Правовое обеспечение охраны окружающей среды в городских населенных пунктах
Доказано, что эффективным инструментом достижения устойчивого развития городов должна стать государственная экологическая политика, обязательно учитывающая условия обеспечения благоприятной окружающей среды в городских населенных пунктах, защиту экологических прав граждан. Необходимым элементом реализации данного направления экологической политики является создание оптимальной системы органов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГОРОДСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
- 1. Современная экологическая ситуация в городских населенных пунктах: состояние, показатели, проблемы
- 2. Понятие и классификация городских населенных пунктов
- ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГОРОДСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
- 1. История развития законодательства об охране окружающей среды в городских населенных пунктах
- 2. Экологическая политика в городских населенных пунктах: особенности, принципы и реализация
- 3. Общая характеристика законодательства об охране окружающей среды в городских населенных пунктах
- ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
- 1. Общая характеристика правовых мер по охране окружающей среды в городских населенных пунктах
- 2. Правовое регулирование экологических платежей в сфере охраны окружающей среды городских населенных пунктов
- 3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды городских населенных пунктов
Правовое обеспечение охраны окружающей среды в городских населенных пунктах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Охрана окружающей среды стала одной из самых острых и актуальных проблем современности. Противоречия между развитием человеческого общества и ограниченными ресурсами среды становятся всё более существенными и труднопреодолимыми. Современный этап развития наряду с этим характеризуется ускоренным развитием процесса урбанизации почти во всех странах мира. По данным ЮНЕСКО к концу XX в. уже 75% населения Европы и Северной Америки проживало в городах. Аналогичная картина наблюдается и на других континентах. Город — это сложный организм. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стала экологическая проблема1.
Только 15% городских жителей России живут в регионах, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам- 40% горожан существуют в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5−10 раздве трети водных источников в населенных пунктах страны непригодны для питьядоля загрязнения воздушного бассейна от эксплуатации автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ и достигает в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, в городах Красноярского и Приморского краев, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской, Челябинской областей до 70−80%.
На каждого жителя городских населенных пунктов приходится до 400 кг промышленных выбросов предприятий в воздух2. Практически все города с.
1 См.: Транин A.A. Вопросы правовой охраны природного комплекса столицы России // Государство и право. 2001. № 1. С. 40.
2 См.: Грешевников А., Протасов В. Проблемы экологической безопасности России // Зеленый мир. 2004. № 19−20. С. 19−21. населением свыше:.! млн! человекимеют недопустимо загрязненный воздух. Сегодняокружающая, средагородов страдает больше всего от экологически, грязной промышленной продукции: машин, оборудования и: технологий, применяемых прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.
Кроме того^ следует отметить, что архитектура и городская планировка с большим: трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию-людей города строят из многоэтажных жилых зданий,.- почти без учета климатических факторовшумовой нагрузки: улиц, вообще особенностей средьт жизни и психологии человека: В нашей стране при' значительном территориальном пространстве около 70% населения проживает в многоэтажных домах, в то время как, например, в США до 90% населения — в малоэтажных жилых помещениях. Большая плотность населенияв городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т. д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и: наркомании:
Показателем, нашего экологического неблагополучия-является низкая для-развитой страны, средняя продолжительность жизни — около. 67 лет (для сравнения: в Японии — 81, Франции — 79, Великобритании и Германии — 78, США — 77 лет). Ежегодно по экологическим причинам преждевременно уходят из жизни около 350 тыс. россиян, а число погибающих преждевременно от загрязнения воздуха, в крупных городах в несколько, раз превышает/число погибающих в автокатастрофах. Экологически зависимаязаболеваемость затрагивает в современной России многие миллионы человек3.
В связи с концентрацией вгородах основной' массы промышленных предприятий, крупных электростанций и других видов хозяйственных объектов создается дополнительная, специфически «городская» экологическая нагрузка. Город является источником экологического загрязнения для окружающих территорий, но такжеодновременнои сам становится главной «жертвой.
3 См.: Яблоков A.B. Россия: здоровье природы и людей. М., 2007. С. 8. самоотравления". Государственная экологическая политика в нашей стране не разработана, приняты экологические программы, не основанные на достоверной информации об экологической ситуации в стране и ее регионах, непроработанные экономически, материально необеспеченные, что естественно снижает их действенность. По утверждению Президента РФ Д. А. Медведева, «существующая система охраны окружающей среды в России 4 пока проигрывает системам всех стран» .
Нет достаточного законодательного обеспечения экологических аспектов устойчивого социально-экономического развития городов. Экологическое законодательство зачастую насыщено декларативными и отсылочными нормами. Такие нормы адресованы к отсутствующим на момент вступления их в законную силу нормативным правовым актам органов исполнительной власти. Проблемы охраны окружающей среды городских населенных пунктов решаются в нормативных актах, принимаемых на разных уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Общий их недостаток состоит в том, что они регулируют частные вопросы природопользования и охраны отдельных природных объектов без учета специфики окружающей среды городских населенных пунктов. Чтобы правильно понять задачи законодательства в области охраны окружающей среды городских населенных пунктов и эффективно решать их, надо иметь четкое представление о градообразующих факторах этих административно-территориальных образований, возможностях влияния средствами права на состояние окружающей среды. Медленно идет реформа технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований. Отсутствуют эффективные правовые механизмы возмещения экологического вреда. Неправомерные решения и действия, а равно бездействие участников экологических правоотношений только усугубляют сложную экологическую обстановку, особенно на территориях пребывания населения. Правоприменительная практика свидетельствует о фактической безнаказанности многих нарушений и даже преступлений экологического характера. Отмечается постоянный рост зарегистрированных экологических преступлений, зачастую опережающий рост преступлений в целом, и увеличение их доли в общей структуре преступности. Так, за период 2000;2007 гг. число экологических преступлений выросло практически в 4,3 раза (2000 г. — 14 818- 2007 г. — 41 242)5. Аналогичные тенденции отмечаются и в других странах. При этом признается, что прошедшая во многих странах реформа уголовного и административного законодательства хотя и способствовала усилению борьбы с посягательствами на окружающую среду, но не выполнила всех поставленных целей6.
Одними из основополагающих причин нарушения природоохранного законодательства в рассматриваемой сфере являются слабость и неэффективность государственного экологического контроля и надзора, частая реорганизация органов управления охраной окружающей среды. При этом до сих пор не налажен эффективный диалог по данным проблемам органов государственной власти и экологических организаций. Радикальное усовершенствование системы органов управления охраной окружающей среды в городских населенных пунктах позволит улучшить контроль за состоянием различных природных объектов городской среды. Как считает Президент России Д. А. Медведев, «в природоохранной сфере нужно навести порядок и повысить ее эффективность"7.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо не только совершенствование существующих, но и принятие новых нормативных правовых актов. Это позволит обеспечить решение рассматриваемой проблемы,.
5 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2007 году». URL: http://vvww.mnr.gov.ru/part/?pid=1032. С. 383−384. (просмотрено 10 мая 2009 г.).
6 См.: Дубовик O.JI. Экологическая преступность в Европе: состояние, структура, динамика и тенденция борьбы с ней // Уголовное право. 2006. № 3. С. 134. использовать научный подход в законотворчестве, а также будет способствовать возрождению интереса граждан и общества к улучшению и поддержанию экологического правопорядка в городских населенных пунктах.
Всё вышеизложенное и предопределило актуальность диссертационного исследования.
Объект и предмет исследования Предмет исследования. Его образуют совокупность правовых норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды городских населенных пунктов и практика их применения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правовой охраны окружающей среды городских населенных пунктов.
Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью настоящей работы является анализ правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды в городских населенных пунктах, практики их реализации на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и местного самоуправления, формулирование ведущих направлений обеспечения охраны окружающей среды в городских населенных пунктах в современных условиях.
Для достижения указанных целей были поставлены и решены следующие задачи:
— охарактеризовать современное состояние окружающей среды в городских населенных пунктах;
— сформулировать определение понятия городских населенных пунктов;
— классифицировать городские населенные пункты с учетом потребностей охраны городской окружающей среды;
— на основе анализа истории развития законодательства провести обобщение действующего законодательства в рассматриваемой области;
— выявить основные направления и принципы экологической политики в городских населенных пунктах;
— определить тенденции развития законодательства об охране окружающей среды городских населенных пунктов;
— предложить конкретные правовые меры по совершенствованию охраны окружающей среды городских населенных пунктов;
— исследовать административные и экономические меры охраны окружающей среды городских населенных пунктов;
— проанализировать особенности применения различных видов ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды городских населенных пунктов;
— обосновать научные рекомендации по совершенствованию правового обеспечения охраны окружающей среды городских населенных пунктов.
Методология и методика исследования. В ходе исследования использовались общенаучные методы (диалектический метод познания, исторический, логический, системный, структурно-функциональный) и частнонаучные методы, применяемые в конкретных социологических исследованиях (анализ, обобщение, классификация, статистический), а также специальные методы (в том числе сравнительного правоведения, формально-юридический, толкования права).
Многогранность темы обусловила необходимость изучения позиций доктрины и нормативных правовых источников конституционного, административного, гражданского, муниципального, уголовного и других отраслей права, раскрывающих теоретическую и практическую сущность вопросов. В связи с этим теоретической основой диссертации послужили труды: С. С. Алексеева, А. П. Анисимова, А. И. Бобылева, Э. Н. Жевлакова, А. Э. Жалинского, В. Н. Кудрявцева, O.E. Кутафина, В. В. Лазарева, A.B. Малько, М. Н. Марченко, А. Ф. Ноздрачева, C.B. Полениной, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной, Н. Ю. Хаманевой и др. Разработки проблем системы и структуры экологического законодательства, возможностей применения отдельных правовых инструментов (юридической ответственности, экоаудита, платежей за загрязнение и т. п.) в целях охраны окружающей среды в работах.
Л.Е. Бандорина, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, М. В. Васильевой, Н. Д. Вершило, Р. Х. Хабитова, А. К. Голиченкова, O.JI. Дубовик, H.A. Духно, Н. Г. Жаворонковой, Т. В. Злотниковой, И. А. Игнатьевой, О. С. Колбасова, О. И. Крассова, О. Н. Кузнецовой, В. В. Петрова, Т. В. Петровой, B.C. Степаненко и других юристов-экологов позволили выделить специфику их проявления применительно к охране окружающей среды в городских населенных пунктах.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативные акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы охраны окружающей среды в городских населенных пунктах и смежные с ними проблемы негативного воздействия на природу.
Эмпирическую основу работы образуют практика природоохранных структур различных регионов Российской Федерации, статистическая отчетность о состоянии и качестве окружающей среды, содержащаяся в ежегодных Государственных докладах о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации, ведомственная отчетность природоохранительных органов.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, промышленности, особо охраняемых природных территорий и т. д. широко рассматривались в научной литературе. Но исследования проблем охраны окружающей среды городов (городских населенных пунктов) проводились в значительно меньших масштабах, либо касались отдельных аспектов, либо были проведены достаточно давно. В свое время вопросы правовой охраны окружающей среды городов анализировались в трудах В. П. Балезина, Г. В. Выпхановой, Н. Г. Жаворонковой, Н. Р. Малышевой, A.C. Сенявского, Н. И. Малышко, В. А. Чуйкова, Б. Г. Розовского, Ю. С. Шемшученко применительно к экологополитической ситуации 1970;1980;х гг. В период проведения реформ с начала 90-х годов прошлого века вопросы охраны окружающей среды городов рассматривались в трудах А. П. Алексеева, Г. В. Выпхановой, JI.A. Заславской, И. А. Соболь, В. Н. Харькова, Ю. И. Щуплецовой и ряда других ученых. Однако многие из этих работ были написаны до принятия Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды"8, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ9 и иных природоохранных нормативных актов и до проводимой в стране административной реформы. Таким образом, единого комплексного межотраслевого исследования вопросов правового регулирования охраны окружающей среды городских населенных пунктов в современный период не проводилось, за исключением диссертационного исследованияприменительно к крупным городам в сравнительно-правовом аспектеB.C. Степаненко.
В связи с рассмотрением общих проблем правовой охраны окружающей среды правовые вопросы, касающиеся охраны окружающей среды городов, затрагивались А. П. Анисимовым, А. Г. Бобковой, С. А. Боголюбовым, М. М. Бринчуком, О. С. Колбасовым, В. В. Петровым и др. В частности, эти авторы рассматривали вопросы понятийного аппарата механизма государственного управления качеством окружающей среды, деятельности городских и районных Советов народных депутатов, охраны и рационального использования земельных и водных ресурсов в городах, управления качеством воздушной среды городов, борьбы с шумами в городах. В настоящее время в связи с изменением форм собственности на природные ресурсы, реформами экологического законодательства, реформированием системы и структуры органов исполнительной власти и органов местного самоуправления вопросы.
8 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
9 Градостроительный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16. охраны окружающей среды городских населенных пунктов приобретают новое звучание.
По этим вопросам опубликовано немало статей в различных юридических журналах, однако монографической работы, отражающей современные законодательство и практику по данной проблеме в настоящее время нет.
Новизна диссертационного исследования и его теоретическое значение. В работе исследованы проблемы, относящиеся к правовому обеспечению охраны окружающей среды в городских населенных пунктах, сделан ряд теоретических и практических выводов, значение которых может оказаться полезным для улучшения ситуации в области охраны городской окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности городских населенных пунктов. Проанализировано состояние российского законодательства в сфере охраны окружающей среды городских населенных пунктов, определены тенденции его развития и выработаны рекомендации по совершенствованию данного сегмента законодательства, рассмотрена деятельность органов управления охраной окружающей среды с учетом их последнего реформирования в 2004;2009 гг., обоснована необходимость разработки и осуществления различных правовых мер по улучшению окружающей среды в городских населенных пунктах, сделаны предложения по совершенствованию мер административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды городов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Выявлено, что неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в городских населенных пунктах, представляет собой существенную долю проблем экологии страны в целом, так как она затрагивают значительную часть населения Российской Федерации (почти 70%) и негативно сказывается на здоровье жителей городов. Для улучшения качества их жизни, условий труда и отдыха необходимо выработать основные направления совершенствования правовой охраны в рассматриваемой области. В первую очередь, следует разработать и применить правовые нормы, регламентирующие действия физических и юридических лиц в сфере обеспечения экологической безопасности городского населения и благоприятной окружающей среды в городах. Такого рода совершенствование экологического законодательства возможно двумя путями: а) с помощью Федерального закона «Об охране окружающей среды в городских населенных пунктах" — б) с помощью дополнения имеющихся федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации главами (разделами) об охране почв, вод, атмосферного воздуха, растительности в городских населенных пунктах.
2. Сформулировано понятие городских населенных пунктов. Это определенная территория, характеризующаяся рядом признаков: высоким уровнем концентрации производительных сил на определенной территории, разнообразием сферы применения труда, значительной протяженностью инженерных коммуникаций, адекватной развитостью транспортных путей, соответствующей формой городской инфраструктуры, высокой плотностью застройки и заселения, экологически неблагоприятной средой проживания и др., имеющая административно-территориальные границы и обладающая специфической социально-экономической организацией жизнедеятельности населения, которая опирается на сложившийся уклад общественной жизни.
Среди основных критериев классификации городских населенных пунктов выделены: численность населенияразвитость сети транспортных коммуникацийналичие промышленных предприятийразвитость сети транспортных коммуникацийрасположение в городских населенных пунктах научных, культурных и деловых центровналичие в них особо охраняемых природных территорий и (или) зон особого риска (экологически неблагополучных участков территорий вследствие аварий и катастроф природного или техногенного характера, кумулятивного промышленного, сельскохозяйственного загрязнения и иного загрязнения и т. п.).
3. Доказано, что эффективным инструментом достижения устойчивого развития городов должна стать государственная экологическая политика, обязательно учитывающая условия обеспечения благоприятной окружающей среды в городских населенных пунктах, защиту экологических прав граждан. Необходимым элементом реализации данного направления экологической политики является создание оптимальной системы органов управления охраной окружающей среды в городах. В настоящее время управление природоохранной деятельностью в городах имеет многоуровневый характер. Функции органов управления охраной окружающей среды в городах должны определяться особенностями экономического развития региона и его экологической составляющей. С целью повышения значимости природоохранной деятельности в городах общественных организаций предлагается принять Положение об экологических общественных объединениях с определением процедуры образования данных структур, их прав, а также взаимоотношений с государственными и муниципальными органами.
4. Показано, что система правовых мер, способствующих улучшению окружающей среды городских населенных пунктов, не получила должного закрепления в российском законодательстве. Она пробельна и нестабильна, а поэтому не только не гарантирует надлежащий уровень защиты компонентов окружающей среды, но и не обеспечивает целевой научно обоснованный и сбалансированный подход к решению сложных экологических проблем в городах.
Наиболее эффективными мерами по обеспечению охраны окружающей среды в городах являются: разработка и внедрение различных экологических программ, взаимоувязанных с бюджетомосуществление всех видов экологического контролязаконодательное урегулирование проведения экологического аудита, экологического страхования и экологической сертификации, а также восстановление механизмов осуществления экологической экспертизы. Реализация указанных мер позволит стабильно снижать антропогенное воздействие на окружающую среду городов.
5. Доказано, что одним из важнейших направлений охраны окружающей среды в городских населенных пунктах является экономическое стимулирование и, в частности, упорядочение платежей за загрязнение окружающей среды в городах. Анализ сложившейся ситуации показывает, что предприятиям гораздо выгодней загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Размеры действующих нормативов платы за загрязнение окружающей среды занижены, в связи с этим требуется их изменение в сторону увеличения с одновременным учетом фактора инфляции, особенно в кризисной экономической ситуации. Предлагается восстановить и законодательно закрепить систему экологических бюджетных фондов, аккумулирующих средства на проведение природоохранных мероприятий в городах.
6. Обосновывается, что с точки зрения природоохранительных интересов большое значение имеет применение мер юридической ответственности за посягательства на городские природные объекты. Составы правонарушений во многих случаях требуют введения дополнительных квалифицирующих признаков: по месту совершения нарушения (например, в зеленых зонах городов, в водоохранных зонах городских водных объектов и т. д.) — мерам и содержанию причиненного вреда (например, уничтожение почвенного покрова в городах, загрязнение водных источников, атмосферного воздуха в городских населенных пунктах). Использование указанных признаков составов правонарушений в УК РФ, КоАП РФ или в актах субъектов Российской Федерации об административной ответственности за экологические правонарушения повысит профилактический потенциал уголовно-правовых и административно-правовых запретов, а также эффективность применения к нарушителям штрафных и иных санкций, предусмотренных законодательством. Наряду с этим предлагается повысить размеры санкций за порчу земель, загрязнение водных объектов, атмосферного воздуха в городских населенных пунктах.
Практическое значение диссертационного исследования.
Содержащиеся в диссертации положения, выводы, сведения по правовому обеспечению охраны окружающей среды городских населенных пунктов могут быть использованы при проведении исследований по данной и другим темам, связанным с экологическим законодательством, а также в учебных заведениях для повышения эффективности образовательного процесса при изучении студентами учебной дисциплины «Экологическое право». Основные положения диссертации могут быть использованы при разработке специального курса занятий по теме «Правовая охрана окружающей среды в городских населенных пунктах». Соответствующие положения диссертации призваны оказать методическую помощь природоохранным органам городского звена для оптимизации их работы в области охраны окружающей среды, а также в их законотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждалась в секторе экологического права Института государства и права Российской академии наук. Основные положения, предложения и выводы диссертационного исследования апробированы при чтении лекций, проведении семинарских занятий по курсу «Экологическое право» на юридическом факультете Белгородского университета потребительской кооперации. Ряд положений и выводов диссертации также отражены в опубликованных научных работах и докладывались на научно-практических конференциях, в том числе «Права человека в контексте развития российского конституционализма: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции» (Белгород, 2009), «Актуальные вопросы юридической практики на современном этапе» (Белгород, 2009), «Инновационные технологии в кооперативном образовании как фактор развития экономики» (Белгород, 2009).
Структура работы обусловлена целями, задачами и методологией исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, списка использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
3. Водный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 209.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Земельный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
8. Лесной кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. -2006. № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.
13. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
14. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
15. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
16. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
17. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
18. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
19. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Часть I). Ст. 1.
21. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10.
22. Федеральный закон от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2007. № 19. Ст. 2293.
23. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.
24. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
25. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
26. Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. № 2395−1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
27. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
28. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.
29. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
30. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (Ч. 1). Ст. 5140.
31. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3295−1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» // ВВС РФ. 1992. № 32. Ст. 1877. (Утратил силу в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3!).
32. Закон РФ от 19 декабря 1991 г. № 2061;1 «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457. (Утратил силу!).
33. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
34. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3734.
35. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
36. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.
37. Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 892.
38. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
39. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.
40. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3347.
41. Постановление Правительства РФ от 21 июня 1996 г. № 720 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территорий и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области» «// СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3261.
42. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.
43. Постановление Правительства РФ от 3 октября 1996 г. № 1161 «О федеральной целевой программе «Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997;2010 гг.» «// СЗ РФ. 1996. № 42. Ст. 4801.
44. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.
45. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1.
46. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 г. «О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков» // ВВС РСФСР. 1957. № 3. Ст. 1.
47. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 15 сентября 1924 г. «Общее положение о городских и сельских поселениях и поселках» // СУ РСФСР. 1924. № 73. Ст. 726.1. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
48. Градостроительный кодекс города Москвы, принят Законом г. Москвы от 25 июня 2008 г. № 28 «// Ведомости Московской городской Думы. 2008. № 8. Ст. 123.
49. Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2002. № 1. Ст. 203.
50. Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2004. № 11. Ст. 262.
51. Закон г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений» // Ведомости Московской городской Думы. 1999. № 7. Ст. 19.
52. Закон г. Москвы от 2 марта 2005 г. № 9 «О комплексном природопользовании в городе Москве» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2005. № 18.
53. Постановление Правительства г. Москвы от 4 октября 2005 г. № 760−1111 «Об утверждении Экологической доктрины города Москвы» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2005. № 57. 19 окт.
54. Постановление Правительства г. Москвы от 27 августа 2002 года № 693-пп «Об экологическом аудите». URL: http://www.gvozdik.ru/documents/ 2191. html (13 июня 2009 г.).
55. Закон Белгородской области от 4 июля 2002 г. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2002. № 40.
56. Закон Белгородской области от 10 июля 2007 г. № 133 «О регулировании градостроительной деятельности в Белгородской области» //Белгородские известия. 2007. № 120−121.
57. Постановление Главы администрации Белгородской области от 12 августа 2002 г. № 319 «О правилах благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Белгородской области» // Сборник нормативных актов Белгородской области. 2002. № 44.
58. Постановление Правительства Белгородской области от 1 июля 2005 г. № 151-пп «Об упорядочении проведения авиационных химических работ на территории области» // Белгородские известия. 2005. № 122.
59. Постановление Правительства Белгородской области от 28 января 2005 г. № 6-пп «О перечнях объектов животного и растительного мира, заносимых в Красную книгу Белгородской области» // Белгородские известия. 2005. № 40−41.
60. Решение Совета депутатов г. Белгорода от 26 декабря 2006 г. № 405 «Об утверждении регламента комплексного благоустройства микрорайонов и дворовых территорий города Белгорода» // Наш Белгород. 2007. 19 янв.
61. Решение Совета депутатов г. Белгорода от 29 мая 2007 года № 473 «Об утверждении экологической программы города Белгорода на 20 072 011 годы» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
62. Закон Томской области от 9 октября 1997 г. № 574 «Об экологическом аудите в Томской области». URL: http://tomsk.news-city.info/docs/sistemsp/dokpeygpo.htm. (13 июня 2009 г.).
63. Постановление Правительства Мурманской области от 21 ноября 2008 г. № 559−1111 «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области». URL: http://nature.gov-murman.ru/regulations. (12 июня 2009 г.).
64. Указ Президента Республики Башкортостан от 31 июля 2008 г. № УП-346 «Об утверждении положения о Министерстве природопользования и экологии республики Башкортостан». URL: http://www.mprrb.ru/MPR/ About/GeneralInfo/200 808 011 200.htm. (12 июня 2009 г.).
65. Решение Думы г. Иркутска от 13 апреля 2006 г. № 004−20−240 321/6 «О концепции обеспечения экологического благополучия населения г. Иркутска до 2010 года» // Справочно-правовая система «Гарант Плюс».
66. Положение о порядке осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) на территории городского округа Сызрань // Экологическое право. 2007. № 3. С. 25.
67. I. Монографии, учебники, учебные пособия и научные статьи.
68. Административная деятельность ОВД: Учебное пособие (в схемах). СПб.: Университет МВД России, 1999. С. 113.
69. Азаров Г. И., Новиков В. В. Функции органов внутренних дел в реализации экологической доктрины Российской Федерации // Экологическое право. 2004. № 2. С. 30−31.
70. Анисимов А. П. Теоретические проблемы охраны земель поселений с особым эколого-правовым статусом // Закон и право. 2005. № 2. С. 5355.
71. Антипов А. Н., Винкельбрандт А., Дроздов A.B. и др. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт. Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2002. С. 17−32.
72. Базылев Б. Т. Понятие юридической ответственности // Ученые записки Томского университета. Томск, 1967. № 66. С. 10−13.
73. Балезин В. П. Правовой режим земель населенных пунктов. М.: Юрид. лит-ра, 1980. 100 с.
74. Бандорин Л. Е. Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 4. С. 31−34.
75. Барбашин И. В., Павленко О. В. Проблемы законодательного обеспечения экологической безопасности крупных городов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2006. № 2. С. 6−18.
76. Бедный О. П., Жаркова Ю. Г., Суслова Н. В. Практика применения законодательства об охране атмосферного воздуха и пути его совершенствования // Экологическое право. 2002. № 4. С. 23−28.
77. Бобылев А. И. Некоторые проблемы юридической ответственности // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 73−79.
78. Бобылев А. И., Балашенко С. А. Вопросы общей теории экологического права. Минск, 1991. 100 с.
79. Бобылев А. И., Ивакин В. И. Юридическая ответственность за нарушения правового режима природных объектов, природных ресурсов. М.: Право и государство, 2007. 320 с.
80. Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. М.: Инфра-М, 2008. 449 с.
81. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы крупных городов. СПб., 1997. С. 8.
82. Боголюбов С. А. Референдумы по экологическим проектам // Государство и право. 1999. № 11. С. 31−37.
83. Боголюбов С. А. Экологизация отраслей российского законодательства // Журнал Российского права. 2004. № 12. С. 149−154.
84. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность: Очерк теории. М.: Юрид. лит-ра, 1976. 216 с.
85. Бринчук М. М. Комплексность в экологическом праве // Экологическое право. 2004. № 6. С. 19−28.
86. Бринчук М. М. Обеспечение роста ВВП в контексте экологического права // Журнал российского права. 2009. № 1. С. 70−84.
87. Бринчук М. М. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. М.: Наука, 1989. 184 с.
88. Бринчук М. М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений // Государство и право. 2000. № 9. С. 38−52.
89. Бринчук М. М. Развитие правовой охраны атмосферного воздуха // Экологическое право. 2002. № 4. С. 3−9.
90. Бринчук М. М. Экологическое право. М.: Юристъ, 1998. 684 с.
91. Бринчук М. М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2005. 684 с.
92. Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 688 с.
93. Бринчук М. М., Дубовик O.JT. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. 2003. № 3. С. 30−41.
94. Бринчук М. М., Русин С. Н., Суров А. Ф. Пограничная служба ФСБ России: управление охраной окружающей среды и природопользованием. Голицыно: Пограничный институт ФСБ России. 2005. 132 с.
95. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. IX. 474 с.
96. Буганов В. И., Преображенский A.A., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России. М.: Мысль, 1980. 342 с.
97. Булгаков М. В. Охрана природы в российском законодательстве XVII в. // История взаимодействия общества и природы. Ч. II и III. М., 1990. 126 с.
98. Булгаков М. В., Ялбуганов A.A. Природоохранные акты: от «Русской Правды» до петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С. 136−146.
99. Бутусова Н. В. Роль государственных доктрин и концепций в закреплении целей и задач Российского государства в условиях перехода к устойчивому развитию // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 3. С. 7−10.
100. Васильева М. И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2007. № 2. С. 8−18.
101. Васильева М. И. Правовые проблемы организации управления в сфере охраны окружающей среды: Пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. 254 с.
102. Васильева М. И. Проблема защиты общественного интереса в экологическом праве // Государство и право. 1999. № 8. С. 49−62.
103. Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ, 2003. 424 с.
104. Винокуров А. Ю. Природоохранная деятельность российской прокуратуры: Монография. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 7−14.
105. Винокуров А. Ю. Через формирование здорового экологического мировоззрения к благоприятной природной среде // Формирование экологического мировоззрения у российских граждан. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С. 3−9.
106. Винокуров Ю. Е. Экологическое право: Курс лекций. М.: Экзамен, 2005. 542 с.
107. Волкова И. И. Принцип платности негативного воздействия на окружающую среду в контексте конституционных норм // Экос-информ. 2005. № 8. С. 24−35.
108. Воронин Б. А. Программно-целевой метод комплексного развития сельского хозяйства и сельских территорий в Свердловской области // Аграрное и земельное право. 2008. № 2. С. 4−10.
109. Врангель В. В. История лесного законодательства в Российской империи с присовокуплением очерка истории корабельных лесов России. СПб., 1841 г. 156 с.
110. Врачебно-санитарное законодательство в России. СПб., 1908. С. 222 224.
111. Выпханова Г. В. К вопросу о дефинировании понятия «экологическая информация» // Право и государство: теория и практика. 2008. № 1. С. 122−126.
112. Выпханова Г. В. Ландшафтное развитие городских и других территорий: информационно-правовые проблемы // Аграрное и земельное право. 2008. № 6. С. 102−107.
113. Выпханова Г. В. Правовая категория «экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. № 3. С. 4—14.
114. Выпханова Г. В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и ее регионов // Экологическое право. 2005. № 5. С. 7—10.
115. Высшие органы государственной власти и управления России IX—XX вв. / Под ред. A.C. Тургаева. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. С. 17.
116. Галаган И. А. Административная ответственность в СССР. Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1976. 198 с.
117. Галкин Ю. Ю., Горшков Г. А. Общественность и ее роль в принятии управленческих решений в области экологии // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы конференции. М., 1999. С. 172.
118. Гаранин В. И. Охрана природы. Прошлое и настоящее. Казань, 1975. 85 с.
119. Герасимова И. А. Управление природопользованием и охраной окружающей среды. Оренбург: ОГУ, 1998. 143 с.
120. Гладилин П. О. О влиянии лесоохранного закона на сохранение лесов в России. СПб., 1911. С. 16−18.
121. Гладков H.A., Михеев A.B., Галушин В. М. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
122. Гогаева М. Т., Миндзаев М. А. Тенденции развития природоохранительного законодательства // Экологическое право. 2003. № 2. С. 9−15.
123. Гойман В. И. Правовая информированность граждан: состояние пути улучшения // Сов. государство и право. 1988. № 9. С. 33−38.
124. Голиченков А. К., Новицкая Т. Е., Чиркин C.B. Очерки истории экологического права // Вестник МГУ. Серия: Право. 1991. № 6. С. 5358.
125. Горбачев А. Н. Некоторые проблемы реализации права граждан Российской Федерации на экологическую информацию // Образование и общество. 1999. № 2. С. 24−28.
126. Гордиенков А. Д., Колодина Н. В. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. 2006. № 1. С. 33−36.
127. Горшенев В. М. К вопросу о понятии юридической ответственности в советском праве // Вопросы теории советского права. Новосибирск, 1966. 370 с.
128. Государственная Дума. Обзор деятельности комиссий и отделов. Четвертый созыв. Сессия IV. 3 сентября 1915 20 июня 1916 г. СПб., 1916. С. 139.
129. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году». URL: http://www.mnr.gov.ru/part/? pid=1032. 504 с. (10 мая 2009).
130. Грачев В. А. Законодательное обеспечение государственной политики в области инвестирования экологической безопасности // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2007. № 3. С. 5−8.
131. Грудцына Л. Ю. Регионы России: Алтайский край // Законодательство и экономика. 2003. № 2. С. 65−69.
132. Грудцына Л. Ю. Регионы России: Новосибирская область // Законодательство и экономика. 2003. № 3. С. 90−94.
133. Гусев A.A., Бизяркина E.H. Экономико-правовые аспекты экологически устойчивого развития // Экономика природопользования. 2007. № 5. С. 3−17.
134. Давыдов А. Н. Государственная политика России по защите окружающей среды от загрязнения в контексте решения демографических проблем в конце XIX начале XX в. // Историческая экология и историческая демография. М.: Росспэн, 2003. 383 с.
135. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1999. 699 с.
136. Дридзе Т. Против «Труда», «Быта», «Отдыха» как безличных властвующих функций // Муниципальная власть. 2004. № 3. С. 76−80.
137. Дубовик O.JI. Право доступа к информации о состоянии окружающей среды // На пути к устойчивому развитию России. 2001. № 6 (17). С. 3337.
138. Дубовик О. Л. Формирование экологической политики: история достижений, тенденции и задачи (Анализ теоретического наследия О.С. Колбасова) // Экологическое право. 2007. № 6. С. 22−25.
139. Дубовик О. Л. Шаг вперед в защите природы // Закон. 2002. № 7. С. 3541.
140. Дубовик О. Л. Экологическая преступность в Европе: состояние, структура и динамика и тенденция борьбы с ней // Уголовное право. 2006. № 3. С. 134−139.
141. Дубовик О. Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ. М.: Спарк, 1998.351 с.
142. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник. М.: Проспект, 2003. 298 с. 76. ¦ Дубовик О. Л., Кузнецова О. Н., Балытников В. В. Комментарий к законугорода Москвы «О государственном экологическом контроле в городе Москве». М.: Норма, 2007. 274 с.
143. Духно H.A. Экологическое право и перспективы его развития // Аграрное и земельное право. 2007. № 8. С. 4−8.
144. Духно H.A., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической ответственности //Государство и право. 2000. № 6. С. 12−17.
145. Евтихиев И. И. Земельное право. М. Л., 1929. 395 с. 80.