Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивационные комплексы трудовой деятельности в системе менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый способ приводит к ситуации, когда получение дополнительных материальных благ выступает как результат не труда, а как следствие «помощи» со стороны промышленных предприятий, которую они могут оказывать, а могут и в ней отказать. Следовательно, для работников розничных торговых предприятий с точки зрения действия мотивов приобретения выгодно не качественно выполнять свои обязанности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • I. МОТИВАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
    • 1. 1. Объективная необходимость развития теории мотивации и ее основные концепции
    • 1. 2. Дефиниция мотивов трудовой деятельности
  • II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕКОМПОЗИЦИИ МОТИВАЦИ ОННОГО КОМПЛЕКСА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Анализ структуры мотивационного комплекса
    • 2. 2. Принципы моделирования результативных эффектов мотивационного комплекса трудовой деятельности
  • III. ПРОБЛЕМЫ СБОЕВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.-.:. г
    • 3. 1. Основные причины сбоев в системе стимулирования трудовой деятельности в розничной торговле
    • 3. 2. Оценочные показатели трудовой деятельности и мотивационные бифуркации в поведении объектов управления
  • 1. У. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ КОНЕЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 4. 1. Мотивация маркетинговой деятельности в предприятиях розничной торговли на основе системы формирования фонда оплаты труда
    • 4. 2. Методические аспекты оптимизации численности работников предприятий розничной торговли. Л
    • 4. 3. Принципы проектирования оптимальной системы оплаты труда в предприятиях дрзничной торговли
  • V. ВЛИЯНИЕ СРЕДОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА МОТИВАЦИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. V
    • 5. 1. Формирование п^южительных установок к инновациям у персонала розничных торговых предприятий
    • 5. 2. Проектирование организационной структуры управления предприятиями розничной торговли с учетом фактора мотивации трудовой деятельности
  • ЗАКЛЮЧЕН И Е
  • ЛИТЕРАТУР А
  • ПРИЛ ОНЕНИЕ

Мотивационные комплексы трудовой деятельности в системе менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функционирование и развитие любых экономических объектов в конечной итоге опирается на трудовую деятельность индивидуумов, без надлекащей реализации которой дане саше оп тимальные систеш управления оказываются неэффективными, а зачастую. и просто.неработающими. Более чем вековой период развития менедошента, как специальной научной дисциплины, свидетельствует, что основной ее проблематикой в конечном счете всегда являлась мотивация трудовой деятельности. Эти вопросы управления обычно решались либо на основе структури зации функций персонала, что нашло свое отражение в концепциях «научного управления» Ф. Тейлера, «идеальной бюрократии М. Вебера и «науки администрирования» А. Файоля, либо — поведенческих, бихевиоральных теорий, основоположниками которых являлись Э. Нэйо и Ф.Ротлисбергер.

Жесткое противоборство этих двух основных направлений в теории менедкмента на протянении последних 50−60 лет дает основание утверндать, что каядый из этих подходов, являясь достаточно объективным по своей природе, носит односторонний характер и не позволяет проектировать оптимальные систе мы управления на базе использования только одной из выиеупо мянутых концепций. При этом попытки на рубене 70-х годов П. Лоуренсом, Д. Лорыои и Ф. Финдером сформулировать «ситуационную теорию управления» не увенчались успехом, ибо вместо поиска взаимосвязей мотивов трудового поведения индивидуумов со структуризацией их функций, они в основном пытались показать, в каких условиях целесообразно конструировать жестко регламентированные системы управления и когда эффективнее переходить к «поведенческим» теориям менеджмента, т. е. по образному выражению М. П. Фоллет, «получать вещи через людей» /27, с.50/.

Отсутствие «синтетической» концепции мотивации трудовой деятельности в теории менеджмента явилось основной побу дительной причиной выбора теш настоящего диссертационного исследования.

Актуальность проблемы, рассматриваемой нами, определялась тем обстоятельством, что не имея достоверной гипотезы о системе побудительных причин трудового поведения личности мы не можем прогнозировать последствия принимаемых в ходе экономических реформ в Российской Федерации актов управления на эффективность функционирования и развития, как народного хозяйства страны в целом, так и составляющих его подсистем. Ибо, как показывает опит экономических преоОразова-ний, проводимых в 1992;96 годах, макроэкономические реформы как правило, не реализуются на микроэкономическом уровне из-за отсутствия должных мотивов у конкретных индивидуумов. Особое значение этот момент имеет для розничной торговли, т.к. уровень обслуживания покупателей в предприятиях этой отрасли является основным индикатором успешности проводимых в стране преобразований.

Последнее обстоятельство делает существенно важным раз работку !!■-исследование не только общих аспектов мотивации трудовой деятельности, но и их практическую увязку с отраслевой спецификой работы розничных торговых предприятий, в которых занято около Q% от общей численности работников народного хозяйства Российской Федерации. йевду тем, следует отметить, что, несмотря на узкоотраслевую привязку сделанных нами практических выводов и пред-лонений, они, на наш взгляд, в теоретическом аспекте носят не только общеэкономический, но и поведенческий характер вообще, ибо позволяют прогнозировать реакцию любого человека на вводимую извне систему стимулирования его деятельности.

Нельзя сказать, что вопросы управления трудовой деятельностью в розничной торговле не получили своего отражения в отечественной научной литературе. Широко известны работы в этой области, выполненные Бланком И. А., Даниловым Е. И., Задорояным В. К., Павловской H.A., Правдиным Д. И. и др. Однако эти исследования носили в основном узкоэкономический характер, замыкаясь обычно на вопросах материального стимулирования трудовой деятельности и практически не касаясь внеэкономических аспектов трудового поведения личности. В работах ряда других авторов, например, Бергера U.M., Дубер-штейна H.A. и Линчевского З. Э., как правило, разрабатывались чисто психологические проблемы поведения торговых работников вне связи с экономическими, правовыми, административными и прочими ограничителями их деятельности.

Отсутствуют, на нашем уровне информированности, и зару-бешше разработки синтетического, интеграционного характера в целом аналогичные исследуемым наш] проблемам.

В этой связи ш считаем целесообразным остановиться на таком моменте, как область научного определения системы знаний, формируемых в менеджменте. Безусловно, менеджмент, как научная дисциплина, не является предметом только экономических исследований. В своей основе он затрагивает и традиционные вопросы психологии, педагогики, кибернетики, права и т. п. Вместе с тем, классификация научных специальностей, принятая в нашей стране, искусственно ограничивает исследования в этой области рамками конкретных, традиционных научных дисциплин. Это не только не приносит никакой пользы, но и серьезно обедняет тематику научных исследований.

В этой связи определенную степень актуальности имеет и наша попытка увязать чисто экономические рычаги управления трудовой деятельностью в предприятиях розничной торговли с внеэкономическими аспектами мотивации.

Следует отметить, что вопреки установившейся традиции, в диссертационном исследовании не уделено много внимания всевозможного рода дискуссиям о содержании того или иного понятия в исследуемой области менеджмента. На наш взгляд, все эти рассуждения нужны больше не для понимания существа проблемы, а для псевдонаучной демонстрации эрудиции автора. В этой связи в работе мы обычно просто оговаривали смысл используемого нами понятия или термина во избежание двусмысленности его толкования читателем.^.

I. Для удобства читателей содержание и смысл основных использованных в работе понятий и терминов повторены в прил.1.

Целью диссертационного исследования явилась разработка новой мотивационной теории на основе вводимого нами впервые в систему менеджмента понятия мотивационного комплекса трудовой деятельности как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих мотивов трудовой деятельности, образующих целостную и сложную систему, а такие ее приложение к специфике управления розничными торговыми предприятиями в период становления рыночных отношений в Российской Федерации в условиях глубокого экономического кризиса.

Для осуществления поставленной цели были определены следующие конкретные задачи исследования:

— показать природу и особенности проявления мотивов трудовой деятельности людей как в экономических системах вообще, так и в розничной торговле, в частности;

— рассмотреть структуру мотивационного комплекса трудовой деятельности, направленность и характер связей между составляющими его элементами;

— сформулировать принципы прогнозирования результативных эффектов мотивационного комплекса в зависимости от специфики и природы стимуляционных воздействий субъекта управления;

— рассмотреть возможные причины сбоев в системе стимулирования трудовой деятельности в розничной торговле и наметить меры их превентивной диагностики и предупреждения;

— критически рассмотреть содержание оценочных показателей трудовой деятельности, применяемых в розничной торговле;

— б.

— разработать систему материального стимулирования работников розничных торговых предприятий, сокращающую до минимума степень расхондения целей их трудовой деятельности с интересами потребителей;

— учитывая важность в настоящий момент развития инновационных установок в трудовой деятельности, показать возможные способы активизации этих процессов в торговле на примере формирования полокительных установок к приватизации собственности;

— рассмотреть влияние на мотивационный комплекс трудовой деятельности организационных структур управления и сформулировать основные принципы их проектирования с учетом наших теоретических разработок.

Предметом исследования в диссертационной работе являлась совокупность теоретико-методологических, методических и практических вопросов мотивации трудовой деятельности в экономических системах вообще и в розничных торговых предприятиях в частности.

Объектом исследования были избраны предприятия розничной торговли, дислоцированные в основном на территории Российской Федерации, в более чем 30 городах, где автором выполнялись научные исследования управленческого характера по заказам бывших Министерств торговли и легкой промышленности РСФСР.

Теоретической и методологической основой исследования послужили произведения классиков экономической науки, современные научные разработки по проблемам менеджмента, законодательные акты и постановления" связанные с проведением экономической реформы в Российской Федерации.

Фактической базой работы являются статистические сборники Российской Федерации, данные Комитета Российской Федерации по торговле, к/о «Рослегпром», региональных органов управления торговлей, результаты экономических и социологических обследований розничных торговых предприятий, проведенных автором.

Б процессе проведенных исследований были использованы основные общеизвестные положения системного подхода, методы экономического и статистического анализа, традиционные приемы экономико-математического и логического моделирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке принципиально новой мотивационной теории, увязывающей в единую целостную систему классические бихевиоральные концепции менеджмента.

В ходе исследования автором сделан также ряд частник теоретических и практических разработок, носящих как принципиально новый характер, так и дополняющий ранее сформулированные методические положения менеджмента. К их числу относятся в основном следующие:

— группировка в единую систему мотивов трудовой деятельности и анализ факторов, изменяющих силу и направленность их действия;

— разработка структуры мотивационного комплекса трудовой деятельности;

— анализ характера, природы и направленности трех груш связей между элементами мотивационного комплекса;

— формулировка принципов и правил мотивации трудовой деятельности;

— разработка символики и алгоритмов прогнозирования результативных эффектов мотивациоиного комплекса;

— группировка факторов, вызывающих сбои в системе управления трудовой деятельностью в розничных торговых предцри-ятиях;

— разработка методики расчета стадии гипермотивации в системе материального стимулирования труда;

— анализ мотивациоиных бифуркаций при использовании различных оценочных показателей эффективности трудовой деятельности в розничной торговле;

— разработка методики стимулирования маркетинговых исследований, проводимых в предприятиях розничной торговли, но заказам промышленности;

— модификация традиционных подходов к определению оптимальной численности персонала розничных торговых предприятий;

— система оплаты труда работников розничных торговых предприятий на основе мотивационной теории, предложенной автором;

— группировка и система анализа факторов, формирующих положительные установки персонала к инновационным процессам;

— методика расчета диапазона контроля в организационных структурах управления предприятиями розничной торговли;

— методика расчета оптимальной доли выпуска товаров народного потребления, реализуемых через фирменные магазины при проведении маркетинговых исследований;

— принципы и методика расчета оптимальных параметров проектирования организационной структуры управления предприятиями розничной торговли на основе принципа фрэнчайз;

— методика расчета оптимальных отчислений в общеэкономические фонды средств предприятий — членов ассоциаций розничной торговли;

— методы определения оптимального уровня свободных цен в предприятиях розничной торговли и др*.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования заключается в возможности на его основе проектирования оптимальных систем мотивации труда в предприятиях розничной торговли, обеспечивающих практически полное совпадение целей трудовой деятельности персонала с задачами управления подобного рода экономическими системами.

Основные результаты исследования и рекомендации автора использованы:

— в системе бывшего Министерства торговли РСФСР при проектировании организационных структур управления предприятиями розничной торговли 112, аз];

— в фирменных магазина А/о «Рослегпром» при решении вопросов взаимосвязи их деятельности с работой промышленных предприятий, проектировании систем стимулирования труда их персонала и формировании программ их развития;

— для разработки программы курса «Менеджмент» в Московском Государственном университете. коммерции, методического обеспечения преподавания данной дисциплины, а такжевытекающих из, нее курсов «Организационное поведение» и «Принятие управленческих решений» — :

— в межвузовской научно-исследовательской программе «Рынок товаров и услуг и коммерческая деятельность субъектов рынка», выполняемой, с марта, 1992 года по настоящий момент времени, на основе Постановления Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 23.03.92 г. № 10;

Апробация диссертационной работы осуществлена в ряде научных: отчетов, выступлениях на научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, а также в публикациях авто ра.

Концептуальные положения диссертации отражены в, науч-. ных отчетах по итогам выполнения 26 НИР, в которых автор вы ступал в качестве руководителя или ответственного исполните ля. Основные итоги настоящего исследования были обсуждены на девяти научных конференциях в бывшем Заочном институте, советской торговли и Московском Государственном университете коммерции.

По результатам исследования автором опубликованы 53 научно-методические работы общим объемом 172,9 п.л. Наиболее полно основные полученные результаты отражены в изданиях /13,. 20, 22, 46, 81, 88 и 112/.

Композиционно диссертационное исследование состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной.

Результаты работы предприятий розничной торговли по изучению покупательского спроса населения необходимы не столько самим магазинам, сколько, в первую очередь, промышленным пред приятиям, которые на их основе формируют производственные про граммы и вносят коррективы в текущие планы выпуска своей продукции. Эта ситуация будет иметь еще более четкое проявление при стабилизации рынка товаров народного потребления и возник новения конкуренции в сфере сбыта готовой продукции. В услови ях хозрасчета при переходе к рыночной экономике логична будет такая постановка вопроса — кто пользуется результатами трудовой деятельности, тот и долнен ее оплачивать.

Эта оплата долина производиться, на наш взгляд, на основе хозяйственного договора путем предоставления специальной скидки в пользу магазина от розничной цены реализуемых в нем товаров, по которым он ведет изучение покупательского спроса населения на основе согласованной с заказчиком программы исследований.

Розничное торговое предприятие, в свою очередь, должно нести полную материальную ответственность за некачественное и несвоевременное представление промышленному предприятию данных по установленной программе изучения покупательского спроса. Объем материальной ответственности при этом необходимо устанавливать равным тем материальным потерям или неполученной выгоде, которые были доказанным следствием отсутствия заказанной информации о характере покупательского спроса населения или ее несоответствия реальному положению дел.

Система определения нормативных затрат розничных торговых предприятий на изучение покупательского спроса населения может быть построена на следующих предпосылках:

— оценка затрат рабочего времени в магазине на деятель-, ность по изучению покупательского спроса, которую шк~ но произвести по отдельным категориям его работников путем самофотографирования рабочего дня или иным методом анализа трудовых процессов (метод моментных наблюдений, хронометраж и т. п.);

— поскольку для выполнения маркетинговой. деятельности необходим дополнительный штат работников, который можно определить, зная структуру рабочего времени, сумма оплаты затрат по изучению покупательского спроса в магазинах должна компенсировать необходимое увеличение фонда оплаты труда, связанное с более высокой потребностью предприятий в квалифицированных трудовых ресурсах по отношению к аналогичным по объему деятельности предприятиям торговли, не желающим заниматься вопросами текущего покупательского спроса по заданию производителей.

Нельзя сказать, что в настоящее время промышленные предприятия не компенсируют, хотя бы частично, соответствующие затраты. Это имеет место в так называемой фирменной торговле, где магазины на административной, ассоциационной или другой основе входят в состав производственных звеньев^. Подобная проблема, например, решалась в а/о Рослегпром еще в 1996 г. на основе четырех косвенных способов:

— персонал частично стимулируется за счет средств промышленных предприятий и объединений, которым они подчиняются, или с кем связаны общехозяйственными экономическими отношениями;

— деятельность по изучению покупательского спроса, «с молчаливого согласия» промышленности проводится формально, в небольшом объеме, что не требует для ее осуществления привлечения дополнительных работников;

— магазинам устанавливаются пониженные нормативы отчислений в пользу учредителей при их административном подчинении производственным предприятиям, что дает возможность относительного увеличения объема фонда оплаты труда;

— фирменным магазинам обеспечиваются поставки товаров со скидкой, что приводит к увеличению валового дохода и, соответственно, фонда оплаты труда.

Помимо всего перечисленного, промышленные предприятия зачастую косвенно субсидируют функционирование фирменных магазинов путем безвозмездной помощи в ремонте предприятий, их осна.

I. Некоторым аналогом подобных взаимодействий в странах с развитой рыночной экономикой могут служить отношения, возникающие на базе фрэнчазных контрактов /85, с.240−245/. щения современным технологическим оборудованием, участия в мероприятиях по изучению покупательского спроса и т. п.

Все четыре способа увеличения относительного объема материального стимулирования трудовой деятельности работников фирменной торговли неприемлемы, на наш взгляд, в оптимальной системе управления по следующим причинам.

Первый способ приводит к ситуации, когда получение дополнительных материальных благ выступает как результат не труда, а как следствие «помощи» со стороны промышленных предприятий, которую они могут оказывать, а могут и в ней отказать. Следовательно, для работников розничных торговых предприятий с точки зрения действия мотивов приобретения выгодно не качественно выполнять свои обязанности, а «поддерживать хорошие отношения» с субъектами их управления. В этом случае искусственно ограничивается самостоятельность магазина и снижается интерес его работников к росту эффективности их деятельности, т. е. мотивы удовлетворения практически перестают играть какую-либо роль в поведении индивидуумов в процессе их труда.

Второй способ приводит к превращению франчизиата в обычное торговое предприятие, что делает его сотрудничество с промышленным звеном просто бессмысленным.

Третий способ снижает экономическую эффективность функционирования франчизиата, ибо его работники потребляют значительно большую часть своего дохода, чем работники обычных торговых предприятий.

И, наконец, четвертый способ приводит к полному переключению интересов работников розничного торгового предприятия с вопросов текущего изучения покупательского спроса населения на рост розничного товарооборота и обеспечение этого роста за счет изыскания любых товарных ресурсов. В этих условиях одна из важнейших задач фирменной торговли становится второстепенным занятием, ибо не увеличивает фонд оплаты труда, но требует отвлечения на эту работу людей и времени от той деятельности, которая в условиях неоптимальной системы стимулирования становится в сознании людей основной. Кроме того, ранее подобная ситуация всегда создавала в региональных органах управления отраслью «Торговля» негативную установку по отношению к фирменным магазинам, ибо «.совершенно очевидно, что призванная изучать и формировать спрос покупателей, влиять на соответствующие предприятия министерств и ведомств, чтобы они увеличивали производство нужных населению товаров, фирменная торговля не только с этой задачей не справляется, она просто и не ставит ее перед собой. Наоборот, все свои усилия промышленные министерства направляют на монополизацию торговли изделиями, пользующимися повышенным спросом. Зачастую удельный вес их продажи в фирменных магазинах составляет более 85% (117, с.45). Конечно, в этой связи можно доказательно рассуждать, что такую линию поведения диктует существующий хозяйственный механизм, а не «злой умысел» работников промышленности, но взаимопонимается и взаимодоверяется во взаимоотношения фирменной торговли с региональными органами управления отраслью эти доводы не добавляли.

Кроме того, использование любых способов «косвенного стимулирования» работы по изучению покупательского спроса привело к парадоксальной ситуации, когда большинство работников фирменных магазинов уверены, что их деятельность в этой области материально оплачивается, хотя они в ней не заинтересованы (табл. 4.1.). Это приводит к разрыву в сознании людей четкой связи результатов их деятельности с системой материального стимулирования труда, а, как следствие, снижает силу действия и положительную направленность мотивов приобретения, что, в соответствии со вторым правилом мотивации, снижает психологический интерес к трудовой деятельности со стороны индивидуумов.

Возвращаясь к ранее сказанному, следует еще раз констатировать, что единственным, по нашему мнению, способом заинтересовать работников розничных торговых предприятий в качественном выполнении задач по текущему изучению покупательского спроса является постановка данного рода трудовой деятельности на договорную основу.

Ла основе проведенного нами самофотографирования рабочего дня персонала 20 фирменных магазинов ассоциации Рослегпром нами были рассчитаны усредненные удельные веса затрат времени на изучение покупательского спроса населения по следующим категориям работников:*.

— руководителей предприятий, их заместители, зав. отдела!, ш (секциями), товароведы, экономисты, бухгалтера и прочий АУЛ — 40,89 $;

— работники торгового зала — 49,67%;

— прочие работники — 1,79%.

На основе этих данных нами были рассчитаны, по выведенной.

I. Форма обследования приведена в прил.4.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой