Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Богатые возможности игры как средства развития социального и биологического потенциала человека делают ее незаменимым видом активного отдыха. Игра в этом случае органически сочетает в себе функцию восстановления затраченных сил и функцию развития человека. С возрастанием интеллектуального потенциала трудовых процессов возрастает и потребность в разрядке накопленного нервного утомления… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Понятие игры в системе знания
    • I. Методологические аспекты рассмотрения понятия «игра»
    • 2. Игра как модель деятельности
  • ГЛАВА II. Социальная природа игры
    • I. Биологические механизмы игрового поведения животных. 62 2 Становление игры в процессе развития общества
    • 3. Игра в онтогенезе личности
  • ГЛАВА III. Игра и сферы человеческой деятельности
    • I. Игра и труд
    • 2. Игра и отдых

Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования нового человека в условиях развитого социализма получила всестороннюю теоретическую разработку в материалах ХХУ1 съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, работах советских философов, социологов, психологов, педагогов. На ХХУ1 съезде КПСС указывалось, что проблемы всестороннего и гармоничного развития личности требуют своей дальнейшей разработки учены-ми-общеетвоведами. *.

На июньском Пленуме (1983 года) ЦК КПСС отмечалось, что «совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы о по духовному развитию людей». Одним из важнейших аспектов формирования нового человека, активного строителя коммунизма, выступает задача развития его сущностных сил, поиск средств й условий / их реализации и проявления. В числе богатейшего арсенала средств просвещения и воспитания всегда была игра, как мощный источник развития деятельных способностей личности. Изучение самого феномена игровой деятельности стало вопросом большой практической значимости обусловленной и тем, что до сих пор нет социально-философской теории игры, не определено реальное место последней в общем контексте человеческой деятельности.

Актуальность проблемы игры определяется еще и тем, что в связи с обострением идеологической борьбы на международной арене,.

1. См. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981,.с.145−146.

2. Материалы июньского Пленума ЦК КПСС от 14−15 июня, 1983. Политиздат, 1983, с. 18. наши идейные противники уделяют большое внимание фальсификации сущности и природы феномена игры. Так, буржуазная «социология игры», берущая свое начало от культурологической концепции И. Хейзинги, противопоставляет игру и реальное бытие личности, разрывая их. Тем самым, игра из средства активизации деятельных сил ивдивида приобретает характер деятельности, уводящей его от решения социальных проблем самой действительности. Игра, по мнению буржуазных исследователей, является чем-то вроде «безопасной зоны», служащей для трансформации и разрядки негативных эмоций. Это определяет, с одной стороны, необходимость критики различного рода извращенных пониманий игровой деятельности, а с другой — задачу выявления характеристик игры как деятельности человека.

Состояние исследования проблемы. I.

Интерес к проблеме игровой деятельности — явление сравнительно новое в советской философской мысли. Лишь в последнее время литература по этому воцросу пополнилась двумя публикациями, в которых предпринята попытка анализа игры на философско-теоретическом уровне.* Однако, в целом, как справедливо отмечает целый ряд авторов, затрагивающих в своих работах проблему игры, ее исследование как самостоятельного объекта теоретического анализа, осуществляется явно недостаточно. В большинстве работ, социально-философскому анализу подвергаются лишь отдельные аспекты игровой деятельности, возникающие в связи с исследованием философско-эсте /1″ См.: М. В. Демин. Игра как специфический вид человеческой деятельности. -Философские науки. 1983, № 2- В.И.Усти-ненко. Место и роль игрового феномена в культуре. -Философские науки. 1980, № 2. тического наследия, вопросами прохождения искусства, критикой буржуазной социологии игры, анализом методов художественного творчества, решением проблемы организации досуга.

Так, работы Е. И. Добринской, К. Г. Йсупова, Ю. М. Лотмана, М. Е. Маркова, Е. В. Ростомашвили, В. И. Устиненко посвящены анализу эстетических аспектов игровой деятельности и вопросам взаимосвязи искусства и игры.*.

Вопросам выяснения места игры в развитии личности посвящены работы педагогов и психологов А. Е. Аркина, Л. С. Выготского, A.B.

Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, В. А. Разумного, А. С. Спир ваковской, Г. П. Щедровицкого, Д. Б. Эльконина и др.

1. См.: Е. И. Добринская. Искусство и игра. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема. Дис.канд.фи-лос.наук. Л., 1975; И. Г. Исупов. Игра в литературном творчестве и произведении. Дис.канд.филос.наук, Донецк, 1975; Ю. М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970; М. Е. Марков. Искусство как процесс. М., 1970; Е. В. Ростомашвили. Эстетическая теория игры и ее критика. Дис.канд.филос.наук. Тбилиси, 1972; В. И. Устиненко. Игра и эстетическая деятельность./К вопросу о генетической общности игровой и эстетической деятельности в искусстве. /Дис. канд. филос. наук. М., 1969.

2. См.: Е. А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968; Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии. 1966, № 6- A.B.Запорожец. Психология. М., 1965; А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. МГУ, 1981; А. А. Люблинская. Детская психология. М., 1971; В. А. Разумный. Эстетическое воспитание. М., 1969; А. С. Спиваковская. Игра — это серьезно. М., 1981; у/ Г. П. Щедровицкий. К методологии педагогического исследования игры. Материалы симпозиума по проблемам педагогики и психологии игры. М., 1963; Д. Б. Эльконин. Психология игры. М., 1978.

Различные аспекты игровой деятельности освещаются в трудах исследователей культуры праздника и досуга: М. М. Бахтина, Л. С. Лаптевой, А. И. Мазаева, Я. В. Ратнера, Э. В. Соколова, H.A.Хренова и др.-'-Нельзя не сказать и о том, что проблема игры занимала большое место в философско-эстетическом наследии П. В. Лаврова, F.B. Плеханова, Ш. Фурье, Ф. Шиллера, педагогических трудах П.Ф.Капте-рева, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко.

До настоящего времени недостаточно исследованы специфика и функциональные особенности игры на деятельном^уровне. Поэтому, 1.

————" определения понятия «игра» часто строятся по произвольно выбранным разнообразным основаниям, носят подчас сугубо эмпирический характер.

В рассмотрении игровой деятельности сделано гораздо меньше, чем в исследовании общения, трудовой деятельности, художественного творчества. Однако, создание теории игровой деятельности имеет принципиальное значение для практики воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы заключается в том, чтобы исследовать место игры в целостном процессе человеческой деятельности и на этой основе.

I. См.: М. М. Бахтин. Цроблемы поэтики Достоевского* М., 1979; Л. С. Лаптева. Социально-эстетическая природа и функции массовых празднеств" Автореф.дис.канд.филос. наук. М., 1975; А. И. Мазаев. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978; Я. В. Ратнер. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980; Э. В. Соколов. Свободное время и культура досуга" Л., 1977; Н. А. Хренов. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981. дать ее сущностное определение.

Для ее достижения поставлены задачи:

— Выявить генезис игровой деятельности в единстве ее социальных условий и биологических предпосылок.

— Исследовать онтогенетические закономерности игры.

— Показать связь игры с различными сферами человеческой «деятельности (труд, отдых).

Методологическая основа исследования.

Исследование опирается на труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ1 съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС, в которых определены основные направления идейно-воспитательной работы по формированию всесторонней и гармонично развитой личности.

В диссертационном исследовании автор использует все необходимое из методологического арсенала диалектико-материалистической философии, и прежде всего принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, диалектического противоречия.

Научная новизна работы.

В диссертации обоснованы положения и выводы, содержащие элементы новизны:

— Игровая деятельность исследуется как социально-исторический феномен, выявляются ее социальные функции в филои онтогенезе человека. — Дано определение понятия игры как «предцеятельности», со- 1 ^ держанием которой является воспроизведение и усвоение ^ развернутой человеческой деятельности. А.

— На содержательном уровне показана и объяснена связь игры со сферами труда и отдыха.

Исходя из этого на защиту выносятся следующие положения:

I. Игровая деятельность возникает на социальной основе при наличии необходимых биологических предпосылок. Начальный этап ее функционирования в филогенезе связан с ролью игры в архаических обществах как своеобразной «стратегии деятельности», создающей духовно-практический образ последующих трудовых процессов, как предварительного условия успешного результата. ^ 2. Игра — это" преддеятельностьУ сущностью которой является овладение миром человеческой деятельности посредством воспроизведения содержания ее развернутых форм. Игра как" преддеятель-ность" - необходимое условие усвоения истинно человеческих принципов и ориентиров дейетвования, сопровождающееся положительными эмоциями по поводу свободного проявления сил и задатков индивида.

3. Становление игры тесно сопряжено с историческим развитием человеческой деятельности, поскольку игра — один из важнейших способов ее духовно-практического освоения. Поэтому игра в своем содержании несет отпечаток исторически меняющихся способов человеческой деятельности.

4. Антиномия «труд-игра», утверждавшаяся домарксовыми теоре-^ тиками в качестве вечной, имеет исторически цреходящий характер. Основой традиционного противопоставления игровой и трудовой деятельности является социально обусловленное представление о труде как деятельности «по принуждению», в силу внешней необходимости. Объективный критерий соотношения игры и труда возможен лишь на основе лризнания труда основным средством саморазвития человека.

Апробация работы.

Диссертация обсузвдалась на заседании кафедры диалектического и исторического материализма философского факультета РГУ им. М. А. Суслова 16 июня 1983 года. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных статьях, а также докладывались на научных конференциях Пятигорского фармацевтического института.

Практическая значимость исследования.

Теоретические положения и практические выводы, сделанные автором могут быть использованы в дальнейшей разработке теории человеческой деятельности. Материалы диссертации могут быть использованы в системе лекционной пропаганды, чтении вузовских спецкурсов по историческому материализму и марксистско-ленинской эстетике, а также, как методологические основы совершенствования теории воспитания личности, в практике профориентации.

Основное содержание диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исходя из объяснения и доказательства тезисов, представленных в начале диссертационного исследования, рассмотрим общие теоретические выводы, полученные нами, их практическое значение.

В ходе исследования нами было выработано определение понятия игры кай*преддеятельности^воссоздающей в условном виде содержание развернутых форм человеческой деятельности. Игра представляет собой необходимое предварительное поле деятельности, без которого овладение индивидом социальной деятельностью оказывается невозможным.

В этом своем качестве игра есть принадлежность исключительно мира человеческих отношений. Подобный подход позволил нам преодолеть, свойственное большинству современных исследователей, расширительное истолкование игры, как деятельности, присущей и животным и людям.

Подобная интерпретация не исключает того факта, что биологические предпосылки игры как социальной деятельности — наличие рефлекса имитации, свойственны человеку и всем высшим животным.

Становление игры как социально-исторического феномена не имеет самостоятельной истории, так как на ранних стадиях развития первобытного общества она непосредственно вплетена в процесс материального производства. С разделением труда и усложнением ору-дийно-трудовых операций игра становится своеобразной стратегией трудовых процессов. Об относительной автоматизации игровой деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда появляется сфера свободного времени. В раннеклассовом обществе игра становится формой социально организованного досуга и выполняет важную идеологическую функцию.

На уровне онтогенетического развития человека игра, на высшем уровне, повторяет некоторые особенности, свойственные ей в процессе филогенеза. Однако, если в последнем «серьезная деятельность» — труд предшествовала игре, то в онтогенезе игра есть «преддеятельность1,' необходимое условие становления человека как целостного субъекта социальной практики. В этом смысле игра не есть собственно деятельность, так как последняя всегда предполагает объективацию результата ее. В игре результат всегда неотделим от субъекта игрового действия, лишь в дальнейшем «проециру-ется» на общественно-значимую деятельность. В игре результат всегда совпадает с процессом.

С переходом индивида к профессиональным формам деятельности игра становится подчиненным видом деятельности, обретая свое самостоятельное бытие лишь в сфере активного отдыха.

На основе выработанного нами определения понятия «игра», рассмотрения ее закономерностей в филои онтогенезе человека, осуществлено рассмотрение ее на абстрактно-конкретном уровне, путем соотнесения ее с разными сферами деятельности человека (трудом и отдыхом).

Отрицая традиционное противопоставление игры и труда, мы приходим к выявлению социально-экономических условий подобных концепций (отчузвдение труда). Наряду с этим выявляются социально-исторические предпосылки обретения трудом характера «игры физических и интеллектуальных сил» (коммунизм). Однако, если труд и в условиях коммунизма сохраняет свой характер как общественно-полезной деятельности, то есть, по словам К. Маркса, «труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависящее от всяких общественных форм условие существования т людей., то игра есть получение, прежде всего, индивидуально значимого результата.

Богатые возможности игры как средства развития социального и биологического потенциала человека делают ее незаменимым видом активного отдыха. Игра в этом случае органически сочетает в себе функцию восстановления затраченных сил и функцию развития человека. С возрастанием интеллектуального потенциала трудовых процессов возрастает и потребность в разрядке накопленного нервного утомления. «. на уровне „восстановление“ игра есть развлечение, а на уровне „развитие“. — интенсивное напряжение, пер реходящее в творчество». Использование восстановительной функции игры должно стать составной частью заботы о здоровье советского человека. Так, Н. А. Тихонов отмечает: «Игра неразрывно свя3 зана с активным оздоровлением подрастающего поколения» .

Относительное «выпадение» игровой деятельности у взрослых индивидов, занятых профессиональной деятельностью, не означает того, что игра утрачивает всякие перспективы своего развития. Неразвитость форм «игрового» досуга, на наш взгляд, связана с неразработанностью практического использования богатейших ресурсов игры для всестороннего развития личности на протяжении всей.

1. К.Маркс. Капитал. T.I. К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с. 51.

2. Г. П. Орлов, В. И. Букреев. Активный отдых как фактор развития личности. М., 1981, с. 37.

3. Н. А. Тихонов. Избранные статьи и речи. М., Политиздат, 1970, с. 337. ее жизни.

Игра представляет собой не только форму социализации индивида, но и форму трансляции деятельности от поколения к поколению. Отсюда — решение конкретных задач по насыщению игровых форм досуга содержательными элементами не только с учетом «проективной разрядки», но и продуктивного участия старшего поколения в воспитании младших.

Исходя из указаний ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о необходимости повышения активности содержания и совершенствования форм проведения идеологической работы, нами предлагаются некоторые практические рекомендации, направленные на повышение эффективности системы средств всестороннего развития личности. В этих целях представляется целесообразным:

— Обеспечить преемственность в использовании средств игровой деятельности между учреждениями дошкольного, школьного, среднего-специального и вузовского воспитания и образования. В свете Проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», максимально использовать игру, как средство профориентации в учебное и внеучебное время. Средняя школа должна в этом плане не только выявить в игре профессиональные склонности учащихся, но и обеспечить привитие навыков взаимоотношений друг к другу, как членов будущего трудового коллектива.

— Шире внедрять деловые игры в практику внутривузовского воспитания и образования студенчества в целях повышения познавательной и профессиональной активности будущих специалистов.

— В большей степени использовать рекреационные и творческие возможности игры в процессе активного отдыха. В этих целях повысить требовательность к качеству методики организации игр на всех уровнях досуга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.
  2. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42.
  3. К. Экономические рукописи 1857−1858 годов. Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т.46.
  4. К. Экономическая рукопись 1861−1863 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47.
  5. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23−26.
  6. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
  7. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
  8. В.И. Философские тетради.-Полн.собр.соч., т.29.
  9. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33.
  10. В.И. Как организовать соревнование? Полн, собр.соч., т.35.
  11. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде профсоюзов, 7 апреля, 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
  12. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40.
  13. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41.
  14. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Политиздат, 1971.
  15. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976 г.
  16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981 г.
  17. Программа КПСС. Материалы ХХП съезда КПСС. М., Политиздат, 1961.
  18. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1978.
  19. Проект ЦК КПСС. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Учительская газета, 1984, 5 января.
  20. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко на встрече с избирателями 2 марта 1984 г. Правда, 1984, 3 марта.
  21. Н.А. Избранные статьи и речи. М., Политиздат, 1970.
  22. Альбуханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
  23. А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М-Л., 1966.
  24. А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.
  25. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  26. .Ц., Бочков Б. Н. Социально-психологические особенности социалистического соревнования. Профиздат, 1977.
  27. Ф. Психика человека в труде и игре. М., 1959.
  28. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  29. А.П. Социальная форма движения. М., 1982.
  30. И.Г., Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии. РГУ, 1982.
  31. Э.де. Рождение новой идеи. М., 1976.
  32. Бройль де Луи. По тропам науки. М., 1962.
  33. П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.
  34. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977.
  35. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  36. В.М. Особенности социалистического соревнования в условиях научно-технической революции. М., 1977.
  37. К. Работа и ритм. Новая Москва, 1923.
  38. А. От действия к мысли. М., 1956.
  39. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  40. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.
  41. H.H. Социальная природа современного спорта. Кишинев, 1979.
  42. H.H. Образ жизни. Спорт. Личность.
  43. Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.-Л., АН СССР, 1949.
  44. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976.
  45. .А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М., 1975.
  46. В.К. Труд на пороге Ш тысячелетия. Киев, 1980.
  47. Л.С. Проблема развития психики. Собр.соч., т. З, М., 1983.
  48. Г. Энциклопедия философских наук. Том 3, М., 1977.
  49. Г. Игра в биссер. М., 1972.
  50. Е. Статистические игры и их применение. М., 1975.
  51. К. Душевная жизнь детей. С-Пб., 1906.
  52. Э. Происхождение искусства. М., 1899.
  53. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. РГУ, 1979.
  54. В.Е. Теория идеала. РГУ, 1983.
  55. D. Труд и свобода. М., 1963.
  56. Диалектика деятельности и культуры. Киев, 1983.
  57. Дошкольная педагогика. М., 1983.
  58. В.И. Проблема идеального. М., 1983.
  59. Дьюсбери. Поведение животных. М., 1980.
  60. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1968.
  61. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. Киев, 1977.
  62. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Сборник научных трудов АПН СССР. М., 1978.
  63. Игровое моделирование экономических макросистем. Л-д, 1979.
  64. Иди М. Недостающее звено. М., 1977.
  65. Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973.
  66. Исследование развития познавательной способности. М., 1971.
  67. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  68. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М., 1974.
  69. В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.
  70. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.71. ди±п^иа2епагл.о (Квинквагенарио). Тарту, 1972.
  71. Г. Зеленый Генрих. М., 1972.
  72. М.С. Философия и язык. (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма). М., 1972.
  73. Коммунизм и труд. М., 1966.
  74. Л.С. Воображение и его роль в познании. МГУ, 1979.
  75. В.П. Историзм как принцип диалектической логики. РГУ, 1978.
  76. Н.К. Роль игры в детском саду. Об игрушках для дошколят. Пед.соч. М., 1959, т.6.
  77. В.А. Психология. М., 1981.
  78. В. Искусство быть другим. М., 1980.
  79. Лем С. Сумма технологии. М., 1968.
  80. А.Н. Деятельность сознание — личность. М., 1977.
  81. А.Н. Проблемы развития психики. МГУ, 1981.
  82. Ю. Происхождение вещей. M., 1956.
  83. П.Ф. Собр.пед.соч. M., 1951, т.2.
  84. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.
  85. Ю.М. Структура художественного текста. M., 1970.
  86. А.П. Праздник как социально-художественное явление. M., 1978.
  87. Дж. Собака и лисица. Правдивый рассказ о свободном путешествии по царству этологии. M., 1970.
  88. A.G. Лекции о воспитании детей. Игра. Соч., М., 1957, т.4.
  89. М. Соч., M., 1956, т.З.
  90. М. Путешествие на берег Маклая. М., 1956¦
  91. Е.С. Соревнование как условие эффективной самореализации личности в коллективе.
  92. В.А. Соревнование и личность. M., 1983.
  93. М.Е. Искусство как процесс. M., 1970.
  94. Н.Л. Язык и мышление. M- 1931 -Л-д.
  95. Марц В*Г. Беседы по методике и-теории игры. M., 1925.
  96. Д.В. Воспитателю о детской игре. M., 1982.
  97. Методы современной математики и логики в социологических исследованиях. M., 1977.
  98. Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. ЛГУ, 1977.
  99. А.Л. История искусств всех времен и народов. Л-д, 1929, кн.I.
  100. Дж. фон, Моргенштерн 0. Теория игр и экономическое поведение. M., 1980.
  101. Новые направления социологической теории. M., 1978.
  102. А.П. Утро искусства. Л-д, 1967.
  103. В.И. Культура и досуг, M., 1981.
  104. Г. П., Букреев В. И. Активный отдых как фактор развития личности. M., 1981.
  105. Т. Избранные философские произведения. M., 1963.
  106. .Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.
  107. Р. Мир моржа. Л-д, 1975.
  108. Г. В. Избранные философские произведения. M., 1958, т.5.
  109. ПО. Плеханов Г. В. Письма без адреса. M., 1956.
  110. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеонтологической психологии. М., 1974.
  111. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  112. Т. Кроманьонский человек. М., 1979.
  113. Проблема потребностей в этике и эстетике. ЛГУ, Л-д, 1976.
  114. Психологические механизмы регуляции социального поведения. M., 1979.
  115. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М, 1969.
  116. Ранние земледельцы. Л-д, 1980.
  117. Р. Жан-Кристоф. М., 1970.
  118. X. Отражение и действие. M., 1971.
  119. Я.В. Эстетическая природа зрелищного искусства. M., 1980.
  120. Семиотика и художественное творчество. М., 1977.
  121. Системный подход и современная наука. Новосибирск, 1975, вып.З.
  122. С. Ум и энергия. С-Петербург, 1905.
  123. Содружество наук и тайны творчества. M., 1968.
  124. Э.В. Культура и личность. Л-д., 1972.
  125. Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977.
  126. A.C. Нарушения игровой деятельности. МГУ, 1980.
  127. A.C. Игра это серьезно. M., 1981.
  128. . Этика. M., 1937.
  129. Средние века. M., 1976, вып.34.
  130. Сыроежкин. Игровое моделирование экономических процессов. M., 1975.
  131. Творчество и социальное познание. МГУ, 1982.
  132. Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. МГУ, 1975.
  133. Тих H.A. Предыстория общества. ЛГУ, 1970.
  134. А. Культура и религия. M., 1975.
  135. Э. Первобытная культура. С-Пб., 1872, т.1.
  136. К.Э. Основы зоопсихологии. МГУ, 1976.
  137. В.Г. Критика социокультурных ориентации в современной буржуазной социологии. M., 1981.
  138. Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. M., 1967.
  139. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. M., 1980.
  140. Ш. Избранные сочинения. M., 1938, т.1.
  141. Р. Поведение животных. M., 1974.
  142. С. Очерки по изучению ребенка. Изд-во «Пучина», 1925.
  143. H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. M., 1981.
  144. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. МГУ, 198I.
  145. И.й. Труд. М., 1973.
  146. Ю.В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. Гомер и классическая лирика УШ-У вв. до н.э.
  147. Ю.В. От эллинов до наших дней. М., 1975.
  148. Ю.М. Интегральный интеллект. М., 1970.
  149. Шиллер.Ф. Собр.соч.в 7-ми томах. М., 1957, т.6.
  150. Шурц Г, История первобытной культуры. С-Петербург, 1896.
  151. А. Физика и реальность. М., 1965.
  152. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  153. Эстетическая культура советского человека. ЛГУ, 1976.
  154. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. Л., Ефрон И. Л., С-пб., 1894, т.24.
  155. Энциклопедический философский словарь. М., 1983.
  156. Л.Г. Эстетическое чувство и произведение: искусства. M., 1969.
  157. С.А. Культурология И.Хейзинги. Вопросы философии. 1969, № 3.
  158. A.M., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом поведении. Вопросы психологии. 1983, № 2.
  159. Т.А. Кризис буржуазной культуры и концепция игры И.Хейзинги. Философские науки. 1982, № 4.
  160. В. Последний поклон. Наш современник. 1978, № I.
  161. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966, № 6.
  162. Ю.А. Искусство и игра. Принципы исследования их взаимосвязи. В сб.: Диалектика взаимодействия природы и общества. Актуальные проблемы науки и практики. ЛГУ, 1976.
  163. В.Г. «Новая» теория игры и социальная активность молодежи. В сб.: Современная идеологическая борьба и молодежь. МГУ, 1973, вып.I.
  164. С.И. Спортивные мифы и американская действительность. США. Наука. 1983, № 2.
  165. Дети и игра. Теоретический подход и методы обучения. Курьер ЮНЕСКО, 1980, февраль.
  166. М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестник МГУ. Серия «философия». 1983, № I.
  167. М.В. Труд как вид человеческой деятельности. Философские науки, 1984, № I.
  168. М.В. Человеческая деятельность как целостное образование. Вестник МГУ. Серия «философия». 1983, № 6.
  169. A.B. Игра и развитие ребенка. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
  170. Л. Наука игр в самих себя. Юность, 1984, № I,
  171. К.Г. В поисках сущности игры. Философские науки. 1977, № 6.
  172. К.Г. Второе рождение проблемы «игра и искусство». Философские науки. 1974, № 5.
  173. Г. Теория игр и философия. Философские науки. 1974,8.
  174. Т.А. Некоторые особенности игры и буржуазные концепции культуры. В сб.: На переднем крае идейной борьбы. Л-д., 1974.176 177 178 179 180 196 726 083 439 886 058 941 054 976
  175. А.А. Проблема игры животных в современной зоопсихологии. Психологический журнал. 1982, т. 3, № 3. Лем С. Модель культуры. Вопросы философии.- 1969, № 8. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах. Природа. 1969, № II.
  176. Н.М. 0 потребности личности в самореализации. Философские науки, 1982, № 4.
  177. Е.В. Детство в условиях ранних культур. Вопросы психологии. 1979, № 6.
  178. Г. В. Понятие о деятельности. Вопросы психологии. 1979, № 23.
  179. В.И. Игровой аспект современной эстетической культуры. В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М., 1975.
  180. В.И. Вопросы игры и культуры в концепции И.Хейзин-ги. В кн.: Историко-философский сборник. МГУ, 1969. Устиненко В. И. Место и роль игрового феномена в культуре. Философские науки. 1980, № 2.
  181. В.И. Эстетика игры. Вестник МГУ. Серия «философия». 1983, № 3.
  182. К.Э. 0 закономерностях развития психики животных. -В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
  183. A.A. Буржуазная «социология игры» и проблема культуры. Вопросы философии. 1974, № 7.
  184. Человек как комплексная проблема. (Материалы Всесоюзной конференции). Вопросы философии. 1983, № 10.
  185. Г. Н. Теория игры П.Л.Лаврова. В кн.: 0 духовном развитии личности. Горький, 1974.
  186. Эбт К. Серьезные игры. Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом. Серия 3. 1973, № 2.
  187. К. Из книги 0 чем воспомню. — В кн.: К. Чапек в воспоминаниях современников. М., 1983.
  188. В.Н. Социальный образ жизни и формирование культурных потребностей советских людей. Дис.канд.филос.наук. М., 1979.
  189. Апинян Т, А" Философия культуры И.Хейзинги. (Критический анализ). Дис.канд.филос.наук. Л-д., 1977.
  190. Е.И. Соотношение искусства^игры как эстетическая проблема. Дис.канд.филос.наук. Л-д., 1975.
  191. Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых празднеств. Дис.канд.филос.наук. М., 1975.
  192. Прядеин А, П. Социальные и эстетические основы игровой деятельности человека, Дис.канд.филос.наук. М., 1970.
  193. A.B. Праздник как социальное явление. Автореф. дис. канд.филос.наук. Свердловск, 1984.
  194. А.П. Социальные и эстетические основы игровой деятельности человека. Автореф.дис.канд.филос.наук. М., 1970.
  195. Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф.дис. доктора филос.наук. Л-д., 1981.
  196. В.И. Игра и эстетическая деятельность. (К вопросу о генетической общности игровой и эстетической деятельности в культуре.) Автореф.дис.канд.филос.наук. М., 1969.
  197. К.Э. Основы зоопсихологии. Автореф.монограф.доктора психолог.наук. МГУ, 1979.
  198. Encyclopedia Britannica, 19бЗ> Y°l. 18, р. 69.
  199. Ни i zing a J. Homcjlud ens. A study of the play-element in culture. London, 1949.
  200. Lewis J. Max Weber and Karl Ыагх. Marxism to-day. L., 1974, vol. 18, IT 11.
  201. Play its Role in Development and Evolution. Ж-Y., 1976.
  202. Stevens E. The moral game. il-Y.Paulist press, 1974.
  203. Паси И.С. Homo ludens ли e човекът? Филос.мисъл., С., 1982, г. 38, кн.9.
Заполнить форму текущей работой