Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

П. Я. Чаадаев. 
Философические письма[1]

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой… Читать ещё >

П. Я. Чаадаев. Философические письма[1] (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794–1856) – философ и публицист. Родился в Москве, получил домашнее образование. В 1809 г. – студент словесного отделения Московского университета. Участник Отечественной войны 1912 г. В отставке занялся самообразованием, религией и философией. Вернувшись из Европы в 1826 г., вел затворнический образ жизни, итогом которой стали знаменитые

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794−1856) — философ и публицист. Родился в Москве, получил домашнее образование. В 1809 г. — студент словесного отделения Московского университета. Участник Отечественной войны 1912 г. В отставке занялся самообразованием, религией и философией. Вернувшись из Европы в 1826 г., вел затворнический образ жизни, итогом которой стали знаменитые «Философические письма», вызвавшие в российском обществе шок и резкую критику. Автор писем был объявлен безумным и более года находился под врачебным контролем. Вернувшись к обычной московской жизни, Чаадаев поддерживал хорошие отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений. Один из основоположников западнического направления в русской социально-политической мысли.

Основной труд: «Философические письма» .

Письмо первое. Эта увлекательная эпоха в истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их зрелого возраста. Мы, напротив, не имели ничего подобного. Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, — вот печальная история нашей юности. Поры бьющей через край деятельности, кипучей игры нравственных сил народа — ничего подобного у нас не было. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была наполнена тусклым и мрачным существованием без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемом только рабством. Никаких чарующих воспоминаний, никаких пленительных образов в памяти, никаких действенных наставлений в национальной традиции. Окиньте взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и картинно. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. И если мы иногда волнуемся, то не в ожидании или не с пожеланием какогонибудь общего блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица…

А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дата ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды; мы не дали себе труда ничего создать в области воображения и из того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую внешность и бесполезную роскошь.

  • [1] Философические письма // Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М.: Наука. 1991. Т. 1. Письмо первое. С. 320−339. URL: az.lib.ru/c/ chaadaew_p_j/text_0010.shtml
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой