АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
обусловлена необходимостью создания системы правовых мер, обеспечивающих эффективную рекультивацию земель, нарушенных в процессе недропользования.
Значительные площади земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых и занятые отвалами пород, карьерами и шахтами не только уменьшают площадь полезно используемых угодий, но и становятся опасными очагами эрозии, источником загрязнения воды и почв, окружающей среды. Кроме того, происходит загрязнение атмосферы газами (при горении угля в породных отвалах) и пылью.
Рекультивация (восстановление) территорий, нарушенных открытыми и подземными горными работами, позволяет восполнять земельные ресурсы, выбывающие из сельскохозяйственного оборота, и улучшить санитарно-гигиенические условия жизни и деятельности человека в горнопромышленных районах.
Площадь земель, нарушенных в процессе недропользования, в нашей стране составляет свыше 1,5 млн га. Непрерывно растущие потребности народного хозяйства в минеральном сырье влекут за собой постоянный прирост площадей нарушенных земель. Природные, горно-технические и социально-экономические условия, определяющие сложность технических и экологических процессов, связанных с разработкой недр и восстановлением нарушаемого при этом природного равновесия отличаются широким разнообразием. Все это выдвигает 1 проблему рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, на первое место.
Однако законодательство, призванное регулировать отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, в настоящее время не отвечает потребностям их быстрого восстановления.
Это выражается в том, что нормы, регулирующие отношения по рекультивации, не предусматривают реальных и достаточно конкретных правовых последствий в случаях, когда субъекты права недропользования допускают нерациональное использование предоставленных земель. В результате, последующая рекультивация нарушенных земель становится невозможной. Законодательство о рекультивации земель, в большинстве случаев, ограничивается тем, что лишь декларирует в общей форме необходимость соблюдения тех или иных правил в области использования земель при разработке полезных ископаемых. На это указывал еще Н. Б. Мухитдинов в работе «Горные правоотношения в СССР» 1.
Наличие в законе только общих норм, устанавливающих ответственность горнодобывающих предприятий за несоблюдение требований законодательства по использованию земельных участков, не решает проблемы правового регулирования отношений по рекультивации земель.
Специфичность отношений по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, по сравнению с другими обусловливает необходимость формирования цельного самостоятельного правового института.
Однако система норм, регулирующих отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших •. актов, которые должны.
1 Н. Б. Мухитдинов «Горные правоотношения в СССР», автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических паук, Алма-Ата, 1973 г., с. 23 регулировать эти общественные отношения. Неполнота правового регулирования не позволяет эффективно регулировать и реализовывать уже существующие нормы о рекультивации. На практике это проявляется в возникновении брошенных, нерекультивированных земель, которые ухудшают экологическую обстановку, наносят экономический ущерб жителям близлежащих населенных пунктов.
Актуальность данного теоретического исследования состоит в том, что назрела необходимость приведения в соответствие законодательства о рекультивации со сложившимися в обществе экономическими отношениями, выработки правового механизма регулирования отношений по рекультивации нарушенных земель.
Указанные причины обусловили выбор в качестве темы диссертационного исследования проблему законодательного регулирования рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.
СТЕПЕНЬ ИССЛЕДОВАННОСТИ ТЕМЫ.
На этом этапе настоящая теоретическая работа, посвященная исследованию проблемы правового обеспечения проведения рекультивации нарушенных земель, является одной из первых.
Обращаясь к юридической литературе, следует отметить, что вопросам восстановления земель, нарушенных в процессе недропользования, не уделялось достаточного внимания.
Проблема обеспечения рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, в нашей стране рассматривалась, в основном, биологами, специалистами технических отраслей. В юриспруденции до недавнего времени задаче создания правового механизма урегулирования отношений по проведению рекультивации земель не уделялось достаточного внимания. Это объясняется рядом объективных причин. В частности, и тем, что субъектом права недропользования по советскому законодательству являлись государственные предприятия, которые вопросы рекультивации регулировали на уровне технических рекомендаций и инструкций, изданных отраслевыми ведомствами.
Тем не менее, проблема охраны и восстановления нарушенных земель была затронута в ряде работ таких авторов, как Ю. Г. Жариков, J1.А. Заславская, Н. Б. Мухитдинов, П. И. Прус, М. Е. Коган.
Однако в большинстве своем эти исследования рассматривали аспекты совершенствования земельного законодательства с целью сохранения и возврата в хозяйственный оборот сельскохозяйственных земель. Проблема правового регулирования рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, юристами как отдельный правовой институт не изучалась. Остались за рамками правового анализа нормы горного, земельного, природоохранного, административного законодательства с точки зрения регулирования ими отношений по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.
Неизученность многих правовых вопросов и необходимость их дальнейшей теоретической разработки предопределили выбор темы данной диссертации. Автор диссертации делает попытку проанализировать не только действующее законодательство о рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, но и экологическое, гражданское, административное и уголовное законодательство, поскольку эти отрасли права в той или иной мере регулируют отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования. ¦
Исследуя правовые нормы с точки зрения обеспечения проведения восстановительных работ, автор пытается дать им юридическую оценку.
Путем анализа недостатков и положительных сторон действующего законодательства, выявления существующих пробелов и несоответствий требованиям практики в работе даются конкретные предложения по совершенствованию правовых норм и практике их применения.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ составили правовые нормы законодательства о недрах, земле, использовании и охране природных ресурсов в части регулирования отношений по правовому обеспечению рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользованияматериалы правовых, экономических, социологических, биологических исследованийстатистические данныепубликации в периодической печати.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы состоит в том, что она является первым диссертационным исследованием на данном этапе, посвященным правовому обеспечению восстановления свойств участков земли и ландшафта, нарушенных при пользовании недрами.
Научная новизна диссертации заключается в новом подходе к решению вопроса рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования. Диссертантом предлагается концепция правового обеспечения рекультивации. В диссертации осуществлен комплексный подход к изучению проблемы правового обеспечения рекультивации нарушенных земель.
Сделаны выводы о необходимости создания правовых гарантий проведения рекультивации нарушенных земель и обеспечения выполнения работ путем внесения денежного залога на проведение рекультивации. В диссертации вносится предложение о выработке договора аренды земель, нарушенных в процессе недропользования, с условием обязательного проведения рекультивации.
До недавнего времени мероприятия по обеспечению рекультивации нарушенных земель проводились по окончании горнодобывающих работ. Автор поднимает вопрос о необходимости прогнозирования размеров ущерба, наносимого природным ландшафтам. Новым в диссертации является представленный проект — структура закона «О рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования» .
Новизна диссертационного исследования заключается также в том, что автор предлагает юридическую концепцию механизма возмещения собственнику земли или землевладельцу ущерба и концепцию механизма финансового обеспечения проведения рекультивационных работ на нарушенных землях.
ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИИ заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства о рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, попытаться выработать теоретические основы, выделить специфику правового регулирования рекультивации и недостатки в практике его применения. Автор вносит ряд конкретных предложений по совершенствованию законодательства недрах, о земле, природоохранного законодательства и ряда других отраслей права, в той или иной мере регулирующих отношения по рекультивации земель.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ на разных этапах исследования являлось использование элементов сравнительно-исторического, системного и структурного анализа, формальной и диалектической логики.
ИНФОРМАЦИОННОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ работы послужил анализ отечественного и зарубежного законодательства, теоретические исследования в области горного, земельного и экологического права, анализ трудов ученых-юристов различных отраслей права. Диссертант изучила материалы дореволюционного российского законодательства. Фактологическим материалом послужили данные статистических исследований, публикации периодических изданий.
В диссертации использованы труды российских ученых в области общей теории права и государства, в частности работы С. С. Алексеева, С. Н. Братуся, Ю. А. Тихомирова, А. С. Пиголкина, А. В. Мицкевича, В. В. Лазарева, А. Б. Венгерова.
Особое внимание было уделено изучению работ авторов, специализирующихся в области недропользования, землепользования и экологииБ.Д. Кпюкина, Л. А. Заславской, Ю. Г. Жарикова, Г. И. Осипова, С. А. Боголюбова, И. Ф. Панкратова, Л. Б. Шейнина, П. И. Пруса, Н. А. Сыродоева, М. М. Бринчука, О. Л. Дубовик, В. В. Ерофеева, А. К. Голиченкова, Г. Е. Быстрова, Г. С. Башмакова, В. В. Петрова, О. С. Колбасова, Г. А. Ларионова, Г. А. Метелкина, Б. А. Лисковца.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Горные отношения охватывают правоотношения, связанные как с недропользованием непосредственно, так и с использованием земли и иных природных ресурсов в целях недропользования, а также с реализацией добытых полезных ископаемыхособенностями правового положения горнодобывающих предприятий и экономическими условиями их деятельности. Необходим, по мнению диссертанта, комплексный подход в регулировании отношений по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования. Для этого автор предлагает расширить ряд норм, регулирующих в той или иной мере отношения по рекультивации, таких отраслей законодательства, как земельное, экологическое, уголовное, административное и др.
Основной особенностью этих правоотношений является то, что они регулируются нормами ряда отраслей законодательства, включая горные и земельные, имущественные, организационно-управленческие отношения. Эти отношения, взятые в совокупности, образуют единый комплекс, приобретают целостность поскольку ориентированы на правовое обеспечение рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, на учет специфики рекультивации.
Отношения по рекультивации нарушенных земель тесно связаны с земельным законодательством, поскольку разработки месторождений полезных ископаемых проводятся на земле и разрушению подвергаются именно земельные участки. Поэтому автор предлагает определить приоритетность проведения рекультивации на нарушенных землях. Нуждается в совершенствовании и дополнении Земельный Кадастр (путем включения в него новой категории земель -" нарушенные в процессе недропользования").
В ходе реформы уголовного законодательства, необходимо, по мнению диссертанта, разработать охранительные нормы, регулирующие отношения по рекультивации и ликвидировать имеющиеся в законодательстве пробелы, касающиеся наиболее опасных видов посягательства на окружающую среду, таких как нерекультивация значительных площадей нарушенных земель. Что касается административного законодательства, то в первую очередь предлагается провести инвентаризацию составов экологических правонарушений и включить в этот состав такой вид правонарушения как неудовлетворительное проведение рекультивации нарушенных земель.
2. Правоотношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, являются сложными правоотношениями. Специфический характер данных правоотношений, их комплексность обусловили сочетание различных приемов правового воздействия на эти отношения. Автор приходит к выводу о необходимости применения не только административно-правового метода регулирования отношений по рекультивации нарушенных земель, но и гражданско-правового. В новых экономических отношениях в области недропользования, по мнению диссертанта, для обеспечения проведения рекультивации, необходимо создать систему правовых гарантий. Для возмещения ущерба, причиненного горнодобывающим предприятием землевладельцу, предлагается создать систему экологического страхования, предусмотреть страхование ответственности недропользователя. Прогнозирование размеров ущерба должно проводиться на стадии проектирования разработки месторождения. В качестве гарантии проведения рекультивации предлагается использовать институт залога. Эти элементы юридического инструментария могут быть использованы при разработке Примерного договора на проведение рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.
3. Отсутствие системы взаимоувязанных норм, регулирующих отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, разрозненность и различный уровень этих норм, выявили необходимость совершенствования законодательства о недрах. Поэтому автором предлагается внесение изменений и дополнений в ряд статей закона РФ «О недрах», регулирующих отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.
В частности, назрела необходимость согласования норм права, регулирующих данные отношения, со сложившимися в настоящее время экономическими отношениями в обществе. Имеющиеся в современном российском законодательстве о недрах нормы о рекультивации нарушенных земель не обеспечивают в полной мере их защиты от разрушениявосполнения земельного фондасохранения благополучной экологической обстановки в порнодобывающих регионах.
В связи с происходящими в стране экономическими реформами, ряд отраслей права получил толчок к развитию и совершенствованию. Реформы затронули и горное право. Расширился круг субъектов права недропользования. Право участия в разработке месторождений полезных ископаемых получили иностранные инвесторы, организации с долевым участием иностранных компаний, акционерные общества. Их горнодобывающая деятельность связана с нарушением земной поверхности. Однако нормы горного права и тесно связанные с ними нормы других отраслей права (гражданского, финансового, административного, уголовного) не отражают в полной мере происходящие экономические преобразования в этой сфере и далеко не полно регулируют складывающиеся отношения. Устранение противоречий и пробелов в правовом регулировании отношений рекультивации, существующие в горном и земельном праве, является важной задачей совершенствования рассматриваемого законодател ьства.
4. Ликвидация последствий деятельности уже закрытых горнодобывающих предприятий, в результате которой возникли так называемые «лунные ландшафты» с горами отработанной породы представляет с финансовой точки зрения определенную трудность. Поэтому, по мнению диссертанта, необходимо сформировать правовой механизм обеспечения финансирования рекультивационных работ.
Ряд государственных организаций, занимавшихся разработкой месторождений полезных ископаемых, в результате экономических реформ обанкротились, реорганизовались, либо просто прекратили существование.
Государству в лице органов исполнительной власти, органам местного самоуправления либо территориальным органам Госкомзема не под силу рекультивировать эти земли (в связи с капиталоемкостью рекультивационных работ). По законодательству о недрах обязанность восстановления нарушенных земель лежит на том, кто эти земли разрабатывал, нарушая почвенный покров, тот, кто эксплуатировал эту землю. В этом случае возникает вопрос — кто возьмет на себя финансовое обеспечение рекультивационных работ.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 2 июня 1976 г. «рекультивация земельных участков, пользование которыми прекращено до 1 июля 1969 года осуществляется за счет средств государственного бюджета в соответствии с объемами работ по рекультивации земель, предусматриваемых в народнохозяйственных планах». Возникает вопрос, что делать с землями, которые были нарушены государственными советскими предприятиями после 1969 года и в дальнейшем эти предприятия прекратили свою деятельность. Из 1,7 млрд. га земель, которые находятся на территории России, нарушенных земель числится более 1 млн.га. Из них 400 тыс. га — отработанных и требующих проведения рекультивации. Цифра относительно небольшая, но процент нарушенных земель растет. Гектары нарушенных земель ухудшают экологическую обстановку, являются источниками биологического вредного заражения (фитотоксичные породы, которые извлекли из недр и оставили на поверхности).
Назрела необходимость решения этой проблемы. Объемы рекультивации в последние три года из-за экономических трудностей предприятий несколько снизились. В настоящее время они составляют только около 70 тыс. га (для сравнения — в 1990 году- 110 тыс. га), что ведет к увеличению в ряде регионов страны площади нарушенных земель.1 Поэтому создание механизма финансового обеспечения рекультивации дает возможность проведения восстановительных работ на нарушенных землях. Для этого в закон РФ «О недрах», необходимо, по мнению диссертанта, включить нормы, закрепляющие следующие положения:
— необходимо создание правительственных программ на уровне Федерации и регионов по рекультивации земель;
— финансирование рекультивации осуществлять по признаку принадлежности земель (например, если это земли федерального назначение, то финансирование будет осуществляться из средств федерального бюджета, а если это земли субъектов Федерации — то, соответственно, из средств бюджета субъекта Федерации).
— привлечение для финансирования рекультивационных работ средства хозяйственных организаций, заинтересованных в приобретении и использовании этой земли.
5. По мнению автора, для создания серьезного правового механизма, который бы на законодательном уровне обеспечивал осуществление проведения рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, необходимо разработать и в дальнейшем принять закона «О рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования» .
Отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, урегулированы Постановлением Правительства РФ2 и целым.
1 Сборник нормативных актов «Охрана почв» Министерства охраны окружающей среда и природных ресурсов, Российское экологическое федеральное информациошгое агептство, 1996 г., с. 5.
2 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», № 140, 23.02.94 г., Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1994 г&bdquo- № 10, ст.
779 блоком ведомственных актов. По характеру и содержанию эти акты будут носить рекомендательный и технико-организационный характер. В процессе исследования степени изученности вопроса правового обеспечения рекультивации земель, выявляется общественная потребность в законодательном регулировании этой сферы отношений, в устранении имеющихся в законодательстве пробелов.
Методические организации по проведению рекультивации горных выработок" и «Основные положения по рекультивации земель» не являются актами прямого действия, т. е. нормы не обращены прямо к государственным и общественным органам, предприятиям и организациям, должностным лицам и гражданам. Каждый ведомственный акт по этому вопросу имеет свою сферу регулирования определенной группы отношений, не охватывая все существенные элементы правового регулирования рекультивации. Это и понятно, поскольку ведомственный акт не может носить общенормативный характер и обладать обязательной для всех высшей юридической силой, а лишь конкретизирует отдельные вопросы рекультивации земель. Кроме тога, Постановление Правительства РФ категорию земель, нарушенных именно в процессе недропользования, отдельно не выделяет. Исследование соотношения нормативных актов и ведомственных инструкций привело автора к выводу о необходимости усиления правового регулирования отношений по рекультивации земель. Ведомственные акты по рекультивации земель, оправдавшие себя на практике и успешно реализующиеся могли бы быть развиты и подняты на уровень, обеспечивающий их исполнение всеми.
Поэтому диссертант приходит к выводу, что новый нормативный акт должен четко определить субъектов рекультивации земель, конкретизировать категории земель, подлежащих рекультивациирешить финансовое обеспечение проведения рекультивацииопределить государственные исполнительные органы, осуществляющие координацию и контроль за проведением рекультивации.
6. Реализация правовых норм является непосредственным результатом правового регулирования, конкретным его проявлением. Формой реализации норм права может выступать оперативно-исполнительная деятельность специальных органов исполнительной власти. По мнению диссертанта, для успешной реализации норм права, регулирующих отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, необходимо создание соответствующей структуры государственных органов исполнительной власти. Данная структура должна обеспечивать координацию и контроль за проведением рекультивации земель, нарушенных горными работами.
Автор считает, что в системе государственных органов управления должна быть создана структура, полномочная принимать решения в области проведения ликвидационных работ, контроля за эксплуатацией месторождения. Данная структура должна нести ответственность за сохранение ландшафта и экосистем в целом. На местах необходимо создать периферийные подразделения этого органа. Необходимо разработать Положение о порядке действия этого органа. За этой структурой закрепить функции оказания технической и консультативной помощи недропользователю при составлении плана проведения восстановительных работзакрепить право учреждения денежного фонда на рекультивациюучастия в проведении экологической экспертизыучастия при составлении акта о проведении недропользователем рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. Выводы и предложения диссертации могут быть использованы для дальнейших разработок в области изучения горных и земельных отношений, законодательного регулирования проведения рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования. Положения диссертации могут быть использованы для преподавания ряда правовых дисциплин.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Автором опубликовано 6 статей по теме диссертационного исследования.
Выводы диссертации использовались автором при участии в разработке законопроекта «О рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования» .
Автор на научной конференции «Практика применения законодательства о животном мире и окружающей среде» выступила с докладом «Охрана среды обитания животного мира и рекультивация земель» — для научно-практической конференции «Проблемы земельного законодательства» — подготовлены тезисы выступления по теме «Восстановление нарушенных земель». Кроме того, диссертант является автором параграфа «Использование недр и восстановление нарушенных ландшафтов» коллективной монографии «Аграрное и экологическое законодательство РФ, субъектов РФ и стран СНГ (сравнительно-правовой анализ)» (май 1997 г.).
Диссертация обсуждена и одобрена отделом горного законодательства и отделом аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Теоретическое исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы.
Существующие в настоящее время отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, требуют новых подходов в правовом урегулировании, определении четких правовых границ поведения участников этих отношений.
Специалисты отрасли горного законодательства не выделяют в отдельную группу правоотношения по рекультивации земель и не характеризуют их как правоотношения, носящие комплексный характер регулирования. Анализ содержания правоотношений по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования показал, что данные правоотношения носят сложный комплексный характер. Горное право является комплексной отраслью права, поскольку отношения недропользования регулируются нормами горного права и тесно связанными с ними нормами земельного, административного, гражданского, финансового права. Поэтому для этой отрасли права характерно наличие комплексного механизма правового регулирования горных отношений. Следовательно, отношениям по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, являющихся составной частью горных отношений, также присущ комплексный характер правового регулирования.
Таким образом, в диссертации сделан вывод, что правоотношения по рекультивации земель являются сложными правоотношениями, носящими комплексный характер регулирования. Специфический характер данных правоотношений обусловили необходимость сочетания различных приемов правового воздействия на эти отношения, применения не только административно-правового метода регулирования, но и гражданско-правового.
Разрозненность норм, регулирующих отношения по рекультивации нарушенных земель, различный статус этих норм, усеченность либо расплывчатость формулировок и положений не обеспечивают в полной мере защиты земель от разрушения, восполнения земельного фонда, сохранению благополучной экологической обстановки в регионах. Одновременно с этим, наличие правовых пробелов в этой сфере, отсутствие системы норм, регулирующих отношения по рекультивации нарушенных земель, создают предпосылки для разработки и принятия закона «О рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования» .
Анализ законодательства субъектов РФ о рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, выявил необходимость приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Автор приходит к выводу о том, что приоритет в правовом регулировании этих отношений должен быть у федерального законодательства. Проблема правового регулирования рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, заключается в том, чтобы в федеральном законодательстве должен быть сформирован более совершенный механизм правового регулирования отношений по рекультивации нарушенных земель, на который будут опираться субъекты РФ. Для этого можно использовать те юридические новеллы, которые содержатся в законсрдательстве субъектов РФ, регулирующие отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.
Отсутствие законодательного опыта решения вопроса правового обеспечения рекультивации земель, нарушенных горными работами, в нашей стране (начиная с 1917 года) заставляет нас изучать и использовать с учетом российской специфики зарубежное законодательство по этому вопросу.
Теоретическое исследование показало, что современное российское законодательство, направленное на обеспечение рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, имеет следующие существенные недостатки:
— в законодательстве о рекультивации отсутствует целостная система норм, регулирующих данные отношения. Нормы разбросаны по различным нормативным актам;
— слабо разработан механизм контроля за соблюдением требований законодательства о рекультивации;
— не развита система привлечения к ответственности недропользователей, нарушивших требования о проведении рекультивации;
— отсутствует четкая система финансирования рекультивационных работ;
— не разработана в законодательстве процедура, порядок и сроки проведения рекультивации;
— отсутствует система правовых гарантий проведения рекультивации.
Поэтому эффективность регулирования отношений по обеспечению проведения рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования в Российской Федерации находится в непосредственной зависимости от совершенства горного законодательства, земельного, гражданского, административного, уголовного, экологического и другого природоресурсного законодательства. Неполнота действующего законодательства по этому вопросу выдвигает в качестве одной из неотложных задач разработку механизма регулирования отношений по рекультивации земельных участков, нарушенных горными работами.
При исследовании конкретных правовых вопросов восстановления земель, нарушенных в процессе недропользования, автор сделал попытку выявить существенные пробелы в нормативных актах и внести определенные предложения по обновлению горного, земельного, экологического, гражданского, уголовного, административного и природоресурсного законодательства с целью выработки правового механизма регулирования отношений по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.