Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование государственного и муниципального управления землями городов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Земли городов занимают относительно небольшую часть общей площади всех земель Российской Федерации. Вместе с тем, они служат местом жительства подавляющей части её населения: в настоящее время в городах проживает почти 73% населения России1. Земли городов играют роль территориально-пространственной основы для размещения данного типа поселений, наиболее важных с точки зрения экономического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовой институт государственного и муниципального управления землями городов
    • 1. Теоретические основы правового регулирования государственного и муниципального управления землями городов
    • 2. История правового регулирования управления землями городов в России
    • 3. Правовое регулирование управления землями городов в условиях современной земельной реформы
  • Глава 2. Законодательство Российской Федерации о государственном и муниципальном управлении землями городов
    • 1. Общая характеристика законодательства о государственном и муниципальном управлении землями городов
    • 2. Законодательство о землях городов как объекте государственного и муниципального управления
    • 3. Правовое закрепление функций государственного и муниципального управления землями городов
  • Глава 3. Основные проблемы правового регулирования управления землями городов
    • 1. Правовое зонирование в городах: сущность, актуальные проблемы
    • 2. Правовое регулирование управления землями городов, находящимися в государственной или муниципальной собственности

Правовое регулирование государственного и муниципального управления землями городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Земли городов занимают относительно небольшую часть общей площади всех земель Российской Федерации. Вместе с тем, они служат местом жительства подавляющей части её населения: в настоящее время в городах проживает почти 73% населения России1. Земли городов играют роль территориально-пространственной основы для размещения данного типа поселений, наиболее важных с точки зрения экономического и демографического развития страны. Городские земли используются в различных целях. Большая их часть используется для строительства и эксплуатации (использования) разнообразных объектов недвижимости, необходимых для проживания населения и развития городского хозяйства (жилых, промышленных, административных, культурно-бытовых, и многих других). Кроме того, значительную часть городских территорий занимают земли, используемые в рекреационных, сельскохозяйственных, экологических и иных целях. Однако в связи с тем, что город является единым и сложным социально-экономическим образованием, различное использование его земель должно быть подчинено единой и основной цели — созданию наиболее благоприятных условий жизнедеятельности городских жителей, которое включает надлежащую охрану окружающей среды, соответствующее потребностям населения и городского хозяйства развитие жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, обеспечение оптимальной застройки городских территорий различными объектами, и т. д. Иными словами, земельные ресурсы городов представляют собой весьма важный фактор в формировании среды жизнедеятельности большинства населения России, и «от состояния этой среды, от того, насколько она благоприятна для жизни человека, зависят условия проживания миллионов людей"2.

Земельные ресурсы городов, будучи достаточно ограниченными по площади, обладают повышенной экономической ценностью по сравнению с землями иных категорий, являются наиболее привлекательными с инвестиционной точки зрения: в городах происходит обращение основной части всех финансовых капиталов, «работающих» в экономическом пространстве России, наиболее развита инженерная,.

1 Таболин В. В., Корнев А. В. Муниципальное городское право. Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления. М.: «Формула права», 2000. Стр. 11.

2 Крассов О. И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: «Юристъ», 2001. Стр. 11. транспортная, социальная и т. д. инфраструктура, что ведёт к стремлению различных хозяйствующих субъектов размещать своё производство и иные объекты именно на городских землях. Данные обстоятельства имеют место в условиях ограниченности (по площади) городских земельных ресурсов, что служит существенному возрастанию их стоимости. Земли городов могут также служить источником значительной части бюджетных доходов, обеспечивать приток финансовых инвестиций в экономику города.

Очевидно, что достижение вышеуказанных основных целей использования городских земель — обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности и экономического развития — требует создания и сохранения системы рационального и эффективного использования и охраны земельных участков, расположенных в черте города. В интересах этого, субъекты публичной власти, основанной на праве территориального верховенства государства, обладающие необходимыми полномочиями по упорядочению земельных отношений в городах, должны осуществлять управление в сфере использования и охраны городских земель. На сегодняшний день в России такими субъектами являются государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные образования. Соответственно, с учётом реалий экономического и социального развития городов России, и, прежде всего, в общественных интересах, должно развиваться законодательство, регулирующее пределы, содержание и порядок осуществления публичного (государственного и муниципального) управления земельными ресурсами в городах, которое является важным элементом правового режима земель городов вообще.

Таким образом, от качества правового регулирования государственного и муниципального управления землями городов в значительной мере зависит уровень благосостояния и развития городов России. По нашему мнению, актуальность избранной темы исследования обусловлена, главным образом, данным обстоятельством. Кроме того, на протяжении последнего десятилетия вопросы правового регулирования публичного управления землями в городах приобрели особое значение в связи с проведением в России земельной реформы и концептуальным изменением системы земельного права и смежных правовых отраслей, а также активным формированием новой кодифицированной отрасли законодательства — законодательства о градостроительстве. В новых экономических и правовых условиях, существенным образом изменивших содержание земельных отношений в городах, образовалось немало теоретических и практических проблем в рассматриваемой сфере. В значительной мере это объясняется тем, что в ходе земельной реформы земельное законодательство развивалось, главным образом, в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование использования и охраны земель населённых пунктов (поселений), в том числе городов, имело немалое количество «пробелов», осуществлялось при отсутствии концепции государственного и муниципального управления городскими землями. Прежние теоретические модели построения земельных отношений в городах и публичного управления ими, выработанные советской правовой наукой, оказались в значительной мере уста-^ ревшими, поскольку строились на иных правовых и экономических основаниях, и в силу этого не могут в неизменном виде применяться в условиях постсоветской земельной реформы. Кроме того, хотя в советское время вопросы управления землями городов и изучались учёными-правоведами при исследовании правового режима городских земель, однако количество монографических работ, посвященных данной тематике, всё же было немногочисленным3. Таким образом, отсутствовала и, на наш взгляд, не сформирована до сих пор достаточная теоретическая основа правового обеспечения государственного и муниципального управления городскими землями, ориентированного на эффективное развитие земельных отношений в городах в новых экономических условиях и учитывающего новые правовые принципы в системе действующего законодательства России.

Иными словами, по нашим оценкам, в современной правовой науке избранная нами тема исследования разработана не в достаточной мере. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, проблемам публичного управления городскими землями в юридической литературе уделяется мало внимания. Общетеоретические положения, касающиеся института управления землями в целом, несомненно, в определённой мере применимы и к управлению городскими землями, однако не учитывают специфику земельно-правовых отношений в городах, в связи с чем не представляют собой достаточную теоретическую основу для правового регулирования.

3 См.: Евтихиев И. И. Управление в области планировки и застройки городов. М., «Госюриздат», 1958. Бале) зин В. П. Правовой режим земель городской застройки. М., «Госюриздат», 1963. Ерофеев Б. В. Правовой режим земель городов. М., «Юридическая литература», 1976. Балезин В. П. Правовой режим земель населённых пунктов. М., «Юридическая литература», 1980. публичного управления в данной сфере. Кроме того, рассмотрение вопросов государственного управления землями в указанных источниках обычно является сравнительно кратким (обзорным) — правовые аспекты муниципального управления землями городов рассматриваются крайне редко. Монографии, либо иные фундаментальные исследования юридической направленности современного периода, специально посвященные исследованию института публичного управления городскими земельными ресурсами, отсутствуютисследования по данной теме имеют место лишь в экономической и некоторых иных научных отраслях4. Практическое отсутствие актуальных научных работ по избранной нами теме исследования в современный период обусловлено также сравнительно недавним принятием и вступлением в силу некоторых важных нормативных актов, регулирующих данную сферу, — прежде всего, Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, а также ряда федеральных законов, содержание и практика применения которых требует теоретического исследования и научной оценки.

Следует отметить, что в научных публикациях последних лет, содержание которых связано с использованием и охраной городских земель, а также комментариях законодательства, затрагиваются, главным образом, лишь отдельные, иногда достаточно «узкие» аспекты управления городскими земельными ресурсами. Вместе с тем, в изученной нами юридической литературе не приводится определение понятия государственного и (или) муниципального управления землями городов, отсутствует анализ основных элементов, составляющих его содержаниене анализируется состояние системы действующего законодательства (включая региональное и местное) об управлении землями городовразличаются, порой весьма существенно, перечни функций публичного управления земельными ресурсамидалеко не всегда придаётся значение различению функций управления, основанных на праве территориального верховенства публичной власти, от функций, вытекающих из права государственной и муниципальной собственности на землю и, соответственно, не выявляются различия правовых оснований и содержания данных функцийнедостаточно изучаются земельно-правовые и иные нормы градострои.

4 См., например: Нагаев P.T. Управление земельными ресурсами в городах Республики Татарстан: теория, методика, практика. Диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук. М., 2000; Попов A.M. Совершенствование методов управления земельными ресурсами городов: на примере г. Тюмени. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Тюмень, 1999; Руднев А. В. Управление земельными ресурсами городов: учебное пособие. М., «ГУУ», 1998. тельного законодательства, роль последнего в управлении землями городов, и его связь в этой области с земельным законодательствомпочти не рассматриваются некоторые иные немаловажные аспекты правового регулирования в данной сфереисторический аспект проблемы почти не изучен.

Основной целью диссертационного исследования, проводимого в рамках настоящей работы, является определение состояния (качества) современного правового регулирования государственного и муниципального управления землями городов в России, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере, а также возможных путей их решения, включая меры по совершенствованию действующего законодательства и корректировке правоприменительной практики. Данная цель диссертации достигается посредством решения нескольких задач:

— изучение системы действующего законодательства о государственном и муниципальном управлении землями в городах в целом, а также его отдельных институтов — законодательства о землях городов как об объекте публичного управления, и о функциях данного управления, с выработкой конкретных предложений по совершенствованию действующих правовых норм;

— анализ основных общетеоретических понятий и категорий, связанных с государственным и муниципальным управлением землями городов, и необходимых для исследования;

— выявление и исследование наиболее актуальных проблем правового регулирования государственного и муниципального управления землями городов и практики применения законодательства в данной сфере;

— изучение истории развития правового регулирования управления городскими землями в России, начиная с середины-конца XVII века, и до 90- х годов XX векавыявление основных тенденций в законодательстве России, возникших в период земельной реформы (начиная с 1990 г.) и оказавших существенное влияние на состояние правового регулирования публичного управления землями в городах.

В соответствии с указанными задачами формируется структура диссертации.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что некоторые вопросы, связанные с избранной темой диссертации, не вошли в предмет настоящего исследования по объективным причинам (например, подробный анализ правового регулирования всех функций управления землями в городах, компетенции конкретных органов управления в данной сфереуглублённое изучение административно-правового аспекта затрагиваемых проблем, и т. д.).

Исходя из поставленных задач, предметом исследования в рамках настоящей работы являются:

— законодательство дореволюционной России (начиная с XVII века) о землях городов и управлении ими;

— законодательство Советской России, Союза ССР, РСФСР, постсоветской России о государственном управлении землями в городах;

— действующее законодательство Российской Федерации, включая нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующее вопросы государственного и муниципального управления земельными ресурсами городов;

— научные труды советских и российских (как дореволюционных, так и современных) учёных, касающиеся рассматриваемой темы и являющиеся теоретической основой диссертации. Это, в частности, работы Г. А. Аксененка, Т. В. Афанасьевой, В. П. Балезина, С. А. Боголюбова, В. И. Васильева, А. А. Высоковского, Е. А. Галиновской, И. И. Дитятина, А. В. Дмитриева, И. И. Евтихиева, Б. В. Ерофеева, Ю. Г. Жарикова, И. А. Иконицкой, А. А. Кассо, П. Л. Кованько, Н. И. Краснова, О. И. Крассова, И. Ф. Панкратова, М. В. Попова, В. В. Таболина, Ю. А. Тихомирова, Э. К. Трутнева, A.M. Турубинера, и других учёных, работы которых указаны в библиографии.

Настоящая диссертация представляет собой первую современную попытку комплексного исследования проблем правового регулирования государственного и муниципального управления землями городов России в условиях нового земельного законодательства и формирования новой отрасли — градостроительного законодательства, а также с учётом исторического опыта публичного управления городскими землями в России. Этим обусловлена её научная новизна.

Практическое значение настоящего исследования заключается в том, что его положения могут быть использованы при осуществлении правотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровняхв целях совершенствования практической деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по применению законодательства об управлении земельными ресурсами в городахпри проведении последующих научных исследований, связанных с рассматриваемой тематикойа также в целях преподавания некоторых правовых дисциплин (в частности, земельного, градостроительного, экологического, гражданского, административного, муниципального права) в высших и иных учебных заведениях.

Диссертация была выполнена и обсуждалась в отделе аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Выводы и предложения по теме диссертации изложены в публикациях диссертанта, а также в выступлениях на научно-практических конференциях. Материалы исследования использовались диссертантом в практической работе в области управления городскими землями в Префектуре Западного административного округа города Москвы, а также при участии в законопроектной и иной нормотворческой деятельности в указанной сфере, осуществляемой в данном субъекте Федерации.

На защиту выносятся следующие основные теоретические положения:

1. В целях обеспечения единства правоприменительной практики и устранения соответствующих «пробелов» законодательства, по мнению диссертанта, необходимо более чётко определить ряд основных понятий, используемых в правовой теории и законодательстве о государственном и муниципальном управлении землями городов (а именно «управление землями городов», «земли городов», «функции управления землями городов», «пригородная зона», и т. д.). При этом в качестве основополагающего (базового) определения для уточнения соответствующих понятий предлагается использовать сформулированное диссертантом определение государственного и муниципального управления землями городов, которое представляет собой основанную на праве территориального верховенства исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, расположенных в пределах черты городов.

2. В ходе диссертационного исследования сделан вывод о том, что в ходе земельной реформы, существенным образом изменившей содержание правового регулирования публичного управления землями городов, возникли две новые функции управления землями городов, имеющие немаловажное значение: правовое зонирование и установление и прекращение публичных сервитутов. Необходимо дальнейшее развитие и существенное уточнение содержания правового регулирования данных функций, с целью их органичного внедрения в сложившуюся систему функций управления землями городов и определения их места и роли в установлении правового режима городских земель.

3. В качестве одной из наиболее важных особенностей правового регулирования в рассматриваемой сфере, отражающих новую тенденцию в российском законодательстве, диссертантом выявлена тесная связь земельного и градостроительного законодательства по вопросам регулирования управления землями городов и их использования. Данная связь обусловлена тем, что на большей части городских земель, как правило, осуществляется градостроительная деятельность, и выражается, прежде всего, посредством закреплённых в законодательстве принципов единства правового режима земельных участков, равно как и всех расположенных над и под поверхностью этих участков объектов недвижимости, и единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Вместе с тем, необходимо более чётко разграничить предметы регулирования земельного и градостроительного законодательства в сфере управления землями городов, особенно в вопросах, связанных с порядком установления и изменения черты городов, пригородных зон, осуществлением правового зонирования. К примеру, регулирование правового зонирования должно осуществляться, по нашему мнению, земельным законодательством. Однако на сегодняшний день здесь имеет место «смешанное» регулирование земельным и градостроительным законодательством одновременно, без разграничения конкретных сфер регулирования, что порождает коллизии и дублирование правовых норм.

4. В диссертации обосновывается необходимость систематизировать действующие положения Земельного кодекса РФ об управлении землями, «разбросанные» по разным его разделам (и регулирующие, в основном, лишь порядок осуществления функций управления), и дополнить их нормами общего характера, которые устанавливали бы чёткий перечень видов функций управления и определяли бы субъектов, их осуществляющих, а также устанавливали бы основы разграничения полномочий между различными органами управления, требующие закрепления, по нашему мнению, именно на уровне федерального закона. Актуальность изложенного обусловлена отсутствием подобных норм в федеральном земельном законодательстве и существенной разрозненностью действующих правовых норм в сфере управления городскими землями, влекущей возникновение «пробелов» и коллизий в законодательстве, и осложняющих правоприменение.

5. Предлагается осуществлять значительно более полное регулирование на уровне федеральных законов (прежде всего, в Земельном кодексе РФ), тех наиболее важных сфер управления городскими землями, в регулировании которых действующим законодательством предоставлена почти полная самостоятельность органам местного самоуправления. По мнению диссертанта, в условиях отсутствия у органов местного самоуправления достаточного опыта осуществления функций управления землями, представляется необходимым обеспечивать передаваемые на местный уровень функции управления надлежащим (как минимум, «рамочным») федеральным правовым регулированием, прежде всего, в интересах защиты права собственности, иных вещных и обязательственных прав на земельные участки, а также обеспечения и защиты полномочий самих органов местного самоуправления. Так, например, имеющее место отсутствие на федеральном уровне должного законодательного регулирования деятельности органов местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки (на фоне передачи данной сферы в ведение органов местного самоуправления, фактически лишающей субъекты Федерации права оказывать влияние на соответствующую деятельность), может привести, с одной стороны, к нарушению или необоснованному ограничению прав собственников и обладателей иных правовых титулов на земельные участки (в случае введения органами местного самоуправления «жёстких» условий использования земельных участков и иных объектов недвижимости), и, с другой стороны, к ущемлению прав самих органов местного самоуправления по регулированию землепользования и застройки, например, со стороны субъектов Федерации. Федеральным законом, в частности, должен быть установлен исчерпывающий перечень видов возможных ограничений на использование земельных участков для осуществления градостроительной деятельности, минимальное количество видов разрешённого использования, устанавливаемых в пределах различных видов территориальных зон, введены иные положения, позволяющие гарантировать реализацию прав собственников и иных субъектов прав на земельные участки, а также определены полномочия субъектов Федерации по регулированию данной сферы отношений, и пределы такого регулирования.

6. С точки зрения диссертанта, необходимо уточнить правовой режим пригородных зон путём внесения существенных изменений и дополнений в Земельный и Градостроительный кодексы РФ. На сегодняшний день вопросы управления землями пригородных зон и их использования урегулированы федеральным законодательством далеко не в достаточной мере. Однако, учитывая особое значение пригородных зон для существования и развития городов, и традиционную для российского законодательства специфику использования прилегающих к городам земель, соответствующие правовые нормы весьма необходимы. Так, требуется установление общих положений: об определении размеров, границ, а также правового режима пригородных зон, о полномочиях городских органов местного, самоуправления по управлению землями пригородных зон, — в рамках которых субъекты Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование.

7. В диссертации предлагается незамедлительно предусмотреть в законодательстве (прежде всего, в Земельном кодексе РФ) переходные положения, связанные с введением института правового зонирования и его базовых понятий — «разрешённое использование земельных участков», «градостроительные регламенты», «правила землепользования и застройки», которые согласно действующему законодательству стали основными для определения правового режима земель поселений. В результате введения положений градостроительного и земельного законодательства о правовом зонировании существенно изменён порядок установления правового режима земель городов, а также порядок приобретения прав на земельные участки и изменения объектов недвижимости, который теперь непосредственно связан с разрешённым использованием, определяемым при зонировании городских территорий. Однако данные положения законодательства не могут осуществляться в городах до разработки и принятия в них правил землепользования и застройки, что требует большой подготовительной работы. Данный переходный процесс не обеспечен соответствующими положениями законодательства, что приводит на практике к отсутствию должных правовых оснований для решения многих вопросов в сфере использования земельных участков и иной недвижимости в городах.

8. Диссертантом обосновывается преждевременность введения Земельным кодексом РФ положений, практически исключающих возможность отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, расположенных в городах и находящихся в государственной или муниципальной собственности, т. е. исключающих возможность их сохранения в публичной собственности. По мнению диссертанта, реализация указанных положений была бы целесообразна и возможна лишь в условиях надлежащего законодательного регулирования (отсутствующего, с точки зрения диссертанта, в настоящее время) публичных сервитутов, резервирования земель, изъятия земель, в том числе для государственных и муниципальных нужд, а также ряда некоторых иных сфер отношений. Осуществление же приватизации городских земель в существующих законодательных условиях может привести к неоправданному возникновению практических трудностей в жизнедеятельности и развитии городов.

По мнению диссертанта, учитывая особенности экономического, градостроительного, экологического развития и иные факторы, присущие городам в целом, и соответствующие особенности каждого конкретного города (в зависимости от его размеров, численности населения и т. д.), решение вопросов о возможности приватизации тех или иных земельных участков в городах, либо об отказе в их приватизации, с предоставлением земельных участков на иных правовых титулах, следует отнести законодательством к ведению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться соответствующими земельными участками. При этом с развитием практического внедрения правового зонирования в городах основой для принятия указанных решений могли бы стать градостроительные регламенты и документы зонирования в составе городских правил землепользования и застройки.

В качестве альтернативы приватизации городских земель предлагается использовать иные правовые титулы владения и пользования земельными участками, прежде всего, аренду. При этом необходимо усиление юридических гарантий прав землепользования, не основанных на праве собственности, широкое внедрение долгосрочного характера арендных прав, а также обеспечение свободного рыночного оборота прав аренды земельных участков.

1. Аксененок Г. А. Земельные правоотношения в СССР. М.: «Госюриздат», 1.

2. Аксененок Г. А. Обеспечение рационального использования земли. Советское государство и право, 1968,.

3. Аксененок Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР. М.: «Госюриздат», 1950. Алёхин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. М.: «ТЕИС», 1.

4. Андреев В. К. Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью. Государство и право, 1999,.

5. Андреева Е. М. Правовой режим муниципальной недвижимости. Юридический мир, 2001.

6. Андреева Е. М. Становление права муниципальной собственности в РФ. Государство и право, 2001,.

7. Астапченко В. М. Некоторые земельно-правовые вопросы развития городов. В сб.: «Роль государства и права в решении задач коммунистического строительства на современном этапе». М.: МГУ, 1.

8. Афанасьева Т. и др. Градостроительное законодательство России на пути реформ: сравнительный анализ и концепция реформирования. М., 1.

9. Афанасьева Т. В. Межевание городских земель в дореволюционной России. ЭКО. 1995 9. Стр. 186;

10. Афанасьева Т. В., Трутнев Э. К. Правовое зонирование города: введение.

11. Балезин В. П. Право землепользования граждан, проживающих в городской местности. М., изд-во МГУ, 1.

12. Балезин В. П. Правовой режим земель городской застройки. М., «Госюриздат», 1963.

13. Балезин В. П. Управление городскими землями. Вестник МГУ. Серия 10 «Право», 1960,.

14. Башмаков Г. С. Государственное управление земельным фондом и рациональное использование земли. В кн.: Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР. М., «Наука», 1.

15. Блейхман А. Б. Правовое обеспечение рационального использования земель при планировке населённых пунктов. Правоведение, 1982,.

16. Блейхман А. Б. Строительство и земля: правовые аспекты. Советское государство и право, 1978,.

17. Боголюбов А. Достоинства и недостатки нового Земельного кодекса РФ. Сборник докладов научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2002. Стр. 24;

18. Боголюбов А. Значение нового Земельного кодекса и преодоление его недостатков. Сборник тезисов к научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2002. Стр. 5;

19. Боголюбов А., Жариков Ю. Г. Правовая основа экологической деятельности в городе. М.: «Тройка», 1.

20. Боголюбов А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 1.

21. Бочков Н. В. Право пользования городскими землями. Право пользования землями государственного лесного фонда. (Лекции по курсу «Советское право»). М., «Россельхозиздат», 1.

22. Брауде И. Л. Право на строение и сделки по строениям. М., «Госюриздат», 1.

23. Брауде И. Л. Правовые вопросы индивидуального жилищного строительства. М., «Госюриздат», 1.

24. Бродович К новому положению о городских землях. М.: «Советское строительство», 1935.

25. Бутягин В. А., Страментов А. Е. Планировка и благоустройство городов. Издво МКХ РСФСР, 1.

26. Быстров СВ. Отвод и изъятие земельных участков. М., «Стройиздат», 1.

27. Быковский И. Некоторые моменты права пользования землёй в городах. Еженедельник советской юстиции, 1924, 23;

28. Варфоломеева Г. А. Реформа земельного законодательства. Местное право, 2002, 1;

29. Васильев В. И. Местное самоуправление: закон и практика. Журнал российского права, 2001,.

30. Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1.

31. Велихов Л. Основы городского хозяйства. В 2 частях. М., 1.

32. Волков Г. А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы. ГиП, 1996,.

33. Вольман И. Бессрочное пользование землёй для целей застройки. Еженедельник советской юстиции, 1927,.

34. Высоковский А. А., Трутнев Э. К. Концепция правового зонирования города: методы, разработанные на примере Хабаровска. М.: Фонд «Институт экономики города», 1.

35. Галиновская Е. А. Определение границ земельных участков, предоставленных под строительство. Право и экономика, 2002,.

36. Галиновская Е. А. Правовая природа реквизиции земельного участка по Земельному кодексу РФ. Сборник тезисов к научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2002. Стр. 11;

37. Галиновская Е. А. Правовые принципы земельной реформы в Российской Федерации. Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции). Экологическое и природоресурсное право, трудовое право, предпринимательское право. М.: ИГП РАН, 2001 г. Стр. 121−125.

38. Галятин М. Ю. Зонирование способ правового регулирования земельных отношений в США. Изв. Вузов. Правоведение, 1983, Хо.

39. Гловацкая Н., Лазуренко С, Новицкий И. Земельно-имущественные отношения в городе. Вопросы экономики, 2000,.

40. Говязина Е. Землепользование в городах и других населённых пунктах. Советская юстиция, 1970,.

41. Голованов В. И. Управление и самоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. М., 1.

42. Городские поселения в Российской империи. Т. I-V, Спб., 1.

43. Горохов Д. Б. Государственная регистрация прав на земельный участок как вид недвижимого имущества. Законодательство и экономика, 2002, 6,.

44. Государственное регулирование земельных отношений. М.: «КОЛОС», 1.

45. Государственное управление социалистической общенародной собственностью: (Административно-правовой аспект проблемы). М., 1.

46. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник (под ред. В.А. Козбаненко). М., 2.

47. Гречко В. В. Принципы правового регулирования застройки населённых мест в СССР. Науч. конф. по работам, выполненным в 1965 г. ХЮИ, 1.

48. Григорян М. Об использовании городских земель. Коммунист, 1958, №.

49. Григорян М. Правильно использовать внеселитебные городские земли. М., Жилищно-коммунальное хозяйство, 1958,.

50. Грось Л. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы. Хозяйство и право, 2001,.

51. Даньшин И. Н. О правовом режиме городских земель. Советское государство и право, 1962,.

52. Дедова Н. Особенности предоставления земельных участков в г. Москве. Хозяйство и право, 1995,.

53. Дитятин И. И. Устройство и управление городов России. Т. 1−2. Спб. Ярославль, 1875−1877.

54. Дмитриев А. В. Правовые основы городского землепользования: учебное пособие. М., 2.

55. Дмитриев А. В. Регистрация земельных правоотношений в Москве. Юридический мир, 2001,.

56. Долгачева И. В. Управление земельными ресурсами муниципальных образований (на примере г. Добрянка Пермской области). В кн.: Теория и методы управления земельными ресурсами. Сборник научных трудов (под ред. Варламова А.А.). М.: «ГУ3», 2.

57. Дягиев А. В. Управление имуществом: основные тенденции и возможности. Юридический мир, 2000,.

58. Евтихиев И. И. Земельное право. М.-Л., «Новая деревня», 1.

59. Евтихиев И. И. К учению о едином государственном земельном фонде. Горки, 1.

60. Евтихиев И. И. Основные черты земельного законодательства (1923;1928 Г. Г.). М., 1.

61. Евтихиев И. И. Управление в области планировки и застройки городов. М., «Госюриздат», 1.

62. Евтихиев И. И., Тиняков А. Законодательство о городских землях. Сборник узаконений, инструкций, циркуляров и разъяснений ведомств с объяснительными замечаниями. М., «Юридическое издательство», 1.

63. Ерофеев Б. В. Земельное право. Учебник. М.: «Новый Юрист», 1.

64. Ерофеев Б. В. Земельное право. Учебник. М.: «Профобразование», 2.

65. Ерофеев Б. В. Основные теоретические проблемы правового режима земель городов в СССР. Автореф. дис. д.ю.н. Алма-Ата, 1.

66. Ерофеев Б. В. Основы земельного права. М.: «Юридическая литература», 1.

67. Ерофеев Б. В. Правовой режим земель городов. М., «Юридическая литература», 1.

68. Ерофеев Б. В. Развитие понятия городских земель в советском законодательстве. Советское государство и право, 1968, 7.

69. Ерофеев Б. В., Липецкер М. С. Землепользование в городах, рабочих, дачных и курортных посёлках. М., «Госюриздат», 1.

70. Жариков Ю. Г. Государственное регулирование земельных отношений в России. Право и экономика, 1998, 4,.

71. Жариков Ю. Г. Градостроительство и земля: правовые вопросы. Сов государство и право, 1984 г., 4. Стр. 43;

72. Жариков Ю. Г. О предмете российского земельного права. Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции). Экологическое и природоресурсное право, трудовое право, предпринимательское право. М.: ИГП РАН, 2001 г. Стр. 104;

73. Жариков Ю. Г. Охрана права землепользования. М., «Юридическая литература», 1.

74. Жариков Ю. Г. Право граждан на землю при строительстве домов, дач и гаражей. Жилищное право, 2001,.

75. Жариков Ю. Г. Продажа земельных участков: аукцион и конкурс. Юридический мир, 1998,.

76. Жариков Ю. Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений. Государство и право, 1996, 2 Жариков Ю. Г. Резервирование земель сложная правовая проблема. Сборник тезисов к научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2002. Стр. 7;

77. Жариков Ю. Г., Гладков Н. А. и др. Рациональное использование природных ресурсов и их охрана. М., 1.

78. Жариков Ю. Г., Масевич М. Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. Научно-правовое пособие. М.: «БЕК», 1.

79. Жариков Ю. Г., Шейнин Л. Значение основных понятий законодательства о природных ресурсах. Законодательство и экономика, 2001, 1.

80. Закупень Т. В. Управление государственной собственностью в условиях реформирования российской экономики. Журнал российского права, 2001,.

81. Земельное право (под ред. проф. Н.Д. Казанцева). М.: «Госюриздат», 1.

82. Земельное право (под ред. проф. Г. А. Аксененка). М.: «Юридическая литература», 1.

83. Земельное право (под ред. проф. Н. Д. Казанцева и проф. И.В. Павлова). М.: «Юридическая литература», 1.

84. Земельное право. Учебник для вузов (отв. ред. А. Боголюбов). М.: «НОРМА-ИНФРАМ», 1.

85. Земельное право. Учебник. М.: «Былина», 1.

86. Зорин А. Н. Застройка и экология малых городов. Опыт регионального историко-этнографического исследования. Казань, 1.

87. Зорин А. Н. Планировка и застройка уездных городов Казанского Поволжья XIX-нач. XX в. (Историко-этнографическое исследование). Автореф. дисс. к.и.н. М., 1.

88. Зотов В. Б., Козлов А. А. Управление землепользованием в крупном городе: практика, проблемы. М.: «Прима-Пресс», 1.

89. Зубцов И. А. Формирование инвестиционного потенциала городских земель: на примере имущественно-земельного комплекса Москвы. Дис. к.э.н. М., 2.

90. Иванникова О. М. Государственное управление земельными ресурсами. Сборник докладов научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса РФ». М.: «Наука и кооперативное образование», 2002. Стр. 33−36. ИНИОН РАН. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. М., 1996 г. История земельных отношений и землеустройства (учебное пособие под ред. проф. Н.В. Бочкова). М.: «Госполитиздат», 1.

91. Кабатов В. А. Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения. М., «Госюриздат», 1958.

92. Калинин В. Из истории городского самоуправления в России (XVII нач. XX в.). М., 1.

93. Карамышева О. В., Герасимова Е. Л. Некоторые правовые аспекты создания и ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации. Государство и право, 1998,.

94. Карасе А. В. Право государственной социалистической собственности. Издво АН СССР, 1.

95. Кассо А. А. Русское поземельное право. М., 1906 г. Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России. М., 1.

96. Кованько П. Л. Финансовые проблемы землевладения русских городов. Киев, 1.

97. Козлова Т. А. Местное самоуправление: опыт г. Москвы. ЖРП, 2000,.

98. Козырь М. И. Государственное управление земельным фондом в СССР. Советское государство и право, 1968,.

99. Козырь О. М. Правовое регулирование земельных отношений в городах в условиях земельного рынка. В кн.: «Рынки недвижимости и развитие городов: российская реформа и международная практика. Сборник статей». Санкт-Петербург, 1994. Стр. 97;

100. Колюшин Е. А. О праве муниципальной собственности. Журнал российского права, 1997, 9 Комби Ж. Кадастр против собственности. В кн.: «Рынки недвижимости и развитие городов: российская реформа и международная практика. Сборник статей». Санкт-Петербург, 1994. Стр. 18;

101. Комментарий к Закону о государственном земельном кадастре Под ред. Галиновской Е. А. М., 2.

102. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). (Отв. ред. Боголюбов А., Галиновская Е.А.). М., «Былина», 2.

103. Комов Н. В. Управление земельными ресурсами России: российская модель землепользования и землевладения. М., 1995.

104. Королев А. И. Советское земельное право до принятия ЗК РСФСР 1922 г. В сб.: «40 лет Советского права», т. I. «Лениздат», 1.

105. Котелевская И. В., Тихомиров Ю. А. Государственная собственность: юридический режим и управление. Право и экономика, 1998,.

106. Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения. Автореф. дисс. д.ю.н. М., 1.

107. Крассов О. И. Генеральные планы и проекты черты городских и сельских поселений. Законодательство и экономика, 2001,.

108. Крассов О. И. Земельное право: Учебник. М.: «Юристъ», 2.

109. Крассов О. И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: «Юристъ», 2.

110. Крассов О. И. Особенности правового регулирования использования земель поселений в градостроительном законодательстве. Законодательство и экономика, 2001, №.

111. Крассов О. И. Порядок межевания земель. Законодательство и экономика, 2001,№.

112. Крассов О. И. Порядок разработки, утверждения и экспертизы градостроительной документации. Законодательство и экономика, 2001,.

113. Крассов О. И. Правовая защита от чрезвычайных ситуаций в градостроительстве. Законодательство и экономика, 2001,.

114. Крассов О. И. Правовое регулирование застройки и зонирования территорий поселений. Законодательство и экономика, 2001,.

115. Крассов О. И. Правовое регулирование создания инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий. Законодательство и экономика, 2001,.

116. Крассов О. И. Правовой режим отдельных видов территориальных зон. Законодательство и экономика, 2001, 7.

117. Крассов О. И., Рюмина Р. Б. Право государственной собственности на природные ресурсы. Государство и право, 1995,.

118. Крюков В. Проблемы государственного управления в имущественноземельном комплексе. Экономист, 1998,.

119. Кудрявцев А. О. Рациональное использование территорий при планировке и застройке городов. М., «Стройиздат», 1.

120. Лаптева Л. Е. Региональное и местное самоуправление в России: (2-я пол. XIX в.). ИГП РАН. М., 1.

121. Лаптева Л. Е., Шутов А. Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России./ Российская Академия государственной службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 1.

122. Лизогуб В. К. Современное советское законодательство и практика образования городов и городских посёлков. Советское государство и право, 1966,.

123. Лимонов Л. Э. Кризис крупных городов и проблемы становления рынков недвижимости в России. В кн.: «Рынки недвижимости и развитие городов: российская реформа и международная практика. Сборник статей». Санкт-Петербург, 1994. Стр. 10;

124. Лисина Н. Л. Градостроительный кодекс РФ и вопросы территориального зонирования. Адвокат, 2001,.

125. Лисина Н. Л. Законодательство г. Москвы о градостроительном планировании.

127. Мартыненко И. Правовые последствия самовольного строительства. Законодательство и экономика, 2000, 7. и зонировании территорий. Законодательство и экономика, 2002,.

128. Материалы, относящиеся до нового общественного устройства в городах Империи. Т. I-VI. Спб., 1877−1.

129. Мельниченко СП., Соколова М. П. Организация и регулирование земельного рынка в Москве. В кн.: «Рынки недвижимости и развитие городов: российская реформа и международная практика. Сборник статей». Санкт-Петербург, 1994. Стр. 104;

130. Модин Н. А. Муниципальная собственность экономические основы деятельности органов местного самоуправления. Законодательство и экономика, 2001, №.

131. Мониторинг городских земель. Право и экономика, 1994, 23;

132. Нагаев Н. А. Некоторые вопросы совершенствования управления земельными ресурсами в городах. В кн.: Теория и методы управления земельными ресурсами. Сборник научных трудов (под ред. Варламова А.Д.). М.: «ГУЗ», 2.

133. Нагаев Р. Т. Управление земельными ресурсами в городах Республики Татарстан: теория, методика, практика. Дис. д.э.н. М., 2.

134. Нецветаев А. Г. К вопросу об участии органов местного самоуправления в принятии решений по распоряжению землями, находящимися в муниципальной собственности. Юридический мир, 2000,.

135. Новиков А. Записки о городском самоуправлении. Спб., 1.

136. Новицкий И. Ю. Регулирование земельных отношений в Москве. Юридический мир, 1997,.

137. Новый энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. Петербург. Общая теория советского земельного права (под ред. Аксененка Г. А, Иконицкой И. А., Краснова Н.И.). М.: «Наука», 1.

138. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1.

139. Павлов И. В. Рецензия на книгу Аксененка Г. А. «Право государственной собственности на землю». Советское государство и право, 1951,.

140. Панкратов И. Ф. Право государственной и муниципальной собственности на землю в России. Право и экономика, 1997, 23−24.

141. Правовое зонирование: опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России (под ред. Высоковского А., Валетты У.). Фонд «Градостроительные реформы (Россия), Фонд развития городов (США). Пятков Д. Отчуждение публичной собственности: вопросы правового регулирования. Хозяйство и право, 1998, 142. Раев Ю. В., Юсин Г. С. Градостроительное законодательство Москвы: теория, практика, перспективы. М., 1.

143. Ржаницын А. А. Земельный кодекс. С объяснениями статей на основании дополнительных к нему узаконений, циркуляров, официальных разъяснений Наркомзема и определений Особой коллегии Высшего контроля по земельным спорам. Ч. 1−3. М.: «Новая деревня». Ч. 2 «О городских землях и государственных земельных имуществах». Руднев А. В. Управление земельными ресурсами городов: учебное пособие. М., «ГУУ», 1.

144. Руднев А. В. Формирование земельных отношений в крупных городах в условиях рынка: на примере г. Москвы. Дис. к.э.н. М., 1.

145. Рудов А. И. Экономический механизм городского землепользования. Ростовна-Дону: СКНЦВШ, 1.

146. Рындзюнский г. Споры о землепользовании на городских землях. Еженедельник советской юстиции, 1922, 21;

147. Санжанов О. И. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления муниципальной собственностью. В кн.: Региональная экономика и региональная политика. Вып.

149. Свод Законов Российской империи (Т. I II, VIII, IX, X, XII, XV). Семенов Д. Д. Городское самоуправление. Очерки и опыты. -Петербург, 1901 г.

150. Серенко А. В. Правовой режим земель застройки в городах. Право и экономика, 1999, 6 Смирнов. Городское земельное хозяйство. Коммунальное дело, 1927,.

151. Собрание сочинений А. Д. Градовского. Том.

152. Начала русского государственного права. Ч. III. Органы местного управления. Петербург, 1904 г. Сокол-Намоконов Э. Н. Муниципальное правовое регулирование в управлении земельными ресурсами городов. Местное право, 2002, 5;

153. Суровцев В. Л. Правовое обеспечение государственного учёта земель. Дис. к.ю.н. М., 1.

154. Сыродоев И. А. Земля и закон. Закон, 1999,.

155. Сыродоев Н. А. О соотношении земельного и гражданского законодательства. Государство и право, 2001,.

156. Таболин В. В. Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в крупных городах: (Урбанизированных регионах). Дис. д.ю.н. М., 1.

157. Таболин В. В. Право муниципального управления. М.: «ЭЛИГ», 1.

158. Таболин В. В., Корнев А. В. Муниципальное городское право. Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления. М.: «Формула права», 2.

159. Теория и методы управления земельными ресурсами. Сборник научных трудов (под ред. Варламова А.А.). М.: «ГУЗ», 2.

160. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М.: 2.

161. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1.

162. Трутнев Э. К. Недвижимость: парадоксы закона и логика права. ЭКО, 1995, №.

163. Трутнев Э. К. Правовое зонирование города Хабаровска. Установление прав использования недвижимости посредством местного нормативно-правового акта. М.: «Институт экономики города», 2000.

164. Турубинер A.M. Содержание.

165. Уваров А. А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления. Журнал российского права, 1999, 3/.

166. Угольницкий Г. А. Управление «Вузовская книга», 1.

167. Управление и право (сборник). Под ред. Ю. М. Козлова. Вып. 1. М., 1.

168. Управление природопользованием в регионе. Учебное пособие (М.М. Гузев, Л. И. Сергиенко и др.) Волгоград, 1.

169. Управление развитием города: (экономико-правовые аспекты). Киев, 1.

170. Фокин А. Е. Особенности управления использованием и охраной земель. Сборник тезисов к научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2002. Стр. 125;

171. Фомина Л. П. Земельная реформа и государственная собственность на землю. Государство и право, 1997,.

172. Фонина Е. Землепользование в городах и посёлках городского типа (юридическая консультация). Советы депутатов трудящихся, 1971 г.,.

173. Фролов В. В. Правовое регулирование отношений при оформлении и аренде земельных участков в населённых пунктах. Особенности оформления дел по вопросам экономико-правового регулирования землепользования и заключения договоров аренды на земельные участки в городе Москва как субъекте Российской Федерации. Право и экономика, 1998,.

174. Фролов В. В. Правовые коллизии при решении вопроса по предоставлению земельных участков в собственность в городе Москва. Право и экономика, 1998,.

175. Фролов К. В. Регулирование участия муниципальных образований в земельных отношениях. Местное право, 2002, 1;

176. Хорев Б. С. Городские поселения в СССР. М., «Мысль», 1.

177. Хорев Б. С. Проблемы городов. М., «Мысль», 1971. эколого-экономическими системами. М.:

178. Хромов Ю. Б., Потёмкина М. В. Градостроительство (с древних времён до конца XIX века). Учебное пособие для вузов. Спб., 2000 Чичерова И. А. Земское и городское самоуправление в России 2-й пол. XIX в. Автореф. дисс. к.ю.н. РАГС, 1995 г. Чубуков Г. В. Земельное право России. Учебник. М., 2.

179. Чуйков В. А. Право пользования землями городской застройки (по материалам УССР). Автореф. дис. к.ю.н. Харьков, 1.

180. Шведов А. Н. Некоторые проблемы управления публичной собственностью. В сб.: Правовое обеспечение рыночной экономики. Вып. 1. М.: РАГС, 2.

181. Шрейдер Г. И. Наше городское общественное управление. Этюды, очерки и заметки. Том L СПетербург, 1.

182. Шуплецова Ю. И. К вопросу об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Сборник тезисов к научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2002. Стр. 16;

183. Энциклопедический Петербург. Энциклопедический словарь. Редакция и экспедиция Русского Библиографического Института «Гранат». 13-е стереотипное издание до 33-го тома под редакцией проф. Ю. С. Гамбарова, проф. В. Л. Железнова и др. словарь. Изд. Брокгауза Ф. А., Ефрона И.А.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой