние смерти на сущностные социальные характеристики человека.

8. Сформулированы понятия возраста и смерти общества.

9. Выявлены тенденции, проявляющиеся в социальном бытии общества, находящегося в периоде старости, по обеднению его творческих ресурсов, возникновению явлений, оказывающих деструктивное влияние на социальную действительность, усилению воздействия негативных факторов извне, невосприимчивости новых идей и взглядов, снижению социальной энтропии общества вследствие излишней упорядоченности структуры социальной реальности.

Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования выводы и результаты могут быть использованы для разработки ряда проблем социальной философии, геронтологии, культурологии и социологии. Материалы исследования могут быть применены при чтении лекционных курсов социальной философии, геронтологии, социологи и др. дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассматривая социально-философскую проблематику старости, мы можем сделать следующие выводы:

Старость — один из важнейших этапов жизнедеятельности человека и общества, период социального времени в котором происходят сущностные изменения во всех аспектах социального бытия. Социальное время выступая как непременный атрибут бытийности человека и общества тесно увязывается с разнообразными сторонами и гранями проявления личности и общества в процессе постоянного движения человечества вперед в ходе своего исторического развития. Социальное время делится на определенные отрезки, которые получают свое наименование в качестве эр, эпох, периодов, что позволяет проследить присущие социальному времени ритмичность, цикличность, его линейный характер и периодичность. Указанные характеристики социального времени охватывают наиболее сущностные проявления этого важнейшего и необходимого параметра человеческого бытия и позволяют в развитии человека и общества выделить интервалы времени сходные по своим важнейшим качественным и количественным показателям. Любой период социального времени имеет свое начало и конец. В качестве начальной точки отсчета часто используются определенные даты в истории человечества в целом или конкретного социума, что позволяет выделить периоды социального времени и связать события происходящие в жизни общества и отдельного человека с точными цифровыми значениями, принятыми для измерения времени человеческой цивилизации.

Старость личности, наступая в определенный период времени, характеризуется тем, что происходит снижение социальной активности личности, изменение ценностных ориентиров в сознании человека и возникновение глубокой предрасположенности к многосторонней объективной рефлексии над содержанием важнейших аспектов социального бытия. Это ведет к снижению неоправданных издержек при достижении человеком социально значимых целей в ходе его индивидуального социогенеза. Социальная сущность старости проявляется в том, что данный период социального бытия человека по своим важнейшим характеристикам принципиально отличается от периодов детства, юности и зрелости. Человеку в старости свойственна склонность к осмыслению итогов индивидуального жизненного пути и передачи богатого социального опыта последующим поколениям. В пожилом возрасте личность преображается, изменяется его подходы к оценке событий, как прошлого, так и настоящего. Человек в старости приобретает новые качества, которые позволяют ему объективно и непредвзято рассмотреть наиболее значимые аспекты своего индивидуального бытия.

Границы старости индивидуума определяются сочетанием хронологического, биологического, социального и психолого-эмоционального подходов, которые в своей взаимосвязи и взаимообусловленности реально проявляются в ходе онтогенеза человека. Индивидуальность личности объективно влияет на наступление периода старости и зависит как от физиологических особенностей организма, так и во многом от социальной, творческой разносторонности присущей конкретному человеку. Творчество — это мощнейший фактор, позволяющий личности достойно проявлять себя в периоде старости. Пожилому человеку свойственно наличие предпосылок формирования коэволюционного типа мировоззрения, сочетающего в себе социальный гуманизм и объективность представлений об окружающем мире.

На наш взгляд старость личности необходимо рассматривать в нескольких концептуальных аспектах:

— социальной девиациии и неадекватной коннотации, трансцендентно-культурной обособленности,.

— темпорально-стратификационной концепции разъединения, которые позволяют выделить в феномене старости наиболее важные черты и закономерности, свойственные данному социальному периоду времени бытия человека. Старостьэто необходимая стадия социального бытия человека, которая детерминирована единством и последовательностью социального онтогенеза личности, неизбежно заканчивающегося смертью.

Общество, в узком смысле слова развиваясь в пространственно-временных координатах, в своем бытии неизбежно проходит ряд последовательных этапов, одним из которых является старость. Под старостью общества в узком смысле слова, понимается завершающий период существования социальной системы определенного типа, характеризующийся деформацией его объективных, всеобъемлющих связей между основными элементами структуры общества, которая обусловлена определяющими консервативными тенденциями во всех важнейших сферах жизнедеятельности общества, что неизбежно к сущностному изменению параметров социального бытия и замене данного типа общества на другой.

Общество является сложнейшей неравновесной самоорганизующейся системой, для которой свойственна неупорядочен-ность и хаотичность социальных процессов, как проявления социальной энтропии и необходимого условия для функционирования всех живых систем в нашей реальности. В старом типе общества возникают и объективно нарастают тенденции, свидетельствующие об исчерпании потенциала развития данной общественной системы. Общество не может выбрать из нескольких вариантов социального развития, наиболее приемлемые пути своего движения в направлении социального прогресса. Оно становится невосприимчивым к новым, прогрессивным изменениям во всех структурах социального бытия. Старое общество страдает от заорганизованности и излишней жесткости связей между элементами и конструкциями социальной системы. В обществе находящемся в периоде старости снижается востребованность научных знаний об окружающем мире. Все теоретические концепции, свидетельствующие об деструктивности и тупиковости данного типа социальноисторического варианта существования общественной системы, отвергаются и общество пытается решить острые социальные проблемы стоящие перед ним, в рамках привычных методов и способов организации и управления социального бытия.

Для старого общества, характерным является резкий дефицит ярких творческих личностей, которые могут внести существенные изменения во все сферы жизнедеятельности общества и тем самым ускорить социальную трансформацию сущностных черт бытия социума. Не восприятие обществом новых идей и взглядов, объективно необходимых ему для сохранения его как системы, усиливает негативные тенденции в основных областях общественной жизни и ведет к стагнации общественной системы, возникновению ситуации кризисного характера. Общество находящееся в периоде старости, теряет гибкость при решении проблем как внутреннего так и внешнего порядка, что усугубляет нарастающие деструктивные процессы, как в сфере материального производства, так и в сферах социального, духовного, ценностного освоения реалий бытия.

Власть в старом обществе отрывается по своей социальной структуре от широких народных масс и решает задачи, прежде всего по сохранению статус-кво данной общественной системы. Она, находится в руках, как правило, узкого слоя людей, которые не стремятся разрешать проблемы, носящие острый социальный характер и тем самым объективно способствуют нарастанию социально-негативных тенденций в наиболее важных сферах жизнедеятельности социума, что в конечном итоге приводит к краху и замене данной общественной системы на новую. Наступает смерть общества определенного социально-исторического типа, то есть необратимое разрушение объективных, сущностных, всеобъемлющих связей, без которых невозможно его существование, как сложнейшего социального образования, обладающего внутренней организацией, упорядоченностью множества элементов, имеющего структуру и являющего собой целостность определенного типа.

Анализируя проявления старости общества в нашей стране можно сказать следующее: Россия, которая создавалась в течении сотен лет на обширной территории с суровыми климатическими условиями и вобрала в себя сотни разнообразных народов, этносов и народностей, отличалась весьма своеобразной моделью организации общественной жизни общества. В которой, нашли свое отражение влияния культур Запада и Востока многочисленных национальных особенностей и черт, что позволило создать полиэтническое, могущественное государство монархического типа. В конце XIX, начале XX столетия Россия остро нуждалась в проведении широких глубинных социальных реформ, которые бы позволили обществу успешно развиваться по эволюционному варианту и добиться ощутимых результатов в области социального прогресса. Однако, сочетание внутренних, острых проблем, проявившихся в отсталости, затратности, невосприимчивости, нерасположенности традиционных институтов общества к обеспечению динамики наличного существования, с мощными неблагоприятными факторами внешнего характера привели к всеобъемлющему обострению кризиса во всех сферах социального бытия и к драматическому разрушению традиционного Российского общества.

Все эти выводы позволяют сформулировать главные содержательные результаты исследования социально-философского осмысления старости человека и общества.

Материалы, положения, выводы диссертации, выносимые на защиту были представлены на различных научных конференциях, среди которых: международная конференция «Современность, прошлое, будущее: три темпоральных модуса бытия человечества» г. Санкт-Петербург, июнь 2004 г., III международная конференция «Человек в современных философских концепциях» г. Волгоград, сентябрь 2004 г., конференция в МГУ «Антропологические конфигурации современной философии» г. Москва, декабрь 2004 г., конференция «Философия и жизнь» ноябрь 2004 г. г. СанктПетербург, в рамках Дней Петербургской философии 2004, Межвузовской международной конференции, «Реализация принципов преемственности в профессиональном образовании», г. Благовещенск, февраль 2005, YI Между народная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» апрель 2005 Н. Новгород ВГИПА.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , P.M. Место и роль «геронто» в этнокультуреТекст. /Р.М.Абакарова// Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конф., Санкт-Петербург. 2002. Изд-во СПб. филос. общ. 117с.-С. 45−46.
  2. Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости Текст. / Л. И. Анцыферова //Психол. журнал. 2001. № 3. С. 86−99.
  3. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Текст. /Аристотель- АН СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль, 1975.
  4. А.А. Сезоны жизни Текст. /А.А.Ахмедова //Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конф. Санкт-Петербург.: Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 89−92.
  5. Р. Мифологии: Текст. /Р.Барт. Пер. с франц. /Вступ ст. и ком-мент. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 314 с.
  6. С. Философские связи и влечения постмодернистской социологии Текст. /С.Бауман //Вопросы социологии. 1992. № 2. — С. 5−22.
  7. М.М. Дополнения и изменения к «Рабле» Текст. /М.Н.Бахтин //Вопросы философии. 1992. № 1.
  8. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Текст. /М.Н.Бахтин — М.: Худ. Лит., 1990. — 543 с.
  9. Н.А. О назначении человека Текст. /Н.А.Бердяев //Мир философии. 4.2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 624 с.
  10. Н.А. Самопознание: Сочинения.Текст. /Н.А.Бердяев М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 624 с.
  11. B.C. Три психологических режима в философии старости Текст. /В.С.Большаков //Философия старости: геронтософия. Сборник мат конф. — г. Санкт-Петербург. Из-во СПб. филос. общ., 2002. -117 с.-С. 99−101.
  12. В.В. Антропология возраста:Текст. /В.В.Бочаров Санкт-Петербург. Изд-во СПб ун-т, 2001. — 196 с.
  13. М. Я и ты: Текст. /М.Бубер. Пер. с нем. /Послесл. П. С. Гуревича. -М.: Высш. шк., 1993. 173 с.
  14. A.JI. О дескрализации старости Текст. /А.Л.Буряковский //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. — г. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 47−49.
  15. Бэкон Фрэнсис. Сочинения. В 2-х т.Текст. /Фрэнсис Бэкон. Общ. ред. и вступ. статья А.Л.Субботина- АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Мысль. — Т. 1, 1977. — 567 с.-Т.2, 1978.-575 с.
  16. Введение в философию: Текст. /Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., пер. и доп. М.: Республика, 2003. — 623 с.
  17. М. Избранное. Образ общества: Текст. /М.Вебер. Пер. с нем. -М.: Юрист, 1994. 702 с.
  18. М. Основные социологические понятия Текст. /М.Вебер //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 602−643.
  19. М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. /М.Вебер. //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 61−272.
  20. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира Текст. /М.Вебер //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.-С. 307−344.
  21. Вергилий Марон Публий. Буколики. Георгики. Энеида: Текст. /П.М.Вергилий. Пер. с лат. /Вступит, статья М. Гаспарова, коммент. Н Старостиной и Е.Рабинович. М.: Худож. лит., 1979. — 550 с.
  22. Вольтер. Философские сочинения: Текст. /Вольтер. Пер. с фр. С.Я.Илейнман-Топштейн /Отв. ред., сост. и авт. вступ. ст. В.Н.Кузнецов- АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1988. — 750 с.
  23. В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. Текст. /В.В.Воронцов. Изд. 8-е. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1979. — 607 с.
  24. Гадамер Ганс-Георг. Актуальность прекрасного: Текст. /Г.Г.Гадамер. Пер. с нем. /Послесл. В. С. Напаховой, коммент. В. С. Малахова и В. В. Бибихина. М.: Искусство, 1991. — 368 с.
  25. Гадамер Ганс-Георг. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Текст. /Г.Г.Гадамер. Пер. с нем. /Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 699 с.
  26. Н.А. Старость — это печаль, радость или возможность начать жизнь заново? Текст. /Н.А.Горлач. //Философия старости: геронто-софия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ, 2002. — 117 с. — С.93−96.
  27. М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал Текст. /М.Греллер. //Иностранная психология. 1966. № 7. С. 55−60.
  28. Н.Я. Россия и Европа. Текст. /Н.Я.Данилевский. М.: Книга, 1991.-573 с.
  29. Демокрит. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности Текст. /Демокрит. Под ред. и с коммент. Г. К. Баммеля. -М.:Соцэкгиз, 1935.-382 с.
  30. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Текст. /Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1986. — 468 с.
  31. К.В. Большая книга афоризмов. Текст. /К.В.Душенко. Изд. 7-е, исп. -М.: Изд-во Эксмо, 2003. 1056 с.
  32. Э. Самоубийство: Социологический этюд Текст. /Э.Дюркгейм. Пер. с фр. с сокр.: Под ред В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.-399 с.
  33. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Текст. /Э.Дюркгейм. М.: Канон, 1995. — 350 с.
  34. М.Э. Анализ историко-методологических идей старости Текст. /М.Э.Елютина. //Человек в социокультурном мире: Материалы Всерос. науч. конф. 13−15.11.97. 4.5. Саратов: Слово, 1998. — С. 70−73
  35. М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Текст. /М.Э.Елютина. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999.- 141 с.
  36. М.Э. Социогеронтологические теории Текст. /М.Э.Елютина //Российский журнал социальной работы. 1997. № 2/6. — С. 9−15.
  37. М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия Текст. /М.Э.Елютина //Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы межд. науч. конф. /Под ред. М. Э. Елютиной. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С. 3−15.
  38. М.Э., Чеканов Э. Г. Социальная геронтология. Текст. /М.Э.Елютина, Э.ГэЧеканов. Саратов, 2001. — 153 с.
  39. А.В. Старость и симулякр Текст. /А.В.Зайко //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. — Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. 117 с. — С. 63−64.
  40. Г. Как возможно общество? Текст. /Г.Зиммель //Социологический журнал. 1994. № 2. — С. 102−114.
  41. Г. Философия культуры Текст. /Г.Зиммель //Избранное Т.2. Созерцание жизни-М.: Юрист, 1996. С. 501−508.
  42. Ю.Г. В чем причины «кавказского» долголетия или о человеческих слагаемых продолжения жизни Текст. ЛО.Г.Зинченко //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 49−51.
  43. В.В. Философия: Текст. /В.В.Ильин — М.: Академический Проект, 1999.-386 с.
  44. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. Текст. /С.П.Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М., Изд. Наука. 1997. 798с.
  45. О.А. Кризис сциентизма: философия старости Текст. /О.А.Канышева //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. — Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. 117 с. — С. 77−78.
  46. Т.В. Коллизии старости в условиях глобализации Текст. /Т.В.Карсаевская //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф — Санкт-Петербург. Из-во СПб. филос. общ., 2002. 117 с. — С. 64−66.
  47. Т.В., Шаталов Л. Т. Философские аспекты геронтологии. Текст. /Т.В.Карсаевская, Л. Т. Шаталов. — М.- Изд-во Наука 1976−116с.
  48. С.В. Продуктивная сила чувств Текст. /С.В.Климова //Человек в социокультурном мире: Материалы Всерос. науч. конф., 13−15 ноября 1997 г. Ч. З. Саратов: Саратовский гос.технол. ун-т, 1997.-С. 24−25.
  49. Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе Текст. /И.С.Кон //Социс. 1978. № 3. С. 5−20.
  50. .А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Текст. /Ж.А.Кондорсе М., 1936. — 258 с.
  51. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция. Текст. /Конфуций. Под общ. ред. Р.В.Грищенкова- Предисл. П. С. Переломова. 2-е изд., испр. -СПб.: Кристалл, 2001. — 1119 с.
  52. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения: Текст. /Конфуций. Пер. с древнекит. /Сост.: вступ. ст. и коммент. М. А. Блюменкранца. — М.: Прогресс, 2001.-957 с.
  53. В.В. Как возможно обаяние старости Текст. /В.В.Костецкий //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Из-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 17−20.
  54. Е.К. Отречемся от старого мира? Текст. /Е.К.Краснухина //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Из-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 36−39.
  55. И.В. Эффект принуждения: спасение благодаря властвующему? Текст. /И.В.Кузин //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Из-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с.-С. 29−31.
  56. Культурология: Текст. /Под ред. А. Г. Драча Ростов-на-Д.: Изд-во «Феникс», 2001. — 608 с.
  57. JIao-Цзы, Дао-До Цзен, Ле-Цзы, Гуань-Цзы. Даос. Каноны: Текст. / Пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М.: Астрель: ACT, 2002. -540 с.
  58. Ф. Суждения и афоризмы Текст. /Ф.Ларошфуко. Сост. Н. А. Жирмунская. М.: Политиздат, 1990. — 384 с.
  59. С.И. Возраст, смерть и бессмертие в аспекте творчества Текст. /С.И.Лебедев //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Из-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. -С. 101−103.
  60. Леви-Стросс К. Структурная антропология.Текст. /К.Леви-Стросс -М.: Наука, 1995.-535 с.
  61. Л.П. Социально-историческая определенность старости. Текст. /Л.П.Липовая. Автореф. Дис. На соиск. уч. ст. к.филос.н-Ростов-на-Дону, 1985. 16 с.
  62. О.М. Музей в контексте геронтософии Текст. /О.М.Ломако //Философия старости: геронтософия. Сборник мат.конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 43−45.
  63. И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа.Текст. /Н.О.Лосский М.: Политиздат, 1991. — 368 с
  64. Ю. Биография живое лицо Текст. /Ю.Лотман //Новый мир. — 1991. № 1. — С. 228−236.
  65. Лукреций Кар. О природе вещей: Текст. /Кар. Лукреций. Пер. с лат. Ф.Петровского. М.: Худ. лит., 1983. — 383 с.
  66. С.Я. Демокрит (Тексты. Переводы. Исследования).Текст. /С.Я.Лурье Л.: Наука, 1970. — 664 с.
  67. . О человеческом знании Текст. /Ж.Маритен. //Вопросы философии. 1997. № 5. — С. 106−117.
  68. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество. Культура. Текст. / — М.: Политиздат, 1991. — 624 с.
  69. И.В., Селиванов В. В. Очарование старости: комментарии к Марку Туллию Цицерону Текст. /И.В.Мишина, В. В. Селиванов //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. — Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. 117 с. — С. 55−59.
  70. Мозг, разум и поведение Текст. /Ф.Блум- А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер: Пер. с англ. -М.- Мир, 1988−248с.
  71. Монтень Мишель. Опыты. Избран, главы: Тескт. /М.Монтень. Пер. с фр. //Мишель Эйкен де Монтень /Состав., вступит, ст. Т. Косикова- Прим. Н.Мавлевич. М.: Правда, 1991. — 654 с.
  72. Монтескье Шарль Луи. Избранные произведения Текст. /Ш.Л.Монтескье /Общ. ред. и вступ. ст. проф. М. П. Баскина. Прим. Р. С. Миндлиной. М.: Госполитиздат, 1955. — 800 с.
  73. А.В. Старение и продление жизни.Текст. /А.В.Нагорный -М.: Сов. наука, 1948. 213 с.
  74. Ф.В. Сочинения. В 2-х томах: Текст. /Ф.В.Ницше. Пер. с нем. /Редкол. Макаренков С. М, вступ. ст., состав, и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Рипол-Классик, 1997. — Т. 1. — 829 е., Т.2 — 862 с.
  75. Новейший философский словарь: Текст. / 2-е изд., пер. и доп. Мн.: Интерпрессервис- Книжный дом. 2001. — 1280 с.
  76. О человеческом и человеке Текст. /Сб. состав. Е. Ф. Филиппова. Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 382 с.
  77. Ортега-И-Гассет Хосе. Избранные труды: Текст. /Х.Ортега-И-Гассет. Пер. с исп. /Сост., пред. и общ. ред. А. Н. Руткевича. М.: ИНФРА, М.: Весь мир, 2000. — 700 с.
  78. Оуэн Роберт. Избранные сочинения: Текст. /Р.Оуэн. Пер. с англ. и коммент. С. А. Фейлиной /Вступ. статья В. П. Волгина. М., JL, 1950. — В 2 т. — Т.2. — Из книги о новом нравственном мире — революция в сознании и деятельности человеческого рода. — 352 с.
  79. Очерки социальной философии: Текст. / Под ред. К. С. Пигрова. — Санкт-Петербург. Изд-во СПб. ун-т, 1998. 292 с.
  80. Н.В., Сачук Н. Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей Текст. /Н.В.Панина, Н. Н. Сачук //Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1985. Т.85. Вып.9. С. 1358−1361.
  81. Г. И. время и возраст Текст. /Г.И.Пеев //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 96−97.
  82. Г. И. Время человека Текст. /Г.И.Петров //Человек в социокультурном мире: Материалы Всерос. науч. конф., 13−15 ноября 1997 г. Ч. З. Саратов: Саратовский гос. технол. ун-т, 1997. — С. 25−26.
  83. К.С. Старик в диалоге. Опыт социальноэтического исследования Текст. /К.С.Пигров // Диалог проблем междисциплинарных исследований. Межв. сборник. Под ред. Г. М. Бирюковой. — Санкт-Петербург. Изд-во СПб. ун-т, 2000. С. 22−25.
  84. К.С. Философия и старость: К конституированию геронтосо-фии Текст. /К.С.Пигров //Философия 20 века: школы и концепции: Мат. науч. конфе. 23−25 ноября 2000 г. СПб. — С. 288−290.
  85. К.С. Человек осциллирующий: к исследованию контрапункта социального развития Текст. /К.С.Пигров //Социальная аналитика ритма. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2001.-240 с.-С. 144−156.
  86. К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости Текст. /К.С.Пигров //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. -117с.— С. 3−6.
  87. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид: Текст. /Платон. Пер. с древне-греч. С. А Ананьина / Общ. ред. А. Ф. Лосева, прим. Л.А.Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1999.-528 с.
  88. Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий: Текст. /Платон. Пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева /Общ. ред. А. Ф. Лосева, прим. Л.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. — 655 с.
  89. Плутарх. Избранные жизнеописания. Т.1.: Текст. /Плутарх. Пер. с древнегреч. /Сост., вступ. ст. и прим. М.Томашевской. М.: Правда, 1990.-457 с.
  90. А.А. Старость как ресурс Текст. /А.А.Погребняк //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос.общ., 2002. — 117 с. — С. 21−23.
  91. А.А. Фигуры ритма и конфигурация современности Текст. /А.А.Погребняк //Социальная аналитика ритма. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2001. — 240 с. -С. 157−162.
  92. В.В. Регулирование деятельности человека в социально-культурной среде Текст. /В.В.Подолец //Человек в социокультурном мире: Мат. Всерос. науч. конф., 13−15 ноября 1997 г. Ч. З. Саратов: Саратовский гос. технол. ун-т, 1997. — С. 39−41.
  93. Практические советы великой Ванги Текст. /Авт.-сост. В. Ф. Белявская. Мн.: Лит-ра, 1997. — 271 с.
  94. В.В. Парадигмы закатного мышления Текст./В.В.Прозерский //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. — Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ, 2002. — 117 с. С. 39−40.
  95. М.М. История и мировоззрение. Текст. /М.М.Прохоров — Псков: Изд-во Псковского обл. инс-та повыш. квал. раб. обр, 1998. — 177 с.
  96. М.М. Философия для вузов в основных терминах: понятия и персоналии в кратких и развернутых определениях. Текст. /М.М.Прохоров Нижний Новгород: Изд-во ВГИПА, — 278 с.
  97. P.M. Философия старости Текст. /Р.М.Пугачева //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос.общ., 2002. — 117 с. — С. 83−86.
  98. Рассел Бертран. Почему я не христианин: Текст. /Б.Рассел. Избр. атеист, произведения: Пер. с англ. /Сост, авт пред. и примеч. А. А. Яковлев. М.: Политиздат, 1987. — 333 с.
  99. Рощак Кароль. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. Текст. /К.Рощак. Автореф. дис. На соиск. уч. степ, к.псих.н. -М., 1990. 20с.
  100. Руссо Жан Жак. Об общественном договоре: Трактаты: Текст. /Ж.Ж.Руссо. Пер. с фр. А. Хаютина, В. Алексеева-Попова. М.: Терра-Кн.-Клуб: Канон-Пресс-Ц, 2000. — 542 с.
  101. А.В. Ибн-Сина (Авиценна). Текст. /А.В.Сагадеев 2-е изд. -М.: Мысль, 1985. — 222 с.
  102. Сартр Жан Поль. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии Текст. /Ж.П.Сатр. /Пер. с фр. и пред. В. И. Колядко — М.: Республика, 2000.-638 с.
  103. Е.Г. Геронтократия и геронтофобия Текст. /Е.Г.Сахно //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 78−80.
  104. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Текст. /Э.Сепир, пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрик. М.: Изд. гр. «Прогресс», «Универс», 1993. — 656 с.
  105. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искус-стве.Текст. / М.: Прогресс-Традиция.сост. и ред. В. А. Копцик.2002.-496с.
  106. В.К. Размышляя о старости Текст. /В.К.Смолина //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. фило. общ, 2002. — 117 с. — С. 33−35.
  107. Е.Г. Сглаженная аритмия Текст. /Е.Г.Соколов //Социальная аналитика ритма. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург Изд-во СПб. филос. общ., 2001.-240 с.-С. 173−180.
  108. B.C. Сочинения. В 2 т. Текст. /В.С.Соловьев /Общ. ред и сост. А. В. Гулинин, А.Ф.Лосев- АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — 892 е.- Т.2 — 822 с.
  109. Т.А. Сказка в контексте геронтософии (опыт концептуальной когеренции Текст. /Т.А.Сопикова //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 86−89.
  110. П. Человек. Цивилизация. Общество Текст. /П.Сорокин /Общ. ред., сост. и пред. А. Ю. Согомонова. — М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  111. М.А. Образ русского старчества Текст. /М.А.Суханова //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 51−55.
  112. Г. С., Божко Н. М. Пожилой человек в современном мире: Текст. /Г.С.Сухобская, Н. М. Божко СПб.: ИОВ РАО, «Тускаро-ра», 1999.-146 с.
  113. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. Вселенская месса: Текст. /П. Тейяр де Шарден Пер. с фр. И. А. Садовского, М. П. Чавчавадзе. — М.: Айрис-Пресс, 2002. 350 с.
  114. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Текст. /П.Тейяр де Шарден. Пер. с фр. /Сост. и пред. В.Кузнецова. М.: ACT, 2002. — 553 с.
  115. А.Д. Постижение истории: Сборник: Текст. /А.Д.Тойнби. Пер. с англ. /Сост. Огурцов А.П.- Вступ. ст. Уколовой В.И.- Закл. ст. Рашковского Е. Б. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  116. JI.H. Понятие о жизни. Об истинной жизни. Поли. собр. соч. Т. 26. Текст. /Л.Н.Толстой М., Репринт восп. изд. 1928 г. — 1958 г.: Изд. центр Терра. — 913 е.
  117. С.А. Ускорение времени Текст. /С.А.Троицкий //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург Изд-во СПб. филос.общ., 2002. — 117 с. — С. 67−72.
  118. А.И. Избранные работы по философии.Текст. /А.И.Уайтхед -М.: Наука, 1990. 640 с.
  119. Уровень благосостояния и качества жизни: Рейтинг ООН Текст. //Российская газета. № 184 от 27.08.04. — С.5.
  120. Условия жизни и пожилой человек Текст./Под ред. Д. Ф. Чеботарева. -М.: Медицина, 1978.-312 с.
  121. Н.Ф. Философия общего дела. Т.1 Текст./Н.Ф.Федоров //Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  122. Е.В. Время в истории и история во времени. Текст. /Е.В.Федотов. Нижний Новгород. Изд. Ниж. гос. Ун-т им. Н. И. Лобачевского 2003 147с.
  123. Л. Сочинения. В 2 т.Текст. /Л.Фейербах — М.: Наука, 1995. -Т.1.-508 е., Т.2.-424 с.
  124. Г. Г. Две мудрости Текст. /Г.Г.Феоктистов //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург Изд-во СПб. филос. общ, 2002. — 117 с. — С. 14−17.
  125. Философия: Текст./Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 3-е изд., пер. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 828 с.
  126. Фома Аквинский. Доказательство бытия Бога в «Сумме против язычников» и в «Сумме теологии». Текст. /Аквинский Фома М., Изд. Наука. 2000.- 270с.
  127. Фрагменты ранних греческих философов.Текст. / АН СССР, Ин-т философии /Подгот. А. В. Лебедев. 4.1. М.: Наука, 1989. — 575 с.
  128. Фрагменты ранних греческих философов.Текст. / Ин-т философии акад. наук России /Пер. и ком. А. А. Столярова и Ю. А. Шигалина. М.: ГПК, 1998.-280 с.
  129. С.Л. Духовные основы общества Текст. /С.Л.Франк Сб. состав. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992. — 510 с.
  130. С.Л. Сочинения. Текст. /С.Л.Франк М.: Правда, 1990. — 607 с.
  131. Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Текст. /Д.Д.Фрезер. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Политиздат, 1983. — 703 с.
  132. Ю. Формальная и эмпирическая прагматика Текст. /Ю.Хабермас //Современная зарубежная социология (70−80-е годы). — М.: РАН, 1993. С. 152−164.
  133. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Текст. /М.Хайдеггер. Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  134. Хмырова-Пруель И.Б. О ценности жизни и старости: к проблеме ге-ронтософии Текст. /И.Б.Хмырова-Пруель //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 98−99.
  135. Цицерон Марк Туллий. Катон старший о старости. Текст. /М.Т.Цицерон Пер. А.Зиновьева. М.: 1966. — 433 с.
  136. Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях Текст. /М.Т.Цицерон Пер. и ком. В. О. Горенштейна. — М.: Эксмо-Пресс, 1999.-527 с.
  137. Чеботарева Е. Э Борьба с морщинами как социальная теодицея Текст. /Е.Э.Чеботарева //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. — Санкт-Петербург Изд-во СПб. филос. общ., 2002. 117 с. — С. 59−61.
  138. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир эпоха Просвещения. Текст. /Сборник под ред. И. Т. Фролова, сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1988. — Т.2. — 461 с.
  139. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: XIX в. Текст. /Сборник под ред. И. Т. Фролова, сост. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1995. -Т.1. — 526 с.
  140. H.JI. Старость и здоровье Текст. /Н.Л.Шарейко //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург. Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 110−113.
  141. А. Благоговение перед жизнью: Текст. /А.Швейцер Пер. с нем. / Сост. и поел. А.А.Гусейнова- Общ. ред. А. А. Гусейнова и М. Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992. — 576 с.
  142. А. Афоризмы житейской мудрости. Текст. /А.Шопенгауэр -М.: Сов. пис., 1990. 126 с.
  143. А. Мир как воля и представление: Афоризмы и максимы. Новые афоризмы: Текст. /А.Шопенгауэр. Пер. с нем. Ю. Айхенвальда и др. Минск: Лит, 1998. — 1405 с.
  144. Шор Ю. М. Ожидание старости как пограничная ситуация Текст. /Ю.М.Шор //Философия старости: геронтософия. Сборник мат. конф. Санкт-Петербург Изд-во СПб. филос. общ., 2002. — 117 с. — С. 31−33.
  145. О. Закат Европы. Текст. /О.Шпенглер Вступит, ст. А. П. Дубнова. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1993. — 584 с.
  146. К. Духовная ситуация времени Текст. /К.Ясперс Предисл. П. С. Гуревича. М.: ИНИОН, 1990. — 214 с.
  147. Barthes R. Le discours de l’historire //Social Seience Information. 1967. Vol. 4.-P. 65−76.
  148. Baudrillard J. Symbolic Exchange and Death. Transl. by Iain Hamilton Grant /Sage Publication, 1993. P. 174.
  149. Blanchard-Fields F. et al. moderating Effects of Age and Context jn the Relationship Between Gender, Sex Role Differences, and Coping //Sex Roles. 1991. V.25. 11−12.-P. 645−660.
  150. David С Ivey, Elizabeth Wieling, Steven M. Harris. Save the Young the Elderly Have Lived Their Lives: Ageism in Marriage and Family Therapy //Family Proctss. 2000. V.39. № 2.
  151. Elkind D. Ties that stress: The new family imbalance. Cambridge (Mass.) — L.: Harvard univ. press, 1995.
  152. Foucault M. The Birth of the Clinic. An Archeology of Medical Perception. New York: Vintage Books, 1994.
  153. Goffman E. Stigma. Notes on the Management of Spoiled Identity. London: Pengiun Books, 1994.
  154. Hayflick L. Theories of biological aging // Exp. Gerontol. 1985. № 20. P.145−149- Sacher G.A. Theory in gerontology. Part 1 //Ed. by Eisdorfer C.-New York: Springer Publishing ng Co. Inc., 1980.
  155. Huizinga J. Incertitudes. Essai de diagnostic du mal don’t souffre notre temps. Preface de G. Marcel. Paris, 1939.
  156. Koenig H.G. et al. Religions Coping and Depression Among Elderly, Hospitalized Medically 111 Men //J/ Psychiatry. 1992. V. 149.
  157. Tornstam L. Life Crises and Gerotranscendence //Journal of Aging and Identity. 1999. 4(3).-P. 155−166.
  158. Wright F. The Role of Family Care-givers for an Older Person Resident in Care Home. British Journal of Social Work. 2000. V. 30.
Заполнить форму текущей работой