Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Абсурд. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизнь полна абсурда, но тем не менее такова она есть. Камю описал абсурдное жизнечувствие в эссе «Миф о Сизифе» (1942). Он говорит, что жизнь полна нелепиц повседневной суеты, ненужных страданий, перемежаемых смертью из-за несбыточных иллюзий и идей. «Но однажды вдруг возникает вопросительное „зачем?“, — замечает Камю, — и все начинается с усталости, подсвеченной удивлением». Стоит ли жизнь труда… Читать ещё >

Абсурд. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Абсурд — нелепость, противоречие, бессмысленность. Проблема абсурда возникла при разграничении истинных и ложных выражений (например, «круглый квадрат»), что было важно в судебной практике. Прием сведения к абсурду использовался в доказательстве от противного, где допущение несостоятельного мнения вело к невозможному, абсурдному следствию.

Между тем абсурд принимался в мифе, изображавшем химер, в религии (Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно») и искусстве с его художественной фантазией. Абсурдизм позволял взглянуть на предмет с необычной стороны и предложить неожиданные решения. «Ваша идея, конечно, безумна, — сказал Н. Бор после доклада В. Паули. — Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной».

Как и в современной физике, в судопроизводстве встречается схема: «Сначала приговор, потом доказательства». Ее описывал Л. Кэрролл в «Приключениях Алисы в Стране Чудес» при рассмотрении дела об украденных баранках: «— Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день. — Нет! — сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет — потом разберемся! — Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!»[1]. Интуитивно найденное решение часто не воспринимается как убедительное, но в дальнейшем получает достаточное обоснование.

Жизнь полна абсурда, но тем не менее такова она есть. Камю описал абсурдное жизнечувствие в эссе «Миф о Сизифе» (1942). Он говорит, что жизнь полна нелепиц повседневной суеты, ненужных страданий, перемежаемых смертью из-за несбыточных иллюзий и идей. «Но однажды вдруг возникает вопросительное „зачем?“, — замечает Камю, — и все начинается с усталости, подсвеченной удивлением»[2]. Стоит ли жизнь труда быть прожитой?

Абсурд. Философия.

Сизифов труд — символ абсурдности существования Знаки абсурда — это усталость от машинальной жизни, думы о «ни о чем», чувство тошноты от себя и от всего окружающего. Абсурд пробуждает разум, и мир предстает непонятным, безумным, чужим и безразличным. Абсурд — это разлад между человеком и миром.

Человек, осознавший абсурд, навсегда к нему привязан. Человек абсурда понимает, что любые суждения о мире — это всего лишь человеческие суждения, к которым мир равнодушен. Нельзя быть уверенным даже в собственном Я. Можно доверять только тому пониманию, которое открылось в переживании абсурда и благодаря разуму. Поэтому единственный метод человека абсурда — упорно стоять на своем. А это — бунт, отчаянное противостояние человека всему.

По Камю, человек абсурда — это бунтарь («Бунтующий человек», 1951). Для него все бессмысленно, кроме собственного протеста. Бунтующий человек обнаруживает в себе нечто такое, с чем он может отождествить себя хотя бы на время. Это единственно ценное, что он утверждает и на что он опирается, бунтуя. Слепой мятежный порыв — это действие, движение, легитимирующее себя.

Бунт направляет на новые поиски. Бунт выводит индивида из его одиночества и вовлекает других в свое движение. Бунт оказывается общей участью. Соучастие и солидарность оправдывают бунт.

Смысл бунта в том, что если перед нами стена, то в ней все равно есть дверь. Но важно ни от чего не уклониться, оставаться верным себе в то короткое время, в которое возможен бунт.

Французский писатель Андре Моруа (1885—1967) говорит об абсурдности высказывания о том, что мир абсурден[3]. Действительно, мир таков, каков он есть, и едва ли может быть таким, каким его желают видеть.

Моруа советует следующее. Во-первых, нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет повод почувствовать себя несчастным. Во-вторых, надо действовать, преображая тот уголок, куда забросила нас судьба. В-третьих, надо верить в силу воли. Будущее не предопределено, и не следует давать себе поблажки. В-четвертых, надо хранить верность — верность слову, обязательствам, другим, себе самому, никогда никого не подводя. По-видимому, только тогда можно убедиться в неабсурдности себя.

  • [1] Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь зеркало и что гам увиделаАлиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1978. С. 98.
  • [2] Камю А. Сочинения: в 5 т. Т. 2. Харьков, 1997. С. 17.
  • [3] Моруа А. Открытое письмо молодому человеку о науке жить // Моруа А. Надеждыи воспоминания: художественная публицистика. М., 1983. С. 295.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой