Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

В. Вундт и его исследования народного духа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Биографическая справка Лсстср Франк Уорд (1841 —1913) научную деятельность начинал как геолог, палеонтолог, был одним из основателей палеоботаники. Основоположник психологического эволюционизма в США. С 1880-х гг. занялся социологией. Профессор социологии в университете Брауна (с 1906 г.), первый президент Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации… Читать ещё >

В. Вундт и его исследования народного духа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В. Вундта называют отцом экспериментальной психологии (психофизики, физиологической психологии). Созданная им в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, простейшие чувства человека. Что касается высших психических процессов: речи, мышления, воли, — то они, по Вундту, недоступны эксперименту и должны изучаться культурно-историческим методом.

Биографическая справка Вильгельм Вундт (1832 1920) родился в семье лютеранского пастора. Обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. После получения диплома по медицине — ассистент физика и физиолога Г. Гельмгольца (с 1858 по 1864 гг.). В Гейдельберге читает первый в мире курс по научной психологии. С 1875 г. — профессор Лейпцигского университета, через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Автор фундаментального 10-томного труда «Социальная психология» (1900 1920).

Наряду с экспериментальной (и физиологической) психологией низших психологических процессов Вундт признавал необходимость исторической психологии, психологии высших процессов, которую он называл «психологией народов». Методом ее исследования он считал анализ проявлений человеческого духа в формах культуры: языке, обычаях, мифах.

Народное сознание ученый определял как творческий синтез индивидуальных сознаний. Так, индивидуальная воля находит себя в качестве элемента обшей воли, а последняя определяет мотивы и цели первой. В результате интеграции индивидуальных сознаний, с его точки зрения, формируется новая реальность, которая обнаруживает себя в продуктах сверхиндивидуальной деятельности: в языке, в мифах, в морали. В частности, язык он рассматривает как одну из важнейших форм проявления «народного духа» .

Люди и народы преходящи, а «дух истории» вечен и всегда прав, хотя его законы не осознаются ни обществом, ни индивидами. Таким образом, для Вундта психические и физические процессы суть две стороны одного и того же реального бытия. Это бытие изнутри проявляется как душа, а извне — как тело[1].

Л. Уорд: исследование психологических факторов цивилизации.

Становление и развитие психологического направления в американской культурно-антропологической науке обычно связывают с именем Л. Ф. Уорда. Уорд рассматривает происхождение культур в качестве высшей ступени эволюционной лестницы, считая культуру синтезом всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, биои антропогенеза. По его мнению, социальная эволюция направляется психологическими силами. При этом в сферу психологии он включает все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Главную роль в системе психологических сил играет воля, волевые импульсы. Качественное отличие культуры как повой социальной реальности он видел в присутствии в ней таких важнейших психологических компонентов, как чувства и цели.

Биографическая справка Лсстср Франк Уорд (1841 —1913) научную деятельность начинал как геолог, палеонтолог, был одним из основателей палеоботаники. Основоположник психологического эволюционизма в США. С 1880-х гг. занялся социологией. Профессор социологии в университете Брауна (с 1906 г.), первый президент Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации). Работы: «Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903) и др.

Выявляя источники и движущие силы культурно-исторического развития, Уорд в качестве начальной социальной силы выделяет желание, которое, в свою очередь, выступает как отражение и выражение природных импульсов. Удовлетворение желания подразумевает три вещи: чувство, функцию и действие[2]. Выделяются желания первичные (потребности утоления жажды и голода, половые потребности) и вторичные (интеллектуальные, моральные, эстетические желания). Вторичные желания выступают основой для совершенствования общества, или «мелиоризма» (от лат. melioratio — улучшение), как обозначает это явление сам Л. Уорд.

В качестве главной движущей силы исторического развития выступает человеческий интеллект. Именно обладание интеллектом позволяет человеку и всему человеческому обществу заменить осознанным «теллическим» прогрессом действие слепых сил эволюции. «Теллический[3] прогресс» — это прогресс, который подчинен целям, сознательно формулируемым посредством интеллекта. Согласно его концепции, человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обмен, которые являются неотъемлемыми спутниками цивилизации.

Ученый выделяет как индивидуальные цели человеческой деятельности, так и коллективные цели. Каждая отдельная культура выступает носителем именно коллективных целей.

  • [1] См.: Вундт В. Психология народов. М.: Эксмо, 2002. С. 7.
  • [2] См.: Уорд Л. Психические факторы цивилизации. СПб.: Питер, 2002. С. 85.
  • [3] В современной литературе чаще употребляется форма «телический». Телическое (от греч. telos — результат, цель) состояние — ориентация на существенную цель деятельности. Сравните: телеология — философское учение о цели и целесообразности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой