Уровень потребления детского питания в России, несмотря на активный рост в последние годы, более чем на 80% уступает аналогичным показателям стран Западной Европы, где на одного ребенка в среднем приходится 22 кг детского питания. Столь невысокий уровень потребления в основном обусловлен низким уровнем доходов населения, в особенности на региональных рынках, а также сохраняющейся традицией приготовления пищи для детей в возрасте до 3 лет в домашних условиях. Вместе с тем, по мере увеличения доходов населения и изменения демографической ситуации в России, объем потребления детского питания промышленного приготовления должен возрасти.
Как отмечают аналитики, Россия отличается большим числом компаний, представленных на рынке детского питания (табл.1). При этом среди производителей детского питания, имеющих наибольшие доли продаж в нашей стране, в различных сегментах фигурируют как отечественные, так и западные компании.
Еще более велико в России число торговых марок детского питания — более 300 брэндов (наиболее популярные из них приведены в табл.1). По этому показателю Россия опережает все остальные страны мира.
Если говорить о брэндах-лидерах в отдельных сегментах, то, например, в «соревновании» детских соков основная конкуренция происходит между марками «Фруто-Няня», «Ясли и сад» и «Агуша». В сегменте жидкой молочной продукции для детей на ведущих ролях такие брэнды, как «Агуша», «Растишка», «Принц», «Тема», «Настенька». В категории дополнительных продуктов детского питания конкурируют такие брэнды, как «Агуша», «Азов», «Вини» и «Фрутоняня».
В группе зерновых продуктов основную конкуренцию для отечественной продукции составляют брэнды иностранных производителей, прежде всего Nutricia (Nutricia Россия — часть подразделения группы французской компании Danone), Kolinska (Словения), Heinz (Германия).
Наконец, в ряду марок питьевой воды для детей доминирует брэнд «Малышка», выпускаемый компанией ОАО «Зеленоградский источник».
Таблица 1.
Основные производители и марки детского питания на рынке России.
|
Наименование предприятия. | Марки. |
ОАО «Детское питание «Истра-Нутриция». | Frutapura Nutricia, Nutrilon, «Бэбилак», «Малютка», «Топ-Топ» и др. |
ЗАО «Компания «Нутритек». | «Афенилак», «Крошка», «Нутрилак», «Нутриэн», «Тетрафен», «Фемилак». |
Новартис Консьюмер Хелс Сервисез СА. | Gerber. |
Hame Боголюбово. | Hame. |
«Придонье» АПК. | «Сады Придонья», «Спеленок». |
«Лебедянский» ЭКЗ. | «Тонус», «Фрутоняня». |
ОАО «Вологодский завод детского питания». | «Винни». |
ЗАО «Хайнц-Георгиевск АО». | Heinz. |
«Орская макаронная фабрика «Ферос». | «Тип-Топ», «Сашенька». |
ЗАО «Московский завод детского питания». | «Винни», «Агуша». |
«Юнимилк». | «Тема». |
ООО «Быстров». | «Быстренок», «Быстренок Baby». |