Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нарушение наглядно-образного и вербально-логического мышления при афазиях сосудистой этиологии

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным ВОЗ в настоящее время во всём мире отмечается рост количества людей, перенесших органическое поражение мозга различной этиологии (Цветкова, 2004). На сегодняшний день в мире около 9 миллионов человек страдают цереброваскуляторными болезнями, среди которых основное место занимают инсульты (Гусев, 2003). Одним из наиболее частых последствий инсульта являются нарушения речевой функции… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. Теоретическая часть. Литературный обзор
  • 1. Краткая характеристика мышления
  • 2. Краткая характеристика афазий сосудистой этиологии
  • 3. Нарушение мышления при локальных поражениях мозга
  • 1. Нарушение вербально-логического мышления
  • 2. Нарушение наглядно-образного мышления
  • II. Экспериментальная часть
  • 1. Методы исследования
  • 2. Результаты исследования и их обсуждение
  • Выводы
  • Литература
  • Приложения

Нарушение наглядно-образного и вербально-логического мышления при афазиях сосудистой этиологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема интеллектуальной деятельности человека, её структуры и функций, закономерностей её нарушения и возможностей восстановления, — вызывает в настоящее время большой интерес у исследователей в различных областях научного знания (Цветкова, 1995).

Под интеллектуальной деятельностью, интеллектом в современной психологии понимается в широком смысле — совокупность всех познавательных процессов индивида, а в более узком смысле — мышление (Цветкова, 1995).

Изучение нарушения познавательных функций и, в частности, мышления при локальных поражениях мозга имеет большое теоретическое значение, так как позволяет проникнуть в механизмы взаимосвязи мозга и психики, понять закономерности и принципы работы мозга. С практической точки зрения знание принципов и механизмов работы мозга даёт возможность разработать более эффективные методы восстановления нарушенной интеллектуальной деятельности.

По данным ВОЗ в настоящее время во всём мире отмечается рост количества людей, перенесших органическое поражение мозга различной этиологии (Цветкова, 2004). На сегодняшний день в мире около 9 миллионов человек страдают цереброваскуляторными болезнями, среди которых основное место занимают инсульты (Гусев, 2003). Одним из наиболее частых последствий инсульта являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий. Афазии наблюдаются примерно в четвертой части всех случаев нарушения мозгового кровообращения (Тонконогий, 1968). Отмечается, что афазии сосудистой этиологии отличаются от «чистых» форм афазии по механизму, клинической и психологической картинам (Цветкова, 2004). «Отличие связано прежде всего с более обширными очагами поражения коры головного мозга при кровоизлияниях в мозг, при тромбозах центральных сосудов головного мозга, при ишемии. Такие очаги повреждения, иногда соответствующие целым бассейнам васкуляризации, часто ведут к так называемым „комплексным“ формам афазии» (Цветкова, 2004, с. 100).

Являясь системным дефектом, афазия приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека и вызывает, помимо речи, нарушение других высших психических функций, в том числе и мышления.

Вопросы, касающиеся психологического аспекта изучения афазии, связи афазии с другими психическими процессами, афазии и мышления относятся к одному из блоков важнейших проблем афазиологии (Цветкова, 2002).

В связи с ростом процента больных с афазиями молодого трудоспособного возраста, которые нуждаются не только в возвращении их к жизни, но и в возвращении в нормальную социальную среду, к трудовой деятельности, важное значение приобретает нейропсихологическая реабилитация таких больных.

Установление особенностей, изучение нарушения мышления при разных формах афазии необходимо для применения в восстановительной работе адекватных методов по преодолению дефекта и решению задач нейропсихологической реабилитации этой группы больных.

Как показали специальные исследования и практическая работа по восстановлению ВПФ, «эффективными являются не эмпирически возникшие методы и не заимствованные из других видов психологической и медицинской практики, а оригинальные, научно обоснованные нейропсихологические методы, которые должны быть адекватны механизму дефекта» (Цветкова, 1995, с. 297).

Для восстановления интеллектуальной деятельности (мышления) Л. С. Цветковой специально разработаны научно обоснованные методы, адекватные структуре и механизму нарушения. Имея одну и ту же цель — восстановление мыслительного процесса, учитывая топику поражения и механизм нарушения, эти методы решают разные задачи. В этом и заключается причина их эффективности.

" Чтобы преодолеть дефекты мыслительного процесса, необходимы разные методы, направленные на восстановление в одних случаях операций с логико-грамматическими конструкциями, в других — ориентировочно-исследовательской деятельности, в третьих — операций по вычленению существенных признаков предмета, а в четвертых — общего невербального контекста и т. д. Во всех случаях цель одна, а задачи разные и методы восстановительного обучения также разные" (Цветкова, 1995, с. 297).

В зависимости от топики поражения мозга мышление будет нарушаться по-разному.

Всё вышеизложенное свидетельствует о важности изучения характера нарушений мышления при локальных поражениях мозга.

Данная работа посвящена исследованию особенностей нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления у больных с афазиями сосудистой этиологии, что позволит приблизиться к пониманию структуры и механизмов нарушения мышления при сосудистой афазии, и в последующем разработать адекватные методы восстановительного обучения.

Объект исследования: мышление у больных с афазиями сосудистой этиологии.

Предмет исследования: нарушение наглядно-образного и вербально-логического мышления при разных формах афазии сосудистой этиологии.

Гипотезы исследования:

1) При афазиях сосудистой этиологии будут нарушаться все виды мышления.

2) Ввиду того, что афазии сосудистой этиологии носят комплексный характер и возникают при поражении обширных зон мозга, мышление будет нарушаться комплексно, в зависимости от состава смешанного речевого дефекта. Будут наблюдаться нарушения мышления, характерные для нескольких «чистых» форм афазий.

3) При сосудистых афазиях преимущественное нарушение мышления будет связано с преобладающим компонентом в структуре смешанного речевого дефекта.

Цель исследования: нейропсихологическое исследование особенностей нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления у больных с разными формами сосудистых афазий.

Задачи исследования:

1. Установление формы афазии у больных с локальными поражениями головного мозга сосудистой этиологии.

2. Адаптация и модификация методов исследования наглядно-образного и вербально-логического мышления для больных с афазиями сосудистой этиологии.

3. Исследование сохранности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

4. Исследование понимания скрытого смысла, способности соотнесения одного смысла другому.

5. Исследование способности выделения существенных и отвлечения от несущественных признаков предметов и явлений.

6. Исследование понимания простых и сложных логических связей и отношений между понятиями, способности установления логических связей по аналогии.

7. Исследование сохранности образной сферы.

8. Исследование целенаправленности мыслительной деятельности и критичности к полученным результатам.

9. Исследование подвижности нервных процессов.

Методологической основой данной работы являются теоретические и методологические принципы, описанные в работах Л. С. Цветковой (Цветкова, 2000, 2001, 2002, 2004).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — Л., 1964.
  2. Э.С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазией. — София, 1970.
  3. А.Н. Нейрореабилитация. — М., 2002.
  4. Г. А. Психологические особенности интегративного мышления // Современные проблемы психологии мышления. — Бийск, 1994, с.13−20.
  5. В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология. — М. — Воронеж, 2002.
  6. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Самара, 1999.
  7. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. — Воронеж, 2003.
  8. Л.Л. Психология мышления. М., 2005.
  9. Е.И. и др. Эпидемиология инсульта в России // ж-л неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, — 2003, вып. 8, с. 4−9, приложение к ж-лу: «Инсульт».
  10. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003.
  11. .В. Психология личности: норма и патология. — М. — Воронеж, 2003.
  12. В.П. Образ и деятельность. — М. — Воронеж, 1997.
  13. В.В. Понимание в познании и общении. — Самара, 1998.
  14. В.В. Психология понимания и нарративная психология // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ. Вып.1. Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева.- М., 2002, с. 37−44.
  15. И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии, 2004, № 5, с. 47−55.
  16. О.Д. Об объекте и предмете мыслительного процесса // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ. Вып.1. Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева.- М., 2002, с. 119−133.
  17. А. А. Деятельный ум. — М., 2001.
  18. А.Н. Мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1081, с. 60−70.
  19. А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 2003, № 2, с. 4−18.
  20. Д.А. Психология смысла. — М., 2003.
  21. А.Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
  22. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000.
  23. А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. — М., 2002.
  24. А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 2003.
  25. А.Р. Лекции по общей психологии. — М., 2004.
  26. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. — М., 1966.
  27. А.М. Мышление, обучение, творчество. — М. — Воронеж, 2003.
  28. Нейропсихологическая диагностика. В 2-х частях. Под ред. Е. Д. Хомской. — М., 2004.
  29. В.В. Психология мышления. — М., 1987.
  30. С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1081, с. 71−77.
  31. С.Л. Основы общей психологии. — С.-Пб., 2000.
  32. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 2004.
  33. В. В. Вклад А.В. Брушлинского в понимание психологической природы мышления // Психологический ж-л, 2003, т. 24, № 2, с. 107−113.
  34. Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. — С.-Пб., 2005.
  35. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002.
  36. Современная психология. Под ред. В. Н. Дружинина. — М., 1999.
  37. Л.Г. Афазия при мозговом инсульте. — М., 1973.
  38. О.К. Психология мышления. — М., 2002.
  39. И.М. Инсульт и афазия. — Л., 1968.
  40. М.А. Психология интеллекта. — С.-Пб., 2002.
  41. Е.Д. Нейропсихология. — С.-Пб., 2003.
  42. Л.С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. — М. 1981.
  43. Л.С. Мозг и интеллект. — М., 1995.
  44. Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. — М., 2000.
  45. Л.С. Афазия и восстановительное обучение. — М. — Воронеж, 2001.
  46. Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. — М., 2002.
  47. Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 2004.
Заполнить форму текущей работой