Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Две смысложизненные тенденции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сущности, малореалистическими являются идеологические призывы власть имущих к гражданам занять какую-то определенную смысложизненную позицию (строить коммунизм, быть государственниками и т. п.), поскольку в любом обществе сложная дифференциация смысложизненных отношений людей есть процесс непреодолимый и во многом независимый от сознания самих носителей смысложизненных ориентаций. Смысл жизни… Читать ещё >

Две смысложизненные тенденции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судьба индивида существенно определяется уникальной динамикой двух полярных тенденций.

Первая тенденция заключается в самосохранении себя через экспансию вовне в качестве субъекта и неизбежном при этом потеснении других людей в своем жизненном пространстве. Биография человека-субъекта тогда определится конкретным противостоянием ему других субъектов. Стремление стать «первым» и превращать других в объекты своей деятельности имеет для индивида реактивные последствия — другие, вообще говоря, могут стремиться к тому же. Итогом противостояния является ограничение индивидуальной экспансии какой-нибудь атомарной сферой деятельности, профессиональной нишей. Именно в ней индивид может обрести частный и более определенный смысл жизни — либо все-таки ориентированный вовне, практический, либо, наоборот, внутренне-потаенный.

Исходная пансубъектность и эгоцентричность индивида (часто свойственная детям в младенческом возрасте) претерпевает, таким образом, эволюцию в результате конкуренции с аналогичной позицией противостоящих ему иных индивидов: индивид становится частным субъектом либо вообще теряет желание оставаться «субъектом практического действия».

Неудача «внешней» биографии подчас компенсируется второй тенденцией —смещением смысложизненных интересов части людей в сферу «внутренней жизни». Люди с самопогруженной (интровертной) смысложизненной доминантой — это вовсе не второй сорт по сравнению с удачливой пансубъектностью. Из их среды нередко выходят поэты, писатели, художники, священники, философы. Без борьбы за право быть первым субъектом реальная история человечества немыслима, но эта борьба сама обретает смысл при условии гарантии права на самоценность страдающего человека и в контрасте «субъектность — страдательность». Больным и несправедливым является то общество, официальная идеология которого превозносит внешний активизм и принижает достоинство страдающего индивида.

В сущности, малореалистическими являются идеологические призывы власть имущих к гражданам занять какую-то определенную смысложизненную позицию (строить коммунизм, быть государственниками и т. п.), поскольку в любом обществе сложная дифференциация смысложизненных отношений людей есть процесс непреодолимый и во многом независимый от сознания самих носителей смысложизненных ориентаций. Смысл жизни должен быть «своим», потребным и осознанным, чтобы можно было подчинять ему собственную жизнь. Реальные прототипы литературных героев Павла Корчагина и Ильи Обломова дополняют друг друга. Эти герои могут быть представлены как символы разных фаз биографии «обобщенного человека». Нередко в судьбе того или иного человека происходит челночная эволюция от субъектности к страдательности и снова к субъектности, а от нее — к новой страдательности. Так что экстраверты и интроверты одинаково ценны для человечества, ищут ли они смысл жизни вне себя, внутри себя или намерены превратиться в свою противоположность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой