Актуальность темы
исследования. Сельскохозяйственная деятельность как предмет правового регулирования понимается как производство продукции растениеводства и животноводства, ее первичная переработка и реализация самими сельскими товаропроизводителями1.
Производство продукции растениеводства и животноводства связано, прежде всего, с использованием компонентов природной среды — земли, почв, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха. Таким образом, результаты сельскохозяйственного производства, качество получаемой сельскохозяйственной продукции основываются на качестве окружающей среды, ее благополучии.
Есть и обратная сторона взаимосвязи сельского хозяйства и состояния окружающей среды. Растущие с каждым годом общественные потребности в сельскохозяйственной продукции, а также технические возможности, не ориентированные на сбережение природных ресурсов^ процессе их сельскохозяйственного использования, порождают чрезмерное и порой разрушительное воздействие сельскохозяйственного производства на окружающую среду. В результате такого воздействия и деградации природной среды, несмотря на возможный кратковременный рост производства, с одной стороны, снижаются возможности общества по использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве, а с другой стороны, наносится ущерб здоровью самого человека2.
При оценке значения сельскохозяйственного природопользования нельзя забывать еще об одном факторе — социальном. Как известно, сельскохозяйственное производство является основным источником обеспечения трудовой занятости сельского населения. Поэтому используемые в сельском хозяйстве природные ресурсы выступают, по сути, не только главным средством сельскохозяйственного производства, но и основой жизнеобеспечения сельского общества, тем более в.
1 См.: Аграрное право. Учебник. Под ред. С, А Боголюбова и Е. Л. Мининой. — М., 2007. С. 13.
2 Подробнее о факторах деградации природной среды в Российской Федерации, вызванных сельскохозяйственным (в общем контексте) производством, и задачах по преодолению их отрицательного воздействия на здоровье населения см.: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации» / СЗ РФ, 09 09.2002, № 36, ст. 3510. условиях недостаточности, а порой и просто отсутствия государственной поддержки села. Рациональное сельскохозяйственное природопользование служит, таким образом, опорой устойчивого развития сельских территорий.
Тем не менее по ряду причин экономического, технологического, социального, правового характера на фоне охватившего сельскохозяйственное производство кризиса положение дел в сфере использования природных, ресурсов в сельском хозяйстве остается крайне сложным. За счет роста населенных пунктов, размещения промышленных объектов и по иным причинам за последние пятнадцать лет из сельскохозяйственного оборота выбыло более 15 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 56 млн. гектаров пашни характеризуются низким содержанием гумуса1. Чрезмерной механизацией и химизацией сельскохозяйственного производства, проведением научно необоснованных мелиоративных мероприятий, нарушением при проведении сельскохозяйственных работ санитарного законодательства и законодательства об охране окружающей среды не только «наносится огромный ущерб непосредственно используемым в сельском хозяйстве природным ресурсам и объектам, но и оказывается негативное воздействие на окружающую среду в целом.
Полагаем, однако, что реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также продолжающие острые дискуссии относительно условий (в том числе и касающихся государственной поддержки отечественного АПК) вступления России в ВТО свидетельствуют о возрастающем интересе государства к поддержке собственного сельскохозяйственного производства. С еще большей уверенностью можно сказать, что в силу вышеупомянутых причин продолжающееся реформирование аграрных отношений неизбежно сопряжено^ с определенными трудностями.
Необходимость разрешения всего комплекса проблем, возникших и возникающих в сфере сельскохозяйственного производства и природопользования,.
1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агро-ландшафтов как национального достояния России на 2006;2010 годы» / СЗ РФ, 06.03.2006, № 10, ст. 1101. ставит серьезные задачи перед правовым регулированием указанной сферы общественных отношений, а также перед наукой природоресурсного, аграрного и экологического права. Среди упомянутых задач здесь необходимо выделить, во-первых, поиск и поддержание в правотворчестве разумного баланса в обеспечении различных интересов вокруг использования природных ресурсов в сельском хозяйстве, и, во-вторых, совершенствование государственного управления природопользованием, в том числе путем разработки и внедрения новых и усовершенствования действующих правовых средств по обеспечению реализации прав и выполнению обязанностей сельскохозяйственных природопользователей.
Все эти факторы обусловили выбор автором темы диссертационного исследования, а также определили актуальность работы.
Состояние разработанности темы и научная новизна исследования. Тема использования природных ресурсов в сельском хозяйстве не является новой для науки природоресурсного, аграрного и экологического права. Правовое регулирование использования отдельных видов природных ресурсов в сельском хозяйстве подробно исследовалось в научной литературе, основанной на законодательстве СССР и практике его применения: в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Ю. Г. Жарикова «Теоретические проблемы права сельскохозяйственного землепользования в СССР» (1973 г.), в монографии JI.A. Заславской «Законодательство о колхозных лесах» (1974 г.), а также в кандидатских диссертациях A.A. Лемешенко «Правовое регулирование рационального использования пастбищ» (1976 г.), В. В. Янчука «Правовой режим пахотных угодий (на материалах Украинской ССР)» (1982 г.), Т. Г. Калиниченко «Право сельскохозяйственного водопользования» (1984 г.).
Значительная часть исследований и выводов авторов названных работ и поныне сохраняет свою актуальность. Однако как в этих работах, так и в ряде более поздних исследований1 предметом исследования преимущественно выступают.
1 См., например: Харьков В. Н. Организационно-правовое обеспечение рационального использования и охраны земель на уровне субъекта Российской Федерации / на материалах Тверской области /. Дисс. на соискание уч. степени к. ю. н. — М., 1998. отношения по использованию в сельском хозяйстве отдельных видов природных ресурсов (земель, водных объектов, лесов), а не природной среды в целом как интегрированного объекта природоресурсных отношений.
Диссертационным исследованием последних лет, непосредственным предметом которого стало правовое регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сфере аграрного производства, является диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Л. Ф. Усмановой «Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в аграрном секторе экономики» (2000 г.).
Приоритетом в указанном исследовании (как по значению, так и по мере освещения), на наш взгляд, пользуются правоотношения по охране окружающей среды в аграрном секторе экономики, поэтому в его рамках не в полной мере оказались выраженными специфика, и значение правоотношений по использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве.
В последнее время приняты новые Земельный кодекс РФ (2001), Водный кодекс РФ (2006), Лесной кодекс РФ (2006), Закон об охране окружающей среды. (2002), существенные изменения внесены в Налоговый-кодекс РФ’и другие законодательные акты.
Произошли изменения и в правовом регулировании сельского хозяйства. Вступил в силу Закон о развитии сельского хозяйства (2007), провозгласивший сохранение и воспроизводство используемых для, нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов одной из основных целей государственной аграрной политики. Приняты и вступили в силу Закон об обороте земель-.сельскохозяйственного назначения (2002), Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (2004), Правительством России утверждена (2006) федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов. как национального достояния России на 2006;2010 годы». В 2005 г. развитие аграрно-промышленного комплекса провозглашено Президентом и Правительством Российской Федерации одним из четырех приоритетных национальных проектов.
Развитие природоресурсного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и законодательства о сельском хозяйстве, требует, по мнению диссертанта, нового научного анализа правоотношений (в том числе правовых норм) по использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве как самостоятельной совокупности отношений, выработке рекомендаций по совершенствованию соответствующего правового регулирования и практики применения нормативных предписаний. Структура и содержание данного исследования также должны исходить из принципа единства интеграции и дифференциации в анализе права природопользования в сельском хозяйстве в зависимости от объекта регулируемых данным правом общественных отношений.
Исходя из изложенного, автором настоящего исследования — определяется его структура и содержание. Особое внимание в настоящей работе уделено также отдельным проблемам реализации прав и исполнения обязанностей сельскохозяйственных природопользователей.
Предмет диссертационного исследования. Предмет настоящего исследования составляют нормы права, закрепляющие права и обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей по использованию природных (земельных, лесных, водных) ресурсов в сельскохозяйственном производстве, а также ряд правовых требований по обеспечению эффективности реализации указанных прав и исполнения обязанностей.
В предмет исследования не включаются права и обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей по использованию иных природных ресурсовобъектов животного мира, недр и атмосферного воздуха по следующим причинам.
Во-первых, что касается основных видов пользования объектами животного мира, включая водные биоресурсы, — охоты и рыболовства, то в силу значительного числа присущих им особенностей есть все основания отнести их к самостоятельным сферам общественного производства, выходящим за пределы сельского хозяйства. В охоте и рыболовстве природопользование обусловлено задачей присвоения (добычи) созданного самой природой продукта, в сельском хозяйстве решающее значение имеет использование природных (земельных, водных, лесных) ресурсов в качестве необходимых средств производства.
Формально юридическое разграничение сельского хозяйства и охоты и рыболовства можно встретить, например, в п. З ст. 346.2 ч. П Налогового кодекса РФ, согласно норме которого вылов рыбы и других водных биологических ресурсов (об охотничьих трофеях даже речь не идет) по общему правилу не относится к сельскохозяйственной продукции. Исключение, связанное с целью упрощения налогообложения, сделано только для вылова рыбы и других водных биологических ресурсов градои поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями1.
Во-вторых, использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений и других), хотя и имеет место в сельском хозяйстве, также не рассматривается, по крайней мере, обособленно, в настоящем исследовании, поскольку представляет собой скорее предмет биологии, почвоведения и иных естественных наук, нежели исследования собственно юридического.
В-третьих, отношения по использованию недр и атмосферного воздуха, возникающие в сфере сельскохозяйственного производства, не обладают столь выраженной спецификой, чтобы выделить их из общности правоотношений по недропользованию и использованию атмосферного воздуха. Поэтому основу предмета исследования составляет прежде всего и главным образом совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию в сельском хозяйстве земель, водных объектов и лесов как элементов единой природной среды.
Для раскрытия и детального определения предмета настоящего исследования автором анализируются:
— система законодательных и иных нормативно-правовых актов (в том числе утративших силу), в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения.
1 См. также § 1 главы 1 о понятии сельскохозяйственного товаропроизводителя. по использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве и отношения обеспечительного характера;
— акты реализации вышеуказанных норм права, в том числе акты применения права, включая судебные;
— научные идеи, теории, взгляды, исследования в отношении правовой, экономической, экологической, социальной, собственно аграрной сторон сельскохозяйственного природопользования;
— зарубежный опыт правового регулирования отношений по использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в уточнении теоретических положений и развитии научного представления о нормах права, закрепляющих права и обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей по использованию природных ресурсов и обеспечивающих их (прав и обязанностей) реализацию и исполнение, а также в разработке научно-практических рекомендаций по совершенствованию и применению положений законодательства, регулирующего использование природных ресурсов в сельском-хозяйстве.
Для достижения цели исследования автор решал следующие задачи:
— выявить общее и особенное в правовом регулировании отдельных видов сельскохозяйственного природопользования;
— проанализировать систему законодательных и иных нормативных актов (в том числе, утративших силу), регулирующих сельскохозяйственное природопользование, установить возможные пробелы и противоречия;
— дать научную оценку существующим теоретическим положениям по проблемам природопользования в сельском хозяйстве;
— обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: формально-логический, системный, структурно-функциональный, конкретноисторическийа также частнонаучные методы: сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, толкования.
Общую часть теоретической основы диссертации представляют собой научные исследования С. С. Алексеева, С. А. Комарова, В. В. Лазарева, A.C. Пигол-кина в области общей теории государства и права, В. И. Васильева, В. Г. Вишнякова, А. Ф. Ноздрачева, А. Е. Постникова, Ю. А. Тихомирова в области конституционного и административного права.
Специальной теоретической основой настоящего исследования являются труды ученых — специалистов по теории природоресурсного, аграрного и экологического права: Г. А. Аксененка, В. П. Балезина, Г. С. Башмакова, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, Г. Е. Быстрова, М. И. Васильевой, Г. А. Волкова, Е.А. Гали-новской, А. К. Голиченкова, Д. Б. Горохова, В. К. Григорьева, Ю. Г. Жарикова, JI.A. Заславской, И. А. Иконицкой, Т. Г. Калиниченко, М. И. Козыря, О. С. Колбасова, Н. И. Краснова, О. И. Крассова, E. JL Мининой, И. Ф. Панкратова, Г. Н. Полянской, H.A. Сыродоева, A.M. Турубинера, Л. Ф. Усмановой, Г. В. Чубукова, Ю.С. Шем-шученко и других.
Особую часть теоретической основы диссертации составили работы ученых в, области экономики природопользования, экологии и сельскохозяйственных наук: С. Н. Бобылева, Е. Г. Лысенко, A.B. Чаянова, A.B. Яблокова.
В информационно-практическую основу исследования легли сообщения, доклады, концепции, статистические данные, размещенные на сайтах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в информационной сети Интернет (www.mcx.ru: www.kadastr.ru).
Основные теоретические положения, выносимые на защиту:
1. Под правом природопользования в сельском хозяйстве как правовым институтом природоресурсного права диссертантом предлагается понимать совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, характеризующиеся одновременно следующими признаками: а) одна из сторон указанных отношений обязательно представлена лицами, которые в установленном законом порядке приобрели право пользования природными ресурсамиб) опосредующие процесс рационального и экономически соизмеримого использования ими природных ресурсов в качестве основных средств производства в сельском хозяйстве.
При этом под рациональным понимается всестороннее и с учетом экологических взаимосвязей между различными компонентами природной среды использование природных ресурсов. Экономически соизмеримое природопользованиеиспользование такого количества (объема) природных ресурсов, которое соответствует финансово-экономическому состоянию природопользователей.
2. По мнению диссертанта, учет органами государственной власти и местного самоуправления материально-технических, кадровых и иных экономических возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей при принятии решений о предоставлении (приобретении) им прав на природные ресурсы позволит во-многом предупредить нерациональное природопользование.
В связи с этим диссертантом предлагается дополнить. порядок приобретения прав на природные ресурсы, в том числе и главным образом-находящиеся в государственной собственности, для* ведениясельского^ хозяйства представлением заявителем в, уполномоченный на предоставление прав на природные ресурсы орган государственной власти или местного самоуправления декларации природо-пользователя. В этой декларации отражались бы сведения о финансово-экономическом состоянии заявителя и предполагаемых затратах на рациональное использование природных ресурсов.
Для расчета финансово-экономического состояния заявителей и предполагаемых затрат на рациональное использование ими природных ресурсов, сведения о которых должны быть отражены в декларациях природопользователей, и определения соизмеримости сельскохозяйственного природопользования предлагается разработать и нормативно закрепить (на уровне нормативных актов Министерства сельского хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов) соответствующие методики.
3. Для реализации экосистемного подхода в правовом регулировании природопользования в сельском хозяйстве необходимо гармоничное развитие земельного, водного и иного природоресурсного законодательства в части закрепления прав и обязанностей сельскохозяйственных природопользователей.
В связи с этим предлагается закрепить (в рамках отдельной статьи Водного кодекса РФ) специальный круг прав и обязанностей сельскохозяйственных водопользователей. При этом обосновывается целесообразность включения в предлагаемый перечень обязанности сельскохозяйственных водопользователей использовать предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства водные объекты, аналогичной предусмотренной земельным и гражданским законодательством обязанности обладателей земельных прав использовать для сельскохозяйственного производства земельные участки, предназначенные для этой цели.
4. В целях обеспечения рационального использования земельного фонда в целом и земель сельскохозяйственного назначения в частности необходимо усовершенствовать систему мер по переводу малопригодных для сельскохозяйственного производства земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель, прежде всего, земель лесного и водного фондов, земель особо охраняемых территорий и объектов.
Для этого предлагается предусмотреть порядок указанного перевода не только по ходатайству заинтересованного лица, но и по инициативе специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции по планированию и организации рационального использования земель и их охраны в системе землеустроительных мероприятий. Указанная инициатива должна основываться на плановом (систематическом) мониторинге сельскохозяйственных угодий, в том числе оценке их качественного состояния, а также учитывать их социально-экономическое значение.
5. В целях обеспечения доступности древесины и иных древесных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно предусмотреть в законодательстве особый порядок предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда для заготовки древесины и иных древесных ресурсов для собственных нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей, например, на праве безвозмездного срочного пользования независимо от принадлежности того или иного сельскохозяйственного товаропроизводителя к кругу субъектов права безвозмездного срочного пользования, определенному земельным законодательством.
Это связано, с одной стороны, с тем, что заготовка древесины для собственных нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется не с целью непосредственного извлечения прибыли от реализации заготовленной древесины, а имеет важное вспомогательное (обеспечительное) значение для сельскохозяйственного производства. С другой стороны, экономическое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им конкурировать с промышленными лесозаготовителями на аукционах на право заключения договоров аренды лесных участков или купли-продажи лесных насаждений.
6. По мнению диссертанта, правовое регулирование приоритетного национального проекта «Развитие АПК» должно осуществляться с учетом возможного негативного влияния интенсивного развития животноводства на состояние используемых в сельскохозяйственном производстве природных ресурсов. Поэтому в числе мер поддержки развития животноводства представляется целесообразным предусмотреть меры поощрения рационального природопользования в сельском хозяйстве. Например, возможно распространить-механизм субсидирования процентных ставок не только на кредиты, получаемые на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов, но и на кредиты, получаемые на приобретение и мелиорацию пастбищ и иных сельскохозяйственных угодий.
Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что сделанные в ней выводы могут быть использованы для развития правового регулирования и научных исследований, толкования уже существующих правовых норм в сфере как природопользования в сельском хозяйстве, так и использования природных ресурсов в иных отраслях общественного производства. Структура и содержание диссертационного исследования могут найти применение при разработке специальных учебных курсов, при преподавании природоресурсного и аграрного права.
Апробация результатов диссертационного исследования. Исследование было проведено и обсуждено в отделе природоресурсного, аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Тезисы и предложения, содержащиеся в диссертации, излагались в публикациях диссертанта, а также в докладах на научно-практических конференциях: «Проблемы реализации закона» (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации", 2004 г.) — «Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе» (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Государственный университет по землеустройству, 2004 г.) — «Публичные и частные интересы в российском законодательстве» (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2005 г.). Отдельные выводы автора, сделанные в ходе работы над диссертацией, обсуждались на Одиннадцатой (Соловецкие острова) и Двенадцатой (г. Анапа) Всероссийских Школах молодых ученых-юристов (Юридический факультет Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова, 2006 и 2007 г.г.).
Структура диссертационного исследования обуславливается актуальностью темы исследования, целью и задачами диссертации и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов и материалов судов по теме исследования и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование показало необходимость особого правового регулирования составляющих основу сельского хозяйства общественных отношений — отношений по использованию земель, лесов, водных объектов в целях сельскохозяйственного производства — при помощи отдельного и самостоятельного правового института — права природопользования в сельском хозяйстве.
Несмотря на последнюю тенденцию законодательного регулирования, которая наиболее отчетливо проявляется в водном и лесном законодательстве (Водный и Лесной кодексы РФ) и заключается в исключении или ограничении особенностей правового регулирования сельскохозяйственного природопользования, сама многогранная природа отношений по использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве в ее экономическом, экологическом, социальном смыслах убеждает в неизбежности особого и пристального внимания законодателя к проблемам аграрного природопользования.
Изучение отечественного правового регулирования отношений по использованию природных ресурсов и сопоставление его с опытом аналогичного регулирования в зарубежных странах привело к выводу о не только возможном, но и необходимом государственно-правовом воздействии на поведение сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе использования ими природных ресурсов, в том числе путем основанного на законе ограничения принадлежащих им прав и возложения на них определенных обязанностей в целях обеспечения публичных интересов.
В исследовании проанализированы общие и особенные черты сельскохозяйственного природопользования в зависимости от вида используемых природных ресурсов, территориального (регионального) признака. Общие принципы сельскохозяйственного природопользования как рациональное и целевое использование природных ресурсов рассматриваются с позиции абсолютной обязанности, а не права (как это, например, имеет место в новейшем водном законодательстве применительно к целевому использованию водных объектов) природопользователей осваивать земельные, водные, лесные ресурсы рационально и в соответствии с той целью, с которой они предоставлены в пользование.
Особое внимание, уделенное в настоящей работе проблемам эффективности реализации прав и обязанностей сельскохозяйственных природопользователей, совсем не случайно. Очевидно, что без создания необходимых организационно-правовых условий для реализации права (и обязанности) сама его жизнеспособность будет находиться под вопросом. Поэтому важным, как представляется, результатом исследования, является вывод о недостаточности существующих организационно-правовых условий, обеспечивающих рациональность сельскохозяйственного природопользования, и вытекающее из него предложение о дополнении механизма обеспечения реализации прав и исполнения обязанностей сельскохозяйственных природопользователей мерами государственного учета и контроля экономических возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей при принятии решения о предоставлении (передаче) в их пользование природных ресурсов. Закрепление таких мер в законодательстве и реализация их в правоприменительной практике за счет устранения «неподготовленного» (зачастую в спекулятивных целях), экономически несоизмеримого природопользования будут содействовать обеспечению рационального природопользования.
В связи с чем право природопользования в сельском хозяйстве понимается автором как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, характеризующиеся одновременно следующими признаками: а) одна из сторон указанных отношений обязательно представлена лицами, которые в установленном законом порядке приобрели право пользованияприродными ресурсамиб) опосредующие процесс рационального и экономически соизмеримого использования ими природных ресурсов в качестве основных средств производства в сельском хозяйстве.
Самостоятельное рассмотрение в настоящем исследовании развития федерального и регионального законодательства, посвященного сельскохозяйственному природопользованию, позволило определить роль и значение соответствующих уровней законодательства в правовом регулировании аграрного природопользования, установить соотношение и взаимодействие между ними, наметить ближайшие шаги их дальнейшего развития.
Сделанные автором наблюдения, выводы, предложения в свою очередь могут быть использованы для развития законодательства и совершенствования правоприменительной практики, а также в научных исследованиях, посвященных проблемам сельскохозяйственного природопользования.
Нормативно-правовые акты и материалы судов: 1. Федеральные нормативно-правовые акты.
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Российская газета, N 237, 25.12.1993.
1.2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 29.12.2006) / СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
1.3. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. № 1103−1 (утратил силу) / Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.05.1991, N 22, ст. 768.
1.4. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (утратил силу) / СЗ РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4471.
1.5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 04.12.2006) / СЗ РФ, 05.06.2006, N 23, ст. 2381.
1.6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. № 22-ФЗ (Утратил силу) / СЗ РФ, 03.02.1997, N 5, ст. 610.
1.7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ / СЗ РФ, 11.12.2006, N50, ст. 5278.
1.8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.02.2007) / СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
1.9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 26.01.2007) / СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
1.10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.12.2006)/ СЗ РФ, 03.08.1998, N31, ст. 3824.
1.11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2006) / СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
1.12. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2006) / СЗ РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
1.13. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» / СЗ РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 27.
1.14. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «Об охране окружающей среды» / СЗ РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
1.15. Закон РСФСР от 19.11.1991 г. № 2060;1 «Об охране окружающей природной среды» (утратил силу) / Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.1992, N 10, ст. 457.
1.16. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О животном мире» / СЗ РФ, 24.04.1995, N 17, ст. 1462.
1.17. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395−1 (ред. от 25.10.2006) «О недрах» / СЗ РФ, 06.03.1995, N 10, ст. 823.
1.18. Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. № 1738−1 (ред. от 07.03.2005) «О плате за землю» (за исключением ст. 25 утратил силу) / Ведомости СНД и ВС РФ, 31.10.1991, N 44, ст. 1424.
1.19. Федеральный закон 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. от 04.12.2006) / СЗ РФ, 16.06.2003, N 24, ст. 2249.
1.20. Закон РСФСР от 22.11.1990 г. № 348−1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (утратил силу) / Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 26, ст. 324.
1.21. Федеральный закон от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (утратил силу) / СЗ РФ, N 19, 11.05.1998, ст. 2067.
1.22. Федеральный закон от 22.02.1999 г. № Зб-ФЗ (ред. от 02.01.2000, с изм. от 23.12.2003) «О федеральном бюджете на 1999 год» / СЗ РФ, 01.03.1999, N 9, ст. 1093.
1.23. Федеральный закон от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ (ред. от 10.11.2004, с изм. от 14.07.2005) «О федеральном бюджете на 2003 год» / СЗ РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132.
1.24. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ (ред. от 10.11.2004) «О федеральном бюджете на 2004 год» / СЗ РФ, 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5038.
1.25. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3018.
1.26. Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ.(ред. от 18.12.2006) «О мелиорации земель"/ СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 142.
1.27. Федеральный закон от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» / СЗ РФ, 21.07.1997, N 29, ст. 3510.
1.28. Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» / СЗ РФ, 20.07.1998, N 29, ст. 3399.
1.29. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» / СЗ РФ, 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.
1.30. Основы лесного законодательства от 06.03.1993 г. № 4613−1 (утратили силу) / Ведомости СНД и ВС РФ, 15.04.1993, N 15, ст. 523.
1.31. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-Ф3 (ред. от 29.06.2004) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» / СЗ РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2787.
1.32. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О безопасности гидротехнических сооружений» / СЗ РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3589.
1.33. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 27.07.2006) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / СЗ РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105.
1.34. Федеральный закон от 03.08.1995 г. № 123-Ф3 (ред. от 18.12.2006) «О племенном животноводстве» / СЗ РФ, 07.08.1995, N 32, ст. 3199.
1.35. Федеральный закон от 17.12.1997 г. № 149-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О семеноводстве» / СЗРФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5715.
1.36. Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» / СЗ РФ, 27.02.1995, N 9, ст. 713.
1.37. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 23.12.2005, с изм. от 27.03.2006) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» / СЗ РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
1.38. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 г. № 649 (ред. от 05.02.2007) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» / СЗ РФ, 24.05.2004, N 21, ст. 2023.
1.39. Указ президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» / СЗ РФ, 08.04.1996, N15, ст. 1572.
1.40. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006;2010 годы» / СЗ РФ, 06.03.2006, N 10, ст. 1101.
1.41. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.1997 г. № 1601 (ред. от 21.04.2003) «Об утверждении положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» / СЗ РФ, 05.01.1998, N 1, ст. 121.
1.42. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 г. № 370 (ред. от 20.12.2006) «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» / СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3260.
1.43. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 г. № 181 (ред. от 30.11.2006) «Вопросы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» / СЗ РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1474.
1.44. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 г. № 164 «Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» / СЗ РФ, 03.04.2006, N 14, ст. 1543.
1.45. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г. № 224 (ред. от 29.10.2005) «Об утверждении положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование» (вместе с Положением «О предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование») / СЗ РФ, 23.02.1998, N8, ст. 964.
1.46. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 г. № 383 «Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (Утратило силу) / СЗ РФ, 07.04.1997, N 14, ст. 1636.
1.47. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2006;2008 годы)» / СЗ РФ, 30.01.2006, N 5, ст. 589.
1.48. Приказ Министерства окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 23.12.1993 N 273 «Об утверждении временного положения о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование».
1.49: Рекомендации по осуществлению передачи сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование участков лесного фонда, ранее находившихся в их владении. / Утверждены Рослесхозом и Минсельхозпродом РФ 23.04.1999 г.
1.50. Инструктивное письмо Рослесхоза № ВШ-3−15/42, Минсельхозпрода РФ № 2−34/85 от 22.01.1998 г. «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1601».
1.51. Приказ Госкомрыболовства РФ от 01.11.2001 г. № 344 «Об утверждении положения о распределении квот на вылов (добычу) водных биоресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации между заявителями, зарегистрированными в субъектах РФ, территории которых прилегают к морскому побережью» (утратил силу).
1.52. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 г. № 34 «О введении в действие санитарных правил — СП 1.2.1077−01» (вместе с «Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. Сан-ПиН 1.2.1077−01», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ.
13.10.2001 г.) / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 4, 28.01.2002.
1.53. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.03.2005 г. № 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N24, 13.06.2005.
1.54. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утв. Госкомэкологии РФ 29.12.1998) / Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету, N3, 1999.
1.55. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от.
28.02.2002 г. № 196 «О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование» (утратил силу) / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 14, 08.04.2002.
1.56. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.07.2005 г. № 212 «Об утверждении правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 39, 26.09.2005.
1.57. Приказ Рослесхоза от 01.04.1999 г. № 74 «Об утверждении перечня дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации» (утратил силу) / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 24, 14.06.1999.
2. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
2.1. Закон Кировской области от 30.06.2003 г. № 172−30 (ред. от 29.12.2004) «О сохранении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Кировской области на основе биологизации земледелия» / «Вятский край», № 126 (3054), 09.07.2003.
2.2. Закон Псковской области от 11.03.2003 г. № 254−03 (ред. от 09.06.2003) «Об утверждении норматива безвозмездного пользования для удовлетворения собственных потребностей сельскохозяйственных организаций в древесине в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» / «Псковская правда», № 53, 25.03.2003.
2.3. Закон Пермского края от 30.12.2005 г. № 2774−622 «Об экономическом стимулировании использования (дополнительного вовлечения) сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области» / «Бюллетень Законодательного собрания и администрации Пермской области» № 2, 28.02.2006.
2.4. Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 г. № 18 (ред. от 29.12.2003) «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» / СЗ Республики Дагестан, 31.12.2003, N 12, ст. 926.
2.5. Закон Республики Тыва от 23.12.2005 г. № 1497 ВХ-1 «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства» / «Тувинская правда», 30.12.2005.
2.6. Постановление Государственного совета Республики Дагестан от 27.06.2001 г. № 103 «Об утверждении положения о порядке использования и охраны земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» (вместе с «Положением о порядке использования и охраны земель отгонного животноводства в Республике Дагестан») / СЗ Республики Дагестан, 29.06.2001, N 6, ст. 432.
3. Материалы судов.
3.1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 г. № 6 (ред. 25.10.96) «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» / Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, 1992.
3.2. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 21.10.1993 г. № 22 «О некоторых вопросах практики применения закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» «/ Вестник ВАС РФ, 1994, N 3.
3.3. Постановление ФАС Уральского округа от 07.04.2003 г. № Ф09−695/03-ГК (в связи с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции по иску о взыскании убытков, причиненных истцу вследствие нарушения ответчиком правил применения гербицидов при обработке полей).