Визуализация теоретического знания как познавательный метод
Диссертация
Наблюдателю эти идеальные образы заменяют исследуемые объекты, существующие независимо от его сознания. Интроспекция, как своего рода система отсчета, доставляет исследователю-наблюдателю искомую информацию. В этой связи познавательные модели можно было бы классифицировать на субъективные и объективные. Но в литературе часто под моделями понимают только объективные конструкции. Достоинства… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. Место и роль визуализации в научном познании
- 2. Функции зрительных образов в структуре и динамике теоретического познания
- 3. Объективация субъективной реальности как основа конструирования модельных представлений теоретического знания
- ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 1. Определение визуальной наглядности относительно к абстракциям
- 2. Феноменальная модель и ее когнитивная ценность
- 3. Структурно-логическая модель и ее познавательная эффективность
- 4. Роль визуальных моделей в репрезентации идеализирующей абстракции
- 5. Значение визуальной модели в формировании научного мировоззрения
- ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 1. Особенности представления объекта познания в его чувственной наглядности и аподиктическрй модальности
- 2. Значение визуальных моделей для углубления и развития теоретического познания
- 3. Роль визуальной модели в раскрытии незримой сущности
- 4. Значение комплексного подхода для интеграции концептуальной модели теории
- ГЛАВА 4. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 1. Роль визуальных моделей в обеспечении методологии восхождения от абстрактного к конкретному
- 2. Значение единства исторического и логического для конструирования концептуального образа
- 3. Роль визуальной модели в воссоздании образа исторически минувшей реальности
- 4. Значение экстраполяции метода восхождения для естественно-научного познания
- 5. Значение визуализации научных абстракций для формирования теоретизированного видения мира
Список литературы
- Аксенов Н.Р. Специфика и принципы моделирования философского знания. Челябинск: Южно-урал. кн. изд-во, 1980. -250 с.
- Аксенов Н.Р. Теоретико-методологические проблемы моделирования философского знания. Дис. д-ра филос. наук. М&bdquo- 1981.-354 с.
- Александров А.Д. Проблемы науки и позиция ученого. Л.: Наука, 1988.-509 с.
- Алексеев И.С. Концепция дополнительности. М.: Наука, 1978. -275 с.
- Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 149 с.
- Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. М.: Высш.шк., 1991.-382 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. -657 с.
- Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. 181 с.
- Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1964. -234 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.-486 с.
- Анохин П.К. Биологическое отражение действия фундаментальных законов неорганического мира // Ленинская теория отражения и современная наука: В 3 т. Т. 1. София. 1973. С. 113−126.
- Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. С. 263 278.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы. Душанбе, 1971. 302 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974, — 392 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Наука, 1978.-231 с.
- Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.-240 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981, — 143 с.
- Бархаев Б. Логико-дидактические проблемы развивающего обучения // Вестн. высш. шк. 1990. № 10. С. 36 -43.
- Белова З.С. Представление научной информации средствами визуальной наглядности. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1997. -58 с.
- Белова З.С. Проблемы визуальной репрезентации теоретических знаний. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. 198 с.
- Белова З.С., Феизов Э. З. Философские и методологические основания проблемы наглядности в теоретическом познании. Чебоксары, Калем, 2000. 228 с.
- Беляева Л.А. Социокультурные основания педагогической деятелльности. Дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994. -249 с.
- Белянкина Н.Г., Пивоваров Д. В. Образ элементарного объекта и элементаристский подход. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.- 142 с.
- Беркли Д. Сочинения. М.: Мысль, 1978. 556 с.
- Берлянт A.M. Образ пространства: карта и информация. М.: Мысль, 1986.-240 с.
- Беспалов Б.И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления). М.: Изд-во МГУ, 1984. 189 с.
- Бессонов Б.Н. Герменевтика. История и современность. М.: 1988.-252 с.
- Бинг Р., Брюкер Р. Мозг и глаз. Л.: Медиц, 1959. 194 с.
- Болтянский В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота // Сов. педагогика. 1970. № 5. С. 46 — 61 с.
- Бондаренко О.В. Мысленный эксперимент. Иркутск, 1996. 157 с.
- Борн М. Физика в жизни моего покаления. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.-535 с.
- Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс., 1973. 176 с.
- Бранский В.П. Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. 192 с.
- Бранский В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере живописи. Калининград.: Янтарный сказ, 1999. 704 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. 190 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Ин-та практической психологии-. Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392 с.
- Бургов В.А. Зрительное восприятие кинофильма. Л., 1986. -145 с.
- Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблемы понимания. Киев: Наукова думка, 1986. 132 с.
- Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. 507 с.
- ВернЖюль. Собр. соч. В 12 т. Т.1. М., 1992.
- Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности. М.: МГПИ, 1983. 186 с.
- Визуальная коммуникация в школе. М., 1973. 208 с.
- Виртуальная реальность // Бизнес УИК. № 1.1993. С. 29 36.
- Волович М.Б. Наука обучать. М.: Linka, 1995. 280 с.
- Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности обучения учащихся: Сб. науч. тр. / НИИ школ, оборуд. и техн. средств обучения АПН СССР. М.: НИИ ШОТСО, 1980. 168 с.
- Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: Мысль, 1995. 110 с.
- Воронский А.К. Искусство видеть мир. М.: Сов. писатель, 1987. -700 с.
- Вульф Ю.Ф. Избранные работы по кристаллофизике и кристаллографии. М.- П.: 1952. 344 с.
- Выготский J1.C. Развитие высших психологических функций. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. -500 с.
- Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Гадамер Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
- Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979, — 288 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 230 242.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. 272 с.
- Гарднер М. Теория относительности для миллионов. Пер. с англ. М.: Атомиздат, 1965. 190 с.
- Геращенко И.Г. Философско-методологические и социокультурные основания дидактики. Дис. д-ра филос. наук. Саратов, 1995.-232 с.
- Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964.-520 с.
- Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М.: Наука, 1981, — 344 с.
- Гирусов Э.В., Марков Ю. Г. Интеграция научного знания в социальной экологии // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.142−155.
- Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983, — 383 с.
- Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем: Исслед. процесса научн. познания. М.: Знание, 1984. 256 с.
- Голов В.П., Прозоров Л. Д. Картины и таблицы в преподавании географии. М.: Просвещение, 1977. 136 с.
- Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. 222 с.
- Горелов A.A. Концепции современного естествознания. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512 с.
- Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 351 с.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. 208 с.
- Гостев A.A. Образная сфера человека. М., 1992. 218 с.
- Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974. -361 с.
- Грановская P.M., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М.: Наука, 1981. 205 с.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. 270 с.
- Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. 216 с.
- Грушинский Н.П. Теория фигуры Земли. М.: Наука, 1976. 512 с.
- Губанов Н.И. Чувственное отражение. М.: Мысль, 1986. 237 с.
- Гуляев Ю.В., Годик Э. Э. Радуга физических полей // Энергия. 1986. № 2.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Дариус Дж. Недоступное глазу. М.: Мир, 1986. 249 с.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 367 с.
- Джумадурдыев С. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод развития теоретического знания // Вопрос философии. 1985, № 7. С.36−44.
- Демидова Е.В. Экспериментальное исследование мысленных вращений в зрительных представлениях // Психологический журн. 1983. Т4, № 1. С.144 145.
- Диалектико-материалистический метод познания / Й. Элез и др. М.: Наука, 1990.-256 с.
- Диалектика научного познания. М.: Наука, 1978. -478 с.
- Дитмар А.Б. География в античное время. М.: Мысль, 1980. -149 с.
- Дробницкий О.Г. Мир окружающих предметов. М.: Политиздат, 1976.- 176 с.
- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1997. 832 с.
- Дубровина И.В. Взаимосвязь науки и практики в школьной психологической службе // Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991. С. 3−8.
- Духанин В.Н. Идеальные аспекты и проблема соотносимости с действительностью. Дис. д-ра филос. наук. Куйбышев, 1986. -349 с.
- Жданов Г. Б. Выбор естествознания: 8 принципов или 8 иллюзий рационализма / Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М.: ИФРАН, 1995. С. 58 86.
- Жуковский В.И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 178 с.
- Жуковский В.И., Пивоваров Д. В. О познавательных особенностях визуального мышления//Философ, науки. 1986. № 2. С. 136−139.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 164 с.
- Заволока Н.Г. Методологические и логико-гноселогические основы учебно-познавательного процесса. Киев: Вищэ шк. 1986. -227 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Загданский Е.П. От мысли к образу. Киев. Мистэцтво, 1990. -161 с.
- Зинченко В.П., Вергелис Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.- 106 с.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопр. психологии.1971. № 6. С. 27−42.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопр. психологии. 1973. № 2. С. 3 14.
- Зинченко В.П., Величковский Б. М., Вутечич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. 271 с.
- Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1972, — 264 с.
- Зрительное опознание и его нейрофизиологические механизмы / Под ред. В. Д. Глезера. П.: Наука, 1975. 271 с.
- Евдокимов В.И. Наглядность и эффективность обучения. Харьков, 1988. 85 с.
- Егоров В.С. Философский реализм. М., 1994. 288 с.
- Елсуков А.Н. Метафора и фантазия в структуре детского мышления // Вопросы философии, 1982, № 2. С. 158 162.
- Идеи и наш мир / Под ред. Роберта Стюарта. М.: БММ ПО ТЕРРА, 1998.-224 с.
- Игнатов А.И. Наглядность в изучении философии // Проблемы философской подготовки молодых научных кадров. М.: Наука, 1985.-С.198 -223.
- Иллюстративный толковый словарь русской научной и технической лексики. М., 1994.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. 320 с.
- Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М.: Изд-во АН СССР, 1960.-285 с.
- Ильин В.В. Критерий научности знания. М.: Высш. шк., 1989.127 с.
- Ш. Иойлева Г. В. Проблема понимания в процессе профессионального обучения. Дис. канд. филос. наук. СПб., 1997.- 123 с.
- Кабанов П.Г. Методологическая культура педагога. Дис.канд. филос. наук. Томск, 1997. 133 с.
- Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964.
- Карапетян A.A. Критический анализ философии Канта. Ереван, 1958.
- Карнап Р. Философские основания физики. М., Прогресс, 1971. -390 с.
- Капица С.П. Между очевидным и невероятным. М.: Искусство, 1985- 199 с.
- Кезин A.B. Научность: эталоны, идеалы, критерии: Критич. анализ методол. редукционизма и плюрализма. М.: Изд-во МГУ, 1985.128 с.
- Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. -601 с.
- Кларин М.Н. Философия и ребенок: анализ детского философствования // Вопр. философии. 1986. № 11. С. 134 139.
- Кларин М.Н. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
- Коган Л.А. Мир чувственных вещей в картинках. Конец XX века. М.: Объединение «Марс», 1998. 330 с.
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. 216 с.
- Коршунов A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во МГУ, 1974. 214 с.
- Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 135 с.
- Краткий психологический словарь М.: Политиздат, 1985. -431 с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс -Энциклопедия», 1994. 576 с.
- Кривицкий Л.В. Проблема преодоления гносеологической ограниченности человеческого восприятия. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: МГУ, 1995. 160 с.
- Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. 206 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
- Кон И. О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
- Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.: Наука, 1982. 368 с.
- Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1969. -224 с.
- Кочергин А.Н. Философские вопросы моделирования функций мозга. Новосибирск, 1973. С. 192.
- Кочергин А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. М.: Наука, 1980. 176 с.
- Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М.: Изд-во МГУ, 1991.-78 с.
- Красота и мозг. Пер с англ. М.: Мир, 1995. 335 с.
- Куликов В.Н. Отражение сущности и явлений средствами графического моделирования. Дис. канд. филос. наук. М., 1973.- 173 с.
- Кульков Ю.П. Мировоззрение и естественнонаучное познание. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993. 140 с.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
- Купрашвили Д.Т. Реорганизация изменений визуального поля и установка. Тбилиси, 1974,
- Ланг А.П. О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения. Таллин: Вэлгус, 1967. 84 с.
- Левикин К. Геометрическая рапсодия. М.: Знание, 1984. 176 с.
- Лебедев С.А. Интуиция как метод научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 192 с.
- Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. М.: Политиздат, 1982, — 255 с.
- Лекторский В.А. Субъект, — объект, познание. М.: Наука, 1980. -357 с.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм // Полн. собр. соч. Т. 18. С.7- 384.
- Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. С. 1 -620.
- Леонтьев A.A. Деятельность и общение// Вопр. философии. 1979. № 1. С. 121 -132.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 е.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550 с.
- Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л.: Наука, 1985. — 575 с.
- Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин: Изд-во «Александра», 1994. 216 с.
- Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. -183 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов // Экспериментально-психологическое исследование. М.: Наука, 1974, — 172 с.
- Лямин B.C. Философские и социологические проблемы науки: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 19'82. 192 с.
- Люрья H.A. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Дис. д-ра филос. наук. Томск, 1997. 313 с.
- Мадер В.В. Введение в методологию математики. М.: Интерпракс, 1994.-448 с.
- Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: Высш. шк., 1968.- 191 с.
- Мандельштам Л.И. Полн. собр. трудов. Т. 5 М., 1950. -468 с.
- Манзадей O.A. Мысленные карты как средство диагностики уровня развития пространственного воображения учащихся // География в школе. 1994. № 4. С. 43 45.
- Маркс К. Из рукописного наследства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е, Т. 12. С.726−735.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, Т. 3. С. 1−4.
- Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, Т. 13. С. 1 167.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, Т. 46, ч. 1. С.3−508.
- Мантатов B.B. Образ, знак, условность. М.: Высш. шк. 1980. -160 с.
- Мелюхин С.Т. Философские проблемы естествознания. М.: Высш. шк., 1985. -400 с.
- Меньшикова Л.С. Образные компоненты в мышлении. Дис. канд. филос. наук. Л., 1974. 169 с.
- Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М.: Высш. шк. 1987. 141 с.
- Методологические и психолого-педагогические аспекты образования. Тверь, 1992. 87 с.
- Методы научного познания и физика. М.: Наука, 1985. 352 с.
- Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 128 с.
- Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры: М.: Исслед. центр по пробл. подг. специалистов, 1992. -143 с.
- Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения // Сов. педагогика. 1975. № 9. С. 18 -26.
- Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1995. 414 с.
- Миттон С., Миттон Ж. Астрономия. Oxford. М.: Росмэн, 1995. -160 с.
- Михалкович В.И. Телевидение и зритель: феноменология общения. Дис. д-ра филос. наук, М., 1996. 302 с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1983. 287 с.
- Мясникова Л.А. Природа и познавательная сущность восприятия. Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1981. 170 с.
- Нарский И.С., Левин Г. Д. Принципы восхождения // Диалектика научного познания. Очерки диалектической логики. М.: Наука, 1978.-479 с.
- Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. -224 с.
- Налетов И.З. Конкретность философского знания. М.: Мысль, 1986.-237 с.
- Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественного и искусственного языков. М.: Наука, 1979. 303 с.
- Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. М.: Наука, 1984. 189 с.
- Никифоров A.C. Познание мира. М.: Сов. Россия, 1989. 189 с.
- Ноэль Бернар. Магритт. М.: Слово, 1995. 96 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.-928 с.
- Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979.
- Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии, 1999, № 6, С. 13−26.
- Олсон А.Дж. Визуализация биомолекул // В мире науки, 1993. № 1.
- Опенков М.Ю. Виртуальная реальность. Дис. д-ра филос. наук. М., 1998.-246 с.
- Панов М.И. Философско-методологические вопросы математики. М.: Изд-воМГУ, 1986.-239 с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1972. 216 с.
- Перминов В.Я. Развитие представлений о надежности математического доказательства. М.: Изд-во МГУ, 1986. 240 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1963. 635 с.
- Пивоваров Д.В., Жуковский В. И. Зримая сущность: Визуальное мышление в изобразительном искусстве. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 284 с.
- Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
- Помпеи: сгинувший город. М.: Терра, 1997. 168 с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
- По Э. Новеллы. Минск. Из-во БГУ, 1980. 320 с.
- Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. М.: Прогресс, 1986.-431 с.
- Проблемы сенсорной изоляции. М.: Наука, 1970. 204 с.
- Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. -448 с.
- Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990. 735 с.
- Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.: Прогресс, 1957. 555 с.
- Рачков П.А. Науковедение: проблемы, структура, элементы. М.: Изд-во МГУ, 1974.-240 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980.- 151 с.
- Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М.: Наука, 1975. -142 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-485 с.
- Рузавин Г. И. Методологические проблемы аргументации. М.: ИФРАН, 1997.-204 с.
- Руткевич М.Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М.: Мысль, 1994. -383 с.
- Руубер Г. Э. О закономерностях визуального восприятия. Таллин, 1985. 344 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-воМГУ, 1981.- 134 с.
- Самир Дж. Особенности изобразительного решения научно-фантастического фильма. М., 1989.
- Селиванова В.И. Этюды об экстраполяции. М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.-224 с.
- Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. Фрунзе. Кыргызстан, 1986. -107 с.
- Сетьков В.Ф. Наглядность как основание понимания научного знания (онтогносеологический аспект). Дис. др-ра филос. наук. Екатеринбург, 1996. 207 с.
- Сивоконь П.Е., Леонтьев В. М. Роль естествознания в развитии общественных наук. М.: Изд-во МГУ, 1976. 160 с.
- Симон. Мир грез. СПб., 1890.
- Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. М.: Просвещение, 184. 95 с.
- Скоробогатов В.А. Феномен воображения. СПб., 1992.
- Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.'
- Славин A.B. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976, — 294 с.
- Слуцкий М.С. Взаимосвязь философии и естествознания: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1973. 199 с.
- Смирнов И.Н. Человек: философское понимание и объяснение II Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988. С.15−29.
- Смирнов С.Д. Психология образа. М.: Изд-во МГУ, 1985. 231 с.
- Смолян Г. Л. Человек и компьютер. М.: Политиздат, 1981. 192 с.
- Современная философия науки. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996, — 400 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996.-600 с.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000. 377 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Степин B.C. Становление научной теории. Минск: Изд-во БГУ, 1976.-320 с.
- Степин B.C. Системность теоретических моделей и операции их построения / Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М.: ИФРАН, 1995. С. 26 57.
- Стефан Цвейг. Подвиг Магеллана. Симферопль. Таврия, 1988. -224 с.
- Ступени эволюции интеллекта. Л.: Наука, 1986. 191 с.
- Теория познания: В 4 т. М.: Мысль, 1991 1995.
- Тоидзе И.А. О возможном методе исследования визуализации // Материалы 3-го Всесоюзн. съезда общ. психол. Т. 1. М., 1968. -61 с.
- Тулмин С. Человеческое понимание. М. Прогресс, 1984. 327 с.
- Тургенев И.С. Собр. соч. В 12 т. Т. 3. М., 1954.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.-209 с.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.-543 с.
- Феизов Э.З. Мозг и психика. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1991, — 158 с.
- Феизов Э.З. Восприятие и реальность. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. 120 с.
- Феизов Э.З. Мозг, психика и физика. М.: Кибернетика, 1994. -534 с.
- Феизов Э.З., Белова З. С. Проблемы воспитания релистического видения мира. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1996. -40 с.
- Феизов Э. З. Белова З.С. Основные ступени процесса познания // Теория познания: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та. 1997. С.23−40.
- Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. 349 с.
- Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М.: Политиздат, 1989.-270 с.
- Философские проблемы естествознания / Под ред. С. Т. Мелюхина. М.: Высш. шк., 1985. 400 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-78 с.
- Функции художественно-графического оформления учебников. М.: Просвещение, 1986. 127 с.
- Холодов Ю.А. Мозг в электромагнитных полях. М.: Наука, 1982. -120 с.
- Хофман И. Активная память. М.: Прогресс, 1986. 308 с.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. 239 с.
- Чертов Л.Ф. Язык предметных форм и пространственных отношений. СПб., 1996.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т. 1. М., 1983
- Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. -317 с.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. -208 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск: Университетское, 1990.-223 с.
- Шекспир У. Полн. собр. соч. В 8 т. Т. 7. М.: Искусство, 1960. -823 с.
- Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978.-382 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М., Л.: Наука, 1996. -301 с.
- Щетников А.И. Мысленный эксперимент и рациональная наука. М.: Аспект-Пресс, 1994. 240 с.
- Эббингауз Г. Основы психологии. М., 1912. 285 с.
- Эвристическая и прогностическая функции философии в формировании научных теорий. Изд-во ЛГУ, 1976. 135 с.
- Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. 444 с.
- Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории. М.: Наука, 1965. 327 с.
- Эйнштейн А. Собр. научн. тр. М., 1967.
- Элентух И.П. Проблема целостности методологического анализа фундаментальных исследований. Автореф. дис. д-ра филос. наук. Томск, 1993. 324 с.
- Эрдниев О.П. Учебное познание: структура, специфика, свойства. Дис. канд. филос. наук. Томск, 1986. 167 с.
- Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М.: Наука, 1986. 260 с.
- Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1972. 303 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
- Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М., 1972. -202 с.
- Ястремский И.Н. Язык графического моделирования как метод субъектно-объектных отношений в производстве. Дис. д-ра филос. наук. М, 1993. 299 с.
- Baltrusaitis J. Anamorphical art. New York, 1977.
- Borel F. Verfuhnkung «Kunstler und Modell» Leipzig, 1994.
- Breuer H. Atlas zur Phuzic. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verl., 1987.
- Bronowsct Y. The visionery eye. London, 1979.
- Burda G., Coiffed Ph. La Realite Virtuelle. Paris, 1993.
- Carraher R. Optical illusions, and the visual arts. New York, 1986.
- Cassidy H. The Sciences and the arts. New York, 1982.
- Clarke E. An Illustrated history of brain. Oxford, 1972.
- Cognet M. Atlas of Optical Phenomena. Berlin, 1962.
- Encyclopedia of Astronomy. London, 1979.
- Ernst B. The Eye Beguiled. Optical illusions. Benedikt Taschen, 1984.
- Grune H. Mind and image. Lexington, 1976