Актуальность темы
исследования. В Российской Федерации неоднозначно оценивается охрана окружающей среды в области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами. Неэффективное обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом ведет к дальнейшему ухудшению окружающей среды, нерациональному использованию материальных и природных ресурсов, значительному эколого-экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Охрана здоровья людей и окружающей среды от радиоактивных отходов и иных источников ионизирующего излучения имеют не только социальный и экологический характер, но в последнее десятилетие приобрели политическое значение. На страницах газет и журналов постоянно обсуждаются вопросы полезности или вредности развития атомной энергетики и технологии по обращению с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. При этом особую озабоченность общественность и ученые проявляют в отношении ввоза на территорию России радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива из других стран1.
Несмотря на общий спад производства, предприятия атомной энергетики продолжают функционировать. Поэтому идет накопление радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива от АЭС. Это обстоятельство объясняется и тем, что радиоактивные отходы не используются в качестве вторичного сырья.
Современная радиационная безопасность в России характеризуется высоким уровнем нагрузки отдельных территорий радиоактивными отходами и иными отработавшими источниками ионизирующего излучения. Достаточно.
1 См.: Ядерный портфель для нового министра //РГ от 05.04.01 г.- Остров сокровищ или где у страны будущее богатство //РГ от 20.04.01 г.- ОЯТ: яд или не яд//РГ от19.04.01г. и др. привести некоторые официальные данные. В результате развития атомной промышленности и атомного флота на предприятиях различных федеральных министерств и ведомств накоплено огромное количество радиоактивных отходов и ОЯТ. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся РО и ОЯТ. Опасность для населения и качества окружающей природной среды представляют радиоактивные отходы, образующиеся при добыче и переработки радиоактивных руд, при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике. В настоящее время в Российской Федерации в медицинских, научных и технических целях эксплуатируется около 400 тыс. Различных радионуклидных источников. Отработавшие свой ресурс источники направляются на специализированные комбинаты «РАДОН», на которых они подлежат кондиционированию и захоронению. В этих хранилищах захоронено огромное количество РО. Однако на большей части специализированных комбинатов исчерпаны или крайне ограничены объемы хранилищ и нет условий для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов. Техническое состояние ряда хранилищ близко к аварийному.1.
В тоже время общеизвестно, что в процессе эксплуатации радиационно опасных объектов, а также в результате вывода таких объектов из эксплуатации образуется значительное количество металлических радиоактивных отходов, состоящих в основном из высоколегированных сталей, цветных металлов и сплавов. В Российской Федерации их накоплено более бООтыс.тонн.
Переработка металлических радиоактивных отходов практически не производится. Обращение с ними представляет серьезную опасность для здоровья людей и качества окружающей среды.
1 См.:Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и ОЯТ, их утилизация и захоронение на 1996;2005гг.»: //РГ от 14.11.95 г.
Организация безопасного обращения с радиоактивными отходами различных видов относится к объекту государственного регулирования. Законы и подзаконные акты, принимаемые федеральными органами власти создают необходимую правовую основу для целенаправленной управленческой деятельности по организации и контролю за состоянием окружающей среды в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ преследует цель предотвращения вредного радиоактивного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также рационального использования природных и материальных ресурсов.
Деятельность по поводу радиоактивных отходов и ОЯТ регулируется в составе экологических и природоресурсных правоотношений, поскольку в экологических отношениях обеспечивается охрана здоровья людей и право на благоприятную окружающую среду, а в природоресурсных отношениях обеспечивается право на природные ресурсы (в том числе и право на использование атомной энергии) и требования к безопасному обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
До настоящего времени в России отсутствует эффективная государственная организация, учет и контроль в сфере обращения с радиоактивными отходами и иными источниками ионизирующего излучения (ИИИ).Действующие законы РФ и иные нормативные акты носят достаточно противоречивый характер и тем самым создаются условия для экологических правонарушений.
В составе источников правового регулирования отношений охраны окружающей среды от радиоактивных отходов и ОЯТ следует считать законы РФ: «Об охране окружающей природной среды» (1991г. с последующими изменениями и дополнениями), «Основы законодательства об охране здоровья населения» (1992г.)," О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994г.), «Об экологической экспертизе» .
1995г), «Об использовании атомной энергии» (1995г.), «О радиационной безопасности населения» (1995г.), Градостроительный кодекс РФ (1998г.), «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (1999г.).
Приведенные законы регулируют общественных отношений по охране здоровья и окружающей природной среды, в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
В тоже время, приведенный блок эколого-ресурсного законодательства недостаточно полно излагает требования: к полномочиям субъектов правак правовому режиму радиоактивных отходов и объектам их размещенияк классификации видов обращения с радиоактивными отходамик организации гос. учета и отчетности РО и РВ, ОЯТ и т. д.
Кроме того, в указанных законах без разъяснения используются различные правовые понятия (например, радиационная безопасность, ядерная безопасность, экологическая безопасность, техническая безопасность и т. д.). И в связи с этим, в практической деятельности и научных работах, нормативно-технической документации по охране окружающёй среды по-разному представляются объекты правового регулирования, объекты охраны, правовой режим радиоактивных отходов и объектов их размещения.
По отношению охраны окружающей среды от радиоактивных отходов закон РФ «Об охране окружающей природной среды» не разъясняет понятий «радиоактивные отходы» и «отработавшее ядерное топливо», а также обращение с ними. В ст. 54 этого закона указываются общие требования по охране окружающей природной среды от отходов производства и потребления. Здесь имеется в виду и распространение этих требований к радиоактивным отходам. В этой статье приводятся отдельные виды деятельности, которые относятся к понятию «обращение с отходами», однако термин «обращение» не приводится в законе.
В ст. 22 Закона РФ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» также не разъясняются термины «радиоактивные отходы», «радиоактивные вещества», «отработавшее ядерное топливо» и обращение с ними, а приводятся санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам деятельности по поводу отходов производства и потребления.
И только в специальных федеральных законах «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения» раскрываются понятия: «радиационные источники», «ядерные материалы», «радиоактивные вещества», «радиоактивные отходы», «отработанное ядерное топливо», объекты отношений и виды деятельности, составляющие понятие «обращение с РО и ОЯТ» .
Однако, и в этих законах не дается классификация радиоактивных отходов, четко не установлен правовой режим объектам размещения этих отходов и т. д. Эти аспекты безопасности обращения с РО детально регулируется специальной группой нормативных правовых актов.
В законах Российской Федерации: «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» впервые раскрываются понятия «отходы» и «обращение с отходами», однако, эти законы не регулируют отношения в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
В связи с такими обстоятельствами следует определиться, что такое «радиоактивные отходы», «радиоактивные вещества», «ядерные материалы», «отработавшее ядерное топливо» и виды обращения с ними. Это необходимо для понимания правовой природы обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом как объекта правового регулирования и соответственно его правового механизма.
Аналитический и сравнительно-правовой метод оценки законодательства в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды от радиоактивных отходов и иных источников ионизирующего излучения позволяет научно обосновать направления деятельности по обеспечению безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Комплексный подход к применению эколого-ресурсного законодательства в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности населения при обращении с радиоактивными отходами и радиоактивными веществами, детальный анализ нормативной документации, действующей в области обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ позволяют выявить в них общее и особенное и, тем самым, обосновать правовую природу обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Это определит направление совершенствования современной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения безопасного обращения с радиоактивными отходами.
В данном исследовании выявляются позитивные и негативные стороны по правовому регулированию сбора, временного хранения, переработки, транспортирования и утилизации радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов.
Радиоактивные отходы многочисленны и разнообразны по степени своего вредного влиянию на здоровье человека и качество окружающей среды. На безопасное обращение с ними государству следует уделять пристальное внимание. Кроме того, следует иметь в виду, что в условиях продолжающегося ввоза из других стран, для хранения и переработки, отработавшего ядерного топлива возникает негативное общественное мнение к развитию ядерной энергетики в целом, что может затормозить дальнейшее социальноэкономическое и научнотехническое развитие общества.
Поэтому диссертационное исследование правового регулирования обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом на наш взгляд давно стало реальной необходимостью и общественной потребностью.
Объектом исследования является безопасное обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами и его нормативно-правовая база.
Предметом исследования выступают общественные отношения по охране окружающей среды и безопасному использованию атомной энергии при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, выраженных экологическим и природоресурсным законодательством.
Цель и задачи исследования
Целью настоящего исследования является систематизация и оценка действующего законодательства, нормативной документации по комплексному регулированию обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами и выявление позитивных и негативных аспектов деятельности в этой области правоотношений.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
• систематизировать законодательство и нормативные акты по обеспечению радиационной безопасности населения при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
• объяснить правовую природу обращения с радиоактивными отходами и определиться в классификации радиоактивных отходов и обращения с ними;
• дать оценку состояния радиационной безопасности в отношениях обращения с радиоактивными отходами и исследовать обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в качестве основного объекта правового регулирования;
• установить основные способы правового обеспечения экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
• проанализировать состояние государственного учета радиоактивных отходов и организацию обращения с ними по федеральным целевым программам;
• изучить организационную структуру и взаимодействие государственных органов управления и контроля в области использования атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
• изучить методы государственного регулирования в отношениях обращения с радиоактивными отходами и определить их эффективность;
• выявить источники финансирования безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
• исследовать позитивные и негативные аспекты действующего экологического законодательства по регулированию обращения с радиоактивными отходами;
• установить значение и роль ведомственного управления, производственного и общественного контроля в отношениях по безопасному обращению с радиоактивными отходами;
• обосновать предложения по совершенствованию правового механизма обеспечения здоровья населения и охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Методологической основой исследования является диалектический и системный подход к анализу и оценке фактического состояния радиационной безопасности населения и действующего законодательства по организации, управлению и контролю в области безопасного обращения с источниками ионизирующего излучения. Наряду с этим используется и комплексный подход к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии, а также общепризнанные методы исследования, такие как наблюдение, обобщение, сравнение и т. д.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы в трудах отечественных ученых: С. С. Алексеева, М. Н. Перфильева, А. И, Иойрыша, О. С. Колбасова, O.A. Супатаевой, А. Б. Чопорняка, С. А. Боголюбова, ММ. Бринчука,. А. К. Голиченкова, H.H. Веденина, H.A. Духно, Г. В. Чубуко-ва, И. Ф. Панкратова, Н. Т. Разгельдеева, В. В. Попкова, В. Ф. Петренко и др.
Основные выводы и предложения в диссертации основываются на нормах Конституции Российской Федерации, обеспечивающих право на благоприятную окружающую среду, федеральном законодательстве, регулирующем экологическую, ядерную и радиационную безопасность населения, нормативноправовых актах государственных органов управления и надзора, нормативнотехнической документации сферы охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами и иными источниками ионизирующего излучения.
Степень разработанности объекта исследования. В работах отечественных и зарубежных ученых исследуются отдельные аспекты правового обеспечения охраны окружающей среды от отходов производства и потребления. (C.B. Львович). Организация экологического и санитарного контроля, проведение экологических экспертиз, выдача разрешений на обращение с отходами, роль общественного контроля в сфере охраны окружающей среды, экологическое нормирование рассматриваются в работах: М. М. Бринчука, А. К. Голиченкова, В. В, Попкова, В. Ф. Петренко, P.M. Зарифзянова и др. Правовому регулированию охраны окружающей среды в ядерной энергетике России посвящены научные исследования А. И. Иойрыш, А. Б. Чопорняк, А. И. Константинова и др. Монографические правовые исследования отношений охраны окружающей среды при обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в настоящее время отсутствуют.
Новизна исследования и научные результаты заключаются в том, что диссертация представляет собой самостоятельное и комплексное научное исследование правового регулирования безопасного обращения с радиоактивными отходами в отношениях использования атомной энергии. При этом обращение с радиоактивными отходами рассматривается как самостоятельный объект правового регулирования. Используя системный метод, проявляющийся в особенных правоотношениях, в работе представлены: субъекты отношений радиационной безопасности населения и их полномочия, объекты отношений, их виды и правовые режимы, источники правового регулирования обращения с радиоактивными отходамиорганизация государственных органов управления и надзора, методы государственного регулирования безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами и т. д.
Основные положения, выносимые на защиту.
• Радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо являются объектами отношений, регулируемых экологическим законодательством. Законодательство, регулирующее отношения по использованию атомной энергии и безопасность обращения с РО и ОЯТ входят в состав источников эколого-ресурсного права.
• Обращение с радиоактивными отходами формируется из многочисленных видов деятельности, которые регулируются специальными законами РФ: «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии». Кроме того, в специальных подзаконных актах регламентируется деятельность по финансированию, нормированию, лицензированию, экспертизе, государственному учету, оценке и принятию решений в сфере обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Из этого следует, что сфера обращения с радиоактивными отходами имеет собственный правовой режим в составе экологических правоотношений.
• Отработавшие ядерные материалы (отработавшее ядерное топливо, металлические радиоактивные отходы и др.) относятся к материальным ресурсам, требующим хранения и переработки. Однако действующее законодательство не выражает эти интересы, чем создаются дополнительные условия для негативного отношения к переработке отработавшего ядерного топлива с зарубежных АЭС.
• Действующее атомное законодательство (в составе источников экологического права) опубликовано и вполне доступно для всех субъектов права. Однако именно в подзаконных актах, нормативно-технической документации конкретизированы требования к режиму обращения и радиоактивными отходами. Эта группа источников права по обеспечению радиационной безопасности достаточно многочисленна и недоступна для широкого круга граждан. Кроме того, эти подзаконные акты недоступны и по причине их закрытия грифом «для служебного пользования». Это противоречит праву граждан на получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Поскольку атомное законодательство находится в составе экологического оно должно быть полностью доступно для граждан РФ, систематизированным и ясным для них по составу и содержанию. На наш взгляд в этой области отношений должны работать общественные и государственные центры по разъяснению действующего законодательства и технологий использования атомной энергии, переработки и захоронения ее радиоактивных отходов.
• Экономический механизм обеспечения безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом имеет свою правовую основу. В законах и подзаконных актах, регулирующих финансирование деятельности особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, к коим относятся пункты хранения РО и ОЯТ, установлены принципы их финансирования, источники и порядок формирования денежных средств, основные направления и порядок использования этих средств, а также органы, осуществляющие контроль за своевременным и полным поступлением средств на специальные счета эксплуатирующих организаций. К сожалению, в этой нормативной правовой базе отсутствует указание на контроль и ответственность владельцев специальных счетов за целевое использование денежных средств. В общественных объединениях экологической направленности возникает обоснованное требование о прозрачности формирования и использования этих средств. Представляется, что в ежегодных государственных докладах о состоянии радиационной безопасности населения Госатомнадзору РФ следует давать полную информацию о направлениях использования централизованных денежных средств.
• Организация государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов относится к элементу правового режима обращения с ними, основывается на законе РФ «Об использовании атомной энергии» и регламентировано правовым актом Правительства РФ и Положением о порядке ведения госучета и контроля РВ и РО, утверждаемых Минатомом РФ. По настоящее время в системе государственного учета отсутствуют государственный кадастр радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, государственный реестр обращения с РВ и РО и пунктов их хранения, а также банки данных о технологиях захоронения РО и технологиях переработки отработавших ядерных материалов. В целевых программах обращения с РВ и РО необходимо предусматривать разработку этих важных источников информации по обеспечению радиационной безопасности населения.
• Разработка целевых федеральных и региональных программ обеспечения экологической безопасности в области обращения с радиоактивными отходами предусмотрено федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения». На федеральном уровне приняты и выполняются ряд комплексных целевых программ: «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000;2006гг», «Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов», «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998;2005 годы и на период до 2010ггода» и др. В каждой программе предусматриваются различные источники финансирования, установлены комплекс задач и их исполнители, сроки исполнения этапов, подпрограмм и т. д. И все это обосновывается комплексным подходом к безопасному Ъбращению с радиоактивными отходами и иными источниками ионизирующего излучения. Однако в комплексном подходе следует понимать и необходимость разработки современного законодательства по эффективному регулированию отношений охраны окружающей среды при обращении с РВ, РО и ОЯМ. На этот вид работ, во всех анализируемых целевых программах не уделяется должного внимания. Хотя именно полнота и своевременность разработки правовой базы могут определять состояние управляемости обращения с радиоактивными отходами в сфере обеспечения общего экологического правопорядка.
• По закону РФ «Об использовании атомной энергии» установлены: а) система государственного управления использованием атомной энергииб) система государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Формирование этих систем соответствует международному принципу самостоятельности, независимости и ответственности органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного надзора за безопасностью использования атомной энергии. Объем прав, обязанностей и ответственности соответствующих государственных органов, а также полномочия их должностных лиц в области обращения с радиоактивными отходами установлены в положениях об органах государственного управления использования атомной энергии и положениях об органах государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. В процессе их взаимодействия возникают разногласия. Однако следует знать, что органы государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности осуществляют соответствующий их функциям и задачам надзор в области обращения с радиоактивными отходами и их предписания по выявленным нарушениям в этой области являются обязательными для исполнения.
• Ведомственное и производственное управление и контроль в области обращения с радиоактивными отходами является обязательной составляющей в системе общего управления использования атомной энергии и осуществляется Минатомом РФ и эксплуатирующими организациями. В то же время следует указать на необходимость разработки положения или правил по организации и осуществлению этих видов управления и контроля в области обращения с радиоактивными отходами.
• Действующим законодательством гарантируется осуществление общественного контроля в области обращения с радиоактивными отходами. При попытке реализации этого права граждане и их общественные объединения не всегда допускаются органами управления, руководителями предприятий к осуществлению своих законных прав. Граждане и их общественные объединения постоянно сталкиваются с трудностями в получении полной информации в области охраны окружающей среды от радиоактивных отходов. Этому необоснованно способствует и указания в ряде подзаконных актов Правительства РФ на необходимость ограничения доступа к получению информации по учету РВ и РО на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. Это вызывает обоснованные возражения «зеленых» и поэтому Правительству РФ следует разработать и утвердить Положение о предоставлении информации о состоянии окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами.
В научных исследованиях необоснованно утверждается о наличии общественного управления охраной окружающей среды в ядерной энергетике. На самом деле действующим законодательством предусмотрено осуществление только общественного контроля в этой сфере. Это распространяется и на область обращения с радиоактивными отходами. Нельзя допустить организацию управления на общественных началах в области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами.
• Государственные органы управления, контроля и надзора осуществляют свои функции и задачи определенными методами. Эти методы управления и надзора в области обращения с РО и РВ нами классифицируются на: :а) экономические, б) организационные, в) специальные. Эти методы имеют правовое обеспечение и реализуются в повседневной жизнедеятельности.
Экономический метод управления обращения с отходами предполагает:
• достаточное и гарантированное финансирование обращения с РО;
• платность размещения радиоактивных отходов;
• платность за временное хранение и переработку отработавшего ядерного топлива;
• право собственности на радиоактивные отходы и ответственность их владельцев за сохранением и надлежащим использованием;
• Оборот прав на отработавшее ядерное топливо и пунктов их хранения, при сохранении ответственности их за их дальнейшим безопасным обращением;
• совершение сделок с правами на объекты размещения отходов производства и потребления;
• страхование граждан от риска радиационного воздействия радиоактивных отходов;
• возмещение вреда и убытков, причиненных в процессе обращения с радиоактивными отходами;
К организационным методам регулирования отношений в области обращения с радиоактивными отходами следует относить:
• нормирование и лицензирование обращения с радиоактивными отходами;
• лицензирование пунктов хранения (объектов размещения) радиоактивных отходов;
• лицензирование деятельности на право работы в области обращения с радиоактивными отходами;
• проведение государственной экологической экспертизы;
• разработка целевых программ, планов безопасного обращения с радиоактивными отходамиорганизации государственного учета и отчетности в области обращения с радиоактивными отходами;
• организация ведения государственного кадастра радиоактивных отходов, государственного реестра пунктов хранения отходов, государственного банка данных о технологиях хранения, переработки, и обезвреживания;
• радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий (организаций) и территорий;
• организации ведения мониторинга в области обращения с радиоактивными отходами.
К специальному методу государственного регулирования безопасности в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами следует относить организацию и осуществление их физической защиты. Это предусмотрено законом «Об использовании атомной энер-гии» (ст.49−52) и детально регламентируется нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
Практическая значимость исследования. Теоретические исследования восполняют существующую пробельность в определении правовой природы, структуры и факторов развития отношений охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Это позволит совершенствовать правовую базу в области обращения с радиоактивными отходами, более осознанно оценивать практику обеспечения радиационной безопасности населения, привлечет внимание граждан и их общественные объединения в дела охраны окружающей среды от радиоактивных отходов.
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре гражданского, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы.
Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в опубликованных и находящихся в печати работах, в выступлениях с результатами исследований на различных научнопрактических конференциях, круглых столах и семинарах по проблемам организации охраны окружающей среды и здоровья населенияавторские разработки используются в учебном процессе Поволжской академии государственной службы по дисциплинам: «Экологическое и природоресурсное право», «Безопасность жизнедеятельности» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обоснованна материалами, свидетельствующими о состоянии радиационной безопасности населения и критическим отношением людей к сложившимся видам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Цели и задачи, поставленные в диссертационном исследовании, представляются выполненными. В работе объяснены правовая природа и факторы обеспечения радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами, исследованы важнейшие источники правового регулирования обращения с радиоактивными отходами.
В диссертации радиационная безопасность в области обращения с радиоактивными отходами исследуется как особенные правоотношения, в которых показаны: субъекты и объект отношенийосновные права и обязанности участников правоотношенийоснования возникновения, изменения и прекращения отношений, а также порядок их прохождения. Результатом этих правоотношений могут оказаться либо чрезвычайные ситуации природного или техногенного происхождения от негативного воздействия источников ионизирующего излучения, либо будет обеспечена радиационная безопасность и сохранение здоровья людей.
Правовая природа обращения с радиоактивными в диссертации объясняется из сущности предмета, объекта, метода правового регулирования охраны окружающей среды и объекта правовой охраны по действующему атомному и экологическому законодательству. Исходя из этого, сделан вывод, что законы РФ «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов», «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» являются источниками экологического права и регулируют безопасность обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Определившись в правовой природе особенных правоотношений, в работе раскрываются понятия «радиоактивные отходы», «обращение с радиоактивными отходами», «экологическая безопасность», «радиационная безопасность», «техническая безопасность», «государственное управление», «государственное регулирование безопасности при обращении с радиоактивными отходами» и т. д.
Охрана здоровья людей и качество окружающей природной среды выступает основным результатом отношений в области обращения с радиоактивными отходами. Эти результаты являются и объектами природоохранных отношений. По этому совпадающему признаку делается вывод, что атомное законодательство, регулирующее безопасность обращения с радиоактивными отходами является составной частью экологического законодательства, поскольку они вместе полноценно обеспечивают необходимое качество окружающей природной среды и здоровья людей.
На основе исследованных видов обращения с радиоактивными отходами, видов радиоактивных отходов и пунктов их хранения, в работе обращено внимание на необходимость совершенствования организационноправового механизма обеспечения радиационной безопасности охраны окружающей среды от радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов.
Организация безопасного обращения с радиоактивными отходами исследовано по целевым федеральным программам. Анализ этих программ показывает их незначительное число на уровне Российской Федерации, но в них комплексно осуществляется деятельность по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Обращение с радиоактивными отходами в диссертации исследовано в качестве основного объекта правового регулирования и рассмотренный правовой механизм отвечает природе этого объекта исследования.
В источниках правового регулирования обращения с радиоактивными отходами анализируются не только специальные законы, но и указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ, нормативно-технические акты (нормы, правила и т. д.) специально уполномоченных государственных органов управления, контроля и надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности.
На основе исследований организации обращения с радиоактивными отходами и его правового обеспечения внесены предложения по совершенствованию атомного и экологического законодательства. В работе обосновывается необходимость разработки и принятия федерального закона «О безопасном обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами» .
В работе исследована организационная структура госорганов управления, контроля и надзора, их задачи, функции, компетенция и полномочия в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами. Выявлены положительные и негативные аспекты их организации, функционирования и взаимодействия.
В диссертации отмечено, что проблемы в их взаимодействии заложены в законах и подзаконных актах. В целях устранения дублирования их компетенции и полномочий в области обращения с радиоактивными отходами предлагается совершенствовать не только законодательство, но и заключать письменные соглашения о взаимодействии между собой.