Онтология, эпистемология и диалектика Николая Кузанского
Диссертация
Открытым вопросом является реконструкция системной целостности философии Кузанца. В работах исследователей превалирует либо рассмотрение i онтологической стороны философии {Соколов В. В., 1984.), либо теоретико-познавательной (Кассирер Э., 2000,). В ряде работ реконструируется связь онтологии, эпистемологии и математики {Hoffmann Е., 1930, — Stadle М, 1983,). Диалектика Кузанского исследована… Читать ещё >
Содержание
- глава i. концептуальное ядро философии николая кузанского
- I. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
- 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЯДРО
- 3. СХЕМА РАЗВЕРТЫВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ЯДРА
- глава ii. онтология николая кузанского
- 1. АБСОЛЮТНЫЙ МАКСИМУМ И УНИВЕРСУМ
- 2. СТРУКТУРА ОНТОЛОГИИ
- глава iii. эпистемология николая кузанского
- 1. БОГОПОЗНАНИЕ
- 2. УЧЕНОЕ НЕЗНАНИЕ
- 3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
- глава iv. диалектика николая кузанского в трактате «о неином»
- 1. ПРОБЛЕМЫ ДИАЛЕКТИКИ В ТРАКТАТЕ «О НЕИНОМ»
- 2. ДИАЛЕКТИКА NON ALIUD
- 3. «ЕДИНОЕ» ПЛАТОНА И «НЕИНОЕ» НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
- 4. СИНТЕЗ ПРОБЛЕМ ДИАЛЕКТИКИ В ТРАКТАТЕ «О НЕИНОМ»
Список литературы
- Nikolaus von Kues. Philosophisch-theologisch Werke. Bande 1−4. /Lateinischdeutsch. Mit einer einleitung von Karl Bormann sowie Anmerkungen, Literaturverzeichnissen und 1.dices. — Felix Meiner Verlag, Hamburg, 2002.
- Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т.1. М.: «Мысль», 1979. 488 с.
- Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: «Мысль», 1980. 471 с.
- Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М.: Гос. соц-эконом. изд-во, 1937. 364 с.
- Николай Кузанский. О мире веры. // Николай Кузанский. О мире веры. Избранные произведения. М.: Канон +, РООИ «Реабилитация», 2006. 208 с.
- Николай Кузанский. О математическом совершенстве / пер. Е. А. Зайцева //Историко-математические исследования. М., 2007, Вып. 12 (47). с. 290−305.
- Августин Блаженный (Аврелий). О Троице. Части 1−2. М.: «Образ», 2005. 256 с.
- Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. 335 с.
- Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики//Древнерусское искусство. М.: 1975. С. 371−397.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: «Мысль», 1976. 550 с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.2. М.: «Мысль», 1976. 687 с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.З. М.: «Мысль», 1981. 613 с.
- Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: Издательство «Посад», 1994. 434 с.
- Апполонов A.B. Дуне Скот и его философская теология / Блаженный Иоанн Дуне Скот. Избранное. М.: Издательство Францисканцев, 2001. 584 с.
- Ансельм Кентерберийский. Прослогион. Сочинения. М.: «Канон», 1995. 400 с.
- Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1. Часть 2. М.: «Мысль», 1969. 354 с.
- Антология средневековой мысли. (Теология и философия европейского Средневековья). В 2 т. Т.1. СПб.: РХГИ, 2001. 539 с.
- Ахутин A.B. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М.: «Наука», 1976. 292 с.
- Ахутин A.B. Поворотные времена. СПб.: «Наука», 2005. 741 с.
- Баткин U.M. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. 448 с.
- Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: «Наука», 1978. 200 с.
- Библер В. С. От Наукоучения к логике культуры. М.: Изд-во полит, литры, 1991. 413 с.
- Бибихин В.В. Новый ренессанс. М.: «Наука», 1998. 498 с.
- Бибихин В.В. Николай Кузанский // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
- Бибихин В.В. Николай Кузанский. Вступительная статья и перевод. / Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1. М.: «Искусство», 1981. С. 109 137.
- Бибихин В.В. Примечания / Николай Кузанский. Сочинения. Т.1. М.: «Наука», 1979. 448 с.
- Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: «Наука», 1990. 415 с.
- Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: «Мартис», 1998. 446 с.
- Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианско-го спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. 384 с.
- ГадамерХ.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988. 704 с.
- Гайденко В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М.: «Наука», 1989. 352 с.
- Гайденко В.П., Смирнов Г. А. Трансформация принципа аристотелевской онтологии в томизме. //Историко-философский ежегодник 2003. М.: Наука, 2004. 430 с.
- Гайденко П.П. Христианство и наука: к истории понятия бесконечности. // М.: Вестник РГНФ, № 3. 2000. С. 5−11.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: «Наука», 1980. 567 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. T.l. М.: «Мысль», 1970. 501 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т.2. М.: «Мысль», 1997. 573 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: «Мысль», 1975. 452 с.
- Горан В.П. Теоретические и методологические проблемы истории западной философии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. 269 с.
- Горфункель А.Х. Полемика вокруг античного наследия в эпоху Возрождения. //Античное наследие в культуре Возрождения. М.: «Наука», 1984. 286 с.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. Школа, 1980. 368 с.
- Громыко Н.В. Мюнхенская школа трансцендентальной философии: методологические аспекты //Кентавр, № 1 «95. М.: „Логос“, 1995. с. 23−34.
- Громыко Н.В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике. М.: Пушкинский институт, 2009. 360 с.
- Громыко Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций. Кн. 3. Онтологии нового времени. М.: „Пушкинский институт“, 2005. 320 с.
- Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры как средство развития образования. Автореферат монографии на соиск. уч. степени доктора пси-хол. наук. М., 1993.
- Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб.: „Алетейя“, 2003. 864 с.
- Доддс Э.Р. „Парменид“ Платона и происхождение неоплатонического Единого. ЕХОАН. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. З. Вып. 1. 2009. Новосибирск: Ред.-изд. центр Новосиб. гос. ун-та, 2009. С. 336 353.
- Елашкина A.B. Особенности философских задач и методов их решения в диалоге „Софист“ // Вестник НГУ. Серия: философия. Т. 6., Вып. 2., 2008. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2008. С. 138−144.
- Елашкина A.B. Особенности перехода от рассудка к разуму в философии Платона // Наука. Философия. Общество. Материалы VРоссийского философского конгресса. Т. II, Новосибирск: Параллель, 2009. 542 с. С. 24−25.
- Жилъсон Э. Избранное: Христианская философия. М: РОССПЭН, 2004. 704 с.
- Жилъсон Э. Философия в средние века: От истоков патристика до конца XIV века. М.: „Республика“, 2004. 678 с.
- Зайцев Е. А. Квадратура круга и инфинитезимальные методы Николая Кузанского (к публикации трактата „О математическом совершенстве“) // Ис-торико-математические исследования. Вторая серия. М.: 2007, Вып. 12 (47), с. 275−290.
- Зайцев Е. А. Бесконечно малые и неделимые у Николая Кузанского (По трактату „О квадратуре круга“) // Историко-математические исследования. Вторая серия. М.: 2006, Вып. 11 (46), с. 216−227.
- Зиновьев A.A. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале „Капитала“ К. Маркса). М., ЦОП ин-та философии РАН, 2002. 321 с.
- Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. С.-Пб.: „Алетейя“, 2001. 461 с.
- Зубов В.П. Опыт научный и опыт технический в эпоху Ренессанса / Зубов
- B.П. Из истории мировой науки. Избранные труды 1921−1963. С.-Пб.: Изд-во „Алетейя“: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2006. с. 348−365.
- Зубов В.П. Трактат Брадвардина „О континууме“ / Николай Орем. О соизмеримости или несоизмеримости движения неба. В. П. Зубов. Трактат Брадвардина „О континууме“. М.: Едиториал УРСС, 2004. 160 с.
- Зубов В.П. Трактат Николая Орема „О конфигурации качеств“ // Истори-ко-математические исследования. М., 1958. Вып. 11. С. 601−635.
- Зубов В.П. ». .Об энергиях, ипостасях и сущности" / Зубов В. П. Избранные труды по истории философии и эстетики. 1917−1930. М.: Изд-во «Инд-рик», 2004. 448 с.
- Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. 464 с.
- Иоанн Скот Эриугена. Перифюсеон. Кн. 1. / пер. Петрова В. В. // Историко-философский ежегодник 2000. М.: «Наука», 2002. С. 65−132
- Иоанн Скот Эриугена. Перифюсеон. Кн.2. Фрагмент 523D-545B / пер. Петрова В. В. // Историко-философский ежегодник 2003. М.: «Наука», 2004.1. C. 87−121.
- История средних веков. В 2-х томах. / Ред. 3. В. Удальцовой и С. П. Карпова. Т.1. М.: «Высшая школа», 1990. 495 с.
- Кассирер Э. Индивид и космос. // Кассирер Э. Избранное. Индивид и космос. М-С.Пб.: «Университетская книга», 2000. 654 с.
- Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функциях. СПб., «Шиповник», 1912. 393 с.
- Киевска А. Концепция интеллекта у Эриугены и Кузанского // Наследие Николая Кузанского и традиция европейского философствования / СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. (УегЬшп. Вып. 9). С. 19−28
- Книга Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога: Пимандер (В переводе на латинский Марсилио Фичино Флорентийского. 1471 г.) Билингва. Пер. с лат. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 48 с.
- Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: «Наука», 1980. 486 с.
- Коллинз Р. Социология философии. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002. 1282 с.
- Ладенко И.С. О процессах мышления, связанных с установлением отношения эквивалентности // Докл. АПН РСФСР. 1958 г. № 2.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 376 с.
- Лозинский С.Г. Предисловие. / Стефано Инфессура, Иоганн Бурхард. Дневники. Документы по истории папства ХУ-ХУ1 вв. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1939. 248 с.
- Лопашев С. А. Очерк жизни Николая Кузанского / Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М.: Гос. соц-эконом. изд-во, 1937. С. 336—348.
- Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: «Мысль», 1993. 958 с.
- Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах». С.-Пб.: «Издательство Олега Абышко" — «Университетская книга-СПб.», 2009. 224 с.
- Лосев А.Ф. Имя: Сочинения и переводы. СПб.: «Алетейя», 1997. С. 472−482
- Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: «Мысль», 1994. 919 с.
- Лосев А. Ф. Николай Кузанский и антично-средневековая диалектика / А. Ф. Лосев философ и писатель. М.: 2003. С. 326−345.
- Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: «Мысль», 1997. 831 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1978. 623 с.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: «Мысль», 1993. 959 с.
- Лосев А. Ф. Примечания к трактату «О неином» / Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М.: Гос. соц-эконом. изд-во, 1937. С. 358 361.
- Лосский В.Н. Боговидение. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 759 с.
- Лурье В.М. Византийская философия. Формативный период. СПб.: Axioma, 2006. ХХ+553 с.
- Максим Исповедник. О различных трудностях Богослова Григория., глава 7. (Греческий текст и перевод) // Максим Исповедник. Полемика с ориге-низмом и моноэнергизмом. СПб. Изд-во. СПбГУ, 2007. 564 с.
- Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 464 с.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 296 с.
- Марк Эфесский. Трактат «О сущности и энергии» / Лосев А. Ф. Имя: Сочинения и переводы. СПб.: «Алетейя», 1997. С. 472−482.
- Матвиевская Г. И Развитие учения о числе в Европе до XVII века. Ташкент, 1971. 231 с.
- Мета Ю.Б. Значение понятия «стяженное» Н.Кузанского и его интерпретация в учении Л. П. Карсавина. // Историко-философский ежегодник, 2000. М.: «Наука», 2002. С. 263−276.
- Месяц C.B. Абсолют в античной философии. // Историко-философский ежегодник 2003. М.: «Наука», 2004. С. 5−24.
- Мордухай-Болтовской Д. Д. Философия. Психология. Математика. М.: «Серебряные нити», 1989. 560 с.
- Мороз В.В. Образ и статус философско-математического синтеза в истории философской мысли: автореф. дис.. канд. филос. наук. Москва, 2005. 23 с.
- Нечипоренко A.B. Гносеология и онтология в философии Николая Кузан-ского //Вестник НГУ. Серия: философия. Т. 5., Вып. 1., 2007. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2007. С. 112−117.
- Нечипоренко A.B. Онтологическое доказательство бытия Божия у Ан-сельма, Кузанского и Декарта // Вестник НГУ. Серия: философия. Т. 6., Вып.1., 2008. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2008. С. 130−136.
- Нечипоренко A.B. Особенности диалектики Николая Кузанского в трактате «Об ученом незнании» // Вестник НГУ. Серия: философия. Т. 6., Вып. 2., 2008. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2008. С. 156−162.
- Нечипоренко A.B. Онтология, эпистемология и диалектика в философии Николая Кузанского // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. И. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 45−46.
- Ойлер В. Значение Николая Кузанского для богословского диалога с Восточной Церковью // XVIII ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Университета. Октябрь 2007. Сб. материалов конференции. М., 2007.
- Орем Николай. «О конфигурации качеств» // Историко-математические исследования. М., 1958. Вып. 11. С. 636−719.
- Орлов Е.В. Кафолическое в теоретической философии Аристотеля. Новосибирск: «Наука», 1996. 220 с.
- Орлов E.B. Аристотель о частных и универсальных доказательствах во «Второй аналитике» А. // Вестник НГУ. Серия: Философия и право. 2003. Т.1. Вып. 1. С. 144−152.
- Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 328 с.
- Петров М.Т. Итальянский полицентризм и культура XIII—XVI вв.. // Городская культура. Средневековье и начало Нового времени. Ленинград: «Наука», 1986. С. 52−74.
- Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том.2. М.: «Мысль», 1993. 528 с.
- Плотин. Избранные трактаты. Мн.: Харвест- М.: ACT, 2000. 320 с.
- Польское К. О. Взаимное влияние философских и богословских парадигм в системе Иоанна Скота Эригены на примере трактата «О разделении природы». Дисс. канд. филос. наук, М., РГБ, 2006.
- Попов И.В. Труды по патрологии. T. II. Личность и учение блаженного Августина. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. 776 с.
- Попов П. С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 222 с.
- Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1993. 319 с.
- Прокл Комментарий к «Пармениду» Платона. СПб.: «М1ръ», 2006. 896 с.
- Прокл Диадох. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида/ пер., статья, коммент. Ю. А. Шичалина. М., ГЛК, 1994. 224 с.
- Прокл. Комментарии на «Начала» Евклида. Пер. Щетникова А. И. (на правах рукописи)
- Родин A.B. Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля. М.: «Наука», 2003. 211 с.
- Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. -М.: «КомКнига», 2006. 1008 с.
- Сергеев К. А. Бытие и мир в философии Николая Кузанского / Николай Кузанский. Об ученом незнании. СПб.: «Азбука», 2001. С. 5−94.
- Смирнов Г. А. К определению целостного идеального объекта // Системные исследования. Ежегодник. 1977. М.: «Наука», 1977. С. 61−85
- Смирнов Г. А. Об исходных понятиях формальной теории целостности // Системные исследования. Ежегодник. 1978. М.: «Наука», 1978. С. 53−69.
- Смирнов Г. А. Основы формальной теории целостности (часть первая) // Системные исследования. Ежегодник. 1979. М.: «Наука», 1980. С. 91−127.
- Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII вв.еков. М.: Высшая школа, 1984. 448 с.
- Соколов В.В. Николай Кузанский // История диалектики XIV—XVIII вв. М.: «Мысль», 1974. 35−77 с.
- Сколов В.В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 352 с.
- Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. Средневековая христианская философия Запада. М.: ГЛК, 2001. 304 с.
- Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. М.: Изд-во МГУ, 1972. 148 с.
- Теологумены арифметики. Перевод и комментарий: А. И. Щетников // ЕХОАН. Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Том 3. Вып. 1. Новосибирск, изд-во НГУ. С. 292−335.
- Фихте И.Г. Основа общего наукоучения (1794 г.) // Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т. I. СПб.: «Мифрил», 1993. 798 с.
- Фихте И.Г. Наукоучение в его общих чертах (1810 г.)// Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т. II. СПб.: «Мифрил», 1993. 619 с.
- Фома Аквинский. Комментарий к «Сентенциям» Петра Лобардского. / Грабман М. Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского. М.: Сигнум Веритатис, 2007. С. 230−274.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Киев: «Эльга», «Ника-Центр», М.: «Элькор-МК», 2002. 560 с.
- Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая. Долгопрудный, 2000. 464 с.
- Франк C.JJ. Предмет знания. Душа человека. СПб.: «Наука», 1995. 655 с.
- Франк С.Л. Непостижимое. М.: «Правда», 1990. 607 с. Ъ9. Хайдеггер М. Феноменология и теология / пер. Зелинского В. К. // Heidegger M., Phanomenologie und Theologie, Frankfurt a. M., 1970, SS. 13−33. Электронный ресурс.
- URL: http://www.heidegger.ru/documents/tom9/phenomenologia iPheologia. doc (дата обращения: 24.03.2010).
- Цайер К. Прелиминарии к новому понятию знания у Кузанца и Декарта // Наследие Николая Кузанского и традиция европейского философствования / СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. (Verbum. Вып. 9). С. 108−124.
- Шветцер X. «Visio intellectualis»: Кузанец и Шеллинг // Наследие Николая Кузанского и традиция европейского философствования / СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.-260 с. (Verbum. Вып. 9). С. 125−139
- Широков В. С. Идеи и методы анализа бесконечно малых в западноевропейской математике. Дисс. канд. физ-мат. наук. М.: 1978.
- Шталь X. «Единое» Платона корень «неиного» Николая Кузанского? Статья Алексея Лосева о трактате «De Ii non aliud» // Вопросы философии. № 6., M.: 2008. С. 106−121.
- Щедровицкий Г. П. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Политики, 1995. 800 с.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. Культ. Политики, 1997. 656 с.
- Щетников А. И. Мысленный эксперимент и рациональная наука. М.: АО «Аспект Пресс», 1993. 239 с.
- Щетников А. И. Вторая книга «Начал» Евклида: ее математическое содержание и структура // Историко-математические исследования. Вторая серия. Вып. 12 (47). М.: «Янус-К», 2007, с. 168−187.
- Экхарт Майстер. Об отрешенности. М., СПб.: «Университетская книга», 2001.432 с.
- Экхарт Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения / Репринтное издание 1912. М.: «Политиздат», 1991. XLVII, 192 с.
- Элен Петер. Введение в специфику философского мышления Франка. М.: «Логос», № 4 (41), 2001.
- Элен Петер. Николай Кузанский как учитель Семена Людвиговича Франка // Наследие Николая Кузанского и традиция европейского философствования / СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. (Verbum. Вып. 9). С. 204−221.
- Bader F. Wissens- und Gottesargumente als Letzbegrundungargumente bei Piaton, Deskartes und Fichte. Habilitationsschrift. Grobenzell, 1984.
- Bernard Me Ginn. Meister Eckhard on God as Absolute Unity // Neoplaton-ism and Christian thought. International Society for Neoplatonic Studies. Norfolk, Virginia. 1982. (297 p.), P. 128−141.
- Bernard Mc Ginn, ed.: Meister Eckhart and the Beguine Mystics Hadewijch of Brabant, Mechthild of Magdeburg, and Marguerite Porete, New York: Continuum, 1994.
- Bormann K. Einleitung. //Nikolaus von Kues. Philosophisch-theologisch Werke. Band 1. Felix Meiner Verlag, Hamburg 2002.
- Counet J.-M., Mathematiques et dialectiques chez Nicolas de Cues, Vrin, Paris 2000, p
- Colmer E. Heimeric van den Velge entre Ramon Llulli y Nicolas de Cusa // Gesammelte Aufsatze zur Kulturgeschichte Spaniens. 21. Band / Hrsg. Von J. Vincke. Munster (Westfalen), 1963. S. 223.
- Cranz Edward F.: Saint Augustine and Nicholas of Cusa in the tradition of western christian thought // Cpeculum. A Journal of Medieval Academy of America, NY., 1953. P.297.
- Dermot M. Panteismus from John Scottus Eriugena and Nicolas of Cusa // The American Catholic Quarterly. 1990. Vol. LXIV, № 1. P. 136, n.9.
- Die Bestimmung der Mathematik bei Cusanus und Leibniz // Studia Leibnitia-na 29- 1997., no. 1, 63−80 s.
- Ehlen P. Nikolaus von Kues und Simon Frank. // Cusanus-Rezeption in der Philosophie des 20.Jahrhunderts. S. 161−190. Hg. v. K. Reinhardt und H.Schwaetzer. Regensburg 2005.
- Fichte J.G. An Friedrich Wilhelm Joseph Schelling, Oktober 1801 / Johann Gottlieb Fichte. Briefe. Leipzig. 1986.
- Figal G. Piatons Destruktion der Ontotogie. Zum Sinn des «Parmenides» // Antike und Abendland Bd. XXXIX, 39 (1993), S. 29−47
- Flasch K. Die Metaphysik des Einen bei Nikolaus von Kues, Leiden 1973.
- Flasch K. Wissen oder Wissen des Nicht-Wissens Johannes Wenck gegen Nicolaus von Kues / Flasch K. Einfuhrung in die Philosophie des Mittelalters, Darmstadt 1987, S. 181−195.
- Flasch K. Nikolaus von Kues: Die Idee der Koizidenz / Grundprobleme der grossen Philosophen, hg. v. Josef Speck, Goettingen 1990.
- HaubstR. Streifzuge in die cusanische Theologie. Munster, 1991.
- Haubst R. Die erkenntnistheoretische und mystische Bedeutung der 'Mauer der Koinzidenz' // Mitteilungen und Forschungsberichte der Cusanus-Gesellschaft, 18 (1989)
- Hoffmann E. Nikolaus von Cues und seine Zeit II Die Mittel-Mosel (Rheinischer Verein fur Denkmalpflege und Heimatschutz) (1957), S. 53−70
- Hopkins J. Nicholas of Cusa’s dialectical mysticism. Text, translation, and interpretative study of De visione dei. Second edition. Minneapolis: The Arthur J-Banning Press 1988, 43
- Kremer K.: Der Begriff der visio intellectualis in den cusanischen Schriften // MFCG 30 (2005) 201−231.
- Longeway J. Nicholas of Cusa and man’s knowledge of God // Philos. Res. Arch. 13 (1987/88), p. 289−313
- Lucker M. A. Meister Eckhart und die Devotio moderna. Leiden, 1950.181 .Meuthen E. Die «Acta Cusana» // Jahrbuch der Heidelberger Akademie der Wissenschaften fur 1994. Heidelberg, 1995, S. 33−34.
- Miller C.L. Reading Cusanus. Metaphor and Dialectic in a Conjectural Universe, Washington 2003, p. 136 f.
- Miller M. «Unwritten Teachings» inthe «Parmenides». Review ofMetaphys-ics, 48:3 (1995:Mar.) p.591
- Moritz A. Explizite Komplikationen. Der radikale Holismus bei Nikolaus von Kues. Munster 2006
- Nagel F. Nikolaus Cusanus und die Entstehung der exakten Wissenschaften. Munster 1984.
- Neuhaus P. An den Grenzen des Wissens: Die Docta Ignorantia des Nikolaus von Kues. II Ungewu? t. Die Zeitschrift fur Angewandtes Nichtwissen. Heft 6, Fruhjahr 1997.
- Otte K. Rechtfertigung aus Glabuen als Religionsgrenzen ubersteigende Kraft. Die Moglichkeit religioser Toleranz durch das Evangelium von Jesus Christus // Mitteilungen und Forschungsberichte der Cusanus-Gesellschaft 16 (1984), S. 333 342.
- PatzoldDetlev. Einheit und Andersheit. Die Bedeutung kategorialer Neubildungen in der Philosophie des Nicolaus Cusanus, Koln 1981 (Pahl-Rugenstein-Hochschulschriften, Gesellschafts- und Naturwissenschaften- 66).
- Pukelsheim, F. / Schwaetzer H. (Hgg.) II Das Mathematikverstandnis des Nikolaus von Kues. Mathematische, naturwissenschaftliche und philosophischtheologische Dimensionen. Mitteilungen und Forschungsbeitrage der Cusanus-Gesellschaft 29. Trier 2005.
- Reinhardt K. Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn 1916- Heraklits Lehre vom Feuer, Hermes 77, 1942, S. 1−27.
- Reinhardt K. Raimundus Lullus und Nicolaus Cusanus: ihr Umgang mit der Bibel in der Predigt II Constantes y fragmentos del pensamiento luliano. Beiheft zur Iberoromania No. 12 / ed. F. Dominguez y Jaime de Salas. Tubingen, 1996. S. 133 145.
- Reinhardt K., Schwaetzer H. Nikolaus von Kues in der Geschichte des Plato-nismus II Regensburg: Philosophie Interdisziplinar, 19- Roderer 2007.
- Reinhardt K., Schwaetzer H. Nikolaus von Kues. Vordenker moderner Naturwissenschaft? // Regensburg: Philosophie Interdisziplinar, Band 7- Roderer Verlag- 2003.
- Reinhardt K., Schwaetzer H. Nikolaus von Kues in der Geschichte des Plato-nismus // Regensburg: Philosophie Interdisziplinar, 19- Roderer 2007.
- Schwaetzer H. Anigmatische Naturwissenschaft. Nicolaus Cusanus und die fruhneuzeitliche Naturwissenschaft. In: Nikolaus von Kues // Vordenker moderner Naturwissenschaft? hg. v. Klaus Reinhardt u. H. Schwaetzer. Regensburg 2003. S. 9−23.
- Schwaetzer H. Homine mediante. Die Grundlegung einer christologischen Erkenntnistheorie in De aequalitate. // Mitteilungen und Forschungsbeitrage der Cusa-nus-Gesellschaft 27 (2001), Hgg. Klaus Kremer und Klaus Reinhardt, S. 129−175.
- Senger H. G. Cusanus als Wegbereiter der neuzeitlichen Naturwissenschaft? // Mitteilungen und Forschungsberichte der Cusanus-Gesellschaft, 20 (1992), 147 176-
- Stadle M. Rekonstruktion einer Philosophie der Ungegenstandlichkeit. Zur Struktur des cusanischen Denkens. Munchen 1983.
- Turner D. The Darkness of God: Negativity in Christian Mysticism, Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
- Volkmann-Schluck, K.-H. Nicolaus Cusanus: die Philosophie im Ubergang vom Mittelalter zur Neuzeit. Frankfurt a. M. 1968
- Wackerzapp H. Der Einflu? Meister Eckharts auf die ersten philosophischen Schriften des Nikolaus von Kues, hrsg. v. Josef Koch (Beitrage z. Gesch. d. Phil. u. Theol. d. Mittelalters, Bd. 39, H. 3), Munster 1963, XVII u.
- Wilpert P. Das Problem der coincidentia oppositorum in der Philosophie des Nikolaus von Kues // Humanismus, Mystik und Kunst in der Welt des Mittelalters / Hrsg. von Josef Koch. 2. Aufl. Leiden, Koln: Brill, 1959. S. 39.
- Winkler N. Nikolaus von Kues zur Einfuhrung. Hamburg: Junius, 2001.
- Wyller E. Nicolaus Cusanus «De non aliud» und Piatons Dialog «Parmenides» / Henologische Perspektiven I/I-II: Piaton Johannes — Cusanus. Amsterdam: Rodo-pi, 1995, S. 489−509-
- Wyller E. Zum Begriff «non aliud» bei Cusanus / Henologische Perspektiven I/I-II: Piaton-Johannes-Cusanus. Amsterdam: Rodopi 1995, S. 511−542.