Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование общественного контроля в сфере охраны окружающей среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нашему мнению, осуществление общественного экологического контроля, исходя из его задач, является первичным, обобщающим понятием, по отношению к реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Данные декларированные права нуждается в механизмах их реализации, большинство из которых объединяются в стройную систему под названием общественный экологический контроль. Это следует исходя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственный и общественный контроль в сфере охраны окружающей природной бреды
    • 1. Источники правового обеспечения государственного и общественного контроля в сфере охраны окружающей природной среды
    • 2. Структура, условия, порядок организации и ведения общественного экологического контроля
    • 3. Некоторые аспекты деятельности общественности по контролю за состоянием и охраной окружающей природной среды за рубежом
  • Глава 2. Организация и осуществления общественного экологического контроля
    • 1. Способы организации и деятельности общественного экологического контроля
    • 2. Доступ общественности к информации и принятию экологически значимых решений
    • 3. Участие общественности в организации и проведении экологических экспертиз
  • Глава 3. Деятельность граждан и общественных объединений по организации контроля за безопасным уничтожением химического оружия
    • 1. Законодательство регламентирующее уничтожение химического оружия и обеспечение прав граждан на здоровую окружающую природную среду
    • 2. Взаимодействие общественности с органами законодательной и исполнительной власти по проблеме уничтожения химического оружия на примере Саратовской области
    • 3. Международные правовые документы в области химического разоружения

Правовое регулирование общественного контроля в сфере охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой её устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Человек, охрана его жизни от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного развитием экономики, является центральной темой экологического законодательства России.

Актуальность темы

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации1 в статье 42 гарантировала каждому право на благоприятную окружающую среду, а действующее законодательство сформировало основу для достаточно эффективного регулирования сферы взаимодействия общества и природы. Однако многолетняя практика доминанты экономических интересов над экологическими приводит к невосполнимым утратам окружающей среды.

Деградация окружающей природной среды прежде всего сказалась на здоровье человека и состоянии генетического фонда людей. Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха превышают санитарно-гигиенические нормы предельно-допустимых концентраций более чем в 200 городах и поселках. Не отвечают нормативным требованиям качество воды в большинстве основных водных объектах России, а также питьевая вода. Состояние значительной части используемых в сельском хозяйстве земель неудовлетворительно2.

Эти загрязнители характерны для многих регионов страны, однако Саратовская область, к сожалению, имеет одну уникальную особенность.

1 Конституция (Основной закон) Российской Федерации//Российская газета.-1993.-25 дек.

2 Отчетный доклад «О деятельности Федерального экологического фонда Российской Федерации в 199 году/Зеленый мир. -1998. -№ 10.

На протяжении около 70 лет область занимает лидирующее место в гонке химических вооружений: разработке, испытаниях, производстве, хранению и уничтожению высокотоксичных отравляющих веществ.

В центральной части области, на правом берегу Волги, В Шиханах расположен 33 Центральный научно-исследовательский и испытательный институт войск радиационной, биологической и химической защиты Министерства обороны РФ и, занимающий более 400 кв. километров, крупнейший в мире военный химический полигон. Там же более 30 лет назад начал свою деятельность Вольский филиал ГСНИИОХТ с опытным заводом по разработке технологий производства химического оружия. В Шиханах расположен Центральный арсенал хранения отравляющих веществирритантов.

На левом берегу Волги в поселке Горный Краснопартизанского района с послевоенных времен на арсенале хранятся боевые отравляющие вещества, которые предстоит уничтожить в ближайшее время в соответствии с международными обязательствами России, а также национальными нормативными актами.

В связи с этим в настоящее время актуализировалась проблема защиты экологических прав граждан.

Судьба многих жителей Саратовской области оказалась как никогда зависимой от международных договоров, в первую очередь — Конвенции о запрещении химического оружия.

Почти четыре года назад, 13 января 1993 года, состоялось действительно историческое событие — подписание представителями 157 государств этого документа с целью отказаться от самого варварского оружия — химического. За прошедшие десятилетия советским химическим оружием ни один солдат противника не был уничтожен, но тысячи и тысячи наших соотечественников пострадали при подготовке к химической войне: потеряли здоровье, стали инвалидами, погибли в результате разработок, испытаний, производства, хранения и уничтожения химического оружия. Так, например, в связи с активизацией работ на Шиханском полигоне в 1992;1995 годах, заболеваемость детей в г. Шиханы по сравнению с г. Вольск выше по болезням крови и кроветворных органов — в 27 раз, эндокринным заболеваниям — в 14 раз, органов пищеварения — в 7 раз1. Количество онкологических новообразований в г. Шиханы увеличилось в 8,6 раз, более чем вдвое возросла заболеваемость по кожным заболеваниям у взрослых, увеличилась детская смертность до двух раз, причем это наблюдается на фоне существенного снижения щ промышленных выбросов в регионе. Выше средне-областных и показатели заболеваемости в пос. Горный. Все это свидетельствует о неблагоприятном влиянии объектов военного химического комплекса (ВХК) Саратовской области на здоровье и безопасность людей.

Сильнейшую тревогу у населения вызвали и вызывают предстоящие работы в п. Горный по уничтожению запасов химического оружия в связи с выполнением Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения" .

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 года № 1470 «Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Саратовской области» в нашей области будут отрабатывать технологии на опытно-промышленном объекте в поселке Горный Краснопартизанского района.

Кроме Саратовской области, проблема защита экологических прав граждан в процессе уничтожения химического оружия и преодоления последствий гонки химических вооружений актуальна еще для целого ряда регионов России.

Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в' 1996 году/Государственный комитет по охране окружающей среды Саратовской области/Отв. ред. С. Ю. Красильникова.-Саратов.-1996.-198 с.

1 Вольская природа/Информационно-аналитический обзор состояния окружающей среды города Вольска и Вольского района в 1996 го ду/Сост .Бобров Н.Г.-Вольск.: -Надежда, 1997. -126 с.

Известно, что Россия законодательно, социально-экономически и технологически оказалась не готовой к выполнению международных обязательств, в связи с этим существенно возрастает роль экологического контроля (в том числе и общественного) за данным процессом1.

Гражданский контроль в цивилизованном обществе является неотъемлемым элементом жизни общества. Любые вопросы функционирования государственных структур, способных повлиять на права и законные интересы граждан, могут и должны быть подконтрольны обществу. Налогоплательщиков в первую очередь интересует, на что расходуются средства бюджета, обращены ли они во благо обществу, рационально ли используются, как осуществляется контроль за ними и имеется ли доступ к информации. Этим во многом определяется степень открытости общества.

Не остаются в стороне и вопросы, связанные с контролем за вооружениями. Анализ усилий, затраченных государством на ведение «холодной войны», а затем на преодоление ее последствий, соответствующий подрыв экономики и вред природе, иллюстрируют катастрофические последствия бесконтрольной гонки вооружений. В значительной мере это относится и созданию арсеналов химического оружия.

Сильное сопротивление осуществлению общественного экологического контроля оказывал и оказывает отечественный Военно-химический комплекс, в обстановке полной секретности десятилетиями создававший, прежде всего, изощренные средства уничтожения себе подобных, а затем уже средства защиты. Забота о сохранении здоровья и безопасности местного населения мало беспокоила командование.

В связи с этим сложились обстоятельства, требующие от населения принятия мер по самозащите для реализации Конституционных прав на.

1 Злотникова Т. В. О проблемах экологической опасности, связанных с уничтожением химического оружия/Ядерное распространение. -М.Московский Центр Карнеги.-1997. -№ 21 благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба. Стала создаваться система общественного экологического контроля за данной проблемой. Государственный экологический контроль, часто подменяемый ведомственным «самоконтролем», не всегда оказывается эффективным.

Возникла необходимость исследования вопросов правового регулирования общественного контроля в сфере охраны окружающей природной среды (общественного экологического контроля), а также опыта такой деятельности граждан и общественных организаций Саратовской области с целью повышения её эффективности.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют основополагающие подходы, выработанные наукой, монографические исследования и труды ведущих ученых в области экологического права, посвященных общим и частным вопросам правового регулирования экологического контроля, в том числе и правового положения общественных объединений в работах: С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, H.H. Веденина, В. П. Виноградова, А. К. Голиченкова, Б. В. Ерофеева, Т. В. Злотниковой, О. С. Колбасова, Г. А. Ларионова, В. К. Максименко, И. Ф. Панкратова, В. В. Петрова, В. В. Попкова, Н. Т. Разгельдеева, E.H. Хмелёвой и других.

Ряд работ С. А. Боголюбова М.И. Васильевой, Т. Р. Захарченко посвящен исследованию проблем реализации судебной защиты экологических прав гражданами и общественными организациями.

Наиболее полно вопросы защиты экологических прав и принципы общественного контроля представлены в работах С. А. Боголюбова, однако многоаспектность данной темы предполагает целесообразность её дальнейшего исследования, в том числе и на основе анализа опыта практической деятельности.

Объектом исследования являются правоотношения в сфере контроля окружающей природной среды.

Предметом исследования выступает правовое регулирование общественного контроля общественного экологического контроля, так как общественности необходимо изучить и более эффективно использовать правовые, организационные и иные методы защиты своих прав.

Цель и задачи исследования

Целью данного диссертационного исследования является анализ действующего законодательства, регулирующего контроль в сфере охраны окружающей природной среды и особенностей осуществления общественного экологического контроля деятельности военно-химического комплекса.

Для реализации цели поставлены следующие задачи исследования:

— определить источники правового обеспечения государственного и общественного экологического контроля;

— исследовать структуру, условия и порядок организации и ведения общественного экологического контроля;

— изучить правовые особенности деятельности общественности по контролю за состоянием и охраной окружающей среды за рубежом;

— описать способы организации и деятельности общественного экологического контроля;

— рассмотреть правовую основу доступа общественности к информации и принятию экологически значимых решений;

— проанализировать законодательство, регламентирующее уничтожение химического оружия;

— описать взаимодействие общественности с органами законодательной и исполнительной власти по проблеме уничтожения химического оружия на примере Саратовской областиописать международные правовые документы в области химического разоружения;

— выработать рекомендации по более эффективному осуществлению общественного экологического контроля.

Методологической основой исследования является использование общих и специальных методов научного познания, эмпирических и теоретических методов, таких как диалектический, исторический, аналитико-синтетический, а также наблюдение, сравнение, абстрагирование и другие методы исследования.

Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы отечественных ученых в области гражданского, экологического, природоресурсного права С. С. Алексеева, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, М. И. Васильевой, H.H. Веденина, А. К. Голиченкова, Б. В. Ерофеева, Т. Р. Захарченко, О. С. Колбасова, Г. А. Ларионова, В. К. Максименко, И. Ф. Панкратова, В. В. Петрова, Н. Т. Разгельдеева.

Основные выводы и положения диссертации основаны на положениях Конституции Российской Федерации, нормативных актов и актов правоприменения.

До настоящего времени в работах ученых исследовались отдельные аспекты общественного экологического контроля, что формировало отношение к общественному экологическому контролю, как в второстепенной деятельности. По видимому, это связано распространением на общественный контроль аналогии с основными регламентированными функциями государственного экологического контроля — проведению проверок и инспекций. В учебниках по экологическому праву, трудах В. В. Петрова, Б. В. Ерофеева общественному экологическому контролю уделяется мало внимания. В работе А. К. Веселов приводит практические рекомендации для общественности по организации общественного контроля в общепринятом понятии. Исследования E.H. Хмелевой посвящены правовым основам деятельности общественных экологических объединений, приводится их классификация, дан анализ правового положения общественных экологических организаций за рубежом. В работе С. А. Боголюбова, как ведущего специалиста в данной области, делается объективный вывод о том, что общественный контроль в условиях российской демократии приобретает массовый и действенный характер

Научная новизна диссертации определяется тем, что она представляет собой первое самостоятельное комплексное монографическое исследование правового регулирования общественного экологического контроля действующим законодательством, актами министерств и ведомств, с учетом практического опыта уточнены значение, структура и способы осуществления общественного экологического контроля в системе охраны окружающей природной среды.

Проанализированы цели, задачи, практические результаты, принципы организации и осуществления общественного экологического контроля и взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней по проблемам уничтожения химического оружия на примере Саратовской области.

По нашему мнению, осуществление общественного экологического контроля, исходя из его задач, является первичным, обобщающим понятием, по отношению к реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Данные декларированные права нуждается в механизмах их реализации, большинство из которых объединяются в стройную систему под названием общественный экологический контроль. Это следует исходя из сформулированной законодателем в ст. 72 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и поставленной задачи общественного экологического контроля: проверка выполнения требований настоящего закона. Следовательно, в задачи общественного экологического контроля подпадает контроль за соблюдением прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, предусмотренный разделом II Закона,.

1 Боголюбов С. А. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды». -М.: ИНФРА. М — НОРМА, 1997. включающим в себя статьи о правах и полномочиях граждан, общественных объединений и государственных гарантиях их реализации.

Соответственно, общественный экологический контроль, как часть системы экологического контроля в соответствии со ст. 68 Закона1, имеет в качестве задач наблюдение за состоянием и изменением окружающей природной среды, проверку выполнения мероприятий по охране, оздоровлению, рациональному использованию окружающей природной среды. Задачу контроля за состоянием и изменением природной среды в последнее время успешно решает общественный экологический мониторинг2. Ранее такой вид деятельности в осуществлении общественного экологического контроля в юридической литературе не был определен. Это свидетельствует о динамичном развитии данного сектора общественной жизни общества.

Практическая значимость. Представленные теоретические исследования восполняют существующую пробельность в определении места и роли общественного экологического контроля при реализации Конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, позволяют с большей эффективностью осуществлять реализацию правовых механизмов контроля гражданами и общественными организациями.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Общественный экологический контроль является понятием, включающим в себя все виды деятельности граждан и общественных экологических организаций по реализации Конституционных и иных законных прав на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу.

2. Правовое регулирование общественного экологического контроля в настоящее время обеспечивает граждан и общественные организации.

1 Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды’ТВедомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.-1992. -№ 10., ст. 457.

Как организовать общественный экологический мониторинг: Руководство для общественных организаций/Под ред. М. В. Хотулевой. -М.: СоЭС. -1997. широкими полномочиями для контроля за соблюдением природоохранительного и природоресурсного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями и учреждениями, организациями, должностными лицам и гражданами.

3. Состояние и тенденции развития нормативных актов, издаваемых Президентом РФ и Правительством в области регулирования сведений, относящихся к государственной тайне, характеризуется ужесточением режима засекречивания информации, что существенно нарушает экологические права граждан.

4. Совершенствование законодательства в области проведения экологической экспертизы должно осуществляться в направлении расширения прав граждан про проведению общественных экологических экспертиз, а также введение жестких санкций за непредоставление документации на общественную экологическую экспертизу. Необходимо предусмотреть законодательный запрет на проведение государственной экологической экспертизы без проведения общественной экологической экспертизы.

5. При разработке пакета нормативных актов в области уничтожения химического оружия необходим специальный закон, регулирующий осуществление общественного экологического контроля на объектах по уничтожению химического оружия, предусматривающий меры по охране здоровья и социальной защите граждан, включая установление причинно-следственной связи заболеваний у персонала объектов и местного населения как возникших в связи с деятельностью объекта, если официально не будет установлено обратное.

6. Взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти при осуществлении общественного экологического контроля не должно предусматривать компромиссов, снижающих права граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.

7. Подписание и ратификация Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды будет способствовать расширению прав общественности по осуществления экологического контроля.

8. Реализация и успешное осуществление общественного контроля, регулируемого действующим законодательством возможны только при условии профессионализации представителей общественности, хорошего знания требований нормативных актов, объединения усилий граждан и организаций, при использовании мер судебного принуждения, проведении кампаний в средствах массовой информации, а также организации массовых акций.

9. В противодействии осуществлению общественного экологического контроля за процессом выполнения Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, в своих странах в достаточной мере заинтересованы военно-химические комплексы как России, так и США.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. По результатам начатых исследований была создана теоретическая основа осуществления общественного экологического контроля. В исследовании приведены результаты практической реализации различных способов осуществления общественного контроля за деятельностью военно-химического комплекса, благодаря чему удалось предотвратить причинение вреда здоровью и экологическим интересам населения Саратовской области. Благодаря созданию системы общественного экологического контроля и её успешному функционированию предотвращен завоз в область химического оружия из других регионов и реализация экологически опасных объектов по его уничтожению.

Основные положения и результаты исследований были представлены в опубликованных работах, а также в выступлениях на Парламентских слушаниях в Верховном Совете РФ и Государственной Думе РФ по проблеме химического оружия в 1993;1997 годах, на конференциях «Дни Волги» в Нижем Новгороде в 1993;1995 годах, во время чтения курса лекций в университетах Швейцарии и Голландии в феврале 1995 года, на Первых публичных слушаниях и Первой российско-американской конференции, проходивших в Саратове в октябре 1995 года, на региональной научно-практической конференции «Состояние и проблемы развития эколого-экономической системы Саратовской области» в июне 1997 года, в сообщении на конференции неправительственных организаций Европы (Европейского ЭкоФорума) в ноябре 1997 года, освещались в публикациях и многочисленных интервью отечественным и зарубежным средствам массовой информации.

Заключение

.

В результате проведенных исследований, анализа положений Конституции Российской Федерации, норм природоохранительного законодательства и практической деятельности общественности установлено, что понятие общественный экологический контроль включает в себя все виды деятельности граждан и общественных экологических организаций по реализации конституционных и иных прав на благоприятную окружающую среду и охраняемых законом интересов, включая возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу.

Правовое регулирование общественного экологического контроля Действующим законодательством обеспечивает граждан и общественные организации достаточно широкими полномочиями для контроля за соблюдением природоохранительного и природоресурсного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями и учреждениями, организациями, должностными лицам и гражданами.

Создание законодательной базы, регулирующей процесс уничтожения химического оружия, имеющей экологическую и социальную направленность, может устранить противоречия между выполнением Россией международных обязательств по уничтожению запасов химического оружия и интересами местного населения как Саратовской области, так и других регионов.

Установлено отсутствие законодательной основы для обеспечения безопасности населения и персонала объектов в процессе и после уничтожения запасов химического оружия. Принятый Государственной Думой РФ закон «Об уничтожении химического оружия» существенно ограничивает социальные, медицинские и экологические права населения и возможность осуществления общественного экологического контроля за процессом УХО.

Несмотря на подписание Россией международных договоренностей, состояние и тенденции развития нормативных актов, издаваемых Президентом.

РФ и Правительством России в сфере регулирования сведений, относящихся к государственной тайне, характеризуется ужесточением режима засекречивания информации связанной с проблемой химического разоружения, что существенно нарушает экологические права граждан.

В связи с вышеизложенным, осуществление эффективного государственного и общественного экологического контроля становится проблематичным.

В процессе исследований создана и осуществляет свою деятельность система общественного экологического контроля за деятельностью военно-химического комплекса в Саратовской области. Эффективность деятельности определяется совокупностью факторов, основными из которых являются:

— наличие правовой, законодательной базы международного, федерального и местного уровня;

— наличие и активность лидеров и экологической общественности, степень их информированности, квалификации, образовательный уровень;

— уровень взаимодействия с законодательными и исполнительными Органами власти, а также экологическими активистами из других регионов;

— степень взаимодействия с государственными службами экологического, санитарно-эпидемиологического контроля и органами здравоохранения;

— уровень взаимоотношений с центральными и местными средствами массовой информации, информированность журналистов о проблеме;

— наличие и активность общественных экологических организаций, оснащенность аналитическими приборами для осуществления общественного экологического мониторинга, компьютерной и множительной техникой, средствами связи, а также уровнем и стабильностью финансирования.

Анализ существующих экологических, социальных, правовых проблем при осуществлении общественного контроля в Саратовской области свидетельствует о том, что общественные организации не имеют ни сил, ни средств для обеспечения постоянного экологического мониторинга и контроля окружающей среды. Данная проблема является практически невыполнимой для контроля за наличием отравляющих веществ и продуктов их деградации в окружающей среде на уровне предельно-допустимых концентраций даже для государственных служб мониторинга, не имеющих соответствующих приборов и методик.

К числу искусственно создаваемых социальных проблем можно отнести умело культивируемый военно-химическим комплексом на протяжении ряда лет так называемый «Чапаевский синдром». Это осуществлялось путем затягивания решений, неразворотливости в разработке безопасных технологий УХО, длительной волокиты при разработке законов и игнорирование в них социальных факторов, ненадлежащего информирования граждан. Целью этих действий, на наш взгляд, было формирование негативного общественного отношения и неприятия процесса уничтожения химоружия в ходе выполнения Конвенции, что, как предполагалось, приведет к срыву ратификации Конвенции. На это было направлено придание Шиханам статуса закрытого-территориального образования, деятельность по засекречиванию Шихан началась за полгода до ратификации Конвенции Конгрессом США, которая проходила с большими сложностями.

Осуществление общественного экологического контроля за деятельностью военно-химического комплекса со стороны общественности и местного населения в странах, имеющих химическое оружие, станет, помимо проведения мер международного контроля и проверок, дополнительной гарантией в области контроля за нераспространением химического оружия.

При выполнении исследований дан исчерпывающий анализ источников правового регулирования, нормативной базы государственного и общественного экологического контроля, определена его структура, порядок организации и ведения, проанализирован опыт деятельности общественности Саратовской области, выработаны рекомендации. В процессе исследований было организовано апробирование результатов деятельности, связанной с осуществлением общественного экологического контроля, путем выступления на научных и общественных, экологических конференциях, в публикациях, регулярного информирования общественности и населения через средства массовой информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. -М. -1993.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 года.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 1 //Собрание законодательства РФ. -1994. -№ 32 -ст. 3301.
  4. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года //Ведомости Верховного Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. -1991. -№ 20. -ст.641
  5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. -№ 10. -ст.457.
  6. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года //Российская газета. -1993. -21 сентября.
  7. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды’УЗеленый мир, 1996.№ 10.
  8. Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года // Собрание законодательства РФ. -1995. -№ 21. -ст. 1930.
  9. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.// Собрание законодательства РФ. -1996 г. -№ 48. -с. 4556.
  10. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, приняты 22.06.1993/Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1993.-ct.1318.
  11. Закон РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации», введен в действие с 14.06.1992 г.
  12. Закон «О защите прав потребителей», введен в действие 7.02.92 г. /Собрание законодательства РФ. -1996. -№ 3. -Ст. 140.
  13. Федеральный Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от И августа 1995 г. // Собрание законодательства РФ. -1995. -№ 33. -ст. 3340.
  14. Федеральный Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. -1995, -№ 8. -ст.609.
  15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"/Ведомости Верховного Совета СССР. -1980. -№ 6. -Ст. 192.
  16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. № 9306-XI «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».
  17. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. N 524 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования).
  18. Распределение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти при проведении работ по подготовке РФ к выполнению международных обязательств в области химического разоружения». -Утверждено Указом Президента РФ от 24.3.95 года № 314.
  19. Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ/Постановление Правительства РФ от 21.03.96 г. N 305 /Российская газета. -2.04. -1996.
  20. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 года № 483/Российская газета. -1998. -7 мая.
  21. Указ Президента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения» от 24 марта 1995 года № 314.
  22. О деятельности Комитета по Конвенциальным Проблемам ХБО при Президенте РФ/Указ Президента РФ от 25.5.92. N 523.-М., Кремль.
  23. Распоряжение Президента РФ «О первоочередных мерах по подготовке к выполнению международных обязательств России в области УХО» от 12 июня 1992 года № 304-рп.
  24. Распоряжение Президента РФ от 9 августа 1993 г. N 555 рп /г.Москва, Кремль.
  25. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1994 года N 1470 «Об организации работ по созданию объекта по уничтожению запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Саратовской области».
  26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 г. N 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» //Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. -№ 3.
  27. Постановление № 22 Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22 октября 1993 года «О некоторых вопросах практики применения закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» //Российская юстиция. -1994. -№ 3.
  28. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации от 18 июля 1994 года // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. -1995. -№ 1.
  29. Доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации за 1996 год/ Зеленый мир. -№№ 19−24. -1997.
  30. Конвенция по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраныокружающей среды: проект. -Европейская Экономическая Комиссия ООН, Женева. -1998.
  31. Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы/Одобрено на Конференции министров по защите окружающей среды. -Люцерн. -1994.
  32. Приказ Госкомэкологии № 256 от 4 июня 1997 года «Об утверждении заключения экспертной комиссии по ТЭО строительства опытно-промышленного объекта в п.г.т. Горный Саратовской области».
  33. Сводное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы комитета экологии и природных ресурсов -Саратовской области/проект. -Саратов. -1993 г.
  34. О транспортировке люизита из п. Горный в Шиханы /Проект решения Малого Совета Саратовского обл. Совета /Сборник Постановлений. 1993 г.
  35. О протоколе о намерениях по проблеме УХО/Решение постоянной комиссии по экологии и землепользованию Вольского городского Совета от 12.08.93. «. -Вольск.-1993 г.
  36. Представление Прокурора Саратовской области Н. И. Макарова от 12.08.93. N 13/сл 73−93.
  37. Об организации и обеспечении работ по уничтожению химического оружия, хранящегося на территории области». Постановление Администрации Саратовской области от 10.8.95 года № 263.
  38. Распоряжение Губернатора Саратовской области Д. Ф. Аяцкова от 16 мая 1997 года № 591-р «О строительстве объектов внешнего инженерногообеспечения и социальной инфраструктуры в поселке Горный Краснопартизанского района.
  39. А. И. Общественные инспекции по охране природы //Окружающая среда и право. -М.: ИГПАН СССР. -1971.
  40. Н.С. Химическое оружие на рубеже двух столетий». -М. -Прогресс». -1995.
  41. Ф.И. Государственный контроль за использованием и охраной земель. -Барнаул. -1986.
  42. Акции экологического движения /Руководство к действию. -М. -1996.
  43. К.К., Фокин A.B. «Проблемы запрещения и уничтожения химического оружия./Информационно-аналитические материалы к слушаниям в Федеральном Собрании РФ/. -Москва. -1994.
  44. И.Ф. Участие общественности в решении экологических проблем //Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. -М. -1996. -№ 12.
  45. B.C. О гражданском обществе и общественном договоре/На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. -М., 1997. Русское феноменологическое общество, 440 с.
  46. С.А. Правовое стимулирование гласности экологических мероприятий //Советское государство и право. -1986. -№ 8.
  47. С. А. Правовые проблемы общественного контроля в области охраны природы //Государственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. -Киев. -1988.
  48. С. А. Природоохранная деятельность общественности. -М.1988.
  49. С. А. Государственно-правовые проблемы экологической экспертизы // Государство и право. -1996. -№ 1.
  50. С. А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. -М.: ЦЭПР. -1996.
  51. С.А. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды». -М.: ИНФРА. М НОРМА, 1997.
  52. С.А. Референдумы по экологически значимым проектам как высшая форма волеизъявления народа/Пособие для общественных организаций. -М.: ЦЭПР. -1998.
  53. В. Е., Листопад О. Г. Как «зеленым» работать со средствами массовой информации. Киев. -1994.
  54. М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсическими веществами. -М., 1990.
  55. М.М. Механизм защиты экологических прав граждан / Конституция Российской Федерации и совершенствование защиты прав человека.-М.: ИГПАН. -1994. -С.146−162.
  56. М. М. Экологические права граждан в контексте развития природоохранного законодательства //Вестник МГУ/ Серия «Право». -1996. -№ 1.
  57. М.М. «Введение в экологическое право».-М. -1996.
  58. М. В. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы предупреждения экологического вреда. -М. -1996.
  59. М. В. Юридические аспекты участия граждан в охране окружающей среды // Государство и право. -1995. -№ 5.
  60. А.К. Общественный экологический контроль. -Уфа. -1996.
  61. В.П. Экологические проблемы бассейна Волги и практика осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны природы в этом регионе /Сб. Научно-практическая конференция
  62. Проблемы экологии Волжского бассейна и практика применения природоохранительного законодательства». -Тверь. -1994.
  63. Вольская природа//Информационно-аналитический обзор состояния окружающей среды города Вольска и Вольского района в 1986 году. -Саратов.: Надежда.-1997. -126 с.
  64. Ю. Ю., Ожегов Ю. П. Особенности экологического движения России. -М. -Экоинформ.: -1994.
  65. А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. -М. -1992.
  66. H.H. Общественность и среда обитания/Правовые аспекты участия общественности в принятии экологически значимых решения в России и Европе. -М.: ЦЭП. -1997.
  67. O.A. Механизм действия экологического права: юридический и социологический подходы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1993. -48 с.
  68. Доклад о состоянии окружающей природной среды в Саратовской области в 1996 году/Отв. ред. Красильниковой С.Ю.-Саратовский облкомприроды. -Саратов. -1997.
  69. .В. Экологическое право России/Учебник//Изд.2-е.-М.: Юристь. -1996. -624 с.
  70. Законодательный процесс в России: граждане и власть. Практические советы. -М. -1996.
  71. В., Мухачев С. Общественные природоохранные инспекции / Бюллетень Московского ИСАР. -№ 1(4), зима 1997/98.
  72. Т.Р. Охрана окружающей среды/практическое руководство к юридическим действиям граждан России». -СПб. -1994.
  73. Т.В. Не будем гнать волну/Зеленый мир. -1995. -№ 18.
  74. Злотникова Т.В. О недопустимости принятия проекта Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» в связи с нарушениями
  75. Конституции РФ, природоохранного законодательства/Открытое письмо Президенту РФ Б. Н. Ельцину. -М.: -1997. -3 февр.
  76. Т.В. О проблемах экологической безопасности, связанных с уничтожением химического оружия/Ядерное распространение. -М.: Московский Центр Карнеги. -1997. -Вып.21.
  77. Т.В. Институт экологической экспертизы надежный законодательный институт обеспечения экологическойбезопасности/Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. -1997.-№ 5(9).
  78. Информационные механизмы, используемые для охраны окружающей среды: сбор и распространение информации/ Институт права окружающей среды.-Вашингтон. -1993.
  79. Как организовать общественный экологический мониторинг: Руководство для общественных организаций/Под ред. М. В. Хотулевой. -М.: СоЭС. -1997.
  80. Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. -Женева-Москва, Международный Комитет Красного Креста. -1994.
  81. О. С. Экология, политика, право. -М. -1976.
  82. О. С. Межународно-правовая охрана окружающей среды. -М.1982.
  83. Комплексная Программа поэтапного уничтожения ХО в РФ.-М.-1992.
  84. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. -2-е изд. -М.:"Ось-89», 1998. -208 с.
  85. Г. А. Общественный экологический контроль. //Государство и право. -1996. -№ 2.
  86. М. и др. Социальное партнерство / Заметки о формировании гражданского общества в России. -М.: Школа культурной политики. -1996.
  87. С., Шагарова Л. Экологическое аудирование как самостоятельный вид природоохранной деятельности/ Классификация программ экоаудита // Аудитор. -1998. -№ 1. -С.60−63.
  88. H.A., Миязитов К. У. Экология и природопользование / Учебное пособие. -ПАГС. -Саратов. -1996.
  89. В. К. Организационно-правовые вопросы участия общественности в природоохранительной деятельности //Охрана окружающей среды: управление, право. -Киев.: Наукова думка, 1988.
  90. Медицинские и экологические последствия производства, хранения, испытания и ликвидации химического оружия /Материалы конференции. Чебоксары, 8−10 сентября 1997 г.
  91. Методические рекомендации по комплексной оценке воздействия на окружающую среду военных объектов/Вилькович Р.В., Сотсков Ю. П. и др. //Экологическая экспертиза. -1998. -№ 1.
  92. Дж. «Законодательство в области охраны окружающей среды/ Главаг из книги «Проект живой природы’У/Экологическая антология: Экологические произведения западных авторов.-Советско-американская гуманитарная инициатива. -Москва-Бостон, 1992.-с. 124−144.
  93. Н.Г. Арбитражная практика по делам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды // Вестник ТУ. -Сер. 11.Право. -1997. С.83−90.
  94. Некоторые проблемы ратификации Конвенции о запрещении химического оружия/Служба внешней разведки РФ. -М. -1996.
  95. Оценка воздействия на окружающую среду: объединение охраны окружающей природной среды и планирования хозяйственной деятельности/ Институт права окружающей среды.-Вашингтон. -1991.
  96. Охрана окружающей природной среды/Постатейный комментарий к Закону России. -М.: Республика, 1993.
  97. Охрана окружающей среды / Под ред. Белова C.B. -М.: Высшая школа, 1991.
  98. Охрана почв в Российской Федерации / Обзор нормативных документов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. -1997. -№ 8. -С.75−102.
  99. В. В. Экологическое право России. -М. -1995.
  100. В.Ф. Создадим Саратовский Союз «Чернобыль'УКоммунист, Саратов, 1990. -21 августа.
  101. В.Ф. Молчи или будешь наказан/Новое Время. -1993. -№ 25.
  102. В.Ф. Уничтожение химического оружия-под контроль депутатов/ Саратовские вести. -1993. -25 августа.
  103. В.Ф. Шиханский синдром/Земля Саратовская. 1993, -№ 1.-4.08.
  104. В.Ф. Отведем беду/Нива. Вольск. -1993. -27 ноября.
  105. В.Ф. Военным и Президент не указ/Спасение. -1994. -№ 12.
  106. В.Ф. Требуем достоверной информации/Набат.-1994.-№ 6.
  107. В.Ф. Взрывы продолжаются/Цемент. -Вольск. -1994. -22 июня.
  108. В.Ф. Уничтожение химического оружия-какой ценой?/Степные просторы. -Саратов. -1994. -№ 7.
  109. В.Ф. А в это время в Поволжье./Экозащита. -Калининград.-1994. -ноябрь.
  110. В.Ф. Хроника отложенной смерти/Саратовский листок. -1994. -21 ноября.
  111. В.Ф., Углев В. И. Решение митинга жителей г. Вольска и пос. Шиханы в рамках совместных российско-американских акций общественности по проблеме УХО/Спасение. -1994. -№ 31.
  112. В.Ф. Химическое оружие запретят или нет/Пресс-Панорама. — Саратов. -1995. -№ 11.
  113. В.Ф. Прекратить преследования ученых: выступление на конференции/Материалы первой международной конференции «КГБ -вчера, сегодня, завтра. 1993 год». -М. -1995. -февр.
  114. В.Ф. Европа узнала о саратовских проблемах/Набат. -Саратов.1995. -№ 4. -апрель.
  115. В.Ф. Судебные иски о возмещении морального вреда гражданам, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей природной среды как вид правозащитной деятельности/Законодательство и экономика. -1997. -№ 11/12.
  116. A.A. Ратификация, которой могло и не быть/Ядерное распространение. -Москва.: Московский Центр Карнеги. -1997. -Вып.20.
  117. В.В. Правовой режим экологической экспертизы: Автореф. дис. кандидата юридич. наук.-Саратов., 1997.-23 с.
  118. Права и возможности участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду. -Санкт-Петербург. -1994.
  119. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие для вузов/ Т. Лялев, С. Кушлев и др. Под ред. В. В. Петрова. -М.: высш.шк., 1990. -368 с.
  120. Правовая охрана природы в CCCP''/под общей ред. профессора О. С. Колбасова. -М- «Вышейшая школа». -Минск. -1975
  121. Практический подход к исполнению законов по защите окружающей среды: путь отсюда туда/ Институт права окружающей среды.-Вашингтон. -1993.
  122. Приоритеты для партнерства/ Альтернативный план действий России по окружающей природной среде. -М.: Экопресс «ЗМ», 1996.
  123. Проблемы запрещения и уничтожения химического оружия /Информационно-аналитические материалы к слушаниям в федеральном Собрании Российской Федерации. //Аналитические доклады Центра политических и международных исследований.-М., 1994.
  124. Проблемы уничтожения химического оружия/Российский Химический Журнал. -Том XXXVII. -N 3. -1993.
  125. Проблемы уничтожения химического оружия/Российский Химический Журнал. -Том XXXVIII. -N 2. -1994.
  126. Н.Т. Ответственность по экологическому праву. Саратов.1990 .
  127. Н.Т. Теоретические проблемы правоотношений природоохранной ответственности: Диссерт. докт. юрид. наук. -Саратов., 1989. -368 с.
  128. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. -М.: Мысль, 1990. -637 с, ил., карт., схем., граф.
  129. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). -М.: Журнал «Россия молодая».-1994.-367 с.
  130. H.A. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей Среды в США: Пер. с англ. под ред. О. С. Колбасова и A.C. Тимошенко- Послесл О. С. Колбасова. -М.:Прогресс, 1990. -528 с.
  131. Роль гражданина в применении законодательных актов по охране окружающей среды/ Институт права окружающей среды.-Вашингтон. -1992.
  132. Н.Г. и др. Общественное экологическое движение в России/Справочное издание. -М. -«Экология». -1995.
  133. Справка об участии Российской Федерации в Международных соглашениях по ликвидации химического оружия». -Программа по науке и правам человека Американской Ассоциации по развитию науки. -Вашингтон. -1994.
  134. А. Г. Охрана природы и общественные организации: правовые вопросы. -М.: Наука. -1990.
  135. Уничтожение химического оружия в России: политические, правовые и технические аспекты/Стокгольмский международный институт исследования проблем мира, Боннский международный центр по конверсии. -М.: -ИМЭМО РАН, 1997.-156 с.
  136. JI.A. Необъявленная химическая война в России: политика против экологии. -М.: ЦЭПР. -1995.
  137. Л.А. Химическое оружие, а России: история, экология, политика. -М.: ЦЭПР. -1994.
  138. Л.А. О химическом разоружении с человеческим лицом/Химическое оружие и проблемы его разоружения. -1997. № 3.
  139. С.Р. Разноцветные зеленые: стратегия и действие. -М.: Центр охраны дикой природы СоЭС, «Третий путь», 1997. -160 с.
  140. П. Роль граждан в принятии решений по проблемам уничтожения химического оружия/Доклад на третьих общественных слушаниях по проблеме УХО. -Курган-Щучье. -1997. -7−10 июля.
  141. Химические войска Советской Армии. -М. -Воениздат. -1987.
  142. Химическое оружие в вопросах и ответах/А.Ф. Труфанов, А. Г. Золотарев и др.- -пгт. Оричи, Кировской области.-1995. -42 с.
  143. E.H. Правовые основы деятельности общественных экологических объединений: Автореф. дис. кандидата юридич. наук.-М., 1997.-28 с.
  144. М. В., Черп О. M., Виниченко В. Н. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. -М. -1996.
  145. Д. Об экологической экспертизе // Аудитор. -1997. -№ U.C. 55.
  146. Экологическая экспертиза Программы ликвидации запасов химического оружия Армии США / Бюллетене ВИНИТИ «Проблемы окружающей среды и природных ресурсов». -1994. Вып.4,6,8.
  147. Экологические информационные системы в Российской Федерации. Колокольчиков Н. В., Карцева Е. В., Потапов И.И./ Проблемы ООПС//ВИНИТИ. -M.: 1997, № 7.
  148. Экология, здоровье, природопользование/Материалы конференции. -Саратов, 10−11 сентября 1997.
  149. A.B. Атомная мифология: Заметки эколога об атомной индустрии. -М.: Наука, 1997.271 е., ил.
  150. A.B. «Зеленое» движение России: проблемы и пути развития//3еленый мир. -Спец.вып.,-1998. 1−2. -С.2.
  151. О. Н. Экологическое движение в России. -М. -1996.
  152. Bernauer Т. The chemistry of regime Formation. -UNIDR. -Geneva. -1993.
  153. Chemical Weapons Disposal: The citizen’s Solution to the Costly Mistake of Incineration. 1st Edition March 28, 1995.
  154. Chemical Stockple Disposal Program: Final Prodrammatic Environmental Impact Statement, -January, 1988.
  155. Chemical Weapons Disarmament on Russia: Problems and Prospects. Amy E. Smithon, Dr. Vil S. Mirsayanov, May.Gen.Roland Lajoie (USA, Ret.), Michael Krepton- The Henry L. Stimson Center, report No. 17 October 1995.
  156. Chemical and Biological Arms Control/Armaments, disarmament and international security//SIPRI yearbook, 1995/ -Oxsford University Press.-1995.
  157. Chemical and Biological Weapons: developments and destruction/Armaments, disarmament and international security//SIPRI yearbook, 1995/ -Oxsford University Press.-1995.
  158. Participation and Litigation Rights of Environmental Associations in Europe. Current Legal Situation and Practical Experience. Frankfurt an Maine Paris. -1991.
  159. Public Participation in Environmental Regulation. Washington. -1991.
  160. Russian-American NGO summit on chemical weapons/Common Sense.-CEF. -1996. -Jun.
  161. Summary Transcripts of a National Forum on Military Toxics, The Legacy project Global Green USA, April 7, 1995, the Army-Navy Club, Washington, D.C.
  162. The Chemical Weapons Convention Handbook. Amy E. Smithson, The Henry L. Stimson Center, Handbook No.2 September 1993.
  163. Using Law to Protect the Environment: Case Studies from Around the World. -Washington.-1996.
Заполнить форму текущей работой