Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации общего среднего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C. Л. Соловейчик и др.- научно-теоретическим основам принципа гуманизации посвятили свои работы П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Шиянов, Л. М. Лузина, Б. М. Бим-Бад, Е. Б. Попов, В. В. Гура, М. Н. ОНевзоров, А. М. Мамчур и др.- содержание принципа гуманизации и вопросы его технологического обеспечения в системе образования в современных условиях раскрыты в трудах В. С… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1.1 Сущнь гуманизации образования и ее роль в личнном развитии учащи

1.2 Филие овы выбора модели витания лични

1.3 Психологические предпосылки проектирования системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации среднего образования. с

1.4 Педагогичие овы разработкистемы формирования профионально важных личнных качв учащи в проце гуманизации образования ведней школе

1.5 Концептуальные основы проектированиястемы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся.

1.6 Прравенно-временная теоретичая модель личнного развития будущихециалов

ВЫВОДЫ

ГЛАВА II. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЯ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

2.1 Цельстемы формирования профионально важных личнных качв учащиедней школы

2.2 Содержаниестемы формирования профионально важных личнных качв будущихециалов

2.3 Характерика перройкиев педагогичой коммуникации проектируемойстемы

2.4 Формы организации учебной деятельни в проце реализациистемы

2.5 Специфика методов обучения при формировании профионально важных личнных качв учащи

2.6 Анализ направленни преобразований коммуникативного функционального компонента проектируемой педагогичойстемы

ВЫВОДЫ

ГЛАВА III: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

3.1 овные направления преобразования деятельни учителя вотвевиизадачей формирования профионально важных личнных качв учащи

3.2 Анализ направлений преобразования организаторского функционального компонента проектируемой педагогической системыс.

3.3 Характеристика необходимых изменений в деятельности учащихся вответствиизадачей формирования их личностных качеств,

3.4 Направленнь преобразований гничого функционального компонента проектируемойстемы

3.5 Опытно-эериментальная проверка эффективнистемы формирования профионально важных личнных качв учащи на примере изучения ку ории

3.6 Внедрение результатов ледования в педагогичую практику

ВЫВОДЫ.

Формирование профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации общего среднего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена коренной перестройкой социально-экономической, политической и духовной жизни нашего общества, связанной с переходом к рыночной экономике, формированием свободного, демократического и динамично развивающегося общества на основе общечеловеческих ценностей.

Необходимость повышения уровня личностного развития учащейся молодежи на основе гуманизации общего среднего образования диктуется динамикой социально-экономических процессов в России, связанных с нарастанием ряда серьезных негативных явлений в обществе: рост безработицы, неуверенности в завтрашнем дне, проявление экстремизма в молодежной среде, детская безнадзорность, наркомания, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью подрастающего поколения и т. п.

Стратегия социально-экономического подъема в стране требует от школы более активного участия в процессе социализации молодежи, подготовки творчески мыслящих и воспитанных будущих участников производства. Выполнение этих требований определяется прежде всего стратегией молодежной политики в стране и возможностями человеческого фактора — творческим потенциалом личности, уровнем ее гражданской позиции, умением достойно строить свои отношения в социуме и в трудовом коллективе

И. С. Кон определяет процесс социализации как формирование жизненной перспективы, поиск социальной ориентации, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения[95]. В результате социализации происходит адаптация человека к обществу. Усваивая требования общества, его ценности и нормы, он вырабатывает свойства и качества, необходимые для вхождения в систему общественных отношений. Каждое поколение переживает, проходит процесс социализации, вхождения в общество, овладения в том или ином объеме богатством общественных связей. Главная задача российского общества сегодня состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации новых поколений в условиях когда ф улица, неформальные группы и субкультуры все больше становятся объектами и жертвами манипуляций, криминала, политиканства или организаций тоталитарного толка.

Решение этой задачи тесно связано с созданием условий для профессионального развития молодежи, состоящего в развитии личности в процессе допрофес-сионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. При этом очень важным психолого-педагогическим аспектом является оптимальное соотношение личностного и профессионального развития будущих специалистов.

О соотношении личностного и профессионального развития Зеер Э. Ф. говорит так: «На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих этапах профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его» [78, с.42].

В связи с этим, целесообразно формирование профессионально важных личностных качеств молодежи начинать на дальних подступах к профессиональному учебному заведению, то есть в средней общеобразовательной школе. Реализации этой идеи благоприятствует начавшаяся гуманизация образования, которая направлена на создание таких условий в процессе обучения и воспитания, при которых происходит наиболее полное раскрепощение интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, формирование общественно и профессионально значимых качеств личности.

Анализ развития общественных и производственных отношений, а также прогноз социально-экономического развития общества и средней школы показывают, что новые социальные условия, рыночная экономика предъявляют к качествам выпускников повышенные требования.

Этому способствуют такие личностные качества как:

— высокий уровень общего образования;

— широкая общеобразовательная, политехническая, гуманитарная подготовка;

— способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою учебную и трудовую деятельность, особенно с использованием современной вычислительной и информационной техники;

— умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности;

— готовность к переучиванию, самообразованию, умение работать с литературой;

— умение работать в группе, в условиях коллективных форм организации труда;

— мобильность, коммуникабельность;

— умение вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены и т. д.

Опыт отечественной педагогической науки показывает, что решение проблемы формирования профессионально важных личностных качеств, успешной социализации подрастающего поколения, интеграции в общество молодежи, склонной к правонарушениям, агрессии, насилию лежит на путях как можно более раннего включения молодых людей в разнообразные виды деятельности с предоставлением им большей самостоятельности, повышением ответственности, созданием условий для апробации и проявления своих возможностей.

Успешность процесса социализации нового поколения, повышение кадрового потенциала страны в значительной степени зависит от создания условий для личностного развития учащихся, реализации их потенциальных возможностей.

Создание этих условий в значительной степени связано с гуманизацией учебно-воспитательного процесса в средней школе.

Дискуссии, научные публикации, монографии и статьи последних двух десятилетий по вопросам гуманизации системы образования (В. С. Безрукова [19], Е. Н. Шиянов [208], И. С. Якиманская [215], В. В. Давыдов [193], Б. М. Бим-Бад [27], А. Н. Джуринский [69], Т. И. Гончаров [59], А. Т. Кинкулькин [93], М. А. Молчанова [127], Е. Б. Попов [151], JI. Н. Максимова [118], В. И. Андреев [11] и др.) отражают широкий спектр мнений на сущность данной проблемы. Однако во всех высказываниях можно выделить единое объединяющее начало^ гуманизация в образовании связана с активизацией внутренних сил и творческих возможностей образовании связана с активизацией внутренних сил и творческих возможностей обучаемых, предоставлением им интеллектуальной свободы. Там, где существует такая направленность, в учебно-воспитательной деятельности педагогов присутствует вера в развитие способностей детей, царит атмосфера уважения, доброжелательности, сотрудничества, в таких условиях ученик чувствует себя увереннее и, в конечном счете, становится субъектом собственного образования, воспитания и личностного развития, активной социализации.

В.И. Андреев так раскрывает сущность гуманизма и гуманизации образования: «Гуманизм (с лат. — «человеческий, человечный») в философском смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов.

С позиции более широкого понимания, гуманизация образования — это развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития." [11, с. 56]

Курс на гуманизацию образования соответствует одному из основных концептуальных положений реформы школы, который закреплен в Законе РФ «Об образовании» [74], а также отвечает таким важнейшим международным правовым документам, как Всеобщая декларация прав человека [44], Декларация прав ребенка [68], Конвенция о правах ребенка [96].

Основы идеи гуманизации заложены в трудах выдающихся философов, педагогов и психологов прошлого:

• философы античности выдвинули идею гуманистической направленности воспитания и самоценности человека [133, 13];

• идея всестороннего воспитания личности принадлежит Т. Мору [129] и Т. Кампанелле [84];

• идею активности и самоценности человека обосновали философы И. Кант [89] и Фихте [195]- обоснованная Гегелем идея свободы [53] получила новое звучание в работах экзистенциалистов К. Ясперса [219], А. Камю [86] и др.- психологические основы гуманистической педагогики разработали американские ученые К. Роджерс, Маслоу и др. [171]- идею саморазвития ребенка выдвинул и стал одним из основателей прагматической педагогики американский философ и педагог Дж. Дьюи [45]- гуманистический принцип воспитания отстаивали и стремились реализовать на практике в России В. Г. Белинский [21], К. Д. Ушинский [189], Н. И. Пирогов [147], Л. Н. Толстой [148, 203, 214] и др.- значительный вклад в формирование педагогических норм, определяющих взаимоотношения учителя и ученика на гуманистической основе, внесли

B.А. Сухомлинский [130, 175], Ш. А. Амонашвили [7, 8, 9], В. Ф. Шаталов [202],

C. Л. Соловейчик [173] и др.- научно-теоретическим основам принципа гуманизации посвятили свои работы П. Я. Гальперин [50], В. В. Давыдов [193], Н. Ф. Талызина [180], Е. Н. Шиянов [208], Л. М. Лузина [115], Б. М. Бим-Бад [29], Е. Б. Попов [151], В. В. Гура [63], М. Н. ОНевзоров [132], А. М. Мамчур и др.- содержание принципа гуманизации и вопросы его технологического обеспечения в системе образования в современных условиях раскрыты в трудах В. С. Безруковой [19], В. П. Беспалько [25], В. И. Андреева [11], М. А. Молчановой А. В. Мудрик [127], И. С. Якиманской [215], Н. А. Алексеева [5] и др.- подготовке учителя нового типа с гуманистически-ориентированным сознанием посвятили свои монографические и диссертационные исследования Н. В. Никишина [135], Л. Н. Максимова [118], А. П. Васильева [39], Н. М. Бружукова [37], А. А. Бодалев [33], Л. В. Малышева [119], А. В. Бездухов [18] и дрконкретные аспекты реализации принципа гуманизации в педагогической деятельности получили интерпретацию в диссертационных работах А. Т. Кин-кулькина [93], Е. А. Солнцевой [172], А. В. Машляковской [125], Е. И. Матвеевой [121], Д. И. Ипатова [81], Н. М. Новичковой [137], М. И. Микитинской [126], Т. О. Вдовиной [40] и др.

Наряду с этим, в системе общего образования еще остается ряд нерешенных проблем как в определении теоретических основ и сущности гуманизации, так и практики ее реализации в процессе обучения конкретной дисциплине с учетом динамики социально-экономических условий в стране. Требуют дальнейшего освещения вопросы научно-методологического обоснования технологии процесса гуманизации, определения дидактических основ его проектирования и реализации, выявления направлений совершенствования методической работы, связанной с внедрением системы гуманизации в учебно-воспитательный процесс средней школы. Наиболее слабо разработанной является проблема влияния гуманизации образования на формирование общественно значимых и профессионально важных личностных качеств учащейся молодежи, способствующих ее ускоренной социализации и готовности к профессиональному обучению.

В контексте нашего исследования мы понимаем совокупность профессионально обусловленных требования к будущему специалисту. В ее составе следует выделить, с одной стороны, психологическую, психо-физиологическую и физическую готовность, а, с другой, теоретическую и практическую подготовку, как основу профессионального выбора.

На имеющиеся в этом плане недостатки в гуманизации образования указывает В. И. Андреев: «До последнего времени традиционная система обучения часто была безличностной, а педагогика -» бездетной". Во многом она остается такой и сегодня, когда обучаемый выступает прежде всего объектом, а не субъектом учебно-воспитательного процесса, предстает как некий механизм, которым можно управлять с помощью внешних воздействий, новых технологий, общих стандартов и нормативов.

Традиционная система образования может быть охарактеризована как знание-центристская. Она ориентирует учащихся на овладение определенными знаниями, умениями, навыками, то есть внешне заданными нормативами. Качество усвоения знаний определяется преимущественно по тому, что ученик запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. Такое обучение плохо учитывает механизмы саморазвития личности, его познавательной активности. Способность к творческой деятельности учащегося не является при этом критерием его обученности. Учитель строго спросит за невыученную теорему, но его почему-то не волнует, хотелось ли тому прочитать дополнительный материал по этой теме, есть ли своя точка зрения на рассматриваемую проблему и может ли он ее доказать?" [11, с. 56]

Таким образом гуманизация образования нужна не сама по себе, а как средство обеспечения успешной социализации подрастающего поколения, всестороннего развития личности, отвечающей требованиям современного социально-экономического развития страны и условиям рынка труда.

Поскольку принцип гуманизации опирается на признание активной, творческой природы индивида, создание соответствующих условий для ее самообразования, самовоспитания и саморазвития становится главной доминантой при организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Таким образом, в процессе обучения и воспитания на основе его гуманизации возникают потенциальные возможности для формирования профессионально важных личностных качеств молодежи.

Актуальность исследования определяется: • насущной необходимостью повышения уровня общего и личностного развития учащихся, их культуры, готовности к профессиональному обучению, формирования защитных реакций от негативных влияний среды: курение, наркомания, проституция, пренебрежение общепринятыми нормами поведения, экстремизм и т. п.

• социальным заказом современного общества, ориентирующим систему образования на раскрепощение творческих сил учащихся, их всестороннее развитие;

• востребованностью реализации личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании (как объективной необходимости);

• потребностью создания психолого-педагогических условий, направленных на социализацию, развитие творческого потенциала учащихся, проявление их самостоятельности и саморазвития в процессе учебной и трудовой деятельности;

• необходимостью предоставления каждому ученику возможности для наиболее полной реализации своих внутренних сил и способностей.

Актуальность исследования определяется также необходимостью уточнения научных основ гуманизации не только обучения, но и гуманизации воспитательных отношений в школе. Сущность гуманистического подхода к воспитанию так раскрыта В. И. Андреевым: «Гуманизация в плане воспитания требует прежде всего развития педагогических идей сотрудничества, создания условий доверительности и взаимной требовательности. Здесь речь идет об изменении позиции преподавателя — из положения, когда он стоит „над обучаемым“, в положение — „впереди обучаемого“. Это — глубокая индивидуализация обучения путем использования разнообразных творческих работ, проведения диспутов и т. п. Это насыщение каждого занятия большим эмоциональным содержанием, переход от монолога педагога к развернутому диалогу — общению с обучающимися. Ведь „самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения“ .» [11, с. 66]

Сегодня особенно остро сказываются противоречия между:

— необходимостью педагогического управления процессом социализации подрастающего поколения, важным компонентом которого является формирование профессионально важных качеств учащихся, и недостаточным использованием идей гуманизации образования в решении их задач;

— необходимостью разработки системы личностной готовности учащихся средней школы к профессиональному обучению и недостаточным обоснованием теоретико-методологических предпосылок и концептуальных положений ее проектирования;

— скачкообразным, спонтанным и слабо управляемым процессом личностного развития учащихся на основе гуманизации среднего образования и насущной необходимостью придания ему системного характера;

— объективно существующей потребностью участия учителей школ в решении задачи формирования профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации обучения и воспитания и недостаточной разработкой технологии его осуществления;

— имеющимися теоретическими наработками в области гуманизации образования и их недостаточными практическими приложениями в практике гуманизации обучения конкретной дисциплине и формирования профессионально важных личностных качеств школьников.

Существующие противоречия между потребностью динамически развивающегося, демократического общества в творчески мыслящей, умеющей конструктивно действовать в социуме личности и недостаточной разработанностью теоретических основ технологии реализации системы гуманизации в практике учебно-воспитательного процесса средней школы определили научную проблему и направление исследования: «Каковы теоретические предпосылки, концептуальные положения и педагогические условия проектирования и успешной реализации системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации общего среднего образования, призванной обеспечить социализацию молодежи и формирование черт личности, присущих демократически развивающемуся обществу?».

Необходимость устранения указанных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность сформулированной проблемы и большая практическая значимость ее решения побудили нас избрать следующую тему диссертационной работы: «Формирование профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации общего среднего обрав5вшшя>исследования — процесс гуманизации учебно-воспитательного процесса в средней школе как условие успешной социализации, формирования профессионально важных личностных качеств, разностороннего развития творческих сил и способностей учащихся.

Предмет исследования — система формирования профессионально важных личностных качеств учащихся 6−11 классов на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса в средней школе.

Цель исследования — повысить качество готовности учащихся к профессиональному обучению путем проектирования и реализации системы повышения уровня их личностного развития на основе гуманизации общего среднего образования.

Гипотеза исследования — система формирования профессионально важных личностных качеств обеспечит повышение уровня готовности учащихся к профессиональному обучению, если ее проектирование и реализация будут вестись на основе: принципа гуманизации воспитательных отношений и педагогического процессасистемного подхода к гуманизации учебно-воспитательной работы школы и личностному развитию учащихсятеоретических основ педагогического проектированияидей личностно ориентированного профессионального образованияпоэтапного формирования «Я» концепции учащихся 6−11 классов как «ядра» системы развития профессионально важных личностных качеств будущих специалистов. Задачи исследования:

1. Определить теоретические предпосылки и практические основания проектирования системы формирования профессионально важных качеств учащихся на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса в средней школе;

2. Обосновать концепцию и спроектировать модель системы повышения уровня личностного развития учащихся в процессе гуманизации образования в средней школе;

3. Конкретизировать основные направления преобразований цели, содержания, методов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса в школе по формированию и развитию профессионально важных личностных качеств учащихся на основе требований принципа гуманизации;

4. Выявить организационно-педагогические условия успешной реализации спроектированной системы и провести опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.

Методологической основой исследования являются: принципы диалектики, диалектический метод познания действительности (Гегель [53]) — концепция гуманистического подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения (Аристотель [13], Т. Мор [129], Ж. Ж. Руссо [23], Н.

И. Пирогов [147], К. Роджерс [69], В. А. Сухомлинский [175], Е. Н. Шиянов [208], и др.) — психолого-дидактическая трактовка деятельности как способа самореализации человека (Л. С. Выготский [46], П. Я. Гальперин [50], А. Н. Леонтьев [110], Д. Б. Эльконин [213], и др.) — положение о необходимости системно-комплексного подхода к изучению явлений педагогической действительности (Н. В. Кузьмина [104], Ю. А. Кустов [106], В. П. Беспалько [26], Н. Ф. Талызина [180] и др.) — теория педагогического проектирования технологий обучения (В. С. Безрукова [19], В. И. Боголюбов [34], Н. М. Яковлев [217], В. В. Краевский [101], М. Н. Невзоров [132] и др.) — концепции личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов и профессионального обучения, и теория творческого саморазвития (Н. А. Алексеев [5], В. И. Андреев [11], Л. В. Малышева [119], И. С. Якиманская [215], Е. А. Ямбург [218], Э. Ф. Зеер [78] и др.). В работе использовались следующие методы исследования:

• теоретические (системный подходанализ и синтезизучение педагогических явлений в движении, изменении, развитиимоделирование);

• эмпирические (изучение литературы по теме исследованияанализ структуры и содержания программ, учебных пособий по предметам, письменных работ учащихсяизучение и создание нового передового педагогического опытанаблюдениеанкетированиепедагогический эксперимент);

Опытно-экспериментальная база исследования.

Экспериментальная работа по формированию профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации учебно-воспитательного процесса проводилась в течении 12 лет в школах № 1,10, 4, 23, лицее № 8 г. Сызрани.

В опытной и экспериментальной работе на разных этапах приняло участие 1476 учащихся и учителей школ и лицеев г. Сызрани.

Тема исследования входит в план исследований по проблеме управления качеством региональной системы образования Поволжского отделения Российской Академии образования на 2000;2005 годы (головная организация — институт среднего специального образования РАО, г. Казань, научный руководитель — д.п.н. профессор Ю. А. Кустов)

Этапы исследования

Исследование велось с 1990 по 2002 год и состояло из четырех этапов.

1 этап (1990 -1993) — поисковый. Изучалось состояние проблемы в литературе, исследовалась практика работы общеобразовательных школ по гуманизации учебно-воспитательного процесса, выявлялись недостатки реализации лично-стно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся.

2 этап (1993 — 1996) — проектировочный. Определялись научные предпосылки и практические основания проектирования системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе, создавался новый педагогический опыт на примере гуманизации обучения курсу истории, разрабатывался диагностический инструментарий, создавался учебно-методический комплекс.

3 этап (1996 — 1999) — конструктивный. Разрабатывалась концепция и проектировалась пространственно-временная модель системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе, определялись основные направления преобразования цели, содержания, методов, форм и средств обучения в соответствии с требованиями принципа гуманизации, создавались учебники и методические пособия в помощь учителю.

4 этап (1999 — 2002) — обобщающий. Выявлялись организационно педагогические условия успешной реализации спроектированной системы, велась опытно-экспериментальная проверка ее эффективности, проводилась апробация результатов исследований на научно-практических конференциях вузов городов Поволжья, полученные выводы и методические рекомендации внедрялись в практику работы школ и лицеев Самарской области, велось письменное оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации на основе тесной связи теории с практикой, системного и личностно-ориентированного подходов, с широких социокультурных позиций впервые:

• показана роль гуманизации общего образования в социализации личности;

• уточнены теоретические предпосылки и практические основания гуманизации процесса обучения в средней школе;

• обоснована концепция и спроектирована педагогическая модель системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса;

• выявлены педагогические основы преобразования цели, содержания, методов, форм и средств обучения в средней школе в соответствии с требованиями принципа гуманизации и повышением уровня готовности учащихся к профессиональному обучению;

• спроектирована система поэтапного формирования «Я» концепции учащихся средней школы как содержательно-методическая основа формирования профессионально важных личностных качеств учащихся;

• апробирована совокупность дидактических средств и методических приемов, обеспечивающих практическую реализацию системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации в процессе обучения курсу истории.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность принципа гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса в средней школе;

— определены функции, требования и правила принципа гуманизации применительно к образовательному процессу в средней школе;

— показана технология применения системного подхода к исследованию проблемы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации среднего образования;

— даны педагогические и организационные основы «подстройки» структурных и функциональных компонентов педагогической системы школьного образования под требования повышения уровня личностной готовности к профессиональному обучению и системообразующего фактора — принципа гуманизации воспитательных отношений;

— определено место «Я» концепции в системе социализации и личностного развития учащихся в процессе гуманизации общего среднего образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что концепция и модель системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации, разработанный и апробированный на практике комплекс методов, форм и средств ее реализации на примере обучения курсу истории может быть использован в работе учителей других учебных дисциплин учебного плана школы.

Практическую значимость имеют также разработанные автором и внедренные в преподавание учебные пособия по истории для учащихся 7, 8 и 9 классов общеобразовательных школ в контексте реализации спроектированной системы на основе требований принципа гуманизации, одобренные научно-методическим экспертным советом Главного управления образования Самарской области (Приложение № 1).

Достоверность результатов исследования обеспечена научной аргументированностью выдвигаемых теоретических положений, реализацией комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, цели и задачам исследованияведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентированной на неедлительностью и вариативностью методов опытно-экспериментальной работыличным многолетним опытом работы диссертанта в школесравнением результатов исследования с итогами работы других педагоговиспользованием методов математической статистикисвоевременным оперативным внесением корректив в гипотезу, организацию и проведение исследованиявнедрением результатов исследования в практику работы школ г. Сызрани и других городов Самарской области.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обучения учащихся школ г. Сызрани № 1, 10, 4, 23, лицея № 8, а также в докладах диссертанта на Всероссийских и региональных конференциях и семинарах по проблемам гуманизации образования: «Интенсификация процесса обучения в ВУЗе» — Тольяттинский политехнический институт (1995) — «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе» — Пермский государственный технический университет (1995) — «Проблемы развития конструктивного мышления учащейся молодежи в системе непрерывного профессионального образования» -Тольяттинский социально-экономический колледж (1995) — «Формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения» — Тольяттинский политехнический институт (1996) — «Роль самостоятельной работы в развитии конструктивного мышления учащейся молодежи в системе непрерывного профессионального образования» — Тольяттинский социально-экономический колледж (1996) — «Новые педагогические технологии в образовании» — Сызранский лицей (2001г.) — «Прогнозирование и планирование результатов подготовки специалистов в системе профессионального образования. Пути достижения результатов» — Тольяттинский социально-экономический колледж (2002) — «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг» — Тольяттинский государственный университет (2002).

Выводы, рекомендации и основные результаты исследования обсуждались также на заседании кафедры педагогики, психологии и методики преподавания дисциплин Тольятгинского государственного университета, на школьных предметных и межпредметных методических объединениях и заседаниях педагогических советов школ № 1, 10 г. Сызранина методическом объединении учителей истории Шигонского района в августе 1993 г.- на методическом объединении учителей общественно-гуманитарных дисциплин г. Сызрани в августе 1995 г.- на методическом объединении учителей истории г. Тольятти в октябре 1995 г.- на установочной августовской конференции Безенчукского района в августе 1998 г.

Итогами этих обсуждений было одобрение направления перестройки системы школьного образования на основе реализации принципа гуманизации, включение значительной части учителей школ региона в апробирование разработанной в исследовании системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся.

Основные положения разработанной в исследовании системы внедрены в преподавание таких учебных дисциплин в средней школе № 10 г. Сызрани, как биология, иностранный язык, граждановедение, основы рыночной экономики, изобразительного искусства и физической культуры.

Преподавание истории и других общественно-гуманитарных дисциплин на основе гуманизации обучения внедрено также в лицее № 8 г. Сызрани. Содержание и основные выводы проведенного исследования отражены в 17 публикациях автора.

В оформлении результатов научного исследования автор придерживался основных требований, которые предъявляются к подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования [136].

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 8 приложенийвключает 11 рисунков и 11 таблиц с результатами экспериментальных исследований.

ВЫВОДЫ

1. Диссертационным исследованием установлено, что важным условием реализации системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе принципа гуманизации является ознакомление и последующее овладение учителями идеей гуманизации, что обеспечивается их соответствующей педагогической, психологической и методической подготовкой, повышением квалификации и методического мастерства.

2. В общей направленности деятельности учителя должно произойти смещение акцента с реализации требований программы и контролирующих органов на личность ученика и ее развитие.

3. Основная учебная функция или задача учителя на уроках должна заключаться в том, чтобы оказать всевозможную помощь детям в овладении ими учебной информацией, а также содействовать повышению уровня продуктивного мышления, качественному росту умений и навыков учащихся. Большое значение приобретает координация и единство действий педагогического коллектива учебного заведения в решении задачи формирования профессионально важных личностных качеств учащихся и организации учебно-воспитательного процесса на основе требований принципа гуманизации.

4. В работе определено, что коренное преобразование в деятельности учащихся в спроектированной системе формирования личностных качеств учащихся связано с изменением стратегии общего среднего образования: существующая направленность среднего образования на простое воспроизведение знаний учащимися должна смениться направленностью на формирование их творческого мышления, навыков самообучения, самовоспитания и саморазвития.

5. Реализация системы формирования личностных качеств должна быть направлена на то, чтобы учащиеся становились реальными субъектами учебной деятельности, активно участвовали в выработке нестандартных, конструктивных подходов к решению задач, проблем, в самоформировании навыков гуманного, демократического отношения к окружающим их людям, выработке активной гражданской позиции.

6. В диссертации на основе выполненной перестройки структурных компонентов были преобразованы ведущие функциональные компоненты педагогической системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся в соответствии с требованиями принципа гуманизации.

7. Общая направленность опытно-экспериментальной работы состояла в выявлении эффективности и в апробации разработанной системы формирования личностных качеств будущих специалистов на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса в средней школе на примере изучения курса истории, в проверке гипотезы исследования.

8. Результаты многоплановой опытно-экспериментальной проверки действенности спроектированной и реализованной системы показали ее достаточно высокую эффективность в обеспечении развития профессионально важных личностных качеств учащихся и их творческих способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дадим характеристику результатов решения поставленных в исследовании задач и научно-педагогических рекомендаций.

1. Определены методологические, психолого-педагогические предпосылки и практические основания проектирования системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса в средней школе:

— сочетание антропоцентрической и социоцентрической моделей воспитания;

— опора на внутреннюю активность личности;

— понимание проявления психики через деятельность, признание единства психической деятельности и деятельности внешней, практической;

— теория развивающего обучения;

— личностно-деятельностный подход;

— личностно-ориентированное профессиональное образование;

— ведущая идея гуманизации образования антропоцентризм, уважение личного достоинства ученика, развитие активно-творческих способностей человека.

2. Основываясь на определенных в исследовании научных предпосылках и практических основаниях, в работе сформулированы концептуальные положения и спроектирована модель системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации образования в средней общеобразовательной школе.

Основу концепции составили следующие положения:

— системный подход, в соответствии с которым учебно-воспитательный процесс в школе рассматривается как педагогическая система с присущими любой педагогической системе структурными и функциональными компонентами;

— системообразующим фактором проектируемой системы является принцип гуманизации. В работе раскрыты его сущность, функции, требования и правила реализации;

— необходимость преобразования всех структурных и функциональных компонентов педагогической системы среднего образования в соответствии с требованиями и правилами принципа гуманизации;

— ориентация проектируемой системы на непрерывное и целостное становление и развитие личности учащегося как активного субъекта учебной и предстоящей трудовой деятельности.

На основе теоретических предпосылок и концептуальных положений в работе спроектирована пространственно-временная модель системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации общего среднего образования.

3. В процессе перехода от теоретической модели к нормам педагогической деятельности определены основные направления преобразования структурных и функциональных компонентов педагогической системы. В основу преобразования цели среднего образования положена идея повышения уровня развития ученика, его природных задатков и способностей, формирование профессионально важных личностных качеств будущего работника.

Основная направленность в преобразовании структуры и содержания обучения в средней школе состоит в обеспечении не только усвоения учащимися определенной суммы знаний, но и формирование мировоззренческих обобщений, навыков интеллектуальной деятельности, приемов конструктивных умственных действий. В основу формирования личностных качеств и социализации положена спроектированная автором система формирования «Я» концепции учащихся, состоящая из взаимосвязанных блоков, предусматривающих поэтапное развитие общественно значимых и профессионально важных личностных качеств учащихся: «Я человек», «Я и природа», «Я и мир знаний», «Я и Отечество», «Я и коллектив», «Я — семья и общество».

Апробированные в исследовании формы, методы и средства обучения способствуют активному восприятию учебной информации, настраивают учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, обеспечивают формирование профессионально важных личностных качеств учащихся, свободную творческую обстановку, атмосферу взаимного уважения и доверия.

Основным направлением преобразования деятельности учителя является ориентация на целостное развитие личности учащихся, их активно-творческих способностей.

В технологии организации деятельности учащихся необходимо исходить из того, что действенные знания формируются в процессе самостоятельного решения задач и проблем в ходе обучения.

4. Проведенная на примере обучения курсу истории многоплановая опытно-экспериментальная проверка действенности спроектированной и реализованной системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе показала ее достаточно высокую эффективность.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза, выдвинутая в работе подтверждена.

5. В ходе проведения исследования и обобщения его результатов возникли новые задачи, среди которых: необходимость дальнейших теоретико-методологических исследований проблем, связанных с преобразованием содержания среднего образования, с переносом технологии реализации системы формирования профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе изучения истории на обучение другим дисциплинам учебного плана школы, с более детальным исследованием отдаленных результатов реализации системы, с рассмотрением проблемы преемственности формирования профессионально важных личностных качеств молодежи в средней и профессиональной школе, соотношения личностного и профессионального развития человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла. Челябинск, 1995.-162 с.
  2. В.Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе работы школьного Центра эстетического воспитания. М., 1993−191 с.
  3. Л.Н. Дидактические аспекты преподавания истории //Педагогика. 1993, № 3, с. 11−16.
  4. Н. Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации: автореферат диссертации. д. п. н.: 13.00.01 СПб., 1997.-45 с.
  5. Н. А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: автореферат диссертации. д.п.н.: 13.00.01 -Екатеринбург, 1997. 42 с.
  6. Ш. А. Созидая человека. М.: «Просвещение». 1984, с. 186.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети.-М.: «Просвещение». 1983.-208 с.
  8. Ш. А. Единство цели. М.: «Просвещение». 1987.-208 с.
  9. ША. Как живете, дети? М. Просвещение. 1988.-176 с.
  10. Ш. А. В школу-с шести лет. М.: Педагогика, 1986.-176 с.
  11. В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
  12. Н.И. Честь и достоинство как стимулы развития познавательной активности подростков. Йошкар-Ола, 1980.-202 с.
  13. Аристотель, соч.: в 4 томах. М.1984. т.4, с. 628.
  14. СМ: АртюхА.Т. Категориальный синтез теорий. Киев. 1987. с. 85.
  15. Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: автореферат диссертации. .д.п.н.: 13.00.01 -М., 2000.-35 с.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения /общедидактический аспект/. -М.- 1977.С.46.
  17. А. В. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01 Самара, 2000. — 20 с.
  18. B.C. Педагогика. Екатеринбург. 1993.С.44
  19. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие /сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988.-384 с.
  20. В.Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. Смирнова. М.: Педагогика, 1982.-288 с.
  21. И.Ю. Творческая активность будущего специалиста. Харьков, 1990.-154 с.
  22. Л. А. Философский образ человека и модели воспитания: Методические указания. Уральский гос. унив-т. Екатеринбург, 1994.-27с.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем. ИЗД. Воронежский университет. 1977.-304с.
  24. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике. // Сов.педагогика.1990, № 7, с. 59−60.
  25. В.П. Программированное обучение: дидактические основы. Изд. «Высшая школа». М.1970.-300с.
  26. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике /первая половина XX века/.- М., 1994.
  27. Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России //Сов. педагогика. 1990, № 9.с. 102−109.
  28. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования// Педагогика. 1994, № 5.с.З-10.
  29. БлокМ. Апология истории.М., 1973.с.126.
  30. П.П. Избр.пед.соч.М., 1961.с.144.
  31. Р.У. Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятеьности.-СПб., 1992−186с.
  32. А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения//Сов.педагогика.1990,Ы 12.с.65−70.
  33. В. И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий: автореферат диссертации.д.п.и.: 13.00.01 Майкоп, 1999.-48 с.
  34. .Д., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии//Преподавание истории в школе. 1995, № 5. с. 29−41.
  35. JI. В. Исследование уровня притязания. Уч. Пособие .-М.:Институт психологии.-1985.-103с.
  36. Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству. Грозный. 1993.-186с.
  37. Е.П. Формирование гуманистический качеств личности младшего школьника в учебной деятельности. М. 1991.-213с.
  38. А.П. Педагогические факторы и критерии развития гуманистического мировоззрения студентов. Казань. 1981.-205с.
  39. Т. О. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01. -Саратов, 1998.-22 с.
  40. Л. В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01 Волгоград, 2001. — 28 с.
  41. В.А. Друг человечества Н.И. Пирогов. СПб.-1910.180е.
  42. В.Н. Дидактические игровые упражнения как средство повышения качества обучения школьников русскому языку. М. 1989.-161с.
  43. Всеобщая декларация прав человека/Права человека. М. Дом, 1992, статья 26.
  44. .А. Джон Дьюи и современная педагогика//Педагогика. 1992, № 9-Ю.с. 99−105.
  45. Л.С. Педагогическая психология. М."Педагогика".1991.- 480с.
  46. Л.С. Собр. соч.: в 2 т., т.1.М.1982.с.250.
  47. Е. А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01 Саратов, 1997. — 23 с.
  48. Е.К. Теории методов обучения в современной школе.// Сов. педагогика. 1956.№ 11, с.90−98.
  49. П.Я. Введение в психологию.МГУ. 1976.-150с.
  50. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления.//Вопросы психологии. 1966, № 4.
  51. П.Я. Основные типы учения. Тезисы докладов на I съезде общества психологов. Вып. I.M., 1959.С.78.
  52. Гегель. Энциклопедия философских наук. т.З. Философия духа. -М.,"Мысль", 1977.-417с.
  53. К.А. соч: в 2-х томах, М.1974.т.2.с.271.
  54. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992, № 5−6. с.3−13.
  55. В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии //Сов.педагогика.1991, № 9.с.46−49.
  56. И. Пересекая быструю реку .-Учит, газета, 1971, 5 авг.
  57. II. К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., «Просвещение», 1974.-272с.
  58. Т.И. Уроки истории-уроки жизни. Изд."Педагогика".М. 1986.-31с.
  59. Т., Гончаров И. Сердце школы учитель, готовый противостоять любым трудностям//Правда. 1988.20 января.
  60. Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике. -М.:ИПИ РАО, 1996.
  61. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.Изд."Педагогика", 1977.-136с.
  62. В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения. Ростов н/Д., 1994, — 161с.
  63. Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы.-М., 1994.-226 с.
  64. В.В. О понятии развивающего обучения//Педагогика.1995, № 1. с.29−39.
  65. В.В. Виды обобщения в обучении. М.Просвещение.1972.с.32.
  66. М.А. Процесс обучения в советской школе.-М. Учпедгиз. 1960.299с.
  67. Декларация прав ребенка/Права человека.М.Дом. 1992, принцип 7.
  68. А.Н. Зарубежная школа: истории и современность./Уч. пособие. -М.: Российский открытый унив-тет.1992.-276с.
  69. А. Избранные пед. сочинения. М. 1956.с. 118.
  70. Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. СПб, 1994.
  71. И.В. Индивидуализация процесса обучение математике с помощью компьютера как средство повышения уровня знаний учащихся.-М., 1991.-191с.
  72. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.:Просвещение.1991.-192с.
  73. Закон «Об образовании РФ» //Вестник образования.Изд."Про-Пресс".1996,Ы 7.С.4.
  74. Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Ростов н/Д., 1994.-190с.
  75. Л.В. Избранные пед.труды.-М.Педагогика. 1990.-418с.
  76. А. В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. М. Педагогика. 1986.
  77. Э. Ф. Психология личностного ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-педаг. унив-т. 2000.-258 с.
  78. Д. Д. Учебная книга-источник становления личности школьника //Педагогика. 1995, № 1.с.З-10.
  79. С. В. Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01. М., 1998.- 16 с.
  80. Д. И. Основные направления гуманизации спортивных игр и соревнований в работе со школьниками. М.:РГАФК, 1996.
  81. М.С. Некоторые вопросы взаимодействия философии и педагогики//Сов.педагогика. 1981, № 10.
  82. С.С. Использование межпредметных связей как средство развития самостоятельности мышления учащихся на уроках русского языка. М., 1991.-195с.
  83. Т. Город Солнца. М., 1954.
  84. А. Миф о Сизифе//Сумерки богов.М.1989.
  85. А. Бунтующий человек.М.1990.
  86. Кан-Калик В., Никандров Н. Можно ли научиться творчеству//Нар. образование. 1989, № 1 l.c.62−66.
  87. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М. Педагогика. 1990.-141с.
  88. И. Трактаты и письма. М., 1980.
  89. И. соч.: в 6 т. М.1965,т.4.ч.1,с.304,414.
  90. П.Ф. История русской педагогики//Педагогика.1992, №¾, с. 69.
  91. П.Ф. Избр.произведения. М.-1982.с.170.
  92. А.Т. Гуманизация образования и формирование исторического сознания//Преподавание истории в школе. 1990, N 1, с. 138−142.
  93. Кон И. С. Психология доброго поступка.//Этическая мысль. М. Политиздат. 1988. с. 221.
  94. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. Просвещение. 1989. -254 с.
  95. Конвенция ООН о правах ребенка /Права человека. М. Дом. 1992. статья 29.
  96. Н.И. Нетрадиционные формы организации обучения физики как средство развития познавательных интересов школьников. Свердловск, 1991.-220 с.
  97. Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизованный подход //Педагогика. 1995, № 3 .с.23−29.
  98. .Е. Организация учебного процесса на уроках математики при повышении роли самостоятельной работы учащихся. М., 1992.-204с.
  99. В. В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения//ГТринципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. сб. научных тр.-Челябинск: 4ГПИ, 1985.
  100. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики ./Новые исследования в пед. науках. 1971, № 4. с.5−6.
  101. Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук //Педагогика. 1994, № 3.с.80−84.
  102. А. Я. Педагогические основы гуманизации естественнонаучного образования: автореферат диссертации.к.п.н.:13.00.01 Новосибирск, 1998.-22 с.
  103. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Ленинград. 1980.-172с.
  104. В.В., Виноградов Д. Н. Принцип природосообразности и возрождение школы //Педагогика. 1995, № 2. с. 14−20.
  105. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Изд. Самарский университет. 1993.C.31,38.
  106. Ю. А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Изд-во Саратовского ун-та. Саратов, 1982.- 274 с.
  107. Н.А. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия //Вопросы философии. 1996, № 5.с.21−22.
  108. В.А. Культура, культурология и образование. Материалы круглого стола.//Вопросы философии. 1997. № 9. с. 4.
  109. А.Н. Избранные психологические произведения. Том II. Изд. Педагогика. 1983.С.90.
  110. И.Я. Проблема принципов обучения //Сов.педагогика.1980, № 12,с. 59.
  111. И.Я. Дидактические основы методов обучения.М.: Педагогика, 1981.184 с.
  112. ЛоккДж. Педагогические сочинения. М., 1939.с.107,108,232.
  113. Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса // Сов. педагогика. 1991, N 12. с. 72.
  114. Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: автореферат диссертации.д.п.н.: 13.00.01. СПб., 1998.-86 с.
  115. С. Н. Когда легко учиться. М."Педагогика".1985.
  116. С. Н. Жизнь моя школа или Право на творчество. -М.: Новая школа, 1995.-240 с.
  117. Л. Н. Гуманизация обучения как средство развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей: Саратов, 2000. -158 с.
  118. Л. В. Технология личностно-ориентированного обучения в ВУЗе. Саратов, 2001.- 168 с.
  119. В.Ф. Взаимосвязь деятельности и гуманизации отношений в детских творческих коллективах. СПб., 1994.-190 с.
  120. В. И. Диалог на уроке как средство развития индивидуальности. Ярославль, 2000. 185 с.
  121. Материалы II съезда учителей. М. 1988. 266 с.
  122. М.И., Безрукова B.C. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профучилище. //Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся в среднем ПТУ. -М., 1983.
  123. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.368 с.
  124. А. В. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе. Ярославль, 1999. 165 с.
  125. М.И. Игровые ситуации как средство повышения эффективности обучения младших школьников математике. Киев, 1979.-156 с.
  126. М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе. Луганск, 1993. 424 с.
  127. Г. А. Теория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя: автореферат диссертации.д.п.н.: 13.00.01. Волгоград, 2000. -40 с. 129. Мор Т. Утопия. М., 1978.
  128. М.И. Гуманистическая традиция и новаторство в педагогическом опыте В.А. Сухомлинского. -М.:ИРЛ РАО, 1995.
  129. Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средство развития мышления и речи школьников на уроках русского языка. -М., 1984, — 353 с.
  130. М. Н. Теоретические основы проектирования антропоориентированного педагогического процесса: автореферат диссертации. д.п.н.: 13.00.01.-Хабаровск, 1999.-40 с.
  131. B.C. Сократ. Изд. «Наука». М.1977.-152 с.
  132. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы/1946−1989 гг./. -Казань, 1994.
  133. И.В. Подготовка учителя к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы. Волгоград, 1992.-155 с.
  134. A.M. Как работать над диссертацией. -М.: изд. ИПК и ПРНО МО, 1996.-112с.
  135. Н.М. Проблемное обучение как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. -М.: ИТПИ РАО, 1996.
  136. И.Т. Педагогика. -М.: Просвещение. 1968.-374 с.
  137. В.И. Содержательная учебная информация //Педагогика. 1993, № 1. с.23−27.
  138. П. Н, Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИССО РАО, 1996, -100 с.
  139. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. ч.З. М. АПН СССР, 1989.284 с.
  140. Педагогический поиск. М. «Педагогика». 1987.-376 с.
  141. ПеччеиА. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. 1990.
  142. А. Человеческие ценности. М. 1980.
  143. С. В. Методика обучения студентов технических вузов на основе поведенческой теории: дисс. к.п.н. Тольятти, 2000.-187 с.
  144. В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике. // Педагогика. 1993, N 6. с.97−102.
  145. Н.И. Избранные пед. сочинения. / сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. -М.: Педагогика. 1985.-496 с.
  146. Е. Н. Педагогические идеи JI, Н. Толстого как средство гуманистического воспитания подростков: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01.-М., 2001.-24 с.
  147. В.А. Гуманизация школы и идеи вселенского сознания // Педагогика. 1994, N 3. с. 13−18.
  148. Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования. СПб., 1995.-201 с.
  149. Посталюк НЛО. Творческий стиль деятельности. Пед. аспект. Казань. Изд. Казанский унив-тет, 1989.-204 с.
  150. Преподавание истории в школе. 1994, № 2. с. 47.
  151. Преподавание истории и создание атмосферы доверия: ситуация в Центральной и Восточной Европе. Материалы научной конференции //Преподавание истории в школе. 1995, № 7. с. 37.
  152. Т. В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01. Волгоград, 2001. — 19 с.
  153. В.В. Сумерки просвещения. М.1990.
  154. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. Педагогика. 1959. с. 254.
  155. С.Л. Основы общей психологии. Учпедгиз. 1946. 608 с.
  156. Рубинштейн C. J1. Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская педагогическая наука. // Вопросы философии. 1955, № 5.
  157. Т.П. Формирование умений самостоятельной учебной деятельности школьников при обучении математике в 4−5 классах. М. 1986.- 128 с.
  158. Т. Г. Построение учебного предмета на основе гуманистической парадигмы образования: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01. Ижевск, 1998. -22 с.
  159. .П. Экзистенциализм это гуманизм. М., 1953.с.29.
  160. JT. Н. Становление и развитие теоретичских основ педагогической технологии: автореферат диссертации.к.п.н.: 13.00.01. Новосибирск, 2000. -17 с.
  161. А.Ф. Повышение эффективности развивающего и воспитывающего обучения математике в восьмилетней школе. М., 1981.- 164 с.
  162. II.B. Пути осуществления дифференцированного подхода к учащимся. Львов, 1982.- 181 с.
  163. М.Н. Дидактика средней школы. М. Просвещение.1982.с.58, 61.
  164. М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. «Педагогика». М.1984.
  165. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика. 1971. -206 с.
  166. . Ф. Наука об обучении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом.-М.: Просвещение, 1968, с. 36−48.
  167. В.З. Хрестоматия по истории педагогики. М. Министерство Проев. РСФСР. 1961.-421 с.
  168. В. Гуманизация образования // Нар. образование. 1992, N 9−10. с. 72−77.
  169. .А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. М., 1995.-141 с.
  170. С.Л. Вечная радость: очерки жизни и школы. М. «Педагогика». 1986.
  171. B.C. Собр.соч. в 10 томах, 1912.
  172. В.А. Избранные пед. сочинения.: в 3 томах /сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979.
  173. В.А. Мудрая власть коллектива. М. 1975. с. 232.
  174. В.А. На трех китах. Известия. 1963. 25 февраля.
  175. В.А. Сердце отдаю детям. Минск. «Народная асвета». 1981. с. 76., с. 180.
  176. М. М. Формирование познавательной потребности младших школьников в условиях гуманизации обучения. Волгоград, 1991.-194 с.
  177. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ.1984. с. 31, 43, 57 с.
  178. JI.K. Развитие активного, самостоятельного, творческого мышления у учащихся в процессе проблемно -индивидуализированного обучения. М., 1977.-254 с.
  179. А. Исследование истории, т. 1−12.JI., 1966.
  180. Л. Диалоги // Сов. педагогика. 1991, № 3.
  181. Л.Н. Полн. собр. соч. т.4, 8, 12 М.1948.
  182. Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении: автореферат диссертации. к.п.н.: 13.00.01. Саратов, 1997.-22 с.
  183. Г. М. Гуманистический характер нравственного воспитания младших подростков в общественно-полезной деятельности. Ленинград, 1981, -166 с.
  184. Требования к историческому образованию учащихся в средней школе. Временный гост, стандарт//Преподавание истории в школе. 1994, № 8. с.39−40.
  185. К.Д. Собрание сочинений, т. I-II. Редколлегия: А. Н. Еголин, / гл. редактор/, Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. М.-Л., 1948−1952.
  186. К.Д. Избранные пед. произведения. Сост. Н. А. Сундуков, М. 1968. 557 с.
  187. К.Д. Избранные пед. соч.-М., 1974.с.139.
  188. Т.Н. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки учителя физической культуры. Нижний Новгород. 1993.-153 с.
  189. Философия и педагогика. Проблемы взаимосвязи. Свердловск. 1988.
  190. Философско-психологические проблемы развития образования./Под ред. В. В. Давыдова. М. 1981. с. 116.
  191. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы. Материалы заочного «круглого стола"//Вопросы философии. 1995, N11.с.5.
  192. Фихте. Основные черты современной эпохи. СПб, 1906.
  193. Формы и методы общеобразовательной подготовки учащихся средних профтехучилищ.// Под. ред. М. Н. Махмутова. М.: Педагогика, 1986. 74 с.
  194. И.Т. О человеке и гуманизме. М. Наука. 1989. с. 381.
  195. И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы. //Вопросы философии. 1995, N 7. с. 34.
  196. М. Письмо о гуманизме. // Проблемы человека в западной философии. М., 1989.
  197. А. Т. Методика производственного обучения студентов профессионально-педагогического колледжа на примере изготовления сложной продукции. Дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 1999. -170 с.
  198. Ю. К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти. Изд-во фонда „Развитие через образование“. -1998. -149 с.
  199. В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979.-136 с.
  200. С.Т. Толстой педагог. 1928. М.
  201. К.А. Философия и воспитание. М. 1989.
  202. В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Сов. педагогика. 1991, № 7.
  203. Е.С. Учебные задания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения. М., 1980.-227 с.
  204. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов. педагогика. 1991, № 9. с. 80−84.
  205. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. М., 1991.
  206. О. Закат Европы. т.1.М.-Пг., 1923.
  207. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика. 1990, № 12.
  208. В.И. Дифференцированный подход к учащимся как средство повышения эффективности обучения разделу „Растения“ в курсе биологии М., 1988.-194 с.
  209. А. Физика и реальность /Сборник статей. М.: 1965. с. 138.
  210. Д.Б. Психология игры. М. Педагогика. 1978.-304 с.
  211. Эрнест Кросби. Лев Толстой как школьный учитель. М. 1906.-160 с.
  212. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./ М.- сентябрь, 1996.-96 с.
  213. С.В. Познавательные задачи как средство повышения эффективности учебного процесса. Минск, 1991.-191 с.
  214. Н. М., Сохор А. С. Методика и техника урока в школе. М., 1985. -208 с.
  215. Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: /теоретические основы и практическая реализация/.-М.: Новая школа, 1996.С.27−28.
  216. К. Смысл и назначение истории. М., 1978.
  217. Tenbruck F.II. Reprasentative Kultur //Sozia Struktur und Kultur / Hrsg. Von H.Haferkamp. Franfurt am Main: Suhrkamp, 1990.
  218. Die Obenwaldschule im Uberblick//Obenwaldschule. Heppenheim, 1992, s. 6−7.
  219. Feuerstein R. Process as Content in Education // Supporting the Spiritof Learning. San Francisco. 1997, p. 75.
  220. Ben Hur M. Mediation of Cognitive Competencies for Students in Need // Phi Delta Kappan. 1998, May.
  221. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
  222. ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕННЁ^втору уче6ных пособий ОБРАЗОВАНИЯ по истории для 7,8,9 кл.1. Л1Л „^ Шинкаренко В.п.443 010 г. Самара, ул. Фрунае, 106 Телефон- 32−11−07or У/. , т<�а, г. 1. На № or.. 199%
  223. Уважаемый Валерий Петрович !
  224. Причинами второй мировой войны были: агрессивная политика фашистских государств. ./продолжите перечень/
  225. Обозначьте порядковыми номерами хронологическую последовательность следующих событий второй мировой войны: открытие второго фронта в Европе-битва под Москвой-1. Крымская конференция-
  226. Атомная бомбардировка городов Японии-странная война“ в Европе-1. Курская битва.
  227. Чем вы объясните, что только после нападения фашисткой Германии на СССР была создана антифашистская коалиция с участием великих держав, а не раньше?
  228. Какое важное событие второй мировой войны произошло в период:17 июля 1942 г. —2 февраля 1943 г.
  229. В приведенном списке подчеркните фамилии выдающихся полководцев второй мировой войны: Блюхер, Паулюс, Эйзенхауэр, Нельсон, Манштейн, Тухаческий, Жуков, Гудериан, Конев, Черняховский, Пилсудский, Рокоссовский, Ватутин.
  230. Подчеркните битвы, определившие коренной перелом во второй мировой и Великой Отечественной войне: битва за Берлин- Курская битва- битва за Ленинград- битва за Москву- Сталинградская битва- битва за Кавказ.
  231. ЗАДАНИЕ ТЕСТ по теме: „РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА“
  232. Раскройте характер Отечественной войны 1812 г. со стороны французов и русских.
  233. Какой строй установился бы в России в случае победы декабристов? Почему?
  234. Подчеркните правильный ответ из приведенного в скобках перечня.
  235. Россия в середине XIX века была ./парламентской монархией- абсолютной монархией- аристократической республикой- демократической республикой- дворянским диктаторским государством/.
  236. Как вы думаете: что ожидало Россию после Крымской войны?
  237. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по темеГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США»
  238. Какова главная причина гражданской войны в США или почему ее называют буржуазной революцией?
  239. Почему в США очень высоко чтут имя А. Линкольна?
  240. Чем американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве отличается от прусского? Какой, на ваш взгляд, более передовой, прогрессивный? Почему?
  241. Как изменилось положение США в мире через 40 лет после окончания гражданской войны и почему?
  242. Чем вторая американская буржуазная революция отличается от первой? Что их объединяет?
  243. СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ЗАЧЕТА по теме: «НАЧАЛО ФЕОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ»
  244. Кто такие русы? Как ученые объясняют название племени русь?
  245. Как влияло на жизнь славян соседство с кочевниками?
  246. Какие данные свидетельствуют о том, что в VI—VIII вв.еках у славян складывались феодальные отношения?
  247. Каковы причины образования Древнерусского государства?
  248. Когда образовалось государство Киевская Русь? На основании каких фактов мы можем сделать вывод о его существовании? Ваше отношение к «норманской теории»? Свою позицию обосновать.
  249. Что такое государство? Его основные задачи. Показать по карте Киевскую Русь.
  250. Почему о князе Владимире народ складывает былины, а о его отце Святославе нет, хотя последний был замечательным полководцем?
  251. Почему и когда было принято христианство на Руси? В чем значение принятия христианства для Киевской Руси?
  252. Какие общие черты и различия вы можете указать в жизни Киевской Руси и других ранее изученных стран средневековья /Франкского государства, Арабского государства, Византии/?
  253. Сравнивать по следующему плану: а) причины возникновения-б) сроки его возникновения-в) его задачи-г) отношение государства к религии-д) роль закона в государстве-е) формы эксплуатации крестьян- ё) роль городов-ж) уровень культуры.
  254. Сделать по возможности выводы из сравнения.1. ТЕСТпо теме: «НАЧАЛО ФЕОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ"подчеркните правильный ответ)
  255. К восточным славянам относятся: а) поляне, древляне- б) готы, венеды- в) хазары, печенеги.
  256. Набеги кочевников на восточных славян вели к: а) их порабощению- б) уходу в лес на север-в) ускорению процесса образования государства.
  257. О том, что у восточных славян в VI—VIII вв.еках складывались феодальные отношения, говорит: а) наличие холопов- б) наличие закупов и рядовичей- в) строительство крепостей.
  258. Образование древнерусского государства связано с: а) возникновением соседской общины и формированием классов-б) призванием варягов в Русь- в) суровыми природными условиями.
  259. Древнерусское государства образовалось в: а) 860 г.- б) второй половине IX в.- в) начале правления Олега.
  260. Ранняя форма эксплуатации в Киевской Руси: а) оброк- б) полюдье- в) налог
  261. Древляне убили князя Игоря за излишний сбор дани в: а) 945 г.- б) 972 г.- в) 988 г.
  262. Князь Владимир Святославович заслужил прозвище «Красное солнышко» за: а) смелость, мужество и храбрость в походах-б) принятие христианства-в) создание «засечной черты» и дружины из славян.
  263. Христианство было принято в: а) 1019 Ярославом Мудрым- б) 988 г. князем Владимиром- в) 976 г. князем Святославом.
  264. Соедините стрелками страны и время возникновения в них государств: Киевская Русь VII в.1. Византия V в.1. Арабское гос-во IX в.1. Франкское гос-во VI в.
Заполнить форму текущей работой