Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях Кольского Заполярья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важнейших направлений комплексной реабилитации детей-инвалидов является адаптивная физическая культура, которая является средством многостороннего воздействия на состояние занимающихся, выступает в качестве наиболее адекватного с психологической и физиологической точек зрения фактора повышения двигательных возможностей, формирования адаптационно-компенсаторных возможностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Адаптационные и компенсаторные реакции организма в условиях Заполярья
    • 1. 1. Адаптация человека к неблагоприятным условиям внешней среды
    • 1. 2. Особенности адаптационных реакций человека в высоких широтах
    • 1. 3. Процессы адаптации организма к физическим нагрузкам в условиях Кольского Севера
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
    • 2. 2. Характеристика наблюдаемых детей
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Теоретический анализ и обобщение литературы
      • 2. 3. 2. Антропометрическое исследование
      • 2. 3. 3. Исследование периферической крови
      • 2. 3. 4. Тестирование физической работоспособности
      • 2. 3. 5. Исследование вегетативного гомеостаза
      • 2. 3. 6. Исследование омега-потенциала
      • 2. 3. 7. Статистическая обработка материала
  • Глава 3. Физическое развитие и состояние регуляторных систем детей с ограниченными возможностями
    • 3. 1. Физическое развитие детей-инвалидов
    • 3. 2. Динамика показателей периферической крови
    • 3. 3. Компенсаторно-приспособительные реакции
    • 3. 4. Динамика омега-потенциала у детей
  • Глава 4. Климатогеографические особенности и основные направления физической реабилитации детей в условлях Кольского Заполярья
    • 4. 1. Климатогеографические особенности
    • 4. 2. Основные направления физической реабилитации детей в условиях Кольского Заполярья
  • Глава 5. Развитие адаптивной физической культуры и формирование здорового образа жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья

5.1 Программа развития адаптивной физической культуры и формирования здорового образа жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья (целевая комплексная социальная программа города Мурманска на 2001 — 2003 гг.).

5.2 Основные результаты, достигнутые в процессе реализации мероприятий Программы.

5.3 Оценка эффективности применения средств адаптивной физической культуры в рамках разработанной Программы у детей-инвалидов.

Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях Кольского Заполярья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время инвалидность остается одной из наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством. По данным ВОЗ каждый десятый человек на Земле — инвалид, а статистические исследования свидетельствуют об увеличении числа инвалидов и нетрудоспособных граждан.

В Российской Федерации общее число инвалидов превышает 13 млн. человек. Особую социальную значимость приобретает проблема детской инвалидности. Согласно данным Министерства труда и социального развития РФ, опубликованным в 2004 году, сохраняется тенденция к увеличению численности детей-инвалидов. Так, в 2002 году признаны инвалидами 95,1 тыс. детей, по сравнению с предыдущим годом темп роста составил 1,7%. Общий уровень детской инвалидности в РФ составлял в 2002 году 31,3 на 10 тыс. детского населения.

Одним из важнейших направлений комплексной реабилитации детей-инвалидов является адаптивная физическая культура, которая является средством многостороннего воздействия на состояние занимающихся, выступает в качестве наиболее адекватного с психологической и физиологической точек зрения фактора повышения двигательных возможностей, формирования адаптационно-компенсаторных возможностей к неблагоприятным условиям внешней среды и физическим нагрузкам (С.П. Евсеев, 1996;2005; В. М. Выдрин, 1997; Ю. М. Николаев, 1998; О. Н. Рубцова, 1998; Л. В. Шапкова, 2000; А. И. Малышев, 2002 и др.).

Особо сложной является реабилитация детей-инвалидов, проживающих в северных регионах РФ. Специфические метеорологические и климатогео-графические условия высоких широт оказывают существенное влияние на состояние функциональных систем организма, адаптационно-компенсаторных реакций, его резервных возможностей. Субэкстремальность внешней среды Кольского Заполярья рассматривается не только как фактор, отрицательно влияющий на показатели физического состояния детей и подростков, но и как фактор, влияющий на решение конкретных медико-биологических задач, связанных с сохранением здоровья юных северян. Поэтому решение широкого круга вопросов, касающихся развития и совершенствования системы адаптивной физической культуры с учетом региональных климатогеографических факторов Заполярья, их психологического статуса в различные сезонные периоды и индивидуальных адаптивных реакций является важным и актуальным, как с практической, так и с научной точек зрения (Х.Ф. Анаркулов, 1980; В. К. Королев, 1974; Н. А. Агаджанян, 1982; Ж. Ж. Рапопорт, Е. Н. Арсеньев, 1993; Ф. А. Щербина, 1995).

Научная новизна работы

Впервые систематизированы основные природно-климатические факторы Кольского Заполярья и изучено их влияние на физическое развитие и состояние адаптационно-компенсаторных возможностей детей с отклонениями в состоянии здоровья. Впервые определены индивидуально-типологические особенности нейрорефлекторной регуляции детей-инвалидов в сезонных периодах Кольского Заполярья. Проведена оценка физического развития, адаптационно-компенсаторных возможностей и индивидуально-типологических особенностей нейрорефлекторной регуляции детей-инвалидов в процессе занятий легкой атлетикой в климатических условиях Кольского Заполярья. Научно обоснована и разработана социальная программа г. Мурманска «Развитие адаптивной физической культуры и формирование здорового образа жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья», позволившая усовершенствовать систему адаптивной физической культуры, добиться улучшения показателей физического развития и адаптационно-компенсаторных возможностей детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Практическая значимость

В процессе реализации социальной программы «Развитие адаптивной физической культуры и формирование здорового образа жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья» была осуществлена корректировка содержания программ для отделений специальных медицинских групп общеобразовательных школ и высших учебных заведений, специальных (коррек-ционных) учреждений дошкольного, школьного и начального профессионального образования, принято решение об открытии отделения «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» в Мурманском государственном педагогическом университете, а также о выделении двух ставок главных специалистов комитета по физической культуре и спорту для организации работы с инвалидами. Разработка и внедрение Программы способствовало совершенствованию системы адаптивной физической культуры, созданию детско-юношеских клубов по адаптивной физической культуре, муниципальных учреждений «Центр развития инвалидного спорта- «Гавань», «Мурманская городская детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов» (ДЮСОШИ), открытию специализированных отделений для организации работы с детьми с ограниченными возможностями на базе ДЮСШ и СДЮШОР по 12 видам спорта, информационно-образовательного центра, центра подготовки спортсменов-инвалидов. Реализация мероприятий Программы способствовала улучшению показателей физического развития и адаптационно-компенсаторных возможностей детей с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий легкой атлетикой в климатических условиях Кольского Заполярья. Результаты диссертационной работы внедрены в деятельность комитета по физической культуре и спорту администрации г. Мурманска и в учебный процесс детско-юношеского клуба физической подготовки для детей-инвалидов «Оптимист».

Положения, выносимые на защиту

1. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья, проживающих в условиях крайнего Севера, характерно слабое физическое развитие и нарушение адаптационно-компенсаторных реакций организма, что является следствием влияния неблагоприятных климатогеографических и экологических условий

Кольского Заполярья.

2. Функциональные возможности детей, проживающих в условиях Кольского Заполярья ниже возрастной нормы, двигательная деятельность осуществляется за счет напряжения адаптационных механизмов и превосходит «физиологическую стоимость» подобной работы в других регионах страны.

3. Занятия легкой атлетикой с детьми возрасте 12−14 лет с умственной отсталостью и задержкой психического развития, проживающими в условиях Кольского Заполярья, способствуют повышению физической работоспособности, улучшению показателей скоростно-силовых способностей, физического развития и адаптационно-компенсаторных возможностей организма.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с координационным планом НИОКР ГК РФ по физической культуре и туризму на 2001;2005 гг., направление 01, тема 02.

Направление: Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека.

Тема: Разработка и научное обоснование физкультурно-оздоровительных технологий: для детей постоянно проживающих в экологически неблагоприятных условиях, для детей-инвалидов, для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

1. Специфичесще климатогеографические факторы Кольского полуостро вадолгая полярная почь, полярный день, длительный период ультрафиолето вого голодания, низкие температуры, шквальные ветрь! и высокая влажность,

быстрая изменчивость атмосферного давления и другие, недостаточность неко торых витаминов оказывают отрицательное влияние на функциональное со стояние организма, вызывают психоэмоциональные изменения, напряжение ме ханизмов адаптации, снижают работоспособность человека и толерантность к

неблагоприятным внешним воздействиям. 2. Для детей с умственной отсталостью, задержкой психического разви тия и церебральными параличами, проживающих на Кольском полуострове

характерно слабое физическое развитие. Проведенные антропометрические

измерения свидетельствовали о прогрессируюш, ем с возрастом отставапии в

физическом развитии, слабости костно-мышечной системы, снижении функ ции внешнего дыхания, низких физических возможностях, что обусловлено

несколькими причинами, среди которых основное значение имеют тяжесть

течения заболевания, вынужденная гипокинезия, а также неблагоприятные

климатические условия Занолярья. 3. У детей, страдавших умственной отсталостью и задержкой психиче ского развития, занимавшихся легкой атлетикой в период полярной ночи, бы ли выявлены три типа вегетативного реагирования. Первый тип реакции, на блюдавшийся у 37,5% обследованных, характеризовался тем, что ИН в тече ние всего периода наблюдений был выше исходного уровня, и его средняя ве личина постоянно возрастала. Для второго типа реакции, выявленного у 22,5%

обследованных, была характерна противоположная тенденцияпостоянное

уменьшение ИН по сравнению с исходным. Третий тиц реакции, отмеченный

у 40,0% обследованных, характеризовался периодическими колебаниями ИН в

течение всего периода наблюдений. Проведенный гистографический анализ

максимальных значений ИН в каждой группе и бимодальное распределение

свидетельствовали, что наиболее неблагоприятным является тин реагирования

с прогрессирующим нарастанием ИН, что рассматривалось как состояние на пряжения и перенапряжение адацтационных механизмов, близкое к срыву ме ханизмов компенсации. Второй и третий типы реагирования расценивались

как адекватные, отражающие физиологическое течение адаптационных реак ций организма. 4. Изучение сверхмедленных процессов головпого мозга, играющих ба зисную роль в механизмах регуляции различных состояний и тесно связанных

с различными уровнями метаболизма в центральной нервной системе, выяви ло повышение средней величины постоянного потенциала в апреле месяце по

сравнению с октябрем и январем, что свидетельствовало о нарастании напря жения механизмов нейрорефлекторной регуляции. Выявлены три индивиду ально-типологических типа нейрорефлекторной регуляции при выполнении

функциональной пробы в период полярной ночи. При типе, А — с октября по

апрель месяцы вариабельность ш-потенциала при проведении пробы прогрес сивно снижаласьпри типе Б — в тот же период вариабельность прогрессивно

увеличиваласьпри типе В — к январю месяцу вариабельность увеличивалась,

затем снижалась. Тип реагирования, для которого характерно прогрессивное

увеличение вариабельности со-потенциала является наименее эффективным в

плане адаптации к эколого-социальным условиям Заполярья. 5. Разработка и реализация целевой комплексной социальной програм мы города Мурманска «Развития адаптивной физической культуры и форми рование здорового образа жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья» позволила усовершенствовать систему адаптивной физической

культуры, материально-техническую базу, создать детско-юношеские клубы

по адаптивной физической культуре, муниципальные учреждения «Центр раз вития инвалидного спорта — «Гавань», «Мурманская городская детско юношеская спортивно-озд, оррвительцая школа ицвалидов» (ДЮСОШИ), от крыть специализцрованные отделения для оргацизации работы с детьми с ог139

раниченными возможностями на базе ДЮСШ и СДЮШОР по 12 видам спор та, информационно-образовательный центр, центр подготовки спортсменов инвалидов. 6. Оценка эффективности разработанных мероприятий в рамках реали зации Программы на основе выборочных динамических исследований детей в

возрасте 12−14 лет с умственной отсталостью и задержкой психического раз вития, занимавшихся легкой атлетикой, свидетельствовала о существенном

повышении физической работоспособности и показателей скоростно-силовых

способностей. Исследования реакции сердечно-сосудистой системы на стан дартную нагрузку на начальном и заключительном этапах наблюдений не вы явили суш-ественных различий, для всех детей был характерен смешанный тип

реакции, включающий признаки нормотонического и гипертонического типов

реагирования. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дети-инвалиды и дети с отклонениями в состоянии здоровья, нрожи вающие в условиях Заполярья, нуждаются в постоянном применении средств

адаптивной физической культуры, направленных на совершепствование сис темы физического воспитания, повышение адаптационных возможностей ор ганизма и физических возможностей и, как итог, интеграции в современном

обществе. Адаптивная физическая культура детей должно базироваться на сле дующих основных принципах:

— на проведении анализа существующих государственных и авторских

программ по физическому воспитанию для специальных (коррекционных) об разовательных учреждений, коррекционных учреждений дошкольного обра зования и коррекционных учреждений начального профессионального обра зования всех видов, их коррекции и совершенствовании совместно со специа листами по адаптивной физической культуре и медицине;

— разработке региональных программ по адаптивному физическому вос питанию для индивидуального обучения (для детей надомных групп) и их

внедрение в практическую работу;

— разработке региональных программ по адаптивному физическому вос питанию для стационарных учреждений социальной защиты и их внедрение в

практическую работу;

— анализ государственных и авторских программ, оздоровительных тех нологий и разработка на их основе с учетом региональных условий программ

для учреждений дошкольного, школьного, среднего и высшего профессио нального образования ддя отделений специальных медицинских групп (для

детей с отклонениями в состоянии здоровья);

— подготовка и включение в календарный план работы Комитетов по фи зической культуре и спорту оздоровительных и спортивно-массовых меро приятий, приводимых для детей-инвадидов всех возрастов и категорий;

— регулярное проведение комплексных физкультурно-спортивных меро приятий, спартакиад среди детей-инвалидов типа «Победишь себя — победишь в спорте" — «Спортэто жизнь" — межрегиональных, межобластных и других

матчей и соревнований по адаптивной физической культуре;

— создание детско-юношеских спортивных клубов по адаптивной физи ческой культуре, открытие специализированных отделений для организации

работы с детьми с ограниченными возможностями на базе имеюш-ихся

ДЮСШ, организация муниципальных учреждений «Городская детско юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов» и др.;

— создание специализированных центров для инвалидов на основе про грамм, интегрируюш-их адаптивный спорт с искусством и другими видами

творческой деятельности;

— разработка и реализация оздоровительных технологий на основе ис пользования различных видов двигательной активности в детских оздорови тельных и реабилитационных учреждениях, на туристических базах, в местах

отдыха и т. д.;

— создание «зон активного отдыха» для детей-инвалидов в рекреацион но-оздоровительных зонах (парках, стадионах, бассейнах др.), оснаш, ение их

соответствуюш, им инвентарем и оборудованием для адаптивной двигательной

рекреации;

— разработка методических приемов и проведение занятий по адаптив ной двигательной рекреации с учап1-имися и студентами средних специальных

и высших учебных заведений с отклонениями в состоянии здоровья, отнесен ными к специальным медицинским группам;

— подготовка и расцространениеинформационных материалов по разви тию адаптивной физической культуры и формированипр здорового образа

ЖИЗНИ детей-инвалидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья. Орга низация и проведение «круглых столов» по вопросам привлечения инвалидов,

особенно детей, к занятиям адаптивной физической культурой и спортом;

— обеспечение подготовки кадров по адаптивной физической культуре:

специалистов по адаптивной физической культуре со средним и высшим об разованием;

— оснащение спортивных залов, залов для общей физической подготов ки и т. п. специализированным оборудованием и инвентарем для занятий адап тивной физической культурой. Обеспечение детей-инвалидов реабилитацион ными и вспомогательными техническими средствами, физкультурно оздоровительными и туристскими методиками, а также совершенствование

содержания и структуры активного отдыха и досуга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по адаптивной физической культуре. Предполагается организовать переподготовку и повышение квалификации кадров по адаптивной физической культуре.
  2. Организационно-подготовительный этап.
  3. Анализ ситуации по проблеме инвалидности в городе Мурманске за 1999 и 2000 годы
  4. Разработка проекта Целевой комплексной социальной программы города Мурманска по развитию адаптивной физической культуры
  5. Согласование проекта данной программы в подразделениях администрации города Мурманска
  6. Разработка и подписание коллективного договора между структурными подразделениями администрации города Мурманска и учреждениями, находящимися в их подчинении, по реализации адаптивной физической культуры
  7. Создание координационного Совета по внедрению и реализации адаптивной физической культуры
  8. Установление контактов с международными организациями, занимающимися проблемами адаптивного спорта в рамках выделенных направленийЭТАП НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  9. Повышение эффективности применения средств и методов адаптивной физической культуры для различных социально-демографических групп инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья
  10. Формирование здорового образа жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья
  11. Научно-методическое обеспечение развития адаптивной физической культуры и формирования здорового образа жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья
  12. Совершенствование системы статистического учета инвалидов в городе Мурманске
  13. Мониторинг потребностей инвалидов
  14. Разработка городской базовой программы по развитию адаптивной физической культуры
  15. Разработка и выпуск методических рекомендаций по составлению индивидуальных программ по адаптивной физической культуре
  16. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по адаптивной физической культуре
  17. Организация повышения квалификации и переподготовки кадров (из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование) по специальности 22 500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
  18. Обеспечение подготовки кадров по адаптивной физической культуре: специалистов по адаптивной физической культуре- тренеров-преподавателей образовательного учреждения- специалистов адаптивной физической культуры- педагогов двигательных реабилитоло-гов
  19. Организация повышения квалификации кадров по массажу, имеющих среднее и высшее профессиональное образование и работающих в сфере адаптивной физической культуры
  20. Подготовка и проведение семинаров для специалистов адаптивной физической культуры по вопросам «Оздоровительная и адаптивная физическая культура для различных групп населения, в том числе старшего поколения»
  21. Решение вопроса о выделении двух ставок главных специалистов комитету по физической культуре и спорту для организации работы с инвалидами
  22. Укрепление материально-технической базы адаптивной физической культуры
  23. Выделение специализированных помещений для создания на их базе городского физкультурно-оздоровительного центра для инвалидов, центра подготовки инвалидов-спортсменов и «СпАртианского центра инвалидов»
  24. Оснащение спортивных залов, залов для общей физической подготовки и т. п. специализированным оборудованием и инвентарем для занятий адаптивной физической культурой
  25. Предусматривать при проектировании спортивных сооружений безопасный и беспрепятственный доступ инвалидов к местам занятий спортом и обеспечение этих объектов специальным оборудованием
Заполнить форму текущей работой