Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия политологии: плюрализм принципов и направлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выше мы определились с двумя основополагающими принципами политологии: результативностью и эффективностью. Вопрос о принципах применительно к любому типу теории является в концептуальном отношении главенствующим, поэтому продолжим его рассмотрение применительно к политологии. В политологической литературе часто обращаются к принципам равенства, свободы и справедливости. Складывается впечатление… Читать ещё >

Философия политологии: плюрализм принципов и направлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политология — отрасль науки, содержащая множество теорий, главная особенность которых состоит в том, что все они руководствуются одним и тем же принципом, а именно принципом обеспечения максимально результативной и эффективной власти в лице государства, особых организаций, в частности партий классов, а также отдельных лиц. По мнению Р. И. Гудина и Х.-Д. Клингеманна, «наиболее точно „политику“ можно охарактеризовать как ограниченное применение социальной власти»[1]. Очевидно, однако, что не всякое ограничение власти является мероприятием.

bo благо общества. На наш взгляд, правильнее определять политологию как науку, руководствующуюся принципом достижения такой результативности и эффективности власти, которая обеспечит прогресс политических институтов, организаций, поведения граждан.

Властные отношения заключаются в том, что в силу установленной тем или иным путем субординации начальствующего (X) и подчиненного (У) субъектов Y выполняет предписания X. Эти предписания могут соответствовать или же, наоборот, противоречить интересам У, вырабатываться совместно или быть указаниями X, руководствующегося или не руководствующегося указаниями третьей инстанции (Z). В любом случае между X и У устанавливаются властные отношения, в которых проявляется доминация X над У.

Выше мы определились с двумя основополагающими принципами политологии: результативностью и эффективностью. Вопрос о принципах применительно к любому типу теории является в концептуальном отношении главенствующим, поэтому продолжим его рассмотрение применительно к политологии. В политологической литературе часто обращаются к принципам равенства, свободы и справедливости. Складывается впечатление, что в политологии именно они имеют определяющее значение. Чтобы оценить его, мы выделили принципы трех важнейших политологических документов, а именно конституций США, ФРГ и России. Конституция США была принята в 1787 г. и считается первой государственной конституцией в современном понимании. Конституция ФРГ была принята в 1949 г. и представляет собой документ середины XX в. Конституция РФ была принята в 1993 г. и характеризует конец XX в. Все три конституции корректировались и считаются образцовыми, т. е. в известном смысле соответствующими идеалам современного политологического знания. Выражение в «известном смысле» означает в данном случае, что только тщательный научный анализ обнаруживает в текстах конституций изъяны, исправление которых не отменяет легитимность текстов конституций в целом. Итак, обратимся к принципам трех конституций (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Политологические принципы трех конституций.

Конституция.

Принципы.

США.

  • • совершенствования единства нации;
  • • правового государства;
  • • обеспечения спокойствия граждан;
  • • обеспечения безопасности нации;
  • • обеспечения общего благоденствия;
  • • свободы

ФРГ.

  • • ответственности;
  • • объединения Европы;
  • • всеобщего мира;
  • • единства Германии;
  • • свободы Германии

Конституция.

Принципы.

РФ.

  • • демократии;
  • • федерализма;
  • • республиканской формы правления;
  • • правого государства;
  • • свободы;
  • • целостности и неприкосновенности государства

Содержание табл. 4.6 показывает, что совсем не обязательно принципы свободы и справедливости занимают в политологической теории главенствующее место. Во всех трех конституциях принцип свободы находится в конце списка основных ценностей. Принцип справедливости даже не упоминается. Главенствующее значение может придаваться различным принципам, в результате их субординации придается специфический вид. Разумеется, не только не осуждается, а, наоборот, приветствуется стремление разработчиков текстов конституций как основных документов государств учесть соответствующий международный опыт.

Принципы знаменуют собой дедуктивное начало политологической теории. С них начинается многоэтапный процесс интратеоретической трансдукции. Есть все основания считать, что методом политологии является концептуальная, в частности интратеоретическая, трансдукция. Тем не менее приходится отметить, что у самих политологов на этот счет существует определенное недопонимание. Это мнение сформировалось у нас после тщательной проработки текстов во многом замечательного политологического обзорного труда о статусе современной политологии1. Концепты дедукции и индукции не внесены в обширный предметный указатель. Между тем речь идет о двух важнейших методах политологии. Ч. Рейджин, Д. Берг-Шлоссер и Ж. де Мёр выделили в своей статье маленький раздел под курьезным названием «Индукция или дедукция»[2][3]. Но между этими двумя этапами интратеоретической трансдукции не приходится выбирать. Это обстоятельство прекрасно понимают Дж. С. Мангейм и С. Рич, подчеркивающие единство индукции и дедукции. Они полагают, что дедукция есть движение «от абстрактного и общего к конкретному и специфическому»[4]. Индукция же идет в обратном направлении. Отметим, что дедукция начинается с принципов. Но зачисление принципов в область абстрактного и общего невозможно обосновать. Иногда, но далеко не всегда, они могут быть связаны с операциями обобщения и абстрагирования, однако эти же операции могут быть применены к переменным. Принципы есть принципы, а не общее и абстрактное. Критикуемые авторы характеризуют интратеоретическую трансдукцию неполно, не входя в смысловые тонкости рассматриваемой темы.

Желая понять существо политологической методологии, X. Р. Алкер обращается к творчеству норвежского политолога И. Гальтунга1. В теперь уже далеком 1967 г. Гальтунг предложил схему метода социальных теорий2. В нашем изображении она выглядит следующим образом (рис. 4.1).

Метод социальной теории (по Й. Гальтунгу).

Рис. 4.1. Метод социальной теории (по Й. Гальтунгу).

С данными соотносится не теория, а дедукция. Эмпиризм — это не метод, а название философского направления, абсолютизирующего эксперимент. Данные, т. е. эмпирические переменные, либо являются, либо не являются ценностями. Они не превращаются в ценности в результате критицизма. Новая теория является результатом интертеоретической и иитердисциплинарной трансдукции, а не некоего конструктивизма, этапы которого никак не разъясняются.

Не будучи профессиональным политологом, автор не склонен высказывать в адрес представителей замечательной отрасли науки политологии резкие суждения. Тем не менее утверждение К. фон Байме: «Для политологов характерно пренебрежительное отношение к методологическим проблемам»3 — воспринимается нами с пониманием. Он ставит в пример политологам социологов4. Думается, что не только у политологов, но и у социологов есть повод для более внимательного отношения к методологии науки. В конечном счете политологи успешно проходят все круги научных исследований. Если бы они относились с должным вниманием к философии политологии, то, несомненно, добились бы еще больших успехов.

Обратимся теперь к оценке статуса характерных для политологии направлений. Согласно нашему анализу по крайней мере 14 из них заслуживают всяческого внимания. Все они указаны в табл. 4.7.

Таблица 4.7

Направления политологии5

Критерии.

Направления.

Представители.

Политолого-философские направления.

Философская ориентация.

  • 1. Позитивизм
  • 2. Бихевиоризм
  • 3. Критический рационализм
  • 4. Экзистенциализм

Ч. Мерриам X. Ойлау К. Поппер X. Арендт.

  • 1 Алкер X. Р. Политическая методология: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления. С. 766—778.
  • 2 Galtung J. Theory and Method of Social Research. Oslo: Universitets forlaget, 1967.
  • 3 Байме К. фон. Политическая теория: эмпирическая политическая теория // Политическая наука: новые направления. С. 495.
  • 4 Там же. С. 496.
  • 5 Каике В. А. История, философия и методология социальных наук. С. 333.

Критерии.

Направления.

Представители.

Философская ориентация.

  • 5. Аналитический контрактуализм
  • 6. Критическая герменевтика
  • 7. Постструктурализм

Дж. Ролз Ю. Хабермас М. Фуко.

Политолого-категориальные направления.

Категории единичного, особенного, общего.

  • 1. Политологический атомизм
  • 2. Коммунитаризм
  • 3. Генерализм

Р. Нозик М. Санделл А. Грамши.

Политологические направления.

Первые принципы теорий.

  • 1. Эгалитаризм
  • 2. Либерализм
  • 3. Джастизм
  • 4. Респонсабилитатизм

Э. Андерсон М. А. Бакунин Дж. Ролз Ю. Хабермас.

На первом этапе соответствующего анализа мы выделили 14 направлений. При их ближайшем рассмотрении выяснилось, что направления целесообразно сгруппировать в три класса. Первый класс направлений политологии имеет ярко выраженную ориентацию на знаменитые философские направления. Все они рассматривались выше (см. гл. 2). В пояснении нуждается, пожалуй, только аналитический контрактуализм. Его манифестом является теория общественного контракта американца Дж. Ролза[5]. Это современное, по преимуществу прагматико-аналитическое истолкование теории общественного договора нововременных авторов Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Направления с отчетливой философской направленностью по своему существу являются политолого-философскими. Они реализуют интердисциплинарные связи политологии с отдельными философскими направлениями.

Вторая группа направлений объединяет концепции, в которых доминантное значение приобретает либо единичное (политологический атомизм), либо особенное (коммунитаризм), либо общее (генерализм). В качестве социального атома признается отдельная личность. Все непреклонные сторонники свободы, по сути, являются социальными атомистами. Коммунитаристы (от лат. communitas — общество) относятся критически как к сторонникам либерализма, так и к авторам универсальных рецептов, например к марксистам. Они подчеркивают актуальность культурно-исторических особенностей различных социальных групп людей. Генералисты делают акцент на максимально всеобщем. В отличие от коммунитаристов их внимание обращено по преимуществу не на отдельные группы людей, а на цивилизации и общественно-экономические формации. Типичными представителями генералистов являются марксисты с их идеалом всеобщего равенства. Рассматриваемые направления резонно назвать политолого-категориальными. Они отчасти также ориентированы на некоторые философские предпочтения, которые на этот раз не представлены в таком ярком виде, как в случае политолого-философских направлений.

Что же касается третьей группы направлений, то все они являются сугубо политологическими. Для них необязательны какие-либо отчетливые философские пристрастия. Их представители по-разному ранжируют принципы политологических теорий. В случае предпочтения принципа равенства конституируется эгалитаризм (от фр. egalite — равенство). Если на первый план выдвигается принцип свободы, то имеет место либерализм (от лат. liberum — свободный). Джастизм (от англ, justice — справедливость) превозносит принцип справедливости. Респонсабилитатизм (от лат. responsabilitatis — ответственность) является предпочтением концепта ответственности.

Обратившись к направлениям политологии, а встречи с ними не избежать, политолог оказывается в сложном положении. Если он бездумно присоединится к одному из них, то непременно окажется не в состоянии учесть достижения других направлений. На наш взгляд, единственным выходом из создавшейся проблемной ситуации является ранжирование направлений политологии. Обратимся в этой связи для начала к политолого-философским направлениям.

Применительно к ним наблюдается вполне отчетливая восходящая линия ориентации политологии: позитивизм => бихевиоризм => критический рационализм => аналитический контрактуализм. В эту линию ориентации невозможно включить предпочтение политологами экзистенциализма, критической герменевтики и постструктурализма. Все три предпочтения представляют собой самостоятельные линии развития политологии. Представим политолого-философские направления в соответствии с проведенным анализом (табл. 4.8).

Таблица 4.8

Упорядочение политолого-философских направлений.

Политолого-философские направления.

Ранг.

Ранговый коэффициент.

Аналитическая политология (10) => критико-рационалистическая политология (8) => бихевиористская политология (5) => позитивистская политология (3).

0,42.

Критико-герменевтическая политология (10).

0,29.

Постструктуралистская политология (10).

0,17.

Экзистенциальная политология (10).

0,12.

В табл. 4.8 указаны локальные рейтинговые оценки направлений, а также их ранги и ранговые коэффициенты. Перемножив локальные рейтинги на ранговые коэффициенты, можно получить интегральные рейтинги отдельных направлений. Смысл проведенной работы состоит в том, что исследователь учитывает достижения всех политолого-философских направлений, благополучно избегая их уравнивания.

Достижения политолого-категориальных направлений также могут быть синтезированы в процессе их упорядочения. В зависимости от конкретной ситуации на первый план могут выдвигаться различные политолого-категориальные направления.

Разумеется, поддаются упорядочению и политологические направления. Впрочем, непременно следует учитывать, что сами принципы равенства, свободы, справедливости и ответственности должны быть интерпретированы в соответствии с устройствами политологических теорий. В автономном виде они не даны.

Наконец, следует отметить необходимость сопоставления также трех типов направлений политологии. В очередной раз вводятся соответствующие рейтинговые и ранговые оценки.

Патриарх американской политологии Г. Алмонд говорил, что «методология политических исследований характеризуется плюрализмом, который в своей основе эклектичен»1. Он даже пытался его оправдать, утверждая, что плюрализм «по сути своей эклектичен и стимулирует взаимодействие между специалистами, которое в конечном итоге базируется на всеобщем признании обязательности использования достоверных сведений и соблюдения логических выводов»[6][7]. Увы, выдающийся политолог допускает явную методологическую ошибку. Эклектика препятствует доступу ко всем политологическим истинам, в том числе и к достоверным сведениям, и к правильным логическим выводам. К счастью, вопреки Г. Алмонду она не неизбежна.

Выводы

  • 1. Политология — аксиологическая отрасль науки, основным принципом которой является принцип обеспечения результативной и эффективной власти.
  • 2. Принципы любой политологической теории могут ранжироваться по-разному. Лишь в процессе многолетних исследований при всестороннем осмыслении истории развития политологии выясняются наиболее эффективные субординации политологических принципов.
  • 3. Для политологии характерны направления трех типов, а именно политологофилософские, политолого-категориальные и политологические. Посредством их упорядочения политолог избавляется от эклектики, заслоняющей путь к подлинным истинам политологии.
  • [1] Гудин Р. И., Клингеманн Х.-Д. Политическая наука как дисциплина // Политическаянаука: новые направления. М.: Вече, 1999. С. 33.
  • [2] Политическая наука: новые направления.
  • [3] Рейджин Ч., Берг-Шлоссер Д., Мёр Ж. де. Политическая методология: качественныеметоды // Политическая наука: новые направления. С. 744.
  • [4] Мангейм, Дж. Б., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 46.
  • [5] Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1995.
  • [6] Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политическая наука: новыенаправления. С. 106.
  • [7] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой