Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача… Читать ещё >

Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные термины Зависть, переживания, эмоция, виды зависти, компоненты зависти.

Эмоциональная сфера личности — явление сложное и многогранное. Ее содержательную основу составляют как конкретные эмоциональные состояния (переживания, настроение, аффект), так и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Выделяют позитивные переживания, радость, восхищение, ликование и др., направленные на личностный созидательный рост и развитие (в широком смысле), и негативные переживания, ревность, зависть, злоба, грусть, отчаяние и др., способствующие разрушительному, деструктивному развитию личности. Они выступают либо активизирующим фактором, либо наоборот, фактором, подавляющим и разрушающим личность. В них выражается оценка индивидом своего взаимодействия со средой.

Одним из разрушительных эмоциональных ресурсов, которым обладает личность, является обнаружение у нее дополнительного психологического «маркера» (показателя) — зависти.

Философы (Аристотель[1], Ф. Бэкон[2], Р. Декарт[3], И. Кант[4], С. Кьеркегор[5], Ф. Ницше[6], Б. Спиноза[7], А. Шопенгауэр[8] и др.) рассматривают зависть как глобальное, универсальное, общечеловеческое явление и делают акцент на ее деструктивности, представленности в различных сферах общения в виде «невыносимого» восхищения достоинствами другого человека, в стремлении обладать тем, что принадлежит другому, в желании отобрать, присвоить достижения другого.

Таким образом, при изучении имеющихся научных подходов, касающихся проблемы зависти, складывается впечатление, что у ученых сущсствуют определенные разночтения в понимании этого феномена. В доказательство нашего мнения приведем теоретические позиции некоторых исследователей. Так, русский психолог XIX в. Н. Я. Грот пишет, что чувство зависти — это чувство уважения (к родителям, другим людям), которое складывается в свою очередь из чувства красоты, интереса, симпатии и чувства собственного бессилия. Похожее определение зависти дает французский драматург и баснописец XVIII в. Антуан де Ламотт: зависть — невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству[9].

К. К. Платонов[10] считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович[11] рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. В. Н. Куницына[12] характеризует зависть как чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (качество, достижение, успех) либо лишить предмета зависти другого человека. Т. В. Бескова считает, что зависть — враждебное отношение к другому человеку, детерминированное его превосходством в значимых сферах, сопровождающееся негативными эмоциями, имеющими двунаправленный характер (на другого и на себя), комплексом негативных эмоций, снижением самооценки и желанием нивелировать прямо или косвенно это превосходство[13]. Е. П. Ильин полагает, что зависть — это направленное чувство, которое не может возникнуть без цели, без жертвы, и что зависть необходимо рассматривать на трех уровнях: 1) сознания — осознание более низкого своего положения; 2) эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения; 3) реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти[14].

А. Адлер определял зависть как агрессивную черту характера и рассматривал ее как «фактор современного состояния человеческой психики»; в качестве «пускового механизма» зависти, он рассматривает внутриличностпое противоречие между ощущением собственной «неполноценности» и стремлением к превосходству[15].

Зависть как девиантологический феномен характеризуется латентностью и дискретностью. Мы предлагаем определение зависти как аффективно-когнитивной структуры личности, которая включает в себя оценку, сравнение, антиципацию (предвосхищение обладанием), переживания стыда, привязанности, вины, интереса. Зависть маркирует предлагаемые и достижимые ценности. Эмоциональные составляющие зависти: злость для изъятия, разрушения, отвращение к нынешнему состоянию и стыд для перехода к другому состоянию, предполагаемое удовлетворение от обладания для концентрации на достижении. Зависть сопровождается чувством досады, вызванным благополучием, успехом другого человека; в крайнем выражении зависть доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче другого и жажды его падения[16].

В Словаре немецкого языка Якоба и Вильгельма Гримм (Das Deutsche Worterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm), изданном еще в XIX в., имеется такое определение зависти: «зависть — мстительное и мучительное для человека душевное состояние, недовольство, с которыми он смотрит на процветание и преимущества других, злится из-за этого и, кроме того, желает, чтобы у него была возможность уничтожить их или владеть ими самому».

В Психологическом словаре зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями[17]. В Большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. II. Зинченко зависть определяется как чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого[18].

Проблема зависти хорошо представлена и в художественной литературе. Образ завистника, зависти создай в произведениях Ю. К. Олеши (роман «Зависть», роман-сказка «Три толстяка», пьеса «Заговор чувств»), А. С. Грина («Джесси и Моргиана»), Ф. Рабле (роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»), Дж. Роулинг («Случайная вакансия»), С. Жапризо («Дама в очках и с ружьем в автомобиле»), Т. Драйзера («Финансист», «Титан»), Л. Н. Толстого («Война и мир»), А. С. Пушкина (сказка «О золотой рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Моцарт и Сальери», «Маленькие трагедии»), Нагаи Кафу (роман «Соперницы»), Ф. И. Тютчева («Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять…»), А. Я. Розенбаума («Я вышел на трону войны…») и многих и многих других писателей и поэтов, а также художников — В. Ланского, С. Параскана, Т. Жерико, Н. Пуссена, Джотто, В. Ралко, 3. Шелбаева и многих других.

В народном сознании принято различать два вида зависти — «черную» и «белую». Первая насыщена отрицательными эмоциями и пожеланием счастливчику всяческих бед, вторая предполагает позитивное отношение к другому человеку и желание достичь подобного успеха. Можно также сказать, что «белая» зависть — это зависть, основанная на разуме. Человек анализирует свои возможности и возможности другого человека, после чего решает, что и он способен достичь того же. С помощью разума и логики человек решает, кому имеет смысл завидовать, а кому нет; а, позавидовав чужому успеху, строит планы и предпринимает действия по достижению такого же или большего успеха. В то же время «черная» зависть — пассивна и разрушительна, она мотивирует завистника на деструктивные действия и поэтому — не конструктивна. Человеку остается лишь мучится от собственного бессилия и проклинать несправедливую судьбу[19]. Ю. В. Щербатых вывел даже формулу, определяющую взаимоотношение доли «белой» зависти в общем количестве зависти:

Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности.

Даже некоторые личные имена содержат «завистливый» смысл, подобно имени известного тирана Сиракуз Полизела (буквально означает: «окруженный всеобщей завистью»).

Нет возражения в том, что зависть может переживаться как ощущение обиды, чувства вины, злости, неполноценности со стороны завистника, он как будто питается этими эмоциями, тем самым разрушая себя, свое эмоциональное состояние. Нарастает состояние досады, недовольства собой, своей жизнью, собственные успехи обесцениваются. Зависть может быть хронической и истощать завистника до такой степени, что захочется от всех отгородиться, нарастает тревога, депрессия. В таком состоянии человеку трудно строить свои отношения, он становится циничным, насмешливым, принижающим других, равнодушным, так как таким своеобразным способом он избегает своих болезненных переживаний. В таком состоянии нередко присутствует склонность к саморазрушительным фантазиям — преувеличиваются достижения другого, а свои достижения недооцениваются.

В зависимости от типа реакции и степени эмоционального влияния на личность, глубины и силы переживаний, Е. П. Ильин подразделяет зависть на «черную» (по И. Канту — «злобная зависть») и «белую» (по Аристотелю — «соревновательная зависть»). В психологии обозначены два тина реакций людей: экстр any нитивная и интрапунитивная. При первой мы ищем причины зла в поступках других людей — проективное проявление зависти. При второй — погружаемся в себя, включаем режим поиска ответов, возможностей, резервов и мотивов в себе, что характеризует «белую» зависть. Таким образом, завистник выступает в роли объекта зависти, обвиняя других в зависти к себе, опираясь на возможные формальные преимущества перед другими.

Имеют место и другие (промежуточные) оттенки зависти.

  • «Розовая» зависть — мимолетная, безобидная и поверхностная. Может быть вызвана счастьем, радостью близкого человека или успехами людей ближайшего окружения. К сожалению, несмотря на свою безгрешность, такая зависть при частом проявлении способна перерасти в «черную».
  • • «Красная» зависть — очень негативная эмоция, толкающая на действия по устранению ненавистного чужого достижения. Часто является мотивом для ненависти, мести, агрессии. Такую зависть человек испытывает как мучение и обиду за чужое счастье, которое не дает ему покоя.
  • • «Зеленая» зависть. Есть одно распространенное выражение: «Нет зависти „белой“, нет зависти „черной“. Существует только одна — ядовитозеленого цвета». Причиной «зеленой» зависти может быть жадность или скупость человека. Причем совершенно не имеет значения, является этот человек бедным или, наоборот, богатым. Завистник не находит себе места из-за наличия у кого-то чего-либо лучше, красивее, дороже, больше и т. д. Смысл жизни для таких людей — материальные блага, поэтому они негативно воспринимают все, что связано с наличием таких ценностей у окружающих.
  • • «Желтая» зависть. Чаще всего люди, испытывающие к кому-то зависть, не выражают это открыто. Но после общения с ними у объекта зависти портится настроение, возникает чувство тревоги, обиды.
  • «Серая» зависть — проявление низших, самых примитивных черт человеческой личности, отсутствие самоуважения и значимости. Завистник постоянно испытывает чувство ненужности, «съедает» себя изнутри из-за собственной закомплексованности и низкой самооценки. Этот вид зависти характерен для неуверенных в себе людей, очень обидчивых, невротичных, подверженных самокопанию[14].

Исследуя зависть, Н. В. Дмитриева выделяет следующие ее видыуровни:

  • — осознанную зависть, при которой субъект отдает себе отчет, осознает и оценивает свое положение как более низкое по отношению к окружению;
  • — бессознательную (неосознаваемую) зависть, которая активирует бессознательные защитные механизмы, комплексы и архетипы, задающие многообразие форм ее проявления[21].

К. Муздыбаев описывает основные компоненты зависти.

1. Социальное сравнение — первое проявление зависти, возникает вследствие социальных мотивов: люди всегда обсуждают достижения и провалы других, поэтому распространена первая мысль при неудаче «что скажут другие…». Завидуют чаще всего материальным успехам, которые можно продемонстрировать в обществе. Однако следует отметить, что возможно и вполне обоснованное чувство зависти в обществе. Например, есть богатые и бедные, и желание бедного стать богатым, чтобы обеспечить свою семью, абсолютно естественно.

  • 2. Восприятие субъектом чьего-либо превосходства — возникает при близости субъекта и объекта зависти (одинаковых исходных возможностях, одной сфере интересов). Внутреннее принятие превосходства одного воспринимается как унижение другого.
  • 3. Переживание досады, огорчения и унижения по этому поводу — эмоциональная реакция на превосходство соперника.
  • 4. Неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит — защитные механизмы маскируют чувство собственной неполноценности рациональным объяснением, находя множество недостатков в объекте зависти «разве такому можно завидовать…». Это снимает некоторое эмоциональное напряжение, поскольку позволяет некоторым эмоциям проявиться и снижает значимость объекта зависти, что также уменьшает напряжение.
  • 5. Желание или причинение ему вреда.
  • 6. Желание или реальное лишение его предмета превосходства[22].

Л. С. Архангельская в своем исследовании доказала, что осознанное завистливое поведение, так и неосознанное, скрываемое, актуализируется чаще в ситуациях восприятия успеха другого человека, идентификации партнера в качестве «соперника» и в связи с такими атрибутами личности, как женственность/мужественность, притягательность для противоположного пола, ум, социальный статус, карьера[23].

0 сочетании завышенного уровня притязаний, властолюбия, корыстолюбия с чувством неполноценности, униженности, ничтожности, посредственности приводит к формированию системы отношений к другому, включающей, наряду с ненавистью, враждебностью, агрессивностью, зависть. Данное утверждение коррелирует с исследованиями психоаналитического направления, в которых традиционно особое значение придается противоречиям в детско-родительских отношениях в возникновении и формировании зависти[24].

Для субъекта зависти, как отмечает В. Н. Мясищев[25], характерна патогенная система отношений, его преобразовательная активность направлена на разрушение личности объекта зависти посредством переструктурирования системы сложившихся к ней отношений со стороны других (от позитивных к негативным), обесценивания ее успехов, достижений, уничижения. Субъект зависти, как правило, не осознает зависть, вытесняет, маскирует, не выражает ее прямо.

Как отмечают современные российские ученые, у субъекта зависти фрустрирована потребность в позитивном самоощущении, в подтверждении и отмечается, что «неподтвержденность» становится одним из факторов формирования зависти. Современные исследователи А. А. Бодалев, Е. Д. Бреус, А. Г. Ковалёв, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, С. А. Сухих, В. В. Зеленская установили сходство субъекта зависти с субъектом затрудненного общения[24].

Результаты исследования склонности к зависти субъектов с разным типом локуса контроля указывают на то, что субъекты с экстернальным субъективным контролем более завистливы, чем интерналы. Различия проявляются как в общем уровне субъективного контроля, так и в области достижений и неудач, а также в сфере производственных отношений. Причем, субъекты с экстернальной позицией чаще всего испытывают зависть к карьерному росту другого, а также к внешней привлекательности, здоровью другого человека, материальному достатку, дорогим и модным вещам, умению общаться и семейному благополучию. Субъекты с интернальной позицией большее, чем экстерналы, склонны считать, что им завидуют другие. Причем в этом случае имеет значение как общая интернальность, так и интернальность в области достижений, производственных отношений и отношения к здоровью. Наиболее популярными предметами предполагаемой зависти других к себе являются профессиональные успехи и интеллект[27].

Таким образом, все виды зависти, думается, имеют потребительскую основу и характеризуются меркантильным отношением завистника, неумением находить конструктивный подход и проявлением недоброжелательного отношения к более успешным людям, чем сам завистник. Однако заметим, никто не завидует людям, у которых горе, никто не завидует бомжу, пенсионеру, безработному или нищему! Для появления зависти у человека или группы людей необходим конкретный стимул-реакция — успех другого человека или группы людей. Успех, успешность, самодостаточность и комфорт являются основанием для зарождения у человека зависти, проявления желания что-то изменить или разрушить.

Потребительско-меркантильная ориентация в современном экономически дифференцированном обществе не может не сопровождаться завистью, которая волной «накрывает» человека, социальные группы и общество в целом. При этом, как пишет А. Ю. Согомонов, постепенное стирание социально-классовых различий между людьми, по крайней мере, во внешнем их проявлении, стимулирует дух конкуренции и чувство соперничества, что неизбежно приводит к столкновению честолюбивых личностей, активизирует зависть к людям «счастливой судьбы», к обладающим большим богатством и власть имущим[28]. Поэтому не удивительны данные исследования Т. В. Бесковой, согласно которым 86,2% респондентов испытывали зависть и только 13,8% утверждали, что они никогда никому не завидовали.

С девиантологической точки зрения все это может означать, что психологическая природа человека «хранит» в себе множество различных по своей интенсивности, продолжительности и постоянности негативных явлений, которые, проявляясь в конкретных жизненных ситуациях, выступают своеобразным социальным и психологическим маркером поведения личности: обида, чувство вины, злости, комплекс неполноценности, характерологические особенности и т. п. С одной стороны, стремление к воображаемой или реальной депривации другого человека служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти, который может провоцировать продолжающийся эдипов конфликт, побуждать к агрессии, насилию, преступлениям, и т. п. (социальная патология).

У завистника, таким образом, обедняется и истощается личностный ресурс, исчезает чувство собственного достоинства, деформируется и разрушается целостность структуры его личности. Субъект зависти «теряет» чувство реальности, самокритичности и ценности своего бытия, постепенно изолируется от окружающих, превращаясь, по сути, в социального аутсайдера. В зависти всегда присутствует элемент злобы — завистник жаждет разрушить счастье других людей. Это — выраженное самоистязание от навязчивых мыслей, сомнений, саморазрушающих фантазий до проявления ярко выраженной и направленной вовне ненависти, что часто толкает завистника па совершение им неадекватных (девиантных и даже криминальных) поступков.

С другой стороны, зависть может иметь и позитивные последствия, если будет выступать стимулом созидательной, преобразовательной деятельности и активности человека (социальное творчество). Именно в этом процессе созидания и преобразования от зависти практически ничего не останется, поскольку человек находит в ней смысл, осознание ценности которого поможет не только завистнику, но и его «сопернику» избавиться от чувства зависти и свободно развивать свою «родовую сущность».

Следует иметь в виду, что для зависти характерна биполярность в обладании ценностями, когда один полюс представляет не имущий завистник, а другой — имущий индивид, вызывающий зависть. С психологической точки зрения зависть может быть понята и как эмоция (ситуативная зависть), и как чувство (.устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая зависть)]. Как отмечает Э. В. Каренова, отличительной чертой зависти является то, что это чувство формируется и действует только в социальных ситуациях: завидуют всегда кому-то или чему-то[29][30]. Интересно, что она чаще всего заметна всем, кроме того, кто завидует, — сила психических защит в данном случае весьма велика. Когда же зависть принимает устойчивое и болезненное переживание успешности другого или печаль о невозможности достижения желаемого, она приобретает форму установки, глубокого чувства зависти и влияет на личность в целом.

Существуют факторы, способствующие возникновению зависти. Это — внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы — психологические, которые предрасполагают к зависти (себялюбие, эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие). Внешние факторы — социальные (статусная близость завистника к завидуемому). Завистник, как правило, сравнивает свое положение, свои достижения и достоинства со статусом близко стоящих с ним людей на социальной лестнице. Аристотель в свое время отмечал, что «…люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе…»[31]. При этом замечено, что чем меньше дистанция между завистником и объектом зависти, тем сильнее зависть.

Как же формируется зависть, чем она вызывается? Отвечая на этот вопрос, Т. В. Бескова справедливо, на наш взгляд, отмечает, что необходимо выявление детерминационных особенностей зависти через анализ ее предпосылок, факторов и условий, т. е. всего того, что создает «почву» для действия других детерминант проявления зависти; появления универсальных обстоятельств, оказывающих существенное влияние на формирование завистливого поведения; формирования благоприятных для зависти особенностей внешней и внутренней среды, определяющих специфику характеристик зависти. Однако предметом зависти являются, прежде всего, переживания человека как существенный элемент его индивидуальности, «как особое аффективное качество или выражение самоопределепности объекта зависти»[32].

С моей точки зрения, реакция зависти кроется в нарушении личностью (группой) социальных норм, когда успешным другим человеком обостряется противоречие субъекта зависти между его значимой потребностью и невозможностью ее удовлетворения, а также характерологическими особенностями завистника. Как показывают наши исследования и труды Т. В. Бесковой, чем выше степень гииертимности, тем меньше у человека склонность к зависти, и наоборот, чем выше степень неуравновешенности (гииертимности), тем больше выражена данная склонность[33].

Заключая свой анализ такого феномена, как «зависть», выявив симптоматику зависти и описав ее девиантологические маркеры, следует подчеркнуть, что, во-первых, зависть и ее проявления столь же многообразны, как и сама жизнь. Во-вторых, не отдельные компоненты структуры личности детерминируют зависть, а их сложные соотношения между собой, так как любой человек является и источником зависти, и завистником одновременно. В-третьих, зависть — психологический маркер девиантологического ресурса личности, своеобразный конструкт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но пока не обладает. В-четвертых, одной из базовых характеристик зависти является то, что она выступает как опосредованно сформировавшаяся амбивалентная система отношений (восхищенно-враждебная), проявляющаяся через комплекс отношений к другому и переживаний этих отношений, не всегда осознаваемых субъектом в качестве завистливого отношения к другим людям.

Именно все эти обстоятельства следует учитывать при психокоррекционной работе с людьми с завистливым поведением. Главное — найти в человеке мотивационное начало, мотивационный ресурс, направленный на созидание, а не на разрушение личности, на ее самосовершенствование и самореализацию.

Лучшим средством развития и проявления своей позитивной индивидуальности и уникальности, как нам представляется (вслед за М. И. Розеновой[34]), по-прежнему остается уверенность в том, что перед тем, как указать на соринку в глазу другого, рассмотри бревна в собственных очах, а перед тем, как сделать обвинительно-карательный реверанс в сторону других, хорошо бы предварительно посмотреть в зеркало на самого себя.

И последнее. Академик Д. С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» в письме 15 («Про зависть») пишет: «Следует развивать в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается, прежде всего, там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается, прежде всего, там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя (курсив мой — Ю. К.)». И здесь, как говорится, комментарии излишни.

Практикум Контрольные вопросы и задания.

  • 1. Что такое эмоциональные состояния: понятие, характеристика?
  • 2. Дайте анализ научных подходов к проблеме зависти.
  • 3. Как представлена проблема зависти в художественной литературе?
  • 4. Как трактуется зависть с точки зрения народного сознания?
  • 5. Каковы виды и компоненты зависти?
  • 6. В чем психологическая природа зависти?
  • 7. Какие факторы способствуют возникновению зависти?
  • 8. Вопрос для дискуссии: «Подумайте, как можно избежать зависти и что для этого нужно?»

Бескова, Т. В. Индивидуально-психологические детерминанты зависти. Психологические науки /Т. В. Бескова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — URL:/www.science-education.rn/l И —10 024 (датаобращения: 19.02.2015).

Бескова, Т. В. Социальная психология зависти /Т. В. Бескова. — Саратов, 2010. Клейберг, Ю. А. Основы психологии девиантного поведения: монография / Ю. А. Клейберг. — СПб., 2014.

Клейберг, Ю. А. Девиантология: словарь / сост. Ю. А. Клейберг. — 2-е изд., доп. — М., 2016.

  • [1] См.: Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983.
  • [2] См.: Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978.
  • [3] См.: Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
  • [4] См.: Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1—2. М.: Мысль, 1963.
  • [5] См. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни. М.: Академический проект, 2014.
  • [6] См.: Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990.
  • [7] ' См.: Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М.: Политическая литература, 1957.
  • [8] См.: Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999;2001.
  • [9] URL: http://radhakrishna.clan.su/news/psikhologija_zavisti/2012;10−03−2984 (дата обращения: 19.02.2015).
  • [10] См.: Платонов К. К. Краткий словарь психологических понятий / 2-е изд. М.: Высшаяшкола, 1984.
  • [11] См.: Ильин Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия. СПб., 2003.
  • [12] См.: Общение в сфере средств массовой коммуникации. М., 2001.
  • [13] э См.: Бескова Т. В. Индивидуально-психологические детерминанты зависти. Психологические науки // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/lll —10 024 (дата обращения: 19.02.2015); Ее же. Социальная психологиязависти. Саратов, 2010.
  • [14] См.: Ильин Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия.
  • [15] Адлер А. Понять природу человека / пер. с нем. Е. А. Цыпина. СПб., 1997. С. 193.
  • [16] Клейберг 10. А. Девиантология: словарь. 2-е изд., доп. М., 2016. С. 24.
  • [17] См.: Психологический словарь / под общ. ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990.
  • [18] См.: Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 4-е изд., рас-шир. М.: Прайм-Еврознак, 2002.
  • [19] См.: Щербатых Ю. В. Психологический анализ чувства зависти // Инновационныепроцессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. Ч. 2. Воронеж, 2010. С. 126—129.
  • [20] См.: Ильин Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия.
  • [21] См:. Дмитриева II. В. Психология зависти // Сибирский психологический журнал.2005. № 2. С. 133−141.
  • [22] См.: Муздыбаев К. Психология ответсвенности. М., 2010. С. 38—51.
  • [23] См.: Архангельская Л. С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающихтрудности общения: автореф… канд. психол. наук (19.00.05). Ростов н/Д, 2004.
  • [24] См.: Архангельская Л. С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающихтрудности общения.
  • [25] Мясищев В. II. Психология отношений. М.; Воронеж: Изд-во Института практическойпсихологии; МОД ЭК, 1995.
  • [26] См.: Архангельская Л. С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающихтрудности общения.
  • [27] См.: Бескова Т. В. Зависть: психологическая картина и методы диагностики. Саратов: ИЦ «Наука», 2011.
  • [28] См.: Согомонов А. 10. Феноменология зависти в Древней Греции // Этическая мысль /под ред. А. А. Гусейнова. М., 1990. С. 46—107.
  • [29] URL: http://rcvolution.allbcst.ru/psychology/307 392.html (дата обращения: 10.03.2015).
  • [30] URL: http://psyfactor.org/lib/envy.htm (дата обращения: 23.07.2016).
  • [31] URL: http://fpsy.ru/article/psychology/psyhologia_zavisti/ (лата обращения: 10.03.2015).
  • [32] См.: Seidler G. Я. Phanomcnologische und psychodynamische Aspekte von SchamundNcidaffekten // Psyche. 2001. № 1. S. 55—59.
  • [33] Более подробно: Бескова T. В. Зависть: психологическая картина и методы диагностики.
  • [34] См.: Розенова М. И. Проективные механизмы зависти // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2014. № 1. С. 30—40.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой