Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой режим экологической экспертизы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования определяется характером рассматриваемых вопросов, ориентированностью всей работы на улучшение режима экологической экспертизы и совершенствование её правового обеспечения. Выводы, сделанные диссертантом, могут использоваться в процессе разработки, принятия и реализации законодательных и подзаконных актов в области экологической экспертизы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЁ
  • МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
    • 1. Понятие экологической экспертизы и её виды
    • 2. Характеристика экологического законодательства, регулирующего проведение экологической экспертизы
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
    • 1. Объекты экологической экспертизы: понятие, виды и их классификация
    • 2. Субъекты экологической экспертизы и их полномочия
  • ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
    • 1. Понятие экологической ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе
    • 2. Виды юридической ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе

Правовой режим экологической экспертизы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время противоречия между производственными и экологическими системами достигло критической черты. Это создает опасность не только окружающей природной среде, но и жизни, здоровью людей. Наблюдается тенденция образования необратимых изменений в экологических системах. Все чаще появляются признаки их истощения, что неизбежно сказывается и на состоянии и развитии производства. Имеют место случаи нарушения экологического равновесия, что приводит к деградации экологических систем.

Основным источником возникновения данных противоречий является нерациональное природопользование, которое проявляется в создании и использовании таких средств производства, которые опасны для окружающей природной среды.

Не является исключением и Саратовская область, в которой антропогенная нагрузка на природные комплексы превышает в настоящий момент нормативные уровни1, что ставит, проблему охраны окружающей природной среды в разряд первоочередных.

В этих условиях все больше возрастает роль организационно-правового регулирования процесса влияния хозяйственной деятельности на экологические системы. Обязательным элементом этого механизма является включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых решений на начальной стадии хозяйственной деятельности, способной оказать влияние на окружающую природную сре.

1. Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1996 году. — Саратов. 1997. С. 2. ду. Поэтому в целях недопущения создания и введения в эксплуатацию средств производства, опасных для экологических систем и здоровья людей действующим законодательством предусмотрены определенные профилактические меры. Основной из них следует считать экологическую экспертизу, проводимую с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности, соответствия проводимых мероприятий экологическим требованиям.

Сравнительно-правовой метод помогает выявить объективные тенденции в формировании и развитии современного законодательства в области экологической экспертизы. Его анализ позволяет более детально рассмотреть вопросы правового регулирования экологической экспертизы, выявить определённые недостатки, содержащиеся в нормативной базе, и дает возможность сформулировать и предложить варианты их устранения. Поэтому исследование правового режима экологической экспертизы — реальная необходимость, обусловленная недостаточным исследованием данной темы в современной научной литературе. • ч.

Объектом исследования является правовой режим экологической экспертизы.

Предметом исследования выступают природоресурсные и экологические правоотношения.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования — анализ законодательства и особенностей правового режима экологической экспертизы.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1) сформулйЬовать определение экологической экспертизы;

2) рассмотреть виды экологической экспертизы;

3) исследовать экологическое законодательство Российской Федерации, регулирующее проведение экологической экспертизы;

4) дать характеристику объектов экологической экспертизы;

5) определить виды объектов экологической экспертизы;

6) выявить и классифицировать субъекты экологической экспертизы;

7) рассмотреть компетенции и полномочия субъектов экологической экспертизы;

8) установить виды юридической ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также естественно-научные и философские взгляды на вопросы взаимодействия общества и природы и основные направления их реализации. В процессе работы над диссертацией были использованы общенаучные и частнонаучные методы.

При работе над диссертационным исследованием использовались положения и выводы отечественных ученых — специалистов в области экологического, природоресурсного, гражданского, административного, уголовного права — Алексеева С. С., Братуся С. Н., Бахраха Д. Н., Бринчука М. М., Боголюбова С. А., Веденина Н. Н., Грибанова В. П., Галагана И. А., Ерофеева Б. В., Казанцева А. Е., Ляпунова Ю. И., Манохина В. М., Осипова Н. Т., Первушина А. Г., Панченко Н., Сахипова М. С., Рарога А. И., Разгельдеева Н.Т.

Большинство выводов и положений диссертации основано на действующих нормативных актах и актах правоприменения.

Новизна исследования и научные результат. До настоящего времени проблема правового режима экологической экспертизы не была исследована. В целом ряде работ лишь в небольшой степени затрагиваются вопросы правового регулирования экологической экспертизы. Авторы, как правило, рассматривали общие вопросы правового регулирования режима экологической экспертизы в рамках отдельных глав работ, посвященных экологическому праву в целом. В тоже время следует выделить диссертационные исследования В. И. Андрейцева (1992 г.), А. В. Бесяцкого (1992 г.), А. К. Голиченкова (1992 г.), О. Н. Сапрановой (1995 г.), которые непосредственно посвящены проблемам правового обеспечения экологической экспертизы. В работе О. Н. Сапрановой разрабатываются теоретические положения и практические рекомендации по созданию системы правового регулирования отношений в сфере экологической экспертизы по законодательству стран СНГ. Кроме того, все эти работы написаны до принятия Федерального закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе», и поэтому не учитывают особенности её правового режима. Вопросы правового режима экологической экспертизы, как совокупность методов и приемов её осуществления, в указанных работах не рассматривались.

Это позволяет сделать вывод о том, -ч^о тема диссертационного исследования актуальна и свидетельствует о её научной новизне. Решая задачи, вытекающие из постановленной темы диссертационного исследования, автор основное внимание уделил анализу правового режима экологической экспертизы. В тоже время ряд рассматриваемых вопросов регулируются не только в рамках экологического права, но и природоресурсного, аграрного, трудового, административного права.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Правовой режим экологической экспертизы — это не только совокупность методов, способов и приемов государственного регулирования, но и оргнизационное единство субъектно-объектного состава экологической экспертизы, обязанностей по её проведению, требований, предъявляемых к объектам, последствий невыполнения государственных требований и ответственности субъектов экологической экспертизы.

2. В понятии экологической экспертизы должны быть указаны её объекты и субъекты, задачи, цели и основные принципы её проведения. Исходя из этого предлагается понимать под экологической экспертизой — обязательное установление соответствия хозяйственной, правотворческой, проектно-технической и правоприменительной деятельности органами государственной и общественной экологической экспертизы экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта её проведения в целях оценки степени экологической опасности намечаемой деятельности, определение достаточности мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов, предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и здоровье населения и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта эколвгической экспертизы.

3. В федеральном законе Российской Федерации «Об экологической экспертизе» не дается определение её объекта. Его можно вывести из понятия самой экологической экспертизы. Под объектом экологической экспертизы следует понимать намечаемую хозяйственную и иную деятельность. Все объекты экологической экспертизы, в данном законе, разделяются на две большие группы. К первой группе относятся объекты федерального значения, ко второй — объекты уровня субъектов Российской Федерации.

Объекты экологической экспертизы предлагается классифицировать по виду передаваемых на рассмотрение экспертных комиссий документов. В данном случае все объекты можно разделить на пять видов: а) различного рода проекты, предусмотренные действующим законодательством — б) материалы, подлежащие экологической экспертизев) технико-экономические обоснования различных видов хозяйственной деятельностиг) документация, подлежащая экологической экспертизед) объекты, ранее получившие положительное заключение экспертной комиссии.

4. Субъектами экологической экспертизы являются: а) заказчик документации, подлежащей экологической экспертизеб) специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, которые в свою очередь подразделяются на две разновидности:

— федеральные;

— территориальные. ч в) совет государственной экологической экспертизыг) экспертные комиссии экологической экспертизыд) руководитель экспертной комиссиие) эксперт экспертной комиссииж) лица, участвующие в реализации объекта экологической экспертизы, которые подразделяются на:

— органы, финансирующие и кредитующие реализацию объекта экологической экспертизы;

— иные заинтересованные должностные лица.

Все перечисленные субъекты экологической экспертизы можно подразделить на три категории: а) субъекты, заинтересованные в её проведенииб) субъекты, занимающиеся её организацией, методическим обеспечением и непосредственным проведениемв) субъекты, участвующие в реализации её объектов.

5. По законодательству Российской Федерации можно вывести и определение юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе. Под ней следует понимать возникшие отношения, связанные с лишениями личного, материального или организационного характера, которые наступают для нарушителя за совершенные нарушения законодательства об экологической экспертизе, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека или создающие потенциальную угрозу причинения такого вреда.

6. Анализ действующих нормативных актов позволяет выделить пять видов юридической ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе: а) дисциплинарная ответственность— * б) материальная ответственностьв) лишение специального права, включая лишение права специального природопользованияг) грааданско-правовая (имущественная ответственность) — д) административная ответственностье) уголовная ответственность.

Все перечисленные виды юридической ответственности имеют свою правовую природу и факторы развития.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется характером рассматриваемых вопросов, ориентированностью всей работы на улучшение режима экологической экспертизы и совершенствование её правового обеспечения. Выводы, сделанные диссертантом, могут использоваться в процессе разработки, принятия и реализации законодательных и подзаконных актов в области экологической экспертизы, а также в научной и преподавательской деятельности, при чтении общих и специальных курсов по экологическому и природоресурсному праву.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации получили апробацию й рмшичнык формях:

— рекомендациях «штора непременных и органы укреплении и общественные органиа&ции Саратовской области;

— выступлениях перед практическими работниками органов охра ны окружающей среды и на факультете повышения квалификации Поволжской академии государственной службы;

— издании двух авторских учебных пособий и иных публикаций;

— и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе создано с учетом новых экологических и экономических условий. Однако целый ряд проблем еще ждет своего разрешения, причем затягивание этого процесса недопустимо. Любое промедление в решении актуальных проблем совершенствования правового режима экологической экспертизы может привести к ухудшению экологической обстановки в стране. А это противоречит и конституционным правам граждан Российской Федерации на здоровую окружающую природную среду.

В данной работе рассмотрен правовой режим экологической экспертизы, намечены пути совершенствования законодательства.

Принимая во внимание, что категорийные и терминологические вопросы являются важными элементами методологии регулирования общественных отношений, возникающих в сфере организации и проведения экологической экспертизы, необходимо отметить, что понятийный аппарат в данном случае нуждается в дополнениях.

В связи с этим в диссертации дается определение экологической экспертизы, вмещающее в себя объекты и субъекты, задачи, цели и основные принципы её проведения, поскольку без четкого уяснения этих категорий невозможно грамотное решение вопросов организации, проведения и реализации решений экологической экспертизы.

В работе дается определение объекта экологической экспертизы, под которым следует понимать намечаемую хозяйственную и иную деятельность, не менее важной представляется проблема классификации объектов экологической экспертизы. Предложенные варианты их классификации упрощают работу с нормативными документами и позволяют достаточно быстро и свободно в них ориентироваться.

В качестве субъекта экологической экспертизы рассматривается совет государственной экологической экспертизы. и предлагается нормативно закрепить его существование. Успешное функционирование совета позволит эффективно обсуждать проблемы обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В работе расшифровывается, кто понимается под иными лицами, заинтересованными в реализации объекта экологической экспертизы. Под данными лицами следует понимать субъектов хозяйственной деятельности, реализующих объект экологической экспертизы, должностных лиц государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также органов федерального надзора и контроля, заинтересованных в подобной реализации. По робно рассматриваются также вопросы правового статуса иных субъектов экологической экспертизы.

В диссертации даётся определение юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации «Об экологической экспертизе», под которой понимаются возникшие отношения, связанные с лишением личного, материального или организационного характера, которые наступают для нарушителя за совершенные нарушения законодательства «Об экологической экспертизе», причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека или содержащие потенциальную угрозу причинения такого вреда.

Дисциплинарная ответственность рассматривается как один из видов юридической ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Это вполне обоснованно, так как дисциплинарные проступки вполне могут иметь место в работе должностных лиц, принимающих участие в осуществлении экологической экспертизы.

В работе рассматриваются также и иные виды юридической ответственности, в том числе и лишение специального права, дается их подробный анализ, субъектный состав и порядок применения.

В диссертации выявляются противоречия в действующем законодательстве Российской Федерации об экологической экспертизе, предлагаются пути его совершенствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые анты и иные нормативные документы
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации -России. С последующими дополнениями и изменениями. М., 1993.
  3. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 10.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе». //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  6. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1995.
  7. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1996.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996.
  9. Земельный кодекс Российской Федерации.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22.
  10. Лесной Кодекс Российской Федерации. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5.
  11. Водный кодекс Российской Федерации.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47.
  12. Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха».//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. 1982. № 10.
  13. Федеральный закон Российской Федерации «0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах».//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10.
  14. Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире». //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17.
  15. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях».//Российская газета. 1995. № 217.
  16. Федеральный закон Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах «//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 9.
  17. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственной службы в Российской Федерации».//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 1994 года «О мерах по государственной поддержке развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации».//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 4.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1994 года «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей». //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 11.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 1996 года.// Российская газета 1996. 6 марта.
  21. Постановление Совета Министров СССР от 26 мая 1987 года «Об усилении экспертизы на строительстве крупных хозяйственных объектов в целях предупреждения отрицательных экологических последствий».// СП СССР. 1987. № 32.
  22. Постановление Совета Министров СССР от 29 сентября 1988 года «О совершенствовании экспертизы и смет на строительстве предприятии, зданий и сооружений, подведомственных республиканским и местным органам управления».// СП СССР. 1987. № 21.
  23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».//СП СССР. 1988. № 6.
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».//Библиотека журнала «Социальная защита»:экологическая безопасность. 1997. № 11.
  25. Положение о государственной экологической экспертизе. /Сборщк руководящих документов и нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Саратов. 1995.
  26. Приказ Минприроды Российской Федерации от 18 июля 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».// СП CC0P. 1988. № 6.
  27. Приказ Минприроды от 29 декабря 1995 года «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности». //Библиотека журнала «Социальная защита»: экологическая безопасность. 1997. № 11.
  28. Приказ Минприроды от 8 мая 1996 года «Правила осуществления государственного экологического контроля».//Библиотека журнала «Социальная защита»:экологическая безопасность. 1997.11.
  29. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения. ГОСТ 17.0.0.01.76.
  30. Монографии, оборвыш прудов, учебные пособия.
  31. В.И. Правовое обеспечение экологической экспертизы проектов. Киев: Будивэльнык, 1990.
  32. В.И. Экологическая экспертиза: Пробл. организации и кодификации законодательства// Сов. государство и право. М., 1991. — № 7.
  33. .С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.-М., 1952.
  34. .С. Основания договорной ответственности социалистических организаций. М., 1962.
  35. Г. А. Земельные правоотношения в СССР. М.,
  36. С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961.
  37. Ф.Х. «Экологическое-право» Часть общая. Барнаул. 1994.
  38. С.Б. Правовая охрана вод. Алма-Ата, 1975.
  39. Братусь» С. Н. Юридическая ответственность и законность.- М., 1976.
  40. Д.Н. Административная ответственность. Пермь, 1966.
  41. БергхольцасИ. Советское законодательство об ответственности за нарушение правопорядка в области охраны природы. Рига, 1977.
  42. Бжедзинский Вацлав. Правовая охрана окружающей среды.- М., 1979.
  43. Право землепользования граждан, проживающих в городской местности. М., 1970.
  44. М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985. -,
  45. Н.Н. правовая охрана животного мира. М., 1972.
  46. И.А. Административная ответственность в СССР (процессуальное регулирование). Воронеж, 1976.
  47. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 1973.
  48. В.Ф. Лесное право (Конспект лекций). Свердловск, 1977.
  49. Дажко Р. Основы экологии. М., 1975.
  50. .В. «Экологическое право».-М., 1992.
  51. А.Е., Мухитдинов Н. Б., Ильяшенко Л. В. Правовое обеспечение рационального природопользования. Алма-Ата, 1985.
  52. Ю.Г. Закон на стороне землепользователя (Предупреждение земельных правонарушений). М., 1985.
  53. Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей среды. М., 1986.
  54. А.И. Государственное управление охраной природы в СССР. Саратов, 1983.
  55. Т.Д. Ответственность по гооетскому государственному праву. Воронеж, 1980.226.3ахарченко Т. А. Охрана окружающей среды: к юридическим действиям граждан России. СПБ., 1994.
  56. А.И. Атом и право. М., 1969.
  57. С.А., Лившиц Р.3., Орловский Ю. П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978.
  58. В.Н. Закон, проступок, ответственность. -М., 1986.
  59. . Планета и цивилизация в опасности. М., 1985.
  60. Е.Н. Имущественная ответственность за нарушения природоохранительного законодательства. Львов, 1979.
  61. О.С. Экология: политика и право. М., 1976.
  62. Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
  63. М.Д. Правовая охрана природы в СССР. М., 1967.
  64. Н.И., Иконницкая И. А. Процессуальные вопросы советского земельного права. М., 1975.
  65. Н. Проблемы наказания. М., 1985.
  66. С. С. Материальная ответственность рабочий и служащих по советскому трудовому праву. М., 1955.
  67. Е.А., Малов В. Г. Материальная ответственность рабочих и служащих на предприятии. М., 1968.
  68. В.В. «Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в промышленности».-Свердловск, 1989.
  69. А.Н.- Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран: Аналит. обзор/ РАН. Сиб. от-ние. ГПНТБ. -Новосибирск, 1992. ь .
  70. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  71. Ян. Собственность в буржуазной правовой теории.- М., 1985.
  72. Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. -М., 1987.
  73. Н.Б. Правовые проблемы пользования недрами.- Алма-Ата, 1972.
  74. Я., Питтерма Л. Управление охраной окружающей среды. М., 1983.
  75. А.В. Субъекты советского права. М., 1962.
  76. В.Л. Правовые проблемы рационального природопользования. Киев, 1973.
  77. Низ А. Экономика и окружающая среда. М., 1981.
  78. М.Н. Общественные отношения. Л., 1967.
  79. И.Ф. Ответственность должностных лиц колхоза. -М., 1959.
  80. И.Ф., Сыродеев Н. А. Законодательство об охране и использовании животного мира. М., 1983.
  81. В.В. «Экологическое право». М., 1996.
  82. В.В. Государственная экологическая экспертиза и особенности её применения на отдельных-природных объектах.-Саратов, 1996.
  83. Е.А. Случай и непреодолимая сила в гражданском праве. М., 1978.
  84. Н.Т. Ответственность по советскомц приро-доресурсному праву. Саратов. 1986.
  85. Н.Т. Ответственность по экологическому праву (проблемная лекция). Саратов, 1990.
  86. И.И., Швецов М. М. Природоохранная деятельность в странах членах СЭВ. — М., 1988.
  87. И. Основы теории права. М., 1974.
  88. П. Правовые вопросы защиты природы. М., 1974.
  89. Сен-Марк. Ф. Социализация природы. М., 1977.
  90. М.С. Проблема ответственности в колхозном праве. Алма-Ата, 1972.
  91. М.С. Государственная инспекия в СССР. М., 1987.
  92. Я.Я. Научно-технический прогресс и прогнозирование природоохранительного законодательства. Рига, 1983.
  93. . Охрана окружающей среды. М., 1980.
  94. В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973.
  95. З.А. Штраф как мера наказания. Ереван, 1978.
  96. Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. М., 1977.
  97. И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М., 1975.
  98. Г. В. Правовые формы поощрения работников сельского хозяйства. М., 1980.
  99. Ю.С., Мунтян В. Д., Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев, 1978.
  100. Гражданское право. Учебник под редакцией д.ю.н., профессора Ю. К. Толстого. -СПБ., 1996.
  101. Гражданское право, том 2. Учебник под редакцией Суханова Е. М. М., 1994.
  102. Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1996 году. Саратов. 1997.
  103. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части второй (постатейный). М., 1996.
  104. Охрана окружающей среды. /Под ред.К. Г. Гофманос и А.А. Гусева/. М., 1977.
  105. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Том 10. С. Колбасов/. Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. М., 1978.
  106. Общество и природная среда. М., 1980.
  107. Окружающая среда и право. ИГП АН СССР, 1977.
  108. Охрана природы и рациональное использование её ресурсов. /Отв. ред. А. Е. Ерофеев и Н. Ж. Жал г асов. Алма-Ата, 1981.
  109. Охрана окружающей среды: управление, право. Киев, 1982
  110. Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР. /1924−1986/. М., 1987.
  111. Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. М., 1983.
  112. Статьи в журналах и сборниках пруд ов
  113. Г. Д. Юридические аспекты охраны природы и рациональное использование природных ресурсов в СССР.//Правоведение. 1974- № 5.
  114. .Т. Об институте юридической ответственности.// Сов. государство и право. 1975. -Ml.
  115. А.В. Экологическая экспертиза: правовые проблемы и перспективы // Сов. государство и право. М., 1991.
  116. Э.И. Проблемы государственной экологической экспертизы «ранних» документов. /Экологическая экспертиза. Выпуск 2. М., 1991.
  117. .В.- Кузмич В.Н.- Назаревский В. Н. Определение зон экологического кризиса и бедствия на территории Российской Федерации и их законодательное оформление// Государство и право. М., 1995. — № 4.
  118. А. А. Экспертиза сложных народонохозяйственных проектов как инструмент экологизации долгосрочного развития// Эколог. развитие = Ecodevelopment. М., 1992. — Вып.2.
  119. Т.А.- Экологическая безопасность может стать реальностью. //Российская газета. 1995. 30 ноября.
  120. Т.В. Экологическое аудирование в крупных научно-промышленных компаниях и корпорациях./Экологическая экспертиза. Выпуск 2. М., 1991.
  121. Ю.А., Черданцев А. П. Оценка воздействия на окружающую среду, как основа государственной экспертизы./ Экологическая экспертиза. Выпуск 2. М., 1991.
  122. Диссертации и автореферат/
  123. О.Ю. Лишение специального права как вид административного взыскания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1996.
  124. В.В. Сельскохозяйственный производственный кооператив как юридическое лицо: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1997.
  125. Н.Т. Теоретические проблемы правоотношений природоохранительной ответственности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Алма-Ата, 1988. ¦,
  126. О.Н. Правовое регулирование экологической экспертизы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995.
  127. Ю.С. Государственное управление охраной окружающей среды в СССР. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Киев, 1978.
Заполнить форму текущей работой