Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла
Диссертация
В процессе обучения школьники часто сталкиваются с проблемой узнавания изученного материала в новых условиях. В этом случае правомерно появление нескольких вопросов. Должен ли учащийся самостоятельно решать эти проблемы? Каждый ли школьник сможет их преодолеть? На каком предмете (математике, физике, географии и так далее) более естественно обращать внимание на сходство задач? Как организовать… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- 1. 1. Современные подходы к определению и использованию термина «компетенция»
- 1. 2. Интерпретации понятия «учебные компетенции учащихся»
- 1. 3. Учебные компетенции, формируемые при обучении математике на основе ее интеграции с предметами естественнонаучного цикла
- Основные результаты первой главы
- ГЛАВА 2. МАТЕМАТИКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК БАЗА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
- 2. 1. Педагогические условия формирования учебных компетенций учащихся при обучении математике, в основной школе
- 2. 2. Методика формирования полипредметных учебных компетенций в процессе обучения математике
- Основные результаты второй главы
- ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ 129 ЭКСПЕРИМЕНТА
- 3. 1. Постановка педагогического эксперимента
- 3. 2. Результаты педагогического эксперимента
- Основные результаты третьей главы
Список литературы
- Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся Текст.: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. -СПб: КАР О, 2008.-96 с.
- Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Текст. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова / Под ред. С. А. Теляковского. — 6-е изд. — М .:Просвещение, 1998. -239 с.
- Алгебра. 8 класс: В двух частях. Часть 2: Задачник для общеобразовательных учреждений Текст. / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. 8-е изд.- М.: Мнемозина, 2006 — 239 с.
- Алгебра. 9 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации 2006 Текст. / Под ред. Ф. Ф. Лысенко.- Ростов-на-Дону: изд-во «Легион», 2005.-224 с.
- Александрова, Л.А. Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений Текст. / Л. А. Александрова / Под ред. А. Г. Мордковича. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Мнемозина, 2008 — 88 с.
- Антонов, Н.С. Межпредметные связи измерительных комплексов естественнонаучных дисциплин в средней школе: автореферат дис.. канд. пед. наук / Н. С. Антонов. М., 1969. — 27 с.
- Афанасьев, В.В. Теория вероятностей Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Математика» /В.В.Афанасьев. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.-350 с.
- Афанасьев, В.В. Математическая статистика в педагогике Текст.: учебное пособие / В. В. Афанасьев, М. А. Сивов / Под науч. ред. д-ра ист. наук, проф. М.В.Новикова-Ярославль :Изд-во ЯГПУ, 2010.-76 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) Текст. /Ю.К.Бабанский. -М.-«Педагогика», 1977.-256 с.
- Баврин, Г. И. Элементы теории вероятностей в генетике Текст./ Г. И. Баврин // Математика в школе. 2009. — № 7. — С.64−66.
- Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения Текст.:методическое пособие / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
- Басова, В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников Текст.: дис.. докт. пед. наук / В. М. Басова. Ярославль, 2004. -355 с.
- Бекаревич, А. Н. Вычисления в школьном курсе физики Текст.: Пособие для учителя / А. Н. Бекаревич, В. А. Бекаревич, М. И. Жадан.-Мн.: Нар. асвета, 1987.-182 с.
- Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект Текст. / М. Н. Берулава. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988 — 222с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика-2003.-№ 10 С.8−14.
- Большой толковый социологический словарь (Collins) Текст.: [в 2 т.] Т.1 / Пер. с англ.-М.:Вече, АСТ, 1999.-544 с.
- Буцкая, H.H. Алгебраический метод решения задач на нахождение формулы вещества Текст./ Н. Н. Буцкая // Химия в школе 1994. -№ 5. С.48−49.
- Вербицкий, A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции Текст./ А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова.-М.: Логос, 2004, — 336с.
- Вербицкий, A.A. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании Текст. / А. А. Вербицкий, О.Б.Ермакова// Педагогика 2009 — № 2 — С. 12−19.
- Виленкин, Н.Я. Математика: Учебник для 5 кл. средней школы Текст. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И.Шварц-бурд. 15 изд., перераб. — М.:Мнемозина, 2005.-280с.
- Воровщиков, С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы Текст. / С. Г. Воровщиков, Н. Н. Новожилова. 3-е изд.-М.: 5 за знания, 2007.-352 с.
- Габриелян, О.С. Химия. 9 класс Текст.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-224 с.
- Гаибова, В.Е. Педагогические условия и средства развития общих учебных компетентностей подростков Текст.: дис.. канд. пед: наук/В.Е.Гаибова-Ярославль, 2006 — 222 с.
- Гамалиева, 3. Интегрированный урок «Решаем задачи с физическим содержанием» Текст. / 3. Гамалиева, И. Ткачук // Математика — 2008.-№ 14.-С. 42−44.
- Герасимова, Т.П. География: Начальный курс: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюдова. -9-е изд., дораб. и доп.-М.: Дрофа, 2000.-208с.
- Геращенко, И.И. Решение задач на растворы Текст. / И. И. Геращенко // Химия в школе 1994. — № 5. — С.47−48.
- Глотов, Н.В., Глотова, О.В. Вероятность и статистика в школе: взгляд биолога Текст. / Н. В. Глотов, О. В. Глотова // Математика в школе.- 2002.- № 4, — С.64−66.
- Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: учеб. пособие для вузов/ В. Е. Гмурман.- 4-е изд., доп.- М.: Высшая школа, 1972.-368 с.
- Горелов, A.C. Методическая разработка по курсу «Методология научного исследования» в 8 классе Текст. / А. С. Горелов // Исследовательская работа школьников. -2008 № 4. — С.43−55.
- Груденов, Я.И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике Текст./ Я. И. Груденов.-М.: Педагогика, 1987.-160 с.
- Гусев, В.А. Изучение величин на уроках математики и физики в школе Текст. / В. А. Гусев, А. И. Иванов, О. Д. Шебалин. М.: Просвещение, 1981.-79 с.
- Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст./ В. А. Гусев.- М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия"-2003.-432 с.
- Гутман, Синти Образование в информационном обществе Текст.: [перевод /Синти Гутман]/Синти Гутман СПб: Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу, 2004−96 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) Текст./ В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
- Далингер, В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Текст. Кн. Для учителя / В. А. Далингер.-М.: Просвещение, 1991.-80 с.
- Демкович, В.П. Приближенные вычисления в школьном курсе физики Текст.: Книга для учителя / В. П. Демкович, Н.Я.Прайсман- 2-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 1983.-112 с.
- Денищева, JI.O. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике Текст./ JI.O.Денищева, Ю. А. Глазков, К. А. Краснянская //Математика в школе 2008- № 6 — С. 19−30.
- Депман, И.Я. «За страницами учебника математики» Текст.: Пособие для учащихся 5−6 кл. сред.шк./ И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. -М.: Просвещение, 1989.-287 с.
- Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся Текст./Н.И.Дереклеева.-М.:5 за знания, 2008.-224 с.
- Дронов, В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Текст.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, В. Я. Ром.-10-e изд., стереотип-М.: Дрофа, 2004.-384 с.
- Дудницын, Ю.П. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа Текст. :Пособие для учителя /Ю.П.Дудницын, В. К. Смирнова. -М.: Просвещение, 1995.-144с.
- Елагина, B.C. Теоретико-методические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе: автореферат дис.. докт. пед. наук / Челябинск, 2003- 49 с.
- Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятель-ностного подхода: Кн. для учителя Текст. /О.Б.Епишева.- М.: Просвещение, 2003 223 с.
- Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности Текст.: Кн. для учителя/ О. Б. Епишева, В. И. Крупич. -М.: Просвещение, 1990 128 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. /В.И.Загвязинский-М.: Педагогика, 1982.-160 с.
- Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов Текст. / И. Д. Зверев. -М.: «Знание», 1977.-64 с.
- Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе Текст./ И. Д. Зверев, В. Н. Максимова.-М.:Педагогика, 1981.-160 с.
- Зеер, Э.Ф., Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход Текст.: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-216 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003 — № 5.-С.34−42.
- Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня.-2006.-№ 8 С.20−26.
- Зуева, M. JL Формирование ключевых образовательных компетенций при обучении математике в средней (полной) школе: дис.. канд.пед.наук: Ярославль, 2008.-196 с.
- Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов.-М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.
- Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов //Управление современной школой. Завуч 2008.-№ 1- С.4−24.
- Иванова, О.В. Развитие познавательного интереса к математике у учащихся химико-биологических классов: автореферат дис.. канд. пед. наук / О. В. Иванова.- Омск, 2006 22 с.
- Иванова, T.B. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы Текст. / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2004-№ 1.-С. 16−20.
- Исаева, Д.И. Межпредметная интеграция как средство формирования информационно-познавательной компетентности у учащихся 5 8 классов Текст. / Д.И.Исаева// Стандарты и мониторинг — 2007— № 4- С.59−61.
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся Текст. / Авт.-сост. Е. В. Кривобок, О.Ю.Саранюк-Волгоград: Учитель, 2009.-138 с.
- Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе Текст. / Авт.-сост. Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренков, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, Л. В. Зуева./ Под ред. Б. А. Татьянкина М.: 5 за знания, 2007 — 272 с.
- Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е.Н.Кабанова-Меллер.-М.: Просвещение, 1968 68 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли Текст.: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др./ Под ред. А.Г.Асмолова-М.: Просвещение-2008 151 с.
- Коновалова, Ю.А. Реализация межпредметных связей курсов алгебры и физики основной школы в условиях дифференцированного обучения: автореферат дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Коновалова.— М., 2004.- 17 с.
- Концепция модернизации содержания общего образования Текст. // Вестник образования .- 2001 № 14.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Текст. / Рос. Акад. образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.-М.: Просвещение, 2008 39 с.
- Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык Текст.: пособие для учителей/Н.Ф.Коряковцева.-М.: АРКТИ, 2002.-176 с.
- Краевский, В.В. Косметикой не обойдешься, требуются новые подходы Текст. / В .В .Краевский // Директор школы. 2002. — № 8.- С. 18−23.
- Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Текст. / В. В .Краевский, А. В .Хуторской // Педагогика —2003. № 3. — С.3−10.
- Кузнецов, A.A. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования Текст. / А. А. Кузнецов // Педагогика-2009,-№ 4,-С. 10−18.
- Кузнецова, Г. А. Формирование стратегической компетенции в процессе обучения чтению: Немецкий язык в лицеях и гимназиях Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М.: РГБ, 2004.-(Из фондов Российской Государственной библиотеки).
- Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании Текст. / О. Е. Лебедев // Народное образование 2002 — № 2.-С.З-12.
- Леднев B.C. Содержание образования Текст.: Учеб. пособие / В. С. Леднев. М.: Высш.шк., 1989 — 360с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер.-М. :Педагогика, 1981 -185с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения Текст. /В.Н.Максимова.-М.: Просвещение, 1988.—191с.
- Максимова, Ж.С. Система реализации межпредметных связей курсов физики и математики при обучении физике в общеобразовательной школе: автореферат дне.. канд. пед. наук/ Ж. С. Максимова.- Томск, 2004. 23 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения Текст.: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.-190 с.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010 Текст. / под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009. 480 с.
- Методология и методика психолого-педагогического исследования Текст.: учебное пособие / Под науч. ред. д-ра ист. наук, проф. М. В. Новикова.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 262 с.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. 4.2: Задачник для общеобразовательных учреждений Текст. / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. 9-е изд., стер. — М.: Мнемози-на, 2007.-152с.
- Новиков, А. Бремя традиций. На пути от школы знаний к школе дела Текст. / А. Новиков //Народное образование. — 2006. № 6. — С.201−208.
- Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. -М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов Текст. / С. И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990.-921 с.
- Олимпиадные и контрольно-проверочные задания нового поколения. Естественнонаучные предметы. 9−11 классы Текст. / Авт.сост.: С. Г. Гринько, Л. Н. Ластовка, И. Ю. Шамыгина, Е. В. Фомичова, Е. Е. Красникова. М.: АРКТИ, 2008.- 88с.
- Осмоловская, И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе Текст. / И. Осмоловская //Народное образование — 2006.- № 5. С.77−80.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. -Мн.: «Соврем.слово», 2005. 720 с.
- Педагогика: Учебное пособие Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2006. — 432 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. — М.: Школьная пресса.2002 — 512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. /Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 — 528 с.
- Петряева, Е.Ю. Образовательная программа «Развитие исследовательской деятельности учащихся» для 8−9 классов Текст. / Е. Ю. Петряева, Л. П. Содномова, В. М. Пластинина // Исследовательская работа школьников 2007 — № 4.- С. 11−19.
- Перминова, Л.М., Николаева, Л.Н. формирование общеучебных умений и навыков: логико-дидактический подход Текст. / Л. М. Перминова, Л. Н. Николаева // Педагогика. 2009. — № 2. — С. 18−25.
- Перышкин, A.B. Физика. 7 кл. Текст.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / A.B.Перышкин 6-е изд., стереотип — М.: Дрофа, 2002.-192 с.
- Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы Текст. / Сост. Г. Д.Глейзер- М.: Просвещение, 1989. 240 с.
- Пойа, Д. Как решать задачу Текст. / Д. Пойа // Научно-методический журнал «Квантор». —1991—№ 1—215 с.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский.- М.: Высшая школа, 2004 512 с.
- Примерные программы основного общего образования. Математика Текст. / М.: Просвещение, 2009. 96с.
- Провоторова, H.A. Межпредметные связи: формирование познавательной активности школьников Текст. / Н. А. Провоторова. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007, — 272с.
- Протасов, П.Н. Методика решения расчетных задач по химии Текст.: Пособие для учителей / П. Н. Протасов, И. К. Цитович. -Изд. 3-е, исправл. М., «Просвещение», 1978. — 127 с.
- Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Проект Текст. / Под редакцией Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестник образования 2007 — № 7. — С.20−34.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся Текст.: Методический сборник / М.: Народное образование, 2001. — 272с.
- Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации Текст. / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — .№ 4. — С.20−23.
- Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике Текст. / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 1995. — 240с.: ил.(Б-ка учителя математики).
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по* алгебре за курс основной школы. 9 класс Текст. / Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев, С. Б. Суворова. 6-е изд., стереотип-М.: Дрофа, 2001.- 192 с.
- Сборник нормативных документов. Математика Текст. / Сост. ЭД. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. — М. :Дрофа, 2008. -128 с.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 25−29.
- Сенашенко, B.C. О компетенциях, квалификации и компетентности Текст. / В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова, В. С. Кузнецов // Высшее образование в России. 2010. — № 6. — С. 18−23.
- Ш. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности Текст.: Практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. М.:АРКТИ, 2007. — 132 с.
- Сергеева, Т.В. Об организации исследовательской деятельности учащихся в 5 и 6 классах МОУ СОШ № 58 г. Ярославля Текст./ Т.В.Сергеева// Учебный год.-2010. -№ 1.-С.60−62.
- Сергеева, Т.В. Компенсаторная и стратегическая компетенции в обучении математике в средней школе Текст./ Т.В.Сергеева// Математика в образовании: сб. статей. Вып.5/ под ред. И. С. Емельяновой. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2009. — С. 132−138.
- Сергеева, Т.В. О формировании образовательных компетенций учащегося основной школы на примере обучения математике Текст./ Т.В.Сергеева// Ярославский педагогический вестник. — 2009.-№ 4 (61). С.56−59.
- Сергеева, Т.В. Об экспериментальной программе формирования надпредметных и общепредметных учебных компетенций учащихся 5 класса основной школы Текст./ Т.В.Сергеева// Ярославский педагогический вестник. 2010. — № 1. — С.84−89.
- Сергеева, Т.В. Клуб веселых математиков Текст./ Т.В.Сергеева// Математика, — 2003.- № 45, — С. 17−18.
- Сергеева, Т.В. Великолепная семерка Текст./ Т.В.Сергеева// Математика.- 2002. № 24. — С.29−30.
- Сергеева, Т.В. Тренировочные самостоятельные работы Текст./ Т.В.Сергеева// Математика.- 2002.- № 31.- С. 11−13. № 32.- С. 11−12.
- Словарь иностранных слов Текст. / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н Петрова и Л. С. Шаумяна.- Изд. 6-ое, перераб. и доп. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964 — 784с.
- Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении Текст.: учеб. метод, пособие для учителей / М. В. Степанова / под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.:Каро, 2005.-91 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования// Управление школой. 2001. — № 30.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студ. учеб. заведений сред. проф. образования по пед. спец./ Н. Ф. Талызина. 3-е изд., стереотип. — М.:Academia, 2003. — 288с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С.20−26.
- Темняткина, О. В. Формирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе (на примере преподавания геометрии в 7−9 классах средней школы): автореферат дис.. канд. пед. наук/ О. В. Темняткина. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352 с.
- Теория и методика обучения математике в средней школе Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / И. Е. Малова, С. К. Горохова, Н. А. Малинникова, Г. А. Яцковская. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 445 с.
- Терешин, H.A. Прикладная направленность школьного курса математики Текст.: книга для учителя/ Н. А. Терешин.—М.: Просвещение, 1990.-96с.
- Усова, A.B., Бобров, A.A. Формирование у учащихся учебных умений Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 7).
- Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка Текст. / Д.Н.Ушаков- под ред. д-ра филол. наук Татьянченко Н. Ф. -М.: Альта-Пресс, 2005. 1216 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образовании Текст. / Министерство образования Российского образования Российской Федерации. М., 2004. — 221с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование Текст. / Министерство образования Российского образования Российской Федерации. М., 2004. — 266с.
- Формирование общеучебных компетентностей школьников Текст.: методическое пособие / Е. Р. Макарова, Н. А. Валеева, Н. В. Емелина. -Ярославль: ИРО, 2009. 43 с.
- Формирование приемов математического мышления Текст. / Под редакцией Н. Ф. Талызиной. М.: ТОО «Вентана — Граф». — 1995. -232 с. (МГУ им. М.В.Ломоносова)
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Текст.: Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др./ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение. 2010. — 159 с.
- Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе Текст.: Учителю математики о пед. психологии / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Фридман, Л.М., Турецкий, E.H. Как научиться решать задачи Текст.: Кн. для учащихся ст. классов сред.шк./ Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. 3-е изд., дораб. -М: Просвещение, 1989. — 192с.
- Фролов, Ю.В., Махотин, Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст./ Ю. В. Фролов, Д.А.Махотин// Высшее образование сегодня 2004. — № 8.-С.34−41.
- Хайтов, В.М. Использование математических методов в биологических исследованиях школьников Текст. / В. М. Хайтов // Исследовательская работа школьников.-2008.-№ 1.-С.42−52.-№ 2.-С.56−66.-№ 3.-С.33−42.
- Харламов, И.Ф. Педагогика Текст.: Учеб./ И. Ф. Харламов. 7-е изд. — Мн.: Университетское, 2002. — 560 с.
- Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / A.B.Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003.-416 с.
- Хуторской, A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя Текст. / A.B.Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.28−31.
- Шамардина, Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся Текст. / Т. Шамардина // Директор школы. 2007. — № 4. — С.57−62.
- Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математике Текст.: Кн. для учителя / И. М. Шапиро.-М.: Просвещение, 1990. 96 с.
- Шершнева, В. Как оценить междисциплинарные компетенции студента Текст. / В. Шершнева // Высшее образование в России. -2007.-№ 10.-С. 21−24.
- Шишкин, Е.А. Обучение учащихся решению задач на вычисление массы компонентов в смеси Текст./ Е. А. Шишкин // Химия в школе.-1996.- № 2.-С. 36−38.
- Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования Текст. /С.Е.Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России. 2000. — 320с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя Текст./ Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
- Элективные курсы по химии для профильной подготовки учащихся в 8−9 классах Текст. / 2-е изд.- М.: Глобус, 2007. 206с. — (Серия «Профильная школа». Приложение к журналу «Учебный год"-№ 20. «Элективные курсы». — Вып.9).
- Ястребов, A.B. Избранные задачи по общей методике преподавания математики Текст.: учебное пособие / А. В. Ястребов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. — 2007. — 99с.164. http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm