Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Креативный аттрактор как структурный компонент текста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тенденции распределения параметров наблюдения в интервалах русского текста были подтверждены на материале корпуса текстов на английском языке. В результате комплексного изучения выборки текстов относительно 47 параметров наблюдения установлено, что 40 процентов из них отличаются максимальной концентрацией маркеров в одних и тех же интервалах русских и английских текстов. Отметим, что 74 процента… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
    • 1. 1. Предпосылки формирования лингвосинергетического подхода к изучению структуры текста
    • 1. 2. Изучение структуры текста в рамках лингвосинергетической парадигмы
    • 1. 3. Точечные, циклические и креативные аттракторы как компоненты позиционной структуры текста
    • 1. 4. Лингвистическое наполнение структуры текста в его динамическом развертывании
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ДИНАМИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО НАПОЛНЕНИЯ В ТЕКСТАХ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ
    • 2. 1. Расположение параметров наблюдения в текстах динамических моделей, выявленных по характеру взаимодействия ТА
    • 2. 2. Языковое наполнение текстов динамических моделей, выявленных по критерию занятости интервала аттрактором
    • 2. 3. Соотношение маркеров просодической информации в структуре русского текста
    • 2. 4. Изучение языкового наполнения структуры английского текста
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КРЕАТИВНОГО АТТРАКТОРА ТЕКСТА. 104 3.1. Условия проведения эксперимента и первичная обработка результатов
    • 3. 2. Интерпретация полученных экспериментальных данных
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОГО АТТРАКТОРА КАК ТЕМАТИЧЕСКОЙ СВЕРТКИ ТЕКСТА
    • 4. 1. Организация эксперимента и статистическая обработка полученных данных
    • 4. 2. Экспериментальное изучение зон аттрактора, актуализируемых при формулировке темы текста
    • 4. 3. Измерение размера смещения реакций информантов при восприятии целого текста и креативного аттрактора, принятого за целое
  • Выводы по четвертой главе

Креативный аттрактор как структурный компонент текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Текст как любая система может быть изучен с трех основных точек зрения: целостно, как иерархическая структура и как последовательность. Отдельные единицы текста (словосочетание, предложение, абзац, сложное синтаксическое целое) подвергались структурному и функциональному изучению. Текст как целостный объект и роль его компонентов в становлении и функционировании структуры текста изучены, на наш взгляд, недостаточно.

Форма текста как пространственно-временное бытие любого природного явления «должна быть признана в качестве самостоятельного объекта анализа, несмотря на то, что она не дана в прямом восприятии» [Москальчук-1999: 3]. Материальная сторона текста вписана в его структуру и несет информацию как о способе его развертки, так и о деятельности реципиента при декодировании текста как целостности. Установлено, что «формообразование текста как смыслового целого осуществляется по физическим законам» [Москальчук-2003: 7].

Однако для целостного описания текста как физического объекта недостаточно использования методов современной лингвистики. Важно сочетание традиционных подходов к исследованию текста и общенаучного языка описания. Именно синергетика как теория взаимодействия позволяет осуществить объединение естественнонаучного и социогуманитарного знания [В.И. АрнольдКнязева-2002; МалинецкийПригожин-1986; Пригожин-2003; Хакен-1999 и др.]. Синергетика позволяет взглянуть на любой сложный объект как на нелинейную самоорганизующуюся систему.

Принципы лингвосинергетики и метод позиционного анализа способны дать объяснение процессам, протекающим в структуре текста [Белоусов-2005; Блазнова-2002; Корбут-1994; Корбут-2004; Москальчук-2003; Пищальникова-1999; Пищальникова-2000; Солодянкина и др.].

Линейное развертывание языковой материи осуществляется относительно серии сильных и слабых позиций, взаимодействие которых получило название позиционной структуры текста или метроритмической матрицы, формирование которой определяется гармоническим центром всего текста (Г.Г. Москальчук). Установлено, что форма текста представляет собой динамическую систему, которая порождает случайные сигналы. Это приводит систему к поиску устойчивого состояния — к структурированию системы и структурогенезу (И. Приго-жин). Процессы самоорганизации и взаимодействие элементов формы текста стимулируют разнородные языковые единицы к образованию однородных структур, назначение которых — репрезентация релевантной для реципиента информации [Пищальникова-1999; Пищальникова-2000].

Подобные структуры обеспечивают выдвижение благоприятных для восприятия интервалов текста и могут быть объяснены через термин «аттрактор». Данный термин употребляется в нелинейной физике, синергетике, математике для описания поведения сложных самоорганизующихся систем. Под аттрактором понимают «устойчивое состояние (структура) системы, которое как бы „притягивает“ (attrahere — лат., притягивать) к себе все множество „траекторий“ системы, определяемых различными начальными условиями» [Князева-2002: 364]. Именно аттракторы определяют динамику системы, проявляют и направляют процессы ее эволюции, а все элементы системы стремятся к аттрактору и тому типу взаимодействия, который в этом аттракторе задан [Блаз-нова-2002; Блазнова-2002а].

Применительно к тексту как продукту, прежде всего, творческой деятельности мы можем говорить о креативном аттракторе (КА). Креативный аттрактор представляет собой фрагмент текста и характеризуется нестабильностью его локализации и объема, что обусловливается внутритекстовой дискретностью. Предположительно, область креативного аттрактора выполняет в тексте функцию сильной позиции и концентрирует максимум творческих усилий автора, благодаря чему обеспечивается выдвижение его доминантных смыслов.

Многие лингвисты [ЗалевскаяПиотровский-2006] указывают на тенденцию использования достаточно популярного сегодня синергетического понятийного аппарата при объяснении процессов, протекающих внутри текста как целостности. Однако вопрос о том, какие языковые структуры стоят за тем или иным синергетическим понятием, выделяемым в структуре текста, остается открытым. Итак, актуальность данного исследования определяется недостаточной лингвистической экспликацией понятия «креативный аттрактор» структуры текста, и отсутствием в современной теории текста точно (математически) локализуемой сильной позиции текста независимо от его жанрово-стилистической принадлежности.

В данной работе осуществляется попытка выявить наличие или отсутствие языковых параметров, маркирующих развертывание структуры текста от начала к концу через зону креативного аттрактора и характерных только для этой области текста, что явилось бы доказательством его существования в структуре текста.

Креативный аттрактор изучается в рамках позиционного аспекта общей теории текста. В качестве объекта исследования рассматривается текст, который понимается как фиксированное в графической форме, отдельное, завершенное целое. Предметом изучения является креативный аттрактор как компонент структуры текста.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о существовании в структуре русского и английского текста креативного аттрактора как лингвистической и психолингвистической реальности.

Цель работы состоит в выявлении качественно-количественных изменений языковых параметров по мере развертывания структуры текста через область его креативного аттрактора и в установлении его основных свойств.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Осуществить единообразную обработку материала при помощи метода позиционного анализа, определить локализацию креативного аттрактора в каждом из текстов и сопоставить языковые характеристики зоны креативного аттрактора и остальной области текста.

2. Сравнить лингвистическое наполнение текстов, форма которых описана различными динамическими моделями, и определить языковые единицы, инвариантно принадлежащие области креативного аттрактора в структуре русского и английского текстов.

3. Верифицировать предположение о прогностичности креативного аттрактора при помощи констатирующего психолингвистического эксперимента.

4. Установить наличие или отсутствие способности аттрактора репрезентировать основную тему текста.

Специфика поставленных задач определила использование следующих методов и приемов работы: комплексное лингвистическое исследование на основе традиционных лингвистических и междисциплинарных методов (моделирование формы текста, описание динамических моделей структуры текста, контрастивное сопоставление языкового наполнения позиционных интервалов текста, интерпретация содержательной структуры текста) — констатирующий психолингвистический эксперимент, направленный на определение релевантных слов и темы текста. Также в работе используется качественно-количественный анализ материала, осуществляемый при помощи вероятностно-статистических методов и метода позиционного анализа Г. Г. Москальчук.

Весь корпус текстов был обработан при помощи компьютерной программы Lingvo 7, созданной С. В. Панариным по алгоритмам Г. Г. Москальчук. Данная программа автоматически вычисляет размер текста в словоформах и предложениях, размечает позиции текста, отмечает шесть позиционных интервалов различным цветом и определяет формулу текста. Использование позиционного анализа структуры текста и, как результат, исключение человеческого фактора, позволяет избежать субъективизма при локализации креативного аттрактора.

При интерпретации результатов наблюдения и экспериментальных данных мы опираемся на философские концепции И. Пригожина, И. Стенгерс (идея возникновения порядка из хаоса), Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова (действие режимов с обострениями). В работе используются теоретические идеи, развитые В. А. Пищальниковой, Г. Г. Москальчук и их учениками в работах, выполненных в рамках позиционного аспекта общей теории текста.

Материал исследования представлен выборкой в количестве 1 ООО русских текстов различной жанрово-стилистической природы, включающей русские переводы сонетов У. Шекспира, стихотворения Г. Остера, JI. Енгибарян, В. Ходасевича, тексты сказок, басен, словарных статей, газетных заметок, а также тексты-примитивы: рекламные объявления, гороскопы, анекдоты, кулинарные рецепты и рецепты народной медицины.

Тенденции распределения параметров наблюдения были верифицированы на материале 360 аутентичных текстов на английском языке, принадлежащих различным стилистическим группам. Корпус включает стихотворения У. Шекспира, У. Одена, тексты газетных статей, загадок, лимерики, тексты писем, тексты рекламных объявлений, анекдоты, тексты диалогов, опубликованных в учебниках британских издательств Macmillan и Longman.

Выбор материала исследования случаен и обусловлен скорее небольшим объемом текстов (средний объем текста составил 64 словоформы), нежели предпочтениями произведений того или иного автора.

Результаты наблюдения были подтверждены при помощи трех констатирующих экспериментов, в проведении которых принимала участие группа, состоящая из 139 информантов (студенты филологических и других специальностей (13 курс), филологи с высшим образованием).

В работе использованы также тексты-реакции, полученные в результате проведения трех экспериментов, на определение: а) ключевых слов в целом тексте (6 текстов, 54 информанта) — б) темы текста по его аттрактору (8 текстов, 54 информанта) — в) ключевых слов в зоне аттрактора, принятом за целое (8 текстов, 31 информант). Всего получены 1 004 текста-реакции. Общий объем исследованного материала 2 364 текста.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе экспериментально и статистически подтверждается предположение о существовании креативного аттрактора как структурного компонента текста. Получены новые данные, касающиеся распределения фактов языка структуре текста при его условном разделении на интервал креативного аттрактора, отрезок предшествующий ему, и следующий за ним. Установлено, что область креативного аттрактора русского текста характеризуется локализацией грамматических структур и фактов языка, отражающих статичность, континуальность данной части текста, а также сообщающих дополнительные и оценочные данные об объекте повествования. Существование языковых структур, характерных только для креативного аттрактора текста, позволяет определять этот отрезок текста как его структурный компонент.

Универсальность результатов, касающихся языкового наполнения креативного аттрактора структуры русского текста, верифицирована на материале 360 английских текстов. Креативный аттрактор структуры английского текста также характеризуется общим номинативным фоном. Определено, что данная область текста содержит в среднем 87 процентов всех экспрессивных слов, зарегистрированных в целом тексте. В работе выявлено, что развертывание структуры как английского, так и русского текстов, переход к зоне креативного аттрактора и выход из нее маркируется сменой внутритекстового ритма. Это выражается в варьировании концентрации конечных и неконечных знаков препинания в различных отрезках структуры текста. Установлено, что область креативного аттрактора имеет тенденцию к большей континуальности структуры, тогда как интервал текста, следующий за аттрактором, отличается преобладанием дискретных структур.

Получены новые экспериментальные данные, подтверждающие существование креативного аттрактора как психолингвистической реальности структуры русского текста, а информация, расположенная в зоне аттрактора, характеризуется реципиентами как релевантная.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что доказательство существования креативного аттрактора в структуре русского и английского текстов является вкладом в разработку позиционного аспекта общей теории текста. Полученные результаты позволяют говорить об иерархической организации языковых элементов, формирующих информационное поле текста. Экспериментальные данные, показывающие, что информация, расположенная в КА, является для реципиентов релевантной, представляют собой значимый результат для развития теории сильных позиций. На новой основе, учитывающей психофизические качества текста и его восприятие информантами, креативный аттрактор структуры текста следует внести в список основных сильных позиций, разрабатываемых традиционными лингвистическими направлениями. Установление прогностичности креативного аттрактора важно для развития лингвопрогностики и теоретических обоснований применения системных методов в лингвистике, психолингвистике и теории информационных процессов.

Экспериментальное подтверждение значимости области креативного аттрактора для человека при восприятии текста позволяет говорить о высокой степени объективности метода позиционного анализа и неосознаваемой ориентации сознания на естественные (физические) закономерности организации текста. Подобие частей текста целому делает актуальными дальнейшие исследования в области изучения фрактальной природы языка и текста как продукта речемыслительной деятельности.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования для анализа структуры текста, а также неосознаваемых процессов организации, протекающих в нем.

Полученные экспериментальные данные могут быть применены при создании компьютерных программ для информационного поиска или автоматического реферирования русских и английских текстов. Результаты, касающиеся особенностей восприятия расположенной в аттракторе информации, могут найти практическое применение в рекламном бизнесе, в сфере политических технологий, а также при направленном редактировании текстов.

Анализ текста с опорой на область креативного аттрактора может успешно использоваться при филологическом анализе текста, а также в переводческой практике (ситуативная модель перевода русского текста), для получения краткой аннотации целого русского текста и ее автоматического перевода на иностранный язык.

Материалы исследования могут применяться в учебном процессе, при подготовке основных и специальных курсов по общей и прикладной лингвистике, психолингвистике, естествознанию, философии, в работе спецсеминаров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Креативный аттрактор является лингвистической и психолингвистической реальностью русского текста. Развертывание структуры текста в пространстве-времени характеризуется качественно-количественным изменением языкового наполнения в области креативного аттрактора.

2. Распределение языковых маркеров в структуре текста объясняется действием режимов усложнения и расплывания структур. Под влиянием режима усложнения концентрация наблюдаемых фактов языка возрастает в области аттрактора, увеличивается континуальность данного отрезка текста. Под воздействием режима расплывания образовавшиеся структуры резко изменяются и становятся дискретными.

3. Варьирование концентрации языковых параметров в сторону увеличения или уменьшения в области креативного аттрактора универсально для языков, характеризующихся существованием предложения как меры внутритекстовой дискретности.

4. Информация, расположенная в области креативного аттрактора, как показывают результаты экспериментального исследования, определяется читателем как значимая и может быть использована для формулировки общей темы текста.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на следующих Международных конференциях: «Обществоязык — культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке» (Москва, 18 октября 2006 г.) — «Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты» (Бийск, 30 ноября — 1 декабря 2006 г.) — «Системное и аси-стемное в языке и речи» (Иркутск, 10−13 сентября 2007 г.). Данные, полученные в ходе исследования, легли в основу сообщений, прозвучавших на Всероссийских конференциях: «Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона» (Оренбург, 7−9 февраля 2007 г.) — «VII Житниковские чтения: Информационные системы: гуманитарная парадигма» (Челябинск, 20 — 22 февраля 2007 г) — «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 19−20 мая 2007 года). Всего по теме исследования опубликовано 7 статей, общий объем которых составил 1,7 п. л.

Диссертационное исследование обсуждалось на заседании Академической лаборатории межкультурных коммуникаций Челябинского государственного университета (май 2007 г.) и на заседании кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного университета (сентябрь 2007 г.). Автор выступал с докладами на аспирантских семинарах в рамках Лаборатории междисциплинарных филологических исследований ГОУ ОГУ (2005 — 2007 гг.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из списка принятых сокращений и условных обозначений, введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, списка исследованных текстов и 6 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, материал, указываются методы исследования, характеризуется новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматриваются предпосылки формирования и основные аспекты междисциплинарного подхода к изучению структуры текста, а также предлагаются результаты комплексного исследования распределения фактов языка в структуре текста.

Во второй главе приводятся данные, полученные в ходе анализа динамики распределения параметров наблюдения в текстах различных динамических моделей.

В третьей главе представлены результаты констатирующего психолингвистического эксперимента по выявлению прогностических качеств креативного аттрактора.

Четвертая глава содержит данные экспериментального исследования аттрактора как тематической свертки текста.

Общий объем работы составляет 201 страницу печатного текста, с приложениями — 208 страниц. В тексте диссертации содержится 52 рисунка, 10 таблиц и 6 приложений.

Выводы по четвертой главе.

В данной главе изложены результаты эксперимента, в ходе которого выявлена способность креативного аттрактора репрезентировать тему текста. Проведено изучение креативного аттрактора, принятого за целый текст, с целью выявления ключевых слов, используемых информантами при формулировке темы целого текста.

Опираясь на полученные данные, можно утверждать, что область КА обладает свойством репрезентировать основную тему целого текста, так как участники эксперимента успешно определили, о чем говорилось в целых текстах при предъявлении только их креативных аттракторов. Корреляция между теоретическим прогнозом и фактическими формулировками составила 74 процента. При определении темы текста читатель интуитивно также ориентируется на внутренний сценарий развертывания аттрактора и опирается в целом на те ключевые слова, которые попадают в область притяжения аттрактора КА целого текста.

В 75 процентах случаев модель формы креативного аттрактора симметрична форме целого текста, что позволяет говорить о фрактальности структуры текста как результата процессов самоорганизации. Данный факт в совокупности с выявлением свойства аттрактора репрезентировать тему текста доказывает то, что в аттракторе осуществляется актуализация общей проблемы. Это предопределяет отбор лингвистического наполнения и дальнейшее семантическое и структурное развертывание аттрактора и целого текста.

Установлено, что существует некоторая область отклонения от прогнозируемого аттрактора, в пределах которой распределялись реакции информантов на словоформы. Область отклонения реакций от теоретического аттрактора не превышает границы ± 8 словоформ для целого текста и ± 5 словоформ для аттрактора, принятого за целое. Эта область ограничивается срезами «зачин» и «вторая слабая позиция» текста.

В аттракторе, принятом за целое, диапазон отклонения от теоретического аттрактора уменьшается, что обусловлено большей плотностью семантически важных слов и отсутствием нерелевантных с точки зрения смысла элементов. В аттракторе выделение релевантной информации происходит более определенным и точным образом, нежели в целом тексте. Это объясняется тем, что аттрактор представляет собой смысловую «выжимку», отбросившую малоинформативные лексические единицы, что облегчает задачу определения доминантной информации.

Если локализация креативного аттрактора и области гармонического центра совпадают, то восприятие максимально интенсивно и продуктивно и смещения восприятия не происходит. Если же креативный аттрактор смещен в другие интервалы, то восприятие смещается в область гармонического центра, и дублирует реагирование на КА.

Данный эксперимент показал фрактальную природу текста как целого, состоящего из набора подсистем. Креативный аттрактор как структурный компонент подобен целому тексту по форме и характеру процессов, протекающих в нем.

Креативный аттрактор может рассматриваться как структурный компонент текста, к которому как к кульминации стремятся все остальные элементы текста и к тому типу взаимодействия, который в нем задан. Семантически аттрактор являет собой свертку, получающую свое динамическое развитие в целом тексте. Эта область формируется на основе большой концентрации ключевых слов внутри нее и репрезентирует тему целого текста. Данный факт означает возможность применения области креативного аттрактора при формулировке темы целого текста и его использования в качестве семантической свертки текста при филологическом анализе, в первую очередь, художественного текста.

Доказательство существования креативного аттрактора и выявление внутри него элементов, подобных ему по форме и, вероятно, свойствам, дает возможность переосмыслить предположение о структурной организации самого креативного аттрактора. Это позволяет говорить об еще одном аргументе в пользу идеи о фрактальной природе языка и текста как продукта языковой деятельности человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная теория текста переходит на качественно новый уровень развития, связанный с освоением естественнонаучного понятийного аппарата и методов системного подхода к исследованию внутреннего бытия текста и языка в целом. Результатом подобного синергизма неизбежно становится пересмотр существующих филологических концепций и теорий.

Бесспорно, текст как целостная единица человеческой коммуникации является объектом исследования общей теории текста. Однако, углубляясь в изучение текста при помощи традиционных методов анализа текста, лингвисты уделяют недостаточно внимания информативным качествам формы текста.

Системный подход к изучению материальных качеств текста дает возможность представить его форму как целостную структуру, состоящую из набора подсистем, определяющих динамическое становление целого и направляющих восприятие читателя. Взаимодействие языковых структур внутри текста отличается спонтанностью. Однако изучение структуры текста в кругу других текстов позволяет выявить наиболее предпочитаемые и коммуникативно успешные сценарии развертывания целого. Данные процессы носят статистический характер и могут изучаться только при помощи вероятностно-статистических методов.

Смысловая и структурная разнородность текста в результате взаимодействия характеризуется тенденцией к поиску устойчивого состояния, в результате чего сложность структур изменяется, плотность внутритекстовых циклов увеличивается, и структура текста выталкивает на поверхность компонент — креативный аттрактор.

В работах лингвистов, изучавших креативный аттрактор текста, были высказаны лишь идеи о возможном существовании данной структуры текста и предположительная характеристика его качеств. В данной работе предпринята попытка определить набор языковых структур, стоящих за синергетиче-скими категориями, которые теоретически функционируют внутри текста. В диссертационном исследовании доказано, что креативный аттрактор действительно существует как лингвистическая и психолингвистическая реальность структуры русского текста.

В ходе изучения случайной выборки текстов было выявлено 110 сценариев развертывания структуры текста в пространстве и времени. Наиболее частотным вариантом формы текста является структура, креативный аттрактор которой локализуется в области текста, ограниченной точечными аттракторами ГЦн и ГЦ (центростремительная модель).

Креативный аттрактор является структурным компонентом текста в силу существования конкретных фактов языка, маркирующих локализацию данной подсистемы в тексте. Установление наличия качественно-количественных языковых изменений по мере развертывания текста от начала к концу через область аттрактора является доказательством существования креативного аттрактора в тексте.

Результаты наблюдения позволяют говорить о том, что креативный аттрактор качественно отличается от остальной области текста. Это подтверждается инвариантно локализующимися в аттракторе языковыми параметрами. Экспрессивные части речи, обособленный оборот и вставная конструкция, сочинительный союз и ССП, предложение с однородными членами и сравнительная степень прилагательного сохраняют свои маркеры в области креативного аттрактора независимо от формы текста и локализации его точки максимума. Существенно то, что аттрактор структуры текста аккумулирует 72 процента всех маркеров эмоционально-экспрессивной информации, зарегистрированных в тексте. Креативный аттрактор представляет собой компонент структуры текста, в непосредственной близости к которому около 58 процентов из 43 параметров наблюдения тяготеют к увеличению концентрации маркеров.

Изучение маркеров просодической информации также подтверждает гипотезу о качественных изменениях, происходящих по мере развертывания текста от начала к концу. При рассмотрении ритмической организации структуры текста, которая характеризуется маркерами просодической информации (конечные и неконечные знаки препинания), была выявлена неоднородность распределения областей их доминирования. Это определяется дискретно-порционным характером организации структуры текста.

Преобладание неконечных знаков препинания в зоне креативного аттрактора позволяет говорить о континуальности этого отрезка текста. Зона конца текста, наоборот, отличается максимальной степенью дискретности структур, что маркируется наибольшим числом конечных знаков препинания.

Распределение концентрации половины всех параметров в пред-КА происходит согласно действию режима локализации и возрастания интенсивности процессов. На входе в аттрактор рост количественных показателей конкретного параметра происходит поступательно, но быстро, тогда как в пост-КА наблюдается «расплывание структур» и «охлаждение», что выражается в усреднении количественных характеристик по сравнению с предыдущими интервалами. Иными словами, распределение языковых показателей в тексте как сложной системе подчиняется действию известных режимов, описанных в работах по синергетике.

Тенденции распределения параметров наблюдения в интервалах русского текста были подтверждены на материале корпуса текстов на английском языке. В результате комплексного изучения выборки текстов относительно 47 параметров наблюдения установлено, что 40 процентов из них отличаются максимальной концентрацией маркеров в одних и тех же интервалах русских и английских текстов. Отметим, что 74 процента всех симметрично расположенных параметров наблюдения локализуются в зоне креативного аттрактора. Если мы характеризуем большое количество повторяющихся элементов как проявление сильной позиции, то доминирование концентрации маркеров одних и тех же фактов языка позволяет определять креативный аттрактор как универсально сильную позицию. Анализ текста относительно позиционных срезов позволяет объективно выявить область креативного аттрактора в любом тексте независимо от его жанрово-стилистической принадлежности, не прибегая к филологическому анализу.

Результаты теоретического прогнозирования возможных сценариев развертывания структуры текста и языкового наполнения были верифицированы в ходе экспериментального исследования прогностических качеств креативного аттрактора текста и возможности его использования в качестве тематической проекции текста.

Экспериментально установлено, что информация, расположенная в зоне креативного аттрактора, определяется информантами как более значимая по сравнению с остальной частью текста. Теоретический прогноз на 67 процентов соотносится с фактическим распределением реакций участников эксперимента.

При распределении реакций реципиентов возможно отклонение от теоретически предсказанного аттрактора на несколько словоформ (± 8 словоформ) в пределах области текста, ограниченной позиционными срезами зачина и второй абсолютно слабой позиции. Наиболее благоприятным вариантом с точки зрения восприятия смыслов текста является совмещения зоны аттрактора и гармонического центра текста (интервал пред-ГЦ), так как в этом случае смещение реакций не наблюдается. Результаты проведенного эксперимента позволяют говорить о функционировании аттрактора в качестве репрезентанта семантически важной информации. Более того, распределение реакций при восприятии можно прогнозировать при помощи метода позиционного анализа, что делает его практически значимым во многих областях исследовательской деятельности.

Второй эксперимент подтвердил предположение о том, что анализ зоны аттрактора текста позволяет определить общую тему целого текста. При формулировке темы целого текста читатель опирается на словоформы, расположенные в области кульминации данного фрагмента текста, определяемой также при помощи позиционного анализа. В результате сопоставления форм целого текста и его аттрактора выявлено их подобие друг другу, что дает основание говорить о фрактальной природе текста и языка. Однако изучение вопроса о подобии целого текста и его структурных компонентов находится лишь на начальной стадии и нуждается в более детальной и направленной разработке, как с лингвистических, так и психолингвистических позиций.

Аттрактор текста служит для репрезентации эмоционального пространства текста, концентрирует в себе максимум творческих усилий автора текста. Кроме того, данная область текста характеризует идейно-смысловой уровень текста и является тематической сверткой текста. Креативный аттрактор направляет восприятие читателя и сужает все возможные пути декодирования текста до единственно оптимального. В интервале аттрактора интегрируются предыдущие смыслы, и осуществляется выдвижение основной концепции целого текста.

Итак, креативный аттрактор является фрагментом текста, характеризующимся физическими, психологическими и лингвистическими качествами. Физические качества креативного аттрактора текста выражаются в нестабильности его локализации в структуре текста и объема, что обусловливается внутритекстовой дискретностью. Психологические качества креативного аттрактора проявляются в необходимости вовлечения таких категорий как креативность и дивергентность мышления при порождении и восприятии этой области текста. Аттрактор структуры текста характеризуется психолингвистическими свойствами, которые выражаются в его значимости с точки зрения восприятия читателем и свойствах сужения степеней свободы при интерпретации сообщения по сравнению с частью текста, предшествующей аттрактору. Лингвистические характеристики данной области текста проявляются в его способности аккумулирования маркеров эмоционального пространства текста и других фактов языка, о которых говорилось выше. Данный фрагмент текста представляет собой его отрезок, в котором осуществляется гармонизация элементов симметрии и асимметрии, так как около половины параметров наблюдения тяготеют к увеличению маркеров в этой зоне текста.

В заключение следует отметить, что данная работа является лишь первыми шагами применения системных методов исследования к изучению компонентов структуры текста. Основной задачей данной работы являлось доказательство, прежде всего, факта существования креативного аттрактора в структуре текста, выдвижение которого осуществляется при помощи разнокачественного варьирования. В дальнейшем необходимо более детально разрабатывать проблему языкового наполнения креативного аттрактора в текстах на английском, русском и других языках, что позволило бы говорить о креативном аттракторе как универсальной категории структуры текста. Данное направление представляется нам перспективными в силу того, что изучение качеств креативного аттрактора является теоретически и практически значимым для развития общей теории текста.

В работе доказано, что при помощи метода позиционного анализа можно определить структурную кульминацию текста, однако в будущем предполагается решить вопрос о суггестивном потенциале аттрактора и о том, является ли данная область текста также и семантическим центром высказывания.

В качестве перспективы представляется важным дальнейшее экспериментальное исследование особенностей восприятия области креативного аттрактора с привлечением информантов различных специальностей для того, чтобы свести к минимуму интерференцию филологического образования респондентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Г. Грамматика и текст Текст. / В. Г. Адмони // Вопросы языкознания. 1985. № 1. С. 63 — 69.
  2. , В.И. Теория катастроф Текст. / В. И. Арнольд. М.: Наука, 1990. — 128 с.
  3. , И.В. Стилистика декодирования. Курс лекций Текст. / И. В. Арнольд. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. — 76 с.
  4. , И.В. О значении сильной позиции в интерпретации художественного текста Текст. / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. 1978. № 4.-С. 23−31.
  5. , С.А. Время и его преодоление Текст. / С. А. Аскольдов // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. — С.398 — 402.
  6. , Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика Текст. / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. 2-е изд. — М.: Флинта- Наука, 2004. — 496 с.
  7. , Р. От произведения к тексту Текст. / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Ко-сикова. М.: Прогресс, 1989. — С. 413 — 423.
  8. И. Белоусов, К. И. Новое направление в лингвистике текста Текст. / К. И. Белоусов, Г. Г. Москальчук, Н. А. Манаков // Педагог. Наука, Технология. Образование. 2004. — № 1. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004 — С. 11 — 16.
  9. , К.И. Текст: пространство, время, темпоритм: монография Текст. / К.И. Белоусов- науч. ред. Г. Г. Москальчук. Новосибирск: Сибирские огни, 2005. — 248 с.
  10. , К.И. Введение в экспериментальную лингвистику: учеб. пособие Текст. / К. И. Белоусов, Н.А. Блазнова- науч. ред. Г. Г. Москальчук. -М.: Флинта: Наука, 2005а. 136 с.
  11. , К.И. Форма текста и его структуры Электронный ресурс. / К. И. Белоусов // Вестник Воронежского государственного университета. 20 056. — Серия: филология и журналистика. — № 1. — С. 120−129. — Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/
  12. , Э. Уровни лингвистического анализа Текст. / Э. Бенве-нист // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск IV / Сост. В. А. Звегинцев. -М.: Прогресс, 1965. С. 434 — 449.
  13. , И.М. Краткая практическая грамматика английского языка для чтения текстов Текст. / И. М. Берман. М.: МО, 1965. — 296 с.
  14. , Н.А. Точечные аттракторы в структуре текста: дис.. канд. филол. наук Текст. / Н. А. Блазнова. Кемерово, 2002. — 136 с.
  15. , Н.А. Точечные аттракторы в структуре текста: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Н. А. Блазнова. Кемерово: НИУ БПГУ, 2002а. — 20 с.
  16. , И.В. Проблема целостности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
  17. , Н.С. Теория текста: учеб. пособие Текст. / Н. С. Валгина. -М.: Логос, 2003.-280 с.
  18. , В.В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект Текст. / В. В. Васильева. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. — 120 с.
  19. , А.В. Математика и искусство Текст. / А.В. Волоши-нов. М.: Просвещение, 2000. — 399 с.
  20. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И.Р. Гальперин- отв. ред. Г. В. Степанов. 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2004.- 144 с.
  21. , И.А. Речевая деятельность как самоорганизующаяся система: к становлению лингвосинергетической парадигмы: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / И. А. Герман. Барнаул: Изд-во АГТУ, 1999. -22с.
  22. , И.А. Введение в лингвосинергетику: Монография Текст. / И. А. Герман, В. А. Пищальникова. Барнаул: изд-во Аль. ун-та, 1999а. — 130с.
  23. , Дж. Хаос: Создание новой науки Текст. / Дж. Глейк. Пер. с англ. М. Нахмансона, Е. Барашковой. СПб.: Амфора, 2001. — 398 с.
  24. , В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов Текст. / В. П. Глухов. М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.
  25. , Б.Н. Язык и статистика Текст. / Б. Н. Головин. М.: Просвещение, 1970. -190 с.
  26. , И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. Электронный ресурс. / И. Б. Голуб. М.: «Рольф- Айрис-пресс», 1997. — 448 с. — Режим доступа: http://i.hi-edu.ru/
  27. , А. Ритмы и неопределенность Текст. / А. Гольдбетер // Человек перед лицом неопределенности / Под. ред. И. Р. Пригожина. Москва-Ижевск: Иститут компьютерных исследований, 2003. — С. 96 — 111.
  28. , B.C. Симметрия и асимметрия как категории познания Текст. / B.C. Готт, А. Ф. Перетурин // Симметрия, инвариантность, структура (Философские очерки) / Под ред. проф. Готта B.C. М.: Высшая школа, 1967.-339 с.
  29. , О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении Текст. / О. Н. Гринбаум. М., 2000.
  30. , Г. Б. Знание как событие и процесс / Г. Б. Гутнер. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/
  31. , Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: сб. работ Текст. / Т.А. ван Дейк- пер. с англ. В.И. Герасимова- вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В.В. Петрова- сост. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
  32. , И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления Электронный ресурс. / И. С. Добронравова. Режим доступа: http://www.philsci.univ.kiev.ua/
  33. , В.А. Структурно-информационная устойчивость текста к деформации его объема: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / В. А. Дорофеева. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. — 23 с.
  34. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст. / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 270 с.
  35. , М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. На материале русской прозы XIX—XX вв. Текст. / М. Я. Дымарский. -2-е изд., испр. и доп. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 328 с.
  36. , Е.Н. Искусство и синергетика Текст. / Е. Н. Евин. М.: Еди-ториал УРСС, 2004. — 164 с.
  37. , Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во академии пед. наук, 1958. — 371 с.
  38. , А.А. Текст и его понимание: Монография. Текст. /
  39. A.А. Залевская. Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та, 2001. — 177 с.
  40. B.М. Шукшина. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2006. — С. 306 — 310.
  41. , Ю.Н. Текст в его отношении к участникам коммуникации Текст. / Ю. Н. Земская // Основы теории текста: учеб. пособие / Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, JI.M. Комисарова, Н. В. Панченко, С. Н. Пешкова,
  42. A.А. Чувакин- под общ. ред. А. А. Чувакина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003.-С. 38−70.
  43. , И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М., Воронеж, 2001. — 432 с.
  44. , С.Г. О семантическом «радиусе действия» предложения в тексте Текст. / С. Г. Ильенко // Теория языка, методы его исследования и преподавания / Под ред. Р. И. Аванесова, Л. В. Бондарко, Л. Р. Зиндер,
  45. B.В. Иванова, Т. М. Николаевой, В. Н Ярцевой. Л.: Наука, 1981. — С. 130 -135.
  46. , М.Б. Абсолютно слабые позиции текста: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / М. Б. Ионова. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2003. — 23 с.
  47. , В.А. Язык как система Текст. / В. А. Карпов. Минск: Вышэйшая школа, 1992. — 302 с.
  48. , С.Д. О грамматической семантике Текст. / С.Д. Кац-нельсон // Общее и типологическое языкознание. Л.: Наука, 1986. — С. 145 — 152.
  49. , А.В. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / А. В. Кинцель. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. -19с.
  50. , Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. Текст. / Е. Н Князева. М.: «Ифран», 1995. — 228 с.
  51. , Е.Н. Топология когнитивной деятельности: синергетиче-ский подход Текст. / Е. Н. Князева // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 221 — 244.
  52. , Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики. Режимы с обострениями. Темпомиры Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. СПб.: Алтойя, 2002.-414 с.
  53. , Ф.В. Золотое сечение в живописи Текст. / Ф. В. Ковалев. -Киев, 1989.- 143 с.
  54. , А.Ю. Повтор как средство структурной организации художественного прозаического текста (элементы симметрии): дис.. канд. филол. наук Текст. / А. Ю. Корбут. Иркутск, 1994. — 139 с.
  55. , А.Ю. Лингвистический анализ художественного текста Текст. / А. Ю. Корбут. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. — 78 с.
  56. , А.Ю. Текстосимметрика: Монография Текст. / А. Ю. Корбут. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2004. — 200 с.
  57. , Е.А. Деятельность лингвиста-экспериментатора при исследовании структуры текста: дис.. канд. филол. наук Текст. / Е. А. Коржнева. Бийск: НИЦ БИТУ им. В. М. Шукшина, 2003. — 186 с.
  58. , В.И. Золотая пропорция и проблемы гармонии систем Текст. / В. И. Коробко. М., 1998. — 373 с.
  59. , Е.С. О тексте и критериях его определения Текст. / Е. С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. Т.1. М., 2001. — С. 72 — 81.
  60. , В.А. Интерпретация текста Текст. / В. А. Кухаренко. -JI.: Просвещение, 1979. 327 с.
  61. , А.А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999.-287 с.
  62. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред.
  63. B.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  64. , Л.М. Как строится текст Текст. / Л.М. Лосева- под ред. Г. Я. Солганика. -М.: Просвещение, 1980. 94 с.
  65. , Ю.М. Структура художественного текста Текст. // Ю. М. Лотман Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПБ», 1998. — С. 14 — 285.
  66. В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа Текст. / В. А. Лукин. М.: Ось-89, 1999. — 192 с.
  67. , А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. Ростов-на-Дону, 1998.-416 с.
  68. , Г. Г. «Историческая механика» и нелинейная динамика Текст. / Г. Г. Малинецкий // Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 2. Социальные процессы / Под ред. И. Н. Трофимовой. М.: «Янус-К», 1999.1. C. 190−209.
  69. , А.А. Тектология. Теория систем, теоретическая биология Текст. / А. А. Малиновский. М., 2000. — 448 с.
  70. , Н.А. Текст как информационный пакет Текст. / Н. А. Манаков, Г. Г. Москальчук // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 9. ~C.11 80.
  71. , Б. Фрактальная геометрия природы. Текст. / Б. Мандельброт. Москва: Институт компьютерных исследований, 2002. -656 с.
  72. , М.А. Гармония как закономерность природы Текст. / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев // Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М., 1990. — С. 130 — 233.
  73. , Г. П. Семиотика, естественный язык и человекомашин-ное общение Электронный ресурс. / Г. П. Мельников // Системология и языковые аспекты кибернетики. М.: Сов. радио, 1978. — Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/
  74. О.И. Грамматика текста Текст. / О.И. Москальская-М.: Высш. шк., 1981.- 183 с.
  75. , Г. Г. Фразовый повтор в диалектной речи: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Г. Г. Москальчук. Москва: Изд-во Иркут. политех, ин-та, 1990. — 16 с.
  76. , Г. Г. Элементы структурной самоорганизации текста Текст. / Г. Г. Москальчук // Известия Алтайского государственного университета. 1998. № 3 (8). История. Педагогика. Философия. Филология. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998. С. 117 — 124.
  77. , Г. Г. Структурная организация и самоорганизация текста: Монография Текст. / Г. Г. Москальчук. Барнаул, 1998а. — 240 с.
  78. , Г. Г. Структура текста как синергетический процесс: автореф. дис.. док. филол. наук Текст. / Г. Г. Москальчук. Бийск, 1999. -44 с.
  79. , Г. Г. Структура текста как синергетический процесс Текст. / Г. Г. Москальчук. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
  80. , Г. Г. Структурная организация как аспект общей теории текста Текст. / Г. Г. Москальчук // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 1. Т. 1. Гуманитарные науки. С. 73 — 81.
  81. , Н.В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста: автореф. дис.. док. филол. наук Текст. / Н. В. Мохамед. -Уфа: Изд-во Баш. ун-та, 2000. 39 с.
  82. , JI.H. Текст и его восприятие Текст. / JT.H. Мурзин, А. С. Штерн.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.- 172 с.
  83. , A.M. Структура предложений и их модели Текст. / A.M. Мухин. Ленинград: Наука, 1968. — 229 с.
  84. , Н.Л. Внутренняя жизнь текста Текст. / Н. Л. Мышкина.- Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1998. 245 с.
  85. , Дж. Роль хаоса в коммуникативных системах Текст. / Дж. Николлис // Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 2. Социальные процессы / Под ред. И. Н. Трофимовой. М.: «Янус-К», 1999. — С. 145 — 160.
  86. , А.И. Семантика текста и ее формализация Текст. / А. И. Новиков. М.: Наука, 1983. — 216 с.
  87. , А.И. Семантические расстояния в языке и тексте Текст. / А. И. Новиков, Е. И. Ярославцева. М.: Наука, 1990. — 136 с.
  88. , В.В. Стилистика текста Текст. / В.В. Одинцов- отв. ред. А. И. Горшков. М: Едиториал УРСС, 2004. — 264 с.
  89. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  90. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 1. Физический мир Текст. / Пер. с англ. М.: «Изд. Дом Инфра-М», Изд-во «Весь Мир», 2000. — 380 с.
  91. Основы теории текста: учеб. пособие Текст. / Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, JI.M. Комисарова, Н. В. Панченко, С. Н. Пешкова, А.А. Чува-кин- под общ. ред. А. А. Чувакина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — 181 с.
  92. , Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка Текст. / Р. И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. -286 с.
  93. , Р.Г. Математическая лингвистика. Учеб. пособие для пед. ин-тов Текст. / Р. Г. Пиотровский и др. М.: Высш. школа, 1977. -383 с. с ил.
  94. , В.А. Психопоэтика: Монография / В. А. Пищальникова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 176 с.
  95. , А.В. Символ как фактор текстопорождения (на материале текстов современной русской поэзии Горного Алтая): автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / А. В. Попов. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2006. — 17 с.
  96. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Арши-нова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.: прогресс, 1986. — 432 с.
  97. , И. Будущее еще не задано Текст. / И. Пригожин // Человек перед лицом неопределенности / Под. ред. И. Р. Пригожина. Москва-Ижевск: Иститут компьютерных исследований, 2003. — С. 13−26.
  98. , Е.С. Теоретико-экспериментальное исследование структурно-семантических параметров текста: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Е. С. Пушкина. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. — 23 с.
  99. , Е.А. Лингвистические исследования структуры текста Текст. / Е. А. Реферовская. Л.: Наука, 1983. — 215 с.
  100. , Д.Э. Современный русский язык Текст. / Д.Э. Розен-таль, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. М.: Айрис-пресс, 2005. — 448 с.
  101. , Б. Золотое сечение морфологический закон живой природы Электронный ресурс. / Б. Розин. 2003. — Режим доступа: http://www.goldensection.net/
  102. , Е.В. Символ как креативный аттрактор речевого произведения (на материале текстов О.Э. Мандельштама): автореф. дис.. канд. фи-лол. наук Текст. / Е. В. Рылова. Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского гос. ун-та, 2000. — 18 с.
  103. , Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций Текст. / Л. В. Сахарный. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 184 с.
  104. , Н.Д. Интонационная система русского языка Текст. / Н. Д. Светозарова. Ленинград: Изд-во ленинградского ун-та, 1982. — 176 с.
  105. , Б.А. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка Текст. / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1970. -599 с.
  106. Синтаксис текста Текст. / отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979.-368 с.
  107. Словарь иностранных слов Текст. / Зав. ред. В. В. Пчелкина. М.: Рус. яз., 1988.-624 с.
  108. Современный словарь иностранных слов Текст. / Под. ред. Е. А. Гринина. М.: Рус. яз., 1993. — 740 с.
  109. , Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие Текст. / Г. Я. Солганик. М.: Флинта, Наука, 1997. — 56 с.
  110. , Н.В. Целостность текста в аспекте в аспекте согласования его формальной и смысловой структур: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Н. В. Солодянкина. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. — 24 с.
  111. , Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста Текст. / Ю.А. Сорокин- отв. ред. А. И. Новиков. М.: Наука, 1985. — 168 с.
  112. , Э.М. Концепция уровней, отношение, структура (К методологии социологического исследования) Текст. / Э. М. Сороко. Под ред. И. И. Жбанкова. Мн.: Наука и техника, 1978. — 160 с.
  113. , Э.М. Структурная гармония систем Текст. / Э. М. Сороко. Под ред. Е. М. Бабосова. Мн.: Наука и техника, 1984. — 264 с.
  114. , О.А. Экспериментальное исследование понимания метафоры текста): автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / О. А. Староселец. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997. — 23 с.
  115. , Ю.С. В трехмерном пространстве языка. (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства) Текст. / Ю. С. Степанов. М., 1985.-С.
  116. , В. Коллективный интеллект Текст. / В. Сулис // Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 2. Социальные процессы / Под ред. И. Н. Трофимовой. М.: «Янус-К», 1999. — С.38 — 64.
  117. , JI.B. Современная физика в средней школе Текст. / JI.B. Тарасов. М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
  118. , З.Я. Лингвистика текста. (Текст: структура и семантика). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» Текст. / З. Я. Тураева. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  119. , Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии (философские и естественнонаучные аспекты) Текст. / Ю. А. Урманцев. -М.: Мысль, 1974.-229 с.
  120. , С.Д. Мои идеи Текст. / С. Д. Хайтун. М.: Изд-во «Агар», 1998. — 240 с.
  121. , Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? Текст. / Г. Хакен // Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 2. Социальные процессы / Под ред. И. Н. Трофимовой. М.: «Янус-К», 1999. -С. 11 -25.
  122. , Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии Текст. / Г. Хакен. Мисква-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.-320 с.
  123. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.-392 с.
  124. В.Д. Сердце, золотое сечение и симметрия Текст. / В. Д. Цветков. М., 1999. — 151 с.
  125. , Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь Текст. / Н. В. Черемисина. М.: Рус. яз., 1989. — 240 с.
  126. , Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации Текст. / Д.С. Чернавский- послесл. Г. Г. Малинецкого. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 288 с.
  127. , М.М. Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / М. М. Чернова. Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского гос. ун-та, 2002. -22 с.
  128. , А.А. Теория текста: объект и предмет исследования Электронный ресурс. / А. А. Чувакин // Алтайский государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 7, 2004. С. 88 97. — Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs7content.htrn.
  129. , В.И. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология) Текст. / В. И. Шаховский, Ю. А. Сорокин, И. В. Томашева. Волгоград: Перемена, 1998. — 149 с.
  130. , И.Ш. О формообразовании в природе и искусстве Текст. / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев // Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М., 1990. — С. 6 — 129.
  131. , Г. П. Процессы и структуры в мышлении. Курс лекций Электронный ресурс. / Г. П. Щедровицкий. М.: Путь, 2003. — Режим доступа: http://www.psylib.kiev.ua.
  132. Щерба, J1.B. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании Электронный ресурс. / JI.B. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. — С. 24 — 39. — Режим доступа: http://www.philology.ru.
  133. , П. Порядок и беспорядок в природе Текст. / П. Эткинс- пер. с англ. / предисл. Ю. Г. Рудого. М.: Мир, 1987. — 244 с.
  134. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-377 с.
  135. , Р. Часть и целое в языке Текст. / Р. Якобсон // Избранные работы. М., 1985. — С. 301 — 306.
  136. Farmer, J.D. Dimension, Fractal Measures, and Chaotic Dynamics Text. / J.D. Farmer // Evolution of Order and Chaos in Physics, Chemistry and Biology. Berlin, 1982. P. 243 — 251.
  137. Haken, H. Synergetics Text. / H. Haken. Springer, 1977.
  138. Haken, H. Some Introductory Remarks on Synergetics Text. / H. Haken // Synergetics From Microscopic to Macroscopic Order. — Berlin, 1984. P. 2- 14.
  139. Prigogine, J. From being to becoming Text. / J. Prigogin. -W.H. Freeman and Co., 1980.
  140. Prigogine, J. The Philosophy of Instability Text. / J. Prigogin // Futures. August, 1989. — 400 p.
  141. Mandelbrot B. The Fractal Geometry of Nature Text. / B. Mandelrot. -Freeman, N. Y., 1983.
  142. Альбом для новобрачных / Сост. И. В. Исматуллаев. М.: Росмэн-пресс, 2001.
  143. Байка о щуке зубастой // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 86 — 87.
  144. Большая энциклопедия народной медицины. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — С. 974.
  145. BURDA, журнал. 2005. № 3. — март. — М.: Издательский дом «Бурда». — С. 29.
  146. Вазуза и Волга // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 101.
  147. Грибы // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 93.
  148. , В.В. Деловая переписка на английском языке: Учебно-справочное пособие / В. В. Гуринович. Мн.: Харвест, 2003. — 256 с.
  149. , О. ВЕшКи / О. Деркач, В. Быков // Комсомольская правда. -2000. 9, 14, 15, 16,19, 20,21, 23 декабря. — С. 9.
  150. Диагностический справочник по внутренним незаразным болезням животных / Под ред. А. П. Жукова. Оренбург: Оренбургская государственная сельскохозяйственная академия, 1994. — С. 3 — 8.
  151. JI. Последний раунд: Новеллы Ереван: Изд-во «Сове-такан грох», 1984. — 92 с.
  152. Из рук в руки. 2005. 26 сентября — 2 октября.
  153. Книга о вкусной и здоровой пище. Мн.: «Бацкаушчына», 1993. -С. 211.
  154. Кочет и курица // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 63 — 64.
  155. Крокодил. 2004.-№ 7. — март.
  156. Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 68 — 69.
  157. Лиса и журавль // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 25.
  158. Лиса и тетерев // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 24.
  159. Мизгирь // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 90 — 91.
  160. Мужчина на кухне (Искусство кулинарии) / Под ред. Л. И. Карпова Челябинск: Юж. — Урал. кн. изд — во, 1988. — 256 с.
  161. Несколько полезных рекомендаций жениху / О. Юшина // Семейный доктор. Журнал о здоровом образе жизни. 2000. № 9 (81). — Сентябрь. -С. 72.21. «Номер из будущего». Что нас ждет завтра?" // Максим. 2005. -№ 10. Ноябрь.
  162. Овца, лиса и волк // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 18 -19.
  163. , Г. Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей / Г. Остер. М.: Росмэн, 1995. — 185 с.
  164. Правда и Кривда // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в пяти томах. Т. 4. Алма-Ата: МПГ «Шарапат" — ПК «Туркестан». — 1992. -С. 8−9.
  165. Пузырь, соломинка и лапоть // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. -С. 92.
  166. Медведь // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 48 — 50.
  167. Свинья и волк // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Книга 1. М.: Библиотека «Московские новости», 1992. С. 40.
  168. Семейный доктор. 2000. — № 9 (81) — Сентябрь. — С. 72
  169. Сестрица Аленушка, братец Иванушка // Русские народные сказки. М.: Висма, 1992. -С. 66- 69.
  170. Сказка про ухо / И. С. Алексеева // Профессиональный тренинг переводчика: учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 288с. -стр. 274−275.
  171. Телесемь. 2005. — № 45, 7 — 13 ноября. — С. 38.
  172. Телесемь. 2005. -№ 46, 14 — 20 ноября. — С. 15,48.
  173. Планета 56. 2005. — № 5(7) Август. — С. 62, 38 — 39, 30 — 31.
  174. Полезные советы / А. С. Прус. Электронная кулинарная книга. Версия 3.0 Shareware. — Электронный ресурс. — Режим доступа: [email protected].
  175. Рассказы о мертвецах // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в пяти томах. Т. 4. Алма-Ата: МПГ «Шарапат" — ПК «Туркестан». — 1992. -С. 86−98.
  176. Узы Гименея. Журнал для влюбленных. Оренбург: ФГУП ИПК «Южный Урал», 2005.
  177. , В. Лирика / В. Ходасевич. Мн.: Харвест, 1999. — 416с.
  178. Царевич-найденыш // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в пяти томах. Т. 4. Алма-Ата: МПГ «Шарапат" — ПК «Туркестан». — 1992. -С. 54.
  179. , К.И. Сказки от двух до пяти. Живой как жизнь. Сочинения в двух томах / К. И. Чуковский. Том 1. М.: «Правда», — 1990. — С. 352- 353, 355, 357, 359,374, 394, 396, 448 449.
  180. , У. Сонеты / У. Шекспир. М.: Радуга, 1984. — 365 с.
  181. , У. Сонеты. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://shakespeares-sonnets.narod.ru
  182. Auden, Wystan Н. Night mail / Wystan H. Auden // Английская грамматика в стихах: Пособие по англ. языку / Б. Я. Лебединская 2-е изд., испр.- М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. с. 47.
  183. Bell, J. Matters Intermediate. Students' book and Work book / J. Bell, R. Gower. Pearson Education Limited, 2000. — 170 p.
  184. Lear, E. A Book of Nonsense / E. Lear. London: Routledge, Warne and Routledge, 2005. — 62 p.
  185. Riddles and silly Questions // Assorted English Activities. pp. 236 239.
  186. The Moscow News. 2007. February, 9−15- March, 16 — 22- 23 — 29.
Заполнить форму текущей работой