Возникновение философии в эллинистической культуре означало не просто появление какой-то новой дисциплины. Само появление деятельности, ориентированной на универсально-всеобщие аспекты мироздания, свидетельствовало о сдвиге в сторону качественно нового типа культуры. Именно в античности были заложены предпосылки европейской культуры, получившей впоследствии выражение в науке и технике.
До появления философии в Древней Греции господствовало так называемое мифологическое мировоззрение. С точки зрения теории культуры мы имеем в этом случае дело с традиционной парадигмой воспроизводства общества. Согласно этой парадигме, передача знаний, умений и навыков осуществлялась наследственным путём от отца к сыну или ближайшим родственникам. Это так называемый профессионально-именной тип кодирования общественно значимой информации.
С этих позиций античная культура представила нам совершенно иной тип социального кодирования так называемый «европейский».
В древнегреческой философии изначально заложена принципиальная взаимосвязь свободного состояния человека и возможность постижения объективной истины, т. е. внутреннее единство нравственности и познания.
Цель курсовой работы раскрыть основные идеи мыслителей первых философских школ Древней Греции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть периодизацию и основные черты древнегреческой философии.
2) Проследить историческое развитие основных идей в первых школах Древней Греции
При помощи поставленных задач в курсовой работе раскрываются общая характеристика древнегреческой философии, а также особенности идей отдельных первых школ.
В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников, учебных пособий и научных работ по древнегреческой философии.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматривается общая характеристика древнегреческой философии, ее периодизация и отличительные черты каждого периода.
Во второй главе проанализированы основные идеи отдельных первых философских школ: милетской школы, школы пифагорейцев, школы Гераклита Эфесского, Элейской школы, Атомистов.
1. Периодизация и общая характеристика древнегреческой философии
Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.
Философия родилась как попытка определить фундаментальные основания бытия человека. В качестве этих оснований не могут выступить знания, поскольку одно лишь знание вовсе не всегда приводит человека к мудрости.
Первая и главная черта античной философии это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным явлением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мироздание, организованное согласно какому-то универсальному закону.
Наличие порядка в мире значит, что все отдельные части мироздания находятся в гармоничном отношении между собой. Но гармония и соразмерность целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гармонично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотичным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполнено смыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту. Анаксагор говорит, например: «красота и есть явление истины в чистом виде». Итак, второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм.
Отсюда следует также, что в античной философии идея и материя мыслились в неразрывном единстве.
В качестве третьей основной черты античной философии выступает её рационализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира.