Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классическая патристика. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Августин утверждает творение мира богом не по необходимости, а по свободной воле. Творение есть акт не природы бога, а его благодати. Бог творит мир по модели своей премудрости. При этом премудрость отождествляется Августином с Логосом — Словом, а логос — с разумом бога, носителем божественных идей. В мире он видит порядок гармонию и красоту, и объясняет это тем, что если совершенен творец… Читать ещё >

Классическая патристика. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Августин (354—430) — римско-христианский философ, богослов, мудрец.

Патристику второй половины IV в. и первой трети V в. можно в определенном смысле назвать классической.

В этот период происходит окончательная победа церкви над язычеством, превращение ее в основную политическую силу греко-римского общества. Формируется мировоззренческий и теолого-догматический стандарт христианских идеологов Средних веков.

Одной из важнейших характеристик патристики IV—VI вв. является усвоение ею большого числа неоплатонических идей. Монотеистам, христианам импонировало плотиновское Единое высшее начало и учение о его эманации, учение о восхождении к Единому, о божественном озарении, о свободе и предопределении, о нематериальное™ души и многие другие. Все это объясняет тот факт, что в период формирования канонического типа христианской теологии и христианского мировоззрения, учителя церкви обращались за помощью к Плотину и его последователям, заимствуя у неоплатоников не только способы аргументации, но и нередко сами идеи.

Для этого периода характерна деятельность каппадокийских отцов церкви и Святого Августина. Со времен каппадокийцев слово «теолог» стало трактоваться как «знающий слова, речения бога». Отметим, что мировоззрение каппадокийцев представляло собой первую развитую форму неплатоническо-христианского синтеза.

В другой форме этот синтез был осуществлен в мировоззрении Августина. Идейное развитие Августина может быть охарактеризовано как путь преодоления сомнений и делится на два периода:

  • 1) до обращения в христианство — время поисков, сомнений, колебаний (итоги подведены в автобиографической «Исповеди»);
  • 2) с конца 80-х гг. IV в. — время возрастания философского догматизма, стабилизации жизненных и теоретических позиций (итоги подведены в своего рода исповеди «Пересмотры»).

В первый период Августин был занят судьбой своего собственного «Я», во второй — судьбой человечества.

В «Исповеди» Августин выглядит разочарованным прежде всего в системе классического римского образования. В нем зарождаются сомнения в значимости мирских, чувственных удовольствий и благ и даже в значимости самой философии. Можно сказать, что духовный перелом в жизни Августина, завершившийся его обращением в христианство, был подготовлен состоянием продолжительного скепсиса в оценке возможностей философии. Подчеркнем, однако, что утраченное доверие к философии вернулось к Августину через посредство обретенной им религиозной веры.

Августин никогда не был ни врагом, ни хулителем, ни гонителем античной культуры, а относился скорее к ее полноправным представителям и ценителям. Августин демонстрировал достаточное почтение к античной культуре своей эрудицией и способом ее употребления. Несмотря на то что образованность Августина носила компилятивный (фрагментарный) и несистематический характер, он сумел не только войти в круг весьма непростых проблем античной философии, но и дать им свое решение, построить своеобразную историю философии, которая, содержала в себе одну важную, неизвестную античной доксографии идею — идею развития.

Августин разделял все три известных поздней Античности понимания философии: теологическое или «мистическое», систематическое или «конструктивное», и аксиологическое (ценностное) или «этическое». Истинная философия учит любви к богу, ею является теология. Этическая философия служит истинной философии, помогая ответить человеку на вопрос, что является истинным благом (для Августина это, конечно же, бог). Физика и логика, по мнению Августина, могут служить только средствами этики.

Подчинение Августином природы и натурфилософии богу этиологии стало установкой, характерной для всей средневековой мудрости. Ее суть можно выразить следующим образом:

  • — природа является божественным творением;
  • — созерцание природы полезно, если целью является не наслаждение ею самой, а наслаждение ее творцом;
  • — познание природы либо вообще не доступно человеку, либо достигается через божественное откровение;
  • — преобразование природы — дело противозаконное, а потому наказуемое.

Отношение Августина к античной философии было сугубо тенденциозным. Его основное внимание сосредотачивалось на идеалистических школах, ведущих свою родословную от Платона. Высшим достижением языческой философии у Августина выступал платонизм. Ключ же к пониманию христианского спиритуализма Августин нашел философии неоплатоников. Их идеи о боге, душе, умственном свете, проведении, о вечности и времени, о природе зла и свободе, о красоте мира и умопостигаемой красоте, об идеях божественного разума, об активности чувств и разума полностью перекочевали в философию Августина.

Августина волновал вопрос о месте веры в его мировоззрении и вопрос об отношении к современным ему религиям. Обратите внимание, что прояснение этих вопросов имеет первостепенное значение для понимания исторической роли Августина в формировании средневековой идеологии.

Путь к истинной вере у Августина пролегал через сомнения и разочарования во всей системе ценностей античного мира и через отказ от застарелых верований и суеверий отцов. Придя к вере, он сосредоточил свои усилия на критике и разоблачении языческих и «еретических» религий для того, чтобы облегчить путь соотечественников к принятию христианства. Несмотря на критику язычников, Августин глубоко верил в реальность злых духов, которых он считал падшими ангелами. Поэтому ключевая проблема философского творчества Августина — проблема происхождения зла — тесно перекликалась с кардинальной проблемой манихейства, о которой речь шла ранее. Манихейский дуализм оставил свой след в его знаменитой теории двух градов: града бога и града дьявола, находящихся в нескончаемой борьбе и противостоянии. Подчеркнем, что в полемике с язычеством, манихейством и христианскими ересями уточнялась и вырабатывалась позиция в отношении самого правоверия, — позиция, ставшая для Средних веков классической, как и классическим стало его отношение к другим религиям и сектам.

Обратите внимание, что громадное влияние Августина в Средние века объяснялось и масштабностью того теологического синтеза, который он осуществил. По сути Августин создал католическую теологию периода раннего Средневековья, где центральной проблемой выступала проблема веры.

Подчеркнем, что было бы преувеличением характеризовать отношение Августина к науке и разуму как чистый обскурантизм, хотя при этом в августиновской системе ценностей научная деятельность и научная истина всегда помешаются ниже деятельности и истины религиозной.

В своей философии Августин рассматривает взаимоотношение между верой и пониманием, верой и рациональным знанием. Он противопоставляет веру — доверие не мышлению вообще, а постигающему мышлению, т. е. пониманию, так как всякое мышление есть, по его мнению, верование. Августин приводит следующие аргументы в пользу веры: педагогическая оправданность, общедоступность, историческая ограниченность человеческого разума. Вера для него оказывается шире понимания. Августин предпринимает попытку классификации объектов веры и выделяет три группы:

  • 1) то, что доступно только вере и не доступно пониманию;
  • 2) в отношении чего вера тождественная пониманию;
  • 3) к пониманию чего можно прийти только через веру.

Так рождается формула Августина, ставшая в последствии эмблемой средневекового теологического «рационализма» — credo ut intelligam («Верую, чтобы понимать»). В этих словах начертана по сути вся исследовательская программа будущей схоластики.

Существенные моменты позиции Августина в отношении веры и разума:

  • — он не является сторонником тертуллиановской концепции чистой веры;
  • — скорее, склоняется к теории гармонии веры и разума;
  • — делает акцент не на противоразумности, а на сверхразумности положений религиозной веры;
  • — сфера веры шире сферы разума;
  • — нет разумного познания без веры, нет веры без познания;
  • — наука не самоцель, ее задача — служить инструментом распространения и укрепления христианской веры.

Помимо вопроса о соотношении веры и разума Августина волнует проблема соотношения истины и знания. Его учение об истине и познании имеет ярко выраженную аксиологическую и этическую окраску. Августин отождествляет истину и благо, дела познания и дела нравственности.

Согласно Августину чувства, начиная процесс познания, не дают знания в собственном смысле, а являются подобием знания. Поэтому вопрос о достоверности знания может быть решен только в рамках ноологии, методом и формой которой выступают самосознание и интроспекция. Подчеркнем, что установка на самопознание является стержнем всей философии Августина; без нее нельзя понять ни его ноологии, ни его этики, ни даже его теологии.

Августин в отличие от скептиков был убежден не только в существовании объективной истины, но и в возможности ее чувственно-рационального познания. Подчеркнем, что объективная истина отождествлялась им с божественным разумом и мудростью творца, а значит и с самим богом. Такое отождествление имело двуединый результат: обожествление, теологизацию теоретического рационального знания и одновременно рационализацию понятия христианского бога. Процесс сообщения ума с умопостигаемым объектом осуществляется у Августина с помощью озарения (иллюминации). Теория иллюминации Августина не посягала на познаваемость научных истин, сохраняла таинственность божественного существа и минимизировала самостоятельность научной мысли. Она оказала сильнейшее влияние на крупных мыслителей раннего Средневековья вплоть до Фомы Аквинского.

В философской системе Августина значительное место занимает проблема соотношения бытия и человека. Истинным бытием у Августина выступает абсолютное неизменное вечное и божественное бытие. Бог является для него высшим бытием, высшей субстанцией, высшим благом. Все изменяемое бытие состоит по Августину из материи и формы. Подчеркнем, что в решении этого вопроса он предвосхищал последующие идеи Фомы Аквинского и Дунса Скотта.

В Средние века никто не добавил ничего нового к августиновской феноменологии времени. Большинство теологов ограничивалось воспроизведением платоновского понимания времени как «подвижного образа вечности» или аристотелевского — как «числа движения». От Августина они восприняли главным образом противопоставление временного, мирского и вечного, божественного, а также вытекающую отсюда идею слитности и нерасторжимости мира и времени.

Августин утверждает творение мира богом не по необходимости, а по свободной воле. Творение есть акт не природы бога, а его благодати. Бог творит мир по модели своей премудрости. При этом премудрость отождествляется Августином с Логосом — Словом, а логос — с разумом бога, носителем божественных идей. В мире он видит порядок гармонию и красоту, и объясняет это тем, что если совершенен творец, то и творения его должно быть насколько это возможно совершенным. Но как быть с существующим в мире беспорядком и злом? Как оправдать бога? По мнению Августина, человек видит беспорядок, зло и случайность из-за собственной ограниченности и из-за невозможности для его конечного духа охватить целое мира.

Антропология Августина (учение о человеке) является философской надстройкой над четырьмя кардинальными христианскими догматами: догматами творения, грехопадения, искупления и воскресения. Человека Августин определяет как единство души и тела, при этом разумная душа владеет телом. Именно от души зависит подлинное благополучие и неблагополучие человеческой личности. Душа же является носителем добра и зла. Человек Августина выступает посредником между царством духа и царством материи Суть человека — это любовь, любовь к себе, другим вещам.

Состав человека, говорит Августин, — определяется весом его любви, цена личности — даром любить. И земная, и потусторонняя судьба человека также, по мнению Августина, определяется любовью.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой