Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе обобщения практического опыта ряда субъектов РФ составлен перечень эффективных организационных методов (приёмов) по совершенствованию региональных систем ЛО льготных групп населения. По данным социологического опроса выявлены социальные особенности ЛО населения ряда территорий, степень экономической доступности ЛП в условиях рыночной экономики/Установлена социальная значимость… Читать ещё >

Содержание

  • Список использованных сокращении
  • Часть I. Обзор литературы
  • Глава 1. Основные направления государственной политики в области лекарственного обеспечения населения, имеющего право на социальную поддержку
    • 1. 1. Организация медицинской и фармацевтической помощи различным группам населения за рубежом
    • 1. 2. Состояние лекарственной и медицинской помощи отдельным категориям граждан на современном этапе
    • 1. 3. Государственные приоритеты при организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан
    • 1. 4. Законодательное регулирование дополнительного лекарственного обеспечения граждан в рамках программы государственных гарантий
  • Выводы по главе
  • Часть II. Собственные исследования
  • Глава 2. Результаты социологических исследовании лекарственного обеспечения населения различных регионов Российской Федерации
    • 2. 1. Изучение уровня информированности врачей о рациональной лекарственной терапии
    • 2. 2. Социальные особенности потребления лекарственных средств населением
    • 2. 3. Социальный портрет потребителей лекарственных средств, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Формирование методических подходов к организации льготного лекарственного обеспечения населения на региональном уровне
    • 3. 1. Анализ законодательных актов субъектов РФ в сфере лекарственного обеспечения населения
    • 3. 2. Формирование современных подходов к организации льготного лекарственного обеспечения населения на региональном уровне
    • 3. 3. Разработка организационно-методической базы совершенствования региональной системы льготного лекарственного обеспечения
  • Выводы по главе

Совершенствование системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследований. В настоящее время лекарственное обеспечение населения является одной из самых острых социальных проблем в системе государственных интересов. Государство несёт ответственность за создание равных возможностей и условий получения лекарственных средств разными группами населения.

В последние годы, коренные изменения социально-экономической ситуации в стране отразились на всех сферах жизни общества и значительно ограничили возможности государства в поддержании и развитии системы здравоохранения, привели к резкой социальной стратификации общества, снижению уровня жизни большинства россиян и, в первую очередь, людей с низкими доходами, объективно нуждающихся в социальной поддержке.

Внедрение рыночных механизмов в систему здравоохранения и беспрецедентное сокращение финансирования отрасли на федеральном и региональном уровнях способствовали развитию коммерциализации по многим направлениям. Уровень материальной обеспеченности и социальной защищённости населения значительно снизился, что привело к усилению региональных различий, показателей заболеваемости, уменьшению объёмов получаемых социальных услуг, в том числе, при получении лекарственной помощи (ЛП).

Одним из направлений государственной поддержки социально незащищённых категорий населения, является предоставление различных льгот, а также права на бесплатное или льготное обеспечение лекарственными средствами (ЛС) и изделиями медицинского назначения (ИМН). При этом государственная социальная поддержка оказывается на федеральном и региональном уровнях.

Однако несовершенство действующего законодательства в области льготного лекарственного обеспечения (ЛО), предоставляющего непод-креплённые соответствующим финансированием льготы различным группам населения, привело к тому, что постоянное получение ЛС на льготных условиях стало невозможно даже при лечении самых тяжёлых заболеваний. Для многих групп населения право получения бесплатной или льготной ЛП оказалось формальным.

Принятая в 2005 г. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определила порядок оказания бесплатной ЛП отдельным слоям населения за счёт средств федерального бюджета, выделив для этих целей значительные средства. Однако неадекватное финансирование затрат на бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств на региональном уровне обусловило формирование во многих территориях различных моделей льготного ЛО. При этом создание новых структур управления льготным ЛО населения в субъектах РФ происходит при отсутствии единой методологической основы. Отсутствие также единой системы информационного обеспечения участников фармацевтической деятельности приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, направляемых на оказание ЛП амбулаторным и стационарным больным.

Учёными нашей страны (В.П. Базарным, Л. В. Борисенко, В.В. Гаца-ном, Г. Т. Глембоцкой, П. В. Лопатиным, Л. В. Мошковой, Р. У. Хабриевым, Н. В. Юргелем и др.) неоднократно отмечалось, что доступность и качество ЛП нуждается в существенном улучшении. Сложившаяся обстановка определяет необходимость разработки эффективных моделей управления фармацевтической деятельностью в системе здравоохранения и ЛО с учётом новых экономических реалий. Отсутствие единого подхода к решению этой проблемы заставляет каждый регион самостоятельно искать пути совершенствования организации ЛО населения, имеющего право на бесплатное и льготное ЛО.

В связи с этим поиск эффективных механизмов разработки государственных гарантий при оказании ЛП льготным категориям населения на региональном уровне в условиях дефицита бюджетов является чрезвычайно актуальной проблемой.

Всё- вышеизложенное обусловило выбор темы, определило целесообразность настоящего исследования, обозначило его актуальность в современных условиях и позволило сформулировать цель диссертационной работы и конкретизировать последовательно решаемые задачи.

Целью исследования явилась разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию организационно-методической базы региональной системы лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

Для достижения поставленной цели необходимо было последовательно решить следующие задачи:

1. На основании критического анализа современной отечественной и зарубежной литературы определить основные тенденции и перспективные направления государственного регулирования в сфере ЛО различных групп населения, нуждающихся в социальной защите.

2. С помощью ретроспективного анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих право отдельных категорий населения на льготное лекарственное обеспечение, проанализировать основные подходы к определению приоритетности в получении ЛС на льготных условиях.

3. Изучить законодательные акты, регулирующие деятельность регионального здравоохранения в сфере ЛО, и провести контент-анализ законов субъектов РФ о лекарственном обеспечении граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Определить основные механизмы, повышающие роль государственного управления в совершенствовании территориальных систем ЛО льготных групп населения.

4. Провести анализ и дать оценку состояния лекарственной помощи отдельным категориям населения в России в современных социально-экономических условиях.

5. По данным социологического опроса изучить мнение населения различных территорий РФ о степени экономической доступности лекарственной помощи в условиях рыночной экономики.

6. Оценить уровень информированности врачей различных ЛПУ ряда регионов России по вопросам рациональной лекарственной терапии.

7. Провести анализ организации льготного ЛО населения в ряде субъектов РФ и определить наиболее эффективные меры по оптимизации территориальных систем лекарственной помощи льготным категориям населения.

8. Разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию организационно-методической базы системы ЛО граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, на региональном уровне.

Методологической основой исследования явились основные положения теории маркетинга и менеджмента, принципы системного анализа и регионального подхода к изучению современного состояния лекарственного обеспечения населения, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение.

Объектами исследования явились: > Нормативно-правовые документы: федеральные законы, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ, тексты других документов по организации здравоохранения и ЛО, регулирующие порядок льготного и бесплатного ЛО на момент исследования. В том числе изучено: 7 федеральных законов, 32 постановления Правительства РФ, 57 приказов Минздрава СССР, Минздрава России, Минздравсоцразвития России, 20 решений Коллегии Минздрава России, 189 текстов правовых и нормативных документов по организации здравоохранения и ЛО, принятых в 65 субъектах РФ за период 1990;2003 гг.

Ведомственные и оперативные материалы Росстата, Минздравсоц-развития России, Минтруда России о ЛО населения России, аналитические и статистические материалы Федерального фонда ОМС, а также данные информационно-правовой системы «Консультант плюс».

Системы (модели) организации льготного ЛО населения на уровне субъектов РФ, методы и организационные технологии их эффективности.

Результаты анкетирования потребителей ЛСнаселения, проживающего на разных территориях, а также отдельных групп больных, для которых социальные гарантии в условиях рынка ЛС наиболее актуальны и специфичны. Всего изучено 1051 анкет респондентов.

Результаты социологического опроса врачей по вопросам рациональной лекарственной терапии, всего изучено 402 анкеты врачей.

Комплексный подход к изучению процессов льготного ЛО населения включал использование следующих методов: аналитического, ретроспективного, структурно-логического, социологического, системного и контент-анализа, современных методов статистической и компьютерной обработки данных.

Научная новизна исследования характеризуется комплексным подходом к изучению процессов организации льготного ЛО населения различных территорий РФ. На основе проведённого анализа законодательных актов и нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней определены основные механизмы государственного регулирования ЛО льготных категорий населения в современных условиях.

На основе обобщения практического опыта ряда субъектов РФ составлен перечень эффективных организационных методов (приёмов) по совершенствованию региональных систем ЛО льготных групп населения. По данным социологического опроса выявлены социальные особенности ЛО населения ряда территорий, степень экономической доступности ЛП в условиях рыночной экономики/Установлена социальная значимость обеспечения населения ЛС в условиях сохраняющейся тенденции увеличения заболеваемости и инвалидизации населения. Определены источники и уровень информированности врачей ряда территорий РФ по вопросам рациональной лекарственной терапии.

Разработаны научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию организационно-методической базы региональной системы ЛО граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а также оптимизации управления и развития системы льготного ЛО населения на региональном уровне.

Практическая значимость результатов исследования. Внедрение в региональную систему здравоохранения предложенных организационно-методических подходов совершенствования льготного ЛО, основанных на программно-целевых, стратегических и социальных методах управления, позволит повысить доступность ЛП отдельным категориям населения, имеющим право на государственную социальную помощь. Выявлены основные методические подходы по вопросам государственного регулирования в сфере ЛО населения РФ в условиях фармацевтического рынка. Апробирована комплексная методика социологического опроса населения и практических врачей. Определены условия, при которых возможно дополнительное привлечение личных средств населения для оплаты части стоимости ЛС.

Внедрение результатов исследования. По результатам исследований разработаны «Методические рекомендации по совершенствованию организации льготного лекарственного обеспечения населения на региональном уровне». Разработанные методические рекомендации приняты к использованию органами управления здравоохранением Ставропольского края, республики Северная Осетия-Алания, о чём свидетельствуют соответствующие акты внедрения (Приложение 1).

Материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке приказа Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг», что подтверждает акт внедрения из Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития России (Приложение 1).

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. Основные результаты контент-анализа региональной законодательной базы, регулирующей право различных групп населения на получение ЛС на льготных условиях.

2. Результаты изучения мнения населения 8 регионов РФ о доступности лекарственной помощи.

3. Оценка уровня информированности практических врачей по вопросам рациональной фармакотерапии на 4 изученных территориях России.

4. Результаты анализа практического опыта ряда территорий РФ по организации льготного ЛО, обеспечивающего повышение доступности лекарственной помощи для граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

5. Научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию организационно-методической базы, оптимизации управления и развития системы льготного ЛО населения на региональном уровне.

Апробация полученных результатов. Основные результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены: на 60-й региональной конференции по фармации, фармакологии и подготовке кадров Пятигорской государственной фармацевтической академии (г. Пятигорск, январь 2005 г.) — на II Всероссийском съезде фармацевтических работников (г. Сочи, 5−7 июня 2005 г.) — на II Научно-практической конференции «Общество, государство и медицина для пожилых и инвалидов» (г. Москва, 27−29 сентября 2005 г.).

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ГОУ ВПО Пятигорской государственной фармацевтической академии Росздрава (№ регистрации 01.200.213 550).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, в том числе монография: «Актуальные проблемы льготного лекарственного обеспечения населения Российской Федерации» (в соавторстве с И. В. Ивановой, O.A. Ивановой, Е. П. Какориной, Н.И. Гаврилиной).

Объём и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы и приложений. Библиографический указатель включает 149 литературных источника, в том числе 16 — на иностранных языках.

Общие выводы.

1. В результате анализа данных литературы установлено, что как в России, так и за рубежом основными принципами государственного регулирования потребления ЛС являются: выделение групп населения, имеющих право на льготное лекарственное обеспечениедолевое участие потребителя в оплате полученных ЛСограничение перечня ЛС для бесплатного и льготного отпускаконтроль за необходимостью назначения ЛС для бесплатного отпуска.

2. Выявлено, что основные приоритеты при предоставлении льготной лекарственной помощи отдаются гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (ИБС, СПИД, туберкулёз и др.) — лицам в виду их возраста (дети, пенсионеры) или ограниченности физических возможностей (инвалиды) — лицам, имеющим низкий уровень доходов, а также гражданам за личные достоинства перед государством.

3. Установлено, что в настоящее время принят и действует единый комплекс нормативных актов по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан за счёт средств федерального бюджета. Организация льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне, для создания равных возможностей реализации прав граждан на социальную поддержку, решается в каждом регионе самостоятельно.

4. В результате анализа информированности врачей о рациональной лекарственной терапии, установлено, что в целом только 23,2% врачей, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях, в т. ч. в Москве — 27,2%, в Оренбурге — 26,5%, в Курске — 26,1%, Вологодской области — 16,8%, достаточно полно владеют информацией о механизмах действия современных ЛС. При этом 18,3% врачей во всех изученных территориях, в т. ч. 22,1% в г. Москве, 21,8% врачей Вологодской области,.

13,3% в г. Оренбурге, 8,7% в г. Курске не знают об эффективных методах лечения больных с хронической патологией. Всё- это свидетельствует о необходимости проведения систематической информационной работы среди медицинских специалистов.

5. Социологические исследования потребления ЛС в 8 регионах РФ показали, что уровень образования населения повышает требования к состоянию своего здоровья, а материальное положение респондентов определяет их затраты на получение ЛС. Четверть всего опрошенного населения (25,3%) и около 40% больных в Архангельской и Вологодской областях могут израсходовать не более 100 рублей в месяц на покупку ЛС. Ещё- треть граждан могут выделить от 100 до 300 руб. и только 10,9%) — свыше 500 руб. в месяц.

6. Выявлено, что льготы при приобретении ЛС имели 39,1% от общего числа опрошенных посетителей поликлиник и пациентов больниц, причём 2,8% льготников ими не пользуются. 20,4% льготников в Архангельской области, 25% в г. Волгограде, 18,8% в г. Оренбурге, 7,8% в г. Москве и 6,2% в г. Курске считают, что льготы не действуют, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии организации льготного ЛО населения в ряде изученных территорий.

7. Установлено, что большая часть населения (58,5%), имеющая право на льготы, во всех изученных регионах и 81,2% врачей не удовлетворены качеством и организацией лекарственной помощи. Выявлено, что значительная часть льготников, несмотря на низкий материальный уровень, готовы участвовать в сооплате ЛС, и могут дополнительно расходовать от 100 до 300 руб. на более дорогие и эффективные Л С и считают, что сохранить льготы в полном объёме необходимо только лицам с доходами ниже прожиточного минимума.

8. Контент-анализ законодательных актов субъектов РФ об организации лекарственного обеспечения показал, что их назначение, структура и содержание значительно отличаются друг от друга. Из анализа структуры законов о лекарственном обеспечении субъектов РФ следует, что не во всех законах определены цели, правовая основа и область применения закона. Во многих законах отсутствует предмет регулирования льготного лекарственного обеспечения граждан, нет чёткого разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

9. Установлено, что только 20 законов субъектов РФ регламентируют вопросы организации бесплатного и льготного лекарственного обеспечения граждан, относящихся к определённым группам населения, при амбулаторном лечении. Порядок льготного лекарственного обеспечения в виде отдельной статьи определён только в 7 законах. Правила отбора и закупки ЛС для данной категории граждан на конкурсной основе в соответствии с государственным заказом указаны только в 12 законах.

10. Изучение различных моделей организации льготного лекарственного обеспечения в различных регионах РФ позволило выявить актуальные проблемы организации ЛО льготных категорий населения и установить, что на современном этапе ограниченного финансирования улучшение их лекарственного обеспечения возможно за счёт организационных мероприятий.

11. Разработана организационно-методическая база совершенствования региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Основным методическим средством реализации государственной политики в области лекарственного обеспечения населения является Территориальная программа гарантированного ЛО социально уязвимых категорий населения.

12. Для координации деятельности всех участников процесса льготного лекарственного обеспечения предложена организация самостоятельного Регионального фармацевтического центра по льготному лекарственному обеспечению на единой методической основе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой