Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы лидерства и руководства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуационная теория лидерства" (или «групподинамический подход»). Согласно этой теории лидер — тот человек, который при возникновении в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способными оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы. В различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней… Читать ещё >

Проблемы лидерства и руководства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целенаправленность активности группы берет свое начало в социальной деятельности, лежащей в основе ее существования. Однако само по себе наличие целей и ценностей деятельности еще не обеспечивает активность группы в направлении их достижения и реализации. Необходимы некоторые механизмы, воплощенные в особые типы отношений между людьми в рабочей группе, которые отвечали бы за регуляцию деятельности. Благодаря ним складывается особый тип межличностных отношений в группе — отношения, построенные на психологическом влиянии, власти и подчинении ей. М. X. Мескон под влиянием понимал такое поведение человека, которое способно вносить изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека, а властью он называл возможность влиять на других людей. В любой группе психологическая власть существует в двух основных формах, в чем-то сходных, в чем-то принципиально различных: лидерство и руководство. Существуют различные теоретические подходы в понимании происхождения лидерства. Р. Л. Кричевский, рассматривая современные тенденции в исследовании лидерства в социальной психологии, выделяет три основные теории происхождения лидерства.

«Теория черт» (иногда ее называют «харизматической» теорией). Согласно этой теории лидером не может быть любой человек, но лишь такой, который обладает определенным набором личностных качеств, набором или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы выделяют эти необходимые лидеру черты, или характеристики. Наиболее часто различными исследователями называются такие «лидерские» черты, как инициативность, общительность, ум, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, сила воли, бдительность, популярность, красноречие. Однако, оказалось, что задача по составлению перечня таких черт неразрешима, так как исследователи представляли самые разные списки личностных качеств.

«Ситуационная теория лидерства» (или «групподинамический подход»). Согласно этой теории лидер — тот человек, который при возникновении в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способными оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы. В различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена и вместо нее была принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализовать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой, в принципе, не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказываются абсолютно относительными.

Хартли предложил четыре «модели», объясняющие, почему все-таки определенные люди становятся лидерами, и предположил, что не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается возможность того, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как «лидеры вообще». В-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет в дальнейшем работает на то, что данного же человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, определенные личностные черты присутствуют, конечно, в человеке, и поэтому отдельным людям хочется стать лидерами, вследствие чего они ведут себя именно так, и группа выдвигает их в лидеры.

«Синтетическая теория лидерства». С точки зрения этой теории лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения прежде всего целей и задач группы, хотя и структура личности лидера при этом должна учитываться. Необходимо принимать во внимание и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. Синтетическая теория имеет, конечно, ряд преимуществ, так как отличается комплексностью подхода к изучению лидерства. Большинство отечественных исследований лидерства реализуются в рамках данной теории, хотя в нее добавляется нечто принципиально новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе.

Р. Л. Кричевский считается автором «теории ценностного обмена». Согласно этой теории превращение человека в лидера группы зависит не столько от его индивидуальных особенностей или ситуации, складывающейся в группе, сколько от взаимодействия данного человека с группой. Если в ходе такого взаимодействия индивид и группа обнаружат общие интересы или ценности, то это обстоятельство будет способствовать выходу соответствующего человека в лидеры группы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой