Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проективная методика «Кросс-культурная и этническая толерантность—интолерантность» (КЭТИ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С методической точки зрения это означает, что такие установки не всегда поддаются полноценному изучению с помощью вербальных методов. Более того, если подходить к изучению этнических установок через средства вербальной оценки, то, в силу их эмоциональной насыщенности, есть опасность в случае негативных установок невольно спровоцировать неблагоприятную (агрессивную или подавленную) реакцию… Читать ещё >

Проективная методика «Кросс-культурная и этническая толерантность—интолерантность» (КЭТИ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика разработана Г. Л. Бардиер и направлена на изучение проявлений толерантности—интолерантности в области межкультурных и межэтнических отношений. В основу методики заложено представление о том, что важным регулятором таких отношений являются социальные установки, в числе которых главенствующее место занимают межкультурные и этнические аттитюды, которые, в свою очередь, включают аффективные, когнитивные и конативные компоненты.

К числу аффективных компонентов в сфере изучаемых отношений, согласно традиционным представлениям, относятся: приязнь—неприязнь, симпатии—антипатии, степень эмоционального напряжения, конкретные эмоциональные реакции — радость, гнев, раздражение, страх (угроза), удивление и др.

Соответственно когнитивные компоненты содержат: знания, убеждения, предубеждения, стереотипы, а также информацию, полученную в виде слухов, отдельных мнений, авторитетных утверждений и т. п.

Конативные компоненты включают как готовность к определенным действиям (намерения, планы, цели, мотивы, призывы, ожидания), так и сами действия (враждебные или дружественные, разрушающие или миротворческие, провокационные или посреднические, силовые или переговорные, нападающие или оборонительные, открытые или скрытые, например манипулятивные). Причем эти действия могут располагаться в широком диапазоне социальной активности: от отдельных импульсивных комментариев до участия в планируемых массовых акциях.

Конструируя методику КЭТИ, автор также исходила из того, что социальные установки (аттитюды) являются приобретенными, но могут быть сравнительно устойчивыми, поскольку выполняют такие важные функции в жизни человека, как адаптивную, защитную, экспрессивную (выражающую индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательную и функцию координации всей когнитивной системы психических процессов.

Специфической особенностью социальных установок, регулирующих отношения людей в пространстве межкультурных коммуникаций и межэтнических взаимодействий, выступает их высокая эмоциональная значимость и низкая осознаваемость.

С методической точки зрения это означает, что такие установки не всегда поддаются полноценному изучению с помощью вербальных методов. Более того, если подходить к изучению этнических установок через средства вербальной оценки, то, в силу их эмоциональной насыщенности, есть опасность в случае негативных установок невольно спровоцировать неблагоприятную (агрессивную или подавленную) реакцию респондентов. Например, такая реакция очень вероятна при изучении этнических установок национальных меньшинств, репатриантов, вынужденных переселенцев, беженцев, эмигрантов.

Методика построена на обращении к ассоциациям респондента, что дает возможность проявляться одновременно и осознаваемым, и неосознаваемым уровням установки. При этом чередуются вербальные ассоциации с образными, поскольку респондентам предлагается сначала пользоваться графическими средствами (рисунок), а лишь затем — словесными (пояснения и вербальные дополнения к рисунку). В качестве стимула, вызывающего ассоциации, респондентам предлагается образная метафора «Человек». Методика состоит из ряда последовательных заданий, которые предваряются общей инструкцией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой