Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный идеал как средство формирования субъекта социального действия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На Западе процессы дезинтеграции, индивидуализации общества, в свою очередь приводящие к возрастанию неопределённости, неуверенности в завтрашнем дне, большинством аналитиков связываются именно с утратой целостных представлений об обществе и путях его развития. В связи с этим некоторые исследователи говорят о кризисе и даже о «смерти социальности» (Ж. Бодрийяр). В России и на так называемом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление проблематики социального идеала. п
    • 1. Метафизика социального в философии античности
    • 2. Христианство и новый взгляд на человеческое общество
    • 3. Новое Время — начало процесса деонтологизации социального идеала
      • 3. 1. Смещение смыслов категории идеала в процессе её гносеологизации
      • 3. 2. Движение концепции идеала: от сверхисторического — к временному
  • Глава II. Социальный идеал и кризис субъектцентристской философии
    • 1. Распадение целостности субъекта идеала как следствие процесса деонтологизации
      • 1. 1. Логический механизм «секуляризации» и «темпорализации» идеала
      • 1. 2. Две стратегии обоснования социального идеала. Абсолютизация социального как принцип первой стратегии
      • 1. 3. Принцип диалогизма в построении идеала. Роль веры в коммуникации
    • 2. Постклассическая концепция субъекта и социальный идеал
      • 2. 1. Истоки постклассической деонтологизации субъекта
      • 2. 2. Антиномичность идеала в контексте проблемы субъекта
      • 2. 3. Категория личности и социальный идеал
      • 2. 4. Перспективы социального идеала в свете кризиса субъектцентристской парадигмы

Социальный идеал как средство формирования субъекта социального действия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последнее время в российской и в зарубежной научной литературе и публицистике заметно некоторое оживление интереса к социально-философской категории общественного идеала и проблеме возможности его легитимации и обоснования. Это тем более симптоматично, что на протяжении всей второй половины прошедшего столетия понятие социального идеала прочно относилось к разряду идей, нерасторжимо связанных с кругом т.н. «тоталитарных дискурсов», репрессивных идеологий и т. п. Подобная точка зрения, впрочем, полностью сохранила своё влияние и в наши дни является общепринятой. Известно, что нигилистическая, радикально критическая позиция в отношении социального идеала и связанных с ним понятий обусловлена не только политическими и идеологическими мотивами, но в первую очередь связана с глубоким кризисом западноевропейской философской метафизики классического рационализма, концом эпохи «больших нарративов» (Ж.-Ф. Лиотар). Таким образом, само право на существование понятия социального идеала в настоящее время отрицается подавляющим большинством интеллектуалов, и даже те мыслители, которые обращаются к исследованию этой проблемы (среди самых крупных фигур можно назвать, в частности, П. Бурдьё и 3. Баумана), выражают скепсис относительно приемлемости каких-либо концепций социального идеала для современного общественного и культурного сознания. Тем не менее, упомянутое нами возрождение интереса далеко не случайно, поскольку вакуум, образовавшийся после исчезновения идеала из общественного сознания, особенно ощутим сейчас, когда западная социально-философская мысль существеует в ситуации непредсказуемости и неконтролируемости исторического процесса, а отечественная философия занята поисками путей дальнейшего развития России.

На Западе процессы дезинтеграции, индивидуализации общества, в свою очередь приводящие к возрастанию неопределённости, неуверенности в завтрашнем дне, большинством аналитиков связываются именно с утратой целостных представлений об обществе и путях его развития. В связи с этим некоторые исследователи говорят о кризисе и даже о «смерти социальности» (Ж. Бодрийяр). В России и на так называемом «постсоветском пространстве» в период распада и, по всей видимости, необратимой дискредитации прежних общественно-идеологических, политических и экономических скреп и устоев потребность в самоидентификации общества, адекватного осознания и осмысления исторического опыта, выпавшего на долю нашей страны, становится вопросом жизни и смерти культуры. Нахождение концептуальных основ путей выхода из сложившегося положения является основной задачей, стоящей ныне перед российской социальной философией и другими родственными ей гуманитарными науками. Именно размышления о социальном идеале, как в рамках конкретных социально-философских, социологических и политологических концепций, так и в контексте общефилософских, метафизических дискуссий, всегда были одним из основных средств критического анализа социальной реальности и поиска человеком адекватного отношения к этой реальности и правил действия в ней. В этом нам видится главная актуальность выбранной нами темы диссертационного исследования. Следует, впрочем, оговориться, что сам разговор о социальном идеале в эпоху «смерти социального» весьма проблематичен, поскольку отсутствие социального идеала не может быть восполнено искусственно, кабинетными обоснованиями его необходимости и тем более попытками создания конкретных социальных проектов, долженствующих соответствовать какому-либо идеалу. Но конструктивная проблематизация этого понятия, в своём классическом виде порождённого философской парадигмой модерна, может иметь значение не только для поиска выхода из концептуального тупика, в котором оказалась современная философская мысль, но и для более глубокого понимания сути стоящих перед современным обществом проблем и поиска возможных путей их решения.

Степень разработаности проблемы.

При анализе материала, так или иначе связанного с проблемой социального идеала, возникает одна специфическая трудность.

С одной стороны, общей проблеме идеального, и проблеме идеала в частности, посвящено огромное количество литературы, где эта проблема рассматривается в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, социально-филосфоском и многих других аспектах. Это одна из ключевых философских проблем. Так, общефилософский, метафизический анализ категориии идеального давался Платоном, Аристотелем, Плотином, Ансельмом Кентерберийским, Фомой Аквинским, Р. Декартом, И. Кантом, Ф. В. Й. Шеллингом, Г. В. Ф. Гегелем, Г. Риккертом, В. Виндельбандом, и многими другими. Разумеется, здесь можно перечислить практически всех философов, оставивших хоть сколько-нибудь заметный след в своей области знания. Мы ограничиваемся называнием имён лишь тех мыслителей, чьи идеи непосредственно используются в работе.

В анализе социального идеала мы также опирались на отечественную философскую традицию, представленную в трудах В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, С. JI. Франка, П. И. Новгородцева, И. А. Ильина, Б. П. Вышеславцева, Л. П. Карсавина, П. А. Сорокина и других.

Следует отметить, что в большинстве трудов названных философов проблема социального идеала рассматривается в основном в свете принципов классического философского рационализма, которые были подвергнуты резкой и систематической критике мыслителями XX века. Проблематизацию новоевропейской субъектцентристской парадигмы и, следовательно, представлений об идеале и идеальном, порождённых ею, а также яркое описание и глубокий анализ кризиса культурного и общественного сознания, возникшего в связи с этим кризисом, можно найти в трудах таких авторов, как Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Поппер, К. Мангейм, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Делёз, М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Хабермас, П. Фейерабенд, С. Жижек и многие другие.

С другой стороны, разработанность самой темы социального идеала, его проблематики не в негативно-критическом или публицистическом, а в конструктивном философском ключе и с учётом концептуальных перемен в философской мысли Запада, в современной литературе невелика. Среди наиболее заметных можно назвать работы С. Е. Ермолова, В. Крауса, В. А. Лекторского, Е. С. Маслова, Н. А. Новикова, Н. С. Мудрагей, В. А. Чаликовой, Е. JL Чертковой, В. С. Швырёва и других.

В целом можно сказать, что выбранная нами тема в отечественной литературе рассматривается в основном в традиционном ключе. При этом, однако, не всегда учитываются изменения статуса категории в контексте сдвига философской парадигмы и обусловленную этим проблематизацию ценности идеального вообще и социального идеала в частности. Что касается западной философии, то там, как уже говорилось, господствует нигилистическое отношение к социальному идеалу.

Объектом исследования является категория социального идеала как форма представления о совершенном обществе, возникающая как результат метафизического дискурса.

Предмет исследования: взаимосвязь категории социального идеала и категории субъекта и их взаимная эволюция.

Цели и задачи исследования.

Основной целью нашей работы является анализ категории социального идеала как необходимого структурного компонента субъекта социального действия. В связи с этим нами были поставлены следующие задачи:

• реконструкция процесса становления категории социального идеала в контексте проблематизации онто-гносеологического статуса субъекта в философской мысли Западной Европы;

• анализ концепций субъектности, возникших в рамках западноевропейской метафизики, с целью установления их влияния на формирование категории социального идеала;

• анализ функции социального идеала как формальной структуры сознания, определяющей возможность целостного схватывания социальной реальности, задающей определённое отношение к ней субъекта и обеспечивающей возможность обоснования социального действия;

• исследование перспектив существования социального идеала в нынешенй «антиидеальной» философско-идеологической ситуации «смерти субъекта».

Теоретико-методологические основы исследования.

В качестве теоретической базы нами были взяты, во-первых, классические философские учения Нового Времени, в первую очередь, Р. Декарта, И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, рассмотренные сквозь призму современной критики новоевропейской метафизики и новоевропейской рациональности (М. Хайдеггер,.

Ю. Хабермасиз отечественных мыслителей также можно назвать П. П. Гайденко и В. Н. Поруса).

В области метода в основу нами был положен, во-первых, метод историко-критической реконструкции (используемый, в частности, Ю. Хабермасом в книге «Философский дискурс о модерне»), во-вторых, широко использовались общефилософские методологические принципы диалектического единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному, генерализация и синтезирование.

Научная новизна работы.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• на основе сопоставления метафизических представлений и осмысления категории идеала показано, что социальный идеал является средством трансформации гносеологического субъекта, субъекта философского, в субъект социального действия;

• показано, что социальный идеал является средством полагагания общества как целостности и как таковой представляет собой важнейший структурный компонент социального действия;

• социальный идеал рассматривается как инструмент переноса метафизического мировоззрения эпохи в сферу социальной реальности (а также и конструирования, конципирования этой реальности сообразно этим метафизическим воззрениям) и, следовательно, формирования специфического отношения к социкму субъекта социального действия;

• в качестве фундамента обоснования социального идеала предложена связка понятий «Личность-Другой», позволяющей преодолеть недостатки, связанные с монологическим принципом субъектности ;

• обосновано, что социальный идеал в современную эпоху может рассматриваться как «минимум социальности» в противовес традиционному его пониманию как «максимума социальности».

Тезисы, выносимые на защиту.

• В структуре сознания общества и культуры социальный идеал является необходимым формальным элементом, организующиим целостное представление о социальной реальности и формирующим субъект социального действия за счёт своей метафизической компоненты.

• Социальный идеал в своём классическом варианте является порождением рационалистической западноевропейской философской парадигмы и выражает способ мышления этой эпохи.

• Способы построения и обоснования социального идеала в рамках субъектцентристской парадигмы представляются исчерпавшими себя.

• В современную эпоху необходимо рассматривать социальный идеал не объективистски, в качестве независимой от человека реальности (неважно, понимается ли она при этом как платоновская идея или как ценность в неокантианском смысле), а как проекцию человеческой экзистенции.

Апробация.

Основные положения предлагаемой диссертационной работы изложены в статьях, опубликованных в «Вестнике научных трудов» Нижнекамского филиала Института экономики, упрвления и права (2002) и в «Учёных записках Казанского государственного университета» (2004), в сборниках материалов международной научной конференции «Человек — Культура — Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Москва, 2002), IV Всероссийского философского конгресса (Москва, 2005), Первых Всероссийских социологических чтений (Казань, 2005), а также ряда межвузовских конференций. Полученные результаты используются автором в семинарских занятиях по курсу «Философия» для студентов нефилософских специальностей, а также в курсе «Онтология и теория познания» для студентов философского отделения КГУ.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографии. В первой главе даётся историко-философская реконструкция эволюции понятия социального идеала, в общих чертах могущую быть представленной как движение от представления о социальном идеале как вневременной сверхисторической реальности, теснейшим образом связанной с абсолютным началом Бытия, к трактовке его как формальной категории, служащей для того, чтобы сделать возможным отношение субъекта к обществу как целостному объекту познания и действия.

Во второй главе исследуется место социального идеала в новом культурно-философском контексте, порождённым кризисом субъектцентристской монологической парадигмы модерна, исследуется взаимосвязь категорий социального идеала и категорий антропологического дискурса: «Другого», личности, а также перспективы развития проблематики социального идеала в свете кризиса классической философской парадигмы.

В заключении изложены основные выводы работы и намечаются перспективы далнейшего исследования.

Библиография диссертации включает 128 наименований.

Заключение

.

Важнейшим выводом, который, на наш взгляд, можно сделать в заключение работы, является тот факт, что, несмотря на кризис классической парадигмы, категория социального идеала может вполне сохранить своё значение и ни в коем случае не должна быть устранена из общественного сознания. Как показало наше исследование, хотя социальный идеал как идеал, т. е., как рационально сконструированное и обоснованное понятие совершенного общества, в котором в максимальной степени были бы воплощены антропологические смыслы социального, и является принадлежностью в первую очередь эпохи новоевропейского рационализма, тем не менее, различные онтологизированные варианты социального идеала присутствовали всегда (в числе рассматриваемых нами примеров можно назвать, во-первых, совершенное государство Платона или средневековый идеал Церкви) и являлись существенным компонентом выстраивания представлений об обществе. Поэтому, на наш взгляд, позиция, утвержающая, что социальный идеал изжил себя и не имеет права на существование, являясь одной из самых ярких и законченных форм «тоталитарного дискурса», не имеет под собой достаточных оснований в значительной степени способствует разрушению и распаду социальности, по поводу которого высказывается так много обеспокоенности. Таким образом вопрос стоит не в том, чтобы вообще отказаться от идеала, сколько в том, чтобы изменить место идеала в структуре сознания так, чтобы он утратил свою внешнюю обязательность, как бы навязанность, но в то же время сохранял свою императивность и мог служить источником обоснования социального действия.

При анализе роли социального идеала в процессе формирования социального субъекта нами были выявлено, во-первых, что социальный идеал служил средством полагания единства общества, репрезентируя в мысли то, что отсутствует в эпирической реальности. Во-вторых, он выступает в качестве своего рода скелета сознания субъекта, организующего его и создающего возможность целенаправленного социального действия. Социальный идеал является средством трансформации гносеологического субъекта, субъекта философского, в субъект социального действия.

Среди прочих «разновидностей» идеала социальный идеал занимает достаточно своеобразное место. Так, можно сказать, что социальный идеал в значительно меньшей степени определён содержательно. Что касается прочих идеалов — этических, эстетических, гносеологических, то все они получили весьма четкое понятийное или образное оформление и оказали большое влияние на ход развития соответствующих областей культуры. Они всегда были содержательны (и это считалость естественным и нормальным) и, в значительной степени, универсальными. Известно, какую роль в истории сыграли, к примеру, этический идеал христианства, эстетический идеал классицизма или идеал научности эпохи Нового Времени. В тех культурных пространствах, где эти идеалы имели значимость, они господствовали безраздельно, они целиком определяли характер соответствующей области культуры вплоть до XX века. В этих идеалах были выражены некие фундаментальные интуиции самосознания эпохи, её глубинное самопонимание, существенные особенности её как целостности. В противоположность этому, не было выработано ни одного общепринятого социального идеала. Новое Время — эпоха конкуренции идеалов консервативных, либеральных, коммунистических. В сфере социального идеала однозначность отсутствовала всегда.

Это отсутствие однозначности также проявлялось в разрыве между формальной и содержательной сторонами социального идеала. Социальный идеал в большей степени, чем какой-либо другой, сопротивляется конкретизации, хотя именно его и старались конкретизировать чаще всего. В конце концов это даже стало считаться вредным для идеала, так же, как само стремление к его осуществлению стало вызывать подозрение. Очень часто (к примеру, П. И. Новгородцев, К. Поппер) настаивали на апофатическом характере именно социального идеала. Воплощение всегда приводило к перерождению идеала. Имея в виду это постоянное отсутствие равновесия между формальной принципиальной стороной идеала и попытками его содержательной разработки и конкретизации, мы решили подвергнуть рассмотрению лишь формальную сторону, исследовать социальный идеал в качестве общей структуры сознания, определяющей способ отношения человека к социальной реальности, а также проследить, каким образом связаны социальный идеал, пути его построения и обоснования, с метафизико-гносеологическими основами философского мировоззрения. На наш взгляд, именно в сфере социального идеала становится очевидной неустранимая плюральность человеческого бытия. Оставаясь в сфере этой плюральности (то есть, пытаясь анализировать конкретные варианты идеалов во всём их эмпирическом многообразии) при анализе самого идеала мы не сможем понять, в чём же собственно предназначение социального идеала как такового. Мы попытались выявить те изменения, которые должны произойти в понимании социального идеала в связи с кризисом классической рациональности, способна ли эта ставшая весьма проблематичной и даже анахроничной категория существовать в современном философском пространстве, в чём может заключаться её нынешний смысл.

В частности, можно указать на тот факт, что проблема социального идеала теснейшим образом связана с ответом на вопрос о возможности и пределах рационального, целенаправленного социального действия, о том, в какой мере человек и человечество являются субъектами истории. Ведь классическая форма социального идеала возникает в контексте нововременных представлений о проективной силе человеческого разума, как один из механизмов приложения этого разума в сфере конструирования не только физической среды обитания человека (что было задачей естественных наук), но и самих межчеловеческих отношений и общественных институтов. В рамках категории идеала познание и деятельность находятся в противоречиовом взаимоотношении. Этический идеалценность в первую очередь практическая. Социальный идеал, хотя и относится также к сфере практической, в значительной степени также является «скобкой», «горизонтом», в пределах которого осуществляется познание общества.

В работе также рассматривается процесс распада субъектцентристской логики Нового времени и изменения в способе существования социального идеала. Здесь мы приходим к заключению, что кризис субъектцентристской парадигмы и соответственно, социального идеала обусловлены расхождением между абсолютисткими «претензиями» философского субъекта, фактически присутствовавшем отождествлением с субъектом абсолютным, и невозможность соответствовать этому, претензия на абсолютное обоснование идеала и невозможность такого обоснования средствами трансцендентального субъекта. Вследствие этого происходит раскол монолитного субъекта познания и действия. Возникает понимание его неполноты и стремление дополнить, возможно, «усилить» его за счёт привлечения категорий гетерогенного, Иного. Проблема тотализирующего дискурса, доводящего до логического конца принципы классической рациональности, — проблема самоотнесённости субъекта, борящегося со всяким овнешнением себя, испытывающего необходимость присвоить содержание своего опыта, сделать его своим собственным достоянием. Это не власть, а самосохранение, сохранение своей внутренней идентичности, условие возможности ответственности. Отсылка к «другому», несоизмеримому с личностью (в этой роли может выступать социальная система, жизненный мир, интересы социального целого), напротив, абсолютизирует разрыв, так как при этом игнорируется антиномичная структура субъекта социального сознания и действия, структура, из которой не удаётся устранить элемент трансцендирования. Парадоксальным образом попытка присвоить порождает отчуждение, а признание Иного раскрывает связь, контакт. Происходит смещение центра, вытекающее из отрицания «оптической парадигмы», абсолютного взгляда «извне», из позиции, «где такая вещь как представляющая субъективность, только и может впервые быть тем, что она есть» Абсолютное созерцание, включающее «всё», и одновременно содержащее своё иное и полностью внешнее, неподобное ему, утрачивает свой статус содержащего и объемлющего. Теперь оно само объемлется сверхрациональным металогическим непостижимым (поскольку внесубъектным) единством.

Это привносит за собой релативизацию и субъективизацию социального идеала. В настоящее время можно говорить о «негативном присутствии» социального идеала. Но, тем не менее, логика целостности неустранима. Ограничение, полагание гетерогенности, различия, иного рано или поздно приводит к необходимости нового выстраивания целостности, включающего как свой элемент и вновь объединяющее Тождественное и Иное, Я и Другого, разум и внерациональное. Можно лишь предполагать, какие формы этот синтез примет в дальнейшем, но это может стать одним из возможных продолжений данной работы.

В работе делался акцент на связи метафизических представлений и способа формирования и, в первую очередь, обоснования, социального идеала, что осуществляется за счёт отказа от анализа конкретных форм, концепций социального идеала. Вместе с тем, автор вполне осознаёт тот факт, что между этими двумя формами существует заметное несоответствие. Если понятие идеала как таковое, как правило, является порождением абстрактной мысли, возникает в рамках анализа онтологических, гносеологических, методологических проблем, то социальные идеалы в своём конкретном воплощении по большей части имеют, эмпирическое происхождение, и накладываются впоследствии на сетку метафизических категорий (процесс, опять-таки характерный в первую очередь, для Нового времени). Поэтому в дальнейшем логично было бы исследовать способы взаимодействия теоретического и массового сознания в процессе формирования и обоснования социального идеала.

Также из проведенного нами исследования явствует, что в способах формирования и существования социального идеала присутствует историческая изменчивость. Данная работа — попытка поиска концептуального основания для анализа принципов и механизмов этих изменений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Творения: В 4 т. Т. 3. О граде Божием. — СПб.: Алетейя- К.: УЦИММ-Пресс, 1998. — 598 с.
  2. Августин Аврелий. Творения: В 4 т. Т. 4. О граде Божием. СПб.: Алетейя- К.: УЦИММ-Пресс, 1998. — 590 с.
  3. Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Ансельм Кентерберийский. М.: Канон, 1995.-400 с.
  4. К.- О. Трансформация философии. / К.- О. Апель. М.: «Логос», 2001, — 344 с.
  5. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. ~ М.: Мысль, 1975. Т.1. — 550 с.
  6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. ~ М.: Мысль, 1975. Т.4. -830 с.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М.: Прогресс, 1993.-608 с.
  8. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. -М.: Весь мир, 2004. 188 с.
  9. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. М.: Логос, 2005. — 326 с.
  10. Ю.Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / Н. А.
  11. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.:
  12. Правда, 1989.-608 с. Н. Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
  13. Библия. Брюссель: Жизнь с Богом. — 2535 с.
  14. Н. А. Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1995.-384 с.
  15. М. Два образа веры / М. Бубер. М.: Республика, 1995. — 463 с.
  16. С. Н. Сочинения: в 2 т. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. — Т. 1. 608 с.
  17. С. Н. Сочинения: в 2 т. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. — Т. 2. 752 с.
  18. С. Н. Христианский социализм / С. Н. Булгаков. -Новосибирск: Наука, 1991.-532 с.
  19. Вехи. Из глубины: сб. ст. -М: Правда, 1991. 608 с.
  20. В. Избранное. Дух и история. / В. Виндельбанд. ~ М.: Юристь. 1995.-689 с.
  21. . П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  22. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  23. П. П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 471 с.
  24. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения / Г. В. Ф. Гегель. М.: Наука, 1978.-440 с.
  25. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1998. — 1072 с.
  26. Г. В. Ф. Философия религии: в 2 тт. / Г. В.Ф. Гегель. ~ М.: Мысль, 1977. -- Т.2. с
  27. Гегель Г. В. Ф. Философия права. / Г. В. Ф. Гегель. -- М.: Мысль, 1990. с.
  28. Григорий Палама, св. Триады в защиту священнно-безмолвствующих / Св. Григорий Палама. М.: Канон+, 2003. — 384 с.
  29. Э. Картезианские размышления. / Э. Гуссерль. ~ СПб.: Наука, 2001.-320 с.
  30. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. ~ М.: Владимир Даль, 2004. ~ 399 с.
  31. В.Е. Теория идеала. / В. Е. Давидович. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1975. -- 225 с.
  32. Р. Сочинения: в 2 т. /Р. Декарт. -М.: Мысль, 1989. 654 с.
  33. Дионисий Ареопагит. Сочинения / Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник // СПб.: Алетейя: Изд-во Олега Абышко, 2002. 864 с.
  34. А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. / Доброхотов А. Л. ~ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 248 с.
  35. Дуне Скот И. Избранное. / Дуне Скот И. ~ М.: Изд-во францисканцев, 2002. 584 с.
  36. С. В. Социальный идеал в диалектике внутреннего и внешнего опыта: Онтологический и гносеологический аспекты: автореф. дис.. канд. филос. наук / С. В. Ермолов- Сам. гос. ун-т. Самара, 2003. — 23 с.
  37. Э. Философия в средние века. / Э. Жильсон. М.: Республика, 2004. — 676 с.
  38. Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков.—М.: Политиздат, 1991.—463с.
  39. И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М.: Республика, 1993. — 431 с.
  40. История теоретической социологии: в 4 т. / А. Б. Гофман и др.- отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М.: Канон +: ОИ Реабилитация, 2002. — Т. 1. — 495 с.
  41. История теоретической социологии: в 4 т. / А. Б. Гофман и др.- отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М.: Канон +: ОИ Реабилитация, 2002. — Т. 2. — 560 с.
  42. И. Собрание сочинений: в 8 т. / И. Кант. М.: Чоро, 1994. — Т. 3. -741с.
  43. И. Собрание сочинений: в 8 т. / И. Кант. М.: Чоро, 1994. — Т. 4. -630с.
  44. И. Собрание сочинений: в 8 т. / И. Кант. М.: Чоро, 1994. — Т. 6. -613с.
  45. И. Собрание сочинений: в 8 т. / И. Кант. М.: Чоро, 1994. — Т. 7. -495с.
  46. JI. П. Основы средневековой религиозности в XII XIII веках. / JI. П. Карсавин. — СПб.: Алетейя, 1997. — с.
  47. Л. П. Религиозно-философские сочинения. Т.1 / Л. П. Карсавин. -М.: Ренессанс, 1992, — 326с.
  48. Л. П. Философия истории / Л. П. Карсавин. СПб.: АО Комплект, 1993.-352 с.
  49. В.В. Трансформации философского сознания в культуре нового времени / Лазарев В. В. // Культура, человек и картина мира: сб. ст. М., Наука, 1987. — с. 37−75
  50. Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. / Э. Левинас. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. — 416 с.
  51. В. А. Гуманизм как идеал и как реальность / В. А. Лекторский // Идеал, утопия и критическая рефлексия: сб. ст. М.: РОССПЭН, 1996. — С. 103−114.
  52. В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. М.: УРСС, 2001. — 256 с.
  53. Лиотар Ж-Ф. Ситуация постмодерна. / Ж-Ф. Лиотар. -- СПб.: Алетейя, 1998. 159 с. 58. де Лобье П. Три града. Социальное учение христианства // П. Де Лобье. -СПб.: Алетейя, 2001. -416 с.
  54. А. Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. М.: Алетейя, 2000.-263 с.
  55. А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. — 776 с.
  56. А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1963.-583 с.
  57. А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1969. — 716 с.
  58. Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.-368 с. 64.де Любак А. Драма атеистического гуманизма / А. де Любак. Милан- М.: Христианская Россия. — 302 с.
  59. В. Н. Социально-философские истоки утопизма / В. Н. Комаров // Учёные записки КГУ. Казань: Унипресс, 1999. — С. 178−194.
  60. В. Нигилизм и идеалы / В. Краус. М.: Радуга, 1994. — 253 с.
  61. Майстер Экхарт. Об отрешённости. / Майстер Экхарт. ~ М.- СПб.: Университетская книга, 2001. 432 с.
  62. М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. М.: Логос, 2004. — 240 с.
  63. К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Утопия и утопическое мышление.-М.: Прогресс, 1991.-С. 113−169.
  64. . Избранное: Величие и нищета метафизики / Ж. Маритен. ~ М.: РОССПЭН, 2004. 608 с.
  65. . Человек и государство / Ж. Маритен. М.:Идея-Пресс, 2000. -196 с.
  66. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1988. ~ 574 с.
  67. Е. С. Ожидание осуществления социального идеала как феномен массового сознания: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11/ Маслов Е. С.- Каз. гос. ун-т. Казань, 2003. 188 с.
  68. Л. А. Философия науки / Л. А. Микешина. ~ М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
  69. Л. А. Философия познания / Л. А. Микешина. ~ М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  70. Н. С. Идеал проблема выбора / Н. С. Мудрагей // Идеал, утопия и критическая рефлексия: сб. ст. — М.: РОССПЭН, 1996. — С. 115−135.
  71. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2001. — 634 с.
  72. Н. А. О парадоксах идеала / Н. А. Новиков // Идеал, утопия и критическая рефлексия: сб. ст. М.: РОССПЭН, 1996. — С. 136−155.
  73. П. И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. М.: Правда, 1990. — 640 с.
  74. Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше. ~ М.: Мысль. Т. 2. — 829 с.
  75. Платон. Собраное сочинений: в 4 т. / Платон. ~ М.: Мысль. 1993. ~ Т. 2. -530 с.
  76. Платон. Собраное сочинений: в 4 т. / Платон. ~ М.: Мысль. 1994. — Т. 3. -656 с.
  77. X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / X. Плеснер. ~ М.: РОССПЭН, 2004. с.
  78. Плотин. Эннеады. Первая эннеада / Плотин. СПб.: Из-во Олега Абышко, 2004.-320 с.
  79. К. Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Р. Поппер. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива». 1992. — Т. 1. -448 с.
  80. К. Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Р. Поппер. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива». 1992. — Т. 2. -528 с.
  81. В. Н. «Конец субъекта» или пострелигиозная культура / В. Н. Порус // Разум и экзистенция: сб. ст. ~ СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.— С. 93 113.
  82. Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998.-413 с.
  83. Русская философия: Словарь. М.: Терра-Книжный клуб- Республика. -1998.-656 с.
  84. Т. Ю. Кризис XX века. Прогноз русских мыслителей / Т. Ю. Сидорина. М.: ГУ ВШЭ, 2001.- 183 с.
  85. Современная западная философия: Словарь. М.: ТОН — Остожье, 1998. -544 с.
  86. В. С. Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьёв. М.: Мысль. 1990. — Т. 1.- 892 с.
  87. В. С. Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьёв. М.: Мысль. 1990. — Т. 2.- 822 с.
  88. В. С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. / В. С. Соловьёв. -М.: Наука.-Т. 2.-400 с.
  89. В. С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. / В. С. Соловьёв. -М.: Наука.-Т. 3.-552 с.
  90. П. А. Долгий путь // П. А. Сорокин. Сыктывкар: СЖ Коми ССР: МП «Шыпас», 1991. — 304 с.
  91. П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. — 1055 с.
  92. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992.—543с.
  93. Социальный идеал и массовое сознание: историко-культурное исследование: сб. обзоров / ИНИОН РАН. М.: Б.и., 1992. — 102 с.
  94. Н. А., Шатунова Т. М. Постмодерн как ситуация философствования // Н. А. Терещенко, Т. М. Шатунова. СПб.: Алетейя. -216 с.
  95. П. Избранное: Теология культуры. / П. Тиллих. М.: Юристь, 1995. -- 479 с.
  96. Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. / Трубецкой Е. Н. М.: Изд-во РХГИ, 2002. — 600 с.
  97. С. В. Общественный идеал: диалектика разития / С. В. Туманов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 200 с.
  98. Л. Сочинения: в 2 т. / Л.Фейербах. М.: Наука, 1995. — Т.1.- 520с.
  99. Л. Сочинения: в 2 т. / Л.Фейербах. М.: Наука, 1995. — Т.2.- 543с.
  100. Философский словарь Владимира Соловьёва / Сост. Г. В. Беляев. Р-н-Д: Феникс, 1998.-434 с.
  101. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 1−44 / Фома Аквинский. К.: Эльга: Ника-Центр- М.: Элькор-МК, 2002. — 560 с.
  102. П. А. Столп и утверждение Истины. / П. А. Флоренский. -М.: Правда, 1990.-840 с.
  103. С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992.-511 с.
  104. С. Л. Непрочитанное / С. Л. Франк. М.: Московская школа политических исследований, 2001. — 592 с.
  105. С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. М.: Правда, 1990. — 607 с.
  106. М. Археология знания. / М. Фуко. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия" — Университетская книга, 2004. — 416 с.
  107. М. Слова и вещи. / М. Фуко. СПб.: A-cad, 1994. — 408 с.
  108. В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / В. Н. Фуре. Мн.: ЗАО Экономпресс, 2000. — 223 с.
  109. Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. М.: Весь мир, 2003, — 416 с.
  110. Ю. Вовлечение Другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2001. — 424 с.
  111. М. Время и бытие. / М. Хайдеггер. М.: Республика. 1993. -448 с.
  112. М., Адорно Т. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М.- СПб.: Медиум: Ювента, 1997. — 311с.
  113. А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность первая четверть XIX в.) / А. А. Чанышев. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ: РОССПЭН, 2001.— 479с.
  114. В. А. Утопия и свобода: Эссе разных лет / В. А. Чаликова. — М.: Весть, 1994.—182с.
  115. Е. JI. Специфика утопического сознания и проблема идеала / Е. JI. Черткова // Идеал, утопия и критическая рефлексия: сб. ст. М.: РОССПЭН, 1996.-С. 156−187.
  116. В. С. Знание и мироотношение / Швырев В. С. // Идеал, утопия и критическая рефлексия: сб. ст. -М.: «РОССПЭН», 1996. С. 12−84
  117. Ф. В. И. Философия откровения / Ф. В. И. Шеллинг. СПб.: Наука, 2000. — 699 с.
  118. Н. Общество индивидов / Н. Элиас. М.: Праксис, 2001. -336с.
  119. К. Всемирная история философии. Введение / К. Ясперс. -СПб.: Наука, 2000.-272 с.
  120. К. Смысл и назначение истории. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
Заполнить форму текущей работой