Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение износостойкости цилиндров автомобильных двигателей при восстановлении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате многочисленных стендовых моторных и эксплуатационных исследований в нашей стране и за рубежом установлено, что преобладающим видом изнашивания цилиндров, оснащенных современными устройствами для очистки смазки и воздуха и изготовленных из коррозионностойких материалов, является молекулярно-механическое изнашивание (истирание), интенсивность которого увеличивается с ростом скоростного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ЦИЛИНДРОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Режимы трения и изнашивания в ЦПГ автмобильных поршневых ДВС
    • 1. 2. Теоретические принципы повышения износостойкости деталей ЦПГ ДВС
    • 1. 3. Математическое моделирование изнашивания деталей ЦПГ
    • 1. 4. Влияние режима работы и свойств моторного масла на износостойкость ЦПГ
    • 1. 5. Известные конструкторско-технологические решения, направленные на снижение изнашивания цилиндра
    • 1. 6. Микропрофилирование путем пластического деформирования внутренней поверхности цилиндра
    • 1. 7. Выводы, постановка цели и задач исследования
  • 2. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ И ТРИБОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ЦИЛИНДРА С МИКРОРЕЛЬЕФОМ НА ТРУЩЕЙСЯ ПОВЕРХНОСТИ
    • 2. 1. Постановка задачи
    • 2. 2. Основные допущения при анализе гидродинамики сопряжения «цилиндр-поршневое кольцо»
    • 2. 3. Получение и анализ выражения гидродинамической несущей способности в сопряжении «цилиндр-поршневое кольцо» при отсутствии микрорельефа на зеркале цилиндра
    • 2. 4. Анализ форм микрорельефа и оптимизация его шаго-высотных параметров
    • 2. 5. Анализ соотношения шага микрорельефа на цилиндре с длиной (осевой высотой) поршневого кольца
    • 2. 6. Ключевые соотношения для выбора рациональных значений параметров микрорельефа
    • 2. 7. Обоснование допущения плоскостности поверхностей микрорельефа
    • 2. 8. Физические предпосылки к выбору способа повышения твердости поверхности для снижения изнашивания
    • 2. 9. Разработка модели изнашивания сопряжения «поршневое кольцо-цилиндр»
    • 2. 10. Выводы
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ МИКРОРЕЛЬЕФА НА ИЗНАШИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦПГ
  • С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСЧЕТНОЙ МОДЕЛИ И ПРОГРАММЫ
    • 3. 1. Описание расчетной модели и программы
    • 3. 2. Цель, задачи и объекты расчетного исследования
    • 3. 3. Сравнение гидродинамической и трибологической эффективности микрорельефов на зеркале цилиндра
    • 3. 4. Определение погрешности линейной аппроксимации формы круглой канавки фрагмента микрорельефа
    • 3. 5. Формирование микрорельефа для последующих моторных испытаний
    • 3. 6. Выводы
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ОПЫТНЫХ ОБЪЕКТОВ,
    • 4. 1. Лабораторный этап
      • 4. 1. 1. Цель экспериментов
      • 4. 1. 2. Объекты исследования, оборудование и результаты
    • 4. 2. Триботехнический этап
      • 4. 2. 1. Цель испытаний
      • 4. 2. 2. Объекты испытаний
      • 4. 2. 3. Средство испытаний
      • 4. 2. 4. Методика испытаний
      • 4. 2. 5. Результаты испытаний
    • 4. 3. Моторный этап
      • 4. 3. 1. Цель испытаний
      • 4. 3. 2. Объекты испытаний
      • 4. 3. 3. Средство испытаний и оборудование
      • 4. 3. 4. Регистрируемые показатели и погрешность измерений
      • 4. 3. 5. Методика испытаний
      • 4. 3. 6. Результаты испытаний
    • 4. 4. Выводы

Повышение износостойкости цилиндров автомобильных двигателей при восстановлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на значительный прогресс автомобилестроения и двигателе-строения, вызвавший в последние 10−15 лет существенное повышение технического уровня конструкций, проблема обеспечения надежности автотранспорта, в значительной мере связанная с износостойкостью основных трущихся деталей двигателя, по-прежнему актуальна.

По данным статистических исследований отказов автомобильных двигателей, поступающих в ремонт, на детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) приходится до 20% всех отказов, а затраты на их восстановление составляют более 30% от всех затрат на капитальный ремонт двигателя.

При ремонте деталей ЦПГ одним из наиболее дорогостоящих и технически сложных является технологический процесс восстановления сопряжения «цилиндр-поршневое кольцо».

Процесс изнашивания деталей ЦПГ сопровождается сложными физико-химическими явлениями, учет которых позволяет разрабатывать и внедрять в ремонтное производство технико-технологические решения при восстановлении деталей, повышающие долговечность двигателей в эксплуатации. Развитие теорий о трении и износе привело к созданию физико-математических моделей подвижного контакта, которые в ряде случаев заметно облегчают анализ механизмов изнашивания и поиск путей их оптимизации. Применительно к трению наиболее разработанными на сегодняшний момент являются модели гидродинамического режима смазки и граничного трения, для описания изнашиваниямодели усталостно-механического истирания. Тем не менее, в каждом конкретном случае применение этих моделей требует решения ряда специфических задач, связанных с проблемой идентификации и назначения граничных условий. В итоге лучший результат повышения износостойкости и улучшения показателей энергоэкономичности достигается там, где теоретические основы и расчеты находятся в тесной связи с качественно поставленным экспериментом.

В результате многочисленных стендовых моторных и эксплуатационных исследований в нашей стране и за рубежом установлено, что преобладающим видом изнашивания цилиндров, оснащенных современными устройствами для очистки смазки и воздуха и изготовленных из коррозионностойких материалов, является молекулярно-механическое изнашивание (истирание), интенсивность которого увеличивается с ростом скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя.

Очевидно, что снижение износа указанного типа следует искать на пути сокращения времени непосредственного контактирования трущихся деталей при одновременном повышении твердости их поверхности.

Одним из способов улучшения условий смазки и трения в сопряжении ЦПГ выступает применение так называемой плосковершинной топографии для трущейся поверхности цилиндра, которая помимо обеспечения хороших условий смазки, способствует также повышению качества и сокращения длительности приработки в период обкатки двигателя. Технологически получать плосковершинные поверхности стало достаточно просто после широкого внедрения процессов алмазного хонингования, обеспечивающих достижение стабильных показателей обработанной поверхности. Вместе с тем, следует заметить, что многочисленные испытания двигателей с цилиндрами, обработанными по технологии плосковершинного хонингования (ПВХ), в целом ряде случаев показали заметное увеличение расхода масла на угар. Это обстоятельство требует поиска новых технико-технологических решений повышения износостойкости цилиндров, лишенных указанного ограничения. Среди ряда известных подходов к решению этой проблемы наибольший интерес представляют методы поверхностного упрочнения и, в частности, поверхностного пластического деформирования (ППД). Однако этот подход также не свободен от принципиальных недостатков, связанных с уменьшением маслоемкости поверхности, а также резкого повышения трудоемкости и стоимости технологических операций при восстановлении цилиндров автомобильных двигателей.

Компромиссное решение может быть найдено на пути объединения лучших сторон технологии ПВХ и ППД, что и составило рабочую гипотезу исследования, предполагающую возможность повышения износостойкости цилиндра за счет одновременного улучшения гидродинамического и граничного режимов трения в сопряжении «цилиндр-поршневое кольцо».

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании, расчетной оценке и экспериментальной проверке применения комплексной трибологиче-ской подготовки внутренней поверхности чугунного цилиндра, обеспечивающей повышение износостойкости сопряжения «цилиндр-поршневое кольцо».

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:

— выполнить гидродинамический анализ сопряжения «цилиндр-поршневое кольцо», предусматривающий получение обобщенных соотношений для назначения рациональных величин шаго-высотных параметров микрорельефа цилиндров автомобильных двигателей, поступающих в ремонт;

— разработать расчетные модели изнашивания сопряжения «цилиндр-поршневое кольцо» для компьютерной программы на базе этих моделей;

— выполнить расчеты минимальной толщины слоя смазочного материала, износа и мощности механических потерь в сопряжении «цилиндр-поршневое кольцо»;

— создать методики лабораторного тестирования, а также ускоренных триботехнических (на машине трения) и моторных (на полноразмерном двигателе) сравнительных ускоренных испытаний опытных объектов;

— провести испытания по разработанным методикам для подтверждения теоретических рекомендаций по повышению износостойкости цилиндров автомобильных двигателей при восстановлении.

Положениями, содержащими научную новизну и выносимыми на защиту, в данной работе являются:

1) теоретические основы комплексного метода профилирования и модификации трущейся поверхности цилиндра повышенной износостойкости;

2) расчетные результаты проверки эффективности предложенных кон-структорско-технологических решений повышения износостойкости цилиндра;

3) методики лабораторной и моторной экспериментальной оценки про-тивоизносных свойств и механических потерь при ускоренных сравнительных испытаниях серийного и опытного цилиндров.

Основная практическая ценность результатов работы состоит в комплексной технологии повышения износостойкости цилиндров при восстановлении, объединяющей положительные качества ПВХ и ППД технологий.

Работа выполнена на кафедре «Автомобильный транспорт» Владимирского государственного университета. Эксперименты проведены в лаборатории двигателей кафедры «Тепловые двигатели и энергетические установки» ВлГУ. Разработанная технология повышения износостойкости цилиндров при восстановлении внедрена на авторемонтном предприятии ООО «НАРС» (г.Владимир), расчетные модели, программа и результаты расчета используются в учебном процессе профильной кафедры ВлГУ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. В результате выполненных расчетно-экспериментальных исследований подтверждена гипотеза о возможности снижения износа сопряжения «цилиндр-поршневое кольцо» за счет максимизации гидродинамической несущей способности и повышения молекулярной прочности граничной пленки поверхности трения цилиндра.

2. На основе гидродинамического анализа микрорельефа трущейся поверхности цилиндра предложена и исследована расчетная схема микрорельефа. В результате получены обобщенные соотношения для назначения рациональных значений шаго-высотных параметров микрорельефа: шаг микрорельефа Ь соизмерим с осевой высотой поршневого кольца 8- длина его наклонного участка /дз=0,344-Хглубина канавки Н= 1,121 -Н1: минимальный зазор в сопряжении «поршневое кольцо-цилиндр» Н1 назначается с учетом величины рабочего зазора в замке кольца о: Н}=о/2я.

3. Разработаны и применены методики лабораторных, а также ускоренных триботехнических (ускорение основывалось на переводе смазываемой пары в состояние неконформного контактирования и оценке относительной износостойкости по ширине полосы износа) и моторных испытаний (ускорение основывалось на применении в качестве искусственной базы конической рабочей поверхности 2-го компрессионного поршневого кольца).

4.Трибологический состав (коллоидный раствор стеарата цинка в поли-альфаолефине) выдержал испытания по разработанной ускоренной методике на машине трения, обеспечив снижение коэффициента трения смазываемой пары стальной диск — чугунная колодка на 8% и износа на 38%.

5. Восстановленный по разработанной технологии методом ППД опытный цилиндр прошел моторные испытания по разработанной ускоренной методике на поршневом дизельном двигателе ТМЗ-450Д, обеспечив по результатам испытаний существенное снижение износа, механических потерь и расхода топлива на 6%, 8% и 5% соответственно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные двигатели/В.M. Архангельский, М. М. Вихерт,
  2. A.Н. Воинов и др.- Под ред. М. С. Ховаха.-М.: Машиностроение, 1977.-591 с.
  3. Аналитический обзор методик определения маслоемкости поверхности зеркала гильзы двигателя внутреннего сгорания/А.П. Минаков, О. В. Ящук, В. Н. Соколов и др.//Вестник машиностроения. 1999.-№ 10.-С. 14−16.
  4. С.А. Повышение энергоэкономических показателей четырехтактного дизеля на основе математического моделирования работы и совершенствования конструкции деталей поршневой группы:-Автореф. дис. канд. техн. наук.- Тверь, 1997.-16 с.
  5. Антифрикционный кондиционер металла «ENERGY RELEASE» -универсальный противоизносный препарат нового поколения/В.Ю. Болгов,
  6. B.И. Беклемышев, Ю. Г. Доценко и др.//Энергодиагностика и condition monitoring: Тез. докл. междунар. науч.-техн. конф.-М., 1998.-С. 149−167.
  7. С.Г., Виппер А. Б., Холомонов И. А. Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей: Справочникам.: Машиностроение, 1984.-208 с.
  8. .М. Износостойкость и прочность деталей цилинд-ропоршневой группы транспортных двигателей//Вестник машиностроенеия.-1977.-№ 10.-С. 8−11.
  9. .М. Износостойкость и роль активных защитных слоев на поверхностях деталей цилиндропоршневой группы транспортных дизелей/УВестник машиностроения.-2000.-№ 1.-С. 13−20.
  10. .М. Трибологические аспекты изнашивания деталей цилиндропоршневой группы мощных двигателей внутреннего сгорания/Ярение и износ.-1995.-Т. 16, № 1.-С. 91−105.
  11. .М., Сапожников С. А., Булюк А. С. Исследование биметаллических втулок цилиндров мощных дизелей/УВестник машино-строения.-2007.-№ 1 .-С. 23−29.
  12. A.C. Молекулярная физика граничного трения.-М.: ГИФМЛ, 1963.-472 с.
  13. В.И. Повышение долговечности двигателей внутреннего сгорания сельскохозяйственной техники реализацией избирательного переноса при трении: Автореферат дис.докт. техн. наук.-М., 1999.-35 с.
  14. A.C., Патюнин H.A. Раскатывание гильз цилиндров ро-ликами//Машиностроение.-1973 .-№ 10.-С.31.
  15. С. В. Повышение износостойкости цилиндропоршневой группы автотракторных дизелей путем биметаллизации внутренней поверхности гильзы: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Саратов, 2003.-21 с.
  16. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел.-М.: Машиностроение, 1968.-503 с.
  17. A.A. Исследование упрочняющей обработки тонкостенных неравножестких цилиндров методом пластического деформирования при их восстановлении: Автореф. дис.канд. техн. наук.-Владимир, 1978.-16 с.
  18. Л.М. Расчет толщины масляного слоя на стенке цилиндра ДВС//Машиноведение.-1981.-№ 4.-С. 97−103.
  19. Л.М. Трение и смазывание пары поршневое кольцо-цилиндр ДВС. Проблемы и перспективы//Автомобильная промышленность.-1987.-№ 4.-С. 6−8.
  20. Л.М., Кобяков C.B. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС//Двигателестроение.-1990. № 11. — С. 56−59.
  21. Л.М., Кобяков C.B. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС//Двигателестроение. 1991. — № 1. — С. 52−57.
  22. Л.М., Кобяков C.B. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС. Смазывающее действие поршневых ко-лец//Двигателестроение.-1990.-№ 12.-С. 42−46.
  23. JI.M., Кобяков C.B. Основы расчетов смазки и трения поршневого кольца//Двигателестроение.-1985.-№ З.-С. 6−9.
  24. C.B. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания.-М.: Химия, 1979.-240 с.
  25. А.Б., Абрамов С. А., Балакин В. И. Новое в применении антифрикционных присадок к моторным маслам за рубежом//Двигателестро-ение.-1982.-№ 4.-С. 55−56.
  26. А.Б., Лашхи В. Л., Кулагин В. В. Высокотемпературные антифрикционные присадки к моторным маслам//Трение и износ.-1980.-Т. 1, № 4-С. 749−753.
  27. А.Б., Лашхи В. Л., Кулагин В. В. Использование модификаторов трения в моторных маслах эффективный способ снижения потерь мощности на трение//Двигателестроение.-1980.-№ 9.-С. 24−25.
  28. А.Б., Непогодьев A.B. Новый тип антифрикционной и противоизносной присадки/ЛГоплива и смазочные материалы. -1986. № 3-С. 23.
  29. Влияние высоко дисперсных металлоплакируюгцих присадок на антифрикционные и противоизносные свойства моторного масла/С.А. Воробьева, Е. А. Лавринович, В. В. Мушинский и др.//Трение и износ.-1996.-Т. 17, № 6.-С. 827−830.
  30. Влияние УДП присадки меди в смазке на процессы трения и изнашивания/С. А. Беляев, С. Ю. Тарасов, A.B. Колубаев и др.//Материалы меж-дунар. науч.-практ. симпоз. «Славянтрибо-5»: — С.-Пб., 2000.-С. 249−251.
  31. Влияние ультрадисперсных порошков сплавов металлов на стальные поверхности при трении/Л.В. Золотухина, И. В. Фришберг, В. В. Харламов и др.//Материалы междунар. науч.-практ. симпоз. «Славянтрибо-5». -С.-Пб., 2000.-С. 239−241.
  32. В. А., Дьяков В. И. Расчет и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник.-М.: Машиностроение, 1980.224 с.
  33. Т.М. Контактное трение в зоне деформации при ультразвуковом поверхностном пластическом деформировании//Вестник маши-ностроения.-2008.-№ 8.-С. 36−40.
  34. . М. Разработка способа восстановления цилиндров дизелей приваркой порошков: Автореферат дис. канд. техн. наук.- М., 199 017 с.
  35. Д.Н. Триботехника.-М.: Машиностроение, 1989.-328 с.
  36. Д.Н., Крагельский И. В., Поляков A.A. Избирательный перенос в узлах трения.-М.: Транспорт, 1969.-104 с.
  37. Гидродинамическая теория смазки: Классики естествознания/Под ред. и с доп. статьями проф. Л. С. Лейбензона.-М.-Л.: ГТТИ, 1934.-423 с.
  38. Гильзы и цилиндры зарубежных автомобильных двигателей: Обзорная информация/С.С. Воробьев, В. Е. Щурков, М. Н. Сильницкая и др.-М.: ЦНИИТЭИавтопром, 1988.-48 с.
  39. .Я. Деформационное сужение холодного цилиндра ДВС как фактор повышения его работоспособности//Двигателестроение.-1984.-№ 4.-С. 52−55.
  40. М.А., Овчинников В. П. Влияние овальности цилиндров на показатели работы дизеля с воздушным охлаждением//Сб. науч. трудов ИЭИ.-Владимир, 1972.-Вып.24.-С. 5−9.
  41. А. Г. Повышение технико-экономических и ресурсных показателей автотракторных двигателей путем компенсации овальности цилиндров: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Новосибирск, 1994. -17 с.
  42. В.А. Двухуровневая регуляризация микрогеометрии технических поверхностей и ее обеспечение//Вестник машиностроения.-1994.-№ 5.-С. 29−32.
  43. ГОСТ 24 773–81. Поверхности с регулярным микрорельефом. Классификация, параметры и характеристики.-М.: Изд-во стандартов, 1988.14 с.
  44. ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.-М.: Изд-во стандартов, 2003.-41 с.
  45. В.В. Решение триботехнических задач численными метода-ми.-М.: Наука, 1982.-112 с.
  46. М.А., Бунаков Б. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей.-М.: Изд-во стандартов, 1981.-232 с.
  47. М.А., Енукидзе Б. М. Конструкторско-технологическое обеспечение надежности ДВС//Автомобильная промышленность.-1988.-№ 8.-С. 8−12.
  48. М.А., Кошелев А. Г., Галактионов А. Е. Для повышения износостойкости поверхностей трения//Автомобильная промышленность.-1990.-№ 11.-С. 12−14.
  49. М. В. Восстановление цилиндров автотракторных двигателей железнением в условиях гидромеханического активирования: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Кишинев, 1988.-17 с.
  50. A.A., Фукс И. А., Лашхи В. Л. Химмотология. М.: Химия, 1986.-С. 206−232.
  51. Н.Б. Физические основы трения и износа машин: Учебное пособие.-Калинин: КГУ, 1981.-115 с.
  52. Н. Б., Рыжков Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин.-М.: Машиностроение, 1981.-244 с.
  53. Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного завода/В.В. Эфрос, Н. Г. Ерохин, Р. И. Кульчицкий и др.-М.: Машиностроение, 1976.-277 с.
  54. О. М. Металловедческие аспекты технологических методов формирования потребительских свойств деталей цилиндро-поршневой группы дизельных двигателей: Автореферат дис.докт. техн. наук.-Рыбинск, 2006.-32 с.
  55. Ю. А. Технологический процесс упрочнения гильз цилиндров ремонтируемых дизелей способом низкотемпературного боросуль-фидирования: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Саратов, 1991.-18 с.
  56. В.Г., Касумов А. Х. Исследование режимов приработки автомобильных двигателей при капитальном ремонте.-М.: Транспорт, 1983.78 с.
  57. Ю.С. Трибология смазочных материалов.-М.: Химия, 1991.-240 с.
  58. Ю.С., Артемьева В. П. Новое в трибологии смазочных материалов: Монография.-М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им И. М. Губкина, 2001 .-480 с.
  59. Избирательный перенос в цилиндропоршневой группе ДВС/В.Г. Заренбин, В. И. Андрейченко, Л. М. Волчок и др.//Современные проблемы триботехнологии: Тез. докл. I Всесоюзн. науч.-техн. конф.-Николаев, 1988.-С. 265−267.
  60. Исследование закономерностей деформации гильз цилиндров при сборке двигателей/Б.А. Взоров, Е. В. Исаев, В. А. Осокин и др.//Тракторы и сельхозмашины.-1967.-№ 15 .-С. 14−15.
  61. Исследование триботехнических характеристик зарубежных моторных масел/Л.И. Куксенова, Л. М. Рыбакова, С. Н. Востряков и др.//Вестник машиностроения.-1999.-№ 7.-С. 7−11.
  62. А. Теория смазки в инженерном деле: Пер. с англ. В. А. Воронина под ред. В. К. Житомирского.-М.: Машгиз, 1962.-294 с.
  63. Ко дин А. А. Метод проектирования процесса дорнования и повышение качества цилиндров дизельных двигателей поверхностным пластическим деформированием: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Москва, 1989.-14 с.
  64. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Машгиз, 1959.-403 с.
  65. А. Ю. Восстановление гильз цилиндров дизельных двигателей сельскохозяйственной техники термопластическим деформированием в матрице: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Москва, 2006.-22 с.
  66. И.В. Трение и износ.- М.: Машиностроение, 1968.480 с.
  67. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ.-М.: Машиностроение, 1977.-526 с.
  68. И.В. Современное состояние и перспективы развития методов повышения прочности и долговечности деталей машин поверхностным деформированием//Вестник машиностроения.-2002.-№ 8.-С. 39−44.
  69. Г. К. Управление толщиной масляной пленки между маслосъемным поршневым кольцом и цилиндром//Известия вузов. Машиностроение.-1979.-№ 6.-С. 67−71.
  70. Лазерное упрочнение гильз цилиндров/Б .П. Бугай, И.Ф. Бухано-ва, В. М. Журавель и др.//Автомобильная промышленность. 2005. — № 5.-С. 28−30.
  71. А. С. Повышение качества финишной обработки ремонтируемых гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Зерноград, 2006.-19 с.
  72. A.A., Кулаков А. Т. Повышение износостойкости и ресурса дизелей созданием тонкослойных покрытий в сопряжении «гильза-кольцо» при ремонте//Автотранспортное предприятие.-2008.-№ 7.-С. 40−41.
  73. Е. П. Восстановление гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания термопластическим деформированием: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Челябинск, 2001.-19 с.
  74. Механизм воздействия противоизносной добавки РиМЕТ на работу пары трения чугун-хром/И.В. Фришберг, JI.B. Золотухина, В. В. Харламов и др.//Трение и износ.-2000.-Т. 21, № 6.-С. 101−106.
  75. И.А. Долговечность двигателей.-Jl.: Машиностроение, 1968.-260 с.
  76. Модификаторы трения-антифрикционные присадки к моторным маслам/Виппер А.Б., Лашхи В. Л., Матвеевский P.M. и др.//Химия и технология топлив и масел.-1981.-№ 1.-С. 56−58.
  77. В. В. Повышение межремонтного ресурса гильз цилиндров автомобильных двигателей центробежным индукционным напеканием в условиях ремонтных предприятий Госагропрома: Автореферат дис.канд. техн. наук.-М., 1987.-16 с.
  78. Э.М., Усов П. П. Гидродинамическая смазка деформируемого поршневого кольца//Трение и износ.-1980.- Т. 1, № 6.-С. 10 001 010.
  79. Э.М. Гидродинамическая смазка поршневых колец с различной формой рабочей поверхности//Трение и износ.-1985.-Т. 6, № 5.-С. 859−865.
  80. Э.М. Расчетная оценка толщины масляной пленки, формируемой поршневым кольцом//Двигателестроение.-1980.-№ 10.-С. 16−19.
  81. Мур Д. Основы и применения трибоники/Пер. с англ. под ред. И. В. Крагельского, Г. И. Трояновской.-М.: Мир, 1978. -487 с.
  82. С.С., Стребков С. В. Использование антифрикционных присадок для улучшения эксплутационных свойств моторного мас-ла//Двигателестроение.-1991.-№ 8−9.-С. 50−51, 59.
  83. А. М., Егорушкин Е. А., Чернявский Ю. Н. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости.-М.: ИПО «Полигран», 1995.-271 с.
  84. Оксидокерамика на зеркале безгильзового алюминиевого цилиндра ДВС/А.И. Комаров, A.M. Гоман, В. И. Комарова и др.//Автомобильная промышленность.-2005.-№ 5.-С. 36−40.
  85. Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов/Э.Д. Браун, H.A. Буше, H.A. Буяновский и др./Под ред. A.B. Чичинадзе. М.: Наука и техника, 1995.-778 с.
  86. A.A., Слепцова С. А. Использование оксидных и нит-ридных керамик для модификации политетрафторэтилена//Трение и износ.-1998.-Т. 20, № 1.-С. 80−85.
  87. P.M., Шабанов А. Ю. Механизм образования смазочного слоя под комплектом поршневых колец ДВС//Двигателестроение.-1987.-№ 4.-С. 6−10.
  88. Ю. Н., Косов В. П., Стратулат М. П. Ремонт автотракторных деталей гальваническими покрытиями.-Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1976.-150 с.
  89. А.Р. Снижение расхода масла на угар в двигателях тракторного типа//Тракторы, самоходные шасси и двигатели.-М.: ЦНИИ-ТЭИтракторосельхозмаш, 1975.-32 с.
  90. Г. П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для студентов вузов.-М.: Машиностроение, 1 985 200 с.
  91. A.A., Гаркунов Д. Н., Крагельский И. В. Физико-химическая механика подавления износа в явлении избирательного перено-са//ДАН СССР.-1970.-Т.191, №>4.-С. 821−823.
  92. М.Д. Снижение механических потерь совершенствованием конструкции поршня быстроходного дизеля: Автореферат дисс.канд. техн. наук.-М., 2009.-16 с.
  93. C.B. Анализ режима трения деталей цилиндро-поршневой группы автомобильного дизеля//Известия вузов. Машиностроение.-1999.-№ 2−3.-С. 65−68.
  94. C.B. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания: Дис.докт. техн. наук.-М., 1998.-319 с.
  95. C.B., Пронин М. Д. Профилирование и модификация боковой поверхности поршня как способ снижения механических потерь в двигателе внутреннего сгорания//Известия вузов. Машиностроение.-2007.-№ 7.-С. 42−50.
  96. C.B., Пронин М. Д. Теоретические предпосылки снижения механических потерь в ЦПГ модификацией трущейся поверхности поршня//Двигатель-2007: Сб. научн. трудов Межд. конф.-М., 2007.-С. 218 220.
  97. C.B., Холомонов H.A., Малый Л. Ф. Выбор и исследование смазочного материала с улучшенными триботехническими параметрами //Трение и износ.-1990.-Т. 11, № 2.-С. 317−32
  98. В.Д. Письмо в редакцию (отклик на статью Л.М. Бур-штейна и C.B. Кобякова, опубликованную в журналах № 11, 12, 1990 г. и № 1, 1991 г.)//Двигателестроение.-1991 .-№ 12.-С. 53−54.
  99. Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания: Пер. с англ. под общ. ред. М. Г. Круглова.-М.: ГНТИ, 1960.-406 с.
  100. Д.Б. Повышение долговечности сопряжения гильза-поршневое кольцо путем применения антифрикционных добавок в моторное масло: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Пушкин, 2005.-19 с.
  101. Н. Н. Повышение долговечности гильз цилиндров отремонтированных двигателей путем применения электроискрового легирования и поверхностного пластического деформирования: Диссертаци.канд. техн. наук.-Пушкин, 1994.-127 с.
  102. B.C. Вращение поршневого кольца в канавке//Авто-мобильная промышленность.-1960.-№ 10.-С. 13−14.
  103. B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка ДВС//Двигателестроение.-1991.-№ 10−11.-С. 19−23.
  104. A.A. Улучшение трибологических свойств рабочей поверхности гильзы цилиндра ДВС//Автомобильная промышленность.-2002.-№ 8.-С. 26−28.
  105. A.B. Метод и результаты исследования механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел: Автореферат дис.канд. техн. наук.-М., 2007.-16 с.
  106. Н. В. Повышение ресурса гильз цилиндров двигателей упрочняюще-антифрикционной обработкой (на примере ЗМЗ-511.10): Автореферат дис.канд. техн. наук.-Брянск, 2009.-18 с.
  107. Смазочная композиция для восстановления трущихся поверхностей машин и механизмов/Ш. Д. Батырмурзаев, А. Ш. Батырмурзаев, 3. М. Батырмурзаева и др.//Автомобильная промышленность.-2010.-№ 1.-С. 37−38.
  108. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник/Р.М. Матвеевский, B.JI. Лашхи, И. А. Буяновский и др.-М.: Машиностроение, 1989.-224 с.
  109. В.М. Механика упрочнения деталей поверхностным пластическим деформированием.-М.: Машиностроение, 2002.-300 с.
  110. И. Н. Технология поверхностного упрочнения гильз цилиндров двигателей раскатыванием с одновременным нанесением медного покрытия при их восстановлении: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Саратов, 1990.-15 с.
  111. Справочник по триботехнике: в 3-х т., Т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения/Под общей ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе.-М.: Машиностроение, 1990.-416 с.
  112. Г. И. Уменьшение износа автотракторных двигателей при пуске.-Ухта: УГТУ, 2000.-215 с.
  113. А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей.-М.: Машиностроение, 1987.-208 с.
  114. М.М. Сопротивление абразивному изнашиванию.-М.: машиностроение, 1976.-270 с.
  115. Тракторные дизели: Справочник/Б.А. Взоров, A.B. Адамович, А. Г. Арабян и др.- Под общ. ред. Б. А. Взорова.-М.: Машиностроение, 1981.-35с.
  116. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х кн./Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина.-М.: Машиностроение, 1978.-Кн. 1.-400 с.
  117. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х кн./Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979.- Кн. 2.- 358 с.
  118. Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие/Р.М. Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко,-Л.: ЛГУ, 1990.-248 с.
  119. В.И. Исследование размерно-упрочняющей обработки гильз цилиндров автомобильных двигателей: Дис.канд. техн. наук.-Владимир, 1974.-229 с.
  120. Э. Основы смазочной техники/Пер. с нем. H.A. Никитина.- М.-Л.: ГММТИ, 1934.-344 с.
  121. В.Н., Кокорев И. А. Исследование трения легкого двигателя/Яр. НАТИ.-1931 .-Вып. 15.-124 с.
  122. М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание.-М.: Наука, 1970.-170 с.
  123. В. В. Разработка и оптимизация режимов фрикционного латунирования для улучшения приработки гильз цилиндров двигателей в условиях ремонтного производства: Диссертация.канд. техн. наук.-М.: 1998.-108 с.
  124. И.Х., Стрижаков B.JL, Бараболя A.B. Определение величины приработочного износа и маслоемкости поверхности после плосковершинного алмазного хонингования//Сверхтвердые материалы,-1986.-№ 3.-С. 42−44.
  125. В. А. Восстановление зеркала цилиндров автотракторных двигателей гальваномеханическим хромированием: Автореферат дис.канд. техн. наук.-Кишинев, 1990.-21 с.
  126. X. Системный анализ в трибонике: Пер. с англ. С.Х. Хар-ламова.-М.: Мир, 1982.-351 с.
  127. .Э., Адамович A.B. Исследование потерь на трение в поршневой группе дизеля Д-50//Тракторы и сельхозмашины.-1970.-№ 8.-С.13−15.
  128. Г. Ф., Лачев Б. М. Образование поверхностей с частично-регулярным микрорельефом виброротационным накатыванием//Вестник машиностроения.-1988.-№ 8.-С. 58−61.
  129. А. Скользящие опоры (подшипники и подпятники): Конструкция и расчет.- М.-Л.: ОНТИ, 1936.-432 с.
  130. И. Р. Методика ускоренной оценки послеремонтного ресурса сопряжений автомобильных двигателей (на примере гильза цилинд-ра-поршневое кольцо 3M3−53): Автореферат дис.канд. техн. наук.-Че-лябинск, 1988.-24 с.
  131. Ю.Г. Новые схемы и способы образования регулярных микрорельефов на поверхностях//Вестник машиностроения.-1995.-№ 10.-С. 37−38.
  132. Ю.Г. Регуляризация микрогеометрии поверхностей.-Л.: ЛДНТП, 1991.-11 с.
  133. Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом.-JI.: Машиностроение, 1982.-248 с.
  134. Экономия топлива при использовании специальных моторных масел/В.Д. Резников, В. М. Кондратьев, С. Б. Борщевский и др.//Химия и технология топлив и масел.-1981.-№ 11.-С. 58−60.
  135. К. Поршневые кольца: Пер. с нем. под ред. В.К. Жито-мирского.-М.: Машгиз, 1963.-Т.2. Эксплуатация и испытание.-362 с.
  136. М.И., Ширай О. Г. Технология восстановления посадок соединений деталей постановкой дополнительного элемента.-Краснодар: Изд-во КГАУ, 2005.-92 с.
  137. A.A., Андропов В. П. Радиальное движение поршня в пределах зазора «поршень-гильза цилиндра»//Автомобильная промышленность, — 1987.-№ 3.-С. 10−11.
  138. В.В. Природа сил, вызывающих овальность втулок цилиндров в блоке при сборке двигателей//Вестник машиностроения.-2004.-№ 11.-С. 24−27.
  139. Fisher E.N., Marshall R.A., Haigh J. Energy savings in hydraulic coolant circuits//2nt Int. Conf. New Dev. Powertrain and Chassis Eng./Bury St. Edmunds, 1989.-P. 471−477.
  140. Hertz H.R. Uber die Beruhrung fester elastischer Korper//Journal for die reine und angewandte Mathematik.-1882.-No 93.-S. 156−171.
  141. Khrushov M.M. Resistance of metals to wear by abrasion, related to hardness//Proc. Conf. Lubr. and Wear.-London, 1957.-P. 665.
  142. Kruse H., Todsen U. Bisherige Forschungsarbeiten am tribologischen system Kolben-Kolbenring-Zylinder//Tribologie+Schmierungstechnik.-1986.-No 2. S. 90−98.
  143. Muller К., Bartz W. J. Motorsauberkeitserhohung durch MoS2 bzw. Graphit. Mineraloltechnik, 1979, No 1, S. 3−10.
  144. Palasios J.M. The performance of some antiwear additives and the interference with other additives//Proceedings of the 5-th International tribology congress «Eurotrib-89».-Helsinki, 1989.-V.1.-P. 365−369.
  145. Reick F.G. Energy-saving lubricants containing colloidal PTFE// ASLE Preprint.-1981.-No 81.-10 p.
  146. Saur R., Leu P., Lemberger H., Huemer G. Kennfeldgesteurtes Temperaturregelsystem fur Motorkuhlkreislaufe//MTZ.-l996.-57, № 7−8-S. 424−428.
  147. Todsen U. Schmierung, Reibung und Verschleiss am system KolbenRing-Zylinder von Hubkolbenmaschinen. Teil 1: Theoretische Untersuchungen des tribologischen systems Kolben-Ring-Zylinder//Schmierungstechnik+Tribolo-gie.-1982, — Bd. 29, No 4.-S. 160−162.
  148. Tschoke H., Essers U. Einfluss der Reibung an Kolben und Pleuel auf die Sekundaerbewegung des Kolbens//MTZ.-1983.-44, No3.-S. 89−93.
  149. Wakuri J., Tsude M., Yamashita M. A study of the oil loss past a series of piston rings//Bull. of the JSME.-1970.-Vol. 13, No33.-P. 150−162.
Заполнить форму текущей работой