Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой механизм реализации экологических прав граждан в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Явич Л. С. Общая теория права / Под ред. А. И. Королева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1976. С. 201. граждан к экологической информации, практически не учитывается мнение граждан в принятии экологически значимых решений, отсутствуют нормативно закрепленные возможности граждан осуществлять контроль за выполнением принятых решений в области охраны окружающей среды и многие другие. Для устранения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ
    • 1. Исторические аспекты нормативного закрепления экологических прав граждан и формирования правового механизма их реализации
    • 2. Понятие и система экологических прав граждан в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии
    • 3. Понятие, содержание и структура правового механизма реализации экологических прав граждан
    • 4. Действие правового механизма реализации экологических прав граждан
  • ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ
    • 1. Правовые средства доступа граждан к экологической информации
    • 2. Правовые средства участия граждан в принятии экологически значимых решениях
    • 3. Правовые средства доступа к правосудию по вопросам защиты экологических прав граждан
    • 4. Направления совершенствования правового механизма реализации экологических прав граждан в Российской Федерации с учетом германского опыта

Правовой механизм реализации экологических прав граждан в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Приоритетными задачами развития российского государства и общества на современном этапе являются: внедрение «зеленых технологий"1, создание «действенной.

•у системы экологической безопасности в стране" .

Их решение объективно направлено на выполнение Российской Федерацией (далее — РФ, Россия) требований общепризнанных норм и принципов международного права, прежде всего, 1-ого принципа Стокгольмской декларации по окружающей среде, в соответствии с которым человек имеет основное экологическое право на благоприятные условия жизни.

Для реализации этого основополагающего права каждый человек должен обладать доступом к экологической информации, иметь возможность участвовать в процессе разработки и принятия решений, непосредственно касающихся окружающей его природной среды, а в случае нанесения ущерба или ухудшения ее состояния должен иметь право использовать все средства для ее восстановления3.

Конституция Российской Федерации в ст. 42 закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Схожие нормы имеются в законодательстве многих развитых стран, в частности, в Конституциях Испании (ст. 45. 1), Португалии (ст. 66), Греции (ст. 24.1) и др.

Однако реализация экологических прав граждан зависит от эффективности правового инструментария, который позволил бы права «на бумаге» воплотить в поведение участников соответствующих правоотношений. Ведь «право — ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества"4.

В Российской Федерации реализация экологических прав граждан затруднена ввиду целого ряда серьезных причин: имеются недостатки в регулировании доступа.

1 Выступление Д. А. Медведева на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 17 марта 2010 г. // http://www.rian.ru/economy/20 090 603/173188625.html (скопировано 15.03.2010).

2 См.: Выступление В. В. Путина на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 30 января 2008 г. //http://www.kreml.org/news/172 193 120 (взято 15.03.2010).

3 См.: пункт 23 Всемирной хартии природы. Принята на заседании Генеральной Ассамблее ООН 28 октября 1982 г. // http://www.un.org/russian/documen/declarat/chrondec.htm и принцип 10 Декларации по окружающей среде и развитию. Принята на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развитию 3−14 июня 1992 г. // http://www.un.org/russian/documen/decIarat/chrondec.htm.

4 Явич Л. С. Общая теория права / Под ред. А. И. Королева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1976. С. 201. граждан к экологической информации, практически не учитывается мнение граждан в принятии экологически значимых решений, отсутствуют нормативно закрепленные возможности граждан осуществлять контроль за выполнением принятых решений в области охраны окружающей среды и многие другие. Для устранения указанных недостатков необходимо совершенствовать правовой механизм реализации экологических прав граждан как с использованием национальных положительно зарекомендовавших себя правовых средств, так и с учетом наилучшего зарубежного опыта.

Федеративная Республика Германия (далее — ФРГ, Германия) является признанным лидером в области охраны окружающей средыее обоснованно можно называть «экологическим государством» (Umweltstaat), в том числе в связи с закреплением в статье 20а Основного закона ФРГ в качестве одной из приоритетных его целей — защиту естественных основ жизни5.

Для проведения сравнительного исследования правового механизма реализации экологических прав граждан была выбрана Федеративная Республика Германия также ввиду схожести российской и германской правовых систем, что позволяет воспринимать немецкий опыт в том числе в области реализации экологических прав граждан.

Выше приведенные соображения позволяют признать выбранную тему диссертации актуальной.

Степень исследованности темы.

В теории права наиболее полно концепция правового механизма в рамках инструментального подхода была представлена в работах С. С. Алексеева, A.B. Малько, Н. И. Матузова К.В. Шундикова и других ученых.

Исследования экологического права с точки зрения механизма его действия (эколого-правового механизма) проведены в рамках научной школы Московского государственного университета (М.И. Васильева, Г. А. Волков, А. К. Голиченков, О. И. Крассов, В. В. Петров, Т. В. Петрова и др.). Концепция эколого-правового механизма активно поддерживается и представителями других научных школ (С.А. Боголюбов, М. М. Бринчук, Г. В. Выпханова, О. Л. Дубовик и др.).

Однако при наличии интереса к данной научной категории, до сих пор не исследован правовой механизм реализации экологических прав граждан в сравнительноправовом аспекте, который характеризуется серьезными особенностями как с теоретической, так и практической точек зрения.

5 Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland in der im Bundesgesetzblatt Teil III, Gliederungsnummer 100−1, veroffentlichten bereinigten Fassung, das zuletzt durch das Gesetz vom 21. Juli 2010 (BGBl. I S. 944) geandert worden ist.

При достаточно подробном и глубоком изучении содержания и природы самих экологических прав (С.А. Боголюбов, М. М. Бринчук, М. И. Васильева, Е. И. Евтушенко, Е. А. Кравцов, Э. В. Маркина, A.A. Третьякова (Воронцова) и др.) отсутствие самостоятельного исследования правового механизма реализации экологических прав граждан весьма отрицательно сказывается как на развитии юридических средств, при помощи которых граждане могут воплощать экологические права, так и на концепции всей системы прав человека.

Актуальность темы

предполагающая разрешение сложного теоретического и практического вопроса по реализации экологических прав граждан с использованием наилучшего германского опыта, предопределила цель и задачи данного сравнительно-правового исследования.

Цель (основная задана) исследования состоит в том, чтобы на основе результатов сравнительного анализа российского и германского законодательства, правоприменительной практики и научной литературы выработать концепцию правового механизма реализации экологических прав гражданпредложить практические рекомендации по реализации экологических прав граждан России с учетом наилучших правовых достижений Германии. Решение этой основной задачи имеет существенное значение для отрасли эколого-правовых знаний.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

— определить понятие, структуру, содержание и действие правового механизма реализации экологических прав гражданотграничить понятие «правовой механизм реализации» экологических прав граждан от ряда смежных понятий, используемых в научной литературе, — «правовой механизм обеспечения», «правовой механизм защиты» экологических прав граждан и др.;

— рассмотреть современное состояние (проблемы) правового механизма реализации экологических прав граждан в России и Германии, установить причины имеющихся недостатков;

— выявить особенности правового механизма реализации субъективных и объективных экологических прав граждан;

— проанализировать процесс реализации экологических прав граждан, охарактеризовать формы реализации экологических прав граждан в России и Германии;

— с учетом российского и германского подходов в законодательстве и эколого-правовой науке провести систематизацию экологических прав граждан в контексте правового механизма их реализации;

— исследовать функционирование основных элементов правового механизма реализации экологических прав граждан в России и Германии, таких как: доступ к экологической информации, участие в принятии экологически значимых решений, доступ к правосудию для зашиты нарушенных экологических прав и др.

— выявить положительный опыт Федеративной Республики Германии в построении правового механизма реализации экологических прав граждан с точки зрения возможности его использования при реализации экологических прав граждан в Российской Федерации;

— предложить пути совершенствования правового механизма реализации экологических прав граждан в России с учетом положительного германского опыта.

Предметом исследования являются общественные отношения в сфере реализации экологических прав граждан в России и Германиирегулирующие их нормы российского и германского экологического права (а также европейского экологического права в аспекте их влияния на экологическое законодательство Германии) — правоприменительная практика по реализации экологических прав граждан в рассматриваемых странах, взятые в сопоставленииа также соответствующие научные исследования.

Методологической основой диссертационного исследования послужили общенаучные методы исследования — методы синтеза, системного анализа, аналогии, индукции и дедукции, а также специальные научные методы — технико-юридический, логический, исторический методы и др. Особое внимание уделено сравнительно-правовому методу, который использовался в диссертации для изучения российских и германских подходов к реализации экологических прав граждан при помощи правового механизма.

При проведении исследования автор придерживался требований полноты, достоверности и объективности, что позволяло решать поставленные задачи и достигнуть цели диссертации.

Теоретическая основа диссертационного исследования.

Общетеоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и германских ученых в области теории права и государства: С. С. Алексеева, Г. Дюрига, Г. Еллинека, О. Кирххаймера, A.B. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. Фисана, Р. Чехалле, Е. Шулев — Штайндля, К. В. Шундикова, Б. С. Эбзеева, JI.C. Явича и ряда других специалистов.

Для целей данного исследования были изучены работы специалистов в области конституционного права России и Германии: М. Захса, В. В. Лазарева, Т. Маунца, Б. Н. Топорнина и других авторов.

На отраслевом уровне отдельные вопросы экологических прав граждан и построения эффективного правового механизма их реализации исследовались в трудах: A.JT. Бажайкина, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, М. И. Васильевой, X. Веддера, Г. Винтера, А. К. Голиченкова, O. J1. Дубовик, И. А. Игнатьевой, М. Клепфера, X. Коха, И. О. Красновой, JI. Кремера, О. С. Колбасова, Г. Люббе-Вольфф, А. О. Миняева, Н. Мюллера-Бромлея, В. В. Петрова, Т. В. Петровой, А. Г. Тарнавского,.

A.A. Третьяковой (Воронцовой), Д. Цайга, Ю. С. Шемшученко, X. Штайгера, Р. Штайнберга, П-Х Шторма и ряда других авторов.

В процессе подготовки диссертации изучены работы специалистов в области экологического права Европейского Союза: В. Френца, X. Эберхарда, Ф. Эрмакора и других правоведов.

Научная новизна диссертации заключается в самой постановке проблемы исследования правового механизма реализации экологических прав граждан в России и Германии, которая ранее самостоятельно не рассматривалась. Диссертация представляет собой специальное сравнительное-правовое монографическое исследование правового механизма реализации экологических прав граждан, в котором впервые в современном правоведении проведен комплексный анализ подходов к пониманию сущности, действия правового механизма реализации экологических прав граждан в России и Германии, отражения указанного правового механизма в российском и германском законодательстве и его эффективности.

На защиту выносятся следующие основные положения и результаты, которые характеризуются научной новизной:

1. Современный правовой механизм реализации экологических прав граждан в Российской Федерации характеризуется отсутствием полноты и системности в законодательном закреплении правовых средств реализации экологических прав граждан, множественностью пробелов в правовом регулировании отношений по предоставлению экологической информации, участию граждан в принятии экологически значимых решений, доступу граждан к правосудию в случае нарушения их экологических правнедостаточностью правового обеспечения реализации экологических прав граждан правовыми средствами организационного, экономического, идеологического характера и др.

2. Правовой механизм реализации экологических прав граждан по законодательству Федеративной Республики Германии характеризуется тем, что доминирующее положение занимают закрепленные обязанности субъектов права, за невыполнение которых предусмотрена юридическая ответственность.

3. Правовой механизм реализации субъективных экологических прав граждан отличается от правового механизма реализации их объективных экологических прав в зависимости от:

— того, кто использует правовые средства — сам гражданин (в первом случае) или обязанные по отношению к нему субъекты (во втором случае);

— числа элементов в структуре правового механизма реализации экологических прав граждан: экологические правовые отношения и реальное поведение субъектов (в первом случае) и нормы праваэкологические правовые отношенияакты применения экологического правареальное поведение субъектов (во втором случае).

4. В системе экологических прав граждан право на благоприятную окружающую среду занимает центральное место в ряду иных экологических прав граждан, и реализация этого права является целью правового механизма реализации экологических прав граждан.

Иные экологические права граждан (право на экологическую информацию, на участие в принятии экологически значимых решений, на доступ к защите нарушенных экологических прав граждан и др.) выступают в качестве правовых средств достижения цели правового механизма реализации экологических прав граждан.

Правовой механизм реализации права на благоприятную окружающую среду состоит из совокупности правовых средств, позволяющих воплотить иные экологические права граждан.

5. В основе германского экологического права лежит экоцентричный подход, предопределяющий необходимость охраны окружающей среды вне зависимости от интереса в этом человека, что позволяет создавать благоприятные условия для его жизни и при отсутствии законодательно закрепленного субъективного права на благоприятную окружающей среду в ФРГ.

6. Реализация экологических прав граждан Германии обеспечивается эффективно действующим правовым инструментарием:

— организационного характера — через наделение органов местного самоуправления большим кругом полномочий в области охраны окружающей среды, что позволяет оперативно обеспечивать реализацию экологических прав гражданналичием не только государственного экологического контроля, но и надгосударственного со стороны Европейского Союза;

— экономического характера — через закрепление в законодательстве мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, предопределяющих инициативу субъектов хозяйственной и иной деятельности проводить природоохранные мероприятияразвитое правовое регулирование деятельности по оказанию природоохранных услуг;

— идеологического характера — через целенаправленное проведение государством предусмотренного законодательством мер экологического просвещения и др.

7. Направлениями совершенствования правового механизма реализации экологических прав граждан в России с учетом современного положительного опыта Германии являются:

— усиление системы правовых гарантий со стороны государства и иных обязанных субъектов в целях реализации экологических прав граждан;

— повышение роли юридической ответственности и конкретизация санкций за незаконное препятствие реализации экологических прав граждан,.

— наделение органов местного самоуправления достаточным кругом полномочий в области охраны окружающей среды (например, по предоставлению экологической информации, осуществлению муниципального экологического контроля и др.);

— внедрение правовых мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

— формирование экологического правосознания путем закрепления в законодательстве требований по осуществлению экологического просвещения и т. д.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней решена задача, имеющая существенное значение для исследуемой отрасли юридических знаний — сформулирован ряд положений с учетом положительного германского опыта, в совокупности представляющих собой концепцию современного правового механизма реализации экологических прав граждан.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выработаны практические предложения по совершенствованию правового механизма реализации экологических прав граждан в Российской Федерации в целом и его отдельных элементов в частности с учетом позитивного германского опыта. Эти предложения рекомендуется использовать в практической работе Правового управления Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, куда они переданы в виде Аналитической записки «Современный правовой механизм реализации экологических прав граждан и пути его совершенствования с учетом положительного опыта Германии».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, отражены в опубликованных работах по теме диссертации.

Также они были изложены на следующих научных форумах в 2007 — 2010 гг.: на научно — практической конференции «Актуальные проблемы государства и права, философии и истории» (г. Москва, 25 мая 2007 г.) — на Первой городской молодежной конференции «Экология Москвы и молодежная экологическая политика» при Московской городской думе (г. Москва, 6 декабря 2008 г) — на Международной научно-практической конференции (проведенной под эгидой ЮНЕСКО) «Проблемы землеустройства и кадастра недвижимости в реализации государственной земельной политики и охраны окружающей среды» (г. Москва, 27 мая 2009 г.) — на Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов «Правовые проблемы научного прогресса» (г. Москва, 28−30 мая 2009 г.) — на круглом столе, организованном Комиссией Общественной палаты РФ по экологической политике и охране окружающей среды по теме «Экологические правонарушения» (г. Москва, 23 октября 2009 г.) — на круглом столе «Развитие рынка недвижимости в Москве и Московской области», организованном Российско-Германской внешнеторговой палатой (г. Москва, 5 ноября 2009 г.) — на Международной научно-практической конференции «Роль и значение высшего землеустроительного образования и землеустроительной науки в развитии агропромышленного комплекса страны» (г. Москва, 25 мая 2010 г.), на заседаниях научного студенческого кружка «Эколого-земелыюе общество правоведов» юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, также используются автором в процессе преподавания курса «Экологическое право».

Структура диссертационного исследования обусловлена целью, задачами и предметом исследования, строго увязанными между собой, что обеспечивает внутреннее единство диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, приложения, библиографии, перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, судебной практики.

1. Айвазян H.A. Организационно-правовой механизм осуществление компетенции союзной республики в области управления. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М. 1987. -32 с.

2. Александров Н. Г. Теория государства и права. М.: Юридическая литература. 1968. -548 с.

3. Александров С. Г. Правовой механизм борьбы полиции с коррупцией (сравнительно-правовое исследование на примере Российской Федерации и ведущих зарубежных стран). Дис.. канд. юрид. наук. М. 2005. 314 с.

4. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит. 1966. 187 с.

5. Алексеев С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 12−19.

6. Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК. 1995. 320 с.

7. Алексеев С. С. Теория права. М.: Издательство БЕК. 2000. 325 с.

8. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма. 2001. 752 с.

9. Алиева И. Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. М.: Волтерс Клувер. 2006. 128 с.

10. Афанасьева О. Право граждан на информацию и его гарантии // http://www.eos.ru/eosdelopr/eosanalitics/detail.php?ID=13 926&SECTIONID=727 (скопировано 15.03.2010).

11. Ахметшин Р. И. К проблеме третьего поколения прав человека. (Международно-правовые аспекты). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 1999. 22 с.

12. Бажайкин A.JI. Правовая конструкция как инструмент экологического права // Экологическое право. 2006. № 4. С. 5−6.

13. Баринов H.A. Имущественные потребности и гражданское право / Под ред. Ю. Калмыкова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1987. 191 с.

14. Бахрах Д. Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 10−11.

15. Белокрылова Е. А. Правовые формы общественного участия в подготовке, принятии и реализации экологически значимых решений по объектам уничтожения ядерного и химического оружия. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 2007. -27 с.

16. Белоусов Д. В. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод19 618,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой