Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум. 
Методика обучения русскому языку в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умения: анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего; схватывать смысл сказанного, сжато формулировать содержание и смысл услышанного; глооально воспринимать текст; вычленять интересующую слушателя информацию; оценивать прослушанную информацию; определять свою точку зрения на прослушанное; сосредоточивать внимание на содержании высказывания или на отдельных… Читать ещё >

Практикум. Методика обучения русскому языку в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование звуковой стороны речи.

  • 1. Сопоставьте понятия «звуковой строй речи» и «произносительная культура». Охарактеризуйте компоненты произносительной культуры. Укажите задачи и направления работы в области совершенствования звукового строя речи школьников.
  • 2. Подготовьтесь к проведению беседы на родительском собрании на тему «Роль семьи в работе, но формированию произносительной культуры младших школьников».
  • 3. С какой целью можно использовать фрагмент стихотворения Б. Успенского «Все в порядке» на уроке русского языка? Объясните свою точку зрения. Разработайте упражнение.
  • — Был на квартиру налет? — Может быть, дом не наш?
  • — Нет. — Наш.
  • — К нам заходил бегемот? — Нет.
  • — Может, не наш этаж?
  • — Наш.

Работа над словом как единицей речи.

  • 1. Распределите приемы объяснения значений слов на две группы: а) применяемые учащимися самостоятельно; б) используемые с помощью учителя.
  • 2. Охарактеризуйте основные типы словарных упражнений:
    • а) семантизация;
    • б) группировка слов по семантическим признакам;
    • в) анализ лексических средств текста;
    • г) составление словосочетаний, предложений, связного текста.

Приведите примеры.

3. Определите, с какой целью в словарной работе может быть использован следующий дидактический материал.

A. Труд дает, а лень берет.

Б. Бросать, швырять, кидать, метать. Мать, мама, мамаша, матушка, маменька. Конь, скакун, лошадь, лошадка, коняга, коняшка, лошаденка, кляча.

B. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима. (А. Пушкин) Развитие синтаксического строя речи.

  • 1. Подготовьтесь к выступлению на заседании методического объединения учителей начальных классов на тему «Использование инновационных технологий в работе над словосочетанием и предложением в начальной школе».
  • 2. Разработайте содержание практического исследования на тему «Характеристика синтаксического строя речи современных младших школьников».
  • 3. С какой целью можно использовать представленный ниже материал? Объясните свою точку зрения. Разработайте упражнения с этим материалом.

A. В саду растут яблони и деревья.

Б. В деревне была мельница. Она называется Новая. На ней мелят муку.

B. Ребята катались на коньках. И на лыжах.

Г. На площадке молодняка детеныши зверей. Он забавный.

Д. Дедушка, он добрый.

Совершенствование устно-речевой деятельности.

1. Для составления программы обучения младших школьников слушанию соотнесите темы уроков, понятия и соответствующие им умения. Оформите программу в виде таблицы.

№ урока.

Тема урока.

Понятия.

Умения.

Темы: «Слушаем, слышим»; «Что помогает нам слушать?»; «Что мешает нам слушать?»; «Каков хороший слушатель?».

Понятия: слушание как вид речевой деятельности; виды слушания; функции слушания; барьеры слушания; правила слушания; несловесные средства общения.

Умения: анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего; схватывать смысл сказанного, сжато формулировать содержание и смысл услышанного; глооально воспринимать текст; вычленять интересующую слушателя информацию; оценивать прослушанную информацию; определять свою точку зрения на прослушанное; сосредоточивать внимание на содержании высказывания или на отдельных вопросах этого содержания; выделять ключевые слова в тексте и смысловые сцепления ключевых слов, отличать существенное от несущественного, основную и детализирующую информацию (перечень следует продолжить самостоятельно).

  • 2. Разработайте конспект урока па тему «Что помогает и что мешает нам слушать». Какие технические средства можно использовать на уроке?
  • 3. Определите цели использования стихотворения Д. Хармса в работе, но развитию речи учащихся. Разработайте фрагмент урока.

Тра-та-та, тра-та-та, Один дядя — вот такой,.

Растворились ворота, Другой дядя — вот такой,.

А оттуда из ворот Третий дядя — вот такой,.

Вышел маленький народ, А четвертый — вот такой.

Обучение письменно-речевой деятельности.

  • 1. Какие недостатки практики обучения изложению в современной начальной школе вы знаете? Предложите пути преодоления этих недостатков.
  • 2. Охарактеризуйте требования к отбору текста-образца для проведения изложения. Оцените с этих позиций возможность использования приведенных ниже текстов.

А. Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал друзей. Дружно тащат муравьи зерно домой. (По П. О. Афанасьеву.).

Б. Была у пас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика. (По Н. Дуровой.).

3. Назовите достоинства и недостатки приведенного ниже ученического сочинения. Объясните причины недостатков и способы их преодоления.

Зима

Зима пришла, клоками повисла на деревьях. Снег лежит великолепными коврами. Береза принакрылась снегом как серебром. Медведь впал в спячку. Волк и лиса рыщут по лесу. В деревне люди не работают. Все ждут зимы. (Марина М., второй класс.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой