Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интуиция в системе когнитивной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на третьей ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 5−24 апреля 2007 г.), на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — «Ломоносов» — 2007 (Москва, МГУ, 11−15 апреля 2007), на V Международной научной конференции студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ИНТУИЦИИ КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
    • 1. 1. Эволюция понятия интуиции в истории европейской философии
    • 1. 2. Мистическая интуиция как составляющая философско-религиозного познания
    • 1. 3. Интуиция в структуре и содержании художественно-эстетического познания мира
  • ГЛАВА II. ИНТУИЦИЯ В СИСТЕМАХ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ
    • 2. 1. Особенности и роль различных форм интуиции в когнитивной деятельности
    • 2. 2. Эвристическая интуиция как элемент инновационной деятельности
    • 2. 3. Проблема развития интуиции как эмерджентного явления сознания

Интуиция в системе когнитивной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Особое внимание к проблеме интуиции в настоящее время обусловлено кризисом рационалистической методологии. Для современной науки характерен отказ от закрытой рациональности, предполагающей заданность движения в рамках строго зафиксированной концептуальной схемы. Конструктивной оказывается открытая рациональность, позволяющая охватить более широкие горизонты действительности в ее динамике. В подобной ситуации наблюдается расширение границ знания в отношении различных компонентов и уровней познавательной активности, что является причиной возрастания интереса к интуиции. Познание с помощью интуиции соотносится с парадигмой постнеклассической науки, ориентированной на возможность выхода за пределы той или иной жестко детерминированной модели реальности. В связи с этим представляется актуальным осмысление роли интуиции в различных сферах когнитивной деятельности, что, в свою очередь, активизирует проблемы исследования интуиции, возможности ее инициирования и развития, а также вопросы о перспективах применения интуиции в познавательной активности человека.

Растущий практический интерес к интуиции обусловлен тем, что современное информационное общество требует от человека принципиально новых качеств и навыков. Интуиция предполагает расширение когнитивных возможностей, актуализацию потенциальных ресурсов человека. Увеличение числа исследований интуиции в западной науке связано с тем, что появился запрос на профессионалов, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на интуицию. В России в последние годы особое внимание к проблеме интуиции наблюдается в связи с ее изучением как ключевого эвристического феномена. Развитие интуиции, нестереотипности мышления позволяет повысить креативный потенциал нации, поэтому особенно важным является выявление значимости интуиции как составляющей инновационной деятельности.

Следует заключить, что философское осмысление роли интуиции в системе когнитивной деятельности в современных условиях имеет как важное научно-теоретическое, так и практическое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Интуиция является объектом теоретического осмысления уже в древнейших философских учениях. Значительное внимание уделяли интуиции философы античного мира, Средневековья и Возрождения, несмотря на невербализованность, в большинстве случаев, данного понятия в их работах. В трудах Платона интуиция — это способность разума постичь истинное бытие врожденных идей в акте анамнесиса1. У Аристотеля интуитивное связано со способностью познания общего, а также первоначал и причин, что недоступно ни чувственному, ни дискурсивному мышлению2. Идея познания собственной души через интроспекцию посредством интуиции Плотина и теории интуиции неоплатонизма в целом явились предпосылкой для развития проблемы в 2 христианской теологии. В Средние века интуиция связывается с идеей познания Бога и собственной души посредством разума и главным образом веры4. В рационализме Нового времени интуиция отражает высшую познавательную способность человеческого разума, она преимущественно является интеллектуальной5.

1 См.: Платон. Соч. в 3 т. — М.: Мысль, 1968. — Т. 1. — 623 е.- Платон. Соч. в 3 т. — М.: Мысль, 1970.-Т. 2.-611 с.

2 См.: Аристотель. Собр. соч. В 4 т. — М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — 550 с.

3 См.: Антология мировой философии. В 4 т. — М.: Мысль, 1969. — Т. 1. Ч. 1 и 2. Философия древности и средневековья. — 936 с.

4 См.: Антология мировой философии. В 4 т. — М.: Мысль, 1969. — Т. 1. Ч. 1 и 2. Философия древности и средневековья. — 936 е.- Августин Блаженный. Творения: Научно-попул. изд.: В.

4 т. Об истинной религии. — Киев: УЦИММ-пресс, 2000. — 744 е.- Августин Блаженный. Творения: Научно-попул. изд.: В 4 т. Теологические трактаты. — Киев: УЦИММ-пресс, 2000. -751 с.

5 См.: Декарт Р. Избранные произведения. Государственное издательство политической литературы. 1950 г. — 712 е.- Декарт Р. Сочинения. В 2 т. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654, [2] е.- Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. — М.: Мысль, 1982. — Т. 1. — 638 е.- Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. — М.: Мысль, 1982. — Т. 2. — 686 е.- Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. — М.: Госполитиздат, 1957. — Т. 1. — 629 е.- Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — М.: Мысль, 1985. — Т. 1. -621 сЛокк Дж. Сочинения. В 3 т. — М.: Мысль, 1985. — Т. 2. — 560 е.- Юм Д. Сочинения. В 2 т. — М.: Мысль, 1966. — Т. 1.-847 с.

В сенсуализме немецкой философии, представленной Г. Гаманом и Г. Якоби, наблюдаются предпосылки иррационализма, интуиция возможна посредством не разума, а чувства и веры1. Представления о чувственной интуиции характерны и для И. Канта2, который, однако, полагал, что интуиция бессильна в постижении трансцендентного. Он считал ее единственно доступной человеку формой познания истины. В то же время, И. Кант допускал наличие интеллектуальной интуиции, приписывая такую способность Богу. л 4 г.

Другие немецкие классики, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, предложили диалектическую интерпретацию интуиции, что явилось предпосылкой понимания единства опосредованного и непосредственного или интуиции.

В иррационалистической философии А. Шопенгауэра6 интуиция — это способность познания сущности вещей без участия воли, которая обеспечивает непосредственную связь с объектом познания. Однако дальнейшее развитие иррационализма приводило к поиску природы и сущности интуиции в чувственной сфере, что отразилось в работах Б. Кроче, А. Бергсона,.

1 См.: Антология мировой философии. В 4 т. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в.-первых двух третей XIX. — 760 с.

2 См.: Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. — Мн.: Литература, 1998. — 960 с.

3 См.: Фихте И. Г. Сочинения. В 2-х т. — СПб.: Мифрил, 1993. — Т. 1. 687 е.- Фихте И. Г. Сочинения. В 2-х т. — СПб.: Мифрил, 1993. — Т. 2. — 798 е.- Фихте И. Г. Сочинения: работы 1792−1801гг. — М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1995. — 654,[1]с.

4 См.: Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т. — М.: Мысль, 1987. — Т. 1. 637 е.- Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т. — М.: Мысль, 1989. — Т. 2. — 636 е.- Шеллинг Ф. Философия искусства. Репринтное издание. Заказное издание — Издательство «Алетейя» при участии фонда «Университетская книга», 1996. — 459 с.

5 См.: Гегель. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1975. — Т. 1. Наука логики. -452 е.- Гегель. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1975. — Т. 2. Философия природы. — 695 е.- Гегель. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1977. — Т. 3. Философия духа. — 471 с.

6 См.: Шопенгауэр А. Собр. соч. В 5 т. — М.: Московский клуб, 1992. — Т. 1. Мир как воля и представление. — 395 е.- Алейник P.M. Шопенгауэр: деконструкция Канта // Историко-философский альманах: Выпуск 1-й: Кант и современность. — М.: Современные тетради, 2005.-С. 189−198.

Н.О. Лосского1. Они, противопоставляя материализм и идеализм, рациональное и иррациональное, разум и веру, также противопоставляют интеллект, разум, рассудок и интуицию. При этом интуиция абсолютизируется до единственно возможного метода истинного познания. Сторонники иррационализма, отдавая должное интеллекту в развитии техники и других сфер практической деятельности, ограничивали его значимость в постижении абсолютного. В поисках нового, более совершенного источника истины назывались религиозные и мистические откровения, бессознательное начало (например, инстинкты), а также интуиция.

Рассматривая разум, А. Бергсон приходит к выводу о его несостоятельности как способа объективного познания развивающейся действительности. Интеллект может справиться с познанием неживой природы, но перед познанием живого он бессилен. Научное знание, целью которого является достижение практических выгод, не способно отразить сущность явлений. Понятия науки, конкретизируясь и уточняясь в течение длительного времени, не могут отразить гибкость и изменчивость бытия. Они носят упрощенный характер. Объективное, истинное знание можно получить, лишь полностью отказавшись от целей практики, что возможно при помощи чистого созерцания или интуиции.

Философский интуитивизм характерен и для Э. Гуссерля3 и М. Шелера4. С помощью интуиции в акте феноменологической редукции постигаются феномены трансцендентного мира. У Э. Гуссерля интуиция носит рациональный характер, у М. Шелера — чувственный.

1 См.: Кроне Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия: Пер. составлен, коментар. С. Мальцевой. — СП б: Пневма, 1999. — 480с.- Бергсон А. Творческая эволюция. — М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998. — 384 е.- Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.П. ПоляковПодгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1995. — 400 с.

2 См.: Бергсон А.

Введение

к сборнику «Мысль и движущееся». Часть первая. Возрастание истины. Возвратное движение истины // Вопросы философии. — 2007. — № 8. — С. 125−134.

3 См.: Гуссерль Э. Философия как строгая наука: [пер. с нем.]. — Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.-357 с.

4 Шелер М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994. — 413 с.

В русской философии систематическое изучение интуиции впервые было осуществлено в работах Н.О. Лосского1. Философ разрабатывает координационную теорию восприятия, согласно которой в процессе познания происходит объединение субъекта и объекта, внешний мир переживается как часть внутренней жизни. Мир, по Н. О. Лосскому, дуалистичен, а основу целостности мира и смысла эволюции составляет Бог. С.Л. Франк2 развивает теорию познания Н. О. Лосского, однако, в отличие от него считает своей основной целью раскрытие онтологических условий интуиции как способности непосредственного восприятия реальности, которая позволяет человеку в процессе познания выступать как некая целостность.

Исследованием классических теорий интуиции в отечественной науке занимались В.Ф. Асмус3, В. Р. Ирина и A.A. Новиков4. В современной науке тема интуиции привлекает внимание большого количества отечественных ученых: М.В. Олюшина5, И.А. Аксенова6, А.Л. Литвинова7, Г. У. о.

Лихошерстных. В своих работах они обосновали актуальность исследований интуиции, выявили сферу возможностей интуитивного способа познания и.

1 См.: Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.П. ПоляковПодгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1995. — 400 с.

2 См.: Франк С. Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. — Париж: ИМКА-Пресс, 1956.-416 с.

3 См.: Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII — начало XX в. / Вступ. ст. В. В. Соколова. Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с.

4 См.: Ирина В. Р., Новиков A.A. В мире научной интуиции: Интуиция и разум. — М.: Наука, 1978. 191 с.

5 См.: Олюшина М. В. Эстетическая интуиция — этическая ответственность // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26−27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. -С.115−118.

6 См.: Аксенова И. А. Феномен интуиции // Философия XX века: школы и концепции: Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.7−8.

7 См.: Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 135−150.

8 См.: Лихошерстных Г. У. Интуиция в науке, ее природа и ее возможности // Вопросы философии. — 1984. — № 6. — С. 73−81. условия инициирования интуиции, обозначили основные этапы процесса возникновения и проявления интуитивного знания.

Современные исследования интуиции в рамках когнитивного подхода представлены в работах В. А. Лекторского, Д. И. Дубровского, И. П. Меркулова, М. А. Холодной, A.JI. Никифорова, В. К. Финна, В. П. Зинченко, А. Н. Кочергина и др.1 Сущность интуиции с позиций синергетической методологии проанализировали E.H. Князева и С.П. Курдюмов". В. Д. Грачев при анализе соотношения бессознательного, подсознания и сверхсознания в рамках исследования основных видов и форм познания приходит к выводу о том, что большинство решений научной проблемы носят интуитивный характер и не являются результатом логической цепи рассуждений. P.M. Грановская и И.Я. Березная4 в ходе изучения возможности создания и применения искусственного интеллекта выделяют различные интуитивные компоненты творчества, среди которых можно назвать неосознаваемые и осознаваемые базисные операции интуитивного решения и др. О.В. Степаносова5 сравнивает интуицию с такими явлениями как имплицитное научение, таситное знание, экспертиза и приводит теоретические уточнения понятия интуиция. О. С. Новикова рассматривает интуицию как составляющую интеллекта, а также определяет место интуиции и.

1 См.: Когнитивный подход. Научная монография / Ответственный редактор — академик РАН В. А. Лекторский. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2008. — 464 е.- Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д. И. Дубровского и В.А. ЛекторскогоМ.: ИИнтеЛЛ, 2006. — 446 е.- Субъект, познание, деятельность. — М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002. — 720 е.- Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг: Монография.

— М., Высш. школа, 1980. — 286 е.- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. -272 с.

2 См.: Князева E.H., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии.

— 1994. — № 2. — С. 110−112. Князева E.H., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизацией, темпомиры. СПб.: Алетейа, 2002. — 414 с.

3 См.: Грачев В. Д. Ум. Философские интерпретации. — Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2006. -233 е.- Грачев В. Д. Стиль мышления юриста и формальная логика // Философия права. -2008.-№ 2.-С. 34−38.

4 См.: Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. — 272 е.- Грановская P.M. Психология в примерах. — СПб.: Речь, 2002. — 247 с.

5 См.: Степаносова О. В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. -2003,-№ 4.-С. 133−143.

1 О интеллекта в инновационной деятельности. С.И. Гришунин~ в своей монографии рассматривает модели интуициитипы проблем, решаемые при помощи интуиции, в том числе интуитивный момент в прогнозированииметоды активации творчества и усовершенствования интуитивного мышления. Роль интуиции в восточном мировоззрении и сравнительный анализ представлений об интуиции на Востоке и в русских учениях раскрыты A.B. Поповкиным3.

Таким образом, теоретическое изучение интуиции предпринималось с целью раскрытия гносеологических, антропологических и психологических аспектов проблемы. Следует подчеркнуть, что на достигнутом уровне разработанности проблемы, с учетом данных современной науки стало возможным осуществить философское осмысление сущности интуиции и ее роли в системе когнитивной деятельности, адекватное потребностям современности.

Актуальность и степень разработанности определили содержание, структуру, объект, предмет, цель и задачи исследовании.

Объектом исследования является интуиция как гносеологический феномен.

Предметом исследования выступает роль интуиции в системе познавательной деятельности человека.

Цель диссертационного исследования — определение роли интуиции как элемента системы когнитивной активности человека в философском измерении.

1 Новикова О. С. Интеллектуальная подготовка как ресурс и ценность в образовании // Образование и культура России в изменяющемся мире. — Новосибирск, 2007. — С. 141−142- Новикова О. С. Применение компетентностного подхода в инновационном образовательном пространстве современной России // Инновационная активность вузов: состояние, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-методической конференции (12−13 ноября 2009 г.). В 2-х частях, — Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2009. — 4.1. — С. 69−79.

2 См.: Гришунин С. И. Возможна ли современная наука без интуиции: Модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. Изд. 2-е, испр. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 160 с.

3 См.: Поповкин A.B. К осмыслению опыта мистической интуиции в традициях восточной метафизики и русского интуитивизма // Религиоведение. — 2005. — № 1 — С. 38−51.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

— проанализировать развитие понятия интуиции в истории европейской философии;

— выявить роль мистической интуиции как составляющей философско-религиозного познания;

— рассмотреть интуицию в структуре и содержании художественно-эстетического познания мира;

— провести анализ особенностей и роли различных форм интуиции в когнитивной деятельности;

— определить роль эвристической интуиции как элемента инновационной деятельности;

— раскрыть вопрос о возможности развития интуиции как эмерджентного явления сознания.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, посвященных анализу различных аспектов проблемы интуиции. Анализ форм интуиции проведен с использованием основных теоретических положений К. Г. Юнга, М. Бунге и др. При рассмотрении вопроса о сущности интуиции особый интерес для диссертанта представляли междисциплинарные разработки в русле когнитивного подхода (В.А. Лекторский, Д. И. Дубровский и др.), опирающегося на синергетическую парадигму и психофизиологические исследования деятельности сознания.

Методологической основой исследования являются как общенаучные методы: сравнительно-исторический, анализа и синтеза, обобщения, классификациитак и диалектический метод философии. Комплексный и системный подход позволяют рассмотреть интуицию в ее многомерности и многоаспектности, а также выявить связь интуиции и таких явлений как сознание, творчество, ценности, вера, эмоции.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— в результате анализа понятия интуиции в истории европейской философии выявлены и проанализированы два различных подхода к пониманию интуиции: рационалистический и иррационалистический;

— на примере западной христианской традиции, идей русской религиозной философии, восточных религиозных учений и элементов ислама определена роль мистической интуиции в философско-религиозном познании: как условия для понимания божественных истинкак основы для достижения откровениякак онтологической предпосылки для возникновения религии;

— на основе положения П. А. Сорокина о применимости любой из систем истины, интуитивной, чувственной и рациональной, при познании и преобразовании той или иной сферы деятельности показана роль интуиции в художественно-эстетическом познании при создании художественного образа, формировании идеи, интерпретации и восприятии художественного творения;

— представлены особенности и роль различных форм интуиции в системе когнитивной деятельности в ходе их классификации по основаниям: характер информации, к которой применяется интуицияобращение к иррациональному опыту, к чувствам либо к рациональному мышлению в процессе интуитивного поискановизна интуитивного знанияпрофессиональная область приложения;

— доказано, что эвристическая интуиция как способ преодоления неопределенности, многофакторности сложных творческих задач, позволяющий найти оригинальное и перспективное решение для создания инновационного продукта, является ключевым элементом инновационной деятельности;

— обосновано, что интуиция, понимаемая в русле когнитивного подхода как эмерджентное явление сознания, зависящее от системы знаний и субъективного мира личности, — способность, которая детерминируется как биологическими, так и социокультурными даннымиразвитие интуиции представлено как многопорядковый процесс.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В истории европейской философии сформировались два основных подхода к интерпретации интуиции: иррационалистический и рационалистический. С позиции иррационалистического подхода возможности интуиции представляются зависящими от каких-либо иррациональных элементов, таких как опыт анамнесисамистическая интроспекция, самоуглубление душибожественная верамистическая способность рассудкаинстинкт и др. В рамках рационалистического подхода первоисточником интуиции выступают естественные познавательные способности человека, чаще всего, рассудок, чувства.

2. Значимость мистической интуиции как важнейшего элемента философско-религиозного познания проявляется, во-первых, в том, что мистическая интуиция является основой для достижения состояния единства с Абсолютом, переживания непосредственной связи Бога и человекаоткровения. Во-вторых, мистическая интуиция — необходимое условие для понимания божественных истин, имеющих статус абсолютных, не требующих доказательств. В-третьих, мистическая интуиция — онтологическая предпосылка для возникновения религии и осознания наличия сверхрациональной, сверхчувственной абсолютной реальности, Бога.

3. Роль интуиции в структуре и содержании художественно-эстетического познания мира обнаруживается при создании художественного образа произведения — основного компонента произведения. Интуиция способствует тому, чтобы чувства, переживания воплотились в образе, обрели внешнее предметное выражение. Она выступает компонентом творческого процесса при формировании идеи и замысла художественного творения и позволяет в целостной, завершенной форме выразить духовные смыслы и ценности в соответствии с законами эстетики. Интуиция важна при интерпретации и восприятии художественного произведения, поскольку помогает пережить ценность прекрасного, непосредственного, отраженного в произведениях творчества.

4. Многообразие форм интуиции в системе когнитивной деятельности целесообразно представить в виде обобщенной классификации по основаниям: характер информации, к которой применяется интуицияобращение к иррациональному опыту, к чувствам либо к рациональному мышлению в процессе интуитивного поискановизна интуитивного знанияпрофессиональная область приложения. Соответственно выделяются: конкретная и абстрактнаямистическая (сверхчувственная и сверхинтеллектуальная), чувственная и интеллектуальнаяэвристическая и стандартизированнаяматематическая, лингвистическая и др. формы интуиции, каждая из которых обладает специфическими особенностями. Однако, когда речь идет об эвристической интуиции, концептуальной или эйдетической, то ее деление на конкретную и абстрактную, или на чувственную и интеллектуальную является достаточно условным. Эвристическая интуиция — это целостный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, эмоции и чувства, с другой, разум и мышлениекроме того, она предполагает комбинирование информации как о фактической, так и об идеальной стороне объектов и явлений.

5. Эвристическая интуиция выступает ключевым элементом инновационной деятельности, так как является способом преодоления неопределенности, многофакторности самых сложных творческих задач, позволяющим найти качественно новое и перспективное решение для создания инновационного продукта. Интуиция не самодостаточна, требует рациональной обработки. Инновационные элементы, полученные интуитивным путем, после логического обоснования превращаются в традиционные элементы деятельности. Эвристическая интуиция соотносится с такими духовными явлениями как эмоции, мораль, красота и гармонизирует противопоставление знания и ценности в культуре.

6. Интуиция, понимаемая в русле когнитивного подхода как эмерджентное явление сознания, зависящее от системы знаний и субъективного мира личности и обусловленное межполушарной асимметрией, — способность, которая определяется как биологическими, так и социокультурными данными. Развитие интуиции в пределах, детерминированных природными данными человека, представлено как многопорядковый процесс и возможно посредством обеспечения: во-первых, гармоничного развития высокого уровня духовной и интеллектуальной культурыво-вторых, развития сознательных и подсознательных механизмов интуитивного процесса как целостности, а также достижения успешного взаимодействия между сознанием и подсознанием (решение данного вопроса видится в обеспечении: профессионализмагуманизации образования, широты мировоззрения и образованностиприобщения к искусствувысокой нравственной и инновационной культуры) — в-третьих, применения различных методов и приемов непосредственной активации интуиции и творческого процесса в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что работа может расширить представление о значении интуиции как важного элемента в когнитивной деятельности человека. Системный, целостный анализ концепций интуиции в истории философской мысли может послужить материалом для дальнейших исследований по проблеме интуиции. Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут быть использованы специалистами в области когнитивной науки, теории познания, антропологии, культурологии, психологии, социологии, истории в целях дальнейшей разработки и уточнения теоретических вопросов, связанных с идеей интуиции. Практическая значимость диссертации определяется возможностью включить полученные результаты в материалы лекционных и семинарских занятий по философии, теории познания, культурологии, антропологии, психологии. Полученные выводы могут быть использованы при разработке учебных и научно-методических пособий.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» и рекомендована к защите по специальности 09.00.01 — Онтология и теория познания.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на третьей ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 5−24 апреля 2007 г.), на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — «Ломоносов» — 2007 (Москва, МГУ, 11−15 апреля 2007), на V Международной научной конференции студентов и аспирантов «(Пост)современность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 19−21 апреля 2007), на 52-й научно-методической конференции «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 20 апреля 2007 г.), на секциях «Новый век: гармония природы и интеллекта» и «Философия и философская антропология Макса Шелера», «Дни петербургской философии» — 2007 (Санкт-Петербург, СПбГУ, 15−17 ноября 2007 г), на четвертой ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 6−28 апреля 2008 г.), на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — «Ломоносов» — 2008 (Москва, МГУ, 8−11 апреля 2008), на VI Международной научной конференции студентов и аспирантов «Социология в (пост)современности» (Харьков, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 17−19 апреля 2008).

Основные положения и выводы диссертации изложены в 12 публикациях общим объемом 3,0 п.л., в том числе две статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на.

Выводы по второй главе:

1. Особенности различных форм интуиции в познавательной активности человека можно представить в ходе следующей классификации: 1) по характеру информации, к которой она применяется, выделяется конкретная или абстрактная интуиция, 2) в зависимости от обращения к иррациональному опыту, к чувствам либо к рациональному мышлению в процессе получения интуитивного решения интуиция бывает мистической (сверхчувственной и сверхинтеллектуальной), чувственной или интеллектуальной, 3) по критерию новизны интуиция предстает как эвристическая или стандартизированная, 4) по профессиональной области приложения интуиция может быть математической, лингвистической и т. п. Следует подчеркнуть, что, когда речь идет об эвристической интуиции, концептуальной или эйдетической, то разделение интуиции на конкретную или абстрактную, или на чувственную или интеллектуальную является достаточно условным и в некоторой степени бессмысленным. Это связано с тем, что творческая интуиция в познавательной активности человека не может являться в чистом виде чувственной или I интеллектуальной, конкретной или абстрактной, поскольку творческая интуиция — это целостный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, эмоции и чувства, с другой, разум и мышление. Также творческая интуиция предполагает комбинирование информации как о фактической, так и об идеальной стороне объектов и явлений.

2. Эвристическая интуиция выступает одной из составляющих инновационного потенциала как системы факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного развития. Эвристическая интуицияэлемент инновационной деятельности, значимость которого заключается в том, что она является способом преодоления неопределенности, многофакторности сложных творческих задач, позволяющим найти перспективное решение для создания инновационного продукта. Интуиция не самодостаточна и требует рационального подтверждения. Инновационные элементы, полученные интуитивным путем, после логического анализа могут превращаться в традиционные элементы деятельности. Эвристическая интуиция не противоречит таким духовным ценностям как эмоции, мораль, красота и нивелирует противопоставление знания и ценности в культуре.

3. Интуиция понимается в русле когнитивного подхода как эмерджентное явление сознания, которое зависит от системы знаний и субъективного мира личности и обусловливается межполушарной асимметрией. Соответственно, интуиция — это способность, которую можно развить в пределах, определяемых природными данными человека. Существуют также социокультурные данные, способствующие развитию интуиции. Нами обосновано представление о том, что развитие интуитивных способностей возможно посредством обеспечения, во-первых, гармоничного развития и высокого уровня духовной и интеллектуальной культуры. Во-вторых, посредством развития сознательных (левополушарных) и подсознательных (правополушарных) механизмов интуитивного процесса как целостности, а также достижения успешного взаимодействия между сознанием и подсознанием. Решение данного вопроса видится в обеспечении: профессионализмагуманизации образования, широты мировоззрения и образованностиприобщения к искусствувысокой нравственной и инновационной культуры. В-третьих, посредством применения различных методов и приемов непосредственной активации интуиции и творческого процесса в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Интуиция — традиционно гносеологический феномен, являющийся объектом изучения Платона, Аристотеля, Плотина, А. Блаженного, Ф. Аквинского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Ф. Лейбница, Дж. Локка, Д. Юма, И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, Ф. Шеллинга. В классической философской мысли интуиция понимается как один из способов, главным образом высший, постижения идеального бытия, Абсолюта. В неклассической философии возникают теории, в которых интуиции отводится роль ключевой способности и центрального составляющего реальности человека. Появляются философские системы, которые отвечают на экзистенциальные вопросы исходя из понимания интуиции. Все важнейшие проблемы — о смысле жизни, о Боге. -концентрируются вокруг ответа на вопрос: что такое интуиция. При этом интуитивное противопоставляется рациональному, предстает именно как иррациональное явление. Она выступает своеобразной формой критики интеллекта, доверие интуиции отрицает интеллектуальные методы, выражает сомнения в способность науки адекватно познавать действительность. Интуитивное и логическое противопоставляются как принципиально несовместимые виды познания, имеющие собственные сферы приложения. Интуиция признается высшим уровнем познания, предназначенным для познания истинной реальности (интуитивизм А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Шелера, взгляды А. Шопенгауэра). А. Бергсон, Н. О. Лосский возводят интуицию до отдельного метода познания. С. Л. Франк исследует онтологические условия интуиции как способности непосредственного восприятия сверхрациональной и трансцендентной человеку реальности и рассматривает интуицию как знание-переживание, знание-понимание, знание-общение, позволяющее идеальному бытию раскрыться в полноте и целостности.

Среди современных исследований интуиции и сознания человека в целом особое место занимают работы В. А. Лекторского, Д. И. Дубровского, И. П. Меркулова, М. А. Холодной, А. Л. Никифорова и др., проводимые в рамках когнитивного подхода. Психоэвристические аспекты проблемы рассматриваются P.M. Грановской, И .Я. Березной, О. В. Степаносовой, С. И. Гришунин. С позиции синергетики интуиция рассматривается E.H. Князевой, С. П. Курдюмовым. Философский анализ проблемы проводят Г. У. Лихошерстных, В. Д. Грачев, М. В. Олюшина, И. А. Аксенова, A.JT. Литвинова.

В данной работе была представлена попытка определить сущность интуиции как с использованием современных научных данных, так и с опорой на многолетнюю историю развития представлений об интуиции в истории философской мысли, а также представить роль интуиции и перспективы ее применения в системе когнитивной деятельности человека.

В истории европейской философии выделено два подхода по отношению к пониманию природы интуитивного знания. Первый иррационалистический подход рассматривает возможности интуиции как зависящие от каких-либо иррациональных элементов, таких как опыт анамнесисамистическая интроспекция, самоуглубление душибожественная верамистическая способность рассудкаинстинкт и др. В рамках второго рационалистического подхода природу интуиции связывают с когнитивными возможностями человека. В первом случае интуиция предстает как сверхрациональная, сверхчувственная, иначе мистическая, во втором интуиция является чувственной, если ее возможности базируются на чувственном познании, или интеллектуальной, связанной с разумом, рассудком.

Другими основаниями классификации интуиции являются: характер информации, к которой применяется интуиция, новизна интуитивного знания, профессиональная область приложения. Соответственно, интуиция подразделяется на: 1) конкретную и абстрактную- 2) эвристическую и стандартизированную- 3) математическую, лингвистическую и др. Следует подчеркнуть, что в случае с эвристической интуиции, концептуальной или эйдетической, ее разделение на конкретную и абстрактную, или на чувственную и интеллектуальную является достаточно условным и в некоторой степени бессмысленным. Эвристическая интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания при переходе от чувственных образов к понятиям (эйдетическая интуиция) и от понятий к чувственным образам (концептуальная интуиция). Творческая интуиция не может являться в чистом виде чувственной или интеллектуальной, конкретной или абстрактной, поскольку творческая интуиция — это целостный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, эмоции и чувства, с другой, разум и мышление. Творческая интуиция имеет дело с информацией как о фактических, так и об идеальных связях явлений.

Интересны формы интуиции, приведенные К. Юнгом. Он выделяет: интуицию в экстравертной и интровертной установке, статическую и динамическую, активную и пассивную, интуицию возможностей и интуицию времени. М. Бунге представляет как формы интуиции различные виды восприятия (быстрое отождествление, ясное понимание и способность интерпретации), виды воображения (способность представления, искусство сравнения и творческое воображение), вывод умозаключений (ускоренное умозаключение), синтезирование (обобщающая точка зрения), понимание (здравый смысл) и оценку (здравое суждение).

Интуиция в системе когнитивной деятельности человека представлена следующим образом. В философско-религиозном познании и опыте особую роль играет мистическая интуиция, что проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, мистическая интуиция является основой для достижения состояния единства с Абсолютом, переживания непосредственной связи Бога и человекаоткровения. Во-вторых, мистическая интуиция — необходимое условие для постижения истины веры, понимания божественных истин, имеющих статус абсолютных, не требующих доказательств. В-третьих, возможности мистической интуиции — предпосылка для возникновения религии и осознания наличия сверхрациональной, сверхчувственной абсолютной реальности, а именно Бога.

Значимость интуиции в художественно-эстетическом познании проявляется при создании художественного образа произведения. Интуиция позволяет чувству, переживанию воплотиться в образе, обрести внешнее предметное выражение. Интуиция выступает компонентом творческого процесса при формировании идеи и замысла художественного произведения. Она позволяет в целостной, завершенной форме выразить духовные смыслы и ценности в соответствии с законами эстетики. Также интуиция важна при интерпретации и восприятии художественного произведения.

Человеческая деятельность ориентирована на поддержание и развитие любой творческой активности, духовно обогащающей и преображающей жизнь человечества. Способность развиваться, изменяться определяет саму возможность развития культуры. Эвристическая интуиция — основа инновационной деятельности, важнейшая роль которой заключается в том, что она является способом преодоления неопределенности, многофакторности сложных творческих задач, позволяющим найти правильное и перспективное решение для создания инновационного продукта. Интуиция не самодостаточна и требует рационального подтверждения. Инновационные элементы, полученные интуитивным путем, после логического анализа могут превращаться в традиционные элементы деятельности.

Эвристическая интуиция не противоречит таким духовным ценностям как эмоции, мораль, красота. Эстетический, этический и эмоциональный факторы, характеризующие ее, позволяют говорить о ценности такого способа познания, поскольку эвристическая интуиция гармонизирует противопоставление знания и ценности. Гармония — ситуация, когда в равной степени развиваются интеллектуальная и духовная культуры и достижения интеллектуальной культуры не затмевают собой ценностную сферу, а отражают стремления, потребности и сущность человеческого духа. Интеллектуальное и духовное развитие не противоречат, а дополняют друг друга.

Большую роль в использовании положительной роли интуиции в когнитивной деятельности может сыграть исследование возможностей развития интуитивных способностей. В работе было показано, что феномены сознания, в том числе интуиция, не являются только приобретенными или только врожденными. Они детерминируются как генетическим данными, так и социальным пространством, в котором функционирует человек. Существует зависимость интуитивных способностей от личностных, природных характеристик, но, тем не менее, интуиция — это способность, которую может развить каждый человек в пределах, определенных биологическими данными.

Современные исследования интуиции в русле когнитивного подхода позволяют заключить, что интуиция — это эмерджентное явление сознания, зависящее от системы знаний и субъективного мира личности, обусловленное межполушарной асимметрией. Сознание человека в широком смысле — это открытая система, предполагающая постоянное взаимодействие с окружающим миром. В связи с этим представляется возможным развитие интуитивных способностей посредством: во-первых, гармоничного развития духовной и интеллектуальной культурыво-вторых, развития сознательных (левополушарных) и подсознательных (правополушарных) механизмов интуитивного процесса, а также достижения успешного взаимодействия между сознанием и подсознанием, что допустимо при обеспечении: профессионализмагуманизации образования, широты мировоззрения и образованностиприобщения к искусствувысокой нравственной и инновационной культурыв-третьих, применения различных методов и приемов непосредственной активации интуиции и творческого процесса в целом.

В когнитивной науке наряду с проблемой развития интуитивных способностей человека рассматривается вопрос о возможности алгоритмизировать интуитивный и творческий процесс в целом с целью моделировать машинные структуры с данными функциями в рамках исследований искусственного интеллекта. Существует мнение, что успешное моделирование сознания человека, включая интуицию и творческие способности, возможно после того, как человек полностью раскроет структуру и содержание данных систем. Но в современной науке более конструктивным является подход, предполагающий воспроизведение интуитивного процесса, а его имитацию. Несмотря на различие специфик интуитивного процесса решения задач человеком и машиной, результат должен быть одинаковый.

При моделировании процесса интуиции необходимо отойти от понимания человеческого сознания как строго алгоритмизированной системы. Более адекватной моделью сознания может быть модель, предполагающая включение в ее структуру чувственных, ценностных, эвристических, случайных компонентов. Однако, они в свою очередь, также требуют формализации. На данном этапе развития науки вопрос моделирования интуиции остается открытым. Это не означает, что он не разрешим. Он разрешим, но в рамках другого, качественно нового подхода по отношению к сознанию человека и моделированию искусственного интеллекта.

Осмысление возможных последствий моделирования сознания и интуиции также включает вопрос о критериях оценки результата, полученного искусственной системой. Человека от машины, от животных отличает нравственное сознание. Актуальность нравственности возрастает в условиях, когда последствия использования техники, управляемой человеком, не говоря о машинном управлении, в некоторых случаях являются угрозой человеческому существованию. В условиях неразрешенных глобальных проблем углубляются и обостряются любые противоречия. Поэтому научно-техническое развитие может быть успешным с учетом ценностного контроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. Творения: Научно-попул. изд.: В 4 т. Теологические трактаты. Киев: УЦИММ-пресс, 2000. — 751 с.
  2. Э. Историческая детерминация науки // Субъект, познание, деятельность. М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002. — С. 459−471.
  3. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с франц. М.: МЦНМО, 2001. — 128 с.
  4. А.Е., Бинги В. Н. Компьютеры, мозг и Вселенная как физическая проблема // Сознание и физический мир: Сб. стат. М.: Яхтсмен, 1995.-Вып. 1.-С. 126−136.
  5. К.З. Феномен творчества: историко-лингвистический аспект (окончание) // Философские науки. 2006. — № 6. — С. 61−70.
  6. P.M. Шопенгауэр: деконструкция Канта // Историко-философский альманах: Выпуск 1-й: Кант и современность. М.: Современные тетради, 2005.-С. 189−198.
  7. А.Ю., Смирнова Н. М. Всероссийская междисциплинарная конференция «Философия искусственного интеллекта» // Вопросы философии. -2005.-№ 9.-С. 173−183.
  8. П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  9. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969. — Т. 1.4. 1 и 2. Философия древности и средневековья. — 936 с.
  10. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1970. — Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. — 776 с.
  11. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1971. — Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в.-первых двух третей XIX. — 760 с.
  12. Аристотель. Собр. соч. В 4 т. -М.: Мысль, 1976. Т. 1. — 550 с.
  13. В.И., Свирский Я. И. Синергетика как коммуникативная парадигма постнеклассического познания // Философские науки. 2007. — № 6. -С. 8−26.
  14. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII начало XX в. / Вступ. ст. В. В. Соколова. Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с.
  15. Ю.В., Кинякина О. Н., Овчинникова О. Г. ЗиРЕЯИНТУИЦИЯ. Интенсив-тренинг для развития скрытых способностей. -М.: Эксмо, 2006.-288 с.
  16. A.C., Шуровский М. А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) // Вопросы философии. 2005. — № 3. — С. 58−70.
  17. А. Введение к сборнику «Мысль и движущееся». Часть первая. Возрастание истины. Возвратное движение истины // Вопросы философии. 2007. — № 8. — С. 125−134.
  18. А. Творческая эволюция. — М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998.-384 с.
  19. Г. А. Три основания отечественной системы высшего образования личности студента в вузе // Гуманизация образования. 2008. -№ 1. — С. 68−71.
  20. М.Н. Проблема развития личности студента в вузе // Гуманизация образования. 2008. — № 1. — С. 11−13.
  21. Г. Современное общество как общество риска // Вопросы философии. 2007. — № 1. — С. 26−46.
  22. И.И. Бергсон и «переоткрытие времени» (К столетию со дня публикации «Творческой эволюции») // Вопросы философии. 2007. — № 8. -С. 117−124.
  23. М. Глобальные проблемы современного культурного процесса // Вопросы философии. 2006. — № 5. — С. 160−164.
  24. .А. Фрактальная природа постнеклассического познания // Философские науки. 2007. — № 6. — С. 27−40.
  25. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  26. Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев М.: Высш. шк., 2002. -511с.
  27. A.B. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность. М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002. — С. 351−376.
  28. В.Н. Феноменология русской души // Вопросы философии. 2005.-№ 1.-С. 29−40.
  29. Д.В. Несколько пассажей, иллюстрирующих этику Плотина // Вопросы философии. -2006. -№ 1. С. 135−145.
  30. В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии. -2006.-№ 5.-с. 79−94.
  31. М. Интуиция и наука. Перевод с английского Е. И. Пальского. Редакция и послесловие канд. филос. наук В. Г. Виноградова. Издательство «Прогресс». М., 1967. 188 с.
  32. C.B. Психологическое пространство управленческих решений // Социологические исследования. 2006. — № 5. — С. 93−102.
  33. В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. -2006. -№ 1.- С. 67−80.
  34. И.В. Интуитивность как фактор эффективной деятельности следователя: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006. 140 с.
  35. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  36. Ветер перемен: российская высшая школа вступила в год инноваций. По материалам беседы с В. М. Журавским // Высшее образование сегодня. 2006. — № 9. — С. 8−11.
  37. М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве // Журнал Российского права. 2007. — № 6. — С. 29−35.
  38. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. -М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.
  39. П. Глобализация цивилизации и необходимость новой формы философии // Вопросы философии. 2007. — № 8. — С. 160−165.
  40. Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т. 1. Наука логики. — 452 с.
  41. Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т. 2. Философия природы. — 695 с.
  42. Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. — Т. 3. Философия духа. — 471 с.
  43. И.А. Принцип двойственности в когнитивных практиках//Вопросы философии. 2006. -№ 3. — С. 90−101.
  44. В.А., Чистоходова Л. И. Моделирование творческого процесса // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского М.: ИИнтеЛЛ, 2006. — С. 259−263.
  45. В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. -2006.-№ 4.-С. 80−96.
  46. P.M. Психология в примерах. СПб.: Речь, 2002. — 247 с.
  47. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. — 272 с.
  48. В.Д. Стиль мышления юриста и формальная логика // Философия права. 2008. — № 2. — С. 34−38.
  49. В.Д. Ум. Философские интерпретации. Ростов н/Д: АПСН СКНЦВШ, 2006.-233 с.
  50. А.П. История инноваций в современной образовательной системе // Вопросы гуманитарных наук. 2005. — № 1. — С. 211−215.
  51. C.B. Интуиция в гуманитарном познании: Дис.. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2003. — 187 с.
  52. Гришунин С. И Возможна ли современная наука без интуиции: Модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. Изд. 2-е, испр. М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 160 с.
  53. А.Ю., Губанова Т. М. Современные идеалы образования // Новые ценности образования. 2007. — № 4. — С. 82−91.
  54. H.H. Менталитет и его функционирование в обществе // Философия и общество. 2006 г. — № 4. — С. 125−141.
  55. В. В. Функции К.Г. Юнга и психические состояния // Психология и соционика межличностных отношений. 2006 г. — № 6. — С. 27−36.
  56. B.B. Функции К. Г. Юнга и психические состояния // Психология и соционика межличностных отношений. 2006 г. — № 7. — С. 11−22.
  57. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и интеллект. Сб. / Пер. с англ. и нем. / Сост. И вступ. Ст. В. В. Петрова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — С. 14−94.
  58. Э. Философия как строгая наука: пер. с нем. -Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. 357 с.
  59. А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. -2006.-№ 5.-С. 35−44.
  60. Р. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с.
  61. В.А. Инновационное направление развития современной науки об образовании // Инновации в образовании. 2006. — № 3. — С. 5−11.
  62. B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. — 195 с.
  63. B.C. Философия управления // Личность. Культура. Общество. -2005. Т. 7. -№ 1. — С. 295−316.
  64. М.Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. — № 3. — С. 87−109.
  65. Д.И. Бессознательное (в его отношениях к сознательному) и квантовая механика // Философские науки. 2006. — № 8. — С. 52−73.
  66. Д.И. Информация, сознание, мозг: Монография. М., Высш. школа, 1980.-286 с.
  67. Д.И. Основные категориальные планы проблемы сознания // Вопросы философии. 2008. — № 12. — С. 59−75.
  68. Г. И. Инновационные технологии, программы формирования интеллектуальной культуры специалиста в вузе: Учебное пособие. Часть И. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2005. — 207 с.
  69. Л.Е., Холодкова Л. А., Чернолес В. П. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования // Инновации в образовании. 2006. — № 3. — С. 74−83.
  70. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  71. E.B. Н.О. Лосский. Критика кантовской гносеологии с точки зрения интуитивизма // Историко-философский альманах: Выпуск 1-й: Кант и современность. — М.: Современные тетради, 2005. — С. 198−203.
  72. В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагоические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  73. A.B., Зубова И. И. Основы искусственного интеллекта для лингвистов. М.: Логос, 2007. — 320 с.
  74. A.B., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике. М.: «Современные тетради», 2004. — 647 с.
  75. А. Философия истории. М.: Владос, 1997. — 288 с.
  76. Интуиция, логика, творчество. М.: «Наука», 1987 — 176 с.
  77. В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира // Вопросы философии. 2006. — № 8. — С. 15−28.
  78. Историко-логические исследования: Межвуз. сб. / Под ред. Я. А. Слинина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. — 344 с.
  79. О.Н. Интуиция как философско-антропологическая проблема: Дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005. — 142 с.
  80. И. Сочинения. В 6 т. М.: Мысль, 1964. — Т. 3. — 799 с.
  81. И. Сочинения. В 6 т. М.: Мысль, 1966. — Т. 6. — 743 с.
  82. A.C., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М.: Знание. 1971.-48 с.
  83. И.Т. Замечания по поводу примечания к комментарию: контексты одного эссе Иосифа Бродского // Вопросы философии. 2006. — № 4. -С. 56−71.
  84. В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры // Вопросы философии. 2005 г. — № 10. — С. 38−54.
  85. Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. — № 4. — С. 3−17.
  86. Н.И. Эстетика философская наука: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 592 с.
  87. E.H., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 110−122.
  88. E.H., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизацией, темпомиры. СПб.: Алетейа, 2002.-414 с.
  89. В.А. Творчество как ценность. Философия природы. М.: Наука, 2005.-278 с.
  90. Коробкова С.Н. A.A. Ухтомский // Философия в Санкт-Петербурге (1703−2003). Справочно-энциклопедическое издание. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 190−199.
  91. С.Н. Идеи комплексного подхода, единой науки о человеке и научного гуманизма в трудах И.Т. Фролова // Вопросы философии. 2007. -№ 8. — С. 23−34.
  92. В.П., Пржиленский В. И., Сергодеева Е. А. Философия науки. Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 496 с.
  93. А.Н. Искусственный интеллект, психика, творчество // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского М.: ИИнтеЛЛ, 2006. — С. 209−222.
  94. А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. 4-изд. — М.: Академический Проект, Трикста, 2003. — 496 с.
  95. И.К. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. — № 2. — С. 3−16.
  96. П.Ф., Зотов В. В. Творческие личности в глобальном информационном пространстве // Личность. Культура. Общество. 2006. -Вып. 4(32). — Т. VIII. — С. 217−227.
  97. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.- Под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 496 с.
  98. . Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия: Пер. составлен, коментар. С. Мальцевой. -СПб: Пневма, 1999. 480 с.
  99. В.Т., Уразалиева Г. К. В.В. Давыдов: творение «нового всеобщего» // Вопросы философии. 2005. — № 9. — С. 45−61.
  100. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор A.A. Радугин. -М.: Центр, 2001. 304 с.
  101. Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 792 с.
  102. A.A. Наука, рациональность и нормы социальной приемлемости // Философия науки. 2007. — № 1. — С. 16−32.
  103. С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. 2006. — № 4. — С. 71−79.
  104. Г. Сочинения. В 4 т. -М.: Мысль, 1982. -Т. 1. 638 с.
  105. Г. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1982. — Т. 2. — 686 с.
  106. В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии. 2007. — № 2. — С. 14−19.
  107. В.А. Философия, искусственный интеллект и когнитивная наука // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского М.: ИИнтеЛЛ, 2006. — С. 1221.
  108. JI.В. Пять шагов за горизонт. М.: Экономика, 2003. — 262 с.
  109. Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.-272 с.
  110. Н.В. Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков // Вестник педагогических инноваций. 2006. — № 3. — С. 78−97.
  111. А.Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 135−150.
  112. Г. У. Интуиция в науке, ее природа и ее возможности // Вопросы философии. 1984. — № 6. — С. 73−81.
  113. ЛоккДж. Сочинения. В 3 т. -М.: Мысль, 1985. Т. 1.-621 с.
  114. Дж. Сочинения. В 3 т. М.: Мысль, 1985. — Т. 2. — 560 с.
  115. И.О. Избранное. М.: Правда, 1991.-622 с.
  116. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.П. Поляков- Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  117. Лук А. Н. Интуиция и научное творчество. М.: ИНИОН, 1981.-28с.
  118. М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 3−9.
  119. М.К. Классический и неклассический идеал рациональности // Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. — С. 229−250.
  120. Л.А. Переосмысление субъект-предметного отношения // Вопросы философии. 2006. — № 8. — С. 98−110.
  121. Л.А. Устойчивость и изменчивость в науке // Вопросы философии. 2005. — № 2. — С. 103−115.
  122. У. Биология познания // Язык и интеллект. Сб. / Пер. с англ. и нем. / Сост. И вступ. Ст. В. В. Петрова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — С. 95−142.
  123. И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). СПб.: РХГИ, 2003. — 472 с.
  124. Л.А. Трансцендентальные измерения гуманитарного знания //Вопросы философии. 2006. — № 1. — С. 49−67.
  125. Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-464 с.
  126. Ф.Т. Немота мысли // Вопросы философии. 2005. — № 2. -С. 39−55.
  127. И.М. Природа интуиции. Минск: Университетское, 1990.- 140 с.
  128. А.Л. Теория познания // Личность. Культура. Общество.- 2005. Т. 7. -№ 1. — С. 237−261.
  129. A.JI. Философия в системе высшего образования // Вопросы философии. 2007 — № 6 — С. 17−23.
  130. А. Инновационное развитие и инновационная культура // Вопросы культурологи. 2006. — № 3. — С. 86−90.
  131. О.С. Интеллектуальная подготовка как ресурс и ценность в образовании // Образование и культура России в изменяющемся мире. -Новосибирск, 2007. С. 141−142.
  132. A.A. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н. О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — 214 с.
  133. A.A. Современная проблематика философии культуры // Философия и общество. 2007 г. — № 2. — С. 99−118.
  134. М.В. Интуиция и дискурс: Историческая типология и современное состояние: Автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб., 2003. -25 с.
  135. И.К. Специфика интуитивного процесса решения неопределенных задач: Дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 167 с.
  136. З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма // Вопросы философии. 2006. — № 5. — С. 18−33.
  137. Основы религиоведения Учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.- Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 1994. — 368 с.
  138. Ошо. Интуиция: знание за пределами логики. СПб.: Весь, 2 002 184 с.
  139. И.Н. Понимание и объяснение: возможности диалога научных культур // Вестник Ставропольского государственного университета. -2002.-№ 30.-С. 162−165.
  140. Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. Пер. с англ. / Под общ. ред. В. О. Малышенко. Предисл. Г. Г. Малинецкого. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 400 с.
  141. Н.Ю. Интуитивное знание в принятии социально-значимых решений: социально-философский аспект (или интуиция каксоциальный феномен в принятии социально значимых решений) // Социология образования 2007. № 2. — С. 54−59.
  142. В.Я. Априорность математики // Вопросы философии. — 2005.-№ 3.-С. 103−117.
  143. А.И. Обаятельный человек, выдающийся ученый, верный сын России // Вопросы философии. 2005. — № 2. — С. 130−143.
  144. Платон. Соч. в 3 т. -М.: Мысль, 1968. Т. 1.-623 с.
  145. Платон. Соч. в 3 т. -М.: Мысль, 1970. Т. 2. — 611 с.
  146. М.А. Проблема моделирования процессов сознания // Философские науки. 2007. — № 6. — С. 69−82.
  147. Я.А. Психика и интуиция. М., Политиздат, 1967. 256 с.
  148. С.А. Интуиция в мировой философской и психологической мысли: основные направления изучения: Дис.. канд. психол. наук. М., 2005. -174 с.
  149. A.B. К осмыслению опыта мистической интуиции в традициях восточной метафизики и русского интуитивизма // Религиоведение. -2005.-№ 1.-С. 38−51.
  150. В.Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России // Вопросы философии. 2005. — № 11. — С. 24−36.
  151. В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. — № 1. — С. 95−109.
  152. В.И. Созерцание, рефлексия и коммуникация в современной культуре // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2008. — № 4. — С. 23−27.
  153. А. О науке. М.: Наука, 1983. — 530 с.
  154. . История западной философии. В 3 кн.: 4-е изд., стер. / Подгот. текста В. В. Целищева. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — 992 с.
  155. Г. И. Интуиция и понимание в математике // Интуиция. Логика. Творчество. М: Наука, 1987.-С.91−118.
  156. И.М., Полетаев А. В. История и интуиция: наследие романтиков. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 50 с.
  157. О. Культура принятия решений как фактор прогресса России // Вопросы философии. -2003. -№ 10. С. 31−45.
  158. H.H. Мы дети Света. Сенсационное научное открытие. -СПб.: Питер, 2007. — 240 с.
  159. Е.И., Салова С. Е. Коэволюция науки и нравственности // Философия и общество.-2006.-№ 1.-С. 132−144.
  160. В.И. Творчество и энергии самоутверждения // Вопросы философии. 2006. — № 5. — С. 34−46.
  161. В.И. «Человеческое, слишком человеческое», или процессор в экстазе // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского М.: ИИнтеЛЛ, 2006. — С. 423 441.
  162. Ю.В. Вероятность как загадка бытия и познания // Вопросы философии. 2006. — № 1. — С. 80−95.
  163. Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития // Вопросы философии. 2007. — № 3. — С. 76−89.
  164. Г. В. Общая симптоматология эвроактивных (творческих) приступов // Клинический архив гениальности и одарённости (эврапатологии).- 1926.-Т. 2.-Выпуск 1.-С. 3−78.
  165. Сеземан-Ковно В. К проблеме чистого знания // Логос. 2006. — № 6. -С. 119−161.
  166. А.И. Метафизика в культурологическом измерении // Вопросы философии. 2006. — № 3. — С. 49−63.
  167. B.C. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. — № 9. — С. 26−37.
  168. B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке // Вопросы философии. 2007. — № 4. — С. 94−113.
  169. В. В. Лапина Т.С. Философия культуры: вариант понимания. М., 2003 // Философия и общество. — 2006 г. — № 1. — С. 176−180.
  170. Г. А. Проблема непосредственного знания в истории философии и принципы формализации научных теорий // Вопросы философии.- 1995.-№ 9.-С. 54−80.
  171. A.B. Формула интеллигентности // Вопросы философии. -2005.-№ 5.-С. 57−67.
  172. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  173. . Избранные произведения. В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957.-Т. 1.-629 с.
  174. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.303 с.
  175. H.H. Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского. М.: Знание, 1991. — 62 с.
  176. О.В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 133−143.
  177. В.Л. О физиологическом механизме и локализации базисных юнговских функций // Психология и соционика межличностных отношений. 2006 г. — № 3. — С. 40−47.
  178. С.Б. Методологические основания духовности // Философия и общество. 2005. — № 2. — С. 80−100.
  179. Трансформация в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2000. — № 1. — С. 3−32.
  180. Я.С. Миру образования свою философию // Философские науки. — 2006. — № 6. — С. 109−117.
  181. A.A. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  182. A.A. Интуиция совести. СПб.: Петербургский писатель, 1996.-526 с.
  183. В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии. 2002. — № 12. — С. 3−21.
  184. В.Г. Человек в экономических теориях: пределы онтологизации // Вопросы философии. 2007. — № 9. — С. 20−31.
  185. E.JI. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. 3-е, расшир. и доп. изд. Фрязино (Моск. обл.): Век-2, 2004. — 287 с.
  186. Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 608 с.
  187. В.К. К структурной когнитологии: феноменология сознания с точки зрения искусственного интеллекта // Вопросы философии. 2009. — № 1. -С. 88−103.
  188. И.Г. Сочинения: работы 1792−1801гг. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1995. — 654 с.
  189. И.Г. Сочинения. В 2-х т. СПб.: Мифрил, 1993.- Т. 1. — 687с.
  190. И.Г. Сочинения. В 2-х т. СПб.: Мифрил, 1993. — Т. 2. — 798с.
  191. П. А. У водоразделов мысли. М.: Издательство «Правда», 1990.-448 с.
  192. С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж: ИМКА-Пресс, 1956. — 416 с.
  193. Р. Понятие субъективности // Субъект, познание, деятельность. М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002. — С. 340−350.
  194. Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести // Вопросы философии. 2005. — № 2. — С. 144 157.
  195. М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. 2007. — № 1. — С. 28−37.
  196. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  197. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 1997. — 528 с.
  198. Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 3. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 1997. — 672 с.
  199. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 1997. — 448 с.
  200. Ю.В. Народная культура и национальные традиции. -Мн.: Беларусь, 1998. 170 с.
  201. В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2002.- 160 с.
  202. B.C. Судьбы рациональности в современной философии // Субъект, познание, деятельность. М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002. — С. 186−207.
  203. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 413 с.
  204. Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1987. — Т. 1. — 637 с.
  205. Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989. — Т. 2. — 636 с.
  206. Ф. Философия искусства. Репринтное издание. Заказное издание Издательство «Алетейя» при участии фонда «Университетская книга», 1996.-459 с.
  207. Ю.М. В.А. Штоф и современная философия науки// Вопросы философии. 2007. — № 9. — С. 86−95.
  208. А. Собр. соч. В 5 т. М.: Московский клуб, 1992. — Т. 1. Мир как воля и представление. — 395 с.
  209. О. Т. Русская идея: иное видение человека. Пер. с франц. СПб.: изд. Олега Абышко, 2006. 464 с.
  210. A.B. Мировоззренческие аспекты образования // Новые ценности образования. 2007. — № 4. — С. 59−72.
  211. Л. Язык интуиции: как использовать свою интуицию для решения самых сложных проблем- пер. с англ. Озерова А. М.: Эксмо, 2007 — 447 с.
  212. Эмоции как феномен социального бытия // Мир психологии. 2002. -№ 4.-С. 3−10.
  213. В.Д. «Запутанные» состояния: (философские аспекты квантовой механики): АО/РАН. ИНИОН. Отд. Философии- Отв. ред. Панченко А. И. М., 2003. — 80 с.
  214. Юм Д. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1966. — Т. 1. — 847 с.
  215. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб. — М.: Ювента: Прогресс-Универс, 1995.-716 с.
  216. . Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990. 384 с.
  217. М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества//Вопросы философии. 1995. — № 12. — С. 118−128.
  218. Allison C.W., Chell E., Hayes J. Intuition and entrepreneurial behavior // Eur. J. Work and Org. Psychol. 2000. V. 9. N. 1. P. 31−43.
  219. Boss V. Intuicion у matematica Moscu: URSS, 2005: ГУЛ ИПК Ульян, дом печати. — 229 с.
  220. Brouwer L.E.J. Intuitionism and Formalism // Bulletin of the American Mathematical Society. 1913. Vol. XX, N 2. P. 81−96.
  221. Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why // Psychologist. 1998. V. 11. N 5. P. 217−220.
  222. Sperry R.W. Hemispheric Disconnection and Unity in Conscious Awareness // American Psychologist. 1968. Vol. 23. P. 723−733.
  223. Sperry R.W. Some effects of disconnecting the cerebral hemispheres. Nobel lecture // Bioscience reports. 1982. Vol. 2. P. 256−276.
  224. Vaughan F.E. Awakening intuition. Garden City, NY: Anchor Books, 1979.-228 pp.1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
  225. K.C. Проблема диалектики в немецком идеализме // К. С. Бакрадзе. Избранные философские труды. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1981. — Т. 1. — С. 27−241. (http://psylib.org.ua/books/bakra01)
  226. В.В. Диалектика Интуиция — Эмпиризм. (http://online.stack.net/~vlad50/default.files/ch3utrata.htm)
  227. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции: Интуиция и разум. -М.: Наука, 1978. 191 с. (http://psvlib.org.ua/books/irnovO 1)
Заполнить форму текущей работой