Динамика ценностных ориентаций личности в ее изменяющемся социально-психологическом пространстве
Диссертация
Саратов, 2007) — Всероссийская научно-практическая конференция «Современное состояние теоретических и прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии» (Иваново, 2007) — VII Международный Азиатско-Тихоокеанский Конгресс психологов «Человек. Власть. Общество» (Токио, 2008) — Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения — 2008″ (СПб, 2008) — II Всероссийская… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Личность и личностное социально-психологическое пространство
- 1. 1. Личностное социально-психологическое пространство: проблемный анализ
- 1. 1. 1. Человек в пространственной системе
- 1. 1. 2. «Пространство» и «среда», соотношение понятий
- 1. 1. 3. Особенности и свойства разных пространственных систем
- 1. 1. 4. Представление о принципах построения и границах личностного социально-психологического пространства
- 1. 2. Теоретические подходы к изучению значимости в личностном социально-психологическом пространстве
- 1. 2. 1. Становление феномена «значимость» и понятие «референтность в зарубежной и отечественной науке
- 1. 2. 2. Значимость как системообразующий компонент личностного сог{иалъно-психологического пространства и интегральная категория
- 1. 3. Формирование социально-психологического пространства включенной в системы связей и отношений личностью
- 1. 3. 1. Формирование значимых и психологически близких связей на разных этапах онтогенеза
- 1. 3. 2. Психологическая близость как компонент личностного социально-психологического пространства
- 1. 3. 3. Значимые другие как основные элементы личностного социально-психологического пространства
- 1. 3. 4. Система связей и психологических отношений в формируемом личностью социально-психологическом пространстве
- 1. 1. Личностное социально-психологическое пространство: проблемный анализ
- 2. 1. Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций личности в формируемом личностном социально-психологическом пространстве
- 2. 1. 1. Ценности и г{енностные ориентации: проблема понимания
- 2. 1. 2. Психологические и социально-психологические подходы к разработке ценностной проблематики
- 2. 2. Анализ содержательно-типологических и структурно-динамических характеристик ценностных ориентаций в связи с изучением построения личностного социально-психологического пространства
- 2. 2. 1. Систематизация и содержательная типологизация ценностей и ценностных ориентации
- 2. 2. 2. Проблема структурирования ценностей и ценностных ориентаций
- 2. 2. 3. Функции, роли, структура и динамика ценностных ориентаций в связи с личностным сог^ально-психологическим пространством
- 2. 3. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте в системе воздействующих факторов: концептуальный подход и модель исследования
- 2. 3. 1. Самоопределяюгцаяся личность и ее г}енностные ориентации
- 2. 3. 2. Формирование личностного социально-психологического пространства самоопределяющейся личностью
- 2. 3. 3. Системная детерминация ценностных ориентаций личности
- 3. 1. Организация, общая схема и методы исследования
- 3. 1. 1. Организация пилотаэюного исследования
- 3. 1. 2. Организаг^ия квазиэкспериментального исследования
- 3. 1. 3. Изучение пространственных характеристик личностного социально-психологического пространства
- 3. 2. Изучение структуры и отдельных составляющих личностного социально-психологического пространства
- 3. 2. 1. Личностная значимость Других в юношеском возрасте
- 3. 2. 2. Особенности ценностных ориентаций респондентов, в связи с предпочтением ими разных категорий значимых других, включаемых в личностное согщально-психологическое пространство
- 3. 2. 3. Психологическая близость в личностном социально-психологическом пространстве
- 3. 2. 4. Структура личностного социально-психологического пространства
- 3. 3. Типы личности и формируемых личностных социально-психологических пространств
- 3. 3. 1. Представления личности о значимых и психологически близких других по их отношению к людям
- 3. 3. 2. Ценностные ориентации респондентов, отнесенных к разным эмпирическим типам личности
- 3. 3. 3. Взаимосвязь ценностных ориентации личности и представляемых ценностных ориентаций значимых и психологически близких других в личностных социально-психологических пространствах респондентов
- 3. 3. 4. Закономерности и стратегии формирования личностного социальнопсихологического пространства
- 3. 4. Структурно-динамические характеристики ценностных ориентаций в изменяющемся личностном социально-психологическом пространстве
- 3. 4. 1. Конгруэнтность ценностных структур личности и значимых других изменяющегося личностного социально-психологического пространства на разных этапах квазиэксперимента
- 3. 4. 2. Особенности изменений в личностных социально-психологических пространствах респондентов
- 3. 4. 3. Влияние изменяющегося личностного социально-психологического пространства наличность и ее ценностные ориентации
- 3. 4. 4. Виды личностных социально-психологических пространств и их динамика в связи с динамикой ценностных ориентаций личности.
Список литературы
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М.:МПСИ- Воронеж: Модэк, 1999. 216с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности. СПб: «Питер», 2000, С.279−297.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
- Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: «Проспект», 2007. С.444
- Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности/ТПсихол. журн., 1984. С. 63.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 344 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000 С. 173.
- Андреева Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2002. 286 с.
- Аникаева Т.В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников: Дисс.. к.пед.н. СПб., 2001.
- Анисимов С.Ф., Духовные ценности: Производство и потребление. М: Мысль, 1988.
- Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореф. докт. дис. Новосибирск, 1999,44 с.
- Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С.3−18.
- Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. —М., 1989. — С.426−433.
- Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С.78−85.
- Асеев В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С.14−19.
- Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996, 768с.
- Байтингер О.Е. Переживание будущего как проблемы в ранней юности // Наш проблемный подросток. Спб.: «Союз», 1999, с.42−49.
- Барабанщиков В.А., Завалишина Д. Н., Пономаренко В. А. На пути к интеграции психологической науки // Ломов Б. Ф. Системность в психологии. Москва-Воронеж, 1996,384с.
- Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. М.: «Владос», 2000, 256с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. -М.: Аспект Пресс, 2001. 301с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. Москва: Издательство «Правда», 1989.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под общ. ред. М. С. Мацковского, СП-б ~ M.: АСТ «Университетская книга», 1998. 398с.
- Бодалев А.А., Васина Н. В. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональные аспекты). СПб.:"Речь", 2005. 324с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212с.
- Бондаренко Г. И., Лось А. Н. К проблеме создания благоприятной социокультурной среды для воспроизводства человеческого капитала // Среднее профессиональное образование № 5, 2003. С.43−46.
- Борзенко И.М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. М.:Рос.гуманист.о-во, 2005,390с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., «Мысль», 1988, 304с.
- Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. 1999. —№ 5. С.38−44.
- Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» / Пер. Н. А. Шматко // Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр./ Под общ. ред. Н. А. Шматко. M.: «Socio-Logos», 1993.
- Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр./ Под общ. ред. Н. А. Шматко. М.: «Socio-Logos», 1993.
- Бурмистрова-Савенкова A.B. Личность и среда: регуляция границ бытийного пространства. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. 232с.
- Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук, СПб., 1993.
- Волкова H.A. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук, Л., 1983.
- Волошина Т.С. Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы (На примере профильных экологических и психологических классов): Дис. канд. психол. наук: Самара, 2002.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: «Дело», 1991. 312с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.43−52.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности. СПб: «Питер», 2000, С.256−269.
- Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб.: «Паритет», 1999. с.36−37
- Десфонтейнес Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1994. — 27 с.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. Теория социального пространства П.Бурдье. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии, 1985. № 5.
- Долгова В.И. Проблемы формирования готовности к инновационной деятельности // Социально-психологические проблемы ментальности: Материалы III Международной научной конференции. Смоленск: СГПУ, 1998. С. 167−171.
- Донцов А. И. О ценностных отношениях личности//Сов. педагогика, 1974. № 5, С. 70.
- Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. — 456 с.
- Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические1У1исследования. М.: Смысл, 1997а. — 424 с.
- Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. М. JL: Наука, 1966.
- Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентации личности в условиях раннего экономического образования: Дис. канд. психол. наук. М., 2002.
- Дробышева Т. В. Журавлев A.JI. Влияние экономического образовани на ценностные ориентации личности младшего школьника: программа квазиэксперимента//Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 5, М.: ИПРАН, 2002, с.136−150
- Дробышева Т.В., Соина И. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и личностных особенностей в раннем юношеском возрасте // Научный поиск. Вып.5 / под ред. A.B. Карпова. ЯрГУ. Ярославль: «Аверс-Пресс», 2004. С.355−363.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2005. 319 с.
- Дубов И. Г., Смирнов JI. М. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками // Вопросы психологии. 1991. № 3. С.30−36.
- Дьяконова H.A. Юртайкин В. В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопросы психологии. 2000, № 4, с.51−60.
- Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв.ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко.- М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 198−222.
- Журавлев А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С. 11−37.
- Журавлев А.Л. Отношение личности к деньгам как фактор ее ориентаций на культурные ценности: программа исследования//Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 5, М.: ИП РАН, 2002, с.42−63
- Журавлев A. JL, Купрейченко А. Б. Самоопределение личности и группы в изменяющихся экономических условиях // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2006. № 1(3). С.6−19.
- Журавлев АЛ., Соина И. А. Подход к изучению социально-психологического пространства как одной из форм бытия личности // Психология человека в современном мире. Т.5 М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 28−32.
- Журавлева H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «ИПРАН», 2006. 335 с.
- Журавлева H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений. Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 2002. 28с.
- Забродин Ю.М. Социальное пространство в исследованиях личности // Социально-психологические аспекты адаптации и защищенности личности: материалы международного научного семинара. — Воронеж: ВГУ, 2005. — С. 15—18.
- Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности.- М.: МГУ, 1994. 144 с
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: «Политиздат», 1986. 222с.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв.ред. Е. В. Шорохова. М., 1975, С.241−254
- Зубова JI.B. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Автореф. дис. к. психол. наук, М., 1997, 27с.
- Зуева С.О. Ценностные ориентации личности как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея: Автореф. дис. канд. психол. наук, Благовещенск, 2000, 19с.
- Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков : Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2002. 26 с.
- Каган В.Е. Система половых различий // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии / Под ред. Д. Н. Исаева, JL: ЛПМИ, 1986, с. 17−21.
- Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1 М. «Ренессанс», 1992. — С.125−131.
- Касаткина Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук, СПб., 2000, 15с.
- Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте. Автореф. дис. канд. пед. наук,. Барнаул, 2002, 18с.
- Кибизова Э.Э. Этносоциальные ценности у представителей разных поколений: Автореф. дис. канд. психол. наук, СПб., 1999,20с.
- Кирилова H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000, № 4. С.29−37
- Клецина И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии. 2003, № 1, с.61−78
- Клочко В.Е. Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. — Томск: ТомГУ, 2004. — С. 30—44.
- Клочко В.Е. Ментальное пространство личности как предметпрофессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и1У4метафорах: ментальность — коммуникация — толерантность. — Томск: ТомГУ, 2002. С. 30−44.
- Ковалев А.Г. Психология личности. Л.:"Просвещение", 1970, 391с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.'."Просвещение", 1989, 255с.
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. -М.: ПЭР СЭ, 2006. 272с.
- Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464с
- Копотев С, Л. Многообразие ценностей // Проблемы молодежи. Ижевск, 1989, с.141−150
- Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности. Вопросы философии, № 2, С.3−16, 2005.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Кроник A.A., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224с.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983, с.4−11.
- Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи Саратов: СВШМВДРФ, 1995. 139 с.
- Кузнецов В.И. Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях социальной трансформации общества: Автореф. док. соц. н., М., 2000, 44с.
- Куницына В. Н. Казаринова Н.В., Поголыпа В. М. Мелеличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
- Купрейченко А.Б. Межличностное доверие как фактор психологической дистанции // Психология созидания. Ежегодник РПО. Т.7. Вып. 1. Казань, 2000. С.90−91.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях, М.: Прогресс, 1980., 391 с.
- Лебон Г. Психология социализма. 1995, С. 117.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб: «Сенсор», 2000. 368с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Политиздат», 1977, 304с.
- Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.:Смысл, 1992. 16 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности/ЯЗестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. С. 37.
- Леонтьев Д.А. Развитие личностных ценностей в общественномчконтексте//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 1.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511с.
- Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности. СПб: «Питер», 2000, С.105−110.
- Ломов Б.Ф. Проблема личности в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с.289−331.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М: Восточный университет-Союз, 1996. С.14−15.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971, 120с.
- Мерлин B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М.: «Наука», 1981, с.87−105.
- Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. С. 39.
- Москаленко А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личности / Отв. ред. Чечулин A.A. Новосибирск: Наука, 1989.
- И2.Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Психология отношений.
- Москва Воронеж, 1995, С. 157−160. ПЗ. Нартова-Бочавер С. Н. Психологическое пространство личности. — М.:
- Прометей, 2005. 312с. И4. Нартова-Бочавер С. Н. Психология личности и межличностных отношений. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416с.
- Нарышкин, А В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» «символ» и «значение» — «смысл» // Вопросы психологии, № 1, 2005. С. 88 — 99.
- Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982.
- Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: «МОДЭК», 2000. 176 с.
- Обозов H.H. Психология межличностных отношений. К.: «Лыбидь», 1990. -192с.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М, 1986.
- Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993. 32 с.
- Пахальян В.Э. Образовательная среда и психологические аспекты предупреждения неблагополучия в развитии личности // Психология здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова СПб., 2000. С. 104 — 129
- Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии, 1991. № 1. С. 7−18.
- Петровский В. А. Теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений//Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
- Петрушин C.B. Любовь и другие человеческие отношения. СПб.: Речь, 2006. 144с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.:1У71. Высшая школа, 1984. 174с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1977, 210с.
- Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. A.A. Бодалева, Н. В. Васиной, СПб.: речь, 2005. 324 с.
- Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психология человека в современном мире. Т.5 Отв. ред.- А. Л. Журавлев М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С.297−299.
- Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990−1993 годов: Автореф. дис. канд. психол. наук,, 1994, 20с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: «Бахрах-М», 2000, 672 с.
- Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1910 -1914. Т.2.
- Психическое здоровье детей и подростков /Под ред. И. В. Дубровиной, Екатеринбург, «Деловая книга», 2000, 175с.
- Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников / Под ред. H.A. Менчинской. М., 1968
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И. В. Дубровиной, Екатеринбург, «Деловая книга», 2000, 128с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др., М: «Педагогика», 1983, 448с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной, М.: «Флинта», 1998. 184с.
- Психологичские тесты / Сост. Э. Р. Ахиеджанов М.:"Лист", 1996. 320 с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494с.
- Пушкарева Н.В. Социальная динамика жизненного пространства человека Дисс.. к. филос.н. Саратов, 2004.
- Радина A.JI. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения. Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 2001, 22с.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984, с. 34.
- Резник Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.
- Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: Философские основания и социальные приложения конструктивной психологии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С.227−228.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., «Педагогика, 1973,416с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб, 2003. С.282−427.
- Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев: «Наук думка», 1976, 152с.
- Рыбина Н.Я. Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук, Тамбов, 2002, 24с.
- Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи // Психология личности и образ жизни. М.: «Наука», 1987, с. 145−148
- Савченко Т.Н., Соколов Е. Я. Мотивация и удовлетворенность жизныо//Методы исследования психологических структур и их динамики, выпуск 2, М., ИП РАН, 2002, с.51- 63
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л: «Наука», 1979.264с.
- Сафин В.Ф. Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации: монография. Уфа: Изд-во БГГТУ, 2007 — 140 с.
- Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв.ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко.-М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 13−28.
- Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. —М., 1990, — 360 с.
- Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассиздат, 2002
- Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. с.354−360.
- Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. —Иркутск, 1996. — 25 с.
- Скрицкая Т.В. Ценностные ориентации женщин в период беременности: Автореф. канд. дис. Новосибирск, 2002, 24с.
- Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.)
- Словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000. С.1111−1112.
- Снайдер М. Когда вера создает реальность // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 140−149.
- Собчик JI.H. Метод диагностики межличностных отношений ДМО // Диагностика индивидуально-психологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2003. С. 47−91.
- Современная наука и ценности // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М., 1981. С. 19—20
- Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — Минск, 1998, 1064с.
- Соина И.А. Социально-психологическое пространство самоопределяющейся личности в юношеском возрасте // Психология образования: региональный опыт. М., 2005. С.356−357.
- Соина И.А. Влияние социально-психологических условий на становление ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. -М.: AHO УМО «Инсайт», 2005. С.375−376.
- Соина И. А. Особенности формирования личностного социально-психологического пространства // Ананьевские чтения 2007 / Под ред. Л. А. Цветковой. СПб.:СПбГУ, 2007. С. 410−412.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М: Прогресс, 1992. 543с.
- Социальная психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, Л. А. Карпенко, А. Л. Венгер. М: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
- Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова, В.А. Хащенко- Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е.В. Шорохова- РАН. Ин-т психологии. М., 1998. — 295 с.
- Сперанский A.B. Социальное пространство ученического класса: Дисс.. к. филос. н. Красноярск, 1998.
- Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях. Вопросы философии, № 7, С.86−97, 2004.
- Субботский Е.В. Строящееся сознание. М.: Смысл, 2007. 423 с.
- Сулейманова Л.А. Ценностные ориентации личности как регулятор межличностных отношений: Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 1982, 22с.
- Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии. М.: Ин-т молодежи, 1999. 183с.
- Сухоруков Д.В. Социальное пространство: социо-культурный и динамический аспекты: Дисс. к. соц. н. СПб., 2002.
- Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект- ИПРАН, 1999.448с.
- Тарасов Е.В. Ценностные ориентации как фактор формирования у старшеклассников интереса к спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук, Магнитогорск, 1998, 22с.
- Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев: «Прос Вита», 1996
- Толково-словообразовательный словарь /Под ред. Т. Ф. Ефремовой, М.: «Русский язык», 2000. С. 558.
- Точилина Т.В. Динамика социальных контактов при переходе от младшего ксреднему школьному возрасту Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 2006,2UI
- Тугаринов В. П. Марксистская философия и проблема ценности. Л., 1968.
- Устьянцев В.Б. Личность в пространстве России. Саратов, 2000. С. 7.
- Файнбург З.И. Ценностные ориентации в некоторых социальных группах социалистичского общества // Личность и ее ценностные ориентации/ информационный бюллетень ИКСИ АН, 1969-№ 25/40 Вып.2, с.59−99.
- Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. — 1992. —Т.13. — № 1. — С.107−117
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. Т. 2. — М.: МПСИ — Воронеж: МО ДЕК, 2005.
- Фельдштейн Д.И. Социально-психологическое пространство отношений и самоопределение субъекта в них// Мир психологии, 1996, № 3.
- Филимонова О.Ф. Жизненное пространство человека. Социальные проблемы понимания: Дисс.. к. филос.н. Саратов, 2003.
- Философская энциклопедия / под ред.Ф. В. Константинова. Т.4, 5., М: «Советская энциклопедия», 1970.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. 590с.
- Философский энциклопедический словарь/ под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия. 1983. 840 с
- Фомина Л.П. Динамика оценочных отношений личности: Автореф. дис. канд. психол. наук, ЛГУ, 1976, 21с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной, М: «Педагогика», 1987, 182с.
- Формирование личности старшеклассника /Под ред. И. В. Дубровиной, М: «Педагогика», 1989, 168с.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990, 366с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 223.
- Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию: Европейский подход. М.: Юнити-Дана, 2004. 622с.
- Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно202экономических условиях: Автореф. Дис. .докт. психол. наук. Бишкек, 1997.
- Шафранская К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., ЛГУ, 1982, С. 108−115.
- Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы/ТПсихологический журнал, 1982. Т. 3. № 3. С. 137.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Академический проект, 1999. 448с.
- Шкала психологической близости// Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М., 2001. — Т.2. С. 18
- Шматко H.A. Практические и конструируемые социальные группы: деятельностно-активистский подход. Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, 2001.
- Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. М., 1979. — С. 111−127.
- Э.Эриксон. Идентичность: юность и кризис., М. 1996.
- Юе Вэнь Бо. Культурные особенности иерархии ценностей в структуре личности: Автореф. дис. канд. психол. наук, Барнаул, 2002, 16с.
- Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток. СПб.: «Союз», 1999, С.50−59.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365с.
- Ainsworth М. D. S., & Bell S. М. Attachment, exploration, and separation: Illustrated by the behavior of one-year-olds in a strange situation. Child Development, 41,1970. pp. 49−67.
- Aron A. Self and close relationships. In M. R. Leary and J. P. Tangney (Eds.), Handbook of self and identity N. Y., London: The Guilford Press. 2003, pp. 442 461.
- Aron A., & Aron E. Love and the expansion of self: Understanding attraction and satisfaction. New York: Hemisphere. 1986.
- Aron A., Aron E. N., Tudor M., & Nelson G. Close relationships as including other in the self. Journal of Personality and Social Psychology, 60, 2, 1991, pp. 241 253.
- Bandura A., Walters R. H. Adolescent Aggression. N. Y., 1959.
- Bandura A., Walters R. H. Social Learning and Personality Development. N. Y., Psychology: Readings and Perspectives. Chicago, 1969.
- Bowlby J. Attachment and loss, Vol. 1: Attachment. New York: Basic Books. 1969.
- Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. New York: Basic Books, 1988.
- Cook T. D., Campbell D. T. The design and conduct of quasiexperiments and true experiments in field settings In: M. D. Dunnet Handbook of industrial and organizational researgh. Chicago, Rand McNally, 1976.
- Cox D.R., Planning of experiments, N.Y., Wiley, 1958.
- Hickman C. A., Kuhn M. Individuals and Economic Behavior. N. Y., 1956.
- H6ge H. Emotional effects in aestetic judments. In L. Ya. Dorfman, D. A. Leontiev
- V. M. Petrov & V. A. Sozinov (Eds). Art and emotions. Proceedings of the2U41. ternational symposium Perm, Russia. 1991, pp. 6-^40.
- Holmes J. G. Social relationships: The nature and function of relational schemas. European Journal of Social Psychology, 30,2000, pp.447−496.
- Homans G. C. Social Behavior: Its Elementary Forms. N. Y., 1961.
- Kelley H. H, Thibaut J. W. The Social Psychology of Groups. N. Y, 1959.
- Kuhn M. H. The Reference Group Reconsidered//The Sociological Quaterly. V. 5. 1964.
- Lipps T. Asthetische Einfuhlung. Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane, 22,1900, pp.415−450.
- Mead G. H. Mind, Self, Society Chicago, 1934.
- Merton R. K, KittA. S. Contributions to Theory of Reference Groups Behavior/ZMerton R. K. and Lazarsfeld R. F (eds.). Continuities in Social Research. Glencoe, 1950.
- Merton R. K. Social Theory and Social Structure. N. Y, 1957.
- Mikulincer, M., Florian, V., & Weller, A. Attachment styles, coping strategies, and post-traumatic psychological distress: The impact of the Gulf War in Israel. Journal of Personality and Social Psychology, 64, 1993, pp.817−826.
- Morton, J., & Johnson, M. CONSPEC and CONLERN: A Two-Process Theory of Infant Face Recognition. Psychological Review, 98, 1991. pp.164−181.
- Papousek M., Papousek H. Stimmliche Kommunikation im fruhen Sauglingsalter als Wegbereiter der Sprachentwicklung // Handbuch der Kleinkindforschung / Hrsg. H. Keller. Berlin: Springer Verlag, 1989. pp. 65−489.
- Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973. P. 3, 5.
- Schaffer H. Rudolph 'Coginitive Socialization' in Social Development, Blackwell Publishers Limited, 1996, pp. 234−401.
- Schaffer, H.R. Social Development. Oxford: Blackwell 12 Lifespan Development 2007−2008.
- Schutz W. C. FIRO: A Three-dimensional Theory of Interpersonal Behavior. N.Y., 1958.
- Sedikides C., Campbell W. K., Reeder G., & Elliot A. J. The self in relationships:
- Whether, how, and when close others put the self «in its place.» In W. Stroebe &
- M. Hewstone (Eds.), European Review of Social Psychology, 12, 2002. pp.23720t>
- Shantz C. Empathy in relation to social cognitive development. The Counseling Psychologist, 5, (2), 1975, pp. 18−21.
- Sherif M. The Concept of Reference Groups in Human Relations//Sherif M. and Wilson M. O. (eds.). Group Relations at the Crossroads. N. Y., 1953.
- Shibutani T. Reference Groups as Perspective//American Journal of Sociology. V.60. 1955.
- Smith E. R., Coats S., & Walling D. Overlapping mental representations of self, in-group, and partner: Further response time evidence for a connectionist model. Personality and Social Psychology Bulletin, 25(7), 1999, pp. 873−882.
- Symons C. S., & Johnson B. T. The self-referee effect in memory: A metaanalysis. Psychological Bulletin, 127, 1997. pp.3, 371−394.
- Thomas U., Znanetski F. The Polish Peasant in Europe and America. Vol. 1−5. 1918−1920.
- Tice D. ML, Butler J. L., Muraven M. B., & Stillwell A. M. When modesty prevails: Differential favorability of self-presentation to friends and strangers. Journal of Personality and Social Psychology, 69, 6,1995 pp.1120−1138.
- Zajonc R. B., Adelmann R. K., Murphy S. B., & Niedenthal R. N. Convergence in the physical appearances of spouses. Motivation and Emotion, 11, 1987. pp. 335 346.
- ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Просим Вас принять участие в исследовании и максимально искренно ответить на ряд вопросов. Свои ответы вносите в соответствующие колонки таблицы.
- Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе ФИО, возраст, пол, класс (группа), курс, профессия, дата заполнения.
- Каждый человек ориентируется в своей деятельности и поведении на людей, в чем-то для него значимых, например, как эталон поступков, суждений, ценностей, норм и правил поведения.
- Как Вы охарактеризуете Ваши отношения с каждым из выделенных Вами людей:
- A) скорее положительные Б) нейтральные
- B) скорее отрицательные Букву, обозначающую ответ, внесите в 3-ю колонку таблицы.
- В 4-й колонке отметьте, к какойкатегории из прилагаемого списка принадлежит каждый из упомянутых Вами людей1. родители: 1а) отец, 16) мать2. 2а) дедушка, 2 б) бабушка
- В пустой 5-й столбец слева поставьте напротив имени самого важного для Вас человека цифру 1, далее определите места (от 2 до 10), занимаемые в Вашей жизни остальными перечисленными Вами людьми. я Окружение значимость категория5 1 2 3 4