Повышение износостойкости цилиндров автомобильных двигателей при восстановлении
![Диссертация: Повышение износостойкости цилиндров автомобильных двигателей при восстановлении](https://westud.ru/work/4525385/cover.png)
Диссертация
В результате многочисленных стендовых моторных и эксплуатационных исследований в нашей стране и за рубежом установлено, что преобладающим видом изнашивания цилиндров, оснащенных современными устройствами для очистки смазки и воздуха и изготовленных из коррозионностойких материалов, является молекулярно-механическое изнашивание (истирание), интенсивность которого увеличивается с ростом скоростного… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ЦИЛИНДРОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- 1. 1. Режимы трения и изнашивания в ЦПГ автмобильных поршневых ДВС
- 1. 2. Теоретические принципы повышения износостойкости деталей ЦПГ ДВС
- 1. 3. Математическое моделирование изнашивания деталей ЦПГ
- 1. 4. Влияние режима работы и свойств моторного масла на износостойкость ЦПГ
- 1. 5. Известные конструкторско-технологические решения, направленные на снижение изнашивания цилиндра
- 1. 6. Микропрофилирование путем пластического деформирования внутренней поверхности цилиндра
- 1. 7. Выводы, постановка цели и задач исследования
- 2. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ И ТРИБОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ЦИЛИНДРА С МИКРОРЕЛЬЕФОМ НА ТРУЩЕЙСЯ ПОВЕРХНОСТИ
- 2. 1. Постановка задачи
- 2. 2. Основные допущения при анализе гидродинамики сопряжения «цилиндр-поршневое кольцо»
- 2. 3. Получение и анализ выражения гидродинамической несущей способности в сопряжении «цилиндр-поршневое кольцо» при отсутствии микрорельефа на зеркале цилиндра
- 2. 4. Анализ форм микрорельефа и оптимизация его шаго-высотных параметров
- 2. 5. Анализ соотношения шага микрорельефа на цилиндре с длиной (осевой высотой) поршневого кольца
- 2. 6. Ключевые соотношения для выбора рациональных значений параметров микрорельефа
- 2. 7. Обоснование допущения плоскостности поверхностей микрорельефа
- 2. 8. Физические предпосылки к выбору способа повышения твердости поверхности для снижения изнашивания
- 2. 9. Разработка модели изнашивания сопряжения «поршневое кольцо-цилиндр»
- 2. 10. Выводы
- 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ МИКРОРЕЛЬЕФА НА ИЗНАШИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦПГ
- С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСЧЕТНОЙ МОДЕЛИ И ПРОГРАММЫ
- 3. 1. Описание расчетной модели и программы
- 3. 2. Цель, задачи и объекты расчетного исследования
- 3. 3. Сравнение гидродинамической и трибологической эффективности микрорельефов на зеркале цилиндра
- 3. 4. Определение погрешности линейной аппроксимации формы круглой канавки фрагмента микрорельефа
- 3. 5. Формирование микрорельефа для последующих моторных испытаний
- 3. 6. Выводы
- 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ОПЫТНЫХ ОБЪЕКТОВ,
- 4. 1. Лабораторный этап
- 4. 1. 1. Цель экспериментов
- 4. 1. 2. Объекты исследования, оборудование и результаты
- 4. 2. Триботехнический этап
- 4. 2. 1. Цель испытаний
- 4. 2. 2. Объекты испытаний
- 4. 2. 3. Средство испытаний
- 4. 2. 4. Методика испытаний
- 4. 2. 5. Результаты испытаний
- 4. 3. Моторный этап
- 4. 3. 1. Цель испытаний
- 4. 3. 2. Объекты испытаний
- 4. 3. 3. Средство испытаний и оборудование
- 4. 3. 4. Регистрируемые показатели и погрешность измерений
- 4. 3. 5. Методика испытаний
- 4. 3. 6. Результаты испытаний
- 4. 4. Выводы
- 4. 1. Лабораторный этап
Список литературы
- Автомобильные двигатели/В.M. Архангельский, М. М. Вихерт,
- A.Н. Воинов и др.- Под ред. М. С. Ховаха.-М.: Машиностроение, 1977.-591 с.
- Аналитический обзор методик определения маслоемкости поверхности зеркала гильзы двигателя внутреннего сгорания/А.П. Минаков, О. В. Ящук, В. Н. Соколов и др.//Вестник машиностроения. 1999.-№ 10.-С. 14−16.
- Аникин С.А. Повышение энергоэкономических показателей четырехтактного дизеля на основе математического моделирования работы и совершенствования конструкции деталей поршневой группы:-Автореф. дис. канд. техн. наук.- Тверь, 1997.-16 с.
- Антифрикционный кондиционер металла «ENERGY RELEASE» -универсальный противоизносный препарат нового поколения/В.Ю. Болгов,
- B.И. Беклемышев, Ю. Г. Доценко и др.//Энергодиагностика и condition monitoring: Тез. докл. междунар. науч.-техн. конф.-М., 1998.-С. 149−167.
- Арабян С.Г., Виппер А. Б., Холомонов И. А. Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей: Справочникам.: Машиностроение, 1984.-208 с.
- Асташкевич Б.М. Износостойкость и прочность деталей цилинд-ропоршневой группы транспортных двигателей//Вестник машиностроенеия.-1977.-№ 10.-С. 8−11.
- Асташкевич Б.М. Износостойкость и роль активных защитных слоев на поверхностях деталей цилиндропоршневой группы транспортных дизелей/УВестник машиностроения.-2000.-№ 1.-С. 13−20.
- Асташкевич Б.М. Трибологические аспекты изнашивания деталей цилиндропоршневой группы мощных двигателей внутреннего сгорания/Ярение и износ.-1995.-Т. 16, № 1.-С. 91−105.
- Асташкевич Б.М., Сапожников С. А., Булюк А. С. Исследование биметаллических втулок цилиндров мощных дизелей/УВестник машино-строения.-2007.-№ 1 .-С. 23−29.
- Ахматов A.C. Молекулярная физика граничного трения.-М.: ГИФМЛ, 1963.-472 с.
- Балабанов В.И. Повышение долговечности двигателей внутреннего сгорания сельскохозяйственной техники реализацией избирательного переноса при трении: Автореферат дис.докт. техн. наук.-М., 1999.-35 с.
- Балашов A.C., Патюнин H.A. Раскатывание гильз цилиндров ро-ликами//Машиностроение.-1973 .-№ 10.-С.31.
- Баринов С. В. Повышение износостойкости цилиндропоршневой группы автотракторных дизелей путем биметаллизации внутренней поверхности гильзы: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Саратов, 2003.-21 с.
- Боуден Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел.-М.: Машиностроение, 1968.-503 с.
- Бочков A.A. Исследование упрочняющей обработки тонкостенных неравножестких цилиндров методом пластического деформирования при их восстановлении: Автореф. дис.канд. техн. наук.-Владимир, 1978.-16 с.
- Бурштейн Л.М. Расчет толщины масляного слоя на стенке цилиндра ДВС//Машиноведение.-1981.-№ 4.-С. 97−103.
- Бурштейн Л.М. Трение и смазывание пары поршневое кольцо-цилиндр ДВС. Проблемы и перспективы//Автомобильная промышленность.-1987.-№ 4.-С. 6−8.
- Бурштейн Л.М., Кобяков C.B. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС//Двигателестроение.-1990. № 11. — С. 56−59.
- Бурштейн Л.М., Кобяков C.B. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС//Двигателестроение. 1991. — № 1. — С. 52−57.
- Бурштейн Л.М., Кобяков C.B. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС. Смазывающее действие поршневых ко-лец//Двигателестроение.-1990.-№ 12.-С. 42−46.
- Бурштейн JI.M., Кобяков C.B. Основы расчетов смазки и трения поршневого кольца//Двигателестроение.-1985.-№ З.-С. 6−9.
- Венцель C.B. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания.-М.: Химия, 1979.-240 с.
- Виппер А.Б., Абрамов С. А., Балакин В. И. Новое в применении антифрикционных присадок к моторным маслам за рубежом//Двигателестро-ение.-1982.-№ 4.-С. 55−56.
- Виппер А.Б., Лашхи В. Л., Кулагин В. В. Высокотемпературные антифрикционные присадки к моторным маслам//Трение и износ.-1980.-Т. 1, № 4-С. 749−753.
- Виппер А.Б., Лашхи В. Л., Кулагин В. В. Использование модификаторов трения в моторных маслах эффективный способ снижения потерь мощности на трение//Двигателестроение.-1980.-№ 9.-С. 24−25.
- Виппер А.Б., Непогодьев A.B. Новый тип антифрикционной и противоизносной присадки/ЛГоплива и смазочные материалы. -1986. № 3-С. 23.
- Влияние высоко дисперсных металлоплакируюгцих присадок на антифрикционные и противоизносные свойства моторного масла/С.А. Воробьева, Е. А. Лавринович, В. В. Мушинский и др.//Трение и износ.-1996.-Т. 17, № 6.-С. 827−830.
- Влияние УДП присадки меди в смазке на процессы трения и изнашивания/С. А. Беляев, С. Ю. Тарасов, A.B. Колубаев и др.//Материалы меж-дунар. науч.-практ. симпоз. «Славянтрибо-5»: — С.-Пб., 2000.-С. 249−251.
- Влияние ультрадисперсных порошков сплавов металлов на стальные поверхности при трении/Л.В. Золотухина, И. В. Фришберг, В. В. Харламов и др.//Материалы междунар. науч.-практ. симпоз. «Славянтрибо-5». -С.-Пб., 2000.-С. 239−241.
- Воскресенский В. А., Дьяков В. И. Расчет и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник.-М.: Машиностроение, 1980.224 с.
- Гаврилова Т.М. Контактное трение в зоне деформации при ультразвуковом поверхностном пластическом деформировании//Вестник маши-ностроения.-2008.-№ 8.-С. 36−40.
- Гарипов Б. М. Разработка способа восстановления цилиндров дизелей приваркой порошков: Автореферат дис. канд. техн. наук.- М., 199 017 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника.-М.: Машиностроение, 1989.-328 с.
- Гаркунов Д.Н., Крагельский И. В., Поляков A.A. Избирательный перенос в узлах трения.-М.: Транспорт, 1969.-104 с.
- Гидродинамическая теория смазки: Классики естествознания/Под ред. и с доп. статьями проф. Л. С. Лейбензона.-М.-Л.: ГТТИ, 1934.-423 с.
- Гильзы и цилиндры зарубежных автомобильных двигателей: Обзорная информация/С.С. Воробьев, В. Е. Щурков, М. Н. Сильницкая и др.-М.: ЦНИИТЭИавтопром, 1988.-48 с.
- Гинцбург Б.Я. Деформационное сужение холодного цилиндра ДВС как фактор повышения его работоспособности//Двигателестроение.-1984.-№ 4.-С. 52−55.
- Гоголицын М.А., Овчинников В. П. Влияние овальности цилиндров на показатели работы дизеля с воздушным охлаждением//Сб. науч. трудов ИЭИ.-Владимир, 1972.-Вып.24.-С. 5−9.
- Головатенко А. Г. Повышение технико-экономических и ресурсных показателей автотракторных двигателей путем компенсации овальности цилиндров: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Новосибирск, 1994. -17 с.
- Горохов В.А. Двухуровневая регуляризация микрогеометрии технических поверхностей и ее обеспечение//Вестник машиностроения.-1994.-№ 5.-С. 29−32.
- ГОСТ 24 773–81. Поверхности с регулярным микрорельефом. Классификация, параметры и характеристики.-М.: Изд-во стандартов, 1988.14 с.
- ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.-М.: Изд-во стандартов, 2003.-41 с.
- Гриб В.В. Решение триботехнических задач численными метода-ми.-М.: Наука, 1982.-112 с.
- Григорьев М.А., Бунаков Б. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей.-М.: Изд-во стандартов, 1981.-232 с.
- Григорьев М.А., Енукидзе Б. М. Конструкторско-технологическое обеспечение надежности ДВС//Автомобильная промышленность.-1988.-№ 8.-С. 8−12.
- Григорьев М.А., Кошелев А. Г., Галактионов А. Е. Для повышения износостойкости поверхностей трения//Автомобильная промышленность.-1990.-№ 11.-С. 12−14.
- Гузун М. В. Восстановление цилиндров автотракторных двигателей железнением в условиях гидромеханического активирования: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Кишинев, 1988.-17 с.
- Гуреев A.A., Фукс И. А., Лашхи В. Л. Химмотология. М.: Химия, 1986.-С. 206−232.
- Демкин Н.Б. Физические основы трения и износа машин: Учебное пособие.-Калинин: КГУ, 1981.-115 с.
- Демкин Н. Б., Рыжков Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин.-М.: Машиностроение, 1981.-244 с.
- Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного завода/В.В. Эфрос, Н. Г. Ерохин, Р. И. Кульчицкий и др.-М.: Машиностроение, 1976.-277 с.
- Епархин О. М. Металловедческие аспекты технологических методов формирования потребительских свойств деталей цилиндро-поршневой группы дизельных двигателей: Автореферат дис.докт. техн. наук.-Рыбинск, 2006.-32 с.
- Заигралов Ю. А. Технологический процесс упрочнения гильз цилиндров ремонтируемых дизелей способом низкотемпературного боросуль-фидирования: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Саратов, 1991.-18 с.
- Заренбин В.Г., Касумов А. Х. Исследование режимов приработки автомобильных двигателей при капитальном ремонте.-М.: Транспорт, 1983.78 с.
- Заславский Ю.С. Трибология смазочных материалов.-М.: Химия, 1991.-240 с.
- Заславский Ю.С., Артемьева В. П. Новое в трибологии смазочных материалов: Монография.-М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им И. М. Губкина, 2001 .-480 с.
- Избирательный перенос в цилиндропоршневой группе ДВС/В.Г. Заренбин, В. И. Андрейченко, Л. М. Волчок и др.//Современные проблемы триботехнологии: Тез. докл. I Всесоюзн. науч.-техн. конф.-Николаев, 1988.-С. 265−267.
- Исследование закономерностей деформации гильз цилиндров при сборке двигателей/Б.А. Взоров, Е. В. Исаев, В. А. Осокин и др.//Тракторы и сельхозмашины.-1967.-№ 15 .-С. 14−15.
- Исследование триботехнических характеристик зарубежных моторных масел/Л.И. Куксенова, Л. М. Рыбакова, С. Н. Востряков и др.//Вестник машиностроения.-1999.-№ 7.-С. 7−11.
- Камерон А. Теория смазки в инженерном деле: Пер. с англ. В. А. Воронина под ред. В. К. Житомирского.-М.: Машгиз, 1962.-294 с.
- Ко дин А. А. Метод проектирования процесса дорнования и повышение качества цилиндров дизельных двигателей поверхностным пластическим деформированием: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Москва, 1989.-14 с.
- Коровчинский М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Машгиз, 1959.-403 с.
- Костюков А. Ю. Восстановление гильз цилиндров дизельных двигателей сельскохозяйственной техники термопластическим деформированием в матрице: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Москва, 2006.-22 с.
- Крагельский И.В. Трение и износ.- М.: Машиностроение, 1968.480 с.
- Крагельский И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ.-М.: Машиностроение, 1977.-526 с.
- Кудрявцев И.В. Современное состояние и перспективы развития методов повышения прочности и долговечности деталей машин поверхностным деформированием//Вестник машиностроения.-2002.-№ 8.-С. 39−44.
- Кузнецов Г. К. Управление толщиной масляной пленки между маслосъемным поршневым кольцом и цилиндром//Известия вузов. Машиностроение.-1979.-№ 6.-С. 67−71.
- Лазерное упрочнение гильз цилиндров/Б .П. Бугай, И.Ф. Бухано-ва, В. М. Журавель и др.//Автомобильная промышленность. 2005. — № 5.-С. 28−30.
- Личковаха А. С. Повышение качества финишной обработки ремонтируемых гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Зерноград, 2006.-19 с.
- Макушин A.A., Кулаков А. Т. Повышение износостойкости и ресурса дизелей созданием тонкослойных покрытий в сопряжении «гильза-кольцо» при ремонте//Автотранспортное предприятие.-2008.-№ 7.-С. 40−41.
- Меркулов Е. П. Восстановление гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания термопластическим деформированием: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Челябинск, 2001.-19 с.
- Механизм воздействия противоизносной добавки РиМЕТ на работу пары трения чугун-хром/И.В. Фришберг, JI.B. Золотухина, В. В. Харламов и др.//Трение и износ.-2000.-Т. 21, № 6.-С. 101−106.
- Мишин И.А. Долговечность двигателей.-Jl.: Машиностроение, 1968.-260 с.
- Модификаторы трения-антифрикционные присадки к моторным маслам/Виппер А.Б., Лашхи В. Л., Матвеевский P.M. и др.//Химия и технология топлив и масел.-1981.-№ 1.-С. 56−58.
- Моисеев В. В. Повышение межремонтного ресурса гильз цилиндров автомобильных двигателей центробежным индукционным напеканием в условиях ремонтных предприятий Госагропрома: Автореферат дис.канд. техн. наук.-М., 1987.-16 с.
- Мохнаткин Э.М., Усов П. П. Гидродинамическая смазка деформируемого поршневого кольца//Трение и износ.-1980.- Т. 1, № 6.-С. 10 001 010.
- Мохнаткин Э.М. Гидродинамическая смазка поршневых колец с различной формой рабочей поверхности//Трение и износ.-1985.-Т. 6, № 5.-С. 859−865.
- Мохнаткин Э.М. Расчетная оценка толщины масляной пленки, формируемой поршневым кольцом//Двигателестроение.-1980.-№ 10.-С. 16−19.
- Мур Д. Основы и применения трибоники/Пер. с англ. под ред. И. В. Крагельского, Г. И. Трояновской.-М.: Мир, 1978. -487 с.
- Некрасов С.С., Стребков С. В. Использование антифрикционных присадок для улучшения эксплутационных свойств моторного мас-ла//Двигателестроение.-1991.-№ 8−9.-С. 50−51, 59.
- Обвльницкий А. М., Егорушкин Е. А., Чернявский Ю. Н. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости.-М.: ИПО «Полигран», 1995.-271 с.
- Оксидокерамика на зеркале безгильзового алюминиевого цилиндра ДВС/А.И. Комаров, A.M. Гоман, В. И. Комарова и др.//Автомобильная промышленность.-2005.-№ 5.-С. 36−40.
- Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов/Э.Д. Браун, H.A. Буше, H.A. Буяновский и др./Под ред. A.B. Чичинадзе. М.: Наука и техника, 1995.-778 с.
- Охлопкова A.A., Слепцова С. А. Использование оксидных и нит-ридных керамик для модификации политетрафторэтилена//Трение и износ.-1998.-Т. 20, № 1.-С. 80−85.
- Петриченко P.M., Шабанов А. Ю. Механизм образования смазочного слоя под комплектом поршневых колец ДВС//Двигателестроение.-1987.-№ 4.-С. 6−10.
- Петров Ю. Н., Косов В. П., Стратулат М. П. Ремонт автотракторных деталей гальваническими покрытиями.-Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1976.-150 с.
- Пикман А.Р. Снижение расхода масла на угар в двигателях тракторного типа//Тракторы, самоходные шасси и двигатели.-М.: ЦНИИ-ТЭИтракторосельхозмаш, 1975.-32 с.
- Покровский Г. П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для студентов вузов.-М.: Машиностроение, 1 985 200 с.
- Поляков A.A., Гаркунов Д. Н., Крагельский И. В. Физико-химическая механика подавления износа в явлении избирательного перено-са//ДАН СССР.-1970.-Т.191, №>4.-С. 821−823.
- Пронин М.Д. Снижение механических потерь совершенствованием конструкции поршня быстроходного дизеля: Автореферат дисс.канд. техн. наук.-М., 2009.-16 с.
- Путинцев C.B. Анализ режима трения деталей цилиндро-поршневой группы автомобильного дизеля//Известия вузов. Машиностроение.-1999.-№ 2−3.-С. 65−68.
- Путинцев C.B. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания: Дис.докт. техн. наук.-М., 1998.-319 с.
- Путинцев C.B., Пронин М. Д. Профилирование и модификация боковой поверхности поршня как способ снижения механических потерь в двигателе внутреннего сгорания//Известия вузов. Машиностроение.-2007.-№ 7.-С. 42−50.
- Путинцев C.B., Пронин М. Д. Теоретические предпосылки снижения механических потерь в ЦПГ модификацией трущейся поверхности поршня//Двигатель-2007: Сб. научн. трудов Межд. конф.-М., 2007.-С. 218 220.
- Путинцев C.B., Холомонов H.A., Малый Л. Ф. Выбор и исследование смазочного материала с улучшенными триботехническими параметрами //Трение и износ.-1990.-Т. 11, № 2.-С. 317−32
- Резников В.Д. Письмо в редакцию (отклик на статью Л.М. Бур-штейна и C.B. Кобякова, опубликованную в журналах № 11, 12, 1990 г. и № 1, 1991 г.)//Двигателестроение.-1991 .-№ 12.-С. 53−54.
- Рикардо Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания: Пер. с англ. под общ. ред. М. Г. Круглова.-М.: ГНТИ, 1960.-406 с.
- Роман Д.Б. Повышение долговечности сопряжения гильза-поршневое кольцо путем применения антифрикционных добавок в моторное масло: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Пушкин, 2005.-19 с.
- Сапарниязов Н. Н. Повышение долговечности гильз цилиндров отремонтированных двигателей путем применения электроискрового легирования и поверхностного пластического деформирования: Диссертаци.канд. техн. наук.-Пушкин, 1994.-127 с.
- Семенов B.C. Вращение поршневого кольца в канавке//Авто-мобильная промышленность.-1960.-№ 10.-С. 13−14.
- Семенов B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка ДВС//Двигателестроение.-1991.-№ 10−11.-С. 19−23.
- Симдянкин A.A. Улучшение трибологических свойств рабочей поверхности гильзы цилиндра ДВС//Автомобильная промышленность.-2002.-№ 8.-С. 26−28.
- Синюгин A.B. Метод и результаты исследования механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел: Автореферат дис.канд. техн. наук.-М., 2007.-16 с.
- Синяя Н. В. Повышение ресурса гильз цилиндров двигателей упрочняюще-антифрикционной обработкой (на примере ЗМЗ-511.10): Автореферат дис.канд. техн. наук.-Брянск, 2009.-18 с.
- Смазочная композиция для восстановления трущихся поверхностей машин и механизмов/Ш. Д. Батырмурзаев, А. Ш. Батырмурзаев, 3. М. Батырмурзаева и др.//Автомобильная промышленность.-2010.-№ 1.-С. 37−38.
- Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник/Р.М. Матвеевский, B.JI. Лашхи, И. А. Буяновский и др.-М.: Машиностроение, 1989.-224 с.
- Смелянский В.М. Механика упрочнения деталей поверхностным пластическим деформированием.-М.: Машиностроение, 2002.-300 с.
- Соколенко И. Н. Технология поверхностного упрочнения гильз цилиндров двигателей раскатыванием с одновременным нанесением медного покрытия при их восстановлении: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Саратов, 1990.-15 с.
- Справочник по триботехнике: в 3-х т., Т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения/Под общей ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе.-М.: Машиностроение, 1990.-416 с.
- Суранов Г. И. Уменьшение износа автотракторных двигателей при пуске.-Ухта: УГТУ, 2000.-215 с.
- Суслов А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей.-М.: Машиностроение, 1987.-208 с.
- Тененбаум М.М. Сопротивление абразивному изнашиванию.-М.: машиностроение, 1976.-270 с.
- Тракторные дизели: Справочник/Б.А. Взоров, A.B. Адамович, А. Г. Арабян и др.- Под общ. ред. Б. А. Взорова.-М.: Машиностроение, 1981.-35с.
- Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х кн./Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина.-М.: Машиностроение, 1978.-Кн. 1.-400 с.
- Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х кн./Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979.- Кн. 2.- 358 с.
- Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие/Р.М. Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко,-Л.: ЛГУ, 1990.-248 с.
- Усенко В.И. Исследование размерно-упрочняющей обработки гильз цилиндров автомобильных двигателей: Дис.канд. техн. наук.-Владимир, 1974.-229 с.
- Фальц Э. Основы смазочной техники/Пер. с нем. H.A. Никитина.- М.-Л.: ГММТИ, 1934.-344 с.
- Фомин В.Н., Кокорев И. А. Исследование трения легкого двигателя/Яр. НАТИ.-1931 .-Вып. 15.-124 с.
- Хрущов М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание.-М.: Наука, 1970.-170 с.
- Челюбеев В. В. Разработка и оптимизация режимов фрикционного латунирования для улучшения приработки гильз цилиндров двигателей в условиях ремонтного производства: Диссертация.канд. техн. наук.-М.: 1998.-108 с.
- Чеповецкий И.Х., Стрижаков B.JL, Бараболя A.B. Определение величины приработочного износа и маслоемкости поверхности после плосковершинного алмазного хонингования//Сверхтвердые материалы,-1986.-№ 3.-С. 42−44.
- Черемпей В. А. Восстановление зеркала цилиндров автотракторных двигателей гальваномеханическим хромированием: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Кишинев, 1990.-21 с.
- Чихос X. Системный анализ в трибонике: Пер. с англ. С.Х. Хар-ламова.-М.: Мир, 1982.-351 с.
- Шабшаевич Б.Э., Адамович A.B. Исследование потерь на трение в поршневой группе дизеля Д-50//Тракторы и сельхозмашины.-1970.-№ 8.-С.13−15.
- Шатуров Г. Ф., Лачев Б. М. Образование поверхностей с частично-регулярным микрорельефом виброротационным накатыванием//Вестник машиностроения.-1988.-№ 8.-С. 58−61.
- Шибель А. Скользящие опоры (подшипники и подпятники): Конструкция и расчет.- М.-Л.: ОНТИ, 1936.-432 с.
- Шикунов И. Р. Методика ускоренной оценки послеремонтного ресурса сопряжений автомобильных двигателей (на примере гильза цилинд-ра-поршневое кольцо 3M3−53): Автореферат дис.канд. техн. наук.-Че-лябинск, 1988.-24 с.
- Шнейдер Ю.Г. Новые схемы и способы образования регулярных микрорельефов на поверхностях//Вестник машиностроения.-1995.-№ 10.-С. 37−38.
- Шнейдер Ю.Г. Регуляризация микрогеометрии поверхностей.-Л.: ЛДНТП, 1991.-11 с.
- Шнейдер Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом.-JI.: Машиностроение, 1982.-248 с.
- Экономия топлива при использовании специальных моторных масел/В.Д. Резников, В. М. Кондратьев, С. Б. Борщевский и др.//Химия и технология топлив и масел.-1981.-№ 11.-С. 58−60.
- Энглиш К. Поршневые кольца: Пер. с нем. под ред. В.К. Жито-мирского.-М.: Машгиз, 1963.-Т.2. Эксплуатация и испытание.-362 с.
- Юдин М.И., Ширай О. Г. Технология восстановления посадок соединений деталей постановкой дополнительного элемента.-Краснодар: Изд-во КГАУ, 2005.-92 с.
- Ющенко A.A., Андропов В. П. Радиальное движение поршня в пределах зазора «поршень-гильза цилиндра»//Автомобильная промышленность, — 1987.-№ 3.-С. 10−11.
- Яковлев В.В. Природа сил, вызывающих овальность втулок цилиндров в блоке при сборке двигателей//Вестник машиностроения.-2004.-№ 11.-С. 24−27.
- Fisher E.N., Marshall R.A., Haigh J. Energy savings in hydraulic coolant circuits//2nt Int. Conf. New Dev. Powertrain and Chassis Eng./Bury St. Edmunds, 1989.-P. 471−477.
- Hertz H.R. Uber die Beruhrung fester elastischer Korper//Journal for die reine und angewandte Mathematik.-1882.-No 93.-S. 156−171.
- Khrushov M.M. Resistance of metals to wear by abrasion, related to hardness//Proc. Conf. Lubr. and Wear.-London, 1957.-P. 665.
- Kruse H., Todsen U. Bisherige Forschungsarbeiten am tribologischen system Kolben-Kolbenring-Zylinder//Tribologie+Schmierungstechnik.-1986.-No 2. S. 90−98.
- Muller К., Bartz W. J. Motorsauberkeitserhohung durch MoS2 bzw. Graphit. Mineraloltechnik, 1979, No 1, S. 3−10.
- Palasios J.M. The performance of some antiwear additives and the interference with other additives//Proceedings of the 5-th International tribology congress «Eurotrib-89».-Helsinki, 1989.-V.1.-P. 365−369.
- Reick F.G. Energy-saving lubricants containing colloidal PTFE// ASLE Preprint.-1981.-No 81.-10 p.
- Saur R., Leu P., Lemberger H., Huemer G. Kennfeldgesteurtes Temperaturregelsystem fur Motorkuhlkreislaufe//MTZ.-l996.-57, № 7−8-S. 424−428.
- Todsen U. Schmierung, Reibung und Verschleiss am system KolbenRing-Zylinder von Hubkolbenmaschinen. Teil 1: Theoretische Untersuchungen des tribologischen systems Kolben-Ring-Zylinder//Schmierungstechnik+Tribolo-gie.-1982, — Bd. 29, No 4.-S. 160−162.
- Tschoke H., Essers U. Einfluss der Reibung an Kolben und Pleuel auf die Sekundaerbewegung des Kolbens//MTZ.-1983.-44, No3.-S. 89−93.
- Wakuri J., Tsude M., Yamashita M. A study of the oil loss past a series of piston rings//Bull. of the JSME.-1970.-Vol. 13, No33.-P. 150−162.