Разработка и исследование каталитических нейтрализаторов бензиновых двигателей для автомобилей массой до 3, 5 т, обеспечивающих выполнение экологических требований
Диссертация
Принятые Правительством Российской Федерации Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 г., Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» предусматривали в 2008 г. полный переход промышленности на выпуск автотехники, соответствующей нормативным… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
- ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- ГЛАВА 1. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
- 1. 1. Проблема снижения выброса вредных веществ автомобильными двигателями
- 1. 2. Нормирование экологических показателей автотранспортных средств
- 1. 3. Методы снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания
- 1. 4. Нейтрализатор отработавших газов. Классификация, устройство и принцип его работы
- 1. 5. Выводы, постановка цели и задач диссертационной работы
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА В ПРОТОЧНЫХ ТРАКТАХ ДВИГАТЕЛЯ И НЕЙТРАЛИЗАТОРА
- 2. 1. Основные направления теоретических исследований
- 2. 2. Принципы построения математической модели процессов тепломассообмена в двигателе с принудительным зажиганием и системе выпуска с целью расчета параметров отработавших газов и нейтрализатора
- 2. 3. Процессы массогазообмена в двигателе и влияние их на термодинамические параметры отработавших газов в выпускной системе
- 2. 4. Расчет рабочего цикла двигателя
- 2. 5. Моделирование термодинамических процессов в выпускной системе на участке до нейтрализатора
- ГЛАВА 3. ОБЪЕКТЫ ИСПЫТАНИЙ. ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Объекты испытаний и оборудование, используемое при испытаниях
- 3. 2. Методики исследований нейтрализаторов на эффективность, надежность работы и ресурс на моторном стенде
- 3. 3. Методики исследований нейтрализаторов в составе автомобиля
- ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЙТРАЛИЗАТОРОВ
- 4. 1- Исследование распределения температур отработавших газов по длине выпускного трубопровода
- 4. 2. Исследования нейтрализаторов различных конструкций и типов блоков носителей катализаторов
- 4. 3. Исследование влияния количества драгметаллов и их соотношения в катализаторе на эффективные показатели и ресурс нейтрализатора
- 4. 1- Исследование распределения температур отработавших газов по длине выпускного трубопровода
- 5. 1. Основы проектирования нейтрализаторов для бензиновых двигателей автомобилей массой до 3,5 т экологического класса
- 5. 2. Разработка новых конструкций нейтрализаторов для грузопассажирских и легковых автомобилей массой до 3,5 т экологического класса
- 5. 3. Испытания опытных образцов нейтрализаторов для бензиновых двигателей автомобилей массой до 3,5 т экологического класса
- 5. 4. Разработка и исследование нейтрализаторов для автомобилей массой до 3,5 тонн с бензиновыми двигателями, обеспечивающих выполнение требований экологического класса 4 автомобильной техники
Список литературы
- Аксенов И.Я., Луканин В.Н, Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология /Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001.
- Арустамов Л. X., Шендеровский И. М., Яхутль. Д. Р. Разработка математической модели рабочего цикла бензинового ДВС// Автомобильные и тракторные двигатели. Межвузовский сборник научных трудов. Москва: МГТУ — МАМИ, 2001. — вып. 17. — С. 25 — 30.
- Большаков А. М. Автомобильные каталитические конвертеры// Химическая технология— 2000—№ 1— с. 2— 12
- Вырубов Д.Н., Иващенко Н. А. и др. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей/Под ред. Орлина А. С., Круглова М.Г.- М: Машиностроение, 1983.- 372 с.
- Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Москва-Свердловск: Машгиз, 1962. — 270 с.
- Двигатели внутреннего сгорания. В 4 т. Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1980 — 85 гг.
- Дербарембдикер А.Д., Трофименко Ю. В. Правовое обеспечение экологической чистоты автотранспортных средств// Автомобильная промышленность. 1992. — № 2. — с. 6 — 8.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. 2-е изд., перераб. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
- Звонов В.А., Теренченко А. С. Образование оксидов азота при сгорании альтернативных топлив в дизеле //Автомоб. пром-сть.-2003.-№ 3.-С. 10−13.
- Звонов В.А., Козлов А. В., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. — М.: НАМИ, 2001. -248 с.
- Иващенко Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1997.
- Балабин И.В., Куров Б. А., Лаптев С. А. Испытания автомобилей. — М.: Машиностроение, 1988. 192 с.
- Исаченко В. П., Осипова В. А., Сукомел А. С. Теплопередача. М. Энергия, 1975
- Кавтарадзе Р. 3. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. -592 с.
- Каменев В.Ф., Фомин В. М., Хрипач Н. А. Энергетический баланс процесса термохимической диссоциации метанола / Автомобили и двигатели: Сб. научн. тр. / НАМИ. М., 2003. — Вып. 231.-е. 86−102.
- Каменев В.Ф., Макаров А. Р., Фомин В. М. Расчеты рабочих циклов поршневого и комбинированного двигателей внутреннего сгорания//М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2006.-30 с.
- Каменев В.Ф. Метод оценки эффективности рабочего процесса на режимах малых нагрузок и глубокого дросселирования. // Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. научн. тр. МАМИ. — М., 1995. — с. 189 -195.
- Каменев В.Ф., Фомин В. М., Хрипач Н. А. Теоретические и экспериментальные исследования работы двигателя на водородно-топливных композициях // International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology (ISJAEE).- № 7.- 2005.- C.32−42.
- Карышев A.K., Лапин Ю. Д., Симонов В. П. Теплофизика. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 108 с.
- Конструкция автомобиля. Том II. Двигатель /Райков И.Я., Макаров А. Р. и др.-М.:МАМИ, 2001.-568 с.
- Корн Г. А., Корн Т. М. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1968. — 720 с.
- Кутенев В.Ф., Игнатович И. В., Топунов В. Н. Теория и практика оценки токсичности двигателей суммарным показателем// Автомобильная промышленность. 1981. — № 3. — С. 8 — 9.
- Кутенев В.Ф., Звонов В. А., Козлов А. В. Оценка экологичности конструкции автомобиля по методике полного жизненного цикла// Проблемы конструкции двигателей: Сб.науч.тр./НАМИ.-1998.-с.З-11.
- Кутенев В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С., Козлов А. В., Панков Д. П. Анализ соотношения между ущербом от выброса вредных веществ и эконалогом на транспорт.// Проблемы конструкции двигателей и экология: Сб. науч. тр./НАМИ.-1998.-с. 171−178.
- Луканин В.Н., М.Г. Шатров, Г.М. Камфер и др. Теплотехника// Учеб. для вузов. Под ред. В. П. Луканина.-З-е изд., испр.-М.: Высш. Шк., 2002.-671 е.: ил.
- Луканин В.Н., Трофименко Ю. В. Экологические воздействия автомобильных двигателей на окружающую среду // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Автомобильный и городской транспорт. 1993. — с. 1−13.
- Мак-Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование. М.: Мир, 1977. — 584 с.
- Морозов К.А. Токсичность автомобильных двигателей: М.: Легион-Авто дата, 2001.-80 е.: ил.
- Орлин А.С. и др. Двигатели внутреннего сгорания. Под редакцией Орлина А. С. и Круглова М.Г.// Теория поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1983. — 375 .
- Петриченко P.M., Батурин С. А. и др. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС: Алгоритмы прикладных программ/ Под ред. Петриченко P.M.- JL: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990.-328 с.
- Погребняк Е.В., Белоусов А. Р., Кузнецов Б. В., Пахомов Д. Л. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 252 с.
- Парниковый эффект, изменение климата и экосистемы / Б. Болин, Б. Р. Дис, Дж. Ягер, Р. Уоррик // Пер. с англ. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. — 557 с.
- Попова Н.М. Катализаторы очистки выхлопных газов автотранспорта. Алма-Ата: Наука, 1987.-227 с.
- Разлейцев Н.Ф., Парсаданов И. В., Прохоренко А. А. Влияние параметров топливоподачи на токсичность автомобильного дизеля // Двигатели внутреннего сгорания (Харьков). 1995. — Вып. 55. — С.154−158.
- Райков И .Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа. — 1975. — 320 с.
- Ривкин С.Л. Термодинамические свойства газов.- М.: Энергия, 1973.288 с.
- Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. -М.: Наука. 1971.- 192 с.
- Стефановский Б.С. и др. Испытания двигателей внутреннего сгорания. -М.: МАШГИЗ, 1972.
- ААИ, секция «Секция поршневые и газотурбинные двигатели». 25−26 сентября 2002 г.- М., 2002.- С. 63- 64.
- ГОСТ Р 51 832−2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. — М.: Госстандарт России., -2002.
- Правила ЕЭК ООН № 83.03. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ. — М.: Госстандарт России, -2002.
- Автомобильный справочник. Пер. с англ. М.: Изд. «За рулём», 1999. — 896 с.
- Перспективные автомобильные топлива виды, характеристики, перспективы: Пер. с англ./Под ред. Я. Б. Черткова. — М.: Транспорт, 1982. — 319 с.
- Ежегодник состояния загрязнения и выбросов вредных веществ в атмосферу городов и промышленных центров Российской Федерации (России). «Выбросы вредных веществ"/ Под. ред. Берлянда М. Е. Санкт-Петербург, 2001, — 412 с.
- Baba N., Ohsawa K. and Sugiura S. (1996). Numerical Approach for Improving the Conversion Characteristics of Exhaust Catalysts Under Warming-Up Condition. SAE Paper 962 076.
- Benson R.S., et al. The thermodynamics and Gas dynamics of Internal Combustion Engines.- Oxford: Clarendon Press, 1982 -86.
- Bielaczyc O., Merkisz J.: Cold Start Emission for Normal and Low Ambient Temperatures Conditions. 30th International Symposium on Automotive Technology and Automation, Florence, Italy, June 97.
- Bielaczyc O., Merkisz J.: Exhaust Emission from Passenger Cars during Engine Cold Start and Warm Up// SAE Technical Paper Series 970 740.-1997.-C.34−45.
- Churchill S. W., Chu, H. H. Correlating Equations for Laminar and Turbulent Free Convection from a Horizontal Cylinder. Int. J. Heat Mass Transfer, 1975, Vol. 18, pp 1049−1053.
- Chan S. H. and Zhu J. (1996). The Significance of High Value of Ignition Retard Control on the Catalyst Light off. SAE Paper 962 077.
- Collier John G. (1972). Convective boiling and condensation. New York: McGraw-Hill Book Company.
- Cecile Favre. Emission Systems Optimization to Meet Future European Legislation// SAE Technical Paper Series 2004−01−0138.-Pp. 1−7.
- Eade D., Hurley R. G., Rutter В., «Fast Light off Underbody Catalyst Using Exhaust Gas Ignition (EGI),» SAE Paper 952 417, 1995.
- Faltermeier G., Pfaslzgraf В., Briick R., Donnerstag A. Design and Optimization of a Close-Coupled Catalyst Concept for Audi 4-Cylinder Engines // SAE Technical Paper Series 980 417.-1998.-P.p. 18−23.
- Glander D. and Zidat S. Mathematical Modeling of Electrically Heated Monolith Converters: Meeting European Emissions Regulations Proposed for 2000 and 2005 // SAE Technical Paper Series 972 852.-1997.-P.p.23−31.
- Gulati S. T. (1991). Ceramic Converter Technology for Automotive Emissions Control. SAE paper 911 736.
- Hanel F.J., Otto E., Briick R., Nagel T. and Bergau N. Practical Experience with EHC System in the BMW ALPINA В12 11 SAE Technical Paper Series 970 263.-1997.-P.p.25−34.
- Hauman D.J. et al. A Multi-step overall kinetic mechanism for the oxidation of hydrocarbons.//Combust. Sci. Technol. 1981.-25. P. 219−235.
- Heck R. M., Hu Z., Smaling M., Amundsen A. and Bourke M. C. (1995). Close Coupled Catalyst System Design and ULEV Performance After 1050oC Aging. SAE Paper 952 415.
- Jeong L., Jang J., Yeo G., Kim Y. Optimization of the Electrically Heated Catalyst for Emission Purification Efficiency// SAE Technical Paper Series No.960 350, 1996. -P.p.33−44.
- Koltsakis G. C., Konstantinidis P. A. and Stamatelos A. M. (1997). Development and Application Range of Mathematical Models for 3-Way Catalytic Converters. Applied Catalysis B: Environmental 12 (1997), pp.161−191.
- Konstantinidis P. A., Koltsakis G. C. and Stamatelos A. M. (1997). Transient Heat Transfer Modeling in Automotive Exhaust Systems. Proc Instn Mech Engrs, Vol. 211, PartC.
- Kuo J. C, C.R. Morgan and H.G. Lassen. (1971). Mathematical modeling of CO and HC catalytic converter systems. SAE Paper 710 289.
- V.Koutenev, V. Kamenev, U. Jamolov, I. Kobez, R.Vshivtsev. Methods and results of accelerated tests of catalytic converters on efficiency and reliability. Book of abstracts XXVI1 congress and CD ROM, FISITA-98, Paris, 1998.
- Langen P., Theissen M., Mallog J. and Zielinski R. Heated Catalytic Converter Completing Technologies to Meet LEV Emission Standards // SAE Technical Paper Series 940 470.-1994.-P.p.34−41.
- Lee S. T. and Aris R. (1977). On the Effects of Radioactive Heat Transfer in Monolith. Chemical Engineering Science, Vol. 32, pp. 827−837.
- Kishi N. et al. Development of the Ultra Low Heat Capacity and Highly Insulating (ULOC) Exhaust Manifold for ULEV // SAE Technical Paper Series 98 093 7.-1998.-P.p.23−29.
- Koltsakis G. С., Konstantinidis P. A. and Stamatelos A. M. Development and Application Range of Mathematical Models for 3-Way Catalytic Converters. Applied Catalysis B: Environmental.- 1997.- № 12.- pp.161−191.
- Oser P., Mueller E., Hartel G.R. and Schiirfeld A.O. Novell Emission Technologies with Emphasis on Catalyst Cold Start Improvements Status Report on VW-Pier burg Burner/Catalyst Systems // SAE Technical Paper Series 940 474.
- Oh S. H., Cavendish J. C. and Hegedus L. L. (1980). Mathematical Modeling of Catalytic Converter Light off: Single- Pellet Studies. AICheE Journal, Vol. 26, No.6.
- Schmidt J. et al. Utilization of Advanced Pt/Rh TWC Technologies for Advanced Gasoline Applications with Different Cold Start Strategies// SAE Technical Paper Series 01 0927.-2001.-P.p. 14−21.
- Sullivan J.I., Costic M.M., Han W. Modifying automotive life-cycle assessment//Automotive Engineering International.-1998,-Jul.
- Tanaka H. Excellent OSC Catalyst for High Temperature Applications. // XXVI FISITA congress. Praga. — 1996. — p. 31.
- Tamura N., Matsumoto S., Kawabata M., Kojima K., and Machida M. (1996). The Development of an Automotive Catalyst Using a Thin Wall (4 mil/400cpsi) Substrate. SAE paper 960 557.
- Waltner A., Loose G., Hirshmann A., Mussmann L., Lindner D., Miiller W. Development of Close- Coupled Catalyst Systems for European Driving Conditions // SAE Technical Paper Series 980 663.-1998.-P.p.23−31.
- Wendland D. W. (1993). Automotive Exhaust System Steady State Heat Transfer. SAE 931 085.
- Woschni G. A. Universally Applicable Equation for the Instantaneous Heat Transfer Coefficient in the Internal Combustion Engine .- SAE Paper 670 931, 1967.
- Woodford C. Solving Linear and Non-linear Equations. Ellis Harwood, 1992.- 543 p.p.
- Vaneman G.L. Performance comparison of automotive catalytic converters: metal vs ceramic substmtes//XXIIFISITA congress. 1 905 115. — 1990.
- Yaegashi Т., Yoshizaki K., Nagami T. New Technology for Reducing the Power Consumption of Electrically Heated Catalyst//SAE Technical Paper Series 940 464, 1994. -P.p. 13−25.
- Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. Р76 М., 2008. — 847 с.