Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные процессы развития малого бизнеса в Западной Сибири

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап характеризовался процессами экономической либерализации и накопления торгового капитала (1992—1993). Новое правительство России взяло курс на политику либерализации экономики. Ее идейную основу составила монетаристская теория. Были установлены жесткие бюджетные ограничения, затруднен доступ к кредитным ресурсам, увеличено бремя налогообложения на прибыль, добавленную стоимость. Это… Читать ещё >

Основные процессы развития малого бизнеса в Западной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на недостатки, присущие системе государственной поддержки предпринимательства и проблемы кадрового обеспечения, малый бизнес интенсивно развивался в Западной Сибири. Причина этого — функции, свойственные данному сектору экономики. Они способствовали минимальному сохранению объема производства и услуг в период продолжительного экономического спада. С их помощью реально развивались новые сферы хозяйственной деятельности, как правило, игнорируемые крупными компаниями, но необходимые для работы социально-экономической системы. Создавался источник дополнительных налоговых поступлений в бюджет. Расширялись возможности для проявления предпринимательской инициативы как неотъемлемого элемента гражданского общества. Возрастал потенциал создания новых рабочих мест в условиях прогрессировавшей безработицы.

Но не следует забывать о ряде уязвимых мест, свойственных этому виду деятельности: трудности с формированием оборотного капитала, арендой помещений, поиском партнеров. Малые предприятия более других подвержены колебаниям рыночной конъюнктуры. При неблагоприятной ситуации на рынке крупное предприятие несет убытки, а мелкое — чаще всего разоряется. Поэтому условия предпринимательства в регионах России зависели, прежде всего, от состояния нормативноправовой базы. В рамках своей компетенции местные власти имели возможность влиять на инвестиционную и коммерческую активность. Определенную специфику привносил и политический статус регионов в рамках федерации. Решающее же влияние на деловой климат оказывало состояние их экономики. Межрегиональные различия по данному параметру определялись рядом факторов. Во-первых, это наличие крупных городов, где условия функционирования бизнеса связаны с более высоким уровнем развития всех видов инфраструктуры и с более емким рынком сбыта. Во-вторых, это объем экспортно-импортных операций, который способствовал привлечению дополнительных инвестиций, в том числе и иностранных.

Специфика динамики роста малых предприятий в Западной Сибири объяснялась следующим комплексом причин. Во-первых, рыночные реформы из-за удаленности от центра исследуемых территорий начались там позже, нежели в европейской части страны, и проходили более медленно. Имела место определенная инерционность изучаемого процесса, что подтверждается статистическими данными нижеприводимых таблиц. Во-вторых, большинство краев и областей Западной Сибири принадлежали к депрессивным территориям, где последствия экономических реформ проявились в более тяжелых формах. Исходя из роли малого бизнеса как эффективного санационного инструмента социально-экономической жизни общества его востребованность продолжала оставаться высокой, сохраняя объективно условия для увеличения количества субъектов малого бизнеса.

К концу XX в. малые предприятия так и не смогли приобрести скольконибудь заметный удельный вес в количестве хозяйственных субъектов. Даже в 1998 г., когда экономическая ситуация стала улучшаться и имел место впервые за долгие годы рост экономического производства на 0,8%, общее число малых фирм составляло лишь 12% от всех хозяйственных субъектов в стране. В Западной Сибири этот показатель был несколько выше и колебался даже в 1996 г. от 0,6 до 18%, а в целом по региону составил 12,5%.

Однако разница была не столь существенна, чтобы говорить о принципиально ином весе малых предприятий в экономике Западной Сибири в отличие от России в целом. Кроме того, статистические данные имели серьезные погрешности, выразившиеся в несовпадении в разных источниках показателей, отражавших одни и те же элементы исследования. Это затруднило работу по их обобщению и привело к необходимости вывода в ряде случаев средневзвешенного результэта по нескольким источникам. Подобные расхождения объяснялись несовершенством системы сбора информации, изменениями критерия численности малых предприятий в середине 1990;х гг., смешиванием малых и средних предприятий, что приводило в большинстве случаев к несопоставимости показателей до и после 1994 г. Особенно это заметно при анализе данных по Новосибирской и Тюменской областям.

Нет устойчивой обратной связи состояния нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности и системы государственной поддержки малого бизнеса с динамикой численности малых предприятий в Западной Сибири. Относительно она проявилась лишь в Новосибирской области, где увеличение количества малых фирм и сравнительно высокий их удельный вес в составе хозяйственных субъектов стимулировались работоспособной системой государственной поддержки и количеством правовых регламентирующих документов. В остальных же краях и областях данная связь в той или иной степени обратно пропорциональна. Причины успехов и неудач развития малых предприятий там следует искать в другом.

Негативные факторы, имевшие место в социально-экономической сфере, привели к сокращению числа малых предприятий по стране во второй половине 1990;х гг. и к снижению темпов их роста в Западной Сибири. Показатели роста в Западной Сибири традиционно ниже, чем в России, что объяснялось более острым дефицитом финансовых средств, глубоким экономическим кризисом, территориальными диспропорциями в распределении материально-технических ресурсов. В то же время имела место тенденция к росту удельного веса малых предприятий региона в общероссийском масштабе. Это было вызвано уменьшением их числа по стране во второй половине 1990;х гг. и продолжавшимся в Западной Сибири в тот же временной отрезок ростом, что создавало условия для повышения роли малых предприятий в региональной экономике восточных территорий и увеличения их позитивного воздействия на социально-экономические процессы.

Однако не только количество малых предприятий стало критерием, определявшим степень влияния малого бизнеса на экономику страны. Не менее важную роль играло и количество трудовых ресурсов, занятых в этой сфере экономики, что особенно важно в условиях продолжавшегося экономического спада и высвобождения рабочей силы с крупных промышленных предприятий.

Тенденции, свойственные динамике рабочих ресурсов на малых предприятиях, в основном совпали с характером процессов, имевших место при колебаниях числа хозяйственных субъектов малого бизнеса. Так, параллельно росту малых предприятий в России до 1995 г. шло увеличение рабочих мест, создаваемых ими, и удельного веса трудовых ресурсов в малом бизнесе среди населения страны. Только с 1992 по 1995 г. этими фирмами создано дополнительно свыше 5 млн постоянных рабочих мест. Удельный вес занятых в малом секторе экономики за аналогичное время вырос с 5,6 до 15,7%. Но во второй половине 1990;х гг. углубление экономического спада привело как к сокращению числа малых предприятий, так и количества занятых там людей. К 1997 г. количество рабочих мест сократилось на 600 тыс. по сравнению с 1995 г. Начало экономического подъема в 1998 г. не привело к увеличению числа занятых в малом бизнесе. Их удельный вес сократился на 1,7% по сравнению с 1995 г. Можно предположить, что рост экономической активности наблюдался, прежде всего, в крупной промышленности.

Такой вывод позволил говорить о том, что к началу XXI в. наметились положительные тенденции в области изменения делового климата. Но начало выхода крупных предприятий из затяжного экономического кризиса не гарантировало автоматическое улучшение среды для работы малых предприятий в России. Исходя из опыта приватизации в начале десятилетия существовала реальная опасность того, что государство вообще утратит, какой бы то ни было интерес к данной сфере экономической деятельности. Это могло привести к резкому ухудшению экономической ситуации в стране, так как сокращение числа малых предприятий и количества занятых на них приобретет постоянный характер, а возможности крупной промышленности создать в краткосрочном периоде такое количество новых рабочих мест, чтобы свести к минимуму негативные последствия этого явления, очень проблематичны.

В Западной Сибири рост количества новых рабочих мест на малых предприятиях, так же как и увеличение их числа, продолжался до 1996 г., а в Томской области до 1997 г. Налицо подтверждение вывода о существенной роли инерционности в процессах. Однако, в отличие от предыдущего случая, во второй половине 1990;х гг. тенденция наращивания трудовых ресурсов здесь не замедлилась, а приобрела обратный характер, аналогичный общероссийскому. Это затронуло как абсолютные, так и относительные показатели.

Для Западной Сибири характерны и существенные отклонения от общего направления. Так, в Томской области, на фоне роста занятости людей на малых предприятиях в остальных территориях наблюдалось их сокращение в 1991—1993 гг., а в Новосибирской области в 1992—1993 гг. Но подобные явления носили не экономический, а технический характер. Они связаны с критериями определения малых предприятий, методиками сбора и обработки статистических данных. Еще одной отличительной чертой явился более значительный удельный вес трудовых ресурсов в малом бизнесе по сравнению с общероссийскими показателями, за исключением Томской области. Это лишний раз подтвердило большую значимость данного сектора народного хозяйства для социально-экономического развития общества в Западной Сибири по сравнению с Россией в целом.

Важно выявить, каким образом и насколько эффективно малое предпринимательство способствовало решению социальных вопросов российского общества и в частности, проблемы занятости населения.

Даже во время роста числа малых предприятий и численности занятых в них людей в 1990—1995 гг. и в России, и в Западной Сибири продолжался рост безработицы, увеличивался период поиска работы людьми ее потерявшими. Все это происходило на фоне сокращения общего уровня занятости населения страны. Текущие показатели и предположения на перспективу показывали, что безработица оставалась важнейшей составляющей социально-экономической ситуации в стране. И это несмотря на то, что в 1996—1997 гг. заметен ее спад, обусловленный как определенными предпосылками к подъему производства, так и сокращением населения страны и ростом скрытой безработицы (табл. 10.4).

Таблица 10.4

Динамика безработицы в Западной Сибири и России.

Годы.

Россия, тыс. человек — %.

3600 — 4,8.

4200 — 5,5.

5500 — 7,4.

5700 — 7,8.

6500 — 7,6.

3,4.

Омская область, тыс. человек — %.

2,1.

9,6.

20,5.

25,7.

26,1.

Новосибирская область, тыс. человек — %.

26,6.

25,8 — 1.

Средняя продолжительность поиска работы в Омской области, месяцев.

4,4.

4,4.

5,5.

6,4.

6,9.

Численность занятого населения России, тыс. человек.

72 100.

70 100.

68 500.

67 000.

" .

'.

Малый бизнес не смог сыграть роль, которую он выполнил в индустриально развитых странах во время экономического спада 1970— 1980;х гг. Тем не менее он стал, в определенной степени, буфером, который помог властям не допустить социального взрыва в России, грозившего непредсказуемыми последствиями. Даже после 1994 г., когда уровень безработицы превысил норму при «полной занятости» в 6%, малый сектор экономики сдерживал ее в пределах незначительно превышавших этот критический показатель и позволил сохранить социально-экономические процессы, протекавшие в стране под контролем государства.

В 1997 г. 18% экономически активного населения России с учетом лиц, занимавшихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, были тесно связаны с малым бизнесом, а 26 млн человек частично или полностью существовали на доходы от предпринимательской деятельности. Этого явно недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценное развитие малого предпринимательства и сформировать средний класс общества как гарант социально-политической стабильности, но вполне достаточно, чтобы не допустить сползания ситуации к хаосу. В Западной Сибири в этом аспекте ситуация складывалась неоднозначно. В Омской области наблюдался рост негативных процессов, хотя после 1995 г. их темпы существенно замедлились. В Новосибирской области положение являлось более стабильным и предсказуемым. Уровень безработицы традиционно был ниже общероссийских показателей. Это подтверждает мой вывод о том, что система поддержки малого бизнеса в области гораздо более эффективно, чем в других территориях влияла как на его развитие, так и на социально-экономическую ситуацию в целом. Кроме того, более высокий уровень транспортной, информационной, складской инфраструктуры, более емкий рынок сбыта, невысокий барьер выхода на рынок также служили объяснением относительной развитости малого предпринимательства в области (табл. 10.5).

Таблица 10.5

Динамика средних размеров малых предприятий Западной Сибири.

Регион.

Годы.

Томская область.

6,5.

6,8.

;

;

Алтайский край,.

;

;

;

;

9,8.

9,5.

;

;

;

Новосибирская область.

;

;

;

;

7,7.

5,2.

3,2.

;

;

Тюменская область,.

;

;

;

;

7,7.

8,3.

;

;

;

Кузбасс.

;

;

;

;

7,4.

8,4.

8,4.

8,4.

;

Омская область,.

;

;

;

;

;

10,1.

;

8,9.

9,4.

Россия.

;

;

;

;

10,2.

;

;

;

Изменение среднесписочного состава малых предприятий тесно связано с динамикой их численной структуры и занятостью в данном секторе экономики. Статистические показатели таблицы подтверждали обратную зависимость изменения числа малых предприятий от динамики трудовых ресурсов в этом секторе экономики. С одной стороны, рост числа предприятий в Томской области при одновременном сокращении занятых на них в первой половине 1990;х гг. обусловил снижение среднесписочного размера малых фирм. Аналогичная связь характерна во второй половине 1990;х гг. для Новосибирской области. С другой стороны, рост числа занятых и сокращение количества малых предприятий привели к повышению данного показателя в Кемеровской области с 1995 по 1998 г.

В Омской области, Алтайском крае и Российской Федерации эта зависимость выражена слабее в силу того, что изучаемые процессы зачастую шли параллельно друг другу, и многое зависело лишь от темпов изменения цифровых значений в ту или иную сторону.

В целом четко проявилась тенденция к сокращению среднесписочной численности малых предприятий. Если в начале 1990;х гг. на малой фирме в Западной Сибири работало в среднем 12,1 человек, то к концу XX в. лишь 6,2 человека. Таким образом, несмотря на высокую потребность общества в функционировании малого сектора экономики, на протяжении исследуемого периода получили развитие негативные тенденции, уменьшавшие его потенциал и степень влияния на процессы, происходившие в общественной и производственной сферах жизни. К ним относились: сокращение общего числа хозяйственных субъектов, трудовых ресурсов и среднесписочной численности предприятий. Отличительной чертой этих явлений в Западной Сибири был их более замедленный характер, что явилось позитивным фактором в краткосрочном периоде, но не менее отрицательным, чем для страны, в долгосрочном.

Таблица 10.6

Структура занятости на малых предприятиях Западной Сибири, %.

Регион

Основная форма занятости

Вторичная форма занятости

Годы

Новосибирская область.

53,4.

79,4.

81,9.

46,6.

20,6.

18,1.

Кузбасс.

85,6.

14,4.

Томская область.

75,7.

24,3.

В результате к концу XX в. наше общество оказалось не ближе, а гораздо дальше от целей, стоявших перед Россией в начале реформ. Это ставит вопрос о правильности выбранного пути преобразований и их целесообразности. Еще одним фактором, подкреплявшим эти выводы, стала структура первичной и вторичной занятости, которая сложилась в малом предпринимательстве.

Тенденции в этой области малого бизнеса имели противоречивый характер. С одной стороны, движение малых предприятий к расширению удельного веса первичной занятости и сокращению доли вторичной занятости. Проявились факторы стабилизации коллективов малых фирм, что должно было повысить уровень эффективности их работы и конкурентоспособность. Но это движение наблюдалось на фоне сокращения числа предприятий и людей, занятых на них. Таким образом, речь шла не о повышении эффективности работы малого бизнеса и росте его влияния на происходившие в стране социально-экономические процессы, а об ослаблении его позитивного потенциала, прежде всего в социальной сфере, и усилении в нем кризисных явлений.

Более глубокое понимание причин этого могла дать отраслевая структура малого бизнеса. Наиболее привлекательными в Западной Сибири были три сферы предпринимательской деятельности: торговля и общепит, строительство, промышленность. Среди них торгово-посреднические услуги занимали приоритетное место по сравнению с другими видами деятельности (40—50% предприятий, 30—40% рабочей силы). Численность строительных организаций колебалась от 13 до 27%, а трудовых ресурсов от 20 до 60%. В промышленности аналогичные показатели находились в рамках от 13 до 20%. При этом в двух последних отраслях господствовала тенденция к последовательному сокращению как числа хозяйственных субъектов, так и занятых в них людей. В торговле и сфере услуг она стала преобладающей лишь во второй половине 1990;х гг. Подобная ситуация характерна в той или иной степени для всех без исключения территорий Западной Сибири.

В начале десятилетия кредитно-денежная политика государства к бизнесу была достаточно мягкой, рынок не освоен, а люди стремились реализовать свои профессиональные и творческие возможности. В этих условиях отрасли промышленности и строительства развивались гораздо более интенсивно, нежели система торговли и общественного питания. В 1991 г. в Томской области в строительстве работало 37,2% всех малых фирм, в промышленности — 16%, а в торговле и общественном питании лишь 9,5%. Аналогична ситуация и в Новосибирской области. В строительной сфере работало 24% предприятий малого типа, в которых трудилось 65% трудовых ресурсов этого сектора экономики, в промышленности — 30,8% фирм с 20% занятых в малом бизнесе, в науке — 15% с 10% занятых, в сфере потребительских услуг — 7%. В то же время в торговле и общепите находилось 5% предприятий и 3% трудовых ресурсов.

Таким образом, совершенно не выдерживала критики позиция, насаждавшаяся средствами массовой информации и определенными политическими и экономическими кругами России, о том, что страна обречена была в 1990;е гг. на развитие комково-ящичного бизнеса в силу прохождения первоначального этапа накопления. В этом смысле стоит поспорить и с выводами Е. Брагиной. Никто не сомневается в привлекательности торгово-посреднической сферы на начальном этапе развития малого бизнеса для его субъектов. Но понятие «привлекательность» не идентично термину «длительное господство на рынке».

Россия — государство с высоким уровнем квалификации кадров и достаточно высокой степенью развития промышленности и науки, практически мгновенно могла пройти этот этап. Отсюда современное состояние малого бизнеса, которое начало формироваться, начиная со второй половины 1990;х гг., обусловлено в большей степени не объективными, а субъективными факторами.

После 1993 г., когда последовали резкое ужесточение кредитнофинансовой политики государства и неконтролируемая либерализация экономики, производственные сферы деятельности теряют свою привлекательность, уступая место торгово-посредническим операциям. К 1995 г. удельный вес предприятий торговли и общественного питания в Томской области вырос с 3% в 1990 г. до 45,4% в 1995 г., в Новосибирской области — с 5% в 1991 г. до 53% в 1995 г., а количество работающих здесь увеличилось за этот же отрезок времени с 3 до 34%. В Алтайском крае в 1995—1996 гг. 50,3% малых фирм было занято в этой отрасли, в Кемеровской области в 1996 г. там работало 48% предприятий и 37% трудовых ресурсов. В то же время удельный вес предприятий в строительстве упал в Томской области с 43,7% в 1990 г. до 19,3% в 1996 г., в Новосибирской области с 24% в 1991 г. до 18% в 1996 г., а число занятых с 65 до 28,8%, в Алтайском крае в 1995— 1996 гг. удельный вес малых фирм в строительстве был равен 13,3%, в Кемеровской области в 1995 г. — 30%. Подобные тенденции наблюдались в промышленности, науке и научном обслуживании, сфере потребительских услуг. Более благополучное состояние наукоемкого производства в Томской области объяснимо высоким научно-техническим потенциалом территории.

Однако к середине 1990;х гг. сфера торгово-посреднической деятельности почти полностью исчерпала возможности своего интенсивного развития и роста прибыли. В то же время особенности дальнейшего развития предпринимательства способствовали определенному оживлению активности в производственной сфере и ее снижению в торгово-посреднической области. Но ситуация развивалась крайне противоречиво. В Кемеровской области число строительных фирм выросло с 20% в 1995 г. до 28% в 1996 г., в сфере промышленного производства с 16 до 18%. При этом наблюдалось повышение уровня занятости в строительстве при его сокращении в промышленности. Незначительный рост имел место в Томской и Новосибирской областях. При этом в отраслях наукоемкого производства и сферы потребительских услуг не произошло каких-либо заметных сдвигов в лучшую сторону.

В области же торговли и общественного питания положение дел также было неоднозначным. В Томской области удельный вес малых фирм сократился с 45,4% в 1995 г. до 41% в 1996 г., в Кемеровской области с — 48% в 1996 г. до 37% в 1997 г., число занятых с 37 до 31,3%. В Новосибирской области число торговых фирм достигло своего пика в 53,6% к 1997 г. при одновременном снижении численности работающих до 28,9%. Высоким был удельный вес предприятий в торговой сфере в Омской, Тюменской областях и на Алтае. Такое непоследовательное развитие вызвано, с одной стороны, утратой в определенной мере привлекательности торгово-посреднической деятельности и необходимостью размещения капиталов в других отраслях экономики, а с другой стороны, отсутствием принципиального улучшения ситуации в производственной сфере. Именно это стимулировало тенденции к сокращению общей численности малых предприятий и числа занятых на них людей. Данный вывод подтвержден и тенденцией к сокращению среднесписочной численности малых предприятий. Отдельные исключения в Кемеровской и Новосибирской областях объяснялись стабилизацией политической ситуации в первой и удобным географическим расположением второй.

Обращало на себя внимание и нарастание негативных явлений в процессе становления инновационного предпринимательства, которое должно стать одним из приоритетных направлений функционирования малого бизнеса. Это полностью совпадало с ситуацией, складывавшейся в России. Так, с 1992 по 1995 г. число занятых в малом секторе науки и научного обслуживания России сократилось на 26,7%, в то время как в экономике доля занятого населения уменьшилась лишь на 7%. Основным видом инновационной работы оставалось освоение и внедрение нововведений, в то время как доля фирм, занимавшихся проектно-конструкторской и технологической деятельностью, постоянно снижалась. Изменение условий и характера деятельности малого бизнеса в различные временные отрезки позволило говорить о существовании различных этапов в истории развития малого предпринимательства в территориях. Приведенный ниже один из вариантов периодизации опирался на взгляды ряда известных специалистов в деле изучения истории развития российского предпринимательства. К их числу можно причислить В. В. Радаева, Ю. А. Ровенского, А. Виленского и Е. Брагину.

С1986 по 1991 г. прошел этап политической либерализации и использования «человеческого капитала». Начало возрождению предпринимательской активности положили Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986) и «О кооперации» (1988). Количество кооперативов, большинство из которых относились к малому бизнесу, в 1988—1990 гг. росло стремительными темпами. Этот процесс сопровождался увеличением числа арендных предприятий с государственной формой собственности и созданием совместных предприятий. Развивалась и индивидуально-трудовая деятельность без образования юридического лица. Сначала реформа законодательной системы выполняла преимущественно функцию либерализации условий предпринимательской деятельности. Ее суть состояла в том, чтобы способствовать созданию новых сфер предпринимательства, в рамках которых могли бы развиваться малые предприятия. К 1991 г. получили легальный статус практически все организационно-правовые формы бизнеса, включая индивидуальные частные предприятия, акционерные общества открытого и закрытого типа.

В это время малые фирмы, как правило, не выделялись в отдельную категорию от средних и крупных предприятий ни в юридических документах, ни в формах статистической отчетности. И специальная система их институциональной поддержки еще не была сформирована. Исключением были лишь первые союзы кооперативов. Большинство предпринимателей стремились использовать накопленные ранее профессиональные навыки, занявшись аналогичным делом в иных экономических и правовых условиях. Коммерциализация их «человеческого капитала» рассматривалась в качестве главного средства повышения своего жизненного уровня и профессиональной квалификации. Деятельность малых предприятий была сосредоточена в основном в сферах производства потребительских товаров, строительства, торговли, бытового обслуживания населения. Экономические условия способствовали созданию новых предприятий. Государственный сектор оставлял без внимания множество ниш в сфере производства товаров и услуг. Было возможно получить банковский кредит на вполне приемлемых условиях. Импорт потребительских товаров был еще достаточно ограничен и конкуренция на рынке невысока. Низкий уровень заработной платы в государственном секторе способствовал переливу трудовых ресурсов на негосударственные предприятия. Таким образом, первоначально малые фирмы развивались в относительно благоприятных условиях слабо освоенного рынка.

Второй этап характеризовался процессами экономической либерализации и накопления торгового капитала (1992—1993). Новое правительство России взяло курс на политику либерализации экономики. Ее идейную основу составила монетаристская теория. Были установлены жесткие бюджетные ограничения, затруднен доступ к кредитным ресурсам, увеличено бремя налогообложения на прибыль, добавленную стоимость. Это способствовало падению производства, росту хронических неплатежей между предприятиями, резкому сокращению объема инвестиций. Данные факторы оказали огромное влияние на перспективы развития малого бизнеса. Все возрастающее число фирм были вынуждены направлять значительную часть своих ресурсов в сферы торговли и посреднических услуг, требовавшие меньшего стартового капитала и обеспечивавшие максимально быстрый оборот вкладываемых средств. Стало наблюдаться активное накопление торгового капитала. Оптовая торговля давала возможность быстрого обогащения. Если на предшествующей стадии предприниматели стремились, в основном, к реализации идей, разработанных ранее в своих профессиональных отраслях, то на втором этапе они в большей степени были вынуждены следовать конкретным запросам рынка. Кооперативы и арендные предприятия сменили свой организационно-правовой статус.

При этом малые фирмы продолжали оставаться каналом трансформации государственных ресурсов в частный сектор, так как приватизация крупных предприятий еще находилась на начальной стадии. Произошло выделение малых фирм в отдельную категорию статистических обследований. Они превратились и в особый объект законодательного регулирования на федеральном уровне. В Западной Сибири в это время делались еще только первые шаги в направлении организации поддержки малого предпринимательства.

Третий этап (1993—1995) характеризовался разработкой программ поддержки малого предпринимательства и накоплением финансового капитала. Малые фирмы стали объектом комплекса законодательных и регулирующих мер. Началась ускоренная концентрация финансового капитала. Все возрастающая часть ресурсов направлялась в область финансовых и спекулятивных операций на валютном и фондовом рынках, в сферу краткосрочных коммерческих займов. Вложения в новое производство стало убыточным за исключением тех его видов, которые использовали уже существующие мощности и занимали стабильную рыночную нишу. К этому времени развернулась широкомасштабная программа приватизации, и сектор малой экономики утратил многие из былых преимуществ. Наиболее динамичная часть экономических, политических и трудовых ресурсов нацеливалась помимо финансовых операций на преобразование крупных акционерных компаний. Основные рынки были разделены между крупными фирмами. Началось формирование олигополистических структур. Рынок стал более регулируемым. Барьеры выхода на него повысились.

Вышеназванные процессы привели к переходу на четвертый этап развития малого бизнеса в России. Он начался с 1996 г. и продолжался до конца изучаемого периода. Его суть — создание системы государственной поддержки предпринимательства на федеральном, региональном уровнях и оформление финансово-промышленного капитала в виде финансово-промышленных групп (ФПГ). Сектор малой экономики рассматривался как объект более или менее целенаправленной политики на региональном уровне. Начинался аналогичный процесс и на муниципальном уровне. Продолжилась концентрация хозяйственных ресурсов. Успешно развивавшиеся малые фирмы перерастали в средние и крупные компании. В условиях снижения темпов инфляции они стали рассматривать возможности для инвестирования накопленных ранее капиталов. Часть из них переводилась из торгово-посреднической и финансовой сфер в отрасли легкой и пищевой промышленности. Наблюдалась реорганизация части малых фирм в юридическую форму индивидуального предпринимательства без образования юридического лица. Этот формальный акт давал ряд преимуществ в налогообложении. Индивидуальные предприниматели обязаны были платить лишь однократный годовой подоходный налог. Система налогообложения в этом случае упрощалась, а количество изъятий денежных средств в целом сокращалась.

Статистика подтверждала и непродуманность действий российских законодателей, ограничивших размеры малых предприятий в 100 человек, а размеры штата фирм, имевших право на государственную поддержку и работу по упрощенной системе налогообложения в 15 человек. В силу того, что среднесписочная численность предприятий торговой сферы традиционно ниже, чем в промышленности и строительстве, большинство компаний оказавшихся за бортом относились к последним. Декларируя на словах поддержку отечественных производителей, на практике государство стимулировало, прежде всего, торгово-посредническую деятельность.

Решение проблемы занятости населения — не единственное направление воздействия малого бизнеса на социальную структуру общества. Не менее важна задача повышения жизненного уровня населения через рост его доходов. В связи с этим представлял интерес анализ динамики заработной платы людей занятых в малой экономике (табл. 10.7). Показатели заработной платы на одного работника в месяц говорили о выраженной тенденции к росту в первой половине 1990;х гг., с одновременным возрастанием разрыва с заработной платой работников государственного сектора. Однако выяснить, происходил ли данный рост за счет расширения объемов выпуска продукции или за счет инфляции либо того и другого, и в какой пропорции, можно лишь проанализировав динамику объемов производства и прибыли малых предприятий (табл. 10.8).

Таблица 10.7

Динамика заработной платы на малых фирмах Западной Сибири в 1990—1996 гг., в рублях.

Регион.

Годы.

Томская область.

438,2.

666,4.

270 760.

3 350 000.

7 470 000.

Кузбасс.

;

;

;

;

;

5 372 320.

8 421 800.

Тюменская область.

;

;

;

;

;

4 764 060.

10 552 000.

Омская область.

;

;

;

;

;

4 407 390.

8 062 900.

Алтайский край.

;

;

;

;

;

3 778 400.

7 929 300.

Новосибирская область.

;

;

;

;

1 662 560.

7 660 540.

Тенденции изменения объемов производства практически идентичны динамике числа малых предприятий, трудовых ресурсов, отраслевой структуры. В первой половине 1990;х годов объемы производства на малых предприятиях Западной Сибири нарастали. Росли не только абсолютные показатели, но и удельный вес в объеме выпуска продукции всех предприятий региона. В Алтайском крае доля малых фирм выросла с 0,2% в 1993 г. до 25,7% в 1996 г., в Новосибирской области с 0,1% в 1991 г. до 13% в 1996 г. Это свидетельствовало о росте числа малых предприятий, усилении эффективности их работы и о том, что наращивание объемов производства достигалось не только за счет инфляционных процессов, но и производственных факторов. Однако их влияние существенно ограничивалось за счет жесткой финансовой политики государства, нарастания признаков ухудшения делового климата, оттока ресурсов из производственной в торгово-посредническую сферу и достижения потолка прибыльности в последней к середине 1990;х гг.

Именно этим можно объяснить тот факт, что при увеличении объемов производства и размеров прибыли малых фирм в Томской области до 1996 г., удельный вес полученной ими прибыли в народном хозяйстве территории неуклонно сокращался и упал с 24,7% в 1991 г. до 4,2% в 1996 г. Тем не менее рост заработной платы на малых предприятиях Западной Сибири до 1995 г. имел под собой вполне реальную основу и стимулировался не только инфляционными процессами. Период же с 1996 по 1997 г. сопровождался спадом объемов производства в большинстве краев и областей Западной Сибири. В России спад начался годом раньше в 1995 г.

Динамика объемов продукции, произведенной малыми предприятиями Западной Сибири в 1991—1998 гг., в тыс. рублей (по состоянию на 1 сентября 2001 г.) —%.

Регион

Годы

Новосибирская область.

240,2 — 0,1.

613,5 — 2,8.

2300 — 3,2.

78 000 — 17.

824 221 — 15.

11 042 400 — 13.

33 080 — 11.

35 820.

Томская область.

680,4.

14 382,6.

46 593,7.

1 845 780.

22 890.

;

Алтайский край.

;

;

144 747 — 0,2.

645 626 — 16,4.

3 324 263 — 24,3.

6 382 604 — 25,7.

;

;

Тюменская область.

;

;

;

;

12 366 151.

12 471 668.

;

;

Омская область.

;

;

;

;

3 682 034.

5 363 114.

;

55 010 — 11,7.

Кузбасс.

;

;

;

;

3 067 781.

7 034 044.

69 000 — 2,4.

57 000.

Россия.

;

;

;

;

13%.

9%.

10%.

12%.

Сравнение данных табл. 10.4—10.8 подтверждает инерционность социально-экономических процессов в исследуемых территориях. Сокращение объемов производства неизбежно привело к снижению прибылей малых предприятий и росту числа убыточных фирм. В Кузбассе удельный вес прибыли малых фирм среди прочих снизился с 21,6% в 1995 г. до 5,4% в 1997 г., в Новосибирской области с 21,1% в 1995 г. до 7—8% в 1997—1999 гг., в Омской области с 8,6% в 1995 г. до 5,6% в 1998 г. В Томской области сектор малой экономики, впервые среди западносибирских территорий, закончил с убытками в 40,7% от стоимости объема произведенной продукции 1997 г. Но уже в 1996 г. 14% малых предприятий в Томской области, 41% в Алтайском крае, 27,6% в Омской области, 26,6% в Кузбассе, 15,1% в Новосибирской области и 28% в Тюменской области закончили финансовый год с убытками. В Томской области они составили 5,4% от объема выручки, на Алтае — 40%, в Омской области — 7%, в Кузбассе — 7,7%, в Новосибирской области — 3%, в Тюменской области — 5,5%. Таким образом, наиболее интенсивно кризисные явления развивались в Алтайском крае. В остальных территориях их темпы были более умеренными, что создавало предпосылки для стабилизации ситуации.

В России период спада в 1995—1996 гг. сменился незначительным подъемом в 1997—1998 гг., что соответствовало условиям четвертого этапа развития малого предпринимательства и говорило о том, что Западная Сибирь продолжала оставаться в числе наиболее депрессивных регионов страны. Однако продолжительность и устойчивость такого подъема очень трудно определить в силу общей нестабильности экономической ситуации. Наличие на территории региона рентабельных предприятий и отраслей улучшало бюджетное положение, способствуя росту доходов населения и, соответственно, потребления, развитию малого бизнеса и структурной перестройке экономики. Отсутствие же стабильных источников прибыли провоцировало рост неплатежей, безработицы, бедности, увеличивало зависимость территории от федеральных дотаций, парализовало экономическую активность. Уровень прибыли выше среднего по России наблюдался в регионах, где субъекты хозяйственной деятельности смогли, благодаря низким издержкам производства, сохранить старые рынки и освоить новые. Там же, где приспособление к изменившимся условиям затруднено, прибыль нередко была нулевой или отрицательной.

Регионы с высокой прибыльностью наиболее привлекательны для предприятий с иностранными инвестициями. Активная деятельность предприятий с иностранными капиталовложениями улучшала «предпринимательский имидж» региона и способствовала структурным трансформациям. В этом отношении их работу следует рассматривать как один из индикаторов условий предпринимательства.

Помимо этого одной из важнейших задач малой экономики было создание дополнительного источника пополнения доходной части бюджетов. Оно стало приоритетным направлением в работе, учитывая дотационный характер подавляющей части бюджетов на региональном и муниципальном уровнях. Без привлечения этих финансовых средств государственные органы управления на местах не в состоянии решить большинство кардинальных социально-экономических проблем, стоящих перед обществом (табл. 10.9).

Таблица 10.9

Удельный вес налоговых отчислений малых фирм в региональные бюджеты, %.

Регион

Годы

Томская область.

10—15.

10—15.

10—15.

10—15.

10—15.

10—15.

10—15.

;

;

;

Новосибирская область.

'.

‘.

‘.

‘.

19,7.

19,5.

‘.

‘.

Кузбасс.

;

;

;

;

;

;

14,5.

Омская область.

;

;

;

;

;

;

;

;

6—8.

6—8.

Москва.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Орловская область.

Анализ динамики удельного веса налоговых сборов с малых предприятий в общем объеме собираемых налогов показал, что они играли существенную роль в решении проблемы бюджетного дефицита в Западной Сибири. В Кемеровской области малая экономика приносила от 7 до 14,5% всех сборов, в Новосибирской области — от 16 до 19%, в Томской — от 10 до 15%, в Омской — от 6 до 8%. Не являясь основным источником пополнения бюджета, малые предприятия обеспечили солидный приток дополнительных средств. Кроме того, принимая во внимание характер их деятельности и особенности системы отечественного налогообложения, могу предположить, что эти фирмы стали одними из основных поставщиков так называемых «живых» денег.

Удельный вес налоговых отчислений субъектов малого бизнеса в Западной Сибири один из самых высоких в России. Наибольший вклад в пополнение региональных бюджетов внесли малые фирмы Новосибирской области — от 16 до 20%, несколько ниже показатели в Томской области — 10—15% и Кемеровской области — 7—15%.

Неотъемлемой частью малого предпринимательства помимо малых фирм были люди, занимавшиеся индивидуально-трудовой деятельностью без образования юридического лица. С точки зрения минимизации негативных социальных последствий экономических реформ для российского общества этот вид деятельности играл не меньшую, а чаще и более важную роль в сохранении стабильности общественно-политической системы. Именно он, как губка, впитывал в себя большинство трудовых ресурсов высвобождаемых с крупных промышленных предприятий и научных центров, давал им возможность реализовать себя как личность, сохранить, а иногда и увеличить уровень собственных доходов, препятствовал бесконтрольному разрастанию безработицы. Основная трудность при анализе развития ситуации в этой сфере заключалась в том, что существующие системы регистрации практически исключают возможность полного и всестороннего учета граждан, занятых здесь. Тем не менее, удалось собрать отдельные данные, которые позволили в общих чертах определить тенденции характерные для индивидуального бизнеса в 1990;е гг.

В целом по России с 1992 по 1997 г. число таких людей выросло в семь раз и составило около 3,5 млн человек. Их сокращение в 1992 г. по сравнению с 1990—1991 гг. объяснялось тем, что статистические данные того периода включали в себя всех индивидуальных предпринимателей на территории СССР без разделения по союзным республикам. Наблюдался их рост и в отдельных территориях Западной Сибири. В Новосибирской области за этот же промежуток времени их численность возросла на 58%. Но в то же время удельный вес в общем количестве работавших в области малого предпринимательства сократился с 6,6% в 1992 г. до 1,5% в 1997 г., что свидетельствовало об уменьшении привлекательности и доходности занятия данным видом деятельности и о росте кризисных явлений в сфере малого бизнеса (табл. 10.10).

Таблица 10.10

Динамика численности лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью без образования юридического лица, человек.

Регион.

Годы.

Новосибирская область.

~.

  • 33 102
  • 6,6%
  • 52 425
  • 1,5%

Омская область.

;

;

;

;

;

;

;

Россия.

;

;

;

3 500 000.

;

Подводя итоги развитию малого предпринимательства в Западной Сибири, сделаем несколько обобщающих замечаний. Наибольшая численность малых предприятий имела место в Тюменской, Кемеровской, Новосибирской областях и Алтайском крае. Значительные темпы их прироста наблюдались в Новосибирской области и Алтайском крае. Более успешно малый бизнес решал проблемы занятости населения в Новосибирской и Тюменской областях. Гораздо слабее это проявилось в Томской и Омской областях. Максимальное число малых фирм сферы торговли и общественного питания находились в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях. По числу строительных компаний лидировала Кемеровская область, промышленных — Алтайский край и Томская область, наукоемких — Новосибирская и Томская области. Наиболее крупными по числу занятых были торговые фирмы Новосибирской, Кемеровской и Омской областей. Среди строительных фирм выделялись предприятия Кемеровской и Томской областей, промышленных — Томской области.

Максимальной заработная плата в малом бизнесе была в Тюменской области, минимальной — в Алтайском крае. По показателям объемов произведенной продукции впереди находились фирмы Алтайского края и Тюменской области, ниже всех этот показатель в Томской области. Наиболее прибыльным малый бизнес являлся в Тюменской области и Алтайском крае. Максимальный вклад в формирование региональных бюджетов принадлежал предприятиям Томской, Новосибирской и Кемеровской областей.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в Западной Сибири в 1990;е гг. характеризовалось следующими основными тенденциями. До 1996 г. в этой сфере преобладали позитивные моменты. К их числу относился рост числа хозяйственных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, количества рабочих мест в секторе малой экономики, объемов производства, прибыльности предпринимательской деятельности, абсолютных и относительных показателей налоговых отчислений, заработной платы занятых. Но период абсолютного роста всех показателей был непродолжительным. Начиная с 1992 г. наблюдалось неуклонное сокращение темпов роста по всем направлениям работы малых фирм. Это вызвано ужесточением кредитно-денежной политики государства, характером проведенной приватизации, концентрацией капиталов. Сокращение показателей прироста совпало с переориентацией основных направлений работы большей части предпринимателей. Производственная сфера потеряла свою привлекательность, уступив лидирующие позиции торгово-посредническим операциям. С 1996 г. рост основных показателей прекратился, и началось их неуклонное сокращение, частично прерывавшееся в 1997 и 1999 гг. ввиду краткосрочного улучшения рыночной конъюнктуры. Эти процессы были вызваны продолжавшимся экономическим спадом, ужесточением налогового прессинга, негибкой политикой в сфере борьбы с инфляцией и достижением пика прибыльности в области торгово-посреднической деятельности.

Малые предприятия оказались чрезвычайно подвержены колебаниям рыночной конъюнктуры, что выразилось в неожиданных и труднообъяснимых перепадах показателей в краткосрочные временные промежутки. Отраслевая структура предприятий и занятости практически полностью совпала с общероссийской. Вместе с тем анализ ее изменений позволил сделать вывод о преобладающем влиянии на ее формирование не объективных, а субъективных факторов. Господство торгово-посреднических фирм имело своей основой не особенности первоначального периода развития малого предпринимательства, а непродуманную и негибкую политику государственных органов власти. В связи с этим налицо противоречие декларируемых принципов политики государства в сфере развития малого бизнеса и реальных шагов в этом направлении. Провозглашая в качестве основного приоритета поддержку отечественных производителей, на практике государство создавало благоприятные условия для сферы торговли и посреднических услуг. Не всегда последовательными, продуманными и дифференцированными были действия по поддержке малых предприятий в отдельных краях и областях.

Слабо ощущалась связь состояния нормативно-правовой базы развития предпринимательства и системы его государственной поддержки с реальным положением дел в этой отрасли экономики. Она просматривалась лишь в Новосибирской области и, частично, в Кемеровской области. В остальных же территориях Западной Сибири данная взаимозависимость имела обратно пропорциональный характер. Вызвано это слабым уровнем обратной связи между предпринимателями и властью. Причины этого надо искать в степени политической организованности представителей малого бизнеса, их активности в общественно-политической жизни регионов и, как следствие, в представительстве в государственных органах управления. В результате основными факторами, воздействовавшими на ситуацию в малом бизнесе, явились состояние нормативно-правовой базы и системы государственной поддержки, с одной стороны, а, с другой стороны, сила кризисных явлений в экономике, которая, вопреки реальному состоянию и условиям для занятия предпринимательской деятельностью, стимулировала развитие малого бизнеса как защитного элемента общественной системы развития.

Однако малый бизнес оказался в состоянии лишь поставить барьер на пути неконтролируемого разрастания безработицы, а не решить проблему занятости как таковую. Он оживил в целом, особенно в первой половине 1990;х гг., экономическую ситуацию в стране, но не стал основой для формирования среднего класса в обществе и долговременной социально-политической стабильности. Расширение за его счет доходной части бюджетов было ощутимым, но не принципиальным. Таким образом, он в полной мере не решил ни одну из тех задач, которые возлагали на него отечественные реформаторы, ссылаясь на мировой опыт.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Определите специфику динамики числа малых предприятий Западной Сибири в 1990;е гг.
  • 2. Дайте оценку предложенному варианту периодизации развития современного отечественного бизнеса. В чем на ваш взгляд его сильные стороны и недостатки?
  • 3. Проанализируйте содержание предложенных таблиц и обозначьте специфические моменты развития отраслевой структуры малого бизнеса, размеров малых предприятий, структуры занятости на них и размеров заработной платы, безработицы в Западной Сибири по сравнению с общероссийскими тенденциями в 1990;е гг.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой