Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологизация науки и образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Социально-историческое развитие человечества на рубеже тысячелетий столкнулось с такими проблемами, которые так или иначе затрагивают коренные интересы всех стран и народов, касаются самих судеб человечества и даже угрожают самому существованию жизни на нашей планете. Так, большую опасность для будущего человечества представляет одностороннее и в значительной степени стихийное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Содержание и структура процесса экологизации наук
    • 1. 1. Экологизация как способ взаимосвязи наук
    • 1. 2. Специфика общенаучного экологического подхода исследования
    • 1. 3. Предметно-проблемный тип взаимосвязи экологических наук
  • Глава 2. Социально — экологический синтез знания и образование
    • 2. 1. Экология и внутриотраслевая взаимосвязь наук
    • 2. 2. Современные тенденции межотраслевой взаимосвязи наук
    • 2. 3. Экологизация наук в контексте образования

Экологизация науки и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-историческое развитие человечества на рубеже тысячелетий столкнулось с такими проблемами, которые так или иначе затрагивают коренные интересы всех стран и народов, касаются самих судеб человечества и даже угрожают самому существованию жизни на нашей планете. Так, большую опасность для будущего человечества представляет одностороннее и в значительной степени стихийное воздействие общества на природу, несбалансированное производственное и непроизводственное вмешательство в природные процессы. Необходимость осмыслить отношение к природе в его общей сущности проходит через всю историю человечества в качестве одной из основных форм познания человеком себя как человека вообще, в качестве важнейшего аспекта исторического развития человеческого самосознания. И это неудивительно: человек существует благодаря природе, и обмен веществ с ней составляет основу жизнедеятельности человека не только как просто живого существа (его первую жизненную потребность), но и в том более широком и глубоком смысле, что, в конечном счете, именно отношением к природе (в его специфически человеческих формах, связанных с выделением основных уровней потребностей личности) определяются исторически конкретные границы и возможности общественного развития людей.

Эта истина в современных условиях получает утвердительное практическое подтверждение, а также охватывает и социально-экологический аспект человеческого отношения к природе. Тем самым вопрос о характере человеческого отношения к природе, о потребностях, интересах и целях людей, о том, что они значат (и чем оборачиваются) для природы и человека, обнаруживает свою непосредственную связь с судьбами всего человечества, с его историческим будущим. Как правило, острота вопроса объясняется, в первую очередь, реальной экологической опасностью, которая порождается стремительным ростом человеческого вмешательства в природную среду при отсутствии необходимого контроля и организации действенных мер по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов, что чревато необратимыми нарушениями биологических, экологических и даже климатических связей в масштабах всей Земли. Источник, основание экологических дисбалансов, а вместе с ними и экологических проблем в любом обществе коренится в самой диалектике человеческого существования. Вот почему философия выявляет объективные закономерности взаимодействия общества и природы, показывая истоки единства и противоположности человека и среды его обитания. С одной стороны, именно благодаря труду, как обменному процессу между человеком и природой, в которой производство орудий труда выступает особой социальной потребностью, достигается единство в рамках его взаимоотношений с естественной средой обитанияс другой стороны, именно человеческая деятельность и рождение новых потребностей являются существенным фактором, нередко отрицательно воздействующим на природные связи и отношения. При этом диалектико-материалистическая философия констатирует доминирующее значение социальных факторов в преодолении противоречия во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания.

В силу этой объективной диалектики как раз и возникают на соответствующем этапе социально-исторического развития те или иные экологические проблемы. С точки зрения этой диалектики всеобщая сущность экологических проблем, где бы и когда бы они ни возникали, заключается в рассогласовании, разладе между тем уровнем преобразования природы, который является естественно-исторически необходимым для решения стоящих перед обществом проблем социального, научно-технического и технологического прогресса, и той широтой и глубиной учета объективных связей и законов природы, которой общество реально располагает на данном этапе своего развития.

Это означает, что наряду с цивилизованным переустройством мира важнейшим путем разрешения современной экологической проблемы во всей ее глобальности является еще более высокий уровень научно-технического и информационно-технологического освоения природной действительности, чем тот, который способствовал возникновению этой проблемы. Экологизация материального производства и всей общественной практики, экологизация науки, нацеливание ее на раскрытие и использование специфически экологических связей и законов природы, экологизация всего общественного сознания и, прежде всего, воспитания и образования — вот те коренные пути, которые ведут к овладению человеком (в соответствии с его потребностями, интересами и целями) трудной экологической ситуацией.

Вот почему сегодня становятся заметнее процессы проникновения экологических идей, представлений и концепций в структуру современного научного знания (экологизация науки). Их перспективное развитие приводит, в конечном счете, к искомой «экологической» интеграции социально-гуманитарных, естественных и технических (технологических) наук. При этом с диалектико-материалистических позиций очевидно, что даже осуществление сложнейшей теоретико-познавательной и философско-методологической задачи, каковой является подобная интеграция и дифференциация науки, отнюдь не значит, будто это открывает свободный путь к эффективному и конструктивному разрешению социально-экологических проблем общественного развития. Однако в данном случае можно добиться определенной оптимизации, гармонизации и рационализации взаимоотношений между обществом и природой, улучшения биосферы и техносферы в интересах свободно развивающейся личности и всего человечества.

Степень научной разработанности проблемы. В свете вышеуказанного наглядно видно, что возрастание сложности, комплексности проблем, решаемых мировым сообществом в целом и Россией в частности, расширение сферы воздействия общества на природу предъявляют более высокие требования к науке, ведут к повышению роли всех ее основных отраслейсоциально-гуманитарных, естественных и технических (технологических) — в исследовании экологических проблем.

И если первые фундаментальные исследования связывали изучение экологической ситуации преимущественно с науками о Земле, то последующие работы раскрывали экологическую составляющую всех социально-экономических, гуманитарных, технических (технологических) и естественных наук. За последнее двадцатипятилетие отечественные ученые проделали большую работу по выявлению основных направлений социально-экологических исследований (О.В. Аксенова, Р. У. Биджиева, Б. А. Воронович, Э. В. Гирусов, А. И. Киселев, Е. А. Когай, В. А. Лось, Т. И. Ойзерман, А. В. Пацула, С. Н. Соломина, И. А. Сосунова, А. Д. Урсул, К. И. Шилин и др.) — дана философская и социально-этическая интерпретация существующих экологических проблем (В.П. Бганба-Церера, А. И. Горелов, А. А. Гусейнов, И. И. Кравченко, И. Д. Лаптев, Ю. В. Олейников, Н. Ф. Реймерс, И. Н. Ремизов и др.) — проанализирована специфика экологической ситуации в различных регионах мира (O.K. Дрейер, В.А. Лось) — предложена прогностическая оценка развития экологических проблем (В.А. Зубаков, А. И. Неклесса, Е. Н. Перцик, А. В. Толстоухов, О.Н. Яницкий).

Однако предстоит еще большая работа по углублению и расширению социально-экологических исследований, которым надо придать большую фундаментальность и обоснованность. Прежде всего, необходима дальнейшая разработка — применительно к современным условиям — диалектико-материалистической концепции взаимоотношения общества и природы. Поэтому представляется целесообразным выявить в историко-философском плане истоки генезиса современной экологической ситуациидать более углубленную трактовку субъект-объектных отношений в экологическом контекстеразработать метод анализа и социально-этической оценки таких сложных систем, каковой является, в частности, система «человек-общество-природа», и др.

Весьма важно и дальше развивать методы оптимизации применительно к анализу процессов взаимоотношений между человеком и средой его обитания, разрабатывать методы всесторонней социальной оценки принципиально новых путей и возможностей преобразования производительных сил, техники и технологий будущего, изучать динамику структурной организации человеческой деятельности и ее известной трансформации под влиянием усложняющегося характера современной экологической обстановки. В связи с этим высказываются суждения, что научно-техническая и технологическая революция нуждается в некоторой «природной» направленности. Не случайно некоторые ученые говорят о «новой» НТР, призванной в большей степени учитывать экологические принципы развития, и здесь есть, видимо, предмет для размышлений.

Взаимоотношение природы и общества уже не ограничивается масштабами нашей планеты. Произошло это в результате развития космонавтики и космических наук, создания космических средств исследования и освоения космоса и новых методов изучения Земли.

Современная экологическая обстановка оказывает существенное воздействие на структуру и динамику научного знания, характер и стиль мышления в естествознании. С одной стороны, подключение к изучению проблем отношения «человек-среда» всего комплекса современного научного знания, а не только наук биологического профиля или же наук о Земле, как это было ранее, придает фундаментальность интерпретации взаимоотношений между человеком и средой его обитания, а с другой — в естественные и технические (технологические), гуманитарные и общественные науки проникают экологические идеи и концепции, что существенно обогащает арсенал современного научного знания и стиль мышления.

Несомненно, что, используя законы развития природы, достижения научно-технической и информационно-технологической революции, человек (в соответствии со своими потребностями, интересами и целями) сумеет решить сложные экологические проблемы, обеспечить дальнейший прогресс производства материальных и духовных благ. Одно из существенных условий такого хода событий — всесторонний и интенсивный научный анализ вопросов развития взаимоотношения общества и природы, планомерной его оптимизации.

Таким образом, разрешение экологических проблем — не только научно-техническая, но и важнейшая социальная задача. Всестороннее развитие науки, основанное на неуклонном углублении взаимосвязи ее общественных, гуманитарных, естественных и технических (технологических) отраслей (а также их экологизации), в условиях транзитивного общества превращается в важнейший фактор социально-экономического прогресса, становится реальным средством предотвращения кризисного развития экологических проблем, средством их разрешения.

Недостаточность изученности многоаспектной проблемы экологизации науки и образования определила выбор темы исследования.

Объектом исследования является экологизация как феномен человеческой деятельности (ее потребностей, интересов и целей).

Предмет исследования: социально-философские аспекты структуры и взаимодействия экологизации науки и образования в воспроизводстве нового научного знания.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ экологизации науки и образования, учитывающий согласование теоретических подходов к изучению взаимоотношения общества, природы и человека (его потребностей и интересов), что приводит не только к раскрытию сущности объективного процесса экологизации современных наук и образования, но и позволяет выделить соответствующие направления (типологию) экологизации естественных, технических (технологических) и социально-гуманитарных наук (с учетом роли системообразующего фактора в этом процессе) и их взаимодействия с традиционными научными отраслями. Реализация намеченной цели предполагает решение следующих основных задач:

• рассмотреть феномен экологизации в качестве одного из способов взаимосвязи наук;

• выделить структурные элементы данного способа взаимосвязи наук: а) конкретный системообразующий (интегрирующий) факторб) основные уровни взаимосвязи наукв) общенаучный экологический подход познания;

• дать характеристику социально-экологического синтеза знания (в том числе и в аспекте образования);

• определить специфику внутриотраслевой взаимосвязи наук;

• раскрыть особенности межотраслевой взаимосвязи научных дисциплин;

• рассмотреть экологизацию наук в контексте образования.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Исходной теоретико-методологической базой диссертационного исследования являются основополагающие принципы социальной философии, а также специфические методы и концепции других отраслей знания, позволяющие с их помощью получить дополнительные познавательные возможности. Важную роль в содержательном обосновании темы и решении поставленных задач сыграли концептуальные идеи отечественных обществоведов.

В процессе проведения диссертационного исследования автор опирался на работы российских ученых, посвященные анализу кардинальных проблем современной науки, социального и научно-технического прогресса (в том числе экологические и космические исследования).

Научная новизна работы. С позиций современной методологии и социальной философии впервые исследованы содержание и структура экологизации науки (с учетом функции системообразующих (интегрирующих) факторов в этом процессе):

• обосновано положение об экологизации как способе взаимосвязи наук;

• выделены и рассмотрены основные элементы данного способа взаимосвязи наук;

• дан анализ сущности общенаучного экологического подхода исследования;

• исследованы основные типы взаимосвязи наук, в том числе и наук экологического профиля;

• рассмотрены основные виды внутрии межотраслевой взаимосвязи наук вообще и экологических дисциплин в частности;

• показано место экологизации науки в системе образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Процесс взаимосвязи в различных отраслях современной науки происходит чрезвычайно специфично, так как каждая из них подчинена системе потребностей, интересов и целей человека и обусловлена разделением научно-исследовательской деятельности внутри данной научно-производственной отрасли. В силу названных особенностей выделяются различные системообразующие (интегрирующие) факторы, которые вводятся в научную методологию в качестве критерия и типологии классификации специфических способов, уровней и видов предметной взаимосвязи наук. Так, если роль конкретного интегрирующего фактора выполняет экология, мы имеем дело с таким способом взаимосвязи наук, как экологизация.

2. Общую ответственность за плодотворную теоретическую и социально-практическую разработку всех сложных вопросов взаимодействия природы, общества и человека берет на себя фундаментальная наука, которая представлена своими и естественно-историческими, гуманитарными, и техническими (технологическими), социально-экономическими отраслями. Путь к выполнению такой социальной задачи современной науки перед обществом лежит через последовательную «экологизацию» соответствующих наук или «экологическую целеустремленность» подавляющего большинства осуществляемых научных исследований.

3. В данном случае экология выполняет функцию системообразующего (интегрирующего) фактора в движении научного знанияк единству, а экологизация поэтому выступает в качестве одного из основных способов взаимосвязи наук. В свою очередь структура этого способа состоит из таких элементов, как конкретный системообразующий (интегрирующий) фактор, объект (предмет) исследования и общенаучный подход (метод) познания.

4. Основные уровни взаимосвязи наук классифицируются на основе учета специфики факторов — интеграторов, которые в известной мере интенсифицируют и фокусируют в соответствующие группы те или иные интегративные процессы. Другими словами, в анализе одного и того же объекта (например, биосферы, экосистемы) или в решении одной и той же комплексной научной проблемы (например, в исследовании экологической проблемы, проблемы охраны окружающей среды) используются методы и средства (включая принципы научных теорий) из общенаучного цикла, т. е. из фундаментальных и прикладных отраслей гуманитарных, естественных и технических (технологических) наук. Тем самым в современных условиях развития науки начинает функционировать предметно-проблемный уровень взаимосвязи наук.

5. Общенаучность подхода или метода обусловлена фактором отражения в них различных форм проявления единства мира — единства структур, законов и т. д. Экологический подход базируется на единстве принципов экологического взаимодействия между любой выделенной системой и окружающей ее средой, независимо от принадлежности к тому или иному уровню организации и форме движения материи. Развивающаяся система экологического знания и претендует на роль общенаучного экологического подхода или метода.

6. Специфика социально-гуманитарных, естественных и технических наук и степень их взаимосвязи позволяет вычленить основные отраслевые виды взаимосвязи наук. Так называемая внутриотраслевая взаимосвязь представляет собой интеграцию внутри естественных и других наук (между физикой и химией, экологией и биологией и т. д.). Межотраслевая* взаимосвязь — это интеграция и дифференциация между социально-гуманитарными и естественными, естественными и техническими науками и т. п. Здесь в качестве системообразующих факторов выступают или смежные науки (внутриотраслевой вид), или отдельные отрасли знания (межотраслевой вид).

7. Цель экологического образования — накопление того объема знаний, который необходим каждому человеку. Одним из направлений экологического образования является экологизация кругозора личности, что предполагает овладение знаниями, смежными с экологическими, а также отражает взаимосвязь экологических отношений с экономикой, научно-техническим и технологическим прогрессом, политикой, правом и т. д.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она представляет собой исследование фундаментальной проблемы социальной философии.

Материалы диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы позволяют решить некоторые актуальные задачи социальной философии. Содержание диссертации дает возможность внести коррективы в соответствующие темы вузовского курса по философии и социологии, касающиеся науки как формы общественного сознания, методов и подходов познания, сущности научно-технической революции и экологических проблем, взаимоотношения природы и общества, развития образования, воспитания и обучения.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации докладывались автором на ряде региональных, межвузовских и внутривузовских научных и научно-методических конференциях. По теме диссертации опубликовано 13 работ, общим объемом 3,4 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, примечаний и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Человек, общество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизнедеятельности и единственным источником необходимых для существования и функционирования ресурсов. Природа и природные ресурсыбаза, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человекчасть природы и как живое существо своей жизнедеятельностью (а также уровнем своих потребностей, интересов и целей) оказывает ощутимое влияние на природную среду. Однако это влияние несравнимо с тем воздействием, которое человек оказывает на природу благодаря своему труду (в этом случае производство орудий труда является особой социальной потребностью). В отличие от животных человек вышел из-под биологического контроля природной среды и получил возможность расширить объем своих потребностей далеко за рамки удовлетворения элементарных физиологических функций.

Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной и иной деятельностью изменения в природную среду усиливаются по мере рождения новых потребностей, развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Воздействие человека на природную среду достигло наибольшей силы в последнее время, в период высоких темпов роста всех видов материального производства, научно-технического и технологического прогресса.

Диссертационная работа как раз и посвящена анализу актуальных вопросов оптимизации взаимодействия общества и природы, в частности, экологизации науки и образования. В свете тех целей и задач, которые в ней ставились, были получены следующие результаты:

1. Социально-философский аспект экологической проблематики в общих чертах необходимо сформулировать как возникновение, функционирование и развитие противоречий в ходе экологического взаимодействия соответствующей открытой саморегулирующейся системы с внешней средой. Углубление и расширение сферы воздействия общества и человека на природу предъявляют более высокие требования к процессу экологического синтеза в современной науке, способствуют повышению роли всех ее основных отраслей (общественных и гуманитарных, естественных и технических (технологических)) в исследовании социально-экологической проблематики.

2. Общую ответственность за плодотворную теоретическую и социально-практическую разработку всех сложных взаимосвязанных вопросов дальнейшей рациональной эксплуатации естественных ресурсов Земли, сохранения и целенаправленного преобразования окружающей природной среды, столь необходимых для обеспечения существования, функционирования и развития человеческой цивилизации в третьем тысячелетии, берет на себя фундаментальная наука, представленная своими и естественно-историческими, гуманитарными и техническими (технологическими), социально-экономическими отраслями. Направление к реализации такой ответственности современной науки перед обществом осуществляется через последовательную «экологизацию» соответствующих наук или «экологическую целеустремленность» подавляющего большинства проводимых научных исследований. В данном контексте экология, выполняя функцию конкретного системообразующего (интегрирующего) фактора в движении научного знания к единству, выступает в качестве одного из основных способов взаимосвязи наук.

3. Необходимо отметить, что термин «экология» и понятие «экологические исследования» первоначально были использованы в биологии. Анализ развития понятия «экология» (от его введения Э. Геккелем до настоящего времени) представляет интерес как для истории науки, так и для постановки и решения социально-философских и философско-методологических проблем. Кроме того, он имеет актуальное социально-практическое значение, поскольку касается вопросов окружающей среды, привлекающих повышенное внимание сегодня общественности всего мира. В связи с недостаточно ясным содержанием терминов требуется, уточнение, учитывающее согласование естественнонаучных и социально-экономических подходов к исследованию современного взаимоотношения человека, природы и общества. Такое исследование приводит не только к констатации объективного процесса «экологизации» современных наук, но и дает возможность наметить методологические обоснованные направления (типологию) экологизации различных наук и их взаимосвязи с традиционными научными областями. На каждой фазе развития экологии осуществлялось обогащение понятия «экология», т. е. происходило приращение нового знания.

4. Подлинный фундамент социально-экологических исследований составляют положения диалектико-материалистической философии о взаимодействии природы и общества. В русле методологических установок социальной философии сейчас возникла социальная экология, призванная вести разработку относительно конкретных вопросов взаимоотношения общества и природы. Ее задачей является объяснение, прогнозирование и ориентация данного взаимоотношения на научно-теоретическом и социально-практическом уровне. Социальная экология выступает в качестве промежуточного звена между философией и специальными исследованиями экологической проблемы. Ее результаты можно в целом отнести к общенаучному уровню знания.

5. Анализ сложных процессов взаимодействия общества и природной среды объективно требует объединения усилий представителей общественных и гуманитарных, естественных и технических (технологических) наук, а также примыкающих к ним медицинских и сельскохозяйственных наук. Социальная экология (вместе с экологией человека и глобальной экологией) вносит существенный вклад в синтез научного знания: она становится одним из важнейших системообразующих (интегрирующих) факторов в процессе взаимосвязи экономики, медицины, социологии, юриспруденции, биологии, географии, геологии, метеорологии, математики, кибернетики, физики, химии, синергетики, технических (технологических) наук и т. д.

6. Общенаучность подхода или метода обусловлена фактом отражения в. них различных форм проявления единства мира — единства структур, законов и т. п. Экологический подход базируется на единстве принципов экологического взаимодействия между любой выделенной системой и окружающей ее средой, независимо от принадлежности к тому или иному уровню и форме движения материи. Однако относительная самостоятельность экологического подхода не означает, что возможно его абсолютно независимое существование. Он не отчужденная от экологии автономная система знаний, а инструментальное воплощение экологического знания. И по мере развития отдельных направлений экологии происходит его обогащение. Развивающаяся система экологического знания и претендует на роль общенаучного экологического подхода или метода исследования. Причем подход — это логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающееся, как правило, одним аспектом, но, в отличие от метода, принципиально лишенное какого-то ни было ограничения и даже четкой фиксации тех средств, которыми ведется исследование. /.

7. Экология имеет биологические корни, а потому изучает закономерности формирования, стабильного функционирования и развития биосистем разного порядка в их взаимодействии с условиями внешней среды. В этом контексте экологический подход включает в себя анализ всех трех уровней организации биологических систем: организменный, популяционный и экосистемный.

В свете этого формирующаяся система экологического знания выполняет функции теории и метода межнаучного экологического подхода.

8. Основные типы взаимосвязи наук классифицируются с учетом специфики факторов-интеграторов, которые в определенной мере интенсифицируют и фокусируют в соответствующие группы те или иные интегративные процессы. Иными словами, в анализе одного и того же объекта (например, экосферы, экосистемы) или решении одной и той же комплексной научной проблемы (в исследовании экологической проблемы, проблемы охраны окружающей среды) используются методы и средства (включая принципы научных теорий) из общенаучного цикла, т. е. из фундаментальных и прикладных отраслей естественных, гуманитарных и технических (технологических) наук. Тем самым в современных условиях развития науки начинает функционировать предметно-проблемный тип взаимосвязи наук. Объект исследования и научная проблема являются таким фактором интеграции современной науки, который следует учитывать при социально-философском осмыслении данного типа взаимосвязи наук.

9. Усложнение объекта научного исследования непосредственно зависит от того, в какой степени происходят его аналитические членения. В данном случае процесс возрастания структурных уровней организации объекта служит основой разнообразных направлений его анализа и синтеза. Указанная тенденция объясняется качественной спецификой каждого из вычленяемых уровней изучения материи. Не составляют здесь исключения и основные объекты исследования в экологических науках.

10. Компетенция экологических наук начинается с организменного уровня. Он является низшей ступенью иерархии объектов экологии, где организм (особь, индивидуум) выступает в качестве представителя биологического вида — генетически, морфологически и экологически однородной группы живых существ, обособленный от других видов по этим же критериям.

На уровне экосистемы поддерживается устойчивый кругооборот веществ и формируется общая среда сообщества организмов. Основным объектом экологической науки является экологическая система, или экосистема — пространственно-временная совокупность организмов разных видов и среды их обитания, которые объединены вещественно-энергетическими и информационными взаимодействиями.

На высшей ступени иерархии био систем располагается глобальная экосистема — биосфера, т. е. совокупность всех живых организмов и их экологической среды в пределах Земли.

11. Научная проблема является способом практического включения существенных характеристик целостного объекта науки в предметную сферу комплексного научного исследования. Определить место и функции научной проблемы в современной науке значит раскрыть содержательный процесс интеграции предмета социальной философии и предмета частных наук (например, экологии). И наоборот, интегрировать и дифференцировать современную науку — значит на всех уровнях ее структурного взаимодействия с социальной философией реализовать соответствующую комплексную научную проблему (экологическую проблему, проблему охраны окружающей среды), осуществив при этом комплексный синтез знаний.

Всеобщая сущность экологической проблемы заключается в рассогласовании между тем уровнем преобразования и охраны природы, который является естественно-исторически необходимым в процессе решения стоящих перед обществом задач социально-экономического, научно-технического и технологического прогресса, и соответствующей глубиной учета объективных связей и закономерностей природы, которой общество реально располагает на данном этапе своего развития.

Поэтому, наряду с перспективой цивилизованного переустройства общества, наиболее важным способом разрешения современной экологической проблемы (в глобальных ее масштабах) является максимально высокий уровень научно-технического и информационно-технологического освоения природной среды по сравнению с тем уровнем, который заложил основы возникновения этой проблемы.

12. Внутриотраслевой вид взаимосвязи наук — это интеграция внутри отдельных отраслей знаний (например, между физикой и химией, физикой и биологией, биологией и географией и т. д.). В результате такого взаимодействия возникают новые смежные науки (физическая химия, биофизика, биохимия, геохимия, биогеография и др.). Процесс формирования смежных наук имеет многоступенчатый характер. В качестве примера можно привести биогеохимию, которая связала биохимию и геохимию, а через них химию, геологию и биологию, т. е. это процесс интеграции наук второго порядка, когда сами смежные науки играют роль фактора-интегратора.

13. Так как любой объект исследования — это сложное образование, то внутри каждой отдельной науки возникают, таким образом, «дочерние науки»: в этом случае фундаментальные науки дифференцируются на ряд новых отраслей знаний, которые имеют, наряду с общим, свой специфический предмет и методы исследования, т. е. здесь осуществляется так называемая «внутренняя» дифференциация научных дисциплин (физики, химии, биологии). В дальнейшем помимо объекта роль системообразующего (дезинтегрирующего) фактора начинают выполнять предмет и метод исследования, а это ведет к дифференциации «дочерней» научной дисциплины на ряд дисциплин (так, генетика дифференцировалась на медицинскую, биохимическую, молекулярную и т. д.). Это коснулось и экологии. Будучи фундаментальной наукой о природе, экология является комплексной и синтезирует знание основ классических естественных дисциплин и наук о Земле: биологии, химии, географии, геологии, климатологии, ландшафтоведения и др.

14. Следует отметить, что в 70−80-х годах XX столетия экология представляла собой систему общебиологических наук, среди которых преобладала общая экология, изучающая закономерности связи со средой, присущие всем группам организмов, и более узкие направления по экологической специфике отдельных групп организмов (экология растений, экология микроорганизмов, насекомых, птиц и т. п.). Тем самым экология как общебиологическая дисциплина начинает дифференцироваться на отдельные отрасли: т. е. на стыке ботаники и экологии возникает экология растений, на стыке зоологии и экологии — экология животных, на стыке микробиологии и экологии — экология микроорганизмов.

15. Учение о биосфере (глобальной экологической системе) возникло на стыке биоэкологии и геохимии Земли в результате анализа роли живых организмов в трансформации солнечной энергии планеты и в круговороте химических элементов. В соответствии с этим и сформировался комплекс наук биосферного профиля, а экологическими вопросами стали интересоваться география и геология.

В рамках прикладной экологии происходит выделение сельскохозяйственной, медицинской, биоресурсной и промысловой экологии.

16. Межотраслевой вид взаимосвязи наук представляет собой внешний синтез, взаимосвязь между отраслями знания, т. е. интеграцию общественных и естественных наук, естественных и технических (технологических), социально-гуманитарных, естественных и технических наук. Однако в работе анализируются особенности возникновения и развития лишь тех смежных наук, где интегрирующим фактором служит экология (экологии человека, социальной экологии, прикладной экологии, глобальной экологии).

17. Основу наук о живой и неживой природе составляют фундаментальные теоретические направления, которые составляют базис этих наук. Тем не менее развитие фундаментальных основ непосредственно зависит от общего уровня естествознания, культуры, социальнотэкономических запросов, потребностей и интересов общества. Практика не только стимулирует науку, но в определенной мере «вторгается» в ее уже стабильные сферы, заставляя пересматривать казавшиеся ранее неоспоримыми положения. Указанные явления в эпоху научно-технической и технологической революции присущи многим научным направлениям, но особенно остро они ощущаются сегодня там, где человек наиболее активно вмешивается в природные процессы. Именно к таким научным направлениям относится экология — наука о закономерностях развития биосферы и ноосферы, особенно экология человека.

18. В современном смысле социальная экология представляет собой, прежде всего, науку об окружающей общество природной среде и формах оптимального взаимодействия в ней. Социальная экология в современном виде начала свое развитие и функционирование с конца 60-х годов XX столетия фактически заново, синтезировав достижения социально-гуманитарных наук, экологических разделов биологии, а также общих разделов наук о — земной1 поверхности. В рамках социальной экологии учеными предполагалось получить знание, используя которое можно было бы построить «экологичное» поведение техносферы в географической оболочке Земли (биосфере).

Философско-методологическая специфика социальной экологии заключается в том, что она не просто фиксирует с естественнонаучной точностью разрыв между тем, как должен протекать естественный процесс без возмущающей деятельности людей, и тем, как он фактически протекает под влиянием производственной деятельности людей, а в том, что она строит проект — норму сопоставления естественных процессов и искусственных с учетом совокупной структуры человеческой деятельности. Экологическая проблематика вообще осознается не в результате некоторого познавательного акта, теоретического отношения к действительности, а в результате включения познающего сознания в систему человеческой предметной деятельности. Экологические теории, описывающие связи природы и общества, должны строиться не только естественнонаучным, но и нормативным способом. Данное обстоятельство как раз и указывает перспективы дальнейшего развития социально-экологических исследований;

19. Прикладная экология включает в себя значительный комплекс дисциплин, связанных с соответствующими областями деятельности человека и взаимодействий между человеческим обществом и природой. Все основные, аспекты науки об окружающей среде реализуются в прикладной экологии.

20. В ходе развития промышленности, — развертывания НТР и иных аспектов технико-технологической деятельности человека воздействие общества на природу приобрело совершенно новые черты, которые обусловили и специфическое название данного антропогенного воздействия — «техногенное». Сейчас одной из актуальных проблем науки является анализ возможных глобальных сдвигов в биосфере под влиянием факторов техногенного порядка. Экологическое воздействие биосферы и общества ныне становится кардинальным аспектом глобальной экологии.

21. Основная задача — сохранение человеческой цивилизации — может быть решена в том случае, если познанные и используемые социальные законы и законы развития природы будут действовать в одном направлении. В свете этой задачи необходимо распространение в обществе (в том числе в сфере образования) конкретно-научных знаний о природе, о внутрисистемных и межсистемных связях и отношениях, которые существуют в природе, выявление социальной значимости различных процессов и явлений в окружающей человека среде, формирование общественного мнения по вопросам природоохранной практики, развитие индивидуального и общественного экологического сознания.

22. Исходя из системности экологических связей и отношений, можно сформулировать основные задачи и цели экологического образованиясистемное освещение (воспроизведение) социально-экологических знаний, формирование необходимых убеждений, воспитание навыков культуры индивидуального и коллективного поведения в природе, перестройка психологических установок отдельных личностей, стимулирование личного участия в реализации мероприятий по охране природы.

Экологическое образование и воспитание — актуальная социальная проблема, без решения которой трудно представить возможность реального развития гармонических взаимоотношений общества и природы, а также соответствующих принципов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. Киотский протокол: за и против Текст./ Т. Авдеева // Международная экономика и международные отношения. — 2004. № 11. — С.90.95.
  2. , П. Ключи к экологии Текст./ П. Агесс. М.: Гидрометеоиздат, 1982. — 205 с.
  3. , Т.А., Хаскин, В.В. Основы экоразвития Текст./ Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. М.: изд. Рос. экон. академии, 1994. — 312 с.
  4. , М.М., Смирнов, А.Г. Оптимизационная модель производственно-экологической деятельности в регионе Текст./ М. М. Албегов, А. Г. Смирнов // Экономические проблемы страны и регионов. М.: ЦЕМИ РАН, 1994. — с. 110−119.
  5. , В.Т., Крапчатов, В.П., Тарасова Н. П. Анализ техногенного риска Текст./ В. Т. Алымов, В. П. Крапчатов, Н. П. Тарасова. М.: Изд. Круглый год, 2000. — 160 с.
  6. , В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект Текст./ В. А. Анучин. -М.: Мысль, 1978.-293 с.
  7. , Н.П. Лесное хозяйство и охрана природы Текст./ Н. П. Анучин. — М.: Лесная промышленность, 1979. 272 с.
  8. , Р.К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация Текст./ Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев. М.: Мысль, 1988. — 195 с.
  9. , Л., Вайничке X. Забота о ландшафтах и охрана природы Текст./ Л. Бауэр, X. Вайничке. М.: Прогресс, 1971. — 264 с.
  10. , Ю.П., Швецов, М.М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов Текст./ Ю. П. Беличенко, М. М. Швецов. М.: Россельхозиздат, 1986. — 312 с.
  11. П.Берлянд, М. Е. Прогноз и регулирование загрязнения атмосферы Текст./ М. Е. Берлянд. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — 272 с.
  12. Биоэтика: проблемы и перспективы Текст. М.: Наука, 1992. — 225с.
  13. , Э., Ловинс, Э., Ловинс, Л. Фактор четыре. Затрат — половина, отдача двойная: Новый доклад Римскому клубу Текст./ Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс. М.: Academia. 2000. — 400с.
  14. Вайнер (Уинер), Д. П. Экология в Советской России Текст./ Д. П. Вайнер (Уинер). М.: Прогресс, 1991.-400 с.
  15. Введение в химию окружающей среды Текст. М.: Мир, 1999. — 271 с.
  16. , Б.В. Аэрокосмический мониторинг экосистем Текст./ Б. В. Виноградов. М.: Наука, 1984. — 319 с.
  17. , Б.В. Аэрокосмическая съемка как инструмент экологического контроля Текст./ Б. В. Виноградов // Вестник РАН. 1994. — № 5. — С. 417 -424.
  18. , В. Математическая теория борьбы за существование Текст./ В. Вольтера. М.: Наука 1976. — 286 с.
  19. , П.П., Второва, В.Н. Эталоны природы Текст./ П. П. Второв, В. Н. Второва. М.: Мысль 1983.-203 с.
  20. . Н.К. Христианство и экология Текст./ Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1995. — № 3. — с. 40 — 47.. •
  21. , Н.А. Экологическое образование основа эффективности эколого-правового управления Текст./ Н. А. Гейт // Право и образование. — 2004. — № 1.-С. 80−89.
  22. , А.А. Человек и природа. Критика религиозно-идеалистической интерпретации экологических проблем Текст./ А. А. Герасимчук. К.: Высшая школа, 1981. — 150 с.
  23. . Э.В., Тихонова, Н.Е. Проблемы взаимодействия общества и природы в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса Текст./ Э. В. Гирусов, Н. Е. Тихонова. М.: Высшая школа, 1984. — 181 с.
  24. Глобальные проблемы современности Текст. — М.: Мысль, 1981. — 285 с.
  25. , А. А. Экология паука — моделирование Текст./ А. А. Горелов. -М.: Мысль, 1985.-85 с.
  26. , А.Б., Угольницкий, Г.А. Введение в моделирование эколого-экономичееких систем Текст./ А. Б. Горстко, Г. А. Угольницкий. Ростов н/Д.: Изд. РГУ, 1990.- 105 с.
  27. Данилов-Данильян, В. И. Возможна ли «коэволюция природы и общества» Текст./ В.И. Данилов-Данильян// Вопросы философии 1998. — № 8. — С. 15 -25.
  28. Данилов-Данильян, В.И., ГоршковЮ В.Г., Арский, Ю.М., Лосев, К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия Текст./ В.И. Данилов-Данильян, В. Г. Горшков, Ю. М. Арский, К. С. Лосев. М.: Просвещенье, 1994. — 276 с.
  29. . В.В. Охота и охрана природы Текст./ В. В. Дежкин. — М.: Физкультура и спорт, 1977. 101 с.
  30. , Г. В., Никитин, Е.Д. Сохранение почв как незаменимая компонента биосферы Текст./ Г. В. Добровольский, Е. Д. Никитин. — М.: МАИК «Н./ ИНТЕРПЕРИОДИКА», 2000. 185 с.
  31. , Ж. До того, как умрет природа Текст./ Ж. Дорст. М.:. Прогресс, 1968.- 156 с.
  32. , O.K., Лось, В.А. Развивающийся мир и экологические, проблемы Текст./ O.K. Дрейер, В. А. Лось. -М.: Знание, 1991. 64 с.
  33. , Р.Э., Гэллап, Д.Г., Гэллап, A.M. Здоровье планеты Текст./ Р. Э. Дэнлап, Д. Г. Гэллап, A.M. Гэллап // Социологические исследования. — 1992, — № 12. С. 11−32.
  34. , В., Епишин, Е. Вторая программа экологического всеобуча Текст./ В. Ершов, Е. Епишин // Человек и природа. 1988. — № 6. — С. 40 — 45.
  35. , А.И., Водопьянов, П.А. Динамика биосферы и социокультурная традиция Текст./ А. И. Зеленов, П. А. Водопьянов. Минск: Изд. БГУ, 1987. -112 с.
  36. , Я.Б., Хлопов М. Ю. Драма идей в познании природы Текст./ Я. Б. Зельдович, М. Ю. Хлопов. М.: Наука, 1988. — 85 с.
  37. Земельные ресурсы мира, их использование и охрана Текст. — М.: Наука, 1978.-287 с.
  38. , В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии Текст./ В. Г. Иванов. -М.: Знание, 1991. 64 с.
  39. , О.В., Мельник, Л.Г., Шепеленко, А.Н. В борьбе с драконом «Когай»: Опыт природоиспользования в Японии Текст./ О. В. Иванов, Л. Г. Мельник, А. Н. Шепеленко. М.: Мир, 1991. — 121 с.
  40. , А.А., Щербаков, Ю.А. Использование и охрана ландшафтов Текст./ А. А. Иноземцев, Ю. А. Щербаков. М.: Росагропромиздат, 1988.-158 с.
  41. , В. Экологические проблемы и экономическая целесообразность Текст./ В. Иноземцев // Природа. 2002. — № 1. — С. 20 — 29.
  42. , Б.Г. Основа экологии Текст./ Б. Г. Иоганзен. Томск: Изд. ТГУ, 1959.-390 с.
  43. , М. О природе живого: механизмы и смысл Текст./ М. Ичас. М.: Мир, 1994. — 496 с.
  44. , М. Экология важнейшая инновация Текст./ М. Калинникова // Высшее образование в России. — 2003. — № 1. — С. 84 — 86.
  45. Кибернетика и ноосфера Текст. М.: Наука, 1986. — 156 с.
  46. , Р.С. Человек и его жизнедеятельность (Философско-публицистические очерки) Текст./ Р. С. Карпинская. М.: Наука, 1988. -191 с.
  47. , Е.А. Человек и природа: ценностные регулятивы экологического сознания Текст./ Е. А. Когай. -М.: Высшая школа, 2001. 188 с.
  48. , Э.И. Эволюция биосферы. Историко-критические очерки исследований в СССР Текст./ Э. И. Колчинский. Л.: Изд. ЛГУ, 1990. — 205 с.
  49. , Б. Технология прибыли Текст./ Б. Коммонер. — М.: Прогресс, 1976.-261 с.
  50. , А.И. Общество и окружающая среда Текст./ А. И. Корнеева. — М.: Высшая школа, 1985. 141 с.
  51. . В.А. Эволюция атмосферы, биосферы и климата Текст./ В. А. Костицын. М.: Наука, 1984. — 96 с.
  52. , Г. А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов Текст./ Г. А. Кузнецов. -М.: Наука, 1989. 151 с.
  53. , В.И. Экология и эсхатология Текст./ В. И. Курашев // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 40 — 50.
  54. , В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура Текст./ В. А. Кутырев // Вопросы философии. 1996. — № 11. — С. 40 — 49.
  55. , Р., Савка, А. Приоритет экологических ценностей в процессах устойчивого развития Текст./ Р. Кучуков // Экономист. — 2001. № 6. — с. 91 -96.
  56. , А.В. Следы былых биосфер Текст./ А. В. Лаппо. 2-е изд. — М.: Знание, 1987.- 198 с.
  57. , И.П. Теоретические основы охраны природы Текст./ И. П. Лаптев. Томск: Изд. ТГУ, 1975. — 278 с.
  58. , И.П. Сельское хозяйство и охрана природы Текст./ И: П.Лаптев. -М.: Колос, 1982. -214 с.
  59. , Р. Экономические проблемы охраны окружающей среды- Текст./ Р. Лацко. М.: Прогресс, 1979. — 216 с.
  60. , И.Ф., Воронов, Ю.В., Стрелков, Е. В. Охрана окружающей среды. Текст./ И. Ф. Ливчак, Ю. В. Воронов, Е. В. Стрелков. М.: Колос, 1995. — 205 с.
  61. , В.А. Человек и природа Текст./ В. А. Лось. М.: Мысль, 1978. — 115 с.
  62. , И.А. Дикая природа: грани управления Текст./ И. А. Львов. М.: Мысль, 1984.-192 с.
  63. , М.И. Мировые водные ресурсы и их будущее Текст./ М. И. Львович. М.: Мысль, 1974. — 446 с.
  64. , Д.П., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и человек Текст./ Д. П. Никитин, Ю. В. Новиков. — М.: Высшая школа, 1980. 424 с.
  65. , Д.П., Новиков, Ю.В., Зарубин, Г. П. Научно-технический прогресс, природа и человек Текст./ Д. П. Никитин, Ю. В. Новиков, Г. П. Зарубин. М.: Наука, 1977. — 200 с.
  66. , Г. Прежде чем сформироваться в современном виде, биосфера пережила пять катастроф Текст./ Г. Николаев // Наука и жизнь. 1995. — № 9. — С. 90−95.
  67. . А.Г. Национальные парки Текст./ А. Г. Николаевский. — М.: Агропромиздат, 1985. 189 с.
  68. , Г. В., Дударев, А.Я. Санитарная охрана окружающей среды современного города Текст./ Г. В. Новиков, А. Я Дударев. М.: Медицина, 1978. -215с.
  69. Общество и природная среда Текст. М.: Знание, 1980. — 240 с.
  70. , Г., Одум, Э. Энергетический баланс природы и человека Текст./ Г.Одум, Э.Одум. М.: Прогресс, 1978. — 380 с.
  71. , О.С. Охрана природных ресурсов Текст./ О. С. Оуэн. М.: Колос, 1977.- 416 с.
  72. Потемкин, Л. А. Охрана недр и окружающей среды Текст./ Л. А. Потемкин. -М.: Недра, 1977.- 206 с.
  73. , К.Г. О памятниках природы России Текст./ К. Г. Пысин. М.: Советская Россия, 1982. — 176 с.
  74. , Р. Философия и зеркало природы. Текст./ Р. Рарти. Новосибирск: Наука, 1997. — 156 с.
  75. , П., Ревелль, Ч. Среда нашего обитания Текст.: в 4-х кн/ П.Ревелль, Ч.Ревелль. М.: Мир, 1994−1995. — 1118 с.
  76. Редкие животные нашей страны Текст./ Л.: Наука, 1989. — 311 с.
  77. , Н.Ф., Штильмарк, Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. Текст./ Н. Ф. Реймерс, Ф. Р. Штильмарк. М.: Мысль, 1978. — 294 с.
  78. , Я.Ф. Охота и охрана фауны Текст./ Я. Ф. Русанов. — М.: Лесная промышленность, 1973. — 143 с.
  79. Сен-Марк, Ф. Социализация природы Текст./ Ф. Сен-Марк. М.: Прогресс, 1977.-220 с.
  80. , Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? Текст./ Б.Скиннер. -М.: Мир, 1989.-220 с.
  81. , М.С. Монастырский, О.А., Пикушова, Э. А. Экологизация защиты растений Текст./ М. С. Соколов, О. А. Монастырский, Э. А. Пикушова. М.: Пущино, 1994. — 162 с.
  82. Солнечно-земные связи, погода, климат Текст. М.: Мир, 1982. — 196 с.
  83. , В.Б. Введение в учение о геосистемах Текст./ В. Б. Сочава. -Новосибирск: Наука, 1978. 182 с.
  84. , Н.Ф. Природа, технология, культура Текст./ Н. Ф. Тарасенко. -К.: Наукова думка, 1985. 240 с.
  85. , Н.Е. Решение экологических проблем в СССР. История и современность Текст./ Н. Е. Тихонов. -М.: Наука, 1989. -221 с.
  86. , Т. Экологическое сознание: социально-психологический аспект Текст./ Т. Тимонина // Проблемы экологии и управление природопользованием. М.: Наука, 2001. — С. 42 — 51.
  87. , П.Д. Феномен биоэтики Текст./ П. Д. Тищенко. // Вопросы философии. 1992. № 11.-С. 30−40.
  88. , А. Исторические корни нашего экологического кризиса Текст./ А. Уайт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990. с. 188−201.
  89. , К. Нарушенные земли Текст./ К.Уоллворк. М.: Прогресс, 1979.-269 с.
  90. , И. Китай: экологический вызов Текст./ И. Ушаков // Международная экономика и международные отношения. 2005. — № 12. — С. 60 — 70.
  91. , П. Популярная экология Текст./ П.Фарб. М.: Мысль, 1971. — 192 с.
  92. , Д., Саймон, Н., Умсент, Д. Красная книга Текст./ Д. Фишер, Н. Саймон, Д.Умсент. М.: Прогресс, 1976. — 477 с.
  93. , Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека Текст./ Р.Фоули. М.: Мир, 1990. — 362 с.
  94. , Г. Тревоги в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете Текст./ Г. Хефлинг. М.: Мысль, 1990. — 230 с.
  95. , В.Г. и др. Ботаническая география с основами экологии растений Текст./ В. Г. Хржановский и др. — М.: Колос, 1994. 240 с.
  96. , Ф.С. Природа и мораль Текст./ Ф. С. Худушин. М.: Высшая школа, 1983. — 151 с.
  97. , К.Э. Очерки о Вселенной Текст./ К. Э. Циолковский. — М.: Паимс, 1992. 145 с.
  98. Человек и природа Текст. М.: Наука, 1980. — 161 с.
  99. Человек — природа общество Текст. — К.: Наукова думка, 1983. — 180 с.
  100. Человек, общество и окружающая среда Текст. М.: Наука, 1973. — 175 с.
  101. , О.С., Николайкина, Н.Е., Колабеков, И. Г. Природопользование Текст./ О. С. Чехов, Н. Е. Николайкина, И. Г Колабеков. М.: Изд. МГУ НЭ, 1999.- 156 с. .
  102. , A.M., Сторчевой, К.В. Природные заказники Текст./ А.М.ЛЛалибков, К. В. Сторчевой. М.: Агропромиздат, 1985.-207 с.
  103. , Р. Природа предъявляет счет Текст./ Р. Шарсон. — М.: Прогресс, 1959.-567 с.
  104. , С. Смена курса Текст./ С. Шмидхейни М.: Международный университет, 1994. — 225 с.
  105. Экология-экономика политика Текст. — СПб.: Изд. Научного центра РАН, 1996.-827 с.
  106. Экологические очерки о природе и человеке. Текст. М.: Прогресс, 1998.-640 с.
  107. , А.В., Остроумов, С.А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы Текст./ А. В .Яблоков, С. А. Остроумов. М.: Лесная промышленность, 1983. — 307 с.
  108. , А.В., Юсуфов, А.Г. Эволюционное учение Текст./ А. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов. М.: Высшая школа, 1998. — 336 с.
  109. , О.Н. Потоп и место: к проблеме локального экологического знания Текст./ О.Н. Яницкий// Неприкосновенный запас. — 2006. -№ 2−3. -С.30−44.
  110. , С. Антропологический принцип и идея образования Текст./ С. Ячин// Высшее образование в России. 2005. — № 33. — С.127−129.
Заполнить форму текущей работой