Проблемы правового регулирования землеустройства
Закрепленные законодательно изменения в регулировании землеустроительных отношений также требуют комплексного изучения. Так, одним из результатов преобразований землеустроительных отношений является то, что исполнительные органы государственной власти освобождаются от проведения некоторых землеустроительных действий, относящихся к функциям органов публичной влас I и, передавая их проведение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
- 1. Понятие и принципы землеустройства
- 2. Объекты землеустройства
- 3. Субъекты юридически значимых землеустроительных действий
- 4. Правовое содержание землеустроительных действий
- ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 1. Поняше и стадии землеустроительного процесса
- 2. Реализация прав участников землеустроительного процесса
- 3. Основные стадии землеустроительного процесса
- 4. Особенности правового регулирования проведения землеустроительных действий на землях отдельных категорий
- ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРАВОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
- 1. Meci о землеустроительных правоотношений в системе земельных правоотношений
- 2. О i ношения по планированию в сфере использования земель и землеустрои гельные отношения
- 3. Землеустроительные правоотношения при формировании земельных участков
- 4. Соотношение землеустроительных и земельно-кадастровых правоотношений 2 j?
Проблемы правового регулирования землеустройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Развитие земельной реформы затронуло все земельные отношения, внося существенные коррективы в правовое регулирование как отношений в области владения, пользования и распоряжения земельными участками, так и отношений в области управления земельными ресурсами. Существенные изменения перетерпели и землеустроительные отношения. Если до начала земельной реформы 90-х годов 20 века землеустроительные мероприятия обеспечивали реализацию функции по управлению в сфере использования и охраны земли, находящейся в исключительной государственной собственности, ю в настоящее время землеустройство осуществляется на основе положений, закрепленных Констигуцией Российской Федерации, в том числе многообразия форм собственности на землю. Это, а также развитие рыночных отношений, включение земельных ресурсов в оборот, установление новых принципов федерализма и осуществление муниципальной реформы, иные значимые общественные преобразования заставили пересмотреть содержание землеустройства и его назначение.
В то же время известно, что одними из наиболее проблемных с точки зрения реализации, являются отношения по формированию земельных участков. Остаются значительными временные и денежные затраты при осуществлении землеустроительных действий. Это, в свою очередь, затрудняет приобретение и реализацию законных прав на землю собственников, владельцев и пользователей земельных участков, создает существенные затруднения при защите прав на землю.
Закрепленные законодательно изменения в регулировании землеустроительных отношений также требуют комплексного изучения. Так, одним из результатов преобразований землеустроительных отношений является то, что исполнительные органы государственной власти освобождаются от проведения некоторых землеустроительных действий, относящихся к функциям органов публичной влас I и, передавая их проведение частным лицам и организациям. Действующее законодательство предусматривает возможность проведения землеустроительных действий любыми лицами. В таком случае землеустройство перестает бьпь только одной из функций по управлению в сфере использования и охраны земли, а становится видом коммерческой деятельности. Определение границ земельных участков отнесено к виду деятельности по обслуживанию рынка недвижимости. Данный вид деятельности рассматривается как общественно значимые услуги. Такой подход к статусу землеустройства не отражает правового содержания землеустроительных действий. Комплексное исследование землеустроительных отношений позволит выявить проблемы реализации 1аких отношений и сформулировать предложения по совершенствованию их правового регулирования. В то же время, такие землеустроительные действия как установление границ, согласование границ, закрепление их специальными знаками затрагивают интересы правообладателей земельных участков, потому что обеспечивают описание индивидуальных характеристик земельного участка как объекта права. Таким образом, выявляется новая задача землеустройства в современных условияхсоздание условий для защиты прав и охраняемых законом интересов правообладателей земельных участков и других объектов недвижимости. Это также является основанием для изучения правовой природы землеустроительных действий.
Особенности землеустроительных действий связаны с одним из основных видов землеустроительных действий — межеванием земель и земельных участков. При межевании земель и земельных участков проводятся землеустроительные действия по установлению границ объектов землеустройства с закреплением таких границ межевыми знаками. В результате таких землеустроительных действий производится формирование земельного участка как объекта учета и права. Следовательно, землеустроительные действия, проводимые при межевании, обеспечивают формирование объекта учета и права (в первую очередь земельного участка). Межевание земельных участков проводится как при разграничении государственной собственности, так и при предоставлении земельных участков в собственность, аренду, на праве постоянного (бессрочного) пользования, в срочное безвозмездное пользование, для различных видов хозяйственного и иного использования.
Исследование правовой природы межевания необходимо, так как с помощью землеустроительных действий, проводимых при межевании, реализуются различные виды земельных правоотношений, например, по планированию в сфере использования и охраны земель, земельно-кадастровые отношения, а также отношения права собственности на земельные участки.
Следует также заметить, что в современных условиях рациональное использование земли как части окружающей среды обеспечивают также градостроительное планирование, зонирование, резервирование земель. Землеустройство, градостроительное планирование, зонирование, резервирование объединяет один объект — земля как часть окружающей среды, пространственно-территориальная основа. С включением земельных участков в гражданский оборот выявление правового значения землеустроительных действий, проводимых при градостроительном планировании, зонировании, резервировании, позволит обеспечить выявление и описание всех имеющих правовое значение характеристик земельного участка как объекта права. Это, в свою очередь, облегчит как проведение планирования в сфере использования и охраны земель, так и формирование цивилизованного рынка недвижимости, включая земельные участки.
Поскольку земельная реформа затронула практически весь круг земельных 01 ношений, актуальным является изучение соотношения землеустроительных правоотношений с иными земельными отношениями, прежде всего непосредственно связанными с землеустройством. К таким отношениям следует отнести, в первую очередь, отношения по ведению земельного кадастра, зонирования земель и другие.
Состояние исследования темы. В настоящее время с учетом новых подходов к земельному участку как природному объекту и ресурсу, а также объекту гражданского оборота, не было работ, посвященных исследованию правовой природы землеустройства в целом. Отдельные способы землеусгройства являлись предметом исследования. Например, Лащенов А.В.1 рассматривал образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, при этом, автором подчеркивается прикладное значение межевания при определении границ земельного участка. Земельно-кадастровые правоотношения рассматривались Гаврилюк М.Н.2. Правовая природа межевания как основного землеустроительного мероприятия не была предметом исследования современных ученых правоведов.
Целью диссертационного исследование является — на базе изучения теоретических положений, анализа федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также практики их применения выработать концепгуальные предложения rio совершенствованию правового регулирования землеустройства и межевания земельных участков с учетом принципа единства судьбы земельного участка и всех, прочно связанных с ним объектов. Это свою очередь обеспечит правовое регулирование рынка недвижимости, включая земельные участки.
Задачами диссертационного исследования являются на основе теоретических положений, истории развития правового регулирования землеустройства и межевания в России, а также анализа современного законодательства выявить: правовые аспекты землеустройства, особенности субъектов и объектов землеустройства, особенности проведения отдельных землеустроительных действий в условиях включения земельных участков в гражданский оборот и.
1 Лащенов, А В Правовое регулирование образование новых и упорядочения существующих объектов землеустройства в Российской Федерации Автореф диссерт. на соискание ученой степени кандидата юридических наук M 2005 законодательного закрепления принципа единства судьбы земельного участка и всех, прочно связанных с ним объектов;
— принципы проведения землеустройства и межевания, а также определить особенности их реализации в современных условиях.
— выработать предложения по совершенствованию правового регулирования землеустроительных отношений в условиях включения земельных участков в гражданский оборот и закрепления в законодагельсгве принципа единства судьбы земельного участка и всех, прочно связанных с ним объектовоценить правовую природу межевания, выделив технические и правовые землеусгроительные действия, проводимые при межевании, и их правовые последствия, а также сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования межевания земельных участков как объектов гражданского оборота.
Предметом диссертационного исследования являлись совокупность общественных отношений по землеустройс1ву, особенности, правовая природа и различия межевания земель и земельных участкова также теоретические положения и нормативные правовые акты, регулирующие проведение землеустроительных мероприятий.
Методологическими основами диссертационного исследования являлись общенаучные способы и приемы познания, такие как метод сравнительного анализа, исторический метод, логические и прогностические приемы, использование систем сбора первичных данных и их обработки (описание, обобщение, дифференцирование, анализ, синтез), а также частно-научные методы — сравнительно-правовой и технико-юридический.
Изучение правовой природы землеустройства в России с периодичностью раз в пятьдесят лет предопределило применение в диссертационном исследовании в первую очередь исторического метода с целью выделения некоторых основных принципов при проведении.
2 Гаврилюк М Н Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков Автореф диссерг насоисскан ученой степени кандид юрид наук М 2006 s землеустройства и межевания в России, имеющих значение и практическое применение в современный период.
Теоретическими основами диссертационного исследования являлись научные труды по общей теории права, земельного права, землеустройства и межевания таких ученых как Алексеев С. С., Адиханов Ф. Х., Аксененок Г. А., Андриишин Н. В., С. А. Боголюбов, Венедиктов A.B., Волков Г. А., Волков С. Н., Голиченков А. К., Дембо Л. И., Ерофеев Б. В., Жариков Ю. Г., Иконицкая И. А., Кассо J1.A., Кавелин С. П., Козлов Н. И., Козырь О. М., Колотинская E.H., Крассов О. И., Краснова О. И., Краснов Н. И., Мартынов Б. С., Осипов Н. Т., Ржаницын A.A., Сахаров П. Д., Сыродоев H.A., Осипов Н. Т, Петров В. В., Турубинер A.M., Удачин С. А., Улюкаев В. Х., Успенский J1.B., Фесенко И. П., Фомина Л. П., Чешев A.C., Чубуков Г. В., Шулейкин И. Д., Хауке O.A., Ялбулганов A.A.
Научная новизна диссертационного исследования в том, что оно является первым комплексным исследованием, посвященным рассмотрению правовой природы землеустройства в целом. При этом для выявления правового значения землеустройства в условиях включения земельных участков в гражданский оборот, рассмотрены содержание и особенности проведения отдельных землеустроительных действий, а также специальные требования к субъектам и объектам землеустройства. Кроме того, в диссертационном исследовании впервые рассматривается правовая природа межевания земельных участков в современных условиях. Роль межевания в условиях законодательного закрепления единства земельного участка и расположенных на нём объектов существенно изменяется. Оно является средством, с помощью которого реализуются как основные функции государства по управлению в сфере использования и охраны земель, так и земельные права и обязанности юридическими лицами и гражданами как правообладателями земельных участков и других объектов недвижимости.
Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что выводы и предложения, полученные диссертантом, могут быть использованы в научных исследованиях правовых институтов землеустройства и межевания земель. Межевание в настоящее время формируется как межотраслевой институт и может быть предметом исследования. В целом выводы, полученные в результате исследования, позволяют провести работу по совершенствованию правового регулирования землеустройства в рамках реализации концепции законодательного закрепления принципа единства судьбы земельного участка и всех, расположенных на нём объектов. Полученные выводы также могут быть использованы при разработки учебных курсов по дисциплинам «Земельное право», «Землеустройство», «Кадастр», и проектов нормативных актов, регулирующих землеустроительные отношения в современных условиях в России.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Результаты исследования используются автором при чтении лекций на юридическом факультете Санкт-Петербургского Государственного Университет по курсу «Земельное право», спецкурсам «Проблемы правового регулирования землепользования на примере Санкт-Петербурга"3- «Правовые проблемы регулирования землепользования на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области"4, «Землеустроительный процесс"5.
Диссертация обсуждалась в отделе аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Выводы и предложения по теме диссертации изложены в публикациях диссертанта и выступлениях на ряде научно-практических конференций.
Основные положения, обладающие научной новизной и выносимые на защиту:
3 Программа Утверждена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультет СПбГУпротокол 5 от 21 апреля 1999 года.
4 Программа Утверждена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультет СПбГУпротокол 14 от 15 мая 2003 года.
5 Программа рассмотрена и рекомендована на заседании учебно-методической комиссии юридического факультет СПбГУ — протокол № 1 от 08 сентября 2005 года, утверждена на заседании Ученого Совета юридического факультета СПбГУ — протокол № 9 от 22 сентября 2005 года.
1. В условиях включения земельных участков в гражданский оборот расширяются цели проведения землеустроительных действий. Это не только обеспечение рационального использования земли как основы жизни и дея! ельности человека и компонента окружающей среды, но и обеспечение условий для защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков и других объектов недвижимости. Правовое регулирование проведения землеустроительных действий в новых условиях предлагается осуществлять с учетом следующих специальных принципов: а) публичности проведения землеустройстваб) устойчивости границ объекюв землеустройствав) неопровержимости (неоспоримости) сведений об объектах землеустройства, содержащихся в государственных реестрах об учете недвижимого имуществаг) равенства прав участников землеустроительных действий.
2. Закрепленное в законе понятие землеустройства не учшывает новых целей и функций землеустройства. В целях обеспечения условий для защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков с помощью землеустройства проводится описание правовых характеристик объектов землеустройства, включая земельные участки, как объектов учета и права. Правовыми можно считать характеристики, которые определяют содержание земельных прав и обязанностей правообладателей земельных участков. В связи с этим можно выделить следующие землеустроительные действия, которые затрагивают земельные права и обязанности и определяют их содержание (юридически значимые действия): а) при согласовании границ объекта землеустройства выявление характера волеизъявления (обоснованное согласие или несогласие) правообладателей земельных участков и других объектов недвижимости относительно таких правовых характеристик как целевое назначение, вид разрешенного использования, границы объектов, включая границы обремененийб) передача по акту правообладателю земельного участка межевых знаков под наблюдение за сохранностью в целях обеспечения условий для реализации и защиты своих прав и обязанностей правообладателями земельных участков, имеющих общую границу.
3. Исходя их правового содержания землеустроительного процесса можно выделить следующие его особенности: во-первых, релятивность (относительность), при которой одна стадия перетекает в другую или проходит «красной нитью» через все стадииво-вторых, осуществление землеустроительных действий в сфере бесспорной юрисдикциив-третьих, неоднородность отношений участников землеустроительного процесса (административные, гражданские, земельные отношения). При этом следует подчеркнуть, что землеустроительный процесс завершается внесением, специально уполномоченным органом в данные государственного земельного кадастра сведений об объектах землеустройства.
4. Закрепленное в праве понятие межевания земельных участков не в полной мере отражает все правовые аспекты землеустроительных действий. В связи с этим, межевание земельных участков предлагается определить как проводимые участниками землеустройства в соответствии с законом совокупность землеустроительных действий по определению, согласованию с заинтересованными лицами границ земельных участков и других объектов землеустройства, а также установлению на местности специальных знаков (межевых знаков), передаваемых землеустроителем по акту правообладателю земельного участка под наблюдение за сохранностью.
5. В законодательстве недостаточно определен статус участников землеустроительных действий: землеустрошеля и заинтересованных лиц. На практике функции землеустроителя выполняют специалисты топографо-геодезических организаций. При этом затрагиваются права и охраняемые законом интересы правообладателей недвижимости, так как при согласовании границ земельного участка выявляется характер волеизъявления заинтересованных лиц относительно характеристик объекта, которые могут оказать влияние на содержание земельных прав и обязанностей, а также закрепляют на местности межевые знаки, обозначающие границы объекта права, и передают такие знаки правообладателю земельного участка.
Недостаточный уровень правовой подготовки специалистов топографо-геодезических организаций является одной из основных причин нарушений прав заинтересованных лиц при проведении землеустроительных действий. Для устранения таких негативных последствий предлагается закрепить в законе минимальные профессиональные требования к землеустроителю.
Заинтересованными лицами являются правообладатели земельных участков или иных объектов недвижимости. Предлагаются следующие критерии, по которым лица могут быть признаны заинтересованными: а) зарегистрированное в соответствии с требованиями законодательства право на недвижимое имущество (титул) — критерий титульного владенияб) общая граница с объектом землеустройства или расположение внутри него — критерий общей границы с объектомв) визуальный обзор объекта землеустройства — критерий визуального обзора.
6. Отношения по оформлению документов о правах на земельные участки, используемые на законных основаниях, (отношения по фактическому землепользованию) являются видом землеустроительных отношений, имеют временный характер, возникают на этапе реформирования земельно-имущественных отношений с целью изменения объема (содержания) прав и обязанностей субъектов. Для возникновения отношений по фактическому землепользованию требуется наличие следующих юридических фактов. Во-первых, принятие законодательного акта на федеральном уровне об изменении земельных прав и обязанностей (реформа земельных отношений, предоставление субъекту права землепользования по своему усмотрению выбрать вид права на землю: аренда, собственность, иное право). Во-вторых, волеизъявление фактического землепользователя относительно изменения содержания его земельных прав и обязанностей. В-третьих, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков, принятое на основании такого волеизъявления. Землеустроительные действия, проводимые при установлении границ земельных участков, используемых на законных основаниях, обеспечивают реализацию функций по государственному управлению в сфере использования и охраны земель, а также формирование земельных участков как объектов гражданского оборота с учетом интересов правообладателей земельных участков и других объектов недвижимости.
1. Адиханов Ф. Х. Земельное право России: Курс лекций. Барнаул, 1999.
2. Боголюбов С. А. Земельное право. Учебник. М.: Высшее образование, 2006.
3. Ерофеев Б. В. Земельное право России. Общая часть: Учебник. В 2 частях. М.: Юрист. 1994.
4. Жариков Ю. Г. Земельное право России. Учебник. М.: КНОРУС, 2006.
5. Жариков Ю. Г., Улюкаев В. Х., Чуркин В. Э. Земельное право. Учебник. М.: Юрайт-Издат. 2003.
6. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С. А. Боголюбова. М. 1998.
7. Земельное право Учебник / под ред. С. А. Боголюбова. М. 2002.
8. Земельное право. Учебник. / Под ред. В. Х. Улюкаева. М. 2002.
9. История земельных отношений и землеустройства / Под ред. А. А. Варламова. М.: Колос. 2000.
10. Кутафин ОЕ., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.М.: Юристь. 1997.
11. Крассов О. И. Земельное право. Учебник. М.: Юристъ. 2000. М. Крассов О. И. Земельное право: Учебник, — 2-е изд., перераб. и доп. М: Юристь. 2004.
12. Конституционное право. Учебник. Отв. ред.А. Е. Козлов. М.: Изд-во БЕК. 1996.
13. Лисина Н. Л. Правовой режим земель поселений: Учебно-практическое пособие. М.: Дело. 2004.П.Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т.2. М. 1998.
14. Общая теория советского земельного права. Под ред. Аксененка Г. А., Иконицкой И. А., Краснова Н. И. М.: Изд-во «Наука». 1983.
15. Рулан Норбер Юридическая антропология. Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА. 1999.
16. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. Учебник. Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2004. С 175−186.
17. Чешев A.C., Вальков В. Ф. Основы землепользования и землеустройства: Учебник для вузов. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. Ростов н/Д: Издательский Центр «МарТ». 2002. 544 с.Монографии.
18. Аксененок Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР. М.: Госюриздат. 1950.
19. Алексеев С. С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: «Статут». 1999.
20. Волков Г. А. Принципы земельного права России. М.: ОАО «Издательский дом «Городец». 2005.
21. Духно H.A., Чубуков Г. В. Земельный правопорядок и ответственность. М. 1998.
22. Зайцева Т. И., Галеева Р. Ф., Ярков В. В. Настольная книга нотариуса в 2-х томах. Т.1.М. 2000.
23. Иконицкая И. А. Проблемы эффективности в земельном праве. М.: Изд-во «Наука». 1979.
24. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Теория и тенденции развития. М. 1999.
25. Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М.: Юридическая литература. 1984.
26. Кавелин С. П. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое руководство с чертежами и образцами делопроизводства. М. 1914.Ю.Кассо J1.A. Русское поземельное право. М. 1906.П.Кавелин С. П. Земельное право и земельный процесс. Воронеж. 1925.
27. Козлов Н. И. Землеустройство (По Земельному Кодексу Р.С.Ф.С.Р.). JL 1925.
28. Колотинская E.H. Правовые основы советского земельного кадастра. Часть первая. М., Изд-во Московского Университета. 1974.
29. Колотинская Е. Н. Правовые основы советского земельного кадастра. Часть вторая. М.: Изд-во Московского Университета. 1974.
30. Колотинская E.H. Правовые вопросы теории государственного земельного кадастра в СССР. М. Изд-во Московского Университета. 1982.
31. Краснов Н. И., Иконицкая И. А. Процессуальные вопросы советского земельного права. М. Изд-во «Наука». 1975.
32. Комов Н., Родин А., Алокоз В. Земельные отношения и землеустройство в России. М.: Изд-во «Руслит». 1995.
33. Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М.: Изд-во НОРМА. 2003.
34. Малько A.B., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория. СПб., Издательство Р. Асланова Юридический центр Пресс". 2004. С.25−38.
35. Мартынов Б. С. Понятие землеустройства (Опыт догматического исследования). Пт: 1917.
36. Осипов Н. Т. Теоретические проблемы земельного права. Л.:Изд-во ЛГУ. 1972.
37. Победоносцев К. П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 1/ Под ред. и с предисловием В. А. Томсинова. М.: Издательство «Зерцало». 2003.
38. Протасов В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М.: Юридическая литература. 1991.
39. Ржаницын A.A. Междуселенное землеустройство с 36 чертежами. М.: «Новая деревня». 1927.
40. Сахаров П. Д. Порядок проведения землеустройства колхозов JI. 1952.
41. Сахаров П. Д. Землеустроительный процесс в СССР. М. «Юридическая литература». 1968.
42. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3. Т.2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА, М). 2002.
43. Сыродоев H.A. Отвод земель для государственных и общественных организаций. М. Изд. «Юридическая литература». 1967.
44. Таксами Н. Ч. Аляска в системе государственности./Под ред. А. В. Гадло. СПб.: Изд-во С.-Петенрб.ун-та. 2002.
45. Шулейкин И. Д. История земельных отношений и землеустройства. Часть 1, 1933. Сельхозгиз.
46. Фомина Л. П. Право землепользования в европейских социалистических странах (на примере стран членов СЭВ). М. Изд-во «Наука». 1975.
47. Хауке О. Русское землеустроительное законодательство. Выпуск 1. М: 1910. Авторефераты и диссертации.
48. Лащёнов A.B. Правовое регулирование образование новых и упорядочения существующих объектов землеустройства в Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени кандидата юридических наук. М. 2005.
49. Лащёнов A.B. Правовое регулирование образование новых и упорядочения существующих объектов землеустройства в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
50. Гаврилюк М. Н. Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2006.
51. Махина С. Н. Управленческий и административный процессы: проблемы теории и перспективы правового регулирования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов. 1998.
52. Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР. М.: Изд-во «Наука». 1969.
53. Сахаров П. Д. Землеустроительные правоотношения в СССР. Автореф. дис. .на соискание учен, степени докт. .юрид. наук. Л. 1971.
54. Сидоренко В. Н. Правовое регулирование ведения государственного земельного кадастра. Автореф. на соиск. учен. степ. к.ю. н. М. 2003.
55. Сыродоев H.A. Правовое регулирование изъятия и отвода земель для государственных и общественных надобностей. Автореф.дисс.канд.юр.наук. Л. 1964.
56. Сыродоев H.A. Правовые проблемы повышения эффективности использования земли в условиях экономической реформы. Диссертация на соискание учен. степени доктора юрид. наук в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М. 1990.Статьи.
57. Алексеев С. С. Юридические конструкции ключевое звено права // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М.: «Статут». 2001. С. 5−20.
58. Волков С. Н. Современное землеустройство: состояние и перспективы развития. // В Сб. Государственного университета землеустройства. Землеустроительная наука и образование в XXI века. М.: Былина. 1999. С. 53−62.
59. Косарева Н. Б., Трутнев Э. К. Реформирование земельных отношений: проблемные вопросы и предлагаемые решения/ Экологическое право. 2002. № 2.
60. Кузьменко A.B. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2003. № 3. С. 4−11.
61. Минаева A.A. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном права//Экологическое право. 2005. № 1. С. 40−45.
62. Комментарий в Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Под ред. Г. А. Аксененка, Н. А. Сыродоева. М.: Юридическая литература. 1974.
63. Байтенова А. А., Кресникова Н. И. Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный). М.: ЗАО Юстицинформ. 2006.
64. Галиновкая Е. А., Минина Е. Л. Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». М.: ЗАО «Юстицинформ». 2004.
65. Комментарий к Закону о государственном земельном кадастре // Под ред. Галиновской Е.А.М.: ЗАО «Юстицинформ». 2004.
66. Комментарий к Конституции Российской Федерации // Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М. 1996. С. 284.
67. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный). Л. Е. Бандорин, С. А. Боголюбов (и др.) — рук. авт. кол. отв. ред.С.А, Боголюбов. М.: Изд-во Проспект. 2005. С. 157−164;
68. Комментарий к Федеральному закону «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» (постатейный) / Под ред. проф. А. А. Ялбулганова М.: ЗАО Юстицинформ. 2005. 128 с.
69. Королева А. Н., Плешакова О. В. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ЗАО Юстицинформ. 2005. С. 239−243.
70. Земельный кодекс Российской Федерации. Комментарий // Законодательство и экономика. Вып. 8−9 (30−31). 1992.
71. Ямбулганов А. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону о землеустройстве. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. Справочная литература.
72. Крассов О. И., Петрова Т. В., Тарло Е. Г. Толковый словарь градостроительного законодательства. СПб.: «Издательство «Юридический центр Пресс». 2004.
73. Крассов О. И., Петрова Т. В., Тарло Е. Г. Толковый словарь земельного права. СПб.: «Издательство «Юридический центр Пресс». 2004.
74. Земельный участок: вопросы и ответы / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Издательство «Юстицинформ». 2004.
75. Ограничения (обременения) права на использование земельных участков. Госкомзем России, Центр реализации проекта Ларис, Центр земельной реформы, ФКЦ «Земля». М. 2000.
76. Организация кадастрового учета земель в России. Справочное пособие. Федеральная служба земельного кадастра России. М. 2002. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫЗаконы.
77. Конституция Российской Федерации 1993 года.
78. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374−1 «О земельной реформе» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 29 ноября 1990 г. N 26. ст. 327.
79. ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
80. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Часть 1. Ст. 1.
81. ФЗ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582;
82. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.
83. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-Ф.
84. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ог 25 октября 2001 года№ 137-Ф3.
85. Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. ст. 3018.
86. Федеральный Закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
87. Федеральный закон от 18 июля 2005 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве» // СЗ РФ. 2005. № 30. часть 1. Ст. 3098.
88. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
89. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.
90. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» о г 02 января 2000 г. № 28-ФЗ.
91. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1. Ст. 2.
92. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998 г. № 31. Ст. 3813.
93. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 часть 1. Сг. 5276.
94. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ //СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.
95. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о г 24 июля 2002 года № 101-ФЗ // «Российская газета» от 27 июля 2002 года № 137.
96. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.
97. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.
98. Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17. Ст. 1452.
99. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.
100. Постановление Совета Министров РСФСР от 03 февраля 1948 № 59 «О земельно-хозяйственном устройстве городов и рабочих поселков РСФСР» // Свод законов РСФСР. Том 4. Стр. 123−127.
101. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».
102. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 август 1992 года № 622 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 9. Ст. 609;
103. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 года № 503 «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993. № 23. Ст. 2114;
104. Постановление Правительства РФ от 01 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» // СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 534;
105. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 года № 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 592.
106. Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1170 «Об утверждении Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 42. Ст. 4803.
107. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999;2002 годы» // СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3379;
108. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626;
109. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 50. Ст. 4899.
110. Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001 года № 519 «Об утверждении стандартов оценки"// СЗ РФ. 2001. № 29. Ст.3026;
111. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 16. ст. 1709.
112. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель» // Собрание актов Президента и Правительс1ва РФ. 1993. № 29. Ст. 2686.
113. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 273 «Об утверждении Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. N 18. Ст. 1762.
114. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 669 «Об утверждении Положения о федеральном картографо-геодезическом фонде» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 38. ст. 3804.
115. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 8. Ст. 963.
116. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002 года № 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2193. ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
117. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадасгром 18 апреля 2003 года // Сайт Федеральной службы земельного кадастра России в Internet // Справочно-правовая система ГАРАНТ.
118. Приказ Росземкадастра от 2 октября 2002 года № П/327, Регистрационный номер в Минюстиции 3911 от 13 ноября 2002 года // «Российская газета» от 27 ноября 2002 года. № 225.
119. Инструкция по межеванию земель, утверждена Роскомземом 08 апреля 1996 года//М.: Роскомзем, 1996;
120. Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видовнотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. 2000. № 4.
121. Методические рекомендации при проведении межевания объектов землеустройства утверждены Росземкадастром 17 апреля 2003 года,.
122. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утв. Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06 марта 2002 года № 568-р // Журнал «Экпресс-закон». 2002. № 21. Июнь.
123. Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации, утв. Утв. Приказом Росземказастра от 17 октября 2002 года № П/336. http://www.goscomzem.ru Федеральная служба земельного кадастра России.
124. Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утв. Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года № П/49 // Справочно-правовая система ГАРАНТ.
125. Постановление Госстроя РФ от 21 ноября 2001 г. N 120 «О принятии ГОСТ «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения» // Справочно-правовая система ГАРАНТ.
126. Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т. Р-11−02−01 (утв. Росземкадастром 10 апреля 2001 г.);
127. Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т. Р-11−02−01 (утв. Росземкадастром 10 апреля 2001 г.).- // «Российская газета». от 11 июля 2001 года. № 130.
128. Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 22 декабря 1993 г. № 18−58 //Официальное издание Госстроя РФ. ГУП ЦПП. М. 1994.
129. Закон Санкт-Петербурга от 31 декабря 1996 года № 186−59 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 1997. № 2,3,.
130. Закон Москвы от 05 июля 1995 года № 13−47 «О территориальном делении Москвы» // Вестник Москвы. 1995. № 14;
131. Закон г. Москвы от 10 марта 1999 года № 13 «О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве» // Ведомости Московской Думы. 1999. № 6.
132. Закон г. Москвы от 2 апреля 2003 г. № 20 «О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы» // Справочно-правовая система ГАРАНТ.
133. Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 28−51 «О защите прав граждан при реализации фадостроительных решений в городе Москве» // Справочно-правовая система ГАРАНТ.
134. Закон г. Москвы от 21 октября 1998 г. № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы». // Ведомости Московской городской Думы. № 11. 1998;
135. Закон Воронежской области «О землеустройстве» № 22−11−03 от 27 ноября 1997 года // Справочно-информационная система Консультант— Регион-Плюс.
136. Закон Красноярского края «О землеустройстве» № 3−50 от 6 октября 1994 года // Справочно-информационная система Консультант—Регион-Плюс;
137. Закон Республики Тыва «О землеустройстве» от 3 июня 2000 года № 512 // Справочно-информационная система Консультант—Регион-Плюс;
138. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 24 января 1996 г. № 8 «Об особо охраняемой природной территории «Суздальские озера» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 3. С. 22−23.
139. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 24 января 1996 г. № 8 «Об особо охраняемой природной территории «Суздальские озера» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 3.
140. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 703-РП от 3 ноября 2003 года об утверждении Типового положения омуниципальном землеустроителе // Справочно-информационная система Консультант—Регион-Плюс.
141. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 4 февраля 1998 г. № 109-р «Об утверждении Основных положений проекта строительного и функционального зонирования кварталов в Коломягах» // Справочно-правовая система ГАРАНТ.
142. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 4 февраля 1998 г. № 112-р «Об утверждении Основных положений проекта строительного и функционального зонирования в районе поселка Парголово» (с изменениями от 28 января 2002 г.).
143. Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 3 ноября 2003 года № 703-РП одобрено Положение о муниципальном землеустроителе // Справочно-правовая система Консультант Регион.
144. Приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройства Санкт-Петербурга от 19 марта 1997 года № 45 (территориальный орган Госкомзема РФ) Об утверждении Положения о районном землеустроителе" // Справочно-правовая система Гарант.
145. Иванова Т. Г. Фактическое землепользование: проблемы правового регулирования и практика оформления прав на земельные участки. // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права Юридического факультета СПбГУ. 2003. № 1. С.144−166. 1 п.л.
146. Иванова Т. Г. Правовое регулирование межевания. Экологическое право. 2003. № 2. С. 16−24. 0,99 п.л.
147. Иванова Т. Г. Споры о кадастровом учете объектов недвижимости и земельные отношения // Комментарий судебно-арбитражной практики. Выпуск 12 / Под ред. В. Ф. Яковлева. М.: «Юридическая литература». 2005. С. 198−204. 0,36 п.л.
148. Иванова Т. Г. Проблемы правового регулирования землепользования на примере Санк1-Петербурга. Программа спецкурса. Санкт-Петербургский государственный Университет. 2000. 0,3 п.л.
149. Иванова Т. Г. Правовые проблемы регулирования землепользования на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Программа учебной дисциплины. Санкт-Петербургский Государственный Университет. 2004. 1,4 п.л.