Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и исследование каталитических нейтрализаторов бензиновых двигателей для автомобилей массой до 3, 5 т, обеспечивающих выполнение экологических требований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принятые Правительством Российской Федерации Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 г., Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» предусматривали в 2008 г. полный переход промышленности на выпуск автотехники, соответствующей нормативным… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
    • 1. 1. Проблема снижения выброса вредных веществ автомобильными двигателями
    • 1. 2. Нормирование экологических показателей автотранспортных средств
    • 1. 3. Методы снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 4. Нейтрализатор отработавших газов. Классификация, устройство и принцип его работы
    • 1. 5. Выводы, постановка цели и задач диссертационной работы
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА В ПРОТОЧНЫХ ТРАКТАХ ДВИГАТЕЛЯ И НЕЙТРАЛИЗАТОРА
    • 2. 1. Основные направления теоретических исследований
    • 2. 2. Принципы построения математической модели процессов тепломассообмена в двигателе с принудительным зажиганием и системе выпуска с целью расчета параметров отработавших газов и нейтрализатора
    • 2. 3. Процессы массогазообмена в двигателе и влияние их на термодинамические параметры отработавших газов в выпускной системе
    • 2. 4. Расчет рабочего цикла двигателя
    • 2. 5. Моделирование термодинамических процессов в выпускной системе на участке до нейтрализатора
  • ГЛАВА 3. ОБЪЕКТЫ ИСПЫТАНИЙ. ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Объекты испытаний и оборудование, используемое при испытаниях
    • 3. 2. Методики исследований нейтрализаторов на эффективность, надежность работы и ресурс на моторном стенде
    • 3. 3. Методики исследований нейтрализаторов в составе автомобиля
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЙТРАЛИЗАТОРОВ
    • 4. 1- Исследование распределения температур отработавших газов по длине выпускного трубопровода
      • 4. 2. Исследования нейтрализаторов различных конструкций и типов блоков носителей катализаторов
      • 4. 3. Исследование влияния количества драгметаллов и их соотношения в катализаторе на эффективные показатели и ресурс нейтрализатора
  • ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА НОВЫХ НЕЙТРАЛИЗАТОРОВ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ И ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ МАССОЙ ДО 3,5 Т
    • 5. 1. Основы проектирования нейтрализаторов для бензиновых двигателей автомобилей массой до 3,5 т экологического класса
    • 5. 2. Разработка новых конструкций нейтрализаторов для грузопассажирских и легковых автомобилей массой до 3,5 т экологического класса
    • 5. 3. Испытания опытных образцов нейтрализаторов для бензиновых двигателей автомобилей массой до 3,5 т экологического класса
    • 5. 4. Разработка и исследование нейтрализаторов для автомобилей массой до 3,5 тонн с бензиновыми двигателями, обеспечивающих выполнение требований экологического класса 4 автомобильной техники

Разработка и исследование каталитических нейтрализаторов бензиновых двигателей для автомобилей массой до 3, 5 т, обеспечивающих выполнение экологических требований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автотранспорт является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Однако непрекращающийся рост мирового автомобильного парка, особенно в городах и промышленных мегаполисах ведет к глобальному загрязнению окружающей среды вредными выбросами автомобильных двигателей и соответственно к критическому загрязнение атмосферы. Поэтому снижение вредных выбросов с отработавшими газами двигателей автотранспортных средств является одной из наиболее значимых задач для разработчиков и производителей автотранспортных средств. Поэтому производители автотранспортной техники и комплектующих к ней обращают особое внимание на разработку систем и устройств, эффективно снижающих выброс вредных веществ с отработавшими газами двигателя. Наиболее эффективной и распространенной системой для автомобилей с бензиновым двигателем является бифункциональная система нейтрализации вредных веществ отработавших газов. Каталитический нейтрализатор является основным элементом такой системы.

Принятые Правительством Российской Федерации Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 г., Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» предусматривали в 2008 г. полный переход промышленности на выпуск автотехники, соответствующей нормативным требованиям экологического класса 3, и поэтапное совершенствование конструкции выпускаемых автомобилей и в том числе устанавливаемых на них нейтрализаторов с целью достижения к 2012 г. нормативных требований экологического класса 4 (постановление Правительства РФ от 26 ноября 2009 года № 956).

Все это требует постоянного проведения обширных исследований в данной области, постоянного поиска новых технических решений при разработке нейтрализаторов и применения новых материалов с целью повышения эффективности конверсии вредных веществ, повышения надежности и ресурса работы в эксплуатации, а также снижения их стоимости.

Исследования, посвященные данной проблеме, выполнены рядом российских и зарубежных ученых, таких как: Большаков A.M., Бурков В. И., Варшавский И. Л., Данченко Н. М., Ерохов В. И., Звонов В. А., Каменев В. Ф., Кутенев В. Ф., Панчишный В. И., Патрахальцев Н. Н., Терентьев Б. А., Фомин В. М., Хрипач Н. А., Bielaczyc О., Gulati S.T., Morgan C.R. и др.

Выполненные в рамках представленной работы исследования предназначены для совершенствования технико-экономических и экологических показателей новых нейтрализаторов, разрабатываемых для автомобилей волжского, горьковского, ульяновского и ижевского заводов. Исследования проводились в соответствии с планами НИР и ОКР ФГУП «НАМИ», указанных выше автомобильных заводов и кафедры «Автотракторные двигатели» МГТУ «МАМИ».

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. На основе проведенных исследований процессов тепломассообмена во внутрицилиндровом пространстве и в проточном тракте выпускной системы современных бензиновых двигателей на режимах городского цикла движения легковых и грузопассажирских автомобилей категории Ml разработана комплексная методика расчета для определения рациональных места установки нейтрализатора в выпускной системе и его конструктивных параметров, которая включает:

— математическую модель и программу расчета параметров процессов тепломассообмена в бензиновом автомобильном двигателе с учетом особенностей газообмена, в частности, в период перекрытия впускных и выпускных клапанов, на режимах глубокого дросселирования и малых нагрузокматематическую модель и программу расчета параметров нестационарного теплообмена в проточном тракте выпускной системы двигателя с целью определения конструктивных параметров нейтрализатора и выбора оптимального его места расположения в выпускном трубопроводе.

Правильность принятой методологии расчета и адекватность разработанных математических моделей были подтверждены результатами экспериментальных исследований, расхождение данных расчета и эксперимента не превышало 5%.

2. Результаты сравнительных экспериментальных исследований зарубежных и отечественных нейтрализаторов показали, что керамические блоки носители катализатора остаются наиболее распространенными и при оптимальных составах и загрузке металлов платиновой группы обеспечивают автомобилям выполнение действующих и перспективных требований по токсичности и ресурсу.

3. Проведенные экспериментальные сравнительные исследования показали, что оптимизация состава и загрузки драгметаллами блока носителя нейтрализатора может снизить себестоимость нейтрализатора на 20% по сравнению с исходным составом при сохранении эффективности и ресурса работы нейтрализатора.

4. По результатам исследования разработаны два новых типа высокоэффективных нейтрализаторов, которые внедрены в производство на ОАО «АвтоВАЗ» и на сборочных заводах его партнеров.

5. Расчетные и экспериментальные исследования двигателя и газодинамических процессов в его выпускном тракте позволили разработать рекомендации для создания перспективных нейтрализаторов для автомобилей отечественного производства, наиболее близко расположенных к выпускному коллектору ДВС (в подкапотном пространстве автомобиля), обеспечивающих выполнение нормативных требований экологического класса 4.

Заключение

.

Результаты испытаний показали, что разработанный 2 типоразмера нейтрализаторов для автомобилей ВАЗ семейства 2110 и для семейства автомобилей ВАЗ классической компоновки как с платинородиевым катализатором, так и с палладиевородиевым катализатором соответствуют техническим требованиям по эффективности, надежности и долговечности. По всем показателям они не уступают нейтрализаторам, поставляемыми в настоящее время ОАО «АвтоВАЗагрегат», и обеспечивают автомобилям ОАО «АвтоВАЗ» соответствие требованиям экологического класса 3 Технического регламента.

Разработанные типоразмеры новых нейтрализаторов приняты к производству и начата их поставка предприятиям ОАО «АВТОВАЗ» и на сборочные заводы его партнеров, о чем говорит представленный в Приложениях к диссертации Акт внедрения.

5.4. Разработка и исследование нейтрализаторов для автомобилей массой до 3,5 тонн с бензиновыми двигателями, обеспечивающих выполнение требований экологического класса 4 автомобильной техники.

Согласно принятому 12 октября 2005 года специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» и постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2009 года № 956 с 1 января 2012 года в нашей стране будет введен экологический класс автомобильной техники 4, согласно которому категории и подгруппы автомобильной техники Ml, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями будут руководствоваться нормативными правилами № 83−05 ЕЭК ООН (уровень выбросов В), которые устанавливают экологические требования ЕВРО-4 по европейским стандартам к характеристикам автомобильной техники.

Существующие разработки в области каталитической очистки отработавших газов, в том числе и описанные в данной работе, по конструктивным особенностям не удовлетворяют требованиям экологического класса 4. В результате чего были начаты работы по исследованию и созданию типоразмерного ряда перспективных нейтрализаторов отечественного производства обеспечивающих выполнение перспективных нормативных требований.

В процессе разработки конструкции нейтрализаторов и их доводки необходимо было определить оптимальное место установки нейтрализатора в выпускной системе двигателя. То есть необходимо было из условий компоновки автомобиля определить минимально возможное удаление нейтрализатора от фланцев выпускной системы двигателя. Это позволяет максимально снизить время разогрева нейтрализатора и его выхода на эффективный режим работы (light off) и исключить возможность его перегрева и выхода из строя.

Основываясь на опыте проведения работ по созданию СНОГ, был проведен предварительный теоретический анализ с использованием расчетных методов.

Качественная работа нейтрализатора обеспечивается проведением комплекса исследовательских мероприятий. Помимо эффективной работы каталитического слоя также важна рациональная организация движения потока газа внутри нейтрализатора в целом. Конфигурация выпускного коллектора и труб катколлектора прямым образом определяет гидравлическое сопротивление выпускной системы. Потери энергии потока на вихреобразование и местные сопротивления увеличивают гидравлическое сопротивление, что нежелательно, т.к. возрастает противодавление на выпуске. В настоящее время для решения задач оптимизации широко используются системы автоматического проектирования (САПР), что значительно сокращает продолжительность исследовательских работ.

Исследование газо-аэродинамического состояния газовой среды в проточном тракте нейтрализаторов проводилось (с участием инж. Д.А. Иванова) в программной среде COSMOSFloWorks (рисунок 5.13.). В качестве образцов для испытаний использовались трехмерные модели нейтрализаторов (в сборе с выпускным коллектором) и катколлекторов.

Для исследования СНОГ использовался программный комплекс, реализующий метод конечных объемов (МКО).

Граничные условия задавались следующими параметрами: ® для предварительного расчета в качестве рабочего газа используется воздух, массовый расход ОГ, выходящих из цилиндра, составляет 0,025 кг/сек (при 3000 мин-1) — © предполагаемая температура на входе в нейтрализатор равна 1093 К, ожидаемая температура на выходе принимается равной 893 Кв давление на входе задается равным 105 000 Па, на выходе — ЮЗОООПа;

• аэродинамическое сопротивление блока нейтрализатора не более 500 и 2200 Па при расходе воздуха 0,03 кг/сек и 0,08 кг/сек соответственно;

• в целях упрощения расчета процессы, происходящие внутри реактора, задаются как адиабатные.

Выпуск отработавших газов моделировался из 1, 2, 3 и 4 цилиндров двигателя внутреннего сгорания соответственно.

ТТ.

— won м ssrt .etuu. ымп. «изз. пиит vimitt ьлМ TSOH. easjsi SI IMJ.

H.0 V.

1-t нктцая.

Рис. 5.13. Газодинамическое исследование каталитического нейтрализатора для автомобильной техники экологического класса 4.

1 цилиндр

2 цилиндр 3 цилиндр

4 цилиндр, а входе в ейтрализатор середине ока нейтрализатора, а выходе из ейтрализатора.

Рис 5Л4. Распределение скоростей потоков ОГ в блоке нейтрализатора в плоскости" перпендикулярной направлению движения газа.

Аналогичные теоретические работы были проведены с катколлектором для выявления положительных и отрицательных сторон двух различных конструкций. На рисунках 5.15. и 5.16. показаны результаты газодинамического исследования катколлектора.

Рис. 5.15. Газодинамическое исследование катколлектора для автомобильной техники экологического класса 4.

1 цилиндр

2 цилиндр

На входе в «На выходе из.

60 мм 120 мм катколлектор катколлектора.

Рис. 5.16. Распределение скоростей потоков ОГ в блоке катколлектора в плоскости, перпендикулярной направлению движения газа.

В результате моделирования газодинамических процессов были получены предварительные результаты по выбору места расположения кислородного датчика и распределению отработавших газов в каталитическом блоке.

Эффективность работы кислородного датчика достигается стабильностью показаний и быстродействием системы «датчик — ЭБУ». Под стабильностью показаний подразумевается незначительное отклонение состава ОГ в месте расположения датчика при заданном порядке работы цилиндров.

Быстродействие кислородного датчика обеспечивается высокими скоростями потоков ОГ в точке размещения датчика. В областях с малыми возмущениями потока изменение состава ОГ будет происходить медленно, что снизит быстродействие системы, и корректировка состава рабочей смеси будет происходить с задержкой.

По распределению потока ОГ внутри каталитического блока нейтрализатора можно судить об эффективности использования внутреннего объема.

По результатам газодинамического исследования можно сделать следующие выводы: в конструкции выпускного коллектора первого образца нет элементов с высокими местными сопротивлениями, но при этом присутствует вихреобразование (особенно ярко выражено при течении ОГ из 1-го и 4-го цилиндров). о в конструкции катколлектора из местных сопротивлений присутствует 90-градусный поворот канала с расширением на участке примыкания выпускных патрубков 1-го и 4-го цилиндров с цилиндрическим корпусом катколлектора.

При исследовании новых нейтрализаторов, представленных на рисунке 5.17 (а, б), были проведены предварительные испытания на моторном стенде, фотоматериалы которых представлены на рисунке 5.17 (в).

175 в).

Рис. 5.17. Перспективные разработки нейтрализаторов для автомобилей экологического класса 4.

Результаты проведенных предварительных испытаний каталитического нейтрализатора и катколлектора представлены на рисунке 5.18. с еs s хоо о.

•СО.

40 60 времялгогООН.

NOx о.

О" S.

С fr S.

§.

60 о.

СО.

40 60 вр*мя.час.

— Я-СН.

NOx.

Рис. 5.18. Предварительные испытания нейтрализаторов для автомобилей экологического класса 4.

Работы по созданию перспективных систем нейтрализации отработавших газов отечественного производства для автотранспортных средств экологического класса 4 включают также исследования на надежность, эффективность и ресурс, которые проводятся в ФГУП «НАМИ» и имеют положительные аспекты для создания серийных образцов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Я., Луканин В.Н, Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология /Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001.
  2. Л. X., Шендеровский И. М., Яхутль. Д. Р. Разработка математической модели рабочего цикла бензинового ДВС// Автомобильные и тракторные двигатели. Межвузовский сборник научных трудов. Москва: МГТУ — МАМИ, 2001. — вып. 17. — С. 25 — 30.
  3. А. М. Автомобильные каталитические конвертеры// Химическая технология— 2000—№ 1— с. 2— 12
  4. Д.Н., Иващенко Н. А. и др. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей/Под ред. Орлина А. С., Круглова М.Г.- М: Машиностроение, 1983.- 372 с.
  5. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Москва-Свердловск: Машгиз, 1962. — 270 с.
  6. Двигатели внутреннего сгорания. В 4 т. Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1980 — 85 гг.
  7. А.Д., Трофименко Ю. В. Правовое обеспечение экологической чистоты автотранспортных средств// Автомобильная промышленность. 1992. — № 2. — с. 6 — 8.
  8. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. 2-е изд., перераб. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  9. В.А., Теренченко А. С. Образование оксидов азота при сгорании альтернативных топлив в дизеле //Автомоб. пром-сть.-2003.-№ 3.-С. 10−13.
  10. В.А., Козлов А. В., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. — М.: НАМИ, 2001. -248 с.
  11. Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1997.
  12. И.В., Куров Б. А., Лаптев С. А. Испытания автомобилей. — М.: Машиностроение, 1988. 192 с.
  13. В. П., Осипова В. А., Сукомел А. С. Теплопередача. М. Энергия, 1975
  14. Р. 3. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. -592 с.
  15. В.Ф., Фомин В. М., Хрипач Н. А. Энергетический баланс процесса термохимической диссоциации метанола / Автомобили и двигатели: Сб. научн. тр. / НАМИ. М., 2003. — Вып. 231.-е. 86−102.
  16. В.Ф., Макаров А. Р., Фомин В. М. Расчеты рабочих циклов поршневого и комбинированного двигателей внутреннего сгорания//М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2006.-30 с.
  17. В.Ф. Метод оценки эффективности рабочего процесса на режимах малых нагрузок и глубокого дросселирования. // Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. научн. тр. МАМИ. — М., 1995. — с. 189 -195.
  18. В.Ф., Фомин В. М., Хрипач Н. А. Теоретические и экспериментальные исследования работы двигателя на водородно-топливных композициях // International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology (ISJAEE).- № 7.- 2005.- C.32−42.
  19. A.K., Лапин Ю. Д., Симонов В. П. Теплофизика. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 108 с.
  20. Конструкция автомобиля. Том II. Двигатель /Райков И.Я., Макаров А. Р. и др.-М.:МАМИ, 2001.-568 с.
  21. Г. А., Корн Т. М. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1968. — 720 с.
  22. В.Ф., Игнатович И. В., Топунов В. Н. Теория и практика оценки токсичности двигателей суммарным показателем// Автомобильная промышленность. 1981. — № 3. — С. 8 — 9.
  23. В.Ф., Звонов В. А., Козлов А. В. Оценка экологичности конструкции автомобиля по методике полного жизненного цикла// Проблемы конструкции двигателей: Сб.науч.тр./НАМИ.-1998.-с.З-11.
  24. В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С., Козлов А. В., Панков Д. П. Анализ соотношения между ущербом от выброса вредных веществ и эконалогом на транспорт.// Проблемы конструкции двигателей и экология: Сб. науч. тр./НАМИ.-1998.-с. 171−178.
  25. В.Н., М.Г. Шатров, Г.М. Камфер и др. Теплотехника// Учеб. для вузов. Под ред. В. П. Луканина.-З-е изд., испр.-М.: Высш. Шк., 2002.-671 е.: ил.
  26. В.Н., Трофименко Ю. В. Экологические воздействия автомобильных двигателей на окружающую среду // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Автомобильный и городской транспорт. 1993. — с. 1−13.
  27. Мак-Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование. М.: Мир, 1977. — 584 с.
  28. К.А. Токсичность автомобильных двигателей: М.: Легион-Авто дата, 2001.-80 е.: ил.
  29. А.С. и др. Двигатели внутреннего сгорания. Под редакцией Орлина А. С. и Круглова М.Г.// Теория поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1983. — 375 .
  30. P.M., Батурин С. А. и др. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС: Алгоритмы прикладных программ/ Под ред. Петриченко P.M.- JL: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990.-328 с.
  31. Е.В., Белоусов А. Р., Кузнецов Б. В., Пахомов Д. Л. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 252 с.
  32. Парниковый эффект, изменение климата и экосистемы / Б. Болин, Б. Р. Дис, Дж. Ягер, Р. Уоррик // Пер. с англ. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. — 557 с.
  33. Н.М. Катализаторы очистки выхлопных газов автотранспорта. Алма-Ата: Наука, 1987.-227 с.
  34. Н.Ф., Парсаданов И. В., Прохоренко А. А. Влияние параметров топливоподачи на токсичность автомобильного дизеля // Двигатели внутреннего сгорания (Харьков). 1995. — Вып. 55. — С.154−158.
  35. И .Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа. — 1975. — 320 с.
  36. С.Л. Термодинамические свойства газов.- М.: Энергия, 1973.288 с.
  37. Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. -М.: Наука. 1971.- 192 с.
  38. .С. и др. Испытания двигателей внутреннего сгорания. -М.: МАШГИЗ, 1972.
  39. ААИ, секция «Секция поршневые и газотурбинные двигатели». 25−26 сентября 2002 г.- М., 2002.- С. 63- 64.
  40. ГОСТ Р 51 832−2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. — М.: Госстандарт России., -2002.
  41. Правила ЕЭК ООН № 83.03. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ. — М.: Госстандарт России, -2002.
  42. Автомобильный справочник. Пер. с англ. М.: Изд. «За рулём», 1999. — 896 с.
  43. Перспективные автомобильные топлива виды, характеристики, перспективы: Пер. с англ./Под ред. Я. Б. Черткова. — М.: Транспорт, 1982. — 319 с.
  44. Ежегодник состояния загрязнения и выбросов вредных веществ в атмосферу городов и промышленных центров Российской Федерации (России). «Выбросы вредных веществ"/ Под. ред. Берлянда М. Е. Санкт-Петербург, 2001, — 412 с.
  45. Baba N., Ohsawa K. and Sugiura S. (1996). Numerical Approach for Improving the Conversion Characteristics of Exhaust Catalysts Under Warming-Up Condition. SAE Paper 962 076.
  46. Benson R.S., et al. The thermodynamics and Gas dynamics of Internal Combustion Engines.- Oxford: Clarendon Press, 1982 -86.
  47. Bielaczyc O., Merkisz J.: Cold Start Emission for Normal and Low Ambient Temperatures Conditions. 30th International Symposium on Automotive Technology and Automation, Florence, Italy, June 97.
  48. Bielaczyc O., Merkisz J.: Exhaust Emission from Passenger Cars during Engine Cold Start and Warm Up// SAE Technical Paper Series 970 740.-1997.-C.34−45.
  49. Churchill S. W., Chu, H. H. Correlating Equations for Laminar and Turbulent Free Convection from a Horizontal Cylinder. Int. J. Heat Mass Transfer, 1975, Vol. 18, pp 1049−1053.
  50. Chan S. H. and Zhu J. (1996). The Significance of High Value of Ignition Retard Control on the Catalyst Light off. SAE Paper 962 077.
  51. Collier John G. (1972). Convective boiling and condensation. New York: McGraw-Hill Book Company.
  52. Cecile Favre. Emission Systems Optimization to Meet Future European Legislation// SAE Technical Paper Series 2004−01−0138.-Pp. 1−7.
  53. D., Hurley R. G., Rutter В., «Fast Light off Underbody Catalyst Using Exhaust Gas Ignition (EGI),» SAE Paper 952 417, 1995.
  54. Faltermeier G., Pfaslzgraf В., Briick R., Donnerstag A. Design and Optimization of a Close-Coupled Catalyst Concept for Audi 4-Cylinder Engines // SAE Technical Paper Series 980 417.-1998.-P.p. 18−23.
  55. Glander D. and Zidat S. Mathematical Modeling of Electrically Heated Monolith Converters: Meeting European Emissions Regulations Proposed for 2000 and 2005 // SAE Technical Paper Series 972 852.-1997.-P.p.23−31.
  56. S. T. (1991). Ceramic Converter Technology for Automotive Emissions Control. SAE paper 911 736.
  57. Hanel F.J., Otto E., Briick R., Nagel T. and Bergau N. Practical Experience with EHC System in the BMW ALPINA В12 11 SAE Technical Paper Series 970 263.-1997.-P.p.25−34.
  58. Hauman D.J. et al. A Multi-step overall kinetic mechanism for the oxidation of hydrocarbons.//Combust. Sci. Technol. 1981.-25. P. 219−235.
  59. Heck R. M., Hu Z., Smaling M., Amundsen A. and Bourke M. C. (1995). Close Coupled Catalyst System Design and ULEV Performance After 1050oC Aging. SAE Paper 952 415.
  60. Jeong L., Jang J., Yeo G., Kim Y. Optimization of the Electrically Heated Catalyst for Emission Purification Efficiency// SAE Technical Paper Series No.960 350, 1996. -P.p.33−44.
  61. Koltsakis G. C., Konstantinidis P. A. and Stamatelos A. M. (1997). Development and Application Range of Mathematical Models for 3-Way Catalytic Converters. Applied Catalysis B: Environmental 12 (1997), pp.161−191.
  62. Konstantinidis P. A., Koltsakis G. C. and Stamatelos A. M. (1997). Transient Heat Transfer Modeling in Automotive Exhaust Systems. Proc Instn Mech Engrs, Vol. 211, PartC.
  63. Kuo J. C, C.R. Morgan and H.G. Lassen. (1971). Mathematical modeling of CO and HC catalytic converter systems. SAE Paper 710 289.
  64. V.Koutenev, V. Kamenev, U. Jamolov, I. Kobez, R.Vshivtsev. Methods and results of accelerated tests of catalytic converters on efficiency and reliability. Book of abstracts XXVI1 congress and CD ROM, FISITA-98, Paris, 1998.
  65. Langen P., Theissen M., Mallog J. and Zielinski R. Heated Catalytic Converter Completing Technologies to Meet LEV Emission Standards // SAE Technical Paper Series 940 470.-1994.-P.p.34−41.
  66. Lee S. T. and Aris R. (1977). On the Effects of Radioactive Heat Transfer in Monolith. Chemical Engineering Science, Vol. 32, pp. 827−837.
  67. Kishi N. et al. Development of the Ultra Low Heat Capacity and Highly Insulating (ULOC) Exhaust Manifold for ULEV // SAE Technical Paper Series 98 093 7.-1998.-P.p.23−29.
  68. G. С., Konstantinidis P. A. and Stamatelos A. M. Development and Application Range of Mathematical Models for 3-Way Catalytic Converters. Applied Catalysis B: Environmental.- 1997.- № 12.- pp.161−191.
  69. Oser P., Mueller E., Hartel G.R. and Schiirfeld A.O. Novell Emission Technologies with Emphasis on Catalyst Cold Start Improvements Status Report on VW-Pier burg Burner/Catalyst Systems // SAE Technical Paper Series 940 474.
  70. Oh S. H., Cavendish J. C. and Hegedus L. L. (1980). Mathematical Modeling of Catalytic Converter Light off: Single- Pellet Studies. AICheE Journal, Vol. 26, No.6.
  71. Schmidt J. et al. Utilization of Advanced Pt/Rh TWC Technologies for Advanced Gasoline Applications with Different Cold Start Strategies// SAE Technical Paper Series 01 0927.-2001.-P.p. 14−21.
  72. Sullivan J.I., Costic M.M., Han W. Modifying automotive life-cycle assessment//Automotive Engineering International.-1998,-Jul.
  73. Tanaka H. Excellent OSC Catalyst for High Temperature Applications. // XXVI FISITA congress. Praga. — 1996. — p. 31.
  74. Tamura N., Matsumoto S., Kawabata M., Kojima K., and Machida M. (1996). The Development of an Automotive Catalyst Using a Thin Wall (4 mil/400cpsi) Substrate. SAE paper 960 557.
  75. Waltner A., Loose G., Hirshmann A., Mussmann L., Lindner D., Miiller W. Development of Close- Coupled Catalyst Systems for European Driving Conditions // SAE Technical Paper Series 980 663.-1998.-P.p.23−31.
  76. D. W. (1993). Automotive Exhaust System Steady State Heat Transfer. SAE 931 085.
  77. Woschni G. A. Universally Applicable Equation for the Instantaneous Heat Transfer Coefficient in the Internal Combustion Engine .- SAE Paper 670 931, 1967.
  78. Woodford C. Solving Linear and Non-linear Equations. Ellis Harwood, 1992.- 543 p.p.
  79. Vaneman G.L. Performance comparison of automotive catalytic converters: metal vs ceramic substmtes//XXIIFISITA congress. 1 905 115. — 1990.
  80. Yaegashi Т., Yoshizaki K., Nagami T. New Technology for Reducing the Power Consumption of Electrically Heated Catalyst//SAE Technical Paper Series 940 464, 1994. -P.p. 13−25.
  81. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. Р76 М., 2008. — 847 с.
Заполнить форму текущей работой