Особенности связной речи заикающихся школьников-билингвов в сравнении с нормой
Диссертация
При субординативном типе билингвизма связное сообщение на русском языке характеризуется нарушениями последовательности изложения, ошибками в процессе выбора лексических единиц, логической и грамматической незавершенностью фраз, смешениями русских и татарских слов, переходами с русского языка на татарский в середине фразы, а также выраженными явлениями лексико-семантической и грамматической… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к изучению влияния билингвизма на развитие речи ребенка в норме и патологии
- 1. 1. Билингвизм как комплексная научная проблема
- 1. 2. Влияние билингвизма на речевой онтогенез
- 1. 3. Заикание у билингвов: теоретические и прикладные аспекты
- 1. 4. Связная речь как предмет психолингвистического исследования
- Глава 2. Организация и методы исследования связной речи младших школьников с татарско-русским билингвизмом
- 2. 1. Общая характеристика исследованного контингента детей
- 2. 2. Содержание и структура исследования
- Глава 3. Анализ результатов экспериментального изучения связной речи заикающихся школьников-билингвов в сравнении с нормой
- 3. 1. Анализ результатов логопедического обследования школьников-билингвов с нормальной речью
- 3. 2. Анализ результатов исследования типологических особенностей билингвизма у школьников с нормальной речью
- 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования текстов-пересказов, создаваемых школьниками-билингвами с нормальной речью
- 3. 4. Анализ результатов логопедического обследования школьников-билингвов с заиканием
- 3. 5. Анализ результатов исследования типологических особенностей билингвизма у заикающихся школьников
- 3. 6. Анализ результатов экспериментального исследования текстов-пересказов, создаваемых школьниками-билингвами с заиканием
- 3. 7. Основные направления коррекционно-педагогической работы с заикающимися школьниками-билингвами
Список литературы
- Аврорин В.А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С. 49 — 62.
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. JL: Наука, 1975.-276 с.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики // Биологические аспекты кибернетики. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 74 — 91.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1977. — 17 с.
- Ахманова О.Б. О психолингвистике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957.- 64 с.
- Ахунзянов Э.М. Двуязычие и лексико-семантическая интерференция. -Казань: Изд-во КГУ, 1978, — 189 с.
- Ахунзянов Э.М. Контрастивная грамматика: морфология русского и тюркских языков. Казань: Изд-во КГУ, 1987. — 151 с.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 143 с.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксической организации высказывания: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1989. -50 с.
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
- Ахутина Т.В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция JI.C. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. — С. 196 — 209.
- Аюпова JI.JI. Языковая ситуация в республике Башкортостан: социолингвистический аспект: Автореф. дис.. докт. филол. наук. Уфа, 1998, — 40 с.
- Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей-билингвов с речевой патологией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 17 с.
- Байрамова J1.A. Двуязычие и национальный характер билингва. -Казань: Изд-во КГУ, 1992. 116 с.
- Баранникова Л.И. Сущность интерференции и специфика ее проявления // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С.86 — 92.
- Баскаков Н.А. Двуязычие и проблемы взаимопроникновения различных уровней при взаимодействии языков (на материале тюркских языков) // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С.74 — 82.
- Белякова Л.И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания: Автореф. дис.. докт. мед. наук. -Л, 1981, — 44 с.
- Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Сравнительный анализ рече языковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Экономика, 1997. -С.156- 169.
- Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание. М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
- Белякова Л.И., Саитбаева Э. Р., Матанова В. Особенности развития речи заикающихся дошкольников // Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума. М.: Изд — во НИИ психиатрии Минздрава РСФСР, 1989.-С. 91−92.
- Белянин В.П. Психологические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 123 с.
- Белянин В.П. Введение в психолингвистику. -М.: ЧеРо, 1999. 128 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Бертагаев Т.А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С. 84 — 86.
- Богородицкий В.А. О преподавании русского языка. (Из наблюдений в Казанской татарской учительской школе). Казань: Тип. лит. ун-та, 1899.-27 с.
- Богородицкий В.А. О преподавании грамматики в татарской школе. -Казань: Татгосиздат, 1921. -27 с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. Т.2. — 391 с.
- Боковня А.Е. Интерференция при обучении иностранному языку и возможные пути ее преодоления в процессе работы над лексикой (на примере парадигматической лексико-семантической интерференции): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 17 с.
- Болдырева Т.А., Болдырева М. А., Фадеева Н. А. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Языковое сознание и образ мира. -М., 1997.-С. 28−29.
- Васильева С.Г. Разноязычие (смешанная речь): диалектика явления и сущности. Казань: Изд-во КГУ, 1999. — 129 с.
- Верещагин Е.М. Психолингвистическая проблематика языковых контактов // Вопросы языкознания. 1967, № 6. — С. 126 -140.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во МГУ, 1969. — 160 с.
- Вессарт О. В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании // Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. Л.: НИИ ЛОР, 1986. — С. 37 — 45.
- Воробьева В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 17 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд — во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский JI.C. Проблемы познания // Собр. соч. в 6 т. Т.З. М.: Просвещение, 1983. — 368 с.
- Габдулхаков В.Ф. Лингводидактические основы развития связной русской речи учащихся 5−9 классов в условии татарско русского двуязычия: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1991. — 36 с.
- Горохова С.И. Психолингвистические особенности механизма порождения речи по данным речевых ошибок: Автореф. дис.. канд. филол. наук.-М., 1986.- 17 с.
- Грузинская И.А. Критика книги Эпштейна «Мысль и многоязычие» // Иностранные языки в советской школе. М., 1929.
- Гуменная Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. — С. 179 — 193.
- Двуязычный детский сад. Программа и основные условия ее реализации // Инструктивно методическое обеспечение содержания образования в Москве. -М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — 64 с.
- Дешериев Ю.Д. Теоретические аспекты изучения социальной обусловленности языка // Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка. М.: Наука, 1988. — 312 с.
- Дешериев Ю.Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С.26 — 42.
- Доблаев Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста // Вопросы психологии. 1983, № 3. — С. 101 — 105.
- Дридзе Т.М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 281 с.
- Дьякова Е.А. Некоторые особенности интонационной стороны речи заикающихся // Актуальные проблемы дефектологии: Тез. докл. межвуз. науч. конф.-М.:МПГУ им. В. И. Ленина, 1991.- С. 58−59.
- Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Прометей, 1991. — С.38 — 50.
- Дьякова Е.А. Монологическое высказывание взрослых заикающихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Жинкин Н.И. К вопросу развития речи у детей // Сов. Педагогика. -1954, № 6. С. 79 — 94.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III VII классов //Известия АПН РСФСР.-Вып. 78.- 1956.-С. 141 -250.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964, № 6. — С. 26 — 38.
- Жинкин Н.И. Замысел речи. Тезисы доклада // Планы и модели будущего в речи: (Материалы к обсуждению). Тбилиси, 1970. — С. 13 — 15.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1 982 154 с.
- Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты. Л.: Гослитиздат, 1936. — 276 с.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и интерференция. Уфа, 1984. — 81 с.
- Залевская А.А. Вопросы теории и практики межкультурных исследований // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. -С. 23−40.
- Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь: Изд-во ТГУ, 1996. — 196 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.-210 с.
- Ибрагимбеков Ф.А. О языковых взаимодействиях в индивидуальном сознании // Ученые записки Азербайджанского госпединститута. 1956. Вып. 3.-С. 111 — 138.
- Имедадзе Н.В. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1978. 172 с.
- Имедадзе Н.В. Экспериментально психологические исследования овладения и владения вторым языком. — Тбилиси, 1979. — 156 с.
- Иншакова О.Б., Голикова Е. О. Особенности формирования лексики у детей-билингвов // Тезисы XIV международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Языковое сознание: устоявшееся и спорное. -М., 2003.-С. 103 105.
- Исаев М.К. Лингво контрастивное исследование речевой деятельности в условиях искусственного двуязычия (экспериментально-фонетическое исследование на материале английского и казахского языков): Автореф. дис. .докт. филол. наук. — Алма-Ата, 1991. — 44 с.
- Исенина Е.И., Попцова Е. В., Коротких Т. И. Базовые качества родителей и психическое развитие ребенка // Проблемы детской речи. Материалы межвузовской конференции. С.-Пб.: Образование, 1996. — С. 7 — 8.
- Карпинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков и проблемы интерференции: Автореф. дис.. докт. филол. наук. Киев, 1990. -46 с.
- Клюканов И.Э. Перевод и межкультурное взаимодействие: к построению нового концептуального аппарата // Психолингвистические исследования слова и текста. Тверь, 1997. — С. 170- 176.
- Клюканов И.Э. Динамика межкультурного общения: к построению нового концептуального аппарата: Автореф. дис. д-ра филол. наук. -Саратов, 1999.-40 с.
- Копыленко М.М. Основы этнопсихолингвистики. Алматы, 1995 -146 с.
- Кузнецова Т.Д. Роль установки в формировании правильного и ошибочного речевого действия в условиях билингвизма и трилингвизма: Автореф. дис. канд.. психол. наук. Тбилиси, 1982. — 16 с.
- Кузьмин Ю.И. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений // Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями. М.: МНИИ уха, горла и носа, 1989. — С. 5 — 24.
- Куражаева Е.Д. Становление детского билингвизма и проблема лингвопатологий // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 199 -200.
- Курбангалиева Ю.Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом: Автореф. дис.. канд. пед наук. -М., 2003. 16 с.
- Кучуков М.М. Национальное самосознание и социальные процессы в обществе // Этнические и социально-культурные процессы у’народов СССР. -Омск, 1990.-С. 64−69.
- Лалаева Р. И. Психолингвистическая характеристика нарушений связной речи на этапе внутреннего программирования у умственно отсталых школьников // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Л. Б. Халиловой. -М.: Экономика, 1997. С. 169 — 178.
- Левина Р.Е. О генезе заикания детей с развитием коммуникативной функции речи // Симпозиум по вопросам заикания у детей. М., 1963. ф -С.3−8.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М.: Просвещение, 1961. — С. 163 — 190.
- Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — С. 6 — 54.
- Леонтьев А.А. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранным языкам // Иностранный язык в школе. ф 1968, № 2. С. 29 — 35.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
- Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — С. 46 — 47.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 572 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание // XVIII Межд. психол. конгр. Симп. 13. Мотивы и сознание в поведении человека. М., 1966. -С. 5−12.
- Лепская Н.М. Роль взрослого в диалогическом общении с ребенком // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Языковое сознание и образ мира. М., 1997. — С. 94 — 95.
- Лурия А.Р. Афазия и анализ речевых процессов // Вопросы языкознания. -1959, № 2. -С. 65−72.
- Лурия А.Р. Курс общей психологии. Лекция 1 (34). Мышление и речь. Интеллектуальный акт и его строение. М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1965. — 15 с.
- Лурия А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики // Теория речевой деятельности. (Проблемы психолингвистики). Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.:• Наука, 1968.-С. 198−219.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. К вопросу о нарушении высказывания при локальных поражениях мозга // Проблемы языкознания. X Межд. конгр. лингвистов: докл. и сообщ. сов. ученых. М.: Наука, 1967. — С. 235 — 239.
- Иностранные языки в советской школе. М., 1929.
- Медведева И.Л. Опора на внутреннюю форму слова при овладении иностранным языком // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. -Тверь, 1992.-С. 73−80.
- Медведева И.Л. Лингвистическая и психолингвистическая трактовки понятия «внутренней формы» // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. Тверь, 1994. — С. 30 — 37.
- Медведева И.Л. «Знание» слов и понимание текста на Я2 II А.А. Залевская, Э. Е. Каминская и др. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста. Тверь, 1998. — С. 142- 174.
- Миллер Дж. Речь и язык // Экспериментальная психология: Пер. с англ.
- Ред.-сост. С. С. Стивене. Т.П. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. -С. 348−374.
- Михайлов М.М. Двуязычие (принципы и проблемы). Чебоксары, 1969.- 136 с.
- Носенко Э.Л. Объективные показатели уровня владения устной иноязычной (монологической) речью: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.-27 с.
- Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975. — 132 с.
- Пойменова А.А. Лексическая ошибка в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком:ф Автореф. дис. .канд. филол. наук. Тверь, 1999. — 18 с. г"
- Поливанов Е.Д. Избранные труды по восточному и общему языкознанию. М.: Наука, 1991. — 622 с.
- Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры // Докл. и сообщ. Ин-та рус. яз. АН СССР. Вып. 2. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 43 — 68.
- Привалова И.В. Психологическая установка в процессе понимания иностранного текста (на материале русского и английского языков): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 1995. 18 с.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Лингвистическая проблематика. -Л.: Наука, 1972.-80 с.
- Рябова Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку. Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. -С. 16- 94.
- Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Прометей, 1991. -С. 20−37.
- Саитбаева Э.Р. Связная речь заикающихся школьников 6−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
- Слама Казаку Т. Методика психолингвистического исследования при контрастивном анализе. Корпус языковых фактов, полученных в процессе обучения языку: корпус ошибок и их иерархия // Психолингвистика. Под ред.
- A.M. Шахнаровича- М.: Прогресс, 1984. С. 283 — 304.
- Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. Под ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. -С. 143−207.
- Смирнов А.А. Психология запоминания // Проблема психологии памяти. М., 1966. — С. 7 — 352.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Наука, 1968. -248 с.
- Сорокин Ю.А. Введение в этнопсихолингвистику. Ульяновск, 1998. — 174 с.
- Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // Клиника и терапия заикания. Под ред. Г. В. Морозова М.: ВНИИ общей и судебной психиатрии им.
- B.П. Сербского, 1984. С. 98 — 106.
- Супрун А.Е. Лингвистические основы изучения грамматики русского языка в белорусской школе. Минск, 1971. — 179 с.
- Тункель В.Д. К вопросу о передаче речевых сообщений. Сообщение 1. Передача основной идеи текста // Изв. АПН РСФСР. Вып. 133. — М., 1964. -С. 155 — 160.
- Тункель В. Д. Зависимость передачи речевого сообщения от его предикативной структуры // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Исследования языка и речи. Т. 60. — М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1971.1. C.165 169.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы: Психофизиологические механизмы внутренней течи.-М.: Наука, 1979.-248 с.
- Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии // Психологические и психофизиологические исследования речи. Отв. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985 — С. 13−26.
- Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. 2004, № 5. — С. 4 — 5.
- Файед С.Б. Характеристика речевого развития арабских детей, поступающих в школу: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 2002. — 17 с.
- Фигуровский И.А. От синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста // Русский язык в школе. — 1948, № 3 — С. 23 — 34.
- Филин Ф.П. Современное общественное развитие и проблемы двуязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. -С. 13−26.
- Хелльбрюгге Т., Лайоши Ф., Менара Д., Шамбергер Р., Раутенштраух Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первые три года жизни. Казань.: Центр инновационных технологий, 2004. — 287 с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, 1978. — 112 с.
- Чиршева Г. Н. Особенности формирования лексикона ребенка-билингва // Проблемы детской речи. Материалы межвузовской конференции. С.-Пб.: Образование, 1996. — С. 91 — 92.
- Чиршева Г. Н. Развитие металингвистических способностей ребенка-билингва // Проблемы детской речи. Материалы межвузовской конференции. С.-Пб.: Образование, 1996. — С. 159 -160.
- Шахнарович A.M. Раннее двуязычие: внутренние и внешние аспекты // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 445 — 447.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). М.: Наука, 1990. — 168 с.
- Щерба JI.B. К вопросу о двуязычии // Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. С. 313 -318.
- Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики // Языковая система и речевая деятельность. JL: Наука, 1974.-С. 319−324.
- Эзоп. Заяц и черепаха // Олень и родник. Басни Эзопа. София: Болгарский художник, 1967. — С. 3 — 4.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 114 с.
- Юрьева Н.М. Опыт изучения речевой коммуникации детейдошкольников в совместной игровой деятельности // Речевое и психологическое развитие дошкольников М.: Изд-во РАН, 1998 — С. 36 — 45.
- Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1980. 104 с.
- Яцикевичюс А.И. Психология формирования многоязычия: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Вильнюс, 1970. — 54 с.
- Aitchison, J. (1993). Words in the mind: An introduction to the mental lexicon. Oxford, New York: Basil Blackwell.
- Aitchison, J. (1996). Taming the wilderness: Words in the mental lexicon // Anderman, G., & Rogers, M. (Eds.). Words, words, words: The translator and the language learner. Clevedon: Multilingual Matters, pp.15 -26.
- Bernstein Ratner, N.,& Benitez, M.(1985). Linguistic analysis of a bilingual stutterer. Journal of Fluency Disorders, 10, pp. 211−219.
- Biesalski, P. (1978). Arztlicher Rat bei Sprachstorungen im Kindesalter. Stuttgart: Georg Thieme Verlag.
- Bloodstein, 0.(1995).A handbook on stuttering. London:Chapman& Hall.
- Bohme, G. (1981). Mehrsprachigkeit und Sprachheilkunde. HNO, 29, 278−281.
- Cabrera, V., & Bernstein Ratner, N. (2000). Stuttering patterns in the two languages of a bilingual child. Paper presented at the ASHA annual convention, Washington DC, November 16−19.
- Dehaene, S., Dupoux, E., Mehler, J., et al. (1997). Anatomical variability in the cortical representation of first and second language. NeuroReport, 8, pp. 38 093 815.
- Druce, Т., Debney, S., & Byrt, T.(1997). Evaluation of an intensive treatment program for stuttering in young children. Journal of Fluency Disorders, 22, pp. 169−186.
- Eisenson, J. (1984). Stuttering as an expression of inefficient language development. In: L. J. Raphael, C.B.Raphael, & M.R.Vasovinos (Eds.), Language and cognition: essays in honor of Arthur Bronstein. New York: Plenum, pp.59−72.
- Elbrige, M. (1968). A yistory of the treatment of speech disorders. Edinburgh: Livingstone.
- Epstein, I. (1915). La pensee et la poliglossie. Par. Izhac Epstein. Lauzanne, Payot, 216 p.
- Ervin, S., & Osgood, C. (1954). Second language learning and bilingualism Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 49. Supplement, pp. 139 146.
- Faerch, C., & Kasper, G. (1987). From product to process Introspective methods in second language research // Faerch, C. & Kasper, G. (Eds.). Introspection in second language research. Clevedon: Multilingual Matters, pp. 5 -23.
- Finn, P., & Cordes, A. K. (1997). Multicultural identification and treatment of stuttering.
- Gass, S. M., & Selinlcer, L. (1994). Second language acquisition: An introductory course. Hillsdale, NJ ets.: Lawrence Erlbaum.
- Graeham V.T. (1926). The Intelligence of Chinese Children in San Francisco. «Journal of Comparative Psychology», № 1.
- Goldman-Eisler F.A. (1961). A Comparative Study of Two Hesitation Phenomena // Language and speech. V. 4. — Part I.
- Goldman-Eisler F.A. (1961). Hesitation and Information in Speech / The Fourth London Symposium in Information Theory, pp. 162−174.
- Hakuta, K. (1986). Mirror of language: The debate on bilingualism. New York.: Basic Books.
- Hamers, J.F., & Blanc, M. (1989). Bilinguality and bilingualism. Cambridge etc.: Cambridge University Press.
- Haugen, E. (1966). Language Conflict and Language Planning. Cambrige.
- Hens W. (1927). Das Problem der Zwei- und Mehrsprachigkeit und seine Bedeutung flir den Unterricht. «Zeitschrift fur padagogische Psychologie», № 9.
- Holloway, J. (1951). Language and Intelligence. London.
- Jarayam, M. (1983). Phonetic influences on stuttering in monolingual and bilingual stutterers. Journal of Communication Disorders, 16, pp. 278−297.
- John-Steiner V. (1986). The road to competence in an alien land: a Vygotskian perspective on bilingualism // Wertsch J.V. (Ed.), pp. 348 -372.
- Karniol, R. (1992). Stuttering out of bilingualism. First Language, 12, pp. 255−283.
- Kim, K.H.S., Relkin, N.R., Lee K.M., & Hirsch, J. (1997). Distinct cortical areas associated with native and second languages. Nature, 388, pp. 171−174.
- Lambert, W.E. (1959). Fillenbaum. A Pilot Study of Arhasia among Bilinguals // Canadian Journal of Psychology, v. 13, № 1.
- Lambert, W.E. (1963). Psychological Approaches to the Study of Language // The Modern Language Journal, v. 47, № 2−3.
- Larsen-Freeman, D., & Long, M. H. (1991). An introduction to second language acquisition research. London: Longman.
- Lebrun, Y. (1997). Adult-onset stuttering. In: Y. Lebrun (Ed.), From the brain to the mouth. Acquired dysarthria and dysfluency in adults. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, pp. 105−138.
- Lebrun, Y., & Paradis, M. (1984). To be or not to be an early bilingual? In: Y. Lebrun, & M. Paradis (Eds.), Early bilingualism and child development. Lisse: Swets & Zeitlinger, pp. 9−18.
- Lenneberg, Т.Н. (1967). Biological foundations of language. New York: John Wiley and Sons.
- Lentz E. (1919). Zum psychologischen Problem «Fremdsprache und Muttersprache». «Zeitschrift fur padagogische Psychologie», № 12.
- Leophold W. F. (1939). Speech Development of a Bilingual Child. Evanston, Northwestern Univ. Press.
- Mackey W.F. (1965). Bilingual Interference: its Analysis and seasurement // The Journal of Communication. V. 15. № 4.
- Maclay H., and Osgood C.E. (1965). Hesitation Phenomena in Spontaneous English Speech // Word. V. 15. — № 1, pp. 19 — 44.
- Mahl G.F. (1956). «Normal» Disturbances in Spontaneous Speech: General quantitative Aspects // American Psychologist. V. II, pp. 390−395.
- Mattes, L. J., & Omark, D.R. (1991). Speech and language assessment for the bilingual handicapped. San Diego: College-Hill Press.
- Meara, P. (1996). The classical research in L2 vocabulary acquisition // Anderman, G., & Rogers, M. (Eds.). Words, words, words: The translator and the language learner. Clevedon: Multilingual Matters, pp. 27 40.
- Mussafia, M. (1967). Plurilinguisme et troubles du langage. Folia Phoniatrica, 19, pp. 63−68.
- Myers Scotton, C. (1995). Language processing and the mental lexicon in bilinguals // Dirven, R., & Vanparys, J. (Eds.). Current approaches to the lexicon. Frankfurt am Main ets.: Peter Lang, pp. 73 — 100.
- Nudelman, H. B, Herbrich, К. E, Hoyt, B. D., & Rosenfield, D. (1989). A neuroscience model of stuttering. Journal of Fluency Disorders, 14, pp. 399−427.
- Nwokah, E.E. (1988). The imbalance of stuttering behavior in bilingual speakers. Journal of Fluency Disorders, 13, pp.357−373.
- О' Malley, J.M., & Chamot, A.U. (1990). Learning strategies in second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press.
- Penfield W. (1953). A Consideration of the Neurophysiological Mechanisms of Speech and Some Educational Consequences. «Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences», v.53, № 5.
- Pichon, E., & Borel-Maisonny, S. (1964). Le begaiement. Sa nature et son traitement. Paris: Masson.
- Redlinger, W., & Park, T. (1980). Language mixing in young bilinguals.
- Journal of Child language, 7, pp. 337−352.
- Romaine, S. Bilingualism. (1989). Oxford: Basil Blackwell.
- Rustin, L., Botterill, W., & Kelman, E. (1996). Assessment and therapy for young dysfluent children: family interaction. London: Whurr Publishers.
- Saer D. (1924). The Effect of Bilingualism on Intelligence. The Journal of Psychology", № 1.
- Seeman, M. (1974). Sprachstorungen bei Kindern. Berlin: VEB Verlag Voile und Gesundheit.
- Shames, G.H. (1989). Stuttering: an RFP for a cultural perspective. Journal of Fluency Disorders, 14, pp. 67−77.
- Siguan, M., & Mackay, W. F. (1987). Education and bilingualism. London: Kagan Page in association with UNESCO.
- Stemberger, J.P. (1985). The lexicon in a model of language production. New York- London: Garland Publishing, Inc.
- Stern, E. (1948). A preliminary study of bilingualism and stuttering in four Johannesburg schools. Journal of Logopaedics, 1, pp. 15−25.
- Stern, W. (1919). Die Erlernung und Beherrschung fremder Shrachen. «Zeitschrift fiir padagogische Psychologie», № 3 4.
- Tannenbaum P.H., Williams Т., and Hiller C. (1965). Word Predictability in the Environnement of Hesitation // Journal of Verbal Learning and of Verbal Behavior. V. 4, pp. 134−140.
- Taylor, O. L. (1986). Nature of communication disorders in culturally and linguistically diverse populations. San Diego: College-Hill Press.
- Travis, L.E., Johnson, W., & Shover, J.(1937). The relation of bilingualism to stuttering. Journal of Speech Disorders, 2, pp. 185−189.
- Van Borsel, J., Maes E., & Foulon, S. (2001). Stuttering and Bilingualism: A Review. Journal of Fluency Disorders, 26, pp. 179−205.
- Van Riper, C. (1971). The nature of stuttering. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- Vildomec, V. (1963). Multilingualism. General Linguistics and Psychology of Speech. Leyden.
- Waheed-Khan, N. (1998). Fluency therapy with multilingual clients. In: E. C. Healey, & H. F. M. Peters (Eds.), Second world congress on fluency disorders proceedings, San Francisco, August 18−20 (pp. 195−199). Nijmegen: Nijmegen Univ. Press.
- Watson, J.B., & Kayser, H. (1994). Assessment of bilingual/bicultural children and adults who stutter. Seminars in Speech and Language, 15, pp. 149 164.
- Weinreich, U. (1963). Languages in Contact. Findings and Problems. The Hague.