Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование феномена границы в средневековой философии раскрывает его положительные стороны, способствует осмыслению не только теологических вопросов, но и многих проблем человека: его души, смерти, бессмертия. В средние века понятие «граница» использовалось как для понимания духовных сущностей, так и для понимания мира вещей. Данное понятие широко применялось теологами и средневековыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Граница как онтологическая проблема
    • 1. 1. Становление проблемы границы в западноевропейской философии
    • 1. 2. Многомерность и противоречивость границ
  • Глава 2. Пограничные особенности человеческого бытия
    • 2. 1. Граница как подлинная вотчина человеческой свободы и ограничение свободы необходимостью
    • 2. 2. Роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентаций

Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема границы актуальна для каждого поколения, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся связи, формируется новая система ценностей.

К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать свои возможности. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине происходящих в обществе изменений.

В современном обществе слишком много зыбкого, нестабильного, бюрократический аппарат по-прежнему занят преимущественно реализацией своих целей, значима роль финансовой олигархии. Это способствует тому, что границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.

Пониманию сути данных проблем способствует философское исследование границ. Понятие «граница» является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с категориями: «мера», «предел», «середина», «межа», «теперь», «место», «точка», «линия», «единое» и др.

Понятие «граница», рассматриваемое в философском контексте, полезно для выявления специфики различных философских учений, точек их соприкосновения и линий водораздела. Примененное к сфере человеческих отношений, оно позволяет выявить границы человеческого бытия, понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.

Человек сегодня должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть сложившиеся ценности и символы. При этом не следует забывать, что многое, возникающее вновь, становится общезначимым, выражает планетаризацию человеческого сознания, способствует упрочению границ его бытия.

Степень разработанности проблемы. Проблема границы обнаруживает себя в античной и средневековой философии, философии Нового и Новейшего времени. Однако наибольшую степень разработанности она получает в немецкой классической философии и философии экзистенциализма.

В античной философии проблема границы находит свое отражение в рассуждениях о мере, пределе, середине, конечном и бесконечном и др., в учениях о динамизме вещей (Анаксимандр, Гераклит), о числах (пифагорейцы) и т. п. Протагор и Горгий в центр философской рефлексии поставили вопросы пограничных состояний человека. Гиппий и Антифонт описали антитетический характер границ. Сократ стремился определить границы человеческого бытия. В философии Платона и Аристотеля граница представлена как середина, предел, соединяющий и разъединяющий противоположности.

В средневековой философии граница исследуется при рассмотрении многих проблем человека: души, смерти, бессмертия (Филон, Тациан, Теофил). Ориген и Фома Аквинский используют понятие «граница» для понимания сути вещей. Августин обращается к данной категории при рассмотрении соотношения добра и зла, а так же диалектики «двух градов».

И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах значительно расширяют проблемное поле границ. И. Кант, исследуя априорные синтетические суждения, диалектические противоположности, наполняет эти понятия новым содержанием. Он определяет границы чистого и практического разума, а также способы выявления этих границ.

И. Г. Фихте с помощью понятия «граница» исследует духовную реальность. Философия границы Ф. В. Й. Шеллинга согласует два противоположных учения: натурфилософию и трансцендентальный идеализм. Л. Фейербах концентрирует внимание на исследовании внутренних границ человеческого бытия.

Наиболее существенный вклад в понимание границы внес Г. В. Ф. Гегель. Данное понятие исследуется им многомерно и глубоко, оно помогает осветить диалектику конечного и бесконечного, внутреннего и внешнего, своего и иного, освоенного и отчужденного.

В философии Новейшего времени понятие «граница» широко используется в учениях о пределах человеческого бытия (Э. Гуссерль, А. Камю, Ж. П. Сартр, К. Ясперс и другие), о межличностных взаимоотношениях (М. Хайдеггер, А. Сервера Эспиноза). Представитель «философии жизни» А. Бергсон, противопоставляя инстинкт и интеллект, стремится расширить границы человеческого бытия. X. Ортега-и-Гассет исследует границы человеческого бытия через достижения и результаты жизненного процесса становления. М. Фуко рассматривает границы между языком, «привязанностью к смерти Бога» и сексуальностью.

Феномен границы находит отражение и в русской философии, помогает осознать пределы бытия, глубины внутренней духовной жизни, неразрывную связь человека с Богом (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.) — Л. Шестов, Н. С. Гумилев показывают, что граница проявляет себя между различными альтернативами. В. И. Красиков, следуя религиозной традиции, заостряет внимание на том, что границы могут иметь и трансцендентальный характер.

Обращенность философов-антиномистов (С. Н. Булгаков, Э. Фромм) к феномену «граница» помогает понять, что познание проблемно, исследование различных парных категорий раскрывает разный опыт, связи и отношения. Н. Элиас исследует границы между индивидом и обществом. Философы-психоаналитики (3. Фрейд, К. Г. Юнг) обращают внимание на то, что существуют границы, хотя и зыбкие между чувс1вами и мышлением человека.

Д. В. Пивоваров подразделяет границы на пространственные и временные, внешние и внутренние, количественные и качественные и т. д. Понятие границы используется многими авторами при описании многомерности, неопределенности свободы (В. Виндельбанд, Н. И. Козлов, А. М. Максимов, Л. А. Мясникова, Г. П. Федоров).

Существенный вклад в понимание обусловленности смысла жизни пограничным бытием человека внесли А. Бергсон, Ф. М. Достоевский, Е. Дюринг, К. Н. Любутин, А. И. Солженицын, Ю. Ш. Стрелец, Л. Н. Толстой, Е. II. Трубецкой, С. Л. Франк, В. Франкл и др.

Различные аспекты взаимоотношений категорий «граница», «свобода», «необходимость» нашли отражение в работах П. А Гольбаха, А. Г. Маслоу, Э. Мунье, Б. Спинозы, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.

Между тем, отдельные пограничные проблемы человеческого бытия остаются недостаточно изученными. Требует своего объяснения парадоксальность границ. Назрела потребность расширить изучение границы как мерной категории, исследован* категориальный аппарат, помогающий раскрыть содержание данного феномена. Объект исследования — феномен и понятие границы. Предмет исследования — проблема границы и специфика пограничного бытия человека.

Цель исследования — разработка авторской онтологической концепции границы применительно к пограничному бытию человека.

В соответствии с целью и особенностями предмета исследования определены следующие задачи:

— исследовать становление проблемы границы в западноевропейской философии, определить категориальный аппарат, характеризующий пограничное бытие человека;

— раскрыть онтологию границ, их многомерность и противоречивость;

— рассмотреть ограничение свободы необходимостью и показать, что граница есть подлинная вотчина свободы;

— выявить роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентаций.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования явились диалектические принципы единства исторического и логического, материального и духовного, своего и иного, внутреннего и внешнего, методы сравнительного анализа, антиномий и альтернатив.

Научная новизна исследования.

1. Осуществлен авторский анализ становления проблемы границы в западноевропейской философии.

2. Разработана онтологическая концепция границы применительно к пограничному бытию человека.

3. Выявлены и определены фундаментальные интенции смысложизненных ориентаций человека.

4. Предложена авторская трактовка свободы как самоограничения человека.

5. Конкретизированы представления о многомерности и противоречивости границ.

6. Доказано, что существенную роль в формировании смысложизненных ориентаций человека играют не только пограничные ситуации, но и также пограничные отношения, и пограничные состояния.

Научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в философском осмыслении феномена границы и пограничных отношений человеческого бытия. Комплексный анализ данной проблемы позволил понять многомерность, многогранность, противоречивость, специфичность, как самого термина «граница», так и бытийной сферы человека, что будет способствовать дальнейшему развитию соответствующих разделов онтологии.

Практическое применение материалов диссертационного исследования возможно при обучении студентов по курсам «Философия», «Онтология и теория познания» а также при разработке соответствующих спецкурсов.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации докладывались автором на заседаниях кафедры философии и религиоведения Оренбургского государственного педагогического университета, кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кафедры философской антропологии Оренбургского государственного университета, кафедры философии Магнитогорского государственного университета. Отдельные выводы и положения диссертационной работы были изложены на молодежной студенческой научно-практической конференции (Оренбург, апрель 2003 г.) — на Международной научно-практической конференции «Философия: вызов современности», посвященной 40-летию философского факультета Уральского государственного университета им А. М. Горького (Екатеринбург, 1−7 сентября 2005 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Человек: горизонты духовного развития», посвященной памяти доктора философских наук В. А. Андрусенко (Оренбург, 30 октября 2009 г.).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Исследование изложено на 140 страницах, библиография представлена 137 источниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование феномена границы в западноевропейской философии позволило выявить целый ряд атрибутивных свойств границы и сущностных характеристик, определяющих ее онтологический статус.

В греческой философии феномен границы раскрывается на основе целого ряда категорий, характеризующих различные стороны социального, природного и духовного бытия. Исследование границы древнегреческими философами способствовало раскрытию специфических черт греческого духа. В философии границы нашли свое отражение противоречивость мира, динамизм вещей и явлений.

Исследование феномена границы в средневековой философии раскрывает его положительные стороны, способствует осмыслению не только теологических вопросов, но и многих проблем человека: его души, смерти, бессмертия. В средние века понятие «граница» использовалось как для понимания духовных сущностей, так и для понимания мира вещей. Данное понятие широко применялось теологами и средневековыми философами при рассмотрении взаимоотношений между философией и религией, а также для изучения противоположных категорий. Поскольку данное понятие обладает глубокой диалектической сущностью, то оно использовалось ими и как способ познания истины, души, Духа и иных сущностей.

Представители немецкой классики занимались философским осмыслением сущности и предназначения человека, исследованием его активности как познающего субъекта, а также изучением границ самого знания. В немецкой классической философии учение о границе представлено наиболее полно. Граница соединяет бытие и ничто, внутреннее и внешнее, количественное и качественное, Бога и творение и т. д. В границе есть свое и иное. В ней осуществляются переходы от субъективного к объективному или наоборот — от объективного к субъективному. Обратившись к априорным суждениям, духовной реальности, проблемам самопознания, миропознания, богопознания, немецкая классическая философия значительно расширила горизонты познания. Она позволила соотнести эмпирические факты и теоретическое познание, определить перспективы развития природной и общественной жизни.

В постклассической философии понятие «граница» широко используется в учениях о пределах человеческого бытия применительно к его внутренним переживаниям, которые раскрываются, в частности, в философии А. Камю и Ж. П. Сартра посредством привлечения категорий «страх», «страдание», «пограничная ситуация», «предел», «свобода» и др. Согласно К. Ясперсу, человек, благодаря богатому внутреннему миру, способен пересекать границы наличного бытия, а неудачи и катастрофы приводят его к некоему пограничному состоянию, в котором он может познать либо Бога, либо ничто. Глубоко упрятан человек и в философии М. Хайдеггера: во взаимоотношениях человека с иными людьми формируются границы, которые время от времени изменяются. Экзистенциальная философия раскрывает богатую палитру внутреннего мира человека.

Исследование феномена границы в западноевропейской философии показывает, что разнообразные жизненные противоречия находят в нем свое отражение. Наличие же множества философских концепций помогает нам выявлять эти противоречия и способствовать их разрешению.

Исследование данной категории с помощью различных методов позволяет понять, что граница — это мерная категория, выражающая специфическое существование противоположностей на линии водораздела. Мера обозначает границы, в пределах которых целое сохраняет самотождественность. Но это не застывшая самотождественность, она содержит в себе противоположности, которые предполагают многообразные отношения между частями целого. Граница выступает единством противоположностей потенциального и актуального, доброго и злого, своего и чужого, любви и ненависти и т. п. Выступая мерой, она отражает взаимосвязи между различными сущностями.

Границы неустойчивы, изменчивы, парадоксальны. С одной стороны, граница обособляет, порождает неповторимость и своеобразие мира. С другой стороны, граница дает окружающей реальности возможность сделать шаг к обновлению и совершенствованию.

Исследование границ показало, что всестороннее рассмотрение данной проблемы невозможно без диалектического осмысления философских парных категорий. Анализ же парных категорий раскрывает их противоречивость, внутренние, многомерные отношения между собой, согласующиеся моменты и стороны взаимопроникновения, показывает, что каждый элемент системы философских категорий содержит в себе неотъемлемое свойство, характерное как для него, так и для противоположного ему элемента.

В работе также показано, что переходы парных категорий друг в друга не могут быть одномоментными и симметричными, каждая из категорий содержит в себе свою противоположность, а их взаимопроникновение превращается в некий симбиоз, содержащий в себе пограничную множественность.

Понять противоречивость, многомерность границ человеческого бытия нам помогли методы антиномий и альтернатив, заимствованные из области научного познания. В частности, антиномизм помогает разобраться, почему мы страдаем от двойственности, разорванности, и в то же время прописывает основания устойчивости, незыблемости человеческого бытия. Обосновывая одинаковое право на существование противоположностей, он «охлаждает» рациональное мышление в постижении целого, развенчивает мифы о том, что диалектическая логика все заранее предвидит. Метод альтернатив помогает нам выявить причины резких изменений границ.

В работе мы стремились показать, что толкование границы как многомерной, противоречивой категории может оказать существенную помощь при рассмотрении многих философских вопросов, помогает человеку ориентироваться в этом мире, не терять жизненной устойчивости. Благодаря границам, человек не только может переходить из одного пограничного состояния в другое, но и одновременно пребывать во множестве миров.

В работе прослеживается понимание значения границ в становлении человеческой свободы и ограничения ее необходимостью. Через анализ персоналистских, материалистских и экзистенциалистских концепций, а также различных авторских видений данной проблемы (Ф. В. Й. Шеллинг, В. С. Соловьев, И. Кант, А. Шопенгауэр, В. Фрапкл, С. А. Левицкий) показывается, что человек — многомерное, многогранное существо, реализующее свою человеческую сущность, свою свободу в своем пограничном бытии. Свобода — это процесс, обусловленный множеством выборов и действий, в границах которого происходит самоопределение человека. Границы подвижны, изменчивы, неустойчивы. Возникновение свободы оказывается возможным в моменты перехода от внутреннего к внешнему и обратно. Свобода кратковременна, поскольку состояния тождества, единства противоположностей непродолжительны. В свободе сконцентрирован огромный мир человеческих возможностей. Стремление подняться над собой, раздвинуть свои границы помогает человеку в осознании смысла своего существования, создает предпосылки к пониманию других людей и бытия в целом. Мы не можем обладать ни абсолютной свободой, ни абсолютным рабством. Разные стороны свободы проявляются, в первую очередь, в осваивающей и отчуждающей деятельности. Поскольку человек реализует свою свободу в различных пограничных проявлениях, смотрит на себя и на окружающих с пониманием сути данного вопроса, он способен корректировать границы собственного бытия. Он с пониманием относится к переменам, происходящим в обществе, легче переживает страх и неуверенность. Благодаря этому человек в большей мере может реализовать свои сущностные силы.

Исследование проблемы границ показало, что пограничное бытие позволяет человеку отделить себя от иного, определить прочность, подвижность границ своего бытия, понять свою неразрывную связь с иным, осознать противоречивость, парадоксальность своего существования. Пограничные особенности бытия проявляются, в частности, через пограничные отношения, пограничные состояния и пограничные ситуации. Пограничные отношения мы определяем как отношения, которые ограничивают не только взаимосвязи между людьми, но и их взаимодействие с окружающим миром. Пограничное состояние мы понимаем как качественную определенность бытия человека, характеризующую направленность его действий, придающую устойчивость, осмысленность в рамках сложившихся границ. Пограничная ситуация для нас — это момент выбора и переоценки ценностей.

Философский анализ проблемы границы показал, что пограничные отношения, состояния и ситуации являются атрибутом бытия человека. Пограничное бытие находит отражение во всех значимых философских учениях, независимо от того, используют ли философы термины «граница», «пограничные ситуации» и др. или же нет. Пронизывая все сферы человеческой жизнедеятельности, пограничность бытия способствует формированию и развитию смысложизненных ориентаций человека.

Таким образом, исследование показало непреходящую актуальность проблемы границы для рассмотрения особенностей человеческого бытия. Выявлены многомерность и противоречивость границы, исследованы ее сущностные характеристики применительно к сфере жизнедеятельности человека, к обретению им смысложизненных ориентаций.

Мы надеемся, что материалы нашего диссертационного исследования вызовут профессиональный интерес у философской общественности, послужат источником для дальнейшего изучения феномена границы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат / Августин Блаженный. Минск: Харвест, 1999. — 1600 с.
  2. Аль-Фараби, А. Философские трактаты / А. Аль-Фараби. Алма-Ата: Наука КазССР, 1970. — 429 с.
  3. , Д. В. Пролегомены к семиотике философии / Д. В. Анкин. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. 294 с.
  4. Антология мировой философии. Философия древности и средневековья: в 4 т. М.: Мысль, 1969. — Т. 1, ч. 2. — 936 с.
  5. Антология мировой философии: Античность / отв. Ю. Г. Хацкевич. -Минск: Харвест — М.: ACT, 2001. 960 с.
  6. Антология мировой философии: Возрождение / отв. Ю. Г. Хацкевич. -Минск: Харвест — М.: ACT, 2001. 928 с.
  7. Аристотель. О возникновении и уничтожении / Аристотель // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1981. — Т. 3. — 613 с.
  8. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — 830 с.
  9. , В. М. Свобода и нравственность / В. М. Артемов. М., 2007. -224 с.
  10. , В. Ф. Диалектика в философии Шеллинга / В. Ф. Асмус // Избранные философские труды: в 2 т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. -Т. 2.-446 с.
  11. , А. С. Проблема субъекта: человек субъект / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. — 2007. — № 12. — С. 3 — 15.
  12. , Р. К. Странствующий рыцарь Истины: Жизнь, мысль и подвиг Джордано Бруно / Р. К. Баландин. М.: Дет. лит., 1988. — 240 с.
  13. , В. А. Энциклопедия философии и социологии права / В. А. Бачинин. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. — 1093 с.
  14. , И. А. Целостность н свобода человека / И. А. Беляев, А. М. Максимов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. -180 с.
  15. , А. Длительность и одновременность : По поводу теории Эйнштейна / А. Бергсон — пер. с фр. СПб.: Академия, 1923. — 154 с.
  16. , А. Творческая эволюция / А. Бергсон — пер. с фр. -Жуковский — М.: Кучково поле, 2006. 384 с.
  17. , Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио- М.: ACT, 2002. — 679 с.
  18. , Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском / Н. А. Бердяев. -М.: Канон, 1999.-480 с.
  19. , Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев, М.: ACT — Харьков: Фолио, 2002. — 736 с.
  20. Булгаков- С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения- /. С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. — 415 с.
  21. Венцлер, J1. Понятие «смысл жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание / JT. Венцлер // Вопросы философии. 2007. — № 11. — С. 21 — 32.
  22. , В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. М.: Сов. Россия, 1989.-704 с.
  23. , В. О свободе воли / В. Виндельбанд // Избранное: Дух и история: пер. с нем. М.: Юрист, 1995. — 687 с.
  24. , Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  25. , К. С. Этюды о тоске человека по вечности / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 2009. -№ 3.-С. 3−18.
  26. , Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Феномен человека. -М.: Высшая школа, 1993.-349 с.
  27. , Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 2002. -780 с.
  28. , Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1974. — Т. 1: Наука логики. — 452 с.
  29. , Ю. Н. Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур / Ю. Н. Гирин // Вопросы философии. 2002. — № 11.1. С. 85 94.
  30. , П. А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / П. А. Гольбах // Избранные произведения: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1963. — Т. 1.-С. 51 — 700.
  31. , П. А. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления / П. А. Гольбах // Избранные произведения: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1963. — Т. 2. — С. 83 — 545.
  32. , Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. Минск: Харвест, 1999.-752 с.
  33. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль — пер. с нем. М.: Дом интеллектуал, книги, 1999.-332 с.
  34. , Б. Т. Смысл жизни / Б. Т. Грив. М.: Добрая книга, 2008. — 144 с.
  35. , Е. Ценность жизни / Е. Дюринг. Минск: Харвест — М.: ACT, 2000.-336 с.
  36. , И. И. Миф о человеке в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» / И. И. Евлампиев // Вопросы философии. 2008. — № 11. -С. 70- 83.
  37. , И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции / И. А. Егоров // Вопросы философии. 2000. — № 3. — С. 3 — 21.
  38. , В. В. Жизнь без границ. Нравственный закон / В. В. Жикаренцев. СПб.: Диамант, 2001. — 240 с.
  39. , Н. И. Личная безопасность как объект социологического анализа / Н. И. Зинченко // Социс. 2007. — № 2. — С. 137 — 140.
  40. Ин-Сук Ча. Мондиализация нашего дома: к философии мирной жизни / Ин-Сук Ча // Вопросы философии. 2009. — № 4. — С. 20 — 28.
  41. История философии: энциклопедия. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2002. — 1376 с.
  42. , И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Эксмо, 2008. — 736 с.
  43. , И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме / И. Кант // Метафизические начала естествознания. М.: Мысль, 1999. — С.627 — 666.
  44. , И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. М.: Мысль, 1999.- 1472 с.
  45. Категории диалектики (теоритико-методологические проблемы): цикл лекций / И. Я. Лойфман и др. — под общ. ред. И. Я. Лойфмана. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — 255 с.
  46. , Т. Ю. Будущее в наших руках / Т. Ю. Катуржевская // Философские науки. — 2001. — № 1. — С. 43 — 54.
  47. , В. Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Ж. Келле // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. -М., 1999.-173 с.
  48. , Л. А. Закон сохранения Бытия / Л. А. Коган // Вопросы философии. 2001. — № 4. — С. 56 — 69.
  49. , Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье : веселая книга о свободе и нравственности / Н. И. Козлов. Дубна: Феникс — М.: Ребус, 1994.-274 с.
  50. , В. И. Явь беспокойства / В. И. Красиков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 163 с.
  51. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. М.: ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1941.-328 с.
  52. , Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский — пер. с лат. СПб.: Азбука, 2001. — 320 с.53
Заполнить форму текущей работой